Каждая ссора красна примирением — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Каждая ссора красна примирением

2021-02-01 90
Каждая ссора красна примирением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитатель предлагает детям вспомнить слова, которые помогают людям помириться. – Вспомните, когда слова "извини", "я не хотел обидеть", "прости, пожалуйста" помогли вам помириться. – Вспомните, когда слова извинения помогли вам избежать наказания (получить прощение). – Мы поняли, что вежливые слова помогают сохранить дружбу, доставить другому радость, предотвратить ссору ("Доброе слово радует, недоброе огорчает"). Но все ли умеют прощать и таким образом сохранять добрые отношения? Воспитатель предлагает послушать сказку А. Нееловой "Тысячесвет".

... На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячесвет и закричал:

"Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть".

– Не сердись, это я нечаянно сделал, – извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.

Но тысячесвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето… Тысячесвет изнемогал. От жажды его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячесвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал: "Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком". Решил тут тысячесвет позвать ручеек и попросить у него прощения, но от слабости не мог громко крикнуть

… В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня все больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим.

– За что тысячесвет рассердился на ручеек?

 

– Так ли сильно провинился ручеек, чтобы выслушивать такие слова, как "гадкий", "убирайся", "не хочу с тобой играть"? (Можно еще раз прочитать этот отрывок.)

 – А как поступил ручеек? (Извинился. Сказал, что нечаянно брызнул на цветок.) – За что ручеек обиделся на тысячесвет? Что он сделал от обиды?

 – Когда и почему цветок вспомнил о ручейке?

– Какие слова готов был сказать цветок, чтобы вернуть друга?

– Какой конец у этой сказки? Что вы почувствовали?

 Воспитатель старается вызвать сочувствие у детей к судьбе цветка; помогает им понять, что нежелание принять извинения друга привело цветок к гибели.

Педагог предлагает детям придумать другой вариант сказки.

1. Когда началась жара, ручеек вернулся и спас друга. 2. Тысячесвет принял извинения ручейка, и они продолжили играть вместе.

Затем просит детей нарисовать рисунки, изобразив на них печальный и веселый конец сказки, и придумать названия иллюстрациям.

В заключение воспитатель подводит итог:

– Нужно жить дружно, не ссорясь друг с другом. Если возникает спор, постарайтесь договориться и решить спор по справедливости. Если все же поссорились, обязательно помиритесь. ("Каждая ссора красна примирением".) Главное, не злиться друг на друга, стараться сохранить дружбу. ("Глупые ссорятся, а умные договариваются".) А когда поссоритесь, вспомните стихотворение (Л. Яковлев "Ссора"):

Два котенка разругались,

 Раздружились, отвернулись,

Но украдкой обернулись…

И во всю Расхохотались.

Урок дружбы (5–6 лет)

В ходе беседы педагог напоминает детям о том, что с друзьями надо делиться. Воспитатель читает детям рассказ "Урок дружбы" М. Пляцковского.

 ... Жили два воробья – Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. "Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется", – подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

– Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик.

– Ты нашел, ты и клюй!

– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик.

– А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

– Ты, наверное, прав, – ответил Чик. Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал

 

целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. – Почему Чику стало стыдно?

 – Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки? (Жалко. Он пожадничал, хотя у него был целый ящик пшена.)

– А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? (Он хороший, добрый друг.)

 – Почему рассказ называется "Урок дружбы"? – Нарисуйте Чика и Чирика.

Не будь жадным

В ходе беседы педагог продолжает воспитывать у детей отрицательное отношение к жадности. Воспитатель рассказывает детям:

 ... Миша и Саша стояли у окна и смотрели, как ребята на площадке играют в футбол. Друзья радовались удаче знакомых, огорчались неудачам. Вскоре они отвлеклись: Миша достал из кармана мандарин и начал его чистить, а его друг внимательно наблюдал, как из-под шкурки появлялись аппетитные плотные дольки. Миша отрывал дольку за долькой и аккуратно отправлял их в рот. Саша как зачарованный смотрел на мандарин. Скоро исчезнет последняя долька. – Если бы у меня был мандарин, я бы тебя обязательно угостил, – со вздохом сказал Саша. – Как жаль, – сказал Миша, отправляя последнюю дольку в рот, – что у тебя нет мандарина. – По-дружески ли поступил Миша? Какой Миша? (Жадный.)

 – Как вы думаете, понимает ли Миша, что поступает неправильно?

– Придумайте название этой истории.

– Придумайте небольшой рассказ о друзьях, которые умеют делиться.

Нарисуйте иллюстрацию к этой истории. Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам (6–7 лет) В ходе беседы воспитатель продолжает формировать у детей привычку делиться с друзьми. Педагог предлагает детям послушать стихотворение Я. Акима "Яблоко".

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

– О каком правиле дружбы говорится в этом стихотворении?

– В стихотворении яблоко описано так, что его тут же хочется съесть. Почему тот, у кого в руках оно оказалось, не сделал это?

– Какое еще название можно подобрать к этому стихотворению?

 – Нарисуйте рисунок к стихотворению. – А теперь послушайте еще одну историю о том, как делили яблоко (В. Сутеев "Яблоко"). Сначала педагог читает первые три части рассказа.

 ... 1 Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит – не допрыгнешь! – Крра-крра! Смотрит заяц – на елке сидит ворона и смеется.

 

 – Эй, ворона! – крикнул заяц. – Сорви-ка мне яблоко! Ворона перелетела с елки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала – упало оно вниз.

 2 – Спасибо тебе, ворона! – сказал заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое? Испугался заяц, потом понял: яблоко упало прямо на ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось. – Стой, стой! – кричит заяц.

 – Куда мое яблоко потащил?

3 Остановился ежик и говорит: – Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал. Заяц подскочил к ежу:

 – Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел! К ним ворона подлетела.

 – Напрасно спорите, – говорит, – это мое яблоко, я его себе сорвала. Никто друг с другом согласиться не может. Каждый кричит: – Мое яблоко! Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: ворона ежа в нос клюнула, еж зайца иголками уколол, а заяц ворону ногой лягнул…

 – Как вы думаете, у кого из зверей больше прав, чтобы сказать: "Это мое яблоко"? – Почему каждый из зверей считает яблоко своим?

– Во что обернулся спор зверей, которые не могли поделить яблоко? – Как бы вы рассудили зверей?

– Послушайте, что же было дальше....

 4 Вот тут-то медведь и появился. Да как рявкнет:

– Что такое? Что за шум? Все к нему:

– Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали медведю все, как было.

 5 Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил: – Кто яблоко нашел? – Я! – сказал заяц.

– Кто яблоко сорвал? – Как р-раз я! – каркнула ворона.

– Хорошо. А кто его поймал? – Я поймал! – пискнул еж.

– Вот что, рассудил медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить.

– Но тут только одно яблоко! – сказали еж, заяц и ворона.

– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. И все хором воскликнули:

– Как же мы раньше не догадались!

6 Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал зайцу:

 – Это тебе, заяц, – ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек вороне отдал:

– Это тебе, ворона, ты яблоко сорвала.

Третийкусочек ежик себе в рот положил:

– Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвертый кусочек ежик медведю в лапу положил:

 

– А это тебе, Михаил Иванович…

– Мне-то за что? – удивился медведь.

– А за то, что ты нас всех помирил и уму разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

– Согласны ли вы с тем, как медведь рассудил зверей?

 – Почему ежик четвертый кусочек яблока отдал Михаилу Ивановичу?

– Почему медведь удивился? (Он был бескорыстным, нежадным, справедливым.) – Почему все звери остались довольны? Воспитатель еще раз читает отрывок со слов "Мне-то за что?.." и спрашивает:

– О каком правиле дружбы здесь идет речь? –

 Нарисуйте, кому бы могло достаться яблоко, если бы не вмешался медведь.

– Придумайте новое название этой сказке.

Взаимопомощь

В ходе бесед по этой теме воспитатель знакомит детей с таким понятием, как взаимопомощь. Педагог подчеркивает, что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям. На примере художественных произведений он объясняет детям, что настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени. Но все это компенсируется глубоким чувством удовлетворения от собственной полезности окружающим. Зайчик, который всем помогал (5–6 лет) С помощью сказки Е. Бехлерова педагог объясняет детям, что помощь другим может приносить радость тем, кто ее оказывает. Воспитатель читает сказку Е. Бехлерова "Капустный лист".

... Нес зайчик лист капусты. Лист был большой, круглый, и зайчик шел и радовался: – Ну и позавтракаю же я на славу! Вдруг он услышал жалобный писк. Это воробышек лежал под кустом: злой мальчишка подшиб его камнем.

– Пить, пить, – стал просить воробышек.

 Зайчик недолго раздумывал. Он сразу побежал к реке, принес воды в капустном листе и напоил раненого воробья.

– Ну, а сейчас-то я наемся до отвала, до дому уже рукой подать, – подумал зайчик и пошел дальше. А в это время хлынул дождь.

– Подумаешь, дождь! Не боюсь я тебя! – сказал зайчик и припустил со всех ног домой. И снова его кто-то тихонько окликнул:

– Зайчик, спаси! Это бабочка лежала в траве.

– Если дождь намочит крылья, я не смогу взлететь.

– Иди под зонтик! – сказал зайчик и поднял капустный лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.Дождь прошел. Бабочка сказала "спасибо" и улетела. Подойдя к реке, зайчик увидел тонущую мышку. Он бросил ей лист. Мышка на нем добралась до берега, поблагодарила зайчика и убежала. А капустный лист подхватила волна и унесла.

 

 

– Эх, уплыл мой завтрак! – воскликнул зайчик. – Ну, ничего, зато… И он побежал домой, а что он сказал, уже не было слышно.

– Какое настроение было у зайчика, который побежал домой без капустного листа? – Как можно охарактеризовать зайчика? Какой он? (Добрый, отзывчивый.)

– Что сделал зайчик, чтобы помочь другим животным?

– А что случилось с воробышком? Как можно назвать человека, который обижает животных? (Злой, недобрый, глупый.)Почему?

 – Вежливо ли вели себя животные, которым помог зайчик?

– Знаете ли вы людей, которые тоже готовы прийти на помощь тем, кому она нужна? Расскажите о них.

– Нарисуйте тех, кому помог зайчик.

– Придумайте такое название этой сказке, которое говорило бы о добрых поступках зайчика.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.