Общее представление о переживании критических ситуаций. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общее представление о переживании критических ситуаций.

2021-02-01 115
Общее представление о переживании критических ситуаций. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Переживание, в каком бы виде оно не представляло в различных концепциях, - в виде ли психологической защиты, компенсации или совладания, редко рассматривается как процесс, направляемый осознанной целью, оно считается всеми авторами процессом, подчиняющимся целевой детерминации. Целевые детерминанты, приписываемые процессам переживания, совпадают с основными "внутренними необходимостями" жизнедеятельности:

1. "Здесь и теперь" удовлетворение.

2. Реализация мотива (удовлетворение потребности).

3. Упорядочение внутреннего мира.

4. Самоактуализация.

Картина острого горя очень схожа у разных людей. Общим для всех является следующий синдром: периодические приступы физического страдания (20-60 мин), спазмы в горле, припадки удушья, чувство пустоты, потеря мышечной силы и интенсивное субъективное страдание, описываемое как напряжение и душевная боль. Больные вскоре замечают, что очередной приступ наступает раньше обычного, если их кто-нибудь навещает, если им напоминают о предмете их горя или выражают сочувствие. У них наблюдается стремление любой ценой избавиться от синдрома, поэтому они отказываются от контактов, которые могут ускорить очередной приступ, и стараются избежать любых напоминаний о предмете горя.

Наиболее выраженные черты:

1. Постоянные вздохи (это нарушение дыхания особенно заметно, когда больной говорит о своем горе);

2. Общие для всех больных жалобы на потерю силы и истощение: «почти невозможно подняться по лестнице», «все, что поднимаю, кажется таким тяжелым», «от малейших усилий я чувствую полное изнеможение»;

3. Отсутствие аппетита.

Впервые концепцию стресса сформулировал канадский физиолог Ганс Селье, который понимал его как неспецифическую реакцию организма на различные неблагоприятные воздействия эндогенного или экзогенного характера.

Г. Селье описал 3-стадийную структуру стресса:

1. Реакция тревоги в организме во время внезапной встречи с опасностью – начальное проявление острых симптомов.

2. Стадия адаптации или резистентности – исчезновение этих симптомов.

3. Стадия истощения – повреждение организма с полной потерей сопротивляемости.

Стресс не просто нервное напряжение. Так, Дж. Мейсон считал общим знаменателем всех стрессов - активацию физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов. Стрессорный эффект зависит только от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Полная свобода от стресса означает смерть.

Дистресс - вредоносный/неприятный стресс.

Ричард Лазарус вводит представление о психологическом стрессе, который в отличие от физиологической стереотипной стрессовой реакции на вредность, является реакцией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами. Он также выделяет стресс, вызванный психическими раздражителями, и стресс, вызванный физиологическими раздражителями.

Ф.Е. Василюк подчеркивал: Непроясненность категориальных оснований более всего сказалась на понятии стресса. Сначала термин означал неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома; далее стрессом называли реакцию на холодовые воздействия и на услышанную критику, радость успеха, усталость и унижение и т.д.. По замечанию Р. Люфта: "многие считают стрессом всё, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати".
Дж. Эверилл вслед за С. Селлсом считает сущностью стресса утрату контроля, т.е. отсутствие адекватной реакции на данную ситуацию при значимости для индивида последствий отказа от реагирования. П. Фресс предложил называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций: повторяющихся, или хронических, в которых могут появляться нарушения адаптации. Ю.С. Савенко определяет стресс как состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующим ее самоактуализации.

Любое требование среды может вызвать критическую, экстремальную ситуацию только у существа, которое не способно справиться ни с каким требованием вообще и в то же время внутренней необходимостью жизни которого является неотложное (здесь и теперь) удовлетворение всякой потребности.

Посттравматическое стрессовое расстройство активно начало изучаться после вьетнамской войны. ПТСР может развиваться в катастрофических обстоятельствах практически у каждого человека, даже при отсутствии явной личностной предрасположенности.

Острое стрессовое расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство возникают как реакция на психологически травмирующее событие и состоят из четырёх симптомов:

· переживание травматического события

· избегание всего, связанного с этим событием

· сниженная чувствительность (чувства бледнеют и становятся ирреальными)

· возросшее возбуждение, тревога и чувство вины

Основные симптомы: чувство вины за свои действия, стыд по поводу некоторой неудачи, неконтролируемый или частый плач и др. экстремальные реакции на стрессоры, которые обычно могли бы быть восприняты достаточно хорошо, проблемы со сном, депрессия, тревожность и гнев, физические заболевания, связанные со стрессом (головные боли, нарушения пищеварения, плохая выносливость или сопротивляемость), невозможность забыть сцены ужасов войны, затруднение концентрирования внимания или бесконечные тягостные размышления, нехарактерная для данного человека социальная изоляция, суицидальные мысли и планы, притупление эмоциональной жизни.

Для возникновения ПТСР решающее значение имеет субъективная оценка степени угрозы и выраженность ее аффективного переживания. Течение ПТСР может быть острым (1-3 мес) или хроническим, его возникновение может быть оставлено во времени после непосредственного переживания травматического события на месяцы и даже годы.

Одна из самых важный особенностей ПТСР - компульсационные повторения травматического события. При оживлении травматической ситуации воспроизводятся и особенности поведения, характерные для пережитого события. Выработанные при участии боевых действий стереотипы поведения у ветеранов в мирной жизни могут выражаться реакцией "нападай или беги".

Фрустрация – расстройство (планов), уничтожение (замыслов), указывает на какую-либо травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Данное явление наиболее изучено в отношении к барьерам в деятельности, когда деятельность блокируется из-за непреодолимой преграды.

Согласно Н.Д. Левитову, фрустрацию можно отнести к состояниям так же, как и стресс, беспокойство, тревогу, т.к. она на некоторое время откладывает отпечаток на всю психическую жизнь; является целостной реакцией организма в его активном приспособлении к среде.

Существуют проблема, к чему относить термин "фрустрация": к внешней причине (ситуации) или к вызываемой ею реакции/психическому состоянию. Поэтому следует различать понятия "фрустратор" и "фрустрация". Фрустрацией преимущественно обозначают провоцируемое фрустратором состояние.

Фрустрация различается по:

· психическому содержанию

· направленности

· длительности

Фрустрация может быть:

· типичной для характера человека

· не типичной, но может возникнуть

· эпизодической, приходящей

Так, агрессивное состояние более типично для человека несдержанного, грубого, а депрессия - для человека, неуверенного в себе. Такая закономерность может поменяться под действием фрустрирующих факторов.

Франц Розенцвейг: Фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимое препятствие на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.

Типы фрустраторов с примерами (по Ф. Розенцвейгу):

· Лишение – отсутствие необходимых средств для достижения цели.

· Потеря – смерть близкого человека.

· Конфликт - человек, любящий замужнюю женщину (хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлениями о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру).

Критика: В один ряд поставлены смерть близкого человека и любовные эпизоды; неудачно выделены конфликты, которые относятся к борьбе мотивов (к состояниям, которые часто не сопровождаются фрустрацией); психические состояния при лишении, потере и конфликте весьма различны, в зависимости от содержания, силы и значимости ситуации.

Д. Браун и М. Фарбер: Фрустрация – результат таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается, или затормаживается.

Ф.Е. Василюк выделял следующий признак фрустрации: наличие сильной мотивации достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению. В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру фрустрационных мотивов и "барьеров".

К классификациям первого рода относится приводимое А. Маслоу различение базовых, "врожденных" потребностей, фрустрация которых носит патогенный характер, и "приобретенных" потребностей, фрустрация которых не вызывает психических нарушений.

Барьеры могут быть физическими (стены тюрьмы), биологическими (болезнь, старение), психологическими (страх) и социо-культурными (нормы, запреты). Т. Дембо использовала следующий способ деления барьеров для описания своих экспериментов: внутренние барьеры - препятствуют достижению цели, внешние - не дают выйти из ситуации. Однако мы преодолеваем значительные трудности, не впадая при этом в состояние фрустрации. Следовательно, вопрос в достаточности условий фрустрации.

Виды фрустрационного поведения (Ф.Е. Василюк):

1. Двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции;

2. Апатия (исследование Р. Баркера, Т. Дембо, К. Левина: один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок);

3. Агрессия и деструкция;

4. Стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

5. Регрессия (примитивизация поведения, обращение к инфантильным формам поведения, падение "качества исполнения")

Агрессия - состояние, включающее в себя прямое нападение, угрозу, желание напасть, враждебность. Агрессия характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, желанием сорвать зло на ком-либо или чём-либо. Одно из проявлений фрустрации.

Фиксация - активное состояние, когда деятельность продолжается по инерции, хотя она может быть бесполезна или даже опасна. В терминах А.Н. Леонтьева это означает, что деятельность потеряла личностный смысл для субъекта. Прикованность к фрустратору; стереотипность мышления, восприятия, постоянное анализирование фрустратора («эмоциональная жвачка», «самокопание»).

Апатия – особая форма проявления депрессии, тяжёлое психическое заболевание, характеризующееся чувством печали, неуверенности, крайней беспомощностью, бессилием, отчаянием, отсутствием веры в будущее.

Регрессия – возвращение к более примитивным, иногда инфантильным формам поведения, понижение уровня деятельности под действием фрустратора может проявляться не только внешне, но и в переживаниях: желание, чтобы кто-нибудь пожалел. Капризное поведение.

Деструкция (подавление) – удаление чего-либо, что может вызвать тревожность и другие психотравмирующие факторы из сознания. Удаление препятствует разрешению проблемы.

Отрицание – попытка не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят.

Н. Майер: Поведение фрустрированного человека не имеет цели, оно утрачивает целевую ориентацию.
Э.Фромм: Фрустрированное поведение представляет собой попытку, часто бесполезную, достичь фрустрированной цели. А К. Гольдштейн, наоборот, утверждает, что поведение такого рода не подчинено никакой цели, оно дезорганизовано и беспорядочно ("катастрофическое" поведение).

32.Методы психологического изучения эмоциональных процессов. Влияние эмоций на познавательные процессы и исполнительную деятельность.

Методы изучения эмоций (Кэролл Эллис Изард):

Понятия и факты акцентируют представление об эмоции как о сложном феномене, имеющем нервный, выразительный и переживательный компоненты. Следовательно, изучение эмоции может происходить на любом из трех уровней, соответствующих одному из основных компонентов эмоционального процесса. Метода и приемы исследования диктуются в наибольшей степени тем, какой из компонентов изучается.

· Исследования на нейрофизиологическом уровне.

Хирургические удаления и поражения (проводились только на животных). Некоторые факты, по-видимому, имеют межвидовую ценность. Исследователь дает предположение о роли конкретного мозгового механизма эмоции и проверяет свою гипотезу, удаляя эту область мозга или выводя ее из строя. Одна из наиболее серьезных проблем такого подхода: относительная неточность удалений или поражений, поскольку иногда очень большая зона мозга обладает различными и сложными функциями.

Вживление микроэлектродов для прямой стимуляции мозга (введение крохотных игл электродов в специфические зоны мозга). Возможность изучения реакции на стимуляцию здорового интактного мозга. Но даже минутная стимуляция очень небольшойзоны может вызвать комплексные эффекты. Работа Дельгадо подтвердила данные Хесса, что электростимуляция мозга может вызвать угрожающее и атакующее поведение у кошки. Стимуляция височной доли привела к ощущению страха; стимуляция правой миндалины вызвала ярость и вербальную агрессию. Дельгадо утверждал также, что с помощью стимуляции можно вызвать положительные эмоции.

Психофизиологические исследования. Учет деятельности различных органов или систем, иннервируемых автономной нервной системой. Исследования часто включают экспериментальные стресс и изменение частоты сердцебиения, электрокожного сопротивления или частоты дыхания. Получена надежная информация о висцеральных функциях при стрессовых условиях различного типа.

· Изучение экспрессивного компонента эмоций (на примере двух типов исследований).

Методики для изучения эмоциональной экспрессии. 2 основных направления: изучение произвольной экспрессии или непроизвольной (спонтанной). Дьюмас показал, что степень произвольности экспрессии у слепых от рождения значительно ниже, чем у здоровых индивидов. Было также выяснено, что детская способность произвольно осуществлять требуемые мимические движения развивается поступательно от 4-х до 14 лет. Экман, Фрайзен и Томкинс разработали детальный метод анализа мимического выражения (FAST - Facial Affect Scoring Technigue). Для определения выражения в каждой зоне лица применяются фотографии, поскольку они более объективны и надежны, чем вербальные описания.

Узнавание или различение эмоциональных выражений. Исследование Экмана, Фрайзена и Томкинса использовала объективную оценивающую технику для анализа выражений лиц в терминах эмоциноальных категорий. Другой тип изучения экспрессии - исследование способности людей узнавать или различать характеристики различных эмоциональных категорий.

Естественное наблюдений эмоциональной экспрессии. Имеет определенные ограничения. Хаггард и Айсакс показали, что некоторые различимые эмоциональные выражения длятся примерно 1/8 секунды и остаются незамеченными опытными психиатрами, выступающими в роли наблюдателей + может быть только ограниченное число испытуемых. Может использоваться видеомагнитофонная запись или кинофильм: тренированные наблюдатели могут затем многократно прокручивать запись, классифицируя реакции или кодируя их с помощью стандартных шкал.

· Методы изучения эмоционального переживания (феноменология эмоций).

Обычно, когда кто-то изучает эмоцию на нейрофизиологическом или на экспрессивном уровне, он также изучает и "ощущение эмоции", или эмоциональное переживание. Для получения непосредственных самоотчетов об эмоциональных переживаниях используются некоторые списки определений или шкалы (переводят описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций), которые предназначены, как правило, для студенческого возраста, однако некоторые из них предназначены и для старшеклассников.

В качестве методов психологического изучения эмоциональных процессов могут использоваться:

· опросы (например, TOSCA (Test of Self-Conscious Affect))

· анализ повествований (например, испытуемого просят рассказать две ситуации – благовидный и неблаговидный поступок)

· наблюдение (анализ невербального поведения)

Влияние эмоций на познавательные процессы.

(Януш Рейковский):

· Влияние эмоционального опыта на выделение фигуры и фона.

Среди факторов, детерминирующих этот процесс, в первую очередь обычно указывают на организацию перцептивного материала. Однако оказалось, что влияют также и факторы эмоциональной природа. Исследование Шафера и Мэрфи: Предъявление контура лица на 1/3 сек с одновременным запоминанием предъявляемых названий. 2 из многократных применений подкреплялись вознаграждением (2-4), а после предъявления остальных испытуемый платил сам. Критический момент эксперимента состоял в предъявлении двойственной фигуры соединенных профилей (нужно было сказать, какое лицо они видят на двойственном рисунке). Из 67 предъявлений в 54 случаях испытуемые воспринимали лицо, которое сопровождалось положительным подкреплением. Эта тенденция проявлялась автоматически.

· Влияние эмоционального опыта на восприятие свойств предмета.

Исследования Брунера и Гудмена. Они просили детей, манипулирую регулятором проектора, высвечивать на экране кружок, соответствующий по размеру образцу. В качестве кружков использовались монеты и равные им по величине картонные кружки. Величина монеты казалось детям больше величины соответствующих кружков. Таким образом, обнаружилась тенденция к переоценке величины предметов, имеющих для ребенка определенную ценность. Чем больше достоинство монеты, тем больше переоценка. Целый ряд данных указывает на то, что предметы, имеющие эмоциональную значимость, воспринимаются несколько иначе, чем нейтральные предметы, и что они (по терминологии Брунера и Постмана) акцентируются, что приводит к переоценке их величины, лучшему выделению из фона и т.п. Но некоторые эмоциональные раздражители как бы перцептивно игнорируются, как будто человек защищается от них. Признание существования перцептивной защиты.

· Восприятие и эмоциональное состояние.

На восприятие могут оказывать влияние эмоции, вызванные ранее действовавшими факторами, независимо от того, воспринимает ли человек предмет, имеющий для него значение, или же относительно нейтральный предмет. Постман и Брунер установили, что состояние фрустрации способствует появлению у испытуемых ошибок восприятия, состоящих в превращении нейтральных слов в слова агрессивного или тревожного содержания. Под влиянием эмоциональной установки проявляется тенденция к восприятию большего числа раздражителей как раздражителей, вызывающих негативную реакцию.

Интенсивность эмоции и изменения познавательных процессов:

1. Нейтральное состояние: отсутствие явно выраженного эмоционального процесса;

2. Умеренный уровень эмоции: эмоция уже достаточно отчетлива, чтобы осознаваться, однако еще не настолько сильна, чтобы нарушить протекание действий; появляются выразительные реакции;

3. Высокий уровень интенсивности эмоции: эмоция направляет действия человека, человек ведет себя эмоционально, проявляет гнев, радость и т.д.; такой уровень может получить выражение в виде аффекта, либо в хронической форме; в этом случае поведение является более дифференцированным, так как он совершает различные действия, однако эмоциональное состояние сохраняется и беспрерывно вмешивается в ход выпоняемой деятельности; в такой форме часто проявляется тоска, сексуальное возбуждение и т.д.;

4. Очень высокий (максимальный) уровень интенсивности эмоции: полное отключение всех неэмоциональных механизмов, регулирующих поведение (ярость, паника, экстаз и т.д.);

Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом чем важнее для него тот или другой фактор (предмет, его свойство), тем лучше он воспроизводится.

Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности вызывают уже отчетливые изменения в познавательных процессах, в частности, у человека появляется сильная тенденция к восприятию, припоминанию и т.д. только того, что соответствует доминирующей эмоции. При этом содержание воспринимаемого и мыслительного материала усиливает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию. Поэтому, чаще всего, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия.

Одним из способов выхода из порочного эмоционального круга является образование нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию.

Эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет – более трудных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом,- снижению уровня выполнения деятельности, учения; когда успех вызывает эмоции большой силы, то протекание деятельности нарушается, но и в случае, когда успех достигается ценой особых усилий, возможно появление усталости, которая может ухудшить качество деятельности; когда неуспех следует за серией успеха, то он может вызвать кратковременное повышение уровня выполнения деятельности.

Эмоции и мышление имеют одни и те же истоки и тесно переплетаются в своем функционировании. Однако особенностью сознательного человека является то, что эмоции не определяют его поведение. Формирование решения о том или ином действии принимается таким человеком в процессе тщательного взвешивания всех обстоятельств и мотивов. Этот процесс обычно начинается с эмоциональной оценки и завершается ею, но в самом процессе доминирует мысль. Но если действия или поступки производятся человеком на основе одних лишь холодных доводов рассудка, то они значительно менее успешны, чем в том случае, когда такие действия поддерживаются эмоциями.

В 50-60-е годы школа «Новый взгляд» (New Look, К. Брунер) изучала влияние эмоций на познавательные процессы, в частности, искажение познавательных процессов под влиянием эмоций.

33.Исследования выражения эмоций. Экспрессивная сторона личности.

Януш Рейковский: Исследование подлинных эмоций сталкивается со значительными трудностями.

Карини Лэндис проводил свои эксперименты с 1924 года (очень жестокие эксперименты). Эксперимент: Чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию; в других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока и т.д. Но именно поэтому в эксперименте К. Лэндиса удавалось вызывать подлинные эмоции.

На протяжении всего эксперимента испытуемых фотографировали. Чтобы облегчить объективное измерение мимических реакций, основные группы мышц лица обводились углем. Это позволяло впоследствии – на фотографиях – измерять смещения, которые происходили при различных эмоциональных состояниях в результате сокращения мышц.

Попытки установить, какие группы мышц участвуют в выражении отдельных эмоциональных состояний, дали отрицательные результаты. Вопреки ожиданиям оказалось невозможным найти мимику, типичную для страха, смущения или других эмоций. Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб и т. д.

Некоторый свет на причину такого несоответствия другим исследованиям проливают данные дополнительных опытов, проведенных К. Лэндисом с тремя из его испытуемых. Он просил их попытаться изобразить некоторые эмоции, испытанные ими в эксперименте (религиозные чувства, отвращение, страх и т. д.). Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции. Таким образом, следует различать общепринятую, конвенциональную мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное проявление эмоций.

У младенцев мимика является сравнительно бедной. Флоренс Гудинаф обнаружила у десятилетней слепоглухой девочки хорошо сформированные мимические схемы почти всех видов, описываемых шкалой Вудвортса и Шлосберга. Это значит, что мимические схемы являются врожденными. Согласно наблюдениям других авторов, у слепых детей плохо формируются произвольные мимические реакции, но спонтанное выражение чувств не отличается от зрячих; с возрастом мимика зрячих становится все более выразительной и богатой, тогда как мимика слепых детей либо не изменяется, либо становится еще более бедной.

Таким образом, на формирование мимического выражения эмоции оказывают влияние три фактора:

· врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;

· приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;

· индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.

Исследования жестов и голоса выявляют влияние аналогичных факторов. Так, эксперименты, в которых эмоции определялись по заснятым на кинопленку движениям рук опытного актера, показали, что уровень точности оценок является примерно таким же, как при определении эмоций по выражению лица. 

В состоянии эмоционального возбуждения обычно возрастает сила голоса, а также значительно изменяются его высота и тембр. Отдельные интонационные колебания высоты могут охватывать целую октаву.                                                                          Неоднократно предпринимались попытки выявить с помощью звукозаписи вызываемые эмоциями изменения голоса. Однако ввиду множества факторов, от которых зависят особенности записи, эти попытки до сих пор не увенчались успехом.

Существуют межкультурные различия выражения эмоций.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.