И. П. Павлов выделил типы ВНД по отношению сигнальных систем. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

И. П. Павлов выделил типы ВНД по отношению сигнальных систем.

2021-02-01 187
И. П. Павлов выделил типы ВНД по отношению сигнальных систем. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Художественный тип. Незначительное преобладание первой сигнальной системы. Для людей этого типа свойственно образное восприятие окружающего мира, оперирование в процессе мышления чувственными образами (наглядно-образное мышление).

2. Мыслительный тип. Незначительное преобладание второй сигнальной системы. Этому типу свойственно абстрагирование от действительности. В процессе мышления люди этого типа оперируют абстрактными символами, обдают способностью к тонкому анализу и синтезу раздражителей окружающего мира.

3. Средний тип. Характеризуется уравновешенностью сигнальных систем. К этому типу принадлежит основная масса людей.

Учение о сигнальных системах.

Поведение человека намного сложнее, чем поведение животных. Хотя закономерности образования условных рефлексов сходны. Но у человека есть высшая форма приспособления к условиям среды – рассудочная деятельность. Это способность улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды и использовать это знание в новых условиях.

У животных – элементарная рассудочная деятельность. В результате организм не только приспосабливается (как животные), но и способен предвидеть изменения среды и учитывать их в своём поведении. Учитывая это, И. П. Павлов развил учение о двух сигнальных системах.

I. Первая сигнальная система – анализирует сигналы, идущие от всех анализаторов. Действует у всех животных.

II. Вторая сигнальная система – это словесная сигнализация (т.е. речь). Также сознание, абстрактное мышление. Особенность только человека, в процессе онтогенеза постепенно увеличивается запас слов, из которых ребёнок строит предложения. Слова начинают терять своё узкое конкретное значение, в них закладывается более широкий обобщающий смысл – возникают понятия (т.е. уже не надо получать информацию о предмете с помощью первой сигнальной системы). Слово начинает означать разные понятия и требует уточнений, обобщению подлежат не только слова, означающие предметы, но и наши ощущения, переживания, действия. Так возникают абстрактные понятия, а с ними и абстрактное мышление. Таким образом, благодаря второй сигнальной системе мозг получает информацию в виде символов (слов, знаков, изображений). Слово играет роль не просто условного раздражителя, а его сигнала, т.е. слово – это сигнал сигнала.

Физиологические основы речи.

Речь является одной из сложнейших функций человека. Она связана с напряжённой работой органов зрения, слуха и периферического речевого аппарата. Сложная координация их деятельности осуществляется нейронами различных зон КБП. Особенно важное значение имеют центр Вернике (расположен в левой височной доле мозга) и центр Брока (нижняя часть левой лобной доли мозга). При повреждении центра Брока (это двигательный центр речи) человек понимает всё услышанное, но сам не в состоянии произнести ни одного слова. При повреждении центра Вернике (его называют ещё слуховым) человек всё слышит, но не понимает речи, в том числе и своей. Письменная речь связана со многими отделами КБП: регулирующими движения рук, зрительными, центрами Брока и Вернике и другими.

???Какие осо­бен­но­сти фи­зио­ло­гии и ана­то­мии че­ло­ве­ка поз­во­ля­ют ему ис­поль­зо­вать для об­ще­ния уст­ную речь? Ука­же­те не менее трёх особенностей.

1) Сильное раз­ви­тие пе­ред­не­го мозга.

2) Наличие цен­тров речи в боль­ших по­лу­ша­ри­ях пе­ред­не­го мозга.

3) Особое стро­е­ние гор­та­ни и на­ли­чие го­ло­со­вых связок.

4) Наличие под­бо­ро­доч­но­го вы­сту­па ниж­ней че­лю­сти и мышц, участ­ву­ю­щих в фор­ми­ро­ва­нии звуков

Физиологические механизмы сна и сновидений.

Сон – это физиологическое состояние мозга и организма в целом, характеризующаяся значительной обездвиженностью, почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители и одновременно особой организацией активности нейронов ГМ.

Человек проводит во сне 1/3 жизни. При лишении сна нарушаются внимание, память, притупляются эмоции, падает трудоспособность, наблюдается неадекватная реакция и галлюцинации. Таким образом, сон – необходимость.

Фазы сна

Обычный сон состоит из 4 – 5 циклов, сменяющих друг друга. Циклы состоят их двух фаз:

I. Фаза медленного сна – сопровождается более редким дыханием и пульсом; расслаблением мышц; снижением обмена веществ и температуры. Наступает сразу после засыпания, длится 1 – 1,5 часа.

II. Фаза быстрого сна. В ней активируется деятельность внутренних органов: учащаются пульс и дыхание; повышается температура; сокращаются различные группы мышц (конечностей, мимические); двигаются глаза под закрытыми веками (как при чтении). Длится эта фаза 10 – 15 минут, к утру возрастает до 30 минут. Сновидения в этой фазе реалистичны и эмоциональны (т.к. возбуждаются нейроны зрительных долей). Сновидения — это сложные психические явления, которые основываются на пережитых ранее впечатлениях.

Значение.  Сон представляет собой «охранительное торможение» и предохраняет нейроны КБП от чрезмерного утомления. Кроме этого, возможно возникновение сна и при резком ограничении потока нервных импульсов в КБП (например, сонное состояние возникает при помещении человека в тёмную звукоизолированную комнату).

Причины смены сна и бодрствования – автоматические (циркадные) ритмы; усталость нейронов ГМ; условные рефлексы, связанные с засыпанием, ускоряют наступление сна.

Причины пробуждения – внешние сигналы; сигналы от внутренних органов (например, голод или переполненный мочевой пузырь).

Физиологические механизмы памяти

Память – это комплекс процессов, протекающих в КБП, обеспечивающих накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта. Память может быть разделена на три основных слагающих элемента – процесс фиксации информации, процесс хранения и процесс воспроизведения.

Гипотезы памяти:

1. Нейронная гипотеза – процессы запоминания и хранения связаны с циркуляцией импульса по замкнутым цепям нейронов. Вероятно, этот механизм лежит в основе кратковременной памяти. Хорошая память характеризуется богатством синаптических связей мозга.

2. Биохимическая гипотеза – импульсы изменяют в нейронах метаболизм, что вызывает структурные изменения РНК. Она хранится до нужного момента, вызывая затем возбуждение нейронов (долговременная память). Вероятнее всего оба механизма составляют единое целое.

Физиология внимания

Высшая нервная и психическая деятельность человека всегда характеризуется определённой избирательностью и направленностью. Для ВНД важно сохранить направленность своей деятельности на существенные элементы при отвлечении от всего малозначимого. Эта избирательность процессов и называется внимание.

Физиологической основой внимания являются процессы возбуждения и торможения, особенности их движения и взаимодействия в КБП. Направленность всегда связана с возбуждением одних корковых участков и торможением других (согласно индукции). Среди возбужденных зон КБП всегда выделяется доминирующий – согласно теории доминанты. Так обеспечивается избирательность нашей деятельности и осуществляется контроль над её протеканием. В основе механизма внимания лежит активация ГМ, связанная с деятельностью лобных долей КБП. А. А. Ухтомский — создатель учения о доминанте. Принцип доминанты допускает, что если в коре мозга одновременно возникают два очага возбуждения, то один из них оказывается господствующим (доминирующим). Рефлексом, связанным с этим очагом в данный момент, направляется и трансформируется деятельность всего нервного аппарата.

Физиология эмоций

Эмоции – субъективные реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, проявляющихся в виде положительных или отрицательных проявлений.

Низкая вероятность удовлетворения потребности делает эмоции отрицательными (страх, ярость и т.д.); возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с раннее имевшимся прогнозом придаёт эмоциям положительную окраску (удовольствие, радость и т.д.).

Мозговые структуры, отвечающие, за реализацию низших элементарных эмоций расположены в промежуточном мозге (гипоталамус) и в древних отделах больших полушарий – страх, агрессия, чувство голода и жажды, чувство насыщения и многие другие. Высшие специфически человеческие (корковые) эмоции связаны с деятельностью зон КБП – например, моральные чувства человека.

Эмоциям принадлежит решающая роль в процессе обучения, в подкреплении вновь формирующихся условных рефлексов. П. К. Анохин — биологическая теория эмоций.

Физиология мотиваций

Это активные состояния мозговых структур, побуждающие человека совершать акты поведения, направленные на удовлетворение своих потребностей. Мотивации делают поведение целенаправленным, ориентируя его либо наследственно (безусловные рефлексы), либо благодаря накопленному раннее условно-рефлекторному опыту.

Биохимические сдвиги (при нарушении гомеостаза) и внешние стимулы трансформируются в процесс возбуждения, это активирует структуры гипоталамуса. Он передает сигнал на КБП, где формируется программа поведения, способствующая удовлетворению соответствующих потребностей.

Сознанием называют высшую, свойственную человеку форму обобщенного отра­жения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирова­ния у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание является высшим уровнем пси­хического отражения и саморегуляции жизнедеятельности индивида, присущий только чело­веку как общественно-историческому существу. В то же время сознание, выступая как осо­бое свойство психики, осуществляет и контроль функционирования и самой психики.

Абстрактное мышление — высшая форма мышления, которая заключается в образовании абстрактных понятий и оперировании ими. Абстрактное мышление линейно, мысли в нем выстраиваются в определенной последовательности, подчиняющейся строгим законом. Основной инструмент – слово. Наука – логика. Элементарная единица абстрактно-логического мышления – понятие. Несколько понятий, объединенных в связную мысль – это суждение.

???Признаки, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие спе­ци­фи­че­скую выс­шую нерв­ную де­я­тель­ность человека.

1) ре­а­ли­зу­ют­ся без­услов­ные рефлексы 2) спо­соб­ность к аб­стракт­но­му мышлению

3) спо­соб­ность реагировать на зна­ко­мое слово 4) осо­знан­ная речь

5) об­ще­ние знаками, символами, понятиями 6) сфор­ми­ро­ван­ное условно-рефлекторное поведение

     

???В Древней Индии человека при проверке на ложь подвергали так называемому Божьему суду. Ему предлагали проглотить горсть сухого риса.

Если проглотить его не удавалось, виновность считалась доказанной. Невиновный человек проглатывал рис. Дайте физиологическое обоснование такому испытанию в обеих ситуациях.

Пояснение. 1) Для того, чтобы проглотить сухой рис, нужно достаточное количество слюны. Слюноотделение контролируется вегетативной нервной системой.

2 ) Виновный же нервничает, боится. При стрессе активируется симпатический отдел нервной системы, слюноотделение тормозится, значит, человек лжет. При сильном волнении резко тормозится слюноотделение и глотательный рефлекс не возникает («во рту пересохло и кусок в горло не лезет»).

3) Невиновный верит в божью справедливость и у него слюна выделяется нормально, т.к. активируется парасимпатический отдел нервной системы, выделяется достаточное количество слюны и человек может проглотить рис.

???Какая часть вегетативной нервной системы более активна у игроков футбольной команды во время матча? Объясните почему.

Пояснение.

1) во время спортивного матча у игроков более активна симпатическая нервная система, так как выделяется в кровь большое количество адреналина (медиатора симпатической нервной системы);

2) симпатическая нервная система усиливает обмен веществ при увеличении физических нагрузок (учащает сердцебиение и дыхание), повышает потоотделение и снижает пороги чувствительности

???Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «строение головного мозга».

1) лобная доля 2) мозжечок 3) спинной мозг 4) затылочная доля

5) теменная доля 6) височная доля

     

 

В ре­гу­ля­ции де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка участ­ву­ют две вза­и­мо­свя­зан­ные си­сте­мы

Ре­гу­ля­ция про­цес­сов жиз­не­де­я­тель­но­сти человека

_______________ обес­пе­чи­ва­ет ре­флек­тор­ную де­я­тель­ность организма, про­во­дя нерв­ные им­пуль­сы от ре­цеп­то­ров к ЦНС и от ЦНС к органам ________________________- ос­но­ва­на на дей­ствии гормонов, вы­де­ле­ние ко­то­рых в кровь кон­тро­ли­ру­ет­ся нерв­ной системой, или других веществ (СО2 для дых. центра)
   

Установите соответствие между примером регуляции работы сердца и типом регуляции.

ПРИМЕР РЕГУЛЯЦИИ   ТИП РЕГУЛЯЦИИ
1) учащение сердцебиений под влиянием адреналина 2) изменение работы сердца под влиянием ионов калия 3) изменение сердечного ритма под влиянием вегетативной системы 4) ослабление деятельности сердца под влиянием парасимпатической системы 5) действие углекислого газа на дыхательный центр 6) влияние инсулина и адреналина на содержание сахара в крови 7) реакция организма на зеленый свет светофора 8) реакция организма на изменение положения тела в пространстве 9) взаимодействие торможения и возбуждения   А) гуморальная Б) нервная

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9
                 

Роль ЭС: Принимает участие в гуморальной (химической) регуляции функций организма и координирует деятельность всех органов и систем.

- Обеспечивает сохранение гомеостаза организма при меняющихся условиях внешней среды.

-Совместно с нервной и иммунной системами регулирует: рост, развитие организма, его половую дифференцировку и репродуктивную функцию, принимает участие в процессах образования, использования и сохранения энергии.

-В совокупности с нервной системой гормоны принимают участие в обеспечении

эмоциональных реакций и психической деятельности человека.

Отличия Нервная Гуморальная
Осуществляется с помощью      
Транспортируются      
Место назначения      
Ответная реакция (время ответа, длительность)    

-осуществляется с помощью химических веществ (гормонов и других веществ), с помощью нервных импульсов;                                                           -вещества выделяются на поверхность тела, но и в полости тела.

-химические вещества транспортируются жидкостями внутренней среды (с кровью), а _____________ передаются по нервным волокнам к определенным органам и тканям;

-химические вещества поступают ко всем органам к тканям, а_______ импульсы передаются к определенному органу;

-ответная реакция наступает медленнее и продолжается длительное время по сравнению с ______регуляцией.

Гормоны — био­ло­ги­че­ски активные ве­ще­ства органической природы, вы­ра­ба­ты­ва­ю­щи­е­ся в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных клетках желёз внут­рен­ней секреции, по­сту­па­ю­щие в кровь и ока­зы­ва­ю­щие регулирующее влияние на обмен ве­ществ и фи­зио­ло­ги­че­ские функции. Гор­мо­ны служат гу­мо­раль­ны­ми (переносимыми с кровью) ре­гу­ля­то­ра­ми определённых про­цес­сов в раз­лич­ных органах и системах.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.