Порядок санкционирования судом следственных действий — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Порядок санкционирования судом следственных действий

2021-02-01 108
Порядок санкционирования судом следственных действий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Порядок санкционирования судом следственных действий

Следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве вышеуказанного следственного действия (действий), о чем выносится постановление.

Постановление должно быть законным, мотивированным и обоснованным, содержать необходимые сведения для производства указанного следственного действия: его наименование, адрес места производства осмотра или обыска в жилище и т.д.

Постановление с материалами уголовного дела, обосновывающими необходимость проведения следственного действия (обязательно прилагаются документы о том, что дело находится в стадии расследования), направляются в суд по месту производства предварительного расследования, либо по месту производства следственного действия.

Разрешая ходатайство о производстве следственного действия, судья обязан в каждом случае наряду с проверкой соблюдения требований уголовно-процессуального закона, предъявляемых к порядку возбуждения ходатайства, проверить наличие фактических обстоятельств, служащих основанием для производства указанного в ходатайстве следственного действия (например, при рассмотрении ходатайства о производстве обыска в жилище убедиться в том, что в материалах уголовного дела имеются достаточные данные полагать, что в указанном жилище могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела).

Ходатайство о производства следственного действия подлежит рассмотрению единолично не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства. В судебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель, а в отдельных случаях и иные лица.

С учетом сокращенного срока, в течение которого ходатайство подлежит рассмотрению, для извещения рекомендуется использовать телефонограмму, СМС-сообщение, факсимильную связь и другие средства связи, обеспечивающие своевременность такого извещения.

Неявка лиц, своевременно извещенных о месте, дате и времени судебного заседания, не препятствует его проведению.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

В дальнейшем, в случае отказа после устранения недостатков следователь или дознаватель могут повторно обратиться с соответствующим ходатайством.

По функциональным признакам (по походке, голосу и т.п.)

Особенности заключаются в том, что до определенного момента опознаваемый не должен знать о проводимом опознании, чтобы не изменить свои признаки. Остальные участники могут быть поставлены в известность о проводимом опознании. Опознаваемый не должен видеть опознающего.

Трупов:

Предъявляется один, желательно в той одежде, в которой был доставлен. Перед следственным действием производится туалет трупа.

Опознание по фотографиям

В случаях, когда любой из рассмотренных выше объектов опознания не может быть предъявлен в натуре, приходится прибегать к опознанию по фотографии. Обычно это имеет место при нахождении опознаваемого объекта и опознающего в разных местностях, причем доставка одного из них к месту предъявления для опознания невозможна либо нецелесообразна, а также в случае смерти опознаваемого или неизвестности его местонахождения.

При подборе фотографии опознаваемого лица следователь должен поинтересоваться, нет ли его опознавательных снимков, так как на них более полно отображены признаки внешности. Если таковых нет, то следователь должен постараться найти несколько фотоснимков, где бы это лицо было снято в разных ракурсах и в разной одежде, причем следует отобрать наиболее четкие изображения (желательно без ретуши). Фотографии должны относиться по возможности к тому периоду, когда опознающий видел или знал опознаваемого.

Вещи и животные должны быть сфотографированы таким образом, чтобы опознающий мог отчетливо видеть их индивидуальные признаки, поддающиеся запечатлению фотографическим путем, а также размер объекта, для чего вещи фотографируются с масштабной линейкой.

Опознающему обычно показывается фотоснимок, на котором опознаваемый объект запечатлен среди других похожих объектов, либо фотоснимок опознаваемого объекта вместе с фотокарточками подобных объектов, выполненных по возможности в одинаковых условиях и масштабе. Фотокарточка с изображением опознаваемого объекта не должна выделяться среди других ни размером, ни качеством изготовления.

Все предъявляемые для опознания фотокарточка наклеивают на таблицы, нумеруют и скрепляют печатью органа расследования. Если опознающих несколько человек, то каждому из них предъявляются разные таблицы, отличающиеся по расположению фотоснимков объектов.

В случае опознания лица по фотографии проводить в дальнейшем опознание того же лица в натуре нецелесообразно, так как факт предварительного предъявления фотокарточек окажется наводящим действием. В случае неопознания лица по фотокарточке проводить предъявление в натуре возможно (повторное опознание), так как на фотокарточке не всегда видны все признаки, индивидуализирующие опознаваемого человека.

ВЫВОД:

· предьявление для опознания по фотоизображениям производится только в тех случаях, когда невозможно либо нецелесообразно предъявление объекта в натуре;

· фотоснимки в количестве не менее трех должны быть наклеены на лист бумаги, пронумерованы, скреплены печатью;

· на фототаблице отмечается, что она является приложением к протоколу предъявления для опознания, указывается дата составления протокола и фототаблица удостоверяется подписями следователя и понятых;

· перед началом предъявления для опознания следователь сообщает понятым, под каким номером значится опознаваемый объект, о чем в последующем отмечается в протоколе предъявления для опознания.

Виды получаемых образцов

Следователь может получить образцы почерка, а также иные образцы. Такая формулировка изложена в ст.202 ГПК РФ. Конечно она порождает разногласия в понимании термина «именно виды» образцов.
В соответствии со ст.9 ФЗ РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности». образцами для сравнительного исследования могут быть объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения. В теории криминалистики все образцы подразделяются на две группы:

1. образцы, выражающие признаки другого объекта (продукты деятельности человека), к ним относятся отпечатки пальцев рук, голос и др.
2.Образцы, выражающие свои собственные признаки (продукты жизнедеятельности человека), к ним относятся потожировые выделения, кровь, слюна.

Правила получения образцов

Рекомендации по процедуре получения образцов крови, слюны, мочи, волос, ногтей и потожировых выделений закреплены в приказе Минздравсоцразвития от 27.01.2006 года №40. К слову сказать о его существовании не знают многие следователи и медиинские работники.
Общие правила получения образцов для сравнительного исследования закреплены в УПК РФ и ведомственных нормативных правовых актах. Однако, на практике все равно возникают вопросы о возможности принудительного получения образцов.
Нередко подозреваемые, обвиняемые, потерпевшие, свидетели отказываются добровольно давать образцы. А вот процедура получения образцов в принудительном порядке УПК не регламентирует, что порождает споры правоприменителей.
Многие юристы считаю, что поскольку в законе не закреплена ответственность за отказ от дачи образцов, получить их принудительно невозможно. То есть, получить образцы можно только при согласии лиц у которых они берутся.
В то же время, некоторые юристы полагают, что получать образцы для сравнительного исследования в принудительном порядке можно, после получения разрешения суда, так как личная неприкосновенность гражданина может быть ограничена только в случаях закрепленных в законе федеральным законом. Суд, в свою очередь, должен рассматривать вопрос о целесообразности и допустимости проведения следственного действия принудительно применительно к конкретному участнику уголовного процесса.
Другое мнение заключается в следующем. Постановление о получении образцов для сравнительного исследования обязательно для исполнения лицами, в отношении которых оно вынесено, и в случае отказа образцы они могут быть получены принудительно.

Понятые при отборе образцов

нередко защитники заявляют ходатайства о признании недопустимым доказательством протокола изъятия образцов биологического происхождения, ссылаясь на отсутствие понятых при принудительном получении образцов. Однако, это неверно, так как в ч.1 ст. 202 УПК РФ закреплено общее правило, согласно которому составление протокола осуществляется в соответствии со ст.ст. 166 и 167 УПК РФ, за исключением требования об участии понятых. Отсюда, участие понятых при выполнении данного следственного действия законом не предусмотрено».

Значение, структура и характеристика Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Особое место среди нормативных правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность занимает Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Характерными чертами ФЗ «Об ОРД» являются:

- закрепление общих правил осуществления ОРД на законодательном уровне;

- усиление значения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД;

- определение общих положений осуществления данной деятельности для всех субъектов ОРД;

- положил начало процессу кодификации правовых норм оперативно-розыскной деятельности и формированию новой отрасли российского законодательства.

Структуру действующего ФЗ «Об ОРД» составляют:

- преамбула, в которой отражается, что Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ;

- глава 1. Общие положения (ст. 1-5). В ней находят нормативное закрепление определение ОРД, ее цели, задачи, принципы и основы соблюдения прав и свобод человека и гражданина при ее осуществлении;

- глава 2. Проведение оперативно-розыскных мероприятий (ст.6-12). В ней определяется перечень ОРМ и устанавливает порядок их проведения;

- глава 3. Органы, осуществляющие ОРД (ст. 13-16). Здесь даётся перечень оперативно-розыскных органов и условия их деятельности;

- глава 4. Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД (ст.17-18). Эта глава излагает систему общих предписаний, касающихся оснований и условий привлечения отдельных лиц к участию в ОРД;

- глава 5. Финансовое обеспечение ОРД (ст. 19). Данной главой регулируется такой вид обеспечения ОРД, как финансирование;

- глава 6. Контроль и надзор за ОРД (ст. 20-23). В ней излагается система ведомственного, вневедомственного контроля и организации прокурорского надзора за данной деятельностью. В ст.23 отражается порядок вступления Федерального закона в силу и определяются пределы его действия во времени.

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» общим условием проведения ОРМ выступает возможность их осуществления на территории России, если иное не предусмотрено федеральным законом. В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы действия ФЗ «Об ОРД» в пространстве в соответствии с принципом территориальности. Согласно воле законодателя такие исключения допустимы, что должно быть предусмотрено федеральным законом (см. ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОРД»).

Первое исключение. В ст. 12 УК РФ содержится предписание о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов России. Создание предпосылок для реализации этой нормы подразумевает вероятность осуществления ОРД за рубежом.

Второе исключение допустимо исходя из предписаний Закона о международных договорах. Соответствующим международным соглашением может быть предусмотрена возможность осуществления ОРМ за пределами России. Например, Советом министров внутренних дел государств — участников СНГ 18 декабря 1998 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД (имеется в виду сопровождение оперативной разведки, оперативно-поисковых мероприятий, наружного наблюдения). В Соглашении отмечено, что в соответствии с государственным суверенитетом осуществление специального сопровождения оперативной разведкой на территории другого государства не допускается.

Третье исключение. С учетом того, что в исключительных случаях уголовная юрисдикция России осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море (см. ст. 17 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»), ОРД возможна для обеспечения производства расследования преступления на борту иностранного судна во время его прохода в случаях, если: последствия преступления распространяются на территорию России; такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами России, и др.

Четвертое исключение. Федеральный закон применяется также в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа России.

Пятое исключение. Непосредственно в ФЗ «Об ОРД» установлено определенное изъятие из принципа его действия в пространстве. Согласно ч. 5 ст. 13 ОРМ в следственных изоляторах «чужие» оперативники вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста России. По времени действия существуют нормативно-правовые акты неопределенно-длительного времени, к которым относится и ФЗ «Об ОРД». Временем вступления в силу данного закона считается 18 августа 1995 г.

68. Толкование норм оперативно-розыскного закона и применение аналогии в ОРД
при подготовке и проведении ОРМ.
Понятие толкования норм оперативно-розыскного закона. Правильное применение ФЗ об ОРД подразумевает точное, недвусмысленное восприятие правоприменителем содержания его норм. В свою очередь, этого нельзя достигнуть без толкования. Толкование норм оперативно-розыскного закона — это деятельность государственных органов, а также непосредственного правоприменителя (оперативника, следователя, прокурора, судьи и др.), направленная на разъяснение и (или) уяснение смысла и содержания волеизъявления законодателя, выраженного в конкретной норме (предписании) ФЗ об ОРД, ее направленности и точного определения содержания, а также соотношения с другими правовыми нормами законодательства в области ОРД. Такое толкование преследует цель правильно применять содержащиеся в правовых нормах предписания к конкретным ситуациям, возникающим в ОРД и в связи с ней.

В толковании норм оперативно-розыскного закона выделяют два аспекта: 1) уяснение его норм «для себя», например оперативником; 2) разъяснение норм тем или иным субъектом «для других».

Толкование использованных в оперативно-розыскном законодательстве терминов, заимствованных из отдельных отраслей знаний, должно соответствовать смыслу и содержанию этих терминов, придаваемых им в конкретной области знаний. Нельзя толковать не оперативно-розыскные термины в угоду сложившейся сыскной практике, разъяснять их в ином смысле, чем это принято в соответствующей отрасли знания, из которой они «перекочевали» в оперативно-розыскное законодательство (например, нельзя отождествлять орган дознания и оперативное подразделение, так как перечень органов дознания изложен в ст. 40 УПК, и он иной, нежели в оперативно-розыскном законодательстве).

Виды толкования норм оперативно-розыскного закона.

Эти виды определяют в зависимости от различных критериев и по различным основаниям. Выделим среди них толкование:

по степени обязательности (юридической силе); по объему;

в зависимости от приемов (способов).

Виды толкования норм оперативно-розыскного закона по степени обязательности (юридической силе).

Обычно выделяют такие виды толкования, как официальное (его разновидности — аутентичное, нормативное и казуальное) и неофициальное. Неофициальное толкование составляют следующие виды: доктринальное (научное) и текущее. Некоторые ученые выделяют и судебное толкование.

Конституционный Суд РФ 14 июля 1998 г. вынес определение № 86-о «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой», в котором, в частности, особо отметил, что преступное деяние не относится к сфере частной жизни лица, сведения о котором не допускается собирать, хранить, использовать и распространять без его согласия, а потому проведение ОРМ, направленных на сбор информации о вероятном совершении преступления, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав, предусмотренных ч. 1 ст. 24 Конституции.

В соответствии с имеющимися полномочиями Верховный Суд РФ на основе обобщения судебной практики по различным категориям уголовных дел, устанавливая типичные ошибки, вправе давать разъяснения, обязательные только для исполнения судами. Однако он не является нормотворческим органом, не создает норм права.

Научное (доктринальное) толкование — это разъяснение содержания оперативно-розыскного закона учеными и специалистами, которое содержится в комментариях законодательных актов, учебниках и учебных пособиях, монографиях и научных статьях, лекциях и т.п. Такое толкование имеет большое значение в деле подготовки квалифицированных оперативников, играет заметную роль в повышении уровня правовой культуры как правоприменителей, так и общества.

Научное толкование тем не менее не носит обязательного характера, а лишь отражает взгляды конкретных ученых, их понимание того или иного нормативного предписания.

Виды толкования норм ФЗ об ОРД по объему толкования. Различают буквальное, ограничительное и распространительное толкование.

Под буквальным (или адекватным) толкованием норм оперативно-розыскного закона понимается такое, когда смысл и словесное содержание правовой нормы (части нормы) совпадают.

Предписание ч. 2 ст. 16 ФЗ об ОРД содержит положение о том, что «никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом». По буквальному содержанию этого нормативного предписания под лицами, полномочными вмешиваться в работу оперативников, понимаются только те, о которых законодатель упомянул исключительно в том или ином федеральном законе. В частности, в ФЗ об ОРД речь идет о следующих двух группах лиц:

1) о физических лицах — Президент РФ (ст. 20), Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры (ст. 21), судьи, руководители органов, осуществляющих ОРД (ст. 22);

2) о юридических лицах — Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ (ст. 20).

Ограничительное толкование состоит в том, что при уяснении содержания нормы оперативно-розыскного закона ее словесному содержанию придается значение более узкое, чем подлинное.

Профессор В.Ф. Луговик, толкуя содержание прокурорского надзора за ОРД, значительно сузил содержание правил ч. 2 ст. 21 ФЗ об ОРД, в которой речь буквально идет о том, что «по требованию... прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскного мероприятия с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскного мероприятия». В.Ф. Луговик считает, что «необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что прокурору, осуществляющему надзор за оперативно-розыскной деятельность, не представляются результаты оперативно-розыскной деятельности, не являющиеся основанием для заведения дел оперативного учета и проведения оперативно-розыскных мероприятий» (См.: Луговик В Ф. Методические рекомендации о порядке представления оперативными подразделениями материалов прокурору, осуществляющему надзор за оперативно-розыскной деятельностью //Оперативник (сыщик) — 2005. — № 2 — С. 22.)

Распространительное толкование предполагает придание словесному содержанию нормы оперативно-розыскного закона более широкого смысла, чем ее истинный.

В большинстве научных работ, включая комментарии к ФЗ об ОРД, предписание ч. 8 ст. 8 ФЗ об ОРД о том, что проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления (с 2005 г. — также особо тяжкого), толкуется расширительно. Порой предлагается проводить его не только по тяжким преступлениям, но и по всем остальным.

Следует исходить из того, что в оперативно-розыскной практике нежелательно ни расширительное, ни ограничительное толкование норм оперативно-розыскного закона, так как эти виды толкования неизменно влекут за собой субъективизм в оценке нормативных предписаний и, следовательно, нарушение законности в ОРД. Виды толкования норм оперативно-розыскного закона в зависимости от приемов (способов) толкования. В оперативно-розыскной теории выделяют следующее толкование норм оперативно-розыскного закона: (См., например: Дубягин Ю П, Дубягина О П, Михайлычев Е А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» — М., 2005. — С. 57.) грамматическое, систематическое и историческое.

Грамматическое (языковое) толкование норм предполагает проведение анализа структурной связи слов и выражений предписаний оперативно-розыскного закона для выяснения смысла и содержания конкретной нормы. Именно с языкового толкования следует начинать анализ норм закона. Этот способ предполагает, что слова и выражения должны содержать смысл, который вкладывается в них в обычном или профессиональном употреблении слов. Например, слову «оперативный», имеющему в обыденном употреблении значение «способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел» (См.- Ожегов СИ. Словарь русского языка. — М., 1990. — С. 452), в ОРД и, соответственно, в оперативно-розыскном законодательстве придается, как правило, иное значение, а именно — совершаемый с помощью негласных сил и средств.

Систематическое толкование — это сопоставление текста толкуемой нормы с другими нормами и предписаниями оперативно-розыскного закона (других законов в области ОРД), уяснение ее места в иерархии законодательных актов. Особое место при толковании оперативно-розыскного закона занимает толкование его норм с бланкетной диспозицией. Оно предполагает обращение, во-первых, к иным законодательным актам, нормы которых реализуются в ОРД, и, во-вторых, к предписаниям многочисленных подзаконных нормативных актов. Это толкование также относится к систематическому.

Нарушения ФЗ об ОРД при осуществлении ОРД влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством (ч. 9 ст. 5 ФЗ об ОРД). Одним из таких нарушений является разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых к оперативникам. В свою очередь, в ст. 320 «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа» УК разглашение сведений о мерах безопасности в отношении этих лиц (при определенных обстоятельствах) признано преступлением. Однако уголовный закон вступил в силу с 1 января 1997 г., т.е. позже, чем стал применяться ФЗ об ОРД. Следовательно, реализация уголовно-правовой ответственности, о чем имеется ссылка в ФЗ об ОРД (действующем с 18 августа 1995 г.), реальна не ранее вступления в силу УК.

Исторический способ толкования используется тогда, когда необходимо раскрыть содержание толкуемой нормы оперативно-розыскного закона путем сопоставления ее с ранее применявшейся аналогичной нормой закона.

Сравнительный анализ ряда предписаний ФЗ об ОРД с предписаниями ранее действовавшего Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» приводит к выводу о том, что действующий оперативно-розыскной закон хотя в целом более совершенен, тем не менее по ряду позиций проигрывает предыдущему акту.

Так, отдельные прогрессивные положения, имевшиеся в предыдущем законе, в ФЗ об ОРД отражения не нашли. В частности, была изъята норма о парламентским контроле над ОРД (см. § 1 гл. 13). Из текста ст. 4 изъято предписание о необходимости согласования с прокуратурой и Верховным Судом РФ нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику проведения ОРМ. Из текста ст. 10 изъято предписание о необходимости обязательной регистрации дела оперативного учета. Кроме того, сужен круг обязанностей оперативно-розыскных органов по защите и обеспечению прав и свобод личности. Были отменены предписания, которые запрещали оценивать работу должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, по количественным результатам этой деятельности, и др.

 

69. Субъекты ОРД и участники ОРМ: понятие, признаки, совокупность, перечень,
классификация.
Субъекты ОРД – это органы, уполномоченные на осуществление ОРД, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Органы, осуществляющие ОРД – это организационно обособленные единицы, которые законодателем определены задачи, компетенция и объем полномочий по осуществлению ОРМ.

Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об ОРД» на территории РФ такими правами наделены оперативные подразделения:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

3. Федеральных органов государственной охраны.

4. Таможенных органов Российской Федерации.

5. Службы внешней разведки Российской Федерации.

6. Федеральной службы исполнения наказаний.

7. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Приведенный в ФЗ «ОБ ОРД» перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные ФЗ «Об ОРД» задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Полномочия, предоставленные оперативным аппаратам, непосредственно реализуются должностными лицами, которые могут быть разделены на следующие виды:

- должностные лица оперативных подразделений, осуществляющих ОРД;

- граждане, привлеченные на добровольной основе и конспиративно сотрудничающие с оперативными подразделениями;

- отдельные лица, гласно содействующие деятельности оперативных подразделений.

Под должностным, лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующее функции представителя власти в области непосредственного осуществления ОРД и контроля за ней.

Должностными лицами оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД являются штатные сотрудники начальствующего состава, имеющие специальные или воинские звания и выполняющие оперативно-розыскную функцию как основную профессиональную задачу.

Права и обязанности оперативных сотрудников, лично осуществляющих оперативно-розыскные меры борьбы с преступностью, производны от компетенции служб и подразделений, в штатах которых они числятся. Полномочия их состоят из общих прав и обязанностей, предоставленных оперативно-розыскному органу, и должностных прав и обязанностей, составляющих компетенцию соответствующего оперативного аппарата.

По объему и относимости к оперативно-розыскной функции принято выделять:

- должностных лиц оперативных аппаратов обладающих всей полнотой полномочий;

- должностных лиц с ограниченными полномочиями, в зависимости от компетенции и специализации оперативных аппаратов.

Так, например, к субъектам ОРД, обладающим оперативно-розыскными полномочиями в полном объеме, относятся штатные должностные лица начальствующего состава служб и подразделений уголовного розыска, экономических преступлений, организованной преступности. Эта категория сотрудников имеет право в полном объеме лично или с привлечением других специалистов осуществлять весь комплекс ОРМ, предусмотренных ст.6 ФЗ «Об ОРД», при решении профессиональных задач борьбы о преступностью. Полнота их правомочий определяется также исключительным правом устанавливать конфиденциальные отношения с гражданами, изъявившими согласие оказывать содействие на безвозмездной или возмездной основе.

Сотрудники указанных оперативных аппаратов выступают инициаторами и организаторами создания и эксплуатации информационно-поисковых систем оперативно-розыскного назначения, использования возможностей оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений, оперативных аппаратов других правоохранительных органов для решения задач ОРД.

К категории сотрудников оперативных аппаратов, обладающих усеченными оперативно-розыскными полномочиями, относятся начальствующий состав оперативно-поисковых аппаратов, подразделений специальных технических мероприятий и др. Ограниченность оперативно-розыскных полномочий указанных должностных лиц определяется компетенцией этих служб и подразделений, в штатах которых они находятся, и их профессиональной специализацией. Основным признаком неполноты оперативно-розыскных полномочий является отсутствие права вести работу с конфиденциальными сотрудниками, а также организовывать проведение ОРМ по выявлению, предупреждению, пресече­нию и раскрытию преступлений.

Кроме должностных лиц в ОРД принимают участие лица, оказывающие конфиденциальную и гласную помощь оперативным подразделениям в решении задач борьбы с преступностью. Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению ОРМ закреплено в ст. 17 ФЗ «Об ОРД».

 

70. Лица, изучаемые посредством проведения ОРМ: понятие, классификация,
правовой статус.
Лицо, изучаемое в ОРД (другие названия – фигурант, объект оперативной заинтересованности), – это лицо, чье деяние (действие или бездействие) связано с совершением преступления (фактически или с достаточной степенью вероятности), а равно гражданин, подлежащий проверке по иным основаниям.

Основными признаками понятия изучаемого лица являются:

· им всегда выступает только физическое лицо, так как согласно уголовному закону только люди могут быть субъектами совершаемых преступлений;

· интерес оперативно-розыскного органа к такому лицу основан на нормах Закона об ОРД;

· этим человеком может быть каждый, вне зависимости от возраста, пола, национальности, служебного положения и т.п.;

· только поведение лица или каким-либо образом высказывание во вне им своих намерений (например: сообщение в письменной форме (письме) сообщения о желании ограбить магазин) может служить основанием для проявления к нему как человеку и гражданину интереса со стороны оперативно-розыскного органа;

Человека как изучаемое лицо следует отличать от: а) юридического лица; б) объекта оперативной заинтересованности, в разведывательной и контрразведывательной деятельности (например, иностранной спецслужбы или иностранной организации); в) подозреваемого в уголовном процессе.

В Законе об ОРД не установлено четкой градации этих лиц, однако, в оперативно-розыскной теории с учетом потребностей практики и в зависимости от ряда критериев различают несколько категорий. Так, с учетом выделения в оперативно-розыскной деятельности двух основных видов – оперативно-розыскного процесса и оперативно-проверочной работы различают две категории лиц:

· чья деятельность связана с совершением преступления;

· чья деятельность не связана с совершением преступления (оперативный интерес вызван необходимостью реализации режимно-административных мер.

В зависимости от формы, в которой осуществляется ОРД известны:

· лицо проверяемое;

· лицо разрабатываемое;

· лицо, находящиеся под оперативным контролем (наблюдением);

· лицо разыскиваемое.

Во всех случаях им является определенный человек, в отношении деятельности которого проводятся ОРМ в рамках дела оперативного учета (проверки, разработки, контроля и розыска) на основании и в порядке, предусмотренных Законом об ОРД и других нормативных правовых актах в области ОРД.

В зависимости от того, непосредственно ли изучается человек или интерес к нему как к лицу, которое может располагать информацией о непосредственном объекте интереса, различают:

· лицо, являющееся непосредственным объектом оперативного интереса – проверяемый, разрабатываемый, находящийся как под оперативным контролем и разыскиваемый;

· связь проверяемого лица (родственник, сослуживец, знакомый по дому, коллега по совместному проведению отдыха и т. п.).

Проводить гласно и негласно конкретные оперативно-разыскные мероприятия, производить при их осуществлении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственных угроз защищаемым объектам.

Указанное положение устанавливает право оперативно-разыскных органов проводить необходимые мероприятия исходя из своего усмотрения и целесообразности по принципу от простого к сложному – негласные мероприятия проводятся в случае невозможности проведения гласных действий. Под гласными ОРМ следует понимать такие, которые оперработники проводят без сокрытия своей личности, ведомственной принадлежности, целей и характера проводимых действий. Негласные – с сокрытием факта осуществления действий.

В Законе содержится важная норма, которая связывает с проведением оперативно-разыскных мероприятий право на изъятие предметов и материалов. Предмет может изыматься в связи с тем, что он использовался при совершении преступления или содержит следы преступника, либо изъят из гражданского оборота.

Материалы – это прежде всего документы, содержащие представляющие оперативный интерес сведения, сообщения – передаваемая по техническим каналам связи информация.

Изъятие предметов не является мерой ответственности и осуществляется в целях:

· обеспечения их сохранности;

· для последующего исследования;

· исключения использования при совершении преступлений.

Об изъятии предметов обязательно делается отметка в справке о проведении оперативно-разыскного мероприятия. В случае изъятий при проведении гласных ОРМ оперработник составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. С изъятых документов изготавливаются копии, которые заверяются и передаются владельцу не позднее 5-ти дней после изъятия.

Прерывание предоставления услуг связи осуществляется для предотвращения преступления, воспрепятствования согласованности действий преступников.

Использовать в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий, по соглашению, служебные помещения и имущество предприятий и организаций, а также помещения и транспортные средства и иное имущество частных лиц.

Подобное использование может осуществляться при <


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.