Понятия гендера и гендерного неравенства. Проблематика гендерных исследований. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понятия гендера и гендерного неравенства. Проблематика гендерных исследований.

2021-02-01 47
Понятия гендера и гендерного неравенства. Проблематика гендерных исследований. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятия гендера и гендерного неравенства. Проблематика гендерных исследований.

В российском обществе крайне распространена идея, что мужчины и женщины должны себя вести в соответствии с неким неписаным стандартом. Женщины подвержены дискриминации намного сильнее.

Стандартизированный образ правильной женщины, который насаждается на всех уровнях — от анекдотов из уст президента до законопроектов, от рекламы до юмористических передач — выглядит примерно так: женщина должна быть привлекательной для мужчины, при этом вести себя скромно, а главная ее задача в жизни — выйти замуж и родить детей. Так называемые «традиционные ценности», которые власти пытаются сделать чем-то вроде государственной идеологии, не предполагают равенства между полами. Многие профессии общество жестко связывает с половой принадлежностью — и речь не о телохранителях, а, например о шеф-поварах: среди российских шефов очень мало женщин. Законодатели регулярно выступают с дискриминационными идеями — скажем, запретить продавать сигареты женщинам моложе сорока лет или ввести дресс-код для девушек, чтобы те «не провоцировали изнасилования». Некоторые страховые компании дороже продают страховки женщинам-водителям, потому что считается, что мужчины водят лучше. Российским женщинам, по данным Росстата, в среднем платят намного меньше, чем мужчинам.

По словам Елены Рождественской, российское общество остается патриархальным, но в нем наблюдается несколько "гендерных режимов". Так, уровень и характер сексизма в корпоративной сфере или в политике будет отличаться от того, что можно встретить на улице или в магазине.

По данным открытых источников, крупные социологические агентства в последний раз задавали россиянам общий вопрос о правах мужчин и женщин в 2009 году. Тогда опрос ВЦИОМа показал, что, по мнению 58% респондентов, мужчины и женщины в России пользуются равными правами.

При этом мужчины больше уверены в равноправии - 63% по сравнению с 53% опрошенных женщин. Женщины чаще склонны считать, что у них меньше прав, - такой точки зрения придерживаются 33% респонденток (и только 23% мужчин).

Всероссийских опросов о том, как часто женщины сталкиваются с дискриминацией по половому признаку, в последние годы не проводилось. Однако статистика указывает на присутствие такой дискриминации: по данным Росстата за 2011 год, средняя зарплата женщин в России составляет лишь 64% от зарплаты мужчин.

В рейтинге Global Gender Gap Index ("Мировой индекс гендерного неравенства"), который готовит организация "Всемирный экономический форум", Россия занимает 61 место из 186 стран, причем ее позиции в рейтинге постепенно ухудшаются. В другом рейтинге гендерного неравенства, который составляет Программа развития ООН, Россия занимает 52-е место.

 

 

В конце 2013 - начале 2014 года волну возмущения вызвала реклама автомобильного страхования со слоганом "Купил японку (немку, американку, кореянку, чешку) – застрахуй ее без церемоний (быстро и без прелюдий, по-джентельменски и т.д.)", где вместо машин производства разных стран были представлены девушки в национальных костюмах.

О том, что эта реклама оскорбительна для женщин, заявляли эксперты по гендерным исследованиям, сообщества феминисток, а также многочисленные пользователи соцсетей. В руководстве "АльфаСтрахования" отвергли претензии в свой адрес, заявив, что реклама содержит в себе юмор, который не нарушает законов и приличий.

Федеральная антимонопольная служба, в которую поступило несколько жалоб, в том числе от профессора Рождественской и ее студентов, в этом споре заняла сторону страховой компании.

"Мы превратили это в некоторый тест на то, как оценивают уровень сексизма государственные органы. Мы объяснили доступными нам академическими терминами, что это реклама сексистская. Ответ антимонопольной службы заключался в том, что здесь сексизма нет. Мы поняли, что эта ситуация - нормальная, что этот уровень сексизма допустим", - говорит социолог.

По словам эксперта, этот случай показывает контрасты российской публичной жизни: власти озабочены защитой детей от вредного контента и оскорблением верующих, но в сфере рекламы даже явные призывы к сексуальной распущенности не вызывают противодействия.

 

В современной России феминизм как движение представлен группами активистов, взгляды и убеждения которых различаются от либеральных до радикальных. Так, либеральный феминизм базируется на способности женщин посредством действий и выбора бороться за собственные права. Другой вид феминизма — интерсекциональный, который рассматривает взаимосвязь различных форм дискриминации — сексизма, расизма, гомофобии. Левый феминизм рассматривает мужчин как класс, который эксплуатирует женщин. В основе радикального феминизма — сосредоточение на теории патриархата, то есть системного угнетения женщин со стороны мужчин. Представители правозащитного феминизма занимаются нарушениями прав и свобод женщин в России.

«Больше всего феминизм развит в Москве и Петербурге, где есть соответствующая инфраструктура, живет наиболее прогрессивная молодежь. В регионах пока уклад более патриархальный, но женщины все более активны в городах-миллионниках

Спецификой современного феминизма в России является развитие женских организаций в определенных социальных условиях, которые являются основой и средой возникновения идеологических принципов, позволяющих развиваться женскому движению отлично от западных моделей. Хотя, общие принципы, объединяющие женское движение по всему миру присутствуют и в отечественном движении.

Второй особенностью российского феминизма является соблюдение гуманистических принципов в работе каждой женской организации (к примеру, принцип соблюдения прав и свобод человека, принцип клиентоцентризма, принцип компетентности, принцип толерантности, принцип социальной справедливости, принцип социальной активности, мобильности и гибкости и пр.).

Третья особенность российского женского движения заключается в генерализации идеологических ценностей в процессе социального взаимодействия и привнесения личного жизненного опыта каждой из участниц в ценности и установки отдельной организации и в целом женского движения.

Женское движение в России слабо структурировано. В основе его развития имеется ряд идей, в большинстве своем совпадающих с правами человека, но делающих акцент на женщин, вокруг которого формируется ядро идеологических принципов современного феминизма, но в то же время, мы можем констатировать, что данное ядро вариативно, т.к. включает и личный жизненный опыт участниц движения.

Российское женское движение в настоящее время дифференцированно и институционализированно. Это означает, что данный сектор гражданского общества существует в форме неправительственных общественных организаций. Такие организации, как правило, составляют третий сектор - включающий структуры, которые не относятся ни к государственному сектору, ни к частному предпринимательству.

Множество организаций женского движения дифференцировано по направлениям и репертуару действий, типам мобилизации, мотивации участия, характеру лидерства, организационным структурам и прочим параметрам деятельности.

 

СТЕРЕОТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ

Предвзятое отношение к феминизму в нашей стране связано с непониманием разнообразия феминистских движений. У большинства граждан на слуху лишь частные случаи и радикальные феминистки, проводящие неоднозначные акции и резко высказывающиеся о мужчинах. Тем не менее существуют течения, выступающие за включение в повестку борьбы за освобождение мужчин от влияния патриархального общества.

Рассматривая карьеру в жизни женщины, мы должны отметить сложность и многогранность данной проблемы. Прежде всего это касается того значения, которое имеет карьера женщины. Эту проблему следует рассматривать, на наш взгляд, с трех сторон.

Во-первых, что значит карьера женщины для общества в целом. Общество не может быть свободным и демократичным, если в нем кто-либо подвергается дискриминации независимо от сферы жизнедеятельности, в которой это происходит, В области профессионального труда женщины были и остаются дискриминируемым большинством в течение столетий. Даже сегодня, в конце XX века, можно сказать, что общество находится на стадии дикости, поскольку главным предназначением женщины провозглашается репродуктивная функция. В современной России сегодня чрезвычайно острой становится проблема занятости, и особенно занятости квалифицированным профессиональным трудом женщин. Они лишены возможности проявить свои способности, реализовать профессиональные знания, опыт и мастерство. Это обусловлено консерватизмом взглядов на распределение семейных ролей, слепым следованием традициям патриархата. Такое положение несомненно препятствует прогрессивному общественному развитию российского государства.

Во-вторых, важное значение карьера женщины имеет для ее семьи. Прежде всего потому, что успехи женщины в карьере изменяют психологический микроклимат самой семьи. Успешная профессиональная карьера женщины в корне может изменить микроклимат семьи, поскольку возрастет авторитет женщины как матери и жены. Возникнут предпосылки для изменения самооценки мужем себя как мужчины, с которым связана судьба преуспевающей женщины, возможно, произойдет изменение взгляда и на распределение семейных обязанностей. Вместе с тем продвижение женщины по ступеням карьеры, позволит ей увеличить материальное благосостояние семьи, повлияет на уровень и качество жизни последней. Карьера женщины будет иметь большое значение в глазах ее детей, для которых мать будет своего рода ориентиром в постановке и решении проблем выбора жизненного пути. В то же время успехи матери в осуществлении карьеры имеют для ее детей и социализирующее значение, учат детей относиться к человеку независимо от его половой принадлежности как к творческой индивидуальности, обладающей свободой выбора и необходимыми для осуществления этого выбора качествами. Это позволит им определять свою жизненную стратегию без оглядки на принадлежность к гендеру. Карьера женщины скажется и на переосмыслении окружающей ее социальной средой роли и места женщины в семье и обществе. Поэтому как для женщины, избирающей карьеру в качестве одного из путей постижения жизненного смысла, так и для среды ее социального взаимодействия важным моментом является оказание ей моральной поддержки. Успешная карьера повлияет и на саму женщину, на ее личность. В этом и состоит третий аспект значения карьеры.

 

Понятия гендера и гендерного неравенства. Проблематика гендерных исследований.

В российском обществе крайне распространена идея, что мужчины и женщины должны себя вести в соответствии с неким неписаным стандартом. Женщины подвержены дискриминации намного сильнее.

Стандартизированный образ правильной женщины, который насаждается на всех уровнях — от анекдотов из уст президента до законопроектов, от рекламы до юмористических передач — выглядит примерно так: женщина должна быть привлекательной для мужчины, при этом вести себя скромно, а главная ее задача в жизни — выйти замуж и родить детей. Так называемые «традиционные ценности», которые власти пытаются сделать чем-то вроде государственной идеологии, не предполагают равенства между полами. Многие профессии общество жестко связывает с половой принадлежностью — и речь не о телохранителях, а, например о шеф-поварах: среди российских шефов очень мало женщин. Законодатели регулярно выступают с дискриминационными идеями — скажем, запретить продавать сигареты женщинам моложе сорока лет или ввести дресс-код для девушек, чтобы те «не провоцировали изнасилования». Некоторые страховые компании дороже продают страховки женщинам-водителям, потому что считается, что мужчины водят лучше. Российским женщинам, по данным Росстата, в среднем платят намного меньше, чем мужчинам.

По словам Елены Рождественской, российское общество остается патриархальным, но в нем наблюдается несколько "гендерных режимов". Так, уровень и характер сексизма в корпоративной сфере или в политике будет отличаться от того, что можно встретить на улице или в магазине.

По данным открытых источников, крупные социологические агентства в последний раз задавали россиянам общий вопрос о правах мужчин и женщин в 2009 году. Тогда опрос ВЦИОМа показал, что, по мнению 58% респондентов, мужчины и женщины в России пользуются равными правами.

При этом мужчины больше уверены в равноправии - 63% по сравнению с 53% опрошенных женщин. Женщины чаще склонны считать, что у них меньше прав, - такой точки зрения придерживаются 33% респонденток (и только 23% мужчин).

Всероссийских опросов о том, как часто женщины сталкиваются с дискриминацией по половому признаку, в последние годы не проводилось. Однако статистика указывает на присутствие такой дискриминации: по данным Росстата за 2011 год, средняя зарплата женщин в России составляет лишь 64% от зарплаты мужчин.

В рейтинге Global Gender Gap Index ("Мировой индекс гендерного неравенства"), который готовит организация "Всемирный экономический форум", Россия занимает 61 место из 186 стран, причем ее позиции в рейтинге постепенно ухудшаются. В другом рейтинге гендерного неравенства, который составляет Программа развития ООН, Россия занимает 52-е место.

 

 

В конце 2013 - начале 2014 года волну возмущения вызвала реклама автомобильного страхования со слоганом "Купил японку (немку, американку, кореянку, чешку) – застрахуй ее без церемоний (быстро и без прелюдий, по-джентельменски и т.д.)", где вместо машин производства разных стран были представлены девушки в национальных костюмах.

О том, что эта реклама оскорбительна для женщин, заявляли эксперты по гендерным исследованиям, сообщества феминисток, а также многочисленные пользователи соцсетей. В руководстве "АльфаСтрахования" отвергли претензии в свой адрес, заявив, что реклама содержит в себе юмор, который не нарушает законов и приличий.

Федеральная антимонопольная служба, в которую поступило несколько жалоб, в том числе от профессора Рождественской и ее студентов, в этом споре заняла сторону страховой компании.

"Мы превратили это в некоторый тест на то, как оценивают уровень сексизма государственные органы. Мы объяснили доступными нам академическими терминами, что это реклама сексистская. Ответ антимонопольной службы заключался в том, что здесь сексизма нет. Мы поняли, что эта ситуация - нормальная, что этот уровень сексизма допустим", - говорит социолог.

По словам эксперта, этот случай показывает контрасты российской публичной жизни: власти озабочены защитой детей от вредного контента и оскорблением верующих, но в сфере рекламы даже явные призывы к сексуальной распущенности не вызывают противодействия.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.