Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2021-02-01 | 134 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Март
13 — Фродо снова болен.
25 — рождение дочери Сэмвайса Эланор Прекрасной[53]. В этот день по летоисчислению Гондора начинается Четвертая Эра.
Сентябрь
21 — Фродо и Сэмвайс выезжают из Хоббитона.
22 — они встречают в Вуди-Энде Последний Выезд Владельцев Колец.
29 — они приходят в Серую Гавань. Фродо и Бильбо уезжают за Море с тремя Владельцами Колец. Конец Третьей Эры.
6 октября — Сэмвайс возвращается в Бэг-Энд.
Позднейшие события, касающиеся участников Товарищества Кольца
Л. Ш.
1422 — с этого года начинается Четвертая Эра, но счет годов по летоисчислению Шира продолжается.
1427 — Уилл Витфут слагает с себя полномочия. Сэмвайс избирается мэром Шира. Перегрин Тук женится на Дайамонд из Лонг-Клива. Король Элессар издает указ: ни один человек не имеет права входить в Шир; он объявляет Шир свободной землей под защитой северного скипетра.
1430 — рождение Фарамира, сына Перегрина.
1431 — рождение Голдилокс, дочери Сэмвайса.
1432 — Мериадок, прозванный Великолепным, становится хозяином Бакленда. Король Эомер и леди Эовин Итилиенская шлют ему богатые дары.
1434 — Перегрин становится тэйном. Король Элессар назначает тэйна Перегрина, мастера Мериадока и мэра Сэмвайса советниками Северного Королевства. Мастер Сэмвайс избирается мэром на второй срок.
1436 — король Элессар едет на Север и живет некоторое время у озера Ивендим. Он приезжает к мосту через Брендивайн и здесь встречается со своими друзьями. Он отдает звезду дунаданов мастеру Сэмвайсу, а Эланор делает почетной фрейлиной королевы Арвен.
1441 — мастер Сэмвайс в третий раз становится мэром.
1442 — мастер Сэмвайс с женой и дочерью Эланор едет в Гондор и живет там в течение года. Мастер Толман Коттон исполняет обязанности мэра.
|
1448 — мастер Сэмвайс в четвертый раз становится мэром.
1451 — Эланор Прекрасная выходит замуж за Фастреда Гринхолма из Далеких Склонов.
1452 — западные районы от Далеких Склонов до Башенных Холмов (Эмин-Берайд[54]) присоединяются к Ширу как дар Короля Элессара. Многие хоббиты переселяются туда.
1454 — рождение Эльфстана Феабейна, сына Фастреда и Эланор.
1455 — мастер Сэмвайс в пятый раз становится мэром. По его просьбе тэйн назначает Фастреда губернатором Западных Границ. Фастред и Эланор поселяются в Андертауэре на Башенных Холмах, где в течение многих поколений живут их потомки Феабейны Из Башни.
1463 — Фарамир Тук женится на Голдилокс, дочери Сэмвайса.
1469 — мастер Сэмвайс становится мэром в седьмой, и последний, раз, будучи в 1479 году, в конце своего правления, девяноста шести лет.
1482 — смерть Рози, жены мастера Сэмвайса, в день середины года. Двадцать второго сентября мастер Сэмвайс уезжает из Бэг-Энда. Он приходит в Башенные Холмы и последний раз видится с Эланор, которой отдает Красную Книгу, впоследствии хранившуюся у Феабейнов. Среди них по традиции передавался рассказ о том, что Сэмвайс ушел в Серую Гавань и последним из Хранителей Кольца уплыл за Море.
1484 — весной этого года приходит из Рохана в Бакленд сообщение, что король Эомер снова хочет видеть мастера Холдвайна. Мериадок в это время был уже стар (102 года), но вполне здоров. Он советуется со своим другом тэйном, затем они передают свои должности сыновьям и уезжают к Броду Сарн, после чего их уже не видели в Шире. Впоследствии стало известно, что мастер Мериадок прибыл в Эдорас и был там до смерти короля Эомера осенью. Затем он и тэйн Перегрин уехали в Гондор и провели оставшиеся недолгие годы в этом королевстве. Похоронили их в Рат-Динен среди великих людей Гондора.
1541 — 1 марта[55] уходит король Элессар. Говорят, что ложа Мериадока и Перегрина установлены рядом с ложем Великого Короля. Леголас строит серый корабль в Итилиене и плывет вниз по Андуину к Морю. Вместе с ним, как говорят, плывет гном Гимли. И когда уплывает этот корабль, приходит конец Товариществу Кольца в Средиземье.
|
Приложение В
Семейные древа
В этих древах указаны лишь немногие имена. Это преимущественно гости на прощальном приеме Бильбо или их прямые потомки. Имена гостей, присутствовавших на приеме, подчеркнуты. Приводятся также имена и некоторых других персонажей, принимавших участие в событиях. Вдобавок даются некоторые генеалогические сведения о Сэмвайсе, основателе семьи Гарднеров (Садовников), впоследствии весьма известной и влиятельной.
За именами указаны даты рождения (и смерти, если известно). Все даты даются по летоисчислению Шира, начинающемуся от перехода братьев Марчо и Бланко через Брендивайн в первом году Шира (1601 год Третьей Эры).
Приложение Г
Календарь Шира
Каждый год начинается в первый день недели, субботу, и заканчивается последним днем недели, пятницей. День середины года, а в високосные годы и поворотный день не имеют названия дня недели. Поворотный накануне дня середины года называется первым поворотным, а следующий за днем середины день — вторым поворотным. День в конце года называется первым святочным, а в начале — вторым святочным. Добавочный поворотный — день особого праздника, но на годы, важные для истории Великого Кольца, этот день ни разу не приходится. Он был в 1420 году — в год богатого урожая и удивительного лета, и празднование его тогда, как говорят, было самым грандиозным в истории Шира.
Календари
Календарь Шира несколькими особенностями отличается от нашего. Год, несомненно, имел ту же продолжительность[56]. В записях хоббитов говорится, что у них не было «недели», когда они были блуждающим народом, и, хотя у них были «месяцы», устанавливаемые в соответствии с движением луны, определение ими дат и расчеты времени были смутными и неточными.
В западных районах Эриадора, где они начали оседать, они приняли королевское летоисчисление дунаданов, которое восходит к Старейшим; но хоббиты в Шире ввели несколько небольших усовершенствований. Этот календарь, или летоисчисление Шира, как его называют, был принят также в Бри, за исключением правила считать первым годом год колонизации Шира.
|
Часто бывает трудно из старых сказаний и традиций получить точные сведения относительно таких предметов, которые считаются сами собой разумеющимися и известными всем (как, например, названия букв, дней недели или названия и продолжительность месяцев). Но, благодаря своему общему интересу к генеалогии, а также к древней истории, который развился у них после Войны Кольца, хоббиты Шира немало занимались датировкой событий; они даже составили сложные таблицы, показывающие отношение их системы к другим. Я не специалист в этом вопросе и могу допустить много ошибок, но, во всяком случае, хронология решающих лет 1418-1419 Л. Ш. так тщательно изложена в Красной Книге, что относительно датировки этих событий не может быть никаких сомнений.
Кажется ясным, что Старейшие в Средиземье, которые имели, как заметил Сэмвайс, гораздо больше времени в своем распоряжении, считали его длинными промежутками и что слово йен, часто переводимое как «год», на самом деле обозначает 144 наших года. Старейшие предпочитали вести счет в шестиричной или двенадцатиричной системах. Солнечные сутки называли ре и считали их продолжительность от захода до захода солнца. Йен содержал 52 596 суток. Скорее с ритуальной, чем практической целью Старейшие выделяли и неделю, энкви, из шести дней; йен содержал 8766 таких энкви.
В Средиземье Старейшие выделяли и более короткий период — солнечный год, называя его коранар — «солнечный круг», если он определялся с астрономической точки зрения, но чаще они называли его лоа — «рост» (особенно в северо-западных районах Средиземья), и главное содержание этого понятия составляли сезонные изменения растительности, что для эльфов вообще весьма существенно. Лоа делился на периоды, которые могут рассматриваться как длинные месяцы или короткие сезоны (времена года). Они, несомненно, варьировались в разных районах; хоббиты получили информацию о них главным образом из календаря Имладриса. В этом календаре выделялось шесть таких сезонов. Квеньянские их названия — туиле, лайре, йавие, квелле, риве, коире, что можно перевести как «весна», «лето», «осень», «увядание», «зима», «оживление». Синдаринские названия этих сезонов — этунл, лаер, йавас, фирит, рив, эчуир. «Увядание» также называлось ласса - ланта — «листопад», или посиндарински нарбетел — «увядание солнца».
|
Лаире и риве содержали по 72 дня, остальные — по 54 дня. Лоа начинался с йестаре — дня сразу перед туиле — и кончался меттаре — днем сразу после коире. Между йавие и квелле находились три эндери, или «серединных дня». Это составляло год в 365 дней, а каждые 12 лет к нему добавлялись удвоенные эндери.
Как регулировалась накапливающаяся неточность календаря — неизвестно. Если год был той же продолжительности, что и сейчас, то йен оказывался длиннее на день. О том, что в этом календаре была неточность, свидетельствует замечание в Красной Книге: в летоисчислении Ривенделла каждый третий йен укорачивался на три дня — удвоение трех эндери в этом году отменялось; «...но в наше время этого не случилось». Относительно других попыток ликвидировать эту погрешность никаких записей нет.
Нуменорцы изменили этот порядок. Они разделили лоа на более короткие периоды равной длины, и они твердо придерживались обычая считать началом года середину зимы, как это было у людей Северо-Запада, от которых они и отделились в Первую Эру. Позднее они также приняли семидневную неделю и считали сутки от восхода (солнца из Восточного Моря) до восхода.
Нуменорская система, использовавшаяся как в Нуменоре, так и в Арноре и Гондоре до конца правления королей, называлась королевским летоисчислением. Обычный год состоял из 365 дней. Он делился на 12 астаров, или месяцев, из которых в десяти было по 30 дней, а в двух — по 31. Длинные астары находились по обе стороны середины года, приблизительно соответствуя нашим июню и июлю. Первый день года назывался йестаре, средний день (сто восемьдесят третий) — лоенде, а последний — меттаре; эти три дня не относились ни к каким месяцам. Каждые четыре года, за исключением последнего года столетия (харание), вместо лоенде вставлялись два эндери.
В Нуменоре хронология начиналась с первого года Второй Эры. Недочет, вызывавшийся вычитанием дня у последнего года столетия, не регулировался до последнего года тысячелетия, составляя недочет тысячелетия в 4 часа 46 минут 40 секунд. Такая добавка делалась в Нуменоре в 1000, 2000 и 3000 годах В. Э. После падения в 3319 году В. Э. эта система была принята изгнанниками, но сложности возникали в связи с изменением нумерации годов в Третью Эру. 3442 год В. Э. стал первым годом Т. Э. Превратив четвертый год Т. Э. в високосный вместо третьего года Т. Э. (3444 год В. Э), изгнанники ввели еще один короткий год из 365 дней и довели недочет до 5 часов 48 минут 46 секунд. Тысячелетняя добавка была сделана 441 год спустя — в 1000 году Т. Э. (4441 год В. Э.) и 2000 (5441 год В. Э.). Чтобы исправить ошибку и уменьшить накапливающийся тысячелетиями дефицит, наместник Мардил провел реформу календаря, добавив к 2059 году Т. Э. (5500 год В. Э.) два дня, — это уничтожило накопившуюся с начала нуменорского исчисления за пять с половиной тысяч лет ошибку. Но еще оставался дефицит в 8 часов. В связи с этим Хадор добавил к 2360 году еще один день. После этого никаких изменений в календаре не производилось. В 3000 году Т. Э., под угрозой неизбежной войны, этот вопрос казался несущественным. К концу Третьей Эры, через 660 лет, дефицит еще не достигал одного дня.
|
Реформированный календарь, введенный Мардилом, назывался наместническим летоисчислением и был принят почти всеми говорящими на языке вестрон, за исключением хоббитов. Все месяцы состояли из тридцати дней, вводились два дня, не принадлежавших месяцам: один между третьим и четвертым месяцем (мартом и апрелем), другой — между девятым и десятым месяцем (сентябрем и октябрем). Пять дней, не принадлежавших месяцам, йестаре, туилере, лоенде, йавиере и меттаре (включая три дня в середине года), были праздниками.
Хоббиты были консервативны и продолжали использовать королевское летоисчисление, но приспособили его к своим обычаям. Все их месяцы были одинаковы: в каждом по 30 дней; но у них было три летних дня, именуемых в Шире поворотными, между июнем и июлем. Первый и последний дни года назывались святочными. Святочные и поворотные не входили в месяцы, так что 1 января всегда было вторым, а не первым днем года. В каждом четвертом году, за исключением последнего года столетия[57], было четыре поворотных дня. Поворотные и святочные дни были главными праздниками. А добавочный поворотный день, вставлявшийся после середины года и бывший сто восемьдесят четвертым днем високосного года, был днем особого веселья.
Народ Шира ввел небольшое изменение (оно было принято также и в Бри), которое он называл Ширской реформой. Хоббиты решили, что перемещение названий дней недели от года к году неудобно и утомительно. Поэтому во времена Исенгрима II они договорились, что добавочный день, приводящий к этому перемещению, не будет иметь своего названия как день недели. Впоследствии же день середины года (а также добавочный поворотный) перестал принадлежать неделе (I, 233). Как следствие этой реформы, год всегда начинался первым днем недели и кончался последним днем; и в каждом году любое число всегда соответствовало одному и тому же дню недели, так что народ Шира мог больше не беспокоиться об указании дней недели в письмах и дневниках[58]. Пребывая дома, жители Шира находили это очень удобным, но, когда им случалось выезжать дальше Бри, удобство оборачивалось путаницей.
В предыдущих замечаниях, так же как и в повествовании, я использовал наши современные названия месяцев и дней недели, хотя, конечно, ни Старейшие, ни дунаданы, ни хоббиты их не употребляли. Я поступал так, чтобы избежать трудностей понимания, поскольку примерно времена года у нас совпадают. Существенно, однако, то, что день середины года соответствовал, по возможности точно, летнему солнцестоянию. Отсюда следует, что даты Шира опережают наши примерно на десять дней, так что наш новый год соответствует приблизительно 9 января Шира.
В вестроне использовались квеньянские названия месяцев, как сейчас латинские названия используются в европейских языках. Это следующие названия: нарвиние, пениме, сулиме, вирессе, лотессе, нарие, кермие, уриме, явание, нарквелие, хисиме, рингаре. Синдаринские названия (используемые только дунаданами) таковы: нарвайн, нинуй, гваерон, гвирит, лотрон, норуй, кервет, уруй, иваннет, нарбелет, хитуй, гиритрон.
Но в этой номенклатуре хоббиты Шира и Бри, однако, отличались от принятой в вестроне и использовали собственные местные названия, которые, по-видимому, в древности они заимствовали у людей долин Андуина; во всяком случае, такие же названия употреблялись в Дейле и Рохане. Значения этих названий, понятные людям, как правило, давно были забыты хоббитами, даже если они поначалу знали эти значения; и форма названий несколько видоизменилась в процессе употребления: мат, например, в конце некоторых названий представляет собой видоизмененное month (мант) «месяц».
Ширские названия месяцев указаны в календаре. Можно отметить, что солмат часто произносили и даже писали как сомат, тримидж часто писался как тримих (устаревшее тримилх) и блотмат произносился как блодмат или бломмат. В Бри произошли изменения в словах фрери, солмат, рете, читинг, тримидж, лайз, саммедейс, меде, ведмат, хавистмат, винтринг, блотинг и джулмат. Фрери, читинг и джулмат также использовались в Истфартинге[59].
Хоббитская неделя была заимствована у дунаданов, и названия дней недели были переводом существовавших в старом Северном Королевстве названий, в свою очередь восходящих к названиям Старейших. Названия дней шестидневной недели Старейших восходили к звездам, солнцу, луне, двум деревьям, небу и валарам (или власти) таким образом, что последний день недели был главным днем. На квеньянском они назывались: эления, анария, исилия, алдуйа, менелья, валанья (или тарион); синдаринские названия таковы: оргилион, оранор, оритиль, оргаладад, орменель, орбелайн (или родин).
Нуменорцы переняли названия и их последовательность, заменив лишь название четвертого дня на алдеа (оргалад) в знак почитания того Белого Древа, чьим потомком считался Нимлот, растущий в королевском дворце Нуменора. Нуменорцы ввели также седьмой день; будучи искусными моряками, они вслед за днем неба пометили день моря — еренья (орайарон).
Хоббиты переняли эти названия, но значения их вскоре были забыты, форма названий редуцировалась, особенно в повседневном бытовом произношении. Первый перевод нуменорских названий был сделан, вероятно, за две тысячи лет (или больше) до конца Третьей Эры, когда дунаданскую неделю переняли люди Севера. Так же как в названиях месяцев, хоббиты придерживались этого перевода, хотя повсеместно в районах вестрона использовались квеньянские названия.
Немного древних документов сохранилось в Шире. Самым значительным из них в конце Третьей Эры была годовая книга Такборо[60]. Самые древние записи в ней относятся ко времени за девятьсот лет до Фродо, и многие записи цитируются в анналах и генеалогиях Красной Книги. В этих записях названия дней недели представлены в архаичных формах, из которых самые старые таковы: (1) стерренди, (2) санненди, (3) манненди, (4) тревесди, (5) хевенсди, (6) мересди, (7) хайди. В языке времени Войны Кольца эти названия превратились в стерди, санди, манди, тревсди, квенсди (или хенсди), мерсди, хайди.
Я переводил эти названия также на современные, естественно, начиная с воскресенья и понедельника. Последним днем недели была пятница (хайди) — это был день праздника (после полудня) и вечерних пиров. Суббота Шира, таким образом, соответствовала нашему понедельнику, а четверг — нашей субботе[61].
Можно упомянуть также некоторые другие названия, имеющие отношение ко времени, хотя и не дающие точных обозначений. Времена года обычно назывались туиле — «весна», лаире — «лето», йавие — «осень» (или «жатва»), риве — «зима»; но точною значения у них не было, и квелле (или ласселанта) обычно использовалось для обозначения последней части осени и начала зимы.
Старейшие обращали особое внимание на сумерки (в северных районах), главным же образом — на время, когда зажигаются звезды и когда они гаснут. У них были особые названия для таких периодов, из которых наиболее часто использовались тиндоме и ундоме: первое обозначало начало рассвета, второе — начало вечера. Синдаринское название для сумерек было уйал, начало рассвета — минуйал, начало вечера — адуйал. В Шире начало рассвета называлось морроудим, начало вечера — ивендим. Так, например, оригинальное название озера Ивендим — Ненуйал.
Для рассказа о Войне Кольца важны только даты по летоисчислению Шира. Все дни и месяцы и даты в Красной Книге переведены в термины Шира или сопоставлены с ними в примечаниях. Поэтому и на протяжении всего «Властелина Колец» месяцы и дни указываются по календарю Шира. Исключительные пункты, в которых разница между их и нашим календарем представляется важной для решающих лет — конца 3018 и начала 3019 (л. Ш. 1418, 1419), таковы: октябрь 1418 года имеет 30 дней, 1 января — второй день 1419 года, а в феврале 30 дней; так что 25 марта — дата падения Барад-Дура — соответствовало бы нашему 27 марта, если наши годы начались в том же сезоне. Но эта дата, однако, тоже 25 марта в летоисчислении и королей, и наместников.
Новое летоисчисление началось с восстановления королевства в 3019 году Т. Э. Оно означало возвращение к королевскому летоисчислению, приспособленному так, чтобы весна соответствовала началу лоа Старейших[62].
По новому летоисчислению год начинался 25 марта по старому стилю в ознаменование падения Саурона и подвигов Хранителей Кольца. Месяцы сохранили свои прежние названия, начинаясь теперь с вирессе (апрель), но обозначая периоды на пять дней раньше, чем предыдущие месяцы. Все месяцы насчитывали по 30 дней. Было три эндери, или серединных дня (из которых второй назывался лоенде), между йаванние (сентябрь) и нарквелие (октябрь), которые соответствовали 23, 24 и 25 сентября старого стиля. Но в честь Фродо 30 йаванние, соответствовавшее прежнему 22 сентября, дню его рождения, было объявлено праздником, а в високосные дни этот праздник длился два дня, и второй день назывался кормаре, или День Кольца.
Четвертая Эра начинается с отъезда мастера Эльронда в сентябре 3021 года; но в целях удобства записей первый год Ч. Э. начинается в соответствии с новым летоисчислением 25 марта 3021 года по старому стилю.
Это летоисчисление во времена правления короля Элессара было принято во всех его землях, за исключением Шира, где сохранились старый календарь и летоисчисление Шира. Первый год Четвертой Эры здесь считался 1422 годом.
Нет записей, указывающих на то, что народ Шира отмечал каждое 25 марта и 22 сентября; но в Вестфартинге, особенно в местности, известной как холм Хоббитон, сложился обычай 6 апреля устраивать веселье и танцы на Званом Поле, если позволяла погода. Некоторые говорят, что это был день рождения старого Сэма Гарднера (Гэмджи), другие — что это эльфийский Новый год, а некоторые — что это день, когда впервые с 1429 года зацвело Золотое Древо. В Бакленде каждого 2 ноября на рассвете дули в рог Марки, зажигали огни и пировали[63].
Приложение Д
Написание и произношение
I
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!