О мудрецы, брахманы и боги огня, пожалуйста, выслушайте меня: я буду говорить о том, как должны вести себя воспитанные люди. Поверьте мне, мною движет не невежество и не злоба. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

О мудрецы, брахманы и боги огня, пожалуйста, выслушайте меня: я буду говорить о том, как должны вести себя воспитанные люди. Поверьте мне, мною движет не невежество и не злоба.

2021-02-01 58
О мудрецы, брахманы и боги огня, пожалуйста, выслушайте меня: я буду говорить о том, как должны вести себя воспитанные люди. Поверьте мне, мною движет не невежество и не злоба. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Комментарий

Начиная свою обвинительную речь против Господа Шивы, Дакша тактично пытается предупредить возмущение собравшихся. Он заверяет их, что будет говорить о том, как должны вести себя воспитанные люди, поэтому можно ожидать, что его слова заденут невоспитанных выскочек и, вероятно, огорчат собравшихся, которые меньше всего хотят, чтобы на их глазах кого-то оскорбляли, даже если это невоспитанные люди. Иначе говоря, он вполне отдавал себе отчет в том, что собирается оскорбить ни в чем неповинного Господа Шиву. Что же касается злобы, то с самого начала он питал неприязнь к Господу Шиве и потому не понимал, что им движет злоба и зависть к нему. Хотя все сказанное им свидетельствует о его невежестве, он, желая скрыть свои мотивы, говорит, что его речи продиктованы не злобой и не дерзостью.

 

Стих 4.2.10

अयं तु लोकपालानां यशोघ्नो निरपत्रपः ।
सद्भिराचरितः पन्था येन स्तब्धेन दूषितः ॥१०॥

айам̇ ту лока-па̄ла̄на̄м̇
йаш́о-гхно нирапатрапах̣
садбхир а̄чаритах̣ пантха̄
йена стабдхена д ӯ шитах ̣

Пословный перевод

айам — он (Шива); ту — но; лока-па̄ла̄на̄м — правителей вселенной; йаш́ах̣-гхнах̣ — запятнавший репутацию; нирапатрапах̣ — бесстыдный; садбхих̣ — благовоспитанных людей; а̄чаритах̣ — следующих; пантха̄х̣ — путем; йена — кем (Шивой); стабдхена — поступающим неверно; дӯшитах̣ — осквернен.

Перевод

Шива запятнал доброе имя правителей вселенной и попрал все правила, которым следуют благовоспитанные люди. Он потерял всякий стыд и потому не умеет вести себя.

Комментарий

Дакша хотел убедить великих мудрецов, собравшихся на жертвоприношение, что Шива, будучи одним из полубогов, своим неумением себя вести запятнал репутацию всех полубогов. Однако слова, которые Дакша употреблял, понося Господа Шиву, можно также истолковать по-другому, в положительном смысле. Так, например, он назвал Шиву йаш́о-гхна, что значит «тот, кто бросает тень на репутацию». Но это же слово может означать, что его слава затмевает славу всех прочих живых существ. Другое слово, которое употребил Дакша — нирапатрапа, тоже имеет два значения. Первое — «потерявший стыд», а второе — «покровитель тех, у кого нет иного прибежища». Господа Шиву часто называют повелителем бхутов, низших живых существ. Они принимают покровительство Господа Шивы, так как он очень добр ко всем и его очень легко умилостивить. Поэтому его называют Ашутошей. Он принимает под свое покровительство всех, кто не способен служить другим полубогам или Вишну. Следовательно, слово нирапатрапа может указывать также на это.

 

Стих 4.2.11

एष मे शिष्यतां प्राप्तो यन्मे दुहितुरग्रहीत् ।
पाणिं विप्राग्निमुखतः सावित्र्या इव साधुवत् ॥११॥

эша ме ш́ишйата̄м̇ пра̄пто
йан ме духитур аграх ӣ т
па̄н̣им̇ випра̄гни-мукхатах̣
са̄витрйа̄ ива са̄дхуват

Пословный перевод

эшах̣ — он (Шива); ме — мое; ш́ишйата̄м — подчиненное положение; пра̄птах̣ — принял; йат — так как; ме духитух̣ — моей дочери; аграхӣт — он взял; па̄н̣им — руку; випра-агни — брахманов и огня; мукхатах̣ — в присутствии; са̄витрйа̄х̣ — Гаятри; ива — подобной; са̄дхуват — как честный человек.

Перевод

Перед жертвенным огнем и брахманами он взял в жены мою дочь и тем самым признал мое превосходство над собой. Женившись на моей дочери, которая ни в чем не уступает Гаятри, он старался произвести впечатление честного человека.

Комментарий

Утверждая, что Господь Шива старался произвести впечатление честного человека, Дакша хочет сказать, что Шива поступил непорядочно, так как не оказал ему почтения, которое зять должен оказывать своему тестю.

 

Стих 4.2.12

गृहीत्वा मृगशावाक्ष्याः पाणिं मर्कटलोचनः ।
प्रत्युत्थानाभिवादार्हे वाचाप्यकृत नोचितम् ॥१२॥

гр̣х ӣ тва̄ мр ̣ га - ш ́ а̄ва̄кшйа̄х ̣
па̄н̣им̇ маркат̣а-лочанах̣
пратйуттха̄на̄бхива̄да̄рхе
ва̄ча̄пй акр̣та ночитам

Пословный перевод

гр̣хӣтва̄ — взяв; мр̣га-ш́а̄ва — как у олененка; акшйа̄х̣ — ее, которая имеет глаза; па̄н̣им — руку; маркат̣а — обезьяны; лочанах̣ — он, у которого глаза; пратйуттха̄на — вставания со своего места; абхива̄да — чести; архе — мне, который достоин; ва̄ча̄ — приятными словами; апи — даже; акр̣та на — он не оказал; учитам — почтения.

Перевод

Он, у кого глаза, как у обезьяны, женился на моей дочери с глазами лани, и тем не менее он не встал навстречу мне и не счел нужным поприветствовать меня вежливыми словами.

 

Стих 4.2.13

लुप्तक्रियायाशुचये मानिने भिन्नसेतवे ।
अनिच्छन्नप्यदां बालां शूद्रायेवोशतीं गिरम् ॥१३॥

лупта-крийа̄йа̄ш́учайе
ма̄нине бхинна-сетаве
аниччханн апй ада̄м̇ ба̄ла̄м̇
ш́ ӯ дра̄йевош ́ ат ӣ м̇ гирам

Пословный перевод

лупта-крийа̄йа — не следующему правилам; аш́учайе — нечистому; ма̄нине — гордому; бхинна-сетаве — нарушившему правила хорошего тона; аниччхан — не желавший; апи — хотя; ада̄м — отдал; ба̄ла̄м — мою дочь; ш́ӯдра̄йа — шудре; ива — как; уш́атӣм гирам — содержание Вед.

Перевод

У меня не было ни малейшего желания отдавать свою дочь этому невежде, который пренебрегает всеми правилами приличия. Он не отличается особой чистоплотностью, так как не следует никаким предписаниям, и тем не менее мне пришлось отдать свою дочь ему в жены. Я сделал это помимо собственной воли, как человек, который вынужден объяснять учение Вед шудре.

Комментарий

Шудрам запрещено изучать Веды, так как из- за своей нечистоплотности шудры недостойны слушать ведические наставления. Человеку, не имеющему брахманических качеств, не положено читать ведические писания. Этот запрет сродни правилу, закрывающему доступ в юридический колледж тем, кто не имеет среднего образования. По мнению Дакши, Шива был нечистоплотен и потому недостоин руки его дочери Сати, которая получила хорошее воспитание и отличалась красотой и целомудрием. В этой связи здесь употреблено слово бхинна-сетаве, которое переводится как «тот, кто, не следуя предписаниям Вед, нарушает все правила поведения в обществе». Иначе говоря, по мнению Дакши, брак его дочери и Шивы сам по себе был нарушением принятых правил.

 

Стих 4.2.14-15

प्रेतावासेषु घोरेषु प्रेतैर्भूतगणैर्वृतः ।
अटत्युन्मत्तवन्नग्नो व्युप्तकेशो हसन्रुदन् ॥१४॥

चिताभस्मकृतस्नानः प्रेतस्रङ्न्रस्थिभूषणः ।
शिवापदेशो ह्यशिवो मत्तो मत्तजनप्रियः ।
पतिः प्रमथनाथानां तमोमात्रात्मकात्मनाम् ॥१५॥

прета̄ва̄сешу гхорешу
претаир бх ӯ та - ган ̣ аир вр ̣ тах ̣
ат̣атй унматтаван нагно
вйупта-кеш́о хасан рудан

чита ̄- бхасма - кр ̣ та - сна ̄ нах ̣
прета - сран ̇- нрастхи - бх ӯ шан ̣ ах ̣
ш ́ ива ̄ падеш ́ о хй аш ́ иво
матто матта - джана - прийах ̣
патих ̣ праматха - на ̄ тха ̄ на ̄ м ̇
тамо - ма ̄ тра ̄ тмака ̄ тмана ̄ м

Пословный перевод

прета-а̄ва̄сешу — в местах, где сжигают трупы; гхорешу — ужасных; претаих̣ — претами; бхӯта-ган̣аих̣ — бхутами; вр̣тах̣ — сопровождаемый; ат̣ати — он бродит; унматта-ват — как сумасшедший; нагнах̣ — нагой; вйупта-кеш́ах̣ — распустивший волосы; хасан — хохочущий; рудан — кричащий; чита̄ — погребального костра; бхасма — пеплом; кр̣та-сна̄нах̣ — совершающий омовение; прета — из черепов; срак — с гирляндой; нр̣-астхи-бхӯшан̣ах̣ — украшенный костями умерших людей; ш́ива-ападеш́ах̣ — кто является Шивой (приносящим счастье) только по имени; хи — так как; аш́ивах̣ — приносящий несчастье; маттах̣ — безумный; матта-джана- прийах̣ — очень дорог сумасшедшим; патих̣ — повелитель; праматха-на̄тха̄на̄м — повелителей племени праматхов; тамах̣-ма̄тра- а̄тмака-а̄тмана̄м — тех, кто находится под влиянием гуны невежества.

Перевод

Он обитает в таких нечистых местах, как крематории, и его повсюду сопровождают духи и демоны. Он всегда ходит нагим и, словно сумасшедший, то разражается смехом, то издает вопли. Он посыпает тело пеплом от сожженных трупов, моется лишь от случая к случаю и украшает свое тело гирляндами из черепов и костей. Поэтому он лишь по имени является Шивой, всеблагим, на самом же деле он — дикое и зловещее создание. Он — повелитель погрязших в невежестве безумцев, которые боготворят его.

Комментарий

Те, кто не моется регулярно, как правило, связаны с духами, привидениями и сумасшедшими. На первый взгляд может показаться, что Господь Шива относится именно к этой категории, но на самом деле его имя, Шива, как нельзя более подходит ему, ибо он очень милостив к тем, кто пребывает во тьме невежества. К числу его подопечных относятся, например, нечистоплотные пьяницы, которые моются только от случая к случаю. Господь Шива настолько добр, что берет под свое покровительство таких существ и помогает им постепенно подняться на более высокий уровень развития и обрести духовное знание. Хотя это очень неблагодарный труд, Господь Шива берет его на себя, и потому Веды называют Шиву всеблагим. Благодаря общению с ним даже падшие души могут подняться на более высокую ступень развития. Иногда случается, что великие личности общаются с падшими людьми, но они делают это не для того, чтобы извлечь какую-либо выгоду для себя, а только для того, чтобы помочь этим людям. В мире, созданном Господом, обитает много разных видов живых существ. Одни находятся под влиянием гуны благости, другие — под влиянием гуны страсти, а третьи — под влиянием гуны невежества. Духовно развитым вайшнавам, людям, сознающим Кришну, покровительствует Господь Вишну, тем, кто очень привязан к материальной деятельности, покровительствует Господь Брахма, но Господь Шива так милостив, что берет под свое покровительство тех, кто погряз в невежестве и ведет себя хуже животных. Именно поэтому Господа Шиву называют всеблагим.

 

Стих 4.2.16

तस्मा उन्मादनाथाय नष्टशौचाय दुर्हृदे ।
दत्ता बत मया साध्वी चोदिते परमेष्ठिना ॥१६॥

тасма̄ унма̄да-на̄тха̄йа
нашт̣а-ш́ауча̄йа дурхр̣де
датта̄ бата майа̄ са̄дхв ӣ
чодите парамешт̣хина̄

Пословный перевод

тасмаи — ему; унма̄да-на̄тха̄йа — повелителю духов; нашт̣а-ш́ауча̄йа — нечистому; дурхр̣де — сердцу, полному скверны; датта̄ — отдана; бата — увы; майа̄ — мной; са̄дхвӣ — Сати; чодите — понуждаемым; парамешт̣хина̄ — верховным учителем (Брахмой).

Перевод


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.