История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-02-01 | 383 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для студентов специальностей
31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 Сестринскоедело 31.02.02 Акушерское дело
Лаптева Лариса Евгеньевна, преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Прокопьевск, 2019
Основы латинского языка с медицинской терминологией [Текст]: Рабочая тетрадь для студентов специальностей 31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 Сестринское дело
31.02.02 Акушерское дело / Л. Е. Лаптева. – Прокопьевск: ПФ ГБПОУ «КОМК», 2019. – 50 с.
Рецензент:
Н.А. Коновалова, методист ПФ ГБПОУ «КОМК»
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 Сестринское дело31.02.02 Акушерское дело
ПФ ГБПОУ «Кемеровский областной медицинский колледж», 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения
некоторых звуков и буквосочетаний. 5
Тема 2. Глагол. 10
Тема 3. I склонение имен существительных. Несогласованное определение. 12
|
Тема 4. Краткие сведения о рецепте. Латинские предлоги. 15
Тема 5. Состав слова. Терминоэлементы. Клиническая терминология.
Греческие корни. 18
Тема 6. II склонение существительных. Названия болезней и лекарственных
препаратов. 20
Тема 7. Терминоэлементы. Частотные отрезки в названиях лекарственных
препаратов. 22
Тема 8. Имя прилагательное I и II склонений. Согласованное определение. 24
Тема 9. Названия групп лекарственных препаратов. Названия химических
соединений. 27
Тема 10. III склонение имен существительных. 30
Тема 11. Названия патологических процессов. 35
Тема 12. Название солей в лекарственных препаратах 38
Тема 13. Прилагательные III склонения. Согласованное определение. 41
Тема 14. IV склонение имен существительных. 43
Тема 15. V склонение имен существительных. 45
Тема 16. Важнейшие рецептурные сокращения. 47
Список использованной литературы 50
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь составлена с учетом требований программы по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» для студентов специальностей: 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по дисциплине. Данное пособие поможет студентам в изучении медицинской, анатомической и фармацевтической терминологии, в освоении грамматики латинского языка, фонетики и словообразования, в чтении текстов, латинских пословиц и афоризмов на латинском языке Тетрадь позволит развить мотивацию будущей профессиональной деятельности.
Материал рабочей тетради составлен по основным темам изучаемого курса. Студенты должны выполнить задания по фонетике, лексические и грамматические упражнения, сконструировать клинические термины, перевести рецепты, заполнить таблицы, ответить на вопросы и т.д. Задания по чтению и переводу текстов, пословиц и поговорок даны под звездочкой и предназначены для пвышенного уровня.
Рабочая тетрадь также может быть использована при самостоятельном изучении отдельных тем в случае пропуска занятий, либо всвязи с длительным перерывом в обучении, так как она составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине.
Lingua, sanguis, unguis, unguentum, angulus, lingula, sublingualis, fungus, Sanguisorba.
Читается как «нгв» | Читается как «нгу» |
Задание 11. Запишите термины, разделите на слоги, обозначьте долготу и краткость предпоследнего слога и определите ударение.
Glandula suprarenalis (надпочечная железа) __________________________________
medulla spinalis (спинной мозг)____________________________________________
columna vertebralis (позвоночный столб)____________________________________
vertebra cervicalis (шейный позвонок)_______________________________________
solutio Iodi spirituosa (спиртовый раствор йода)_______________________________
lamella ophthalmica (глазная пленка)________________________________________
fissura orbitalis superior (верхняя глазничная щель)____________________________
meatus acusticus internus (внутренний слуховой проход)________________________
vestibulum oris (преддверие рта)____________________________________________
|
tuberculum anterius et posterius (передний и задний бугорок)____________________
amputatio digiti (ампутация пальца)________________________________________
hepatitis acuta (острый гепатит)____________________________________________
calculus dentalis (зубной камень)__________________________________________
Задание 12 ⃰. Прочитайте текст, обращая внимание на произношение. Переведите на русский язык
Systema nervosum
Systema nervosum in tres partes dividitur, quae sunt: systema nervosum centrale, systema nervosum periphericum et systema nervosum vegetativum. Systema nervosum centrale est encephalon et medulla spinalis. Systema nervosum periphericum ex truncis nervosis seu nervis et corpusculis nervosis terminalibus constat. Systema nervosum vegetativum partem centralem et periferiicam habet.
Тема 2. Глагол
Задание 1. Заполните таблицу, подчеркните основу глагола и определите его спряжение
Неопределенная форма глагола | Спряжение | Неопределенная форма глагола | Спряжение |
Dare | Filtrare | ||
Recipere | Solvere | ||
Audire | Conspergere | ||
Miscere | Servare | ||
Sterilisare | Infundere | ||
Repetere | Praeparare | ||
Signare | Sanare | ||
Habere | Discere | ||
Legere | Vertere | ||
Scire | Agglutinare | ||
Tegere | Vivere | ||
Laborare | Agitare | ||
Finire | Sentire | ||
Docere | Coquere | ||
Dividere | Videre | ||
Auscultare | Extendere | ||
Palpare | Colare | ||
Addere | Terere |
Задание 2. Заполните таблицу
Спряжение | Infinitivus | Основа | Imperativus Singularis | Imperativus Pluralis |
Signare | ||||
Auscultare | ||||
Curare | ||||
Sterilisare | ||||
Olere | ||||
Habere | ||||
Movere | ||||
Miscere | ||||
Solvere | ||||
Coquere | ||||
Vivere | ||||
Discere | ||||
Audire | ||||
Sentire | ||||
Finire |
Задание 3. Переведите с латинского языка на русский:
Date_________________________________________________________
Misceatur ____________________________________________________
Divide et impera_______________________________________________
Coquere______________________________________________________
Sterilisentur! ___________________________________________________
Praepara et da _________________________________________________
Filtrate _______________________________________________________
Recipe _______________________________________________________
Solve_________________________________________________________
Задание 4. Переведите с русского языка на латинский, определив сначала по
неопределенной форме основу и спряжение глагола и заполните таблицу.
|
Русский вариант | Неопределенная форма; спряжение, основа | Латинский вариант |
смешайте | Miscere II | Miscete |
раствори | ||
переверни | ||
налей | ||
обсыпь | ||
намочите | ||
учитесь | ||
дышите | ||
обозначьте | ||
отвечай | ||
пусть будут охлаждены | ||
свари | ||
пусть будут приготовлены | ||
процеди |
Задание 5 ⃰. Прочитайте текст, обращая внимание на произношение. Переведите текст на русский язык
Cor
Cor est organon cetrale systematis sanguinei. Cor in sinistra parte pectoris locum obtinet. Substantia cordis muscularis est. Cor sanguinis motui inservit. Vasa sanguinea in venas et arterias dividuntur. Arteriae sanguinem a corde ad partes corporis vehunt. Venae autem sanguinem a partibus corporis ad cor reducunt. Sanguinem arteriosum et venosum distinguimus. Sanguis venosum per venas cavas superiorem et inferiorem in atrium dextrum cordis infinditur. Calor sanguis varius est, sanguis arteriosus rubro colore, sanguis venosus fusco colore est.
Задание 3. Заполните таблицу и напишите препараты по латыни, выделите частотные отрезки, укажите групповую принадлежность
Название препарата | Латинское написание и частотный отрезок | Лекарственная группа |
1. Неомицин | ||
2.Сульфадимезин | ||
3. Барбамил | ||
4. Мономицин | ||
5. Артикаин | ||
6.Олеандомицин | ||
7. Метациллин | ||
8. Лидокаин | ||
9. Бензилпенициллин | ||
10. Тримекаин | ||
11. Анальгин | ||
12. Морфоциклин | ||
13. Дикаин | ||
14. Линкомицин | ||
15. Оксациллин | ||
16. Барбитал-натрий | ||
17. Анестезин |
Задание 4. Напишите по-латыни названия лекарственных препаратов.
Оксациллин _____________________________________
Ампициллин_____________________________________
Бициллин_______________________________________
Неомицин_______________________________________
Мономицин_____________________________________
Олеандомицин___________________________________
Тетрациклин_____________________________________
Метациклин_____________________________________
Окситетрациклин_________________________________
Сульфабутин____________________________________
Сульфастоп______________________________________
Сульфэтрон ______________________________________
Пиральгин_______________________________________
Пирафат_________________________________________
Антипирин_______________________________________
Анальгин________________________________________
Баралгин_________________________________________
Задание 5 ⃰. Прочитайте текст, обращая внимание на произношение. Переведите его.
Thorax
Thorax et abdomen in trunco hominis sunt. Thorax in parte superiore trunci est, abdomen in parte inferiore est. Thorax a claviculis usque ad diaphragma porrigitur. Membrana pleura appelatur. In thorace pars trachea, pulmonеs, cor, pericardium cum vasis locantur.
Pulmones
Pulmones, in cavo dextro et sinistro pectoris locati, majorem partem cavi sinistri occupant. Pulmo dexter in tres lobos, pulmo sinister in duos lobos dividitus.Pulmones ex multis alveolis constant. Parietes alveolarum tegit rete vasorum sanguiferorum. Sub pulmonibus et corde diaphragma sinut est, quod cavum pectoris a cavo abdominis sejungit. Arteriae circuli sanguinis minoris in pulmones sanguinem venosum afferunt.
|
Задание 7 ⃰. Прочитайте и переведите латинские афоризмы, выражения, пословицы.
«Dum spiro, spero»
«Est modus in rebus»
«Vivere est cogitare»
Costae
Costarum, quae laterales thoracis partes occupant, numerus in utroque latere plerumque est duodecim, raro tredecim, rarius undecim. Sunt autem vel verae, vel spuriae. Verae seu legitimae vocantur, quarum cartilagines sterno adhaerent.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Городкова, Ю.И. Латинский язык [Текст]: учебник для СПО / Ю.И.Городкова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 352 с.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства [Текст]: пособие для врачей / М.Д. Машковский 16-е изд., перераб. и доп. - М.: Новая волна, 2017.- 700 с.
3. Нечай, М.Н. Латинский язык [Текст]: учебник для педиатрических факультетов / М.Н.Нечай. - М.: КНОРУС, 2016. – 352 с.
4. Панасенко, Ю.Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией [Текст]: учебник для медицинских училищ и колледжей / Ю.Ф. Панасенко.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.- 352 с.
5. Цисык, А.З. Латинский язык [Текст]: учебник для ВПО / А.З. Цисык. – Минск: Тетра Системс, 2009. - 447 с.
6. Ширяева, Т. А. Словарь латинских крылатых слов [Текст] / Т.А.Ширяева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 448 с.
ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для студентов специальностей
31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 Сестринскоедело 31.02.02 Акушерское дело
Лаптева Лариса Евгеньевна, преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Прокопьевск, 2019
Основы латинского языка с медицинской терминологией [Текст]: Рабочая тетрадь для студентов специальностей 31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 Сестринское дело
31.02.02 Акушерское дело / Л. Е. Лаптева. – Прокопьевск: ПФ ГБПОУ «КОМК», 2019. – 50 с.
Рецензент:
Н.А. Коновалова, методист ПФ ГБПОУ «КОМК»
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 Сестринское дело31.02.02 Акушерское дело
ПФ ГБПОУ «Кемеровский областной медицинский колледж», 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения
некоторых звуков и буквосочетаний. 5
Тема 2. Глагол. 10
Тема 3. I склонение имен существительных. Несогласованное определение. 12
Тема 4. Краткие сведения о рецепте. Латинские предлоги. 15
Тема 5. Состав слова. Терминоэлементы. Клиническая терминология.
Греческие корни. 18
Тема 6. II склонение существительных. Названия болезней и лекарственных
препаратов. 20
Тема 7. Терминоэлементы. Частотные отрезки в названиях лекарственных
препаратов. 22
Тема 8. Имя прилагательное I и II склонений. Согласованное определение. 24
Тема 9. Названия групп лекарственных препаратов. Названия химических
соединений. 27
Тема 10. III склонение имен существительных. 30
Тема 11. Названия патологических процессов. 35
Тема 12. Название солей в лекарственных препаратах 38
Тема 13. Прилагательные III склонения. Согласованное определение. 41
Тема 14. IV склонение имен существительных. 43
Тема 15. V склонение имен существительных. 45
Тема 16. Важнейшие рецептурные сокращения. 47
Список использованной литературы 50
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь составлена с учетом требований программы по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» для студентов специальностей: 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по дисциплине. Данное пособие поможет студентам в изучении медицинской, анатомической и фармацевтической терминологии, в освоении грамматики латинского языка, фонетики и словообразования, в чтении текстов, латинских пословиц и афоризмов на латинском языке Тетрадь позволит развить мотивацию будущей профессиональной деятельности.
Материал рабочей тетради составлен по основным темам изучаемого курса. Студенты должны выполнить задания по фонетике, лексические и грамматические упражнения, сконструировать клинические термины, перевести рецепты, заполнить таблицы, ответить на вопросы и т.д. Задания по чтению и переводу текстов, пословиц и поговорок даны под звездочкой и предназначены для пвышенного уровня.
Рабочая тетрадь также может быть использована при самостоятельном изучении отдельных тем в случае пропуска занятий, либо всвязи с длительным перерывом в обучении, так как она составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине.
Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения некоторых звуков и сочетаний
Задание 1. Назовите буквы латинского алфавита
Печатные буквы | Название | Русское произношение | Примечание |
A, a | а | ||
B, b | бэ | ||
C, c | цэ | ||
D, d | дэ | ||
E, e | э | ||
F, f | эф | ||
G, g | гэ | ||
H, h | га | ||
I, i | и | ||
J, j | йот | ||
K, k | ка | ||
L, l | эль | ||
M, m | эм | ||
N, n | эн | ||
O, o | о | ||
P, p | пэ | ||
Q, q | ку | ||
R, r | эр | ||
S, s | эс | ||
T, t | тэ | ||
U, u | у | ||
V, v | вэ | ||
X, x | икс | ||
Y, y | ипсилон | ||
Z, z | зэт |
Задание 2. Ответьте на вопросы:
Какие гласные буквы латинского алфавита вы знаете?__________________
_________________________________________________________________
Что такое дифтог? Какие дифтонги вы знаете? _________________________
_________________________________________________________________
Какими буквами можно выразить звук «э»? ___________________________
_________________________________________________________________
Какие буквы при произношении дают звук «и»? ________________________
_________________________________________________________________
Что такое диграф? Назовите их_________________________
Какие сочетания букв передают звук «кв»? ____________________________
_________________________________________________________________
Какими буквами и в каких случаях передается звук «з»? ________________
_________________________________________________________________
По каким признакам можно определить греческое происхождение слова? __
_________________________________________________________________
Каковы основные правила постановки ударения? __________________
_________________________________________________________________
Задание 3. Пользуясь алфавитом, напишите по-латински слова:
Аурум__________________________________
Аурис__________________________________
Инфузум________________________________
Одор___________________________________
Улькус__________________________________
Утэрус________________________________
Эго___________________________________
Эпистола______________________________
Задание 4. Напишите русскими буквами:
ae - э
aegrotus____________________________________
gangraena__________________________________
oe - э
oedema_____________________________________
Foeniculum__________________________________
au - ау
auris_______________________________________
Raunatinum__________________________________
eu - эу, эй
eucommia__________________________________
euphoria___________________________________
euthanasia_________________________________
ae - аэ, oe - оэ
аer_______________________________________
Aloe______________________________________
Задание 5. Напишите русскими буквами латинские слова.
Caecum (слепая кишка)__________________________________________
Cadaver (труп)__________________________________________________
Сellula (клетка) ________________________________________________
Cervicalis (шейный) ______________________________________________
Cibus (пища) _________________________________________________
Cicatrix (рубец, шрам) ___________________________________________
Clavicula (ключица) ______________________________________________
Coelia (брюшная полость)________________________________________
Costa (ребро) ____________________________________________________
Cutis (кожа) _____________________________________________________
Cyanosis (синюшность) ___________________________________________
Lac (молоко) ___________________________________________________
Occiput (затылок) _______________________________________________
Задание 6. Прочитайте и объясните произношение буквы с:
Cellula, cerebrum, cervicalis, cibus, facies, cyanosis, caecum, cadaver,
costa, cutis, clavicula, occiput, lac, cavum, cartilago, accessorius, sulcus.
Задание 7. Заполните таблицу, вставив следующие слова:
scapula, crista, concha, cystis, cellula, Сucurbita, collega, coerulеus, Сuprum, carbo.
Читается как «ц» | Читается как «к» |
Задание 8. Прочитайте и напишите русскими буквами:
aqua______________________________________________________
quinque___________________________________________________
quantum satis_______________________________________________
Quercus____________________________________________________
liquor _____________________________________________________
sulcus _____________________________________________________
os sacrum___________________________________________________________
dorsum_____________________________________________________
incisura vesica______________________________________________
fossa______________________________________________________
processus__________________________________________________
Задание 9. Заполните таблицу: infusum, scapula, testis, incisura, tonsilla, musculus, numerus, bursa, magnesia, Rosa.
Читается как «с» | Читается как «з» |
Задание 10. Напишите русскими буквами, прочитайте вслух и заполните таблицу:
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!