Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения некоторых звуков и  сочетаний — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения некоторых звуков и  сочетаний

2021-02-01 383
Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения некоторых звуков и  сочетаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для студентов специальностей

31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 Сестринскоедело 31.02.02 Акушерское дело

Лаптева Лариса Евгеньевна, преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

                                                                             

 

                                                                                            

 

 

 

Прокопьевск, 2019

 

Основы латинского языка с медицинской терминологией [Текст]: Рабочая тетрадь для студентов специальностей 31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 Сестринское дело

31.02.02 Акушерское дело / Л. Е. Лаптева. – Прокопьевск: ПФ ГБПОУ «КОМК», 2019. – 50 с.

 

 

 

Рецензент:

Н.А. Коновалова, методист ПФ ГБПОУ «КОМК»

 

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 Сестринское дело31.02.02 Акушерское дело

 

 

 

 

ПФ ГБПОУ «Кемеровский областной медицинский колледж», 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Пояснительная записка                                                                                          4

Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения

         некоторых звуков и буквосочетаний.                                                    5

Тема 2. Глагол.                                                                                                        10

Тема 3. I склонение имен существительных. Несогласованное определение.      12

Тема 4. Краткие сведения о рецепте. Латинские предлоги.                                    15

Тема 5. Состав слова. Терминоэлементы. Клиническая терминология.

Греческие корни.                                                                                                     18

Тема 6. II склонение существительных. Названия болезней и лекарственных

          препаратов.                                                                                                 20

Тема 7. Терминоэлементы. Частотные отрезки в названиях лекарственных

           препаратов.                                                                                                  22

Тема 8. Имя прилагательное I и II склонений. Согласованное определение.     24

Тема 9. Названия групп лекарственных препаратов. Названия химических

         соединений.                                                                                               27

Тема 10. III склонение имен существительных.                                                        30

Тема 11. Названия патологических процессов.                                                        35

Тема 12. Название солей в лекарственных препаратах                                       38

Тема 13. Прилагательные III склонения. Согласованное определение.          41                              

Тема 14. IV склонение имен существительных.                                                  43

Тема 15. V склонение имен существительных.                                                         45

Тема 16. Важнейшие рецептурные сокращения.                                                   47                                                                                                        

 Список использованной литературы                                                                          50                                                                                             

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

  Рабочая тетрадь составлена с учетом требований программы по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» для студентов специальностей: 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело    

      Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по дисциплине. Данное пособие поможет студентам в изучении медицинской, анатомической и фармацевтической терминологии, в освоении грамматики латинского языка, фонетики и словообразования, в чтении текстов, латинских пословиц и афоризмов на латинском языке Тетрадь позволит развить мотивацию будущей профессиональной деятельности.

Материал рабочей тетради составлен по основным темам изучаемого курса. Студенты должны выполнить задания по фонетике, лексические и грамматические упражнения, сконструировать клинические термины, перевести рецепты, заполнить таблицы, ответить на вопросы и т.д. Задания по чтению и переводу текстов, пословиц и поговорок даны под звездочкой и предназначены для пвышенного уровня.

Рабочая тетрадь также может быть использована при самостоятельном изучении отдельных тем в случае пропуска занятий, либо всвязи с длительным перерывом в обучении, так как она составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине.

 

Lingua, sanguis, unguis, unguentum, angulus, lingula, sublingualis, fungus, Sanguisorba.

Читается как «нгв» Читается как «нгу»
   
   
   
   
   
   
   

 

Задание 11. Запишите термины, разделите на слоги, обозначьте долготу и краткость предпоследнего слога и определите ударение.

Glandula suprarenalis (надпочечная железа) __________________________________

medulla spinalis (спинной мозг)____________________________________________

columna vertebralis (позвоночный столб)____________________________________

vertebra cervicalis (шейный позвонок)_______________________________________

solutio Iodi spirituosa (спиртовый раствор йода)_______________________________

lamella ophthalmica (глазная пленка)________________________________________

fissura orbitalis superior (верхняя глазничная щель)____________________________

meatus acusticus internus (внутренний слуховой проход)________________________

vestibulum oris (преддверие рта)____________________________________________

tuberculum anterius et posterius (передний и задний бугорок)____________________

amputatio digiti (ампутация пальца)________________________________________

hepatitis acuta (острый гепатит)____________________________________________

calculus dentalis (зубной камень)__________________________________________

Задание 12 ⃰. Прочитайте текст, обращая внимание на произношение. Переведите на русский язык

 

Systema nervosum

Systema nervosum in tres partes dividitur, quae sunt: systema nervosum centrale, systema nervosum periphericum et systema nervosum vegetativum. Systema nervosum centrale est encephalon et medulla spinalis. Systema nervosum periphericum ex truncis nervosis seu nervis et corpusculis nervosis terminalibus constat. Systema nervosum vegetativum partem centralem et periferiicam habet.

Тема 2. Глагол

Задание 1. Заполните таблицу, подчеркните основу глагола и определите его спряжение

 

 

Неопределенная форма глагола Спряжение Неопределенная форма глагола Спряжение
Dare   Filtrare  
Recipere   Solvere  
Audire   Conspergere  
Miscere   Servare  
Sterilisare   Infundere  
Repetere   Praeparare  
Signare   Sanare  
Habere   Discere  
Legere   Vertere  
Scire   Agglutinare  
Tegere   Vivere  
Laborare   Agitare  
Finire   Sentire  
Docere   Coquere  
Dividere   Videre  
Auscultare   Extendere  
Palpare   Colare  
Addere   Terere  

 

Задание 2. Заполните таблицу

Спряжение Infinitivus Основа Imperativus Singularis Imperativus Pluralis
  Signare      
  Auscultare      
  Curare      
  Sterilisare      
  Olere      
  Habere      
  Movere      
  Miscere      
  Solvere      
  Coquere      
  Vivere      
  Discere      
  Audire      
  Sentire      
  Finire      

 

Задание 3.  Переведите с латинского языка на русский:

Date_________________________________________________________

Misceatur ____________________________________________________

Divide et impera_______________________________________________

Coquere______________________________________________________

Sterilisentur! ___________________________________________________

Praepara et da _________________________________________________

Filtrate _______________________________________________________

Recipe _______________________________________________________

Solve_________________________________________________________

 

Задание 4. Переведите с русского языка на латинский, определив сначала по

неопределенной форме основу и спряжение глагола и заполните таблицу.

Русский вариант Неопределенная форма; спряжение, основа Латинский вариант
смешайте Miscere II Miscete
раствори    
переверни    
налей    
обсыпь    
намочите    
учитесь    
дышите    
обозначьте    
отвечай    
пусть будут охлаждены    
свари    
пусть будут приготовлены    
процеди    

 

Задание 5 ⃰. Прочитайте текст, обращая внимание на произношение. Переведите текст на русский язык

Cor

  Cor est organon cetrale systematis sanguinei. Cor in sinistra parte pectoris locum obtinet. Substantia cordis muscularis est. Cor sanguinis motui inservit. Vasa sanguinea in venas et arterias dividuntur. Arteriae sanguinem a corde ad partes corporis vehunt. Venae autem sanguinem a partibus corporis ad cor reducunt. Sanguinem arteriosum et venosum distinguimus. Sanguis venosum per venas cavas superiorem et inferiorem in atrium dextrum cordis infinditur. Calor sanguis varius est, sanguis arteriosus rubro colore, sanguis venosus fusco colore est.

 

Задание 3. Заполните таблицу и напишите препараты по латыни, выделите частотные отрезки, укажите групповую принадлежность

 

Название препарата Латинское написание и частотный отрезок Лекарственная группа
1. Неомицин    
2.Сульфадимезин    
3. Барбамил    
4. Мономицин    
5. Артикаин    
6.Олеандомицин    
7. Метациллин    
8. Лидокаин    
9. Бензилпенициллин    
10. Тримекаин    
11. Анальгин    
12. Морфоциклин    
13. Дикаин    
14. Линкомицин    
15. Оксациллин    
16. Барбитал-натрий    
17. Анестезин    

 

Задание 4. Напишите по-латыни названия лекарственных препаратов.

 

 Оксациллин _____________________________________

 Ампициллин_____________________________________

 Бициллин_______________________________________

 Неомицин_______________________________________

 Мономицин_____________________________________

 Олеандомицин___________________________________

 Тетрациклин_____________________________________

 Метациклин_____________________________________

 Окситетрациклин_________________________________

 Сульфабутин____________________________________

 Сульфастоп______________________________________

 Сульфэтрон ______________________________________

 Пиральгин_______________________________________

 Пирафат_________________________________________

 Антипирин_______________________________________

 Анальгин________________________________________

 Баралгин_________________________________________

 

Задание 5 ⃰. Прочитайте текст, обращая внимание на произношение. Переведите его.

Thorax

Thorax et abdomen in trunco hominis sunt. Thorax in parte superiore trunci est, abdomen in parte inferiore est. Thorax a claviculis usque ad diaphragma porrigitur. Membrana pleura appelatur. In thorace pars trachea, pulmonеs, cor, pericardium cum vasis locantur.

Pulmones

Pulmones, in cavo dextro et sinistro pectoris locati, majorem partem cavi sinistri occupant. Pulmo dexter in tres lobos, pulmo sinister in duos lobos dividitus.Pulmones ex multis alveolis constant. Parietes alveolarum tegit rete vasorum sanguiferorum. Sub pulmonibus et corde diaphragma sinut est, quod cavum pectoris a cavo abdominis sejungit. Arteriae circuli sanguinis minoris in pulmones sanguinem venosum afferunt.

 

Задание 7 ⃰. Прочитайте и переведите латинские афоризмы, выражения, пословицы.

«Dum spiro, spero»

«Est modus in rebus»

«Vivere est cogitare»

 

 

Costae

Costarum, quae laterales thoracis partes occupant, numerus in utroque latere plerumque est duodecim, raro tredecim, rarius undecim. Sunt autem vel verae, vel spuriae. Verae seu legitimae vocantur, quarum cartilagines sterno adhaerent.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Городкова, Ю.И. Латинский язык [Текст]: учебник для СПО / Ю.И.Городкова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 352 с.

2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства [Текст]: пособие для врачей / М.Д. Машковский 16-е изд., перераб. и  доп. - М.: Новая волна, 2017.- 700 с.

3. Нечай, М.Н. Латинский язык [Текст]: учебник для педиатрических факультетов / М.Н.Нечай. -  М.: КНОРУС, 2016. – 352 с.

4. Панасенко, Ю.Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией [Текст]: учебник для медицинских училищ и колледжей / Ю.Ф. Панасенко.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.- 352 с.

5. Цисык, А.З. Латинский язык [Текст]: учебник для ВПО / А.З. Цисык. – Минск: Тетра Системс, 2009. - 447 с.

6. Ширяева, Т. А. Словарь латинских крылатых слов [Текст] / Т.А.Ширяева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 448 с.

 

 

ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для студентов специальностей

31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 Сестринскоедело 31.02.02 Акушерское дело

Лаптева Лариса Евгеньевна, преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

                                                                             

 

                                                                                            

 

 

 

Прокопьевск, 2019

 

Основы латинского языка с медицинской терминологией [Текст]: Рабочая тетрадь для студентов специальностей 31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 Сестринское дело

31.02.02 Акушерское дело / Л. Е. Лаптева. – Прокопьевск: ПФ ГБПОУ «КОМК», 2019. – 50 с.

 

 

 

Рецензент:

Н.А. Коновалова, методист ПФ ГБПОУ «КОМК»

 

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 Сестринское дело31.02.02 Акушерское дело

 

 

 

 

ПФ ГБПОУ «Кемеровский областной медицинский колледж», 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Пояснительная записка                                                                                          4

Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения

         некоторых звуков и буквосочетаний.                                                    5

Тема 2. Глагол.                                                                                                        10

Тема 3. I склонение имен существительных. Несогласованное определение.      12

Тема 4. Краткие сведения о рецепте. Латинские предлоги.                                    15

Тема 5. Состав слова. Терминоэлементы. Клиническая терминология.

Греческие корни.                                                                                                     18

Тема 6. II склонение существительных. Названия болезней и лекарственных

          препаратов.                                                                                                 20

Тема 7. Терминоэлементы. Частотные отрезки в названиях лекарственных

           препаратов.                                                                                                  22

Тема 8. Имя прилагательное I и II склонений. Согласованное определение.     24

Тема 9. Названия групп лекарственных препаратов. Названия химических

         соединений.                                                                                               27

Тема 10. III склонение имен существительных.                                                        30

Тема 11. Названия патологических процессов.                                                        35

Тема 12. Название солей в лекарственных препаратах                                       38

Тема 13. Прилагательные III склонения. Согласованное определение.          41                              

Тема 14. IV склонение имен существительных.                                                  43

Тема 15. V склонение имен существительных.                                                         45

Тема 16. Важнейшие рецептурные сокращения.                                                   47                                                                                                        

 Список использованной литературы                                                                          50                                                                                             

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

  Рабочая тетрадь составлена с учетом требований программы по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» для студентов специальностей: 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело    

      Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по дисциплине. Данное пособие поможет студентам в изучении медицинской, анатомической и фармацевтической терминологии, в освоении грамматики латинского языка, фонетики и словообразования, в чтении текстов, латинских пословиц и афоризмов на латинском языке Тетрадь позволит развить мотивацию будущей профессиональной деятельности.

Материал рабочей тетради составлен по основным темам изучаемого курса. Студенты должны выполнить задания по фонетике, лексические и грамматические упражнения, сконструировать клинические термины, перевести рецепты, заполнить таблицы, ответить на вопросы и т.д. Задания по чтению и переводу текстов, пословиц и поговорок даны под звездочкой и предназначены для пвышенного уровня.

Рабочая тетрадь также может быть использована при самостоятельном изучении отдельных тем в случае пропуска занятий, либо всвязи с длительным перерывом в обучении, так как она составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине.

 

Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения некоторых звуков и  сочетаний

Задание 1. Назовите буквы латинского алфавита

 

Печатные буквы  Название Русское произношение Примечание
A, a а    
B, b бэ    
 C, c цэ    
D, d дэ    
E, e э    
 F, f эф    
 G, g гэ    
 H, h га    
 I, i и    
 J, j йот    
K, k ка    
 L, l эль    
M, m эм    
N, n эн    
 O, o о    
P, p пэ    
 Q, q ку    
R, r эр    
 S, s эс    
 T, t тэ    
 U, u у    
V, v вэ    
X, x икс    
Y, y ипсилон    
Z, z зэт    

Задание 2.  Ответьте на вопросы:

Какие гласные буквы латинского алфавита вы знаете?__________________

_________________________________________________________________

Что такое дифтог? Какие дифтонги вы знаете? _________________________

_________________________________________________________________

Какими буквами можно выразить звук «э»? ___________________________

_________________________________________________________________

Какие буквы при произношении дают звук «и»? ________________________

_________________________________________________________________

Что такое диграф? Назовите их_________________________

Какие сочетания букв передают звук «кв»? ____________________________

_________________________________________________________________

Какими буквами и в каких случаях передается звук «з»? ________________

_________________________________________________________________

По каким признакам можно определить греческое происхождение слова? __

_________________________________________________________________

Каковы основные правила постановки ударения? __________________

_________________________________________________________________

 

Задание 3. Пользуясь алфавитом, напишите по-латински слова:

Аурум__________________________________

Аурис__________________________________

Инфузум________________________________

Одор___________________________________

Улькус__________________________________            

Утэрус________________________________          

Эго___________________________________

Эпистола______________________________

 

Задание 4. Напишите русскими буквами:

ae - э

aegrotus____________________________________

gangraena__________________________________

oe - э

oedema_____________________________________

Foeniculum__________________________________

au - ау

auris_______________________________________

Raunatinum__________________________________                      

 

eu - эу, эй

eucommia__________________________________

euphoria___________________________________

 euthanasia_________________________________

ae - аэ, oe - оэ

аer_______________________________________

Aloe______________________________________

 

Задание 5. Напишите русскими буквами латинские слова.

 

Caecum (слепая кишка)__________________________________________    

   Cadaver (труп)__________________________________________________

Сellula (клетка) ________________________________________________                                        

Cervicalis (шейный) ______________________________________________                                   

 Cibus (пища) _________________________________________________                                           

Cicatrix (рубец, шрам) ___________________________________________                                 

Clavicula (ключица) ______________________________________________

Coelia (брюшная полость)________________________________________

Costa (ребро) ____________________________________________________

Cutis (кожа) _____________________________________________________

Cyanosis (синюшность) ___________________________________________

Lac (молоко) ___________________________________________________                            

Occiput (затылок) _______________________________________________                                

Задание 6. Прочитайте и объясните произношение буквы с:

 

Cellula, cerebrum, cervicalis, cibus, facies, cyanosis, caecum, cadaver,

 costa, cutis, clavicula, occiput, lac, cavum, cartilago, accessorius, sulcus.

Задание 7. Заполните таблицу, вставив следующие слова:

scapula, crista, concha, cystis, cellula, Сucurbita, collega, coerulеus, Сuprum, carbo.

 

Читается как «ц» Читается как «к»
   
   
   
   
   
   

Задание 8. Прочитайте и напишите русскими буквами:

aqua______________________________________________________

quinque___________________________________________________

quantum satis_______________________________________________

Quercus____________________________________________________

liquor _____________________________________________________

sulcus _____________________________________________________

os sacrum___________________________________________________________

dorsum_____________________________________________________

incisura vesica______________________________________________

fossa______________________________________________________

processus__________________________________________________

Задание 9. Заполните таблицу: infusum, scapula, testis, incisura, tonsilla, musculus, numerus, bursa, magnesia, Rosa.

 

Читается как «с» Читается как «з»
   
   
   
   
   
   
   

 

Задание 10. Напишите русскими буквами, прочитайте вслух и заполните таблицу:


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.