Общие особенности возникновения и течения психических расстройств у детей — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие особенности возникновения и течения психических расстройств у детей

2021-02-01 39
Общие особенности возникновения и течения психических расстройств у детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети быстрее и сильнее инвалидизируются по сравнению со взрослыми

Но

Развивающийся детский организм отличается большой пластичностью, что проявляется высокими компенсаторно-приспособительными возможностями (см. 3-и закона диалектики Гегеля)

 

 

ПОНЯТИЕ «НОРМА РАЗВИТИЯ»

Возрастная норма – сопоставления уровня развития до болезни с болезненным и с половозрастной нормой.

Статистическая норма – среднестатистический показатель уровня развития, полученный при обследовании большой выборки при прочих равных услоиях (методики, пол, возраст, язык, культура)ю

Социально-психологическая норма – система требований, правил и норм, которым обучают, но которые могут меняться вместе с изменениями в обществе.

Функциональная норма –индивидуальная норма развития, которая явл отправной точкой и целью коррекционно-развивающей  работы, когда приходится балансировать отношения между ребенком и социумом.

Типологическая норма – тот уровень развития, который характерен для конкретного ребенка в зависимости от его типологического варианта развития.

Практическая норма – сравнение уровня развития ребенка с показателями контрольной группы практически здоровых детей при прочих равных условиях.

 

Основные аспекты онтогенеза и дизонтогенеза

Онтогенез или постнатальный онтогенез – совокупность индивидуальных, последовательных морфологических, физиологических, биохимических и психических преобразований, претерпеваемых организмом от момента зарождения до смерти.

Выделяют 4-е основных функциональных системы, которые последовательно, но гетерохронно формируются в онтогенезе: моторную, сенсомоторную, аффективную и идеаторную.

 

Основанием для периодизации онтогенеза является возраст.

  Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.

Социальный возраст индивида измеряется путём соотнесения уровня его социального развития (например, овладения определённым набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Психический возраст определяется путём соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим среднестатистическим нормативом (симптомокомплексом).

 

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗЫ

Периоды развития ребенка, которые характеризуются резкими количественными и качественными психофизиологическими изменениями.

•1. с 2-х до 4-х лет.

•2. с 6-ти до 8-и лет.

•3. с 12-и до 18-и лет.

Три причины, почему они называются кризовыми:

1. Чаще отмечаются различные проявления дизонтогенеза.

2. Любой неблагоприятный фактор приведет к нарушению именно той функции, которая в этот момент активно (иногда в ущерб или за счет уже сформированных) формируется.

3. Если не будет в момент развития и формирования определенной психической функции не будет соответствующего для нее внешнего стимула, развитие замедлится или прекратится.

 

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ
(по Л.С.Выготскому)

Период новорожденности- формирование сенсорной сферы (сенсорные эталоны)

От 1года до 3-х лет – сенситивный период для развития речи

От 1,5 до 2-х лет - сенситивный период для развития мелкой моторики

От 3-х до 7-и лет - сенситивный период для развития когнитивных способностей

ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ

Психический дизонтогенез (В.В.Ковалев) – нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте (психики в целом или отдельных ее составляющих) в результате нарушения темпов и сроков созревания определенных мозговых структур головного мозга или отдельных компонентов (функций), входящих в эти структуры.

 

Типы дизонтогенеза

•Задержанное или искажённое психическое развитие.

•Органический дизонтогенез – как результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза.

•Дизонтогенез вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной депривации.

•Дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая не правильное воспитание).

 

1. Ретардация – запаздывание или приостановка психич развития. Тотальная- все ВПФ. Парциальная – лишь некоторые психические ф-ции или функциональные системы.

2. Асинхрония – диспропорциональное психической развитие – противоположные проявления.

3. Преходящая физиологическая незрелость и временный возврат к незрелым формам психического реагирования. (В.В.Ковалев)

Варианты психического дизонтогенеза
(В.В. Лебединский)

•Недоразвитие (незрелость мозговых систем – модель УО).

•Задержанное развитие (задержанное развитие познавательной и эмоциональной сферы – модель ЗПР).

•Поврежденное развитие (повреждение уже сформированных систем - деменция).

•Дефицитарное развитие (нарушение отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата).

•Искажённое развитие (сочетание общего недоразвития, задержанного, повреждённого и ускоренного развития отдельных психических функций – модель: детский аутизм).

•Дисгармоническое развитие (ретардация одних систем и акселерация других, особенно в эмоционально-волевой сфере – модель: психопатия, патохарактерологическокое формирование личности).

 

 

Психический дизонтогенез  как проявление диатеза с выраженной предрасположенностью к тем или иным психическим заболеваниям (Г.В. Козловская, С.Ю. Циркин).

Депривационное развитие (Г.Г. Буторин).

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.