Понятийный (категориальный) аппарат и основные положения в психопатологии — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Понятийный (категориальный) аппарат и основные положения в психопатологии

2021-02-01 67
Понятийный (категориальный) аппарат и основные положения в психопатологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ

Дети быстрее и сильнее инвалидизируются по сравнению со взрослыми

Но

Развивающийся детский организм отличается большой пластичностью, что проявляется высокими компенсаторно-приспособительными возможностями (см. 3-и закона диалектики Гегеля)

 

 

ПОНЯТИЕ «НОРМА РАЗВИТИЯ»

Возрастная норма – сопоставления уровня развития до болезни с болезненным и с половозрастной нормой.

Статистическая норма – среднестатистический показатель уровня развития, полученный при обследовании большой выборки при прочих равных услоиях (методики, пол, возраст, язык, культура)ю

Социально-психологическая норма – система требований, правил и норм, которым обучают, но которые могут меняться вместе с изменениями в обществе.

Функциональная норма –индивидуальная норма развития, которая явл отправной точкой и целью коррекционно-развивающей  работы, когда приходится балансировать отношения между ребенком и социумом.

Типологическая норма – тот уровень развития, который характерен для конкретного ребенка в зависимости от его типологического варианта развития.

Практическая норма – сравнение уровня развития ребенка с показателями контрольной группы практически здоровых детей при прочих равных условиях.

 

Основные аспекты онтогенеза и дизонтогенеза

Онтогенез или постнатальный онтогенез – совокупность индивидуальных, последовательных морфологических, физиологических, биохимических и психических преобразований, претерпеваемых организмом от момента зарождения до смерти.

Выделяют 4-е основных функциональных системы, которые последовательно, но гетерохронно формируются в онтогенезе: моторную, сенсомоторную, аффективную и идеаторную.

 

Основанием для периодизации онтогенеза является возраст.

  Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.

Социальный возраст индивида измеряется путём соотнесения уровня его социального развития (например, овладения определённым набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Психический возраст определяется путём соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим среднестатистическим нормативом (симптомокомплексом).

 

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗЫ

Периоды развития ребенка, которые характеризуются резкими количественными и качественными психофизиологическими изменениями.

•1. с 2-х до 4-х лет.

•2. с 6-ти до 8-и лет.

•3. с 12-и до 18-и лет.

Три причины, почему они называются кризовыми:

1. Чаще отмечаются различные проявления дизонтогенеза.

2. Любой неблагоприятный фактор приведет к нарушению именно той функции, которая в этот момент активно (иногда в ущерб или за счет уже сформированных) формируется.

3. Если не будет в момент развития и формирования определенной психической функции не будет соответствующего для нее внешнего стимула, развитие замедлится или прекратится.

 

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ
(по Л.С.Выготскому)

Период новорожденности- формирование сенсорной сферы (сенсорные эталоны)

От 1года до 3-х лет – сенситивный период для развития речи

От 1,5 до 2-х лет - сенситивный период для развития мелкой моторики

От 3-х до 7-и лет - сенситивный период для развития когнитивных способностей

ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ

Психический дизонтогенез (В.В.Ковалев) – нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте (психики в целом или отдельных ее составляющих) в результате нарушения темпов и сроков созревания определенных мозговых структур головного мозга или отдельных компонентов (функций), входящих в эти структуры.

 

Типы дизонтогенеза

•Задержанное или искажённое психическое развитие.

•Органический дизонтогенез – как результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза.

•Дизонтогенез вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной депривации.

•Дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая не правильное воспитание).

 

1. Ретардация – запаздывание или приостановка психич развития. Тотальная- все ВПФ. Парциальная – лишь некоторые психические ф-ции или функциональные системы.

2. Асинхрония – диспропорциональное психической развитие – противоположные проявления.

3. Преходящая физиологическая незрелость и временный возврат к незрелым формам психического реагирования. (В.В.Ковалев)

Варианты психического дизонтогенеза
(В.В. Лебединский)

•Недоразвитие (незрелость мозговых систем – модель УО).

•Задержанное развитие (задержанное развитие познавательной и эмоциональной сферы – модель ЗПР).

•Поврежденное развитие (повреждение уже сформированных систем - деменция).

•Дефицитарное развитие (нарушение отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата).

•Искажённое развитие (сочетание общего недоразвития, задержанного, повреждённого и ускоренного развития отдельных психических функций – модель: детский аутизм).

•Дисгармоническое развитие (ретардация одних систем и акселерация других, особенно в эмоционально-волевой сфере – модель: психопатия, патохарактерологическокое формирование личности).

 

 

Психический дизонтогенез  как проявление диатеза с выраженной предрасположенностью к тем или иным психическим заболеваниям (Г.В. Козловская, С.Ю. Циркин).

Депривационное развитие (Г.Г. Буторин).

 

Понятийный (категориальный) аппарат и основные положения в психопатологии

Этиология – учение о причинах и условиях возникновения заболевания.

Патогенез – совокупность процессов, определяющих возникновение, течение и исход болезней (механизм).

Патология – болезненное отклонение от нормального состояния или процесса развития.

Симптом – признак какой-либо патологии.

Синдром – совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом.

Общее здоровье – состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических недостатков, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие (по материалам ВОЗ).

Основные критерии общего здоровья:

- структурная и функциональная сохранность органов и систем;

 - свойственная организму индивидуально достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде;

- сохранность привычного самочувствия.

 

Психическое здоровье – одна из важнейших составляющих общего здоровья.

 

Психическое здоровье – это такое состояние индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности, адекватные формы поведения с учётом этнокультуральных особенностей и критериев (ВОЗ).

 

Критерии психического здоровья (по ОВЗ):

- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

- критичность к себе и к своей собственной психической продукции (деятельности) и её результатам;

- соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

- способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

- способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;

- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

 

Болезнь (нозологическая единица) – динамическое, текущее образование. Любая болезнь начинается остро и имеет определенные стадии (начальное появление симптомов, затем основные проявления - формирование синдрома и исход) Это определенная болезнь, выделенная на основе установленной этиологии, установленного патогенеза, имеющая характерную клинико-морфологическую картину и которая является номенклатурной единицей для классификаций. (грипп, ангина, холецистит, шизофрения, эпилепсия)

Исходы:

 

Патологическое состояние – стойкое состояние нездоровья, которое возникает,как правило, в результате пороков или отклонений в развитии, иногда в результате патологических процессов. Эти состояния очень устойчивы к терапии, но отличаются своей стабильностью, (нет рецидивов и ремиссий) и может сопровождать человека всю жизнь (отсутствие конечности, олигофрения).

 

Психическая реакция - кратковременное, продолжающееся не более 6 месяцев изменение психики (эпилептическая реакция, которая может возникнуть у ребенка во время заболевания, протекающего с очень высокой температурой тела, или невротическая реакция, возникшая при столкновении ребенка с трудными жизненными обстоятельствами (разлука с родителями).

 

Психическое развитие – патологический процесс, связанный с изменением личности, например, в процессе длительного протекающего невроза (истерическое, ипохондрическое, астеническое развитие личности)

 

Психическая болезнь – заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой деятельности. Выражается в искаженном неадекватном восприятии и осмыслении объективной действительности; ведет к нарушению познания и обуславливает неправильное поведение больного, что проявляется в затруднении приспособления к среде.

П. Б. Ганнушкин (1924): «Душевная болезнь связывается с состоянием всего организма, с врожденной конституцией индивидуума, с состоянием его обмена веществ, с функционированием эндокринной системы, наконец, с состоянием нервной системы, как цереброспинальной, так и вегетативной».

Исходы: выздоровление (восстановление, нарушенных свойств организма, но зависит от преморбида), возникновение дефекта одной из психических сфер (познавательной, аффективной) или общим нарушением формирования психики.

В современной классифиикации белезней, в МКБ-10 (международная классификация болезней 10-го пересмотра), вероятнее всего, из гуманистических стремлений, термин «болезнь» в большинстве своем заменили на «рсстройства».

(И вообще, эта классификация построена по эклектическому принципу, ее номенклатура представлена основными подходами в психиатрии, т.е. смешение стилей).

 

Более широкое понятие – психическое расстройство - болезненное состояние с психопатологическими или поведенческим проявлениями, связанным с нарушением функционирования организма в результате воздействия биологических, социальных, психологических, генетических, физических или химических факторов. Оно определяется степенью отклонения от взятого за основу понятия психического здоровья.

 

Все психические расстройства (болезни) подразделяют на 1. психотические, 2.невротические, 3.функциональные и 4.органические.

Психотические – нарушение сознания разной степени тяжести, утрата чувства реальности, сопровождаемая бредом и галлюцинациями, грубое изменение личности или дезинтеграция всей психической деятельности (дезориентировка в себе, времени, пространстве: или, или), например, при шизофрении.

Невротические – утраты чувства реальности не наблюдается, поведение соответствует социально принятым нормам. Ррасстройства обусловлены большей частью внутрипсихическими конфликтами или событиями жизни, которые вызывают тревогу, проявляются такими симптомами, как обсессии, фобии, компульсивность на фоне соматовегетативных расстройств.

Функциональные – структурные нарушения и этиологический фактор, которые можно было бы назвать причиной болезни, не известны.

Органические – заболевания, которые обусловлены структурными (морфологическими) изменениями в головном мозге; обычно они сопровождаются когнитивными (интеллектуальными) нарушениями, делирием или деменцией.

 

Вместе с тем, диагностика психических расстройств не может быть точной без понимания типа реагирования личности и организма на ту или иную вредность.

Д.Н.Исаев выделяет следующие типы психического реагирования.

Экзогенный тип психического реагирования - психические реакции, заболевания, состояния, развитие, своим происхождением обязанные органическим поражениям головного мозга. Органические поражения мозга — вредности (черепно-мозговые

травмы, опухоли, сосудистые и инфекционные заболевания мозга, интоксикации), непосредственно действующие на мозг (судорожный синдром, психоорганический синдром, амнестический синдром, синдромы расстроенного сознания).

 

Психогенный тип психического реагирования — психические реакции, заболевания и развитие, возникающие при переживании трудных (разрушение семьи, измена близкого человека и т. д.) или катастрофических (пожар, землетрясение, дорожно-транспортное

происшествие) жизненных обстоятельств. (псевдодементный синдром, нередко возникающий у подростков, находящихся под угрозой потерять свой социальный статус).

 

Эндогенный тип психического реагирования — психические реакции, заболевания, состояния и развитие, причиной которых являются внутренние (эндогенные), наследственно-конституциональные факторы. Наиболее типичный пример этого типа реагирования — передача по наследству (через гены или хромосомы)

предрасположения или самого заболевания (шизофрения, некоторые формы эпилепсии, умственная отсталость, связанная с нарушениями метаболизма или зависящая от хромосомных аберраций).

При этом следует отметить, что в чистом виде эти реакции встречаются редко.

Чаще всего эти типы реагирования могут быть смешанными.

 

По особенностям течения (динамики) всю психические расстройства можно условно разделить на 2-е группы.

1. Непроцессуальная динамика, непрогредиентная или эволютивная, в этом случае развитие ребенка происходит по общебиологическим законам, но отличается от нормы по темпам и срокам развития определенных мозговых структур и функций, чаще встречается при патологических состояниях (олигофрения).

 

2.Динамика психических болезней имеет следующие основные проявления.

Непрерывное течение — неуклонное нарастание и усложнение психических расстройств

(соматогенный психоз).

Приступообразное течение — чередование приступов заболевания и промежутков, свободных от болезненных проявлений (аффективные психозы).

Смешанное течение — нарастание изменений личности, на фоне которого эпизодически возникают обострения (сдвиги) заболевания. После каждого сдвига появляются все более выраженные изменения личности (шизофрения).

Волнообразное течение проявляется периодами ослабления или исчезновения симптоматики, однако в дальнейшем под влиянием дополнительных факторов появляются ранее исчезнувшие проявления болезни, обычно в форме новых нарастающих симптомов и синдромов (невротические расстройства).

Пароксизмалъное течение — остро возникающие кратковременные приступы  аболевания (эпилепсия).

Прогредиентное течение — постепенное нарастание и усложнение симптоматики с появлением стойких психических нарушений (шизофрения).

Регредиентное течение — с каждым последующим приступом заболевания сокращается число синдромов и симптомов, ослабляется и исчезает бывшая ранее симптоматика (психические расстройства при черепно-мозговых травмах).

 

Таким образом, в этих случаях развитие ребенка будет зависеть от сроков возникновения, тяжести и темпа течения основного заболевания.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.