Организация и методика физического воспитания — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация и методика физического воспитания

2021-02-01 55
Организация и методика физического воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обучающихся СМГ «А»

 

Одним из основных условий для правильной организации физического воспитания в школе является хорошо отлаженная система медицинского контроля. Все обучающиеся в обязательном порядке должны ежегодно проходить врачебно-медицинское обследование, цель которого – определить состояние их здоровья и распределить по медицинским группам: основной, подготовительной, специальной.

Медицинскую группу для занятий физкультурой на основании заключений специалистов определяет врач-педиатр в соответствии с «Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом».

Определение медицинской группы для занятий физической культурой должно проводиться с учетом доступности физических нагрузок, а также создания оптимальных условий для выздоровления обучающихся или предупреждения обострения заболеваний.

Специальную медицинскую группу «А» целесообразно комплектовать из классов одной параллели. Включать в нее обучающихся с отчетливыми отклоне­ниями в состоянии здоровья, и обучающихся, имеющих отклонения в состоянии нескольких функциональных систем, низкий уровень физического здоровья и физической подготовленности, т.е. обучающихся III и II групп здоровья.

Чаще всего эти обучающиеся имеют различные заболевания, но объединение их в одну группу возможно по той причине, что они имеют сходные нарушения в организме: примерно одинаково снижены уровень работоспособности, функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Физическое воспитание обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ «А», представляет собой педагогический процесс, базирующийся на общепринятых принципах и методах обучения.

Одним из важнейших принципов является принцип доступности и индивидуализации, который означает оптимальное соответствие задач, средств и методов возможностям каждого занимающегося. Индивидуальность обучающегося необходимо учитывать при определении уровня и характера нагрузок.

Каждому возрастному периоду ребенка свойственен свой уровень развития морфофункциональных показателей. Обучающиеся СМГ «А» имеют различные функциональные нарушения и хронические заболевания. Это определяет необходимость индивидуального подхода в дозировании физических нагрузок с учетом возрастных морфофизиологических особенностей, характера и степени нарушений в состоянии здоровья для того, чтобы уровень физической нагрузки был доступен для организма обучающегося и не выходил за пределы индивидуальных адаптаций.

Сердечно-сосудистая система одной из первых реагирует на мышечную работу, поэтому оптимальное дозирование физических нагрузок, адекватных состоянию обучающегося в конкретный момент времени, возможно при постоянном контроле ЧСС. С этой целью используются часы-пульсомеры.

Двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд./мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного энергообеспечения и дают хороший тренировочный эффект. Учитывая, что большинство обучающихся СМГ «А» страдает гипоксией и слабой приспособляемостью к мышечной работе, нецелесообразно применять двигательные режимы при частоте пульса выше 150 ударов в минуту.

Принцип систематичности и постепенности требует обеспечения непрерывности занятий физическими упражнениями, что обусловлено закономерностями процесса адаптации, а также подбора упражнений таким образом, чтобы вначале осваивались простые, а затем более сложные упраж­нения при увеличении нагрузок. Этот принцип имеет в своей основе физиологические представления, которые заключаются в том, что процесс адаптации органов и систем организма, улучшение их функций под влиянием регулярных физических нагрузок происходит постепенно, на протяжении достаточно длительного промежутка времени.

Нерациональное использование физических нагрузок, чрезмерное увеличение их объема и интенсивности по истечении некоторого времени приведет к срыву адаптации и развитию предпатологического или патологического состояния.

При регулярном повторении одних и тех же нагрузок процесс приспособления к ним продолжается определенное время. После этого внешние воздействия перестают быть активными раздражителями, организм отвечает на них строго определенной привычной реакцией, дальнейшего роста физических возможностей не происходит.

Для повышения работоспособности и функциональных возможностей организма обучающихся СМГ «А» должен быть создан режим постепенного нарастания нагрузок. С этой целью используется равномерный метод, при котором физическая нагрузка регулируется за счет изменения объема работы, а интенсивность остается относительно постоянной величиной.

Принцип постепенности физических нагрузок должен применяться и на отдельном занятии. Несоблюдение этого принципа может привести к ухудшению функционального состояния организма.

Принцип систематичности требует последовательности занятий и взаимосвязь между ними, непрерывного применения нескольких средств оздоровительной физической культуры в течение длительного времени.

На уроках с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, для воспитания физических качеств используются методы стандартно-непрерывного и стандартно-интервального упражнения.

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную работу, без изменения интенсивности: равномерное упражнение (дозированный бег) и стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения – это повторное упражнение, когда повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха. Для обучающихся СМГ «А» следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 100-120 уд./мин.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным и пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы. При активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью (упражнения на дыхание, на расслабление и др.).

Основной формой занятий физической культурой с обучающимися, отне­сенными по состоянию здоровья к СМГ «А», является урок. Каждый урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов и средств обучения и воспитания, способов организации обучающихся.

На уроках решается комплекс взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Оздоровительные и воспитатель­ные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом уроке.

На каждом уроке выполняется бег (медленный бег в сочетании с ходьбой или медленный бег). На первых уроках продолжительность бега может быть всего несколько секунд, в дальнейшем она должна быть увеличена до 6 минут, так как при такой продолжительности наступает согласованность в работе сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. ЧСС во время бега должна находиться в пределах 130-150 ударов в минуту в течение всего учебного года.

На каждом уроке выполняется комплекс упражнений оздоровительной и корригирующей гимнастики с увеличением количества повторений каждого упражнения примерно от 4 до 12 раз. Число повторений упражнений определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение количества повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. Однако, слишком большое количество повторений приводит к потере интереса у обучающихся выполнять упражнение и снижению качества выполнения упражнения.

Комплекс должен содержать не менее 20 упражнений в следующем соотношении:

· общеразвивающие упражнения – 50%;

· специальные упражнения на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата – 30%;

· специальные упражнения на органы зрения – 10%;

· упражнения на дыхание – 10%.

При проведении уроков с обучающимися СМГ «А» необходимо давать упражнения, вовлекающие в работу как можно больше мышц, что обеспечит всестороннее развитие ребенка и совершенствование всех его органов и систем. Важно, чтобы нагрузку получало большинство мышечных групп, так как в неработающих мышцах происходит понижение обменных процессов.

Часто сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей (у правшей). Полная симметричность отмечается достаточно редко, а у некоторых обучающихся асимметричность бывает очень выраженной. На уроках физической культуры следует обращать внимание на упражнения, позволяющие уравновесить силу мышц правой и левой стороны туловища и достичь симметричного развития обучающегося.

Уроки физкультуры с обучающимися СМГ «А» необходимо строить по обычной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Оптимальная продолжительность урока – 40-45 минут. В отличие от обычного урока продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается.

Подготовительная часть колеблется от 10 до 20 минут в зависимости от задач урока. Она служит для организации обучающихся, плавной подготовки функциональных систем организма к выполнению физической нагрузки в основной части урока. В подготовительной части определяется ЧСС (при необходимости ЧД), объясняются задачи урока. Выполняются строевые упражнения, упражнения в движении, дозированная ходьба с изменением темпа и направления движения, медленный бег (бег в сочетании с ходьбой). Проводятся общеразвивающие упражнения в различных исходных положе­ниях с предметами и без предметов, упражнения на дыхание, на осанку, на профилактику нарушений зрения. Темп выполнения упражнений спокойный. Общеразвивающие упражнения не должны вызывать сильного утомления. При появлении признаков утомления необходимо снизить темп выполнения упражнений и увеличить паузу отдыха между ними. ЧСС в подготовительной части должна нарастать постепенно и к окончанию достигать 130-150 уд./мин. Необходимо внимательно следить за правильностью выполнения упражнений и немедленно исправлять допускаемые обучающимися ошибки. Особое внимание надо обращать на правильное сочетание дыхания с различными движениями. Большое значение имеет и постоянное напоминание о сохранении правильной осанки во время движений, особенно во время ходьбы. Именно в этой части урока надо последовательно добиваться свободной походки с сохранением правильной осанки.

Основная часть урока продолжается от 15 до 25 минут, в разделе лыжной подготовки до 30 минут. В этой части урока решаются задачи, связанные с укреплением физиологических систем организма, с овладением программным материалом, с повышением уровня физической подготовленности. Упражнения подбираются в зависимости от изучаемого раздела учебной программы и от состояния здоровья занимающихся. В основной части урока используются общеразвивающие и корригирующие упражнения, упражнения с предметами, метания, упражнения в равновесии, упоры, подвижные и спортивные игры. Играм необходимо уделять особое внимание. Их лучше проводить за 12-15 минут до окончания урока. Время игры не должно превышать 5-7 мин. После игры обязательно проводится медленная ходьба, дыхательные упражнения, отдых сидя не менее 1 мин. Интенсивность по ЧСС в основной части урока не должна превышать 150 уд./мин.

Основной задачей заключительной части (5-10 минут) является приведение организма в состояние, которое наблюдалось в начале урока. Рекомендуется медленная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и на внимание. Определяется ЧСС, ЧД. Даются задания для самостоятельных занятий, подводятся итоги урока.

Реакция на физическую нагрузку в процессе занятий должна выражаться в умеренных сдвигах физиологических показателей. В зависимости от характера и интенсивности нагрузок ЧСС, артериальное давление, частота дыхания повышаются. Период восстановления показателей до исходного уровня не должен превышать 5-7 минут. Жизненная емкость легких может увеличиваться или умеренно снижаться, что в последнем случае свидетельствует о появлении утомления.

На первых 20 уроках не следует допускать появления признаков утомления. На последующих занятиях при хорошем самочувствии обучающихся можно использовать кратковременные нагрузки, вызывающие чувство приятной усталости.

Регулярные занятия физической культурой по разным причинам могут прерываться. После таких перерывов необходимо снизить уровень физической нагрузки в 2-3 раза в зависимости от состояния здоровья и самочувствия обучающегося.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.