Название: Программа «Погода в доме» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Название: Программа «Погода в доме»

2021-02-01 79
Название: Программа «Погода в доме» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Актуальность: Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Работая практическим психологом в Центре социальной помощи семье и детям Верхотурского района, я окончательно убедилась, что основной причиной девиантного поведения детей и подростков (воровство, агрессия, употребление ПАВ и т.д.) является неадекватное поведение родителей к своему ребенку. Чаще всего еще с младенчества родители используют не правильный стиль и методы воспитания, но к большому сожалению с целью повышения своей педагогической компетентности к педагогу – психологу такие родители обращаются тогда, когда ребенок (подросток) уже начал открыто демонстрировать свое девиантное поведение, когда проблемы детско-родительских отношений в семье достигли своего максимума. Именно с такими «запущенными» семьями работают специалисты любого Центра социальной помощи семье и детям. Это и послужило причиной создания Программы, направленной на коррекцию и гармонизацию детско – родительских отношений. 

Название: Программа «Погода в доме»

Цель: коррекция игармонизация детско-родительских отношений

Задачи:

  • Формирование и развитие чувства родительской любви и симпатии.
  • Формирование осознанного родительства, своей роли, сопричастности сво­ей семье и процессам, происходящим в ней;
  • Повышение родительской компетентности;
  • Формирование процесса сотрудничества взрослого и ребенка, признание прав и обязанностей в семье как родителя так и ребенка.
  • Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если это необходимо.
  • Обучить навыкам конструктивного взаимодействия и социально приемлемому реагированию в конфликтных ситуациях
  • Предоставить детям и родителям возможность улучшить внутрисемейные отношения в целом.

Участники: Семьи, обратившиеся за помощью к педагогу – психологу (психологу – консультанту). Программа рассчитана на работу как с детьми так и с их родителями.

Форма работы: Индивидуальная (семейная).

Глава 1. Теоретический аспект детско-родительских отношений

Психолого – педагогическая характеристика стилей семейного воспитания.

Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми.

А.С. Макаренко

Цель: просвещение и коррекция неадаптивных способов родительского воспитания.

В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания детей и подростков.

 

Жестокое обращение (агрессивный)

Обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться открыто — суровыми расправами за мелкие про­ступки и непослушание или тем, что на ребенке, как на существе слабом и беззащитном, «срывают зло» на других. Но жестокие отношения в семье могут быть скрыты от посторон­них взоров. Душевное безразличие друг к другу, забота только о себе, полное пренебрежение интересами и нуждами других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждый может рассчитывать только на себя, не ожидая ни помощи, ни участия,— все это может быть без громких скандалов, без драк и без избиений. И тем не менее такая атмосфера душевной жестокости не может не отразиться на подростке. Жестокие отношения могут также культивироваться между воспитанниками в некоторых закрытых учебных заведениях, особенно для трудных и делинквентных подростков, несмотря на материальную обеспеченность и строго регламентированный режим. Тирания вожаков, издевательство сильных над слабыми, расправы за неподчинение, раболепие одних и мучения других — все это особенно легко расцветает, если работа воспитателей отличается формализмом. Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений способству­ет усилению черт эпилептоидной акцентуации и развитию этих же черт на основе акцентуации конформной.

Таблица взаимосвязи стиля семейного воспитания и типа личностного развития ребенка

Название Эмоциональная близость Требования Контроль, санкции Модель общения Тип личностного развития ребенка
Демократический (разумная любовь; сотрудничество: принимающе-авторитарный; авторитетный; ценностное отношение с высокой рефлексией) Принятие, тепло, любовь Справедливые, с обоснованием запретов На основе разумной заботы Диалог и сотрудничество Личностно-ориентированная Оптимальный – чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина, полноценное общение
Авторитарный (автократический; диктат) Чаще отсутствует, хотя не исключается Жесткие, без объяснения причин Жесткий, часто некорректный; наказания Дисциплинарная (окрики, угрозы) Пассивный – отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка. Агрессивный – превращение в тирана(подобно родителю). Лицемерный
Гиперопека (гиперпротекция; доминирующая гиперопека: симбиотический; «жизнь за ребенка») Излишняя забота Отсутствуют при многочисленных запретах и ограничениях Тотальный, чрезмерный Стремление к тесному эмоциональному контакту (мелочная опека) Несамостоятельный – зависимость; эгоцентризм, вседозволенность, асоциальность; инфантилизм; усиление астенических черт
Гиперопека (гиперпротекция; потворствующая гиперопека; «кумир семьи») Обожание, любование Отсутствуют Слабый; вседозволенность «Жертвоприношение» (максимальное удовлетворение потребностей, прихотей) Истероидный – демонстратив-ность, несдержанность в негативных эмоциях. Эпилептоидный – завышенные притязания; трудности в отношениях со сверстниками
Повышенная моральная ответственность (гиперсоциализация) Пониженное внимание Высокие Возможны варианты Чрезмерная озабоченность будущим, социальным статусом, учебными успехами Тревожно-мнительный
Анархический (потворствующий: либерально-попустительский) Прерывание эмоционального контакта (иногда демонстративное) при нарушениях поведения ребенка Отсутствуют или слабые Отсутствует (оправдание поведения) «Заискивающая» (некритичное отношение) Неустойчивый – эгоистичность, некритичность, приспособленчество
Гипопротекция (безнадзорность; индифферентный; мирное сосуществование)   Безразличие; недостаток тепла Отсутствуют Отсутствует (равнодушие) «Невмешательство» (автономия, закрытость для общения) Неустойчивый, гипертимный – асоциальность, непредсказуемость
Эмоциональное отвержение (отчужденный; отвергающий; «золушка»; «маленький неудачник») Отсутствует Повышенные Жесткий, строгие наказания Психологическая дистанция, полная потеря контакта Эпилептоидный – мечтательность, жестокость; трудности в общении; невротические расстройства
Жестокое обращение (агрессивный) Отсутствует Открытая агрессия Жесткий, лишение удовольствий, унижения, побои Антагонизм, враждебность (по поводу поведения) Эгоистичный – жестокость, провокации. Эпилептоидный
Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство)   от психологического принятия к резкому эмоциональному отвержению Не последовательны и не предсказуемы Не последователен и не предсказуем От дисциплинарной (окрики, угрозы) до стремления к тесному эмоциональному контакту (мелочной опеки) повышенная тревожность, неуверенность, импульсивность. Неустойчивый и истероидный тип.

Таблица взаимосвязи стилей семейного воспитания и типов акцентуации характера

 

Стиль семейного воспитания Его основные характеристики Влияние на акцентуацию и психопатию (какой тип формируется и какой усиливается)
Гипопротекция Полная безнадзорность или недостаток контроля и опеки. В условиях нормального материального обеспечения нет внимания к потребностям ребенка, он предоставлен сам себе в духовной жизни. Формальный контроль, возможно эмоциональное отвержение. Неустойчивый тип. Конформный тип. Возможно формирование других типов, кроме сензитивной и психастенической акцентуации.
Доминирующая гиперпротекция Чрезмерная опека, мелочный контроль. Подавляет самостоятельность, лишает возможности учиться на собственном опыте. Не формирует ответственность и чувство долга. Усиливает реакцию эмансипации, непослушание. Гипертимно-неустойчивый тип. Психастеническая акцентуация. Сензитивная акцентуация. Астено- невротическая акцентуация.
Потворствующая гиперпротекция Чрезмерное покровительство, восхищение, в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоизм. Истероидная акцентуация.
Эмоциональное отвержение Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Скрытое эмоциональное отвержение, когда родители не признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребенка и мелочным контролем. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребенка. При истероидной акцентуации реакция оппозиции. При шизоидной - уход в себя. При сензитивной, лабильной, астено- невротической акцентуациях способствует развитию соответствующих психопатиях
Жестокие взаимоотношения Часто сочетается с крайней степенью отвержения ребенка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке «срывают зло», применяя насилие. Особо пагубно для эпилептоидного и конформного типа.
Повышенная моральная ответственность От ребенка требуют честности, порядочности, не соответствующей его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Насильно приписывают роль «главы семьи». Гипертимные и эпилептоидные задатки развиваются в лидерство и стремление доминировать. У психастенического и сензитивного типов возможно развитие фобических неврозов.
Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство)   Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями Неустойчивый и истероидный тип.

 

 

Борьба за внимание

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это очень приятно, то внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Желание отомстить

Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть самыми разными (родители более внимательны к младшему ребенку, мать разошлась с отцом, резкое замечание, несправедливое наказание и т. д.). В глубине души ребенок переживает, может даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл «плохого» поведения можно выразить так: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет тоже плохо!».

Полезная информация

В юношеском и подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремиться освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

- Прежде чем вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

- Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации: решайте проблему, а не сводите счеты.

- Будьте тверды и открыты, если убеждены в этой правоте.

- Заставьте себя слышать доводы оппонента.

- Никогда не унижайте и не оскорбляйте человека, с которым конфликтуете.

- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

- Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

- Уважайте себя самого, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

 

 

Задачи блока:

  • Формирование и развитие чувства родительской любви и симпатии.
  • Формирование осознанного родительства, своей роли, сопричастности сво­ей семье и процессам, происходящим в ней;
  • Повышение родительской компетентности;

 

Упражнение №1 “Волшебный мешочек”

Цель: осознать свое эмоциональное состояние и освободиться от негативных эмоций.

Участники: родители и их дети от 5 лет

Процедура проведения:

Участникам предлагается сложить свои отрицательные эмоции (какие?) в черный мешочек, чтобы потом выбросить, а из красного взять себе положительные эмоции (какие?).

 

 

Упражнение №14 «Письмо»

Цель: Формирование осознанного родительства

Участники: родители, дети или сразу и родители и дети. Дети от 9 лет.  Можно проводить как индивидуально так и в паре.

Написание письма ребенку (рассказ о себе, что хорошего и ценного она может дать как мать, какие испытывает чувства по отношению к нему, его место в семье и ее жизни)

И наоборот, ребенок пишет письмо родителям (рассказ о себе, что хорошего и ценного он может дать как сын (дочь), какие испытывает чувства по отношению к родителям, его место в семье и ее жизни)

Если работа в паре, то после того как письма написаны полезно обменяться письмами, для самостоятельного ознакомления. Анализ в слух проводить только если этого захотят участники.

 

Упражнение №15 «Рисунок моя семья»

 

Цель: выявление, осознание и проработка трудновербализуемых проблем.

Участники: родители, дети или сразу и родители и дети. Дети от 7 лет.

Арт – терапевтическая технология.

Техника проективного рисунка: Рисунок на заданную тему.

Процедура проведения:

Каждый участник делит лист на две половины и рисует два семейных воспоминания - счастливое и несчастливое. Два события на одном листе отражают тот факт, что и позитивные, и негативные явления происходят внутри семьи.

Обсуждение вопросов: Почему возникли именно эти воспоминания? Повлияли ли оба события на взаимоотношение родителей с детьми? Как восприняли дети эти события? Что нужно делать, чтобы любое события в семье способствовали ее сплочению и улучшению взаимоотношений между родителями и детьми?

Упражнение №16 «Здорово, что мы вместе…»

Цель:

· способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.

Участники: родители и их дети от 7 лет

Процедура проведения:

Каждый из участников тренинга составляет 5 предложений, адресованных своему родителю или ребенку, которые начинаются словами: «Здорово, что мы вместе…». Далее каждый озвучивает на группу то, что он написал. По завершении упражнения следует уточнить, насколько легко было выполнить задание; чувства, возникающие во время выполнения упражнения.

Блок № 2 «Понимание»

 

Залог семейного счастья в доброте,

 откровенности, отзывчивости.

Эмиль Золя

 

Задачи блока:

  • Формирование процесса сотрудничества взрослого и ребенка, признание прав и обязанностей в семье как родителя так и ребенка.
  • Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если это необходимо.

Задачи блока:

  • Обучить навыкам конструктивного взаимодействия и социально приемлемому реагированию в конфликтных ситуациях

 

Упражнение №1 “Обзывалки”

Цель: обучение навыкам выплескивать гнев и раздражение в приемлемой форме.

Участники: родители и их дети от 7 лет

Процедура проведения:

Ведущий. Сейчас мы поиграем в одну игру, которая вам подскажет, как можно сердиться “культурно”. Передавая мяч друг другу, вы называете друг друга разными необидными словами “овощи”, “фрукты”, “цветы”, но говорите эти слова сердито — ругаетесь. Начинайте так: “А ты-ы… морковка!” (Дается 1–2 минуты).

А сейчас те же слова вы будете говорить друг другу в уменьшительно-ласкательной форме, то есть ласково: “Ах ты, морковочка!” (Дается 1–2 минуты).

Вот так-то лучше. Такие теплые и дружеские отношения понадобятся вам при разрешения конфликтов и ссор.

 

Упражнение №3 «Конфликт»

 

Цель: Обучение способам разрешения конфлик­тов, возникающих в семье.

Участники: родители и их дети от 9 лет

Процедура проведения:

Участникам предлагается разыграть конфликтную ситуацию в семье: снача­ла с негативным исходом, а затем ­ выбрать другой, более эффективный путь разрешения конф­ликта.

 

Упражнение №4 «Наказание»

Цель: Формирование навыков конструктивного взаимодействия, влияния на ребенка, наказания. Профилактика насилия над детьми.

Участники: родители

Процедура проведения:

  1. Обсуждаются вопросы:

- Часто ли вы наказываете своего ребенка?

- Что в поведении вашего ребенка чаще всего вызывает ваш гнев?

- Как вы реагируете на плохое поведение вашего ребенка?

- Как ваш ребенок реагирует на наказания?

- По вашему мнению избранный вами метод наказаний эффективен? Почему?

- Вашему ребенку нравится когда вы его хвалите?

- Вы часто его хвалите?

- Как вы реагируете на хорошее поведение вашего ребенка?

- Как вам кажется, ваш ребенок доволен тем как его хвалят и как часто это делают или ему хотелось бы большего? Почему?

- Какую вы преследуете цель, когда наказываете своего ребенка?

- Какие чувства вы испытываете, когда наказываете ребенка?

- Что испытывает ваш ребенок, когда его наказывают? Примечание. В процессе обсуждения необходимо попросить родителей вспомнить наиболее яркую ситуацию из их жизни, когда они оказались в роли обвиняемого, и обсудить, что в этой ситуации задело их больше всего, какие эмоции они связывают с этой ситуацией.

- Как вам кажется, что в наказании наиболее задевает ребенка 1) Содержание (смысл, суть) наказания, 2) ваши жесты и мимика, 3)выражения, слова, которыми вы изъясняетесь с ребенком?
- Наказывая ребенка вы стремитесь его обидеть, унизить, поставить его на место и т.п.?

- Вспомнив последние ссоры с ребенком вы можете с уверенностью сказать, что вы действительно не затронули его чувства, не обидели его, а лишь указали на ошибку?
Родители должны сделать вывод, прийти к единому мнению относительно того, что в действительности должно содержать в себе наказание и каково его влияние на ребенка.
Упражнение «Ситуационное реагирование»

Семье руководитель зачитывает несколько одинаковых ситуаций конфликтного взаимодействия с ребенком. Родители должны продумать, а потом продемонстрировать реакцию родителя на подобную ситуация с учетом заданной заранее установки:
• первый вариант - агрессивно, со злостью;

• второй - с насмешкой;

• третий- при помощи иронической похвалы;

• четвертый- с косвенным неодобрением.

Семья анализирует предложенные варианты реагирования, делает вывод об их приемлемости и предлагает наиболее эффективный по их мнению способ поведения в конфликтной ситуации.

  1. Обсуждается вопрос  «Как правильно наказывать ребенка», вспомогательные вопросы:

- Случалось ли, что вы несколько раз наказывали ребенка за один и тот же проступок? Какова реакция вашего ребенка на повторные обвинения?

- Бывало ли, что наказывая ребенка вы использовали оскорбительные выражения? Как реагирует на это ваш ребенок?

- Случалось ли, что незначительный проступок ребенка вызывал у вас взрыв гнева и массу обвинений? Какова была реакция вашего ребенка?

- Были ли у вас такие ситуации, когда вам достаточно было один раз наказать ребенка, чтобы он больше никогда не повторял этой же ошибки? Что это была за ситуация и как вы реагировали?
- Вспомните как в детстве вас наказывали ваши родители, когда наказание действительно задевало вас и вам хотелось измениться и больше никогда так не поступать?
- Если среди ваших родственников или друзей человек, являющийся для вас авторитетом? Обращались ли вы к нему за советом в сложной для вас ситуации? Что и как говорил вам этот человек, чтобы вы прислушались к его словам и поступили так как он рекомендует?
4. В качестве обобщения данной темы, руководитель предлагает семье самостоятельно сформулировать требования, предъявляемые к наказанию.

Примечание. Необходимо, чтобы семья сделала следующий вывод:

Наказание не должно:

• Вредить здоровью

• Употребляться в сомнительных случаях

• Быть унизительным

• Быть страшным для ребенка (ребенок должен боятся не наказания, а огорчить родителей)

Наказание должно

• Применяться один раз за один проступок

• Следовать сразу за проступком, а не отсрочено и сопровождаться прощением

• По серьезности соответствовать проступку

 

 

Литература

 

1. Друг другу навстречу: Методическая разработка психокоррекционной программы детско-родительских отношений./ Автор-составитель Ройтман Н.И.. г. Рыбинск, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»: 2006. – 73 с.

2. Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей. – г.о. Новокуйбышевск, 2009 г. – 103 стр.

3. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Личко А. Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков.... 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.

4. Методические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов образовательных учреждений,. – г. о. Новокуйбышевск, 2007 - 91 стр. Автор неизвестен.

5. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие/ под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П.Платонова – Спб.: Речь, 2004.-154с.

6. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.

8. Рогов Е.И. «Психология группы» - М.:Гуманитар.изд.центр Владос, 2005. – 430с.

9. Шапарь В.Б.: "Тренинг ведущих видов деятельности личности"- Ростов н/Дану: Феникс, 2007.-365с.

 

 

Приложение 1

 

Анкета

«Атмосфера в семье»

 

Цель: Определение психологического климата в семье

Описание: Анкета разработана на основе двух методик:

- Оценка психологического климата в группе с помощью методики А.Ф.Фидлера

- Определение психологического климата в классе (по А.Н. Лутошкину)

Используется для оценки психологической атмосферы в семье. В основе лежит метод семантического дифференциала.

 

Бланк ответов

Ф.И.О._________________________________________________год рождения_____________
Соц. статус: мама____папа____сын____дочь____другое_______________________________

 

Инструкция: В таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашей семье. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак +, тем более выражен этот признак в Вашей семье.

 

Утверждение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Утверждение
1. Доброта                     Частые конфликты
2. Дружелюбие                     Враждебность
3. Теплота                     Холодность
4. У нас есть семейные традиции.                     У нас нет семейных традиций
5. Мы часто проводим время вместе, участвуем в совместных делах                     Мы очень редко проводим время вместе
6. Мне легко и комфортно дома                     Я чувствую часто напряжение и тревогу дома
7. Мы редко ругаемся                     Мы часто ругаемся
8. Я всегда делюсь своими переживаниями с членами семьи                     Я ни когда не делюсь своими переживаниями с членами семьи
9. Члены семьи с уважением относятся к мнению друг друга                     Каждый остается при своем мнении, не уважают мнение другого
10. Достижения и неудачи одного члена семьи переживаются всеми как свои собственные                     Достижения и неудачи одного члена семьи не интересуют других членов семьи
11. Я всегда могу обратиться за помощью к членам моей семьи и они мне не откажут                     Я не стану обращаться за помощью к членам моей семьи, в этом нет смысла.
12. В семье существует справедливое отношение ко всем членам семьи, нет «любимчиков» и «отвергнутых»                     Семья разделяется на  «любимчиков» и «отвергнутых»
13. Я горжусь своей семьей                     Мне не чем гордится в своей семье.

 

Итого:_____________

 

Обработка и анализ данных:


1. Высчитывается средний балл у каждого члена семьи. Делается вывод об эмоциональной привлекательности семьи для конкретного его члена.

2.На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в семье.

Интерпретация:

От 1 до 3 баллов – благоприятный психологический климат в семье. Для благопрятного П. к. с. характерны коллективистская сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, высокая внутренняя дисциплинированность, принципиальность, ответственность.
В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека, каждый свободно выражает свое собственное мнение по любому вопросу и все относятся к нему серьезно. При этом хорошо развиты самокритика, доброжелательная критика в отношении любого другого члена семьи, взаимная терпеливость н корректность в случаях несовпадения мнений. Такая семья способна переносить житейские трудности, преодолевать узкособственнические интересы во имя передовых идеалов.
Важный показатель благоприятного П. к. с.— стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать. И еще один признак благоприятного психологического климата - открытость семьи, добрые отношения с родственниками, соседями, друзьями и знакомыми.

От 4 до 7 баллов – средний уровень удовлетворенности членами семьи атмосферой сложившийся в их доме. Члены семьи проводят время вместе, но не достаточно часто. Бывают моменты, когда семья испытывает дискомфорт в общении (ссоры, ругань, критика, не желание помочь). Члены семьи не полностью открыты для взаимодействия т.е. есть проблемы и переживания с которыми отдельный член семьи желает делится, а есть такие которые он держит при себе или делится не со всеми членами семьи. 

От 8 до 10 баллов - Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Неблагоприятный П. к. с. ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Пояснительная записка

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Актуальность: Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Работая практическим психологом в Центре социальной помощи семье и детям Верхотурского района, я окончательно убедилась, что основной причиной девиантного поведения детей и подростков (воровство, агрессия, употребление ПАВ и т.д.) является неадекватное поведение родителей к своему ребенку. Чаще всего еще с младенчества родители используют не правильный стиль и методы воспитания, но к большому сожалению с целью повышения своей педагогической компетентности к педагогу – психологу такие родители обращаются тогда, когда ребенок (подросток) уже начал открыто демонстрировать свое девиантное поведение, когда проблемы детско-родительских отношений в семье достигли своего максимума. Именно с такими «запущенными» семьями работают специалисты любого Центра социальной помощи семье и детям. Это и послужило причиной создания Программы, направленной на коррекцию и гармонизацию детско – родительских отношений. 

Название: Программа «Погода в доме»

Цель: коррекция игармонизация детско-родительских отношений

Задачи:

  • Формирование и развитие чувства родительской любви и симпатии.
  • Формирование осознанного родительства, своей роли, сопричастности сво­ей семье и процессам, происходящим в ней;
  • Повышение родительской компетентности;
  • Формирование процесса сотрудничества взрослого и ребенка, признание прав и обязанностей в семье как родителя так и ребенка.
  • Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если это необходимо.
  • Обучить навыкам конструктивного взаимодействия и социально приемлемому реагированию в конфликтных ситуациях
  • Предоставить детям и родителям возможность улучшить внутрисемейные отношения в целом.

Участники: Семьи, обратившиеся за помощью к педагогу – психологу (психологу – консультанту). Программа рассчитана на работу как с детьми так и с их родителями.

Форма работы: Индивидуальная (семейная).


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.