Формирование и развитие мотивации человека в онтогенезе. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Формирование и развитие мотивации человека в онтогенезе.

2021-02-01 59
Формирование и развитие мотивации человека в онтогенезе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

У новорождённого младенца нет зависимости между интенсивностью (длительностью) крика и присутствием или отсутствием рядом взрослого. Взрослее, младенец начинает кричать только в присутствии взрослого, когда есть, чьё внимание привлекать. Если рядом никого нет, то и смысла кричать нет. Это наталкивает на мысль, что у новорождённого младенца нет врождённых мотиваций, следовательно, потребности приобретаемы.

Изучения слепоглухонемых от рождения детей показали, что, если такому ребёнку дать какой-то предмет, он не начинает его ощупывать, как это делают нормальные дети. У слепоглухонемых детей нет потребности в получении информации.

Дети воспитывались в детских домах в послевоенное время не развивались должным образом. Они не общались и не плакали, у них не было никакого стремления и интересов. Если взаимодействие не осуществляется, формируется отсутствие интереса к внешнему миру.

Половое самосознание не определяется однозначно хромосомами. Гормональная активность во многом зависит от психологического самосознания. Половое влечение формируется как результат взаимодействия с миром.

У людей (и некоторых обезьян) в отличие от других животных мотивационная сфера сексуального поведения не привязана к биологическим циклам.

В первую очередь в процессе онтогенеза человек усваивает семейные ценности, которые в дальнейшем выступают фильтром для принятия ценностей более широких общественных структур.

 

Как сформировать самоактуализирующегося ребёнка?

Необходима обратная связь, взрослый должен расставлять ориентиры, показывать связи между причинами и следствиями.

 

Возможный вариант последовательности развития мотивации человека в онтогенезе:

· Расширение спектра мотивации

· Движение к иерархизации мотивов

· Соотношение мотивов и сознания

· Переход от непосредственной мотивации к опосредованной

· Переход к экзистенциальным потребностям

 

Исследования (периодизация) М.И. Лисиной

1. 0-1 год. 3 мес. – «комплекс оживления»: непосредственно-эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность ребёнка; на её фоне формируется ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия.

2. 1-3 года. Ранее детство. «Кризис 1 года» - смена ведущей деятельности: эмоциональное общение отходит на второй план, главной становится предметно-манипулятивная деятельность. Взрослый выступает лишь как элемент ситуации предметного действия. Происходит интенсивное овладение предметно-орудийными операциями. Формируется «практический интеллект», формируется речь, которая выступает как средство деловых контактов ребёнка со взрослым в предметной деятельности. Следовательно общение опосредуется предметными действиями ребёнка.

3. 3-7 лет. Дошкольный возраст. «Кризис 3 лет»: негативное противопоставление, «Я сам». Ведущая деятельность – ролевая игра. Предметное действие включается в систем человеческих отношений, в нём раскрывается его общественный смысл, его направленность на других людей. Ролевая игра выступает как деятельность, на основе которой у ребёнка формируется стремление у общественно-значимой и оценочной деятельности, которое является основным моментом готовности к школьному обучению.

4. 7-11 лет. Младший школьный возраст. Ведущая деятельность: учебная деятельность. В процессе её осуществления ребёнком происходит интенсивное формирование его интеллектульных и познавательных сил. Через учебную деятельность опосредуется вся система отношений ребёнка с окружающими взрослыми вплоть до общения в семье.

5. 11-15 лет. Подростковый возраст. «Кризис подросткового возраста» - переходный возраст, половое созревание, юношеский максимализм и т.д. и т.п. Ведущая деятельность: коллективно-личностное общение со сверстниками. Построение отношений с товарищами на основе определённых морально-этических норм, которые опосредствуют поступки подростков. Внутри этой деятельности оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на своё будущее –формируется личностные смыслы, формируются самосознания.

6. Старше 15 лет. Старший школьный возраст. Ведущая деятельность: учебно-профессиональная, подготовка к будущей профессии.

 

В детской психологии выделяют два наиболее резких перехода в психическом развитии детей: кризис 3-х лет, кризис полового созревания.

 

В обоих переходах имеет место:

1). Тенденция к самостоятельности,

2). Ряд негативных проявлений, связанных с отношениями со взрослыми.

 

При введении этих переломных точек можно выделить 3 эпохи развития:

ü Раннее детство (0-3)

ü Детство (3-11)

ü Подростковый возраст (11-15-17)

 

Переход от одной эпохи к другой эпохе происходит при возникновении несоответствия между операционно-техническими возможностями ребёнка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они формировались.

Теоретическое значение гипотезы периодизации

I. Преодоление разрыва между мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности; Показывает противоречивое единство этих сторон развития личности.

II. Рассматривает процесс психического развития как идущее по восходящей спирали, а не линейно.

III. Изучение связей существующее между периодами, установление функционального значения всякого предшествующего периода для наступления следующего.

IV. Расчленить психическое развитие на периоды, соответствующие внутренним законам этого развития, а не каким-либо внешним факторам.

Практическое значение гипотезы

Помогает приблизиться решению вопроса о сензитивности отдельных периодов детского развития к определённому типу взаимодействий; помогает по-новому подойти к проблемы связи между звеньями существующей системы образовательных учреждений.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.