Смыслоцелевые представления об источниках человеческой мотивации. Теории Адлера и Франкла. Теория метамотивации Маслоу. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Смыслоцелевые представления об источниках человеческой мотивации. Теории Адлера и Франкла. Теория метамотивации Маслоу.

2021-02-01 132
Смыслоцелевые представления об источниках человеческой мотивации. Теории Адлера и Франкла. Теория метамотивации Маслоу. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В основе смыслоцелевых представлений об источниках человеческой мотивации лежит идея целевой детерминации (ответ на вопрос «зачем», а не на вопрос «почему»).

 

Альфред Адлер – учился у Фрейда, но затем разошёлся с ним во взглядах и создал в 1911 году свою собственную теорию. Основной движущей силой человека Адлер считал стремление к власти, могуществу и самоутверждению. Адлер отстаивал положение о целостности личности (в отличие от Фрейда).

Учение о комплексе неполноценности. Исследования Адлера показали, что органические дефекты способствуют возникновению чувства неполноценности. Оно обычно компенсируется развитием других способностей. Стремление к преодолению. Если органические дефекты не компенсируются, возникает комплекс неполноценности.

В последних работах Адлер отказался от представления о чувстве неполноценности как основной движущей силы. И стал рассматривать в качестве ключевого понятия индивидуальный смысл жизни.

Фактически, эволюцию взглядов Адлера на движущую силу человека можно представить так:

· Стремление к власти, могуществу и самоутверждению

· Стремление к преодолению

· Индивидуальный смысл жизни

Иногда выделяют ещё теорию агрессивности, которая предшествовала этим 3 теориям.

Адлер связывает смысл жизни с индивидуальным представлением человека о трёх жизненных факторах:

· Факт жизни человека в конкретных условиях существования. Ставит задачу труда и профессионального определения.

· Факт жизни среди других людей. Ставит задачу кооперации.

· Факт существования двух полов. Ставит задачу установления отношений с противоположным полом.

Адлер также вводит такую форму движущей силы как чувство общности (социальный интерес), которое взаимодействует со стремление к превосходству.

По Адлеру, некоторые индивиды стремятся к превосходству, успеху, власти и компетентности. В качестве базовой мотивации часто упоминается и компетентность; к ней стремятся, потому что неумение и несостоятельность вызывают осуждение. Оба эти стремления – две стороны одной медали, и оба являются мотивирующими стремлениями. Мотивация неуспеха может быть столь сильной, что приводит к самоубийствам, особенно среди студентов. Одно из сильнейших человеческих стремлений – к осмысленному существованию: утрата смысла является причиной экзистенциального невроза. Человеку присуще стремление к совершенству, а не удовольствию.

Адлер ввёл понятие целевой детерминации. Однако впервые Нарцисс Ах показал, что есть цели, которые вызывают произвольные ассоциации.

 

Виктор Франкл

Франкл учился немного у Фрейда, немного у Адлера. Он создал «третью школу психотерапии». Подход Франкла окончательно оформился к концу 30-х годов. Проведя 4 году в концлагерях, он написал книгу «Сказать жизни да». В которой описал свой опыт. Наибольшие шансы на выживание имели люди, которым было ради чего жить (важная жизненная задача, которую необходимо было завершить).

Суть подхода Франкла – в человеке есть разные слои (тело, душа, дух), они находятся между собой в иерархических отношениях. Закономерности низшего уровня могут быть преодолены на более высоких уровнях. Человек обусловлен на физиологическом и психологическом уровнях, но свободен на духовном (смысловом) уровне.

Способность к самотрансцендентности – найти смысл вне себя. Метафора бумеранга. Задача бумеранга – попасть в цель. Если он не попал, он возвращается. Мы возвращаемся в себя и начинаем копаться в себе, если не достигли своей цели вовне себя.

Способность к самодистанцированию. Способность к юмору в отношении себя.

Стремление к поиску и реализации смысла жизни. Человек должен верить в смысл. Смысл нельзя симулировать (работа Франкла в стационаре для самоубийц-неудачников). Отсутствие смысла порождает «экзистенциальный вакуум».

Смысл жизни доступен каждому человеку. Нахождение смысла жизни – это вопрос не познания, а признания.

Не человек ставит вопрос о смысле жизни. Жизнь ставит этот вопрос перед человеком. Смысл не субъективнее, человек его не приобретает, а находит в мире. Существует ноотическое измерение, в котором находятся смыслы жизни.

Борьба за что-либо имеет смысл, если это что-то само имеет смысл.

Три основные группы ценностей:

· Ценности творчества (труд) – наиболее естественные и важные, но не необходимые для нахождения жизненного смысла.

· Ценности любви. Не являются необходимым для смысла.

· Ценности отношений. Именно эти ценности позволяют найти смысл существования, когда других более активных возможностей нет.

 

По Франклу, важнее жизнь смыслов, чем смысл жизни. Жизнь должна быть осмысленна, а сами смыслы могут изменяться в течение жизни.

Книга «Подсознательный бог» – подсознательным богом Франкл называет совесть. Совесть может помочь человеку найти даже такой смысл, который не совпадает со сложившимися ценностями, так как они могут устаревать.

Смысл жизни всегда может быть найден человеком, даже когда он приговорён к смерти.

Учение о свободе воли – человек свободен найти смысл жизни, даже когда его физическая свобода ограничена.

Франкл характеризует организм как средство для реализации своей цели. Человек может управлять своей наследственностью.

Влияние обстоятельств на человека опосредуется его отношением к ним.

Человеку присущи две «антропологические характеристики»:

· способность к самотрансцендентности (направленность на что-то внешнее, выход за пределы самого себя)

· способность к самодистанцированию (возможность посмотреть на себя со стороны).

Идея о взаимодополнительности свободы и ответственности ещё до Франкла возникла у Фромма. Франкл предложил в противоположность статуе Свободы на восточном побережье США поставить статую Ответственности на западной побережье.

 

Теория метамотивации Маслоу – см. 7 вопрос.

В 1962 году вышла книга Маслоу «Психология бытия». Есть ли жизнь после самоактуализации и какая она? Что происходит, когда человек созрел, достиг уровня бытия? Для таких людей надо строить другую психологию.
У таких людей нет мотивации к самоактуализации, это происходит так же автоматически, как и дыхание. У таких людей существуют метамотивы – они стремятся к идеалу, высшим ценностям, достижению истины. Метамотивами таких людей выступают ценности бытия: истина, добро, красота, совершенство, справедливость, самодостаточность и другие (всего 14). Это самые предельные вещи, их трудно обозначить, эти ценности входят в само определения человеческой сущности. Мотивационная элита рассматривает их как часть самих себя. В рамках человечества эти ценности являются универсальными. Стремление к бытийным ценностям присутствует от рождения в любом человеке, но у многих это стремление оказывается подавленным социальными обстоятельствами. В здоровой структуре у человека, достигшего уровня бытия, все эти ценности взаимосвязаны и между ними нет иерархии. Мнимой самоактуализацией является фанатизм – резкое вычленение одной ценности и стремление только к ней.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.