Тема: Искусство итальянского Возрождения — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема: Искусство итальянского Возрождения

2021-02-01 85
Тема: Искусство итальянского Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Искусство итальянского Возрождения

 

Общая характеристика эпохи.

Искусство эпохи Возрождения в Италии (XIV–XVI вв.)

 

  Искусство Возрождения возникло в условиях переходного време­ни от феодализма к капитализму. Основой изменений в сфере искусств явилось новое мировоззрение, а также существенные перемены в жизни многих стран Европы. Раньше всего в Италии, а затем в Нидерландах, Франции, Германии, Англии бурное развитие получает торговля, все большее значение приобретают города, появляются первые капиталистические предприятия – мануфактуры, широко разворачивается деятельность банков. Наряду с классом феодалов активную роль начинает играть нарождающаяся буржуазия. На первый план выдвигается человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Формируется новый взгляд на человека и окружающий мир.

В эпоху Возрождения начинается новый этап развития науки. Особенно больших успехов достигают: астрономия (Николай Коперник, Джордано Бруно, Иоганн Кеплер, Галилео Галилей); география (Христофор Колумб, Васко до Гама, Америго Веспуччи, Магеллан); анатомия (Андреас Вазалий, Мигель Сервет, Парацельс); математика (Альберти, Дюрер, Виет ). В 1603 году в Риме организуется Академия наук, а в 1605 году английский философ Френсис Бэкон изложил идею классификации наук. Это период великих географических открытий Магеллана и Колумба. Именно в этот период была открыта Америка, из которой в Европу вывозили золото и др. ценности.

«Возрождение» (от фр. Renaissance, итал. Ринашименто) – термин, впервые введенный Д. Вазари, архитектором, живописцем и историком искусства XVI в. для определения исторической эпохи. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма – течения общественной мысли. Вновь возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. Человек становится главной темой искусства. Все основные виды искусства – живопись, графика, скульптура, архитектура – изменились. Мастеров Ренессанса отличает универсальная одаренность – они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой, поэзией и философией с изучением точных наук. В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Искусство стало все общей духовной потребностью.

  2.Искусство эпохи Возрождения в Италии (XIV–XVI вв.)

Колыбелью искусства Возрождения, или Ренессанса, была Италия. Главными центрами культуры Возрождения сначала были города 

Флоренция, Сиена, Пиза, затем – Падуя, Феррара, Генуя, Милан и 

позже всех – Венеция, Рим.

  Различают следующие периоды итальянского Возрождения: Проторенессанс (дученто) – XIII в.; продолжение  Проторенессанса (треченто) – XIV в.; ранний  Ренессанс (кватроченто) – XV в.; Высокое Возрождение (чинквеченто) – XVI в.

  Архитектура: утвердились переработанные принципы античной 

ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. В архитектуре идеалы жизнеутверждающего гуманизма, стремление к гармонически ясной красоте форм проявились в сооружениях светского назначения. Ратуши, лоджии, рыночные фонтаны, дома призрения получают особо широкое распростране­ние и приобретают подчеркнуто монументальный и светский харак­тер. Ярким примером архитектуры нового типа может служить Воспитательный дом итальянского зодчего Филиппо Брунеллески (1377—1446). Построен во Флоренции. Его открытая в сторону площади колоннада с красивыми полуциркульными арками вы­ражала приветливость и гостеприимство.

Наряду с гражданской архитектурой, обслуживающей обще­ственные интересы города, складывается совершенно новый вид архитектуры. Жилище богатого бюргера превращается в мону­ментальный, пронизанный духом праздничной жизнерадостности дворец — палаццо (городской особняк). Палаццо наряду с ратушами и храмами в значительной мере определяли архитектурный облик ренессансного города в Италии.

Портрет Леонардо да Винчи

 

      

  Мадонна в гроте. 1483—94.

Дама с горностаем. 1485—90.

Чечилия Галлерани – любовница Лодовико Сфорца (правителя Милана): ей было 16, когда она родила ему сына. А портрет написан за год до этого: даме с горностаем всего 15 лет!

Самое знаменитое произведение Леонардо – портрет «Моны Лизы» («Джоконды»), супруги богатого флорентийца Франческо дель Джокондо. При внешней неподвижности Леонардо удалось передать в портрете молодой женщины жизнь души, само ее течение, неуловимо меняющиеся оттенки мыслей, чувств, ощущений. Автор приглашал на сеансы музыкантов, чтобы не угасла на лице модели улыбка.

Мирской характер искусства с особенной силой проявился в изображениях Богоматери: многие художники писали ее со своих жен или любовниц, иногда в мадоннах узнавали городских куртизанок. Известна история с Филиппо Липпи, влюбленного в монахиню Лукрецию Бути, которая позировала ему для образа Мадонны. Липпи сбежал со своей возлюбленной из монастыря и благодаря покровительству семейства Медичи получил разрешение папы на брак с монахиней, которую он продолжал рисовать в образе Богородицы.

 Мона Лиза (Джоконда) Около 1503.
 

«Мадонна Бенуа» –   картина, на которой представлена Богоматерь с младенцем, отражает обыкновенные, земные чувства матери, играющей со своим ребенком. Вся сцена построена на контрасте: смеющаяся мать и ребенок, со всей серьезностью изучающий цветок. Мать и младенец находятся в своем собственном мире, оторванном от земной суеты. Полотно написано неяркими, спокойными красками, выдержанными в едином цветовом строе, и это придает картине мягкий характер и вызывает ощущение неземной, космической гармонии и спокойствия.

Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). Около 1478. Эрмитаж.

 

«Мадонна Лита» –  образ Мадонны и одухотворен. Взгляд, обращенный на младенца, необычайно нежен, он выражает грусть, умиротворение и внутреннее спокойствие. Мать и дитя здесь как бы образуют свой собственный, неповторимый мир, составляют единое гармоничное целое.

 Мадонна с младенцем (Мадонна Литта). 1490—91.

«Благовещение» (сюжет: сообщение архангелом Гавриилом деве Марии благой вести о грядущем рождении Сына Божьего Иисуса Христа; по интерпретации богословов, в этот день было «положено начало таинственному общению Бога с человеком»);

                                              Благовещение. Около 1474

«Тайная вечеря» (изображена драматическая кульминация трапезы, когда Христос произнес роковые слова: «Один из вас предаст меня». 

Св. Иаков Старший (пятый справа) удивленно разводит руками. Сидящий рядом с ним св. Филипп прижимает к груди кулаки, выражая свою любовь и невинность. Св. Петр (пятый слева) наклонился вперед, Иуда, сидящий перед ним, лицемерно отвернулся. Сидящие на правом краю стола

св. Матфей, св. Иуда (Фаддей) и св. Симон, полные недоумения, жестикулируют; изображен момент реакции всех двенадцати апостолов на слова Учителя. Роспись выполнена для трапезной монастыря Санта Мария дела Грацие в Милане; еще при жизни мастера краски начали осыпаться (из-за проведенных автором опытов по смешению темперы и масла, экспериментов над красками и грунтом), в XVII в. в стене трапезной пробили дверь, уничтожившую часть композиции, в XVIII в. помещение превратили в склад сена, большой вред фреске нанесли неумелые реставрации, во время Второй мировой войны потолок и южную стену трапезной разрушила бомба.

   Тайная вечеря. 1495—97.

                                                       

Рафаэль Сáнти (1483–1520) Вдохновенный и гармоничный художник, еще при жизни был прозван «божественным Санцио». С творчеством Рафаэля в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо да Винчи олицетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Значение его творчества в том, что он был ярким представителем выражения классической линии в искусстве Высокого Возрождения. В творениях Рафаэля человек совершенен, а мир находится в равновесии и гармонии. Его называли мастером мадонн. Образ Мадонны был особенно близок ясному и безмятежному искусству Рафаэля. В нем он мог с наибольшей полнотой раскрыть свои представления о благородстве и совершенстве человека, о его гармонии внешней и внутренней красоты. Им написано много картин на эту, столь любимую художниками Возрождения тему: «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Мадонна Альба», «Мадонна в кресле». По мере того как художник становится более зрелым, меняется характер его образов: трогательность, задушевность, нежность юных Мадонн его ранних произведений сменяются выражением большой душевной силы, глубокой материнской любовью.

Самое известное произведение: «Сикстинская мадонна» для церкви св. Сикста в Пьяченце. В «Сикстинской Мадонне» отразился Великий подвиг Марии. Высшее предназначение женщины – духовное материнство!

Есть в природе знак, святой и вещий –

Ясно обозначенный в веках:

Самая прекрасная из женщин –

Давид. 1501—04 Мрамор. Высота 434 см. Галерея Академии художеств, Флоренция

       

«Моисей» (т. е. «из воды извлеченный», согласно Библии –

первый ветхозаветный пророк, законодатель, религиозный наставник 

и вождь израильских племен), в трактовке автора – народный вождь, 

человек вулканических страстей, прозорливый мудрец;

       Гробница папы Юлия II и гробница Медичи – вершины скульптурного гения Микеланджело. Саркофаги Лоренцо и Джулиана Медичи (династия, которая стояла во главе Флоренция и прошла путь от демократической формы правления к аристократической, что сказалось на развитии искусства этой поры); портретное сходство отсутствует, предстают в доспехах античных военачальников, саркофаги украшены аллегорическими изображениями – символами быстротекущего времени: «Вечер» и «Утро» – в надгробии Лоренцо, «Ночь» и «День» – в надгробии Джулиано.

                                        Саркофаг Лоренцо Медичи. 1520—34.
 

                             Саркофаг Джулиано Медичи. 1520—34.

Сикстинская капелла – одно из самых колоссальных творений в истории художественной культуры. Собственноручно художник создает громадную, невероятно сложную роспись, покрывая фигурами пространство в 600 квадратных метров. Сюжеты росписи содержат сцены Сотворения мира, эпизоды из Библии, из жизни пророков, сивилл. Считалось, что древнегреческие сивиллы, т. е. женщины - пророчицы, предсказывали приход Христа. Художник работал всего 26 месяцев (с перерывами). Он расписывал потолок, лежа на спине или сидя, запрокидывая назад го лову. При этом глаза ему заливала краска, капающая с кисти, тело от неудобного положения разрывала нестерпимая боль. Великий Гёте так высказался после осмотра Сикстинской капеллы: «Я уже не ощущаю вкуса к природе, так как я не могу на нее смотреть такими большими глазами, как Микеланджело».

 

 Микелеанджело. Потолок Сикстинской капеллы.

 

Сивиллы — женщины-пророчицы, ясновидящие

                                              Страшный суд. 1536—41

  Тициан Вечеллио да Кадоре (1476-77 гг.)  вошел в историю итальянского искусства как титан и глава венецианской школы, как символ ее расцвета. Тициан явился одним из основоположников монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. В его творчестве идеальные образы соседствуют с яркими характерами, трагические конфликты — со сценами ликующей радости, религиозные композиции — с мифологическими и историческими картинами. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи. Тициан прожил достаточно долгую жизнь, которую можно условно разделить на четыре этапа. Ранний период проникнут радостным, спокойным настроением, работы, которые к нему относятся, являют всю его близость к творчеству Джорджоне, незаконченные картины которого ему когда-то приходилось дописывать. После тщательного изучения творчества Макеланджело и Рафаэля, Тициану удается выработать свой собственный стиль («Динарий Кесаря», «Флора»). Также художника интересует пышная женская красота, которая проявлена в картине этого периода «Любовь земная и небесная». Вскоре Тициан становится известным не только в Италии, но и за ее пределами. Конец 1510-1530 гг — новый период в творчестве Тициана, который связан с культурным и общественным подъемом Венеции. В это время художник пишет полотна на евангельские сюжеты — «Положение в гроб», алтарные образы — «Мадонна семьи Пезаро», " Вознесение Марии (Ассунта) «.мифологические композиции — «Венера Урбинская», «Вакх и Ариадна». Конец 1530-1540 гг — расцвет портретного искусства художника. Лучшими его портретами считаются «Карл Пятый в сражении при Мюльберге», «Папа Павел Третий», «Пьетро Аретино». Также Тициан создавал и групповые портреты — «Папа Павел Третий с Алессандро и Оттавио Фарнезе». Тициану покровительствовали влиятельные лица Италии и других европейских стран. Император Германии Карл Пятый пожаловал художнику титул «графа Палатинского», а также высший сан «Рыцаря золотой шпоры со знаком Меча и Цепи» и звание государственного советника. Художник слыл человеком очень алчным, но в личной жизни слыл человеком высоконравственным. В 1525 году он женился на Цецилии, которая имела от него двоих детей. спустя пять лет она умерла, после чего он прожил до конца жизни в одиночестве. С середины шестнадцатого века начинается поздний период творчества Тициана, когда им был написан целый ряд мифологических композиций — «Венера и Адонис», «Даная», «Похищение Европы», «Воспитание Амура», «Венера перед зеркалом», часто обращается к религиозным сюжетам — «Кающаяся Мария Магдалина», «Св. Иероним». Тициан взволнован трагической стороной жизни, его интересует зрелище страданий человека — «Коронование терновым венцом», «Оплакивание Христа». Умер Тициан 27 августа 1576 года от чумы. Его похоронили в капелле церкви Санта- Мария Глориоза деи Фрари, где он когда-то писал алтарный образ «Вознесение Марии».

   В эпоху Возрождения в течение почти двух столетий были созданы величайшие художественные ценности, поражающие широтой содержания, глубиной мысли, полнотой чувства, совершенством исполнения. Они пережили свое время и, пройдя через века, сохранили силу своего воздействия на зрителя.

 

 


Автопортрет


Любовь земная и небесная. Около 1515—16.


Динарий кесаря. 1518.


Венера Урбинская 1538.


Карл V в сражении при Мюльберге  1548.


Даная. Около 1554.


Венера перед зеркалом. 1550-е гг.


Оплакивание Христа. 1573—76г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Искусство итальянского Возрождения

 

Общая характеристика эпохи.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.