Дужуруп кагары» или «Аът тудары» (игра в кости «ловить на обратной стороне ладони» или «ловить коня») . — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Дужуруп кагары» или «Аът тудары» (игра в кости «ловить на обратной стороне ладони» или «ловить коня») .

2021-01-31 89
Дужуруп кагары» или «Аът тудары» (игра в кости «ловить на обратной стороне ладони» или «ловить коня») . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Играют по одиночке или группой. Играющий берет косточки в горсти обеих рук (сколько может, слегка невысоко подбрасывает вверх и ловит тыльной стороной правой руки (сколько может). Далее, те кости, которые задержались на тыльной стороне кисти руки, игрок снова подбрасывает вверх и ловит уже ладонью той же руки. При этом, если упадет хотя бы одна косточка, это считается ошибкой. Потом подсчитывают: если у игрока пойманный костей четное число, то он играет с четными, т. е. выбирает тем же способом, что в первом варианте, на коврике четные кости 2 – 4 – 6 и т. д., если нечетные, то выбирает нечетные 3 – 5 – 7 и т. д., но ему не разрешается при этом касаться соседних костей. Если ему удалось выловить все кости, он «ловит коня», т. е. берет себе в «собственность» при четной игре пару коней, а при нечетной – одного. Причем, если при четной игре в конце концов остается одна косточка, то игрок играет с двумя «сагами», т. е. берет две саги и подбрасывает их вверх и берет оставшуюся кость. Он имеет право играть, если сможет, с четырьмя «сагами». Тогда он ловит четыре коня. Если в конце игры остается 2 – 3 – 4 кости, играют концовка игры: она называется «шапшылга». Играют так: берут косточки (2–3 или 4–сколько осталось, подбрасывают вверх и ловят тыльной стороной ладони, затем, снова подбросив, ловят летящие сверху кости (не так, как ловят в начале игры). Игру повторяют соответственно числу играемых костей. Выигрывает тот, кто поймал все косточки в положении коня.

 

3. ИГРА: «ЧИНЧИ ЧАЖЫРАРЫ» (НАЙТИ БУСИНКУ).

Играющие делятся на две группы (команды). Количество играющих не ограничивается, но в двух командах должно быть ровное количество игроков. Суть игры заключается в том, что одна команда прячет бусинку в руке одного из своих членов, другая команда должна найти эту «иголку в стоге сена». Команда, получившая право на прятание бусинки, выбирает ведущего; тот должен спрятать ее у кого-нибудь в руке, но при этом он должен «прятать» у всех, делая вид, что прячет в одной руке. Другая команда выбирает двух или трех «находчиков». Они подходят и ищут по выражению лица, по движению и т. п. Каждый «находчик» имеет право открыть только две руки, независимо чьи (разрешается: одну руку у одного, вторую – у другого, или две руки у одного игрока. Если из двух или трех «находчиков» никто не нашел бусинку, то в целом команда – штрафуется: во – первых, лишается права прятать бусинку в дальнейшей игре, во – вторых, выбранные «находчики» исполняют песню, либо читают стихи, короткие сказки, рассказы и т. д. Если из оштрафованных кто-нибудь по каким– либо причинам не может выполнить желание публики, то ему дается право исполнять что-нибудь по его усмотрению. Если он и этого не может сделать, то штрафуется команда целиком. За выигравшей командой остается право прятать бусинку. Если ищущая команда нашла бусинку, она ее забирает и прячет у себя в команде точно в таком же порядке.

 

СТРЕЛЬБА В МИШЕНЬ (КАР А АДАРЫ)

   Играющие делятся на две команды. На свободном месте ставится пенек (стульчик, любой деревянный предмет). На пенек кладут колобок, скатанный из козьего пуха или шерсти овцы, так, чтобы при попадании в него тупой стрелой или мячом он откатился. На расстоянии 4 — 5 м от пенька чертится линия. Игроки по очереди поражают цель. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее число попаданий.

Правила игры. Поражение цели производить из лука или мячом строго от черты.

 

БОРЬБА (ХУРЕШ)

Все выстраиваются кому как удобно и передвигаются по площадке, исполняя танец орла, а затем кланяются и идут обратно в танце. Затем борцы делятся на две равные группы и усаживаются на видном месте. Борются попарно, выставляя от каждой команды по борцу. По окончании борьбы каждая пара исполняет танец орла (руки разводят в стороны и прыжками с одной стороны на другую продвигаются вперед). Перед игрой борцы друг другу кланяются в знак уважения и начинают борьбу. Существует много основных приемов, но дети исполняют наиболее легкие:

1. Тевери ‒ удар ногой (подсечка).

2. Катай кагары ‒ удар ногой по обеим ногам (сильная подсечка с отрывом от земли).

3. Буттаары ‒ хватать за ногу.

4. Чая-тудары ‒ боковой прием.

5. Тырыкылаары ‒ круговой прием (вращение).

6. Былдаары ‒ обман (увертывание).

Правила игры. При выполнении последнего приема выигрывает тот, кто первым коснется любой части тела, кроме коленей. Каждый игрок имеет право использовать любой прием. Для борьбы желательно иметь спортивный камзол с рукавами (содак-шудак с национальным орнаментом) и трусы. Победа встречается детьми радостно, какая бы команда ни выиграла, дети хлопают в ладоши, раздаются радостные крики. Победитель встает, традиционно похлопывает себя по бедрам, небольшими прыжками обегает вокруг побежденного и уходит на место. Для личного успеха борца немаловажную роль играет секундант. Он поддерживает его дух, настроение и сопровождает его в течение всей игры. Тому, кто побеждает неоднократно, присваивают почетные титулы: пар — тигр; арзылан — лев; чаан — слон; начын — богатырь и т. д. Дети рисуют эмблемы и выдают всем борцам на память. Игра проводится один раз.

 

СОГУР – АЗА (СЛЕПОЙ ЧЕРТ)

В разных местах Тувы эту игру называют по разному. Одни называют аскак–кадай – хромая старушка, другие – куске, моортай – кошка, мышка. Главные роли в игре исполняют Согур – аза (черт), авазы (мать), и дети.

Впереди становится мать, за ней вереницей, держась друг за друга, стоят дети. Мать с чертом встречаются и разговаривают. Будто обмениваются бросает наземь трубку и при этом говорит:

- У черта трубку не буду курить, у отца и матери – буду курить.

Услышав это черт спрашивает у матери:

- Что за тобой?

- Это мой когээржик (кожаный сосуд для молочной водки. Существует поверье, что черт не может пить араку).

- За когээржиком что?

- Тень моего когээржика.

- За тенью твоего когээржика?

- А там мои дети!

- Если дети, - говорит черт, - я их съем.

С этими словами черт выскакивает и кидается, чтоб кого-нибудь поймать. И в это время мать тоже выскакивает, заслоняет своих детей. Кого поймал черт, тот из игры выходит. Игра продолжается до тех пор, пока черт всех не переловит. В следующий раз заново выбирают “черта” и “мать”.

 

ТЕВЕКТЭЭРИ (ПОЧЕКУШКИ)

Эта игра встречается в самых различных районах Тувы и широко распространена. Сама игра имеет немало вариантов, которое никем до сих пор описаны не были. Суть игры заключается в том, что играющие поочередно подбрасывают “тевек” ногой, соревнуясь в наибольшей ловкости. Тевек изготавливается из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти.

Различные варианты этой игры представляют собой усложнение основной задачи. Это происходит в том случае, когда противники соревнуются с одинаковым успехом. Вначале избирают самый простой способ игры. В таком случае один из игроков подкидывает тевек одной ногой (тевектээр), обычно правой, и старается подбрасывать его как можно дольше, не уронив на землю. Известны случаи, когда противник, “работая” ногой, подбрасывал тевек до 2000 раз, не совершив ошибки, после чего в измножении падал на землю. Если ни один из противников не имел преимущества перед другим, игру усложняли. Теперь тевек подбрасывали поочередно то одной, то другой ногой (далгыыр). Умелые игроки способны продержать тевек таким образом довольно долго в воздухе, подбрасывая его до 300 раз. Противники и в этом случае могли быть равными. Тогда приступали к еще более усложненному варианту игры (чиннээри). Она заключалась в том, что играющий, стоя на одной ноге, подбрасывает тевек, при этом не опуская ногу на землю. В случае, если тевек отлетел в сторону, игрок мог настигнуть его, подскакивая на одной ноге. Самый трудный способ игры отличался от предыдущего тем, что игрок должен был подбрасывать тевек, стоя на одной ноге и на одном месте (кызыл чин). Некоторые “ловкачи” могли подкинуть таким способом тевек до 50-60 раз. В заключении проводится концовка игры, названная “човадыр” (изматывание противника). Проигравший бросает тевек на ногу победителю, а тот изо всей силы отбрасывает его ногой, заставляя противника бежать за ним. Эта “операция” продолжается до тех пор, пока выигравший не совершит ошибку или побежденный не сумеет поймать отброшенный ногой тевек.

 

8. ИГРА “АК-ЫЯШ”

Играющие садятся вокруг очага так, чтобы внутри круга двое могли свободно бегать. Игру начинает один (одна) из играющих. Начинающий ходит вокруг – посматривает, кому бы подкинуть “ак ыяш”, и незаметно “приглянувшейся” (шемуся) подбросит его. “Пораженный”, соскочив с места, старается догнать и задеть платком бежавшего. А бежавший, сделав круг, старается занять место “пораженного”. Если это не удалось ему (ей) грозит “суд”. Он (она) должны исполнять песню, играть на музыкальных инструментах.


СКОРОГОВОРКИ

В играх где все играющие делятся на две партии (группы, команды), вначале выбирают вожака для каждой партии, а затем уже определяют состав команд. Разделить всех игроков поровну, так, чтобы никому не было обидно, помогают скороговорки.

Играющие образуют пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверей, птицы, игрушки, растения и т.д.

 

ВЫБИРАЛКИ

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого вы­бираешь? что выбираешь? что возьмешь?





Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.