Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века.

2021-01-31 836
Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Япония после 2-й мировой войны

Во Второй мировой войне был не только разгромлен японский милитаризм, но и пресечены избранная правящими кругами страны полувековая стратегия экспансии на континент и курс на порабощение народов Юго-восточной Азии и Китая. Япония сделала правильные выводы из поражения. Были проведены экономические и политические реформы, которые изменили социальную структуру общества, способствовали изменению экономического базиса общества.

Выйдя из войны с крайне отсталым и в значительной степени разрушенным производственным аппаратом промышленности, разоренным сел. хозяйством и практически не имея сколько-нибудь значимых запасов топливно-сырьевых ресурсов(за исключением каменного угля), Япония уже к кон. 60-х гг. смогла занять 2-е место в капиталистическом мире по объему промышленного производства, а в нач. 70-х гг. и по объему валового национального продукта (ВНП).

На протяжении 1950 - 1973 гг. темпы роста японской экономики были самыми высокими среди развитых капиталистических стран и составляли ок.11 % в год. Среди основных причин, обусловивших столь быстрое развитие японской экономики до сер. 70-х гг., следует назвать, прежде всего те, которые способствовали форсированному капиталонакоплению в промышленности. Колоссальная экономия средств на развитии собственных НИОКР, ставшая возможной благодаря свободному приобретению американских и западноевропейских патентов и лицензий, снижение цен на мировых рынках сырья и топлива, относительная дешевизна японской рабочей силы, отсутствие значительных военных расходов,  все это позволило япон. компаниям  сэкономить и направить на развитие промышленности огромные дополнительные средства. Чрезвычайно важную роль в экономических успехах Японии сыграл человеческий фактор, а именно - высокое качество японской  рабочей силы.

На путях глубоких структурных преобразований за годы, прошедшие после кризисов сер. 70-х гг., Япония значительно продвинулась вперед в своем экономическом развитии и заметно укрепила свои позиции в мировом капиталистическом хозяйстве. Так, доля Японии в общем объеме пром. произ-ва развитых капиталистических стран возросла с 13,2% в 1975 г. до 17,9% в 1989 г.,а в их совокупном экспорте соответственно с 8 до 13%. ВНП Японии составляет сейчас уже более половины ВНП США, а по его размерам на душу населения Япония уже превзошла США.

За послевоенные десятилетия Япония стала сверхдержавой. Способность учиться у других, синтез Востока и Запада, то есть уникальное сочетание заимствования зарубежного опыта, достижений, знаний и соединение их с традиционно – цивилизационным наследием – в этом и есть секрет японского варианта модернизации.

Китай.

Разгром советскими войсками в августе 1945 г. японской Квантунской армии, освобождение Маньчжурии, капитуляция Японии, передача трофейного японского оружия Народно-освободительной армии Китая создали благоприятные условия для завершения народной революции в Китае. 1.10 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Советское правительство 2.10.1949 г. установило дипломатические. отношения с КНР и оказало ей финансовую, экономическую и иную помощь в становлении народного государства.

В 1949—52 гг. правительство КНР национализировало собственность иностранных империалистов и китайской буржуазии, провело аграрную реформу, и с 1953 г. приступило к осуществлению первого 5-летнего плана развития народного хозяйства страны (1953—57 гг.). Разносторонняя помощь СССР и др. социалистических стран дала возможность Китаю успешно выполнить первый 5-летний план, осуществить социалистические преобразования в городе и деревне, заложить в стране основы социалистической индустрии.

Однако после VIII съезда КПК в руководстве партии взяли верх силы, которые стали проводить свой курс. Во внутренней жизни этот курс нашел отражение в политике «большого скачка» (1958—60 гг.) и «культурной революции» (1966—76 гг.), которые вызвали кризис в народном хозяйстве, дезорганизовали партийный, государственный и административно-хозяйственный аппарат, задержало почти на два десятилетия социально-экономическое развитие страны.

После смерти Мао Цзэдуна (1976 г.) руководство Китая стало пересматривать установки внутреннего развития страны и вносить коррективы в ее внешнеполитический курс.

В стране началось проведение глубоких преобразований. Во внешних отношениях была провозглашена так наз. открытая политика, ориентированная на всемерное расширение связей с зарубежными государствами. Значительное место в ее реализации отводилось развитым капиталистическим странам. В октябре 1984 г. очередной пленум ЦК КПК принял постановление «О реформе хозяйственной системы», в котором конкретизировалась задача «строительства социализма с китайской спецификой». Эта реформа предусматривала в сельской местности, где ее осуществление началось с конца 70-х гг., реорганизацию народных коммун (разделение административной, хозяйственной и партийной власти), внедрение системы производственной ответственности крестьян, т. е. переход к обработке земли на основе семейного подряда.

Центральными звеньями реформы хозяйственной системы в городах явилось «сокращение сферы директивного планирования», превращение промышленных предприятий в «самостоятельные хозяйственные организации», развитие товарных отношений, «сужение сферы единого государственного установления цен», разрешение деятельности небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, частного предпринимательства, гл. обр. в сфере обслуживания и торговли, привлечение иностранного капитала в экономику страны.

Средний годовой прирост валового промышленного и с.-х. произ-ва составил за 5-летие 11 %. В марте 1986 г. сессия ВСНП приняла седьмой 5-летний план развития народного хоз-ва КНР (1986—90 гг.), имеющий целью обеспечить стабилизацию экономики, увеличить к 1990 г. валовую продукцию промышленности и сел. хозяйства на 38%. совершить решающий бросок для взятия ключевых рубежей техники и технологии.

Все реформы проводятся в Китае под жёстким государственным контролем. Господство государства над человеком – многовековая традиция в Китае. В 1988-1989 гг. в Китае произошли серьёзные волнения. Многотысячная демонстрация студентов с требованиями демократии была жестоко подавлена, сотни студентов расстреляны, тысячи ранены. Власти боятся ослабить контроль над обществом и по политическим и по экономическим причинам. Социальная напряжённость перемещается в деревни, так как там рост благосостояния замедлился.

Начиная с 1992 г. хозяйственная реформа вступила в новую фазу развития – этап ускорения и углубления, деидеологизации всей экономической политики и последовательного перехода от планового регулирования к рынку.

Сегодня Китай развивает экономические связи, увеличивается количество западных инвестиций в китайскую экономику, с изменением экономической политики Китай становится важным стратегическим партнером для многих западных стран.

Записать и выучить

1958 – 1960 – политика большого скачка

Мао Цзэдун основатель КПК, председатель КПК с 1943 г и председатель КНР (1954 – 1959)

1966 – культурная революция

1978 – начало экономических реформ

Индия

Территории Британской Индии получили независимость в 1947 году, после чего Индия была разделена на Индийский Союз и Пакистанский доминион. По причине разделения Пенджаба и Бенгалии, начались кровавые столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, в результате которых погибло более 500 000 человек. Разделение Индии также привело к одной из самых больших миграций населения в современной истории мира — около 12 миллионов индусов, сикхов и мусульман расселились по территории недавно созданных государств Индии и Пакистана.

Будучи многонациональным и многорелигиозным государством, после обретения независимости Индия переживает распри и противостояния на религиозной и социальной почве в разных частях страны. Тем не менее, Индия оказалась способна поддерживать свой статус светского государства с либеральной демократией, за исключением короткого периода с 1975 по 1977 год, когда премьер-министр Индира Ганди объявила чрезвычайное положение с ограничением гражданских прав.

Одной из основных угроз национальной безопасности Индии является терроризм, в особенности в Джамму и Кашмире, северо-восточной Индии, а к началу XXI века — в таких больших городах, как Дели и Мумбаи. Самым ярким примером может служить террористическая атака на Индийский парламент в Дели, осуществлённая в 2001 году. Осенью 2008 года террористическому нападению подвергся крупнейший город страны — Мумбаи, было убито свыше 100 человек.

Во второй половине XX века у Индии регулярно возникали проблемы с соседними государствами из-за споров вокруг границ. Спор с Китаем не разрешён до сих пор, в 1962 году он вылился в непродолжительную войну (Китайско-индийская пограничная война). С Пакистаном Индия воевала трижды: в 1947, 1965 и 1971 годах. Последний конфликт между Индией и Пакистаном (Каргильская война) произошёл в 1999 году, в штате Кашмир.

В 1974 году Индия провела подземные испытания ядерного оружия, став, таким образом, новым членом «ядерного клуба». В 1998 году Индия продолжила испытания серией пяти новых взрывов. Реформы, начавшиеся в Индии в 1991 году, превратили экономику страны в одну из самых быстро развивающихся в мире. В 1996 году к власти пришло правительство Атала Бихари Ваджпаи, продолжившее реформы. После выборов в парламент весной 2004 года победу одержала партия Индийский национальный конгресс во главе с Соней Ганди. 22 мая 2004 года пост премьер-министра занял Манмохан Сингх.

Конституция Индии была принята Учредительным собранием в конце 1949 года, через два года после достижения Индией независимости и вступила в силу 26 января 1950 года. Она является самой большой по объёму конституцией в мире. В конституции Индия определяется как суверенная, социалистическая, светская либерально-демократическая республика, имеющая двухпалатный парламент, функционирующий по вестминстерской парламентской модели. Государственная власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Главой государства является президент Индии, который избирается электоральной коллегией сроком на 5 лет путём непрямого голосования. Главой правительства является премьер-министр, которому принадлежит основная исполнительная власть. Премьер-министр назначается президентом и, как правило, является кандидатом, поддерживаемым политической партией или политической коалицией, имеющей большинство мест в нижней палате парламента.

Законодательной властью Индии является двухпалатный парламент.

Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом), возглавляемого премьер-министром

Индия имеет унитарную трёхступенчатую судебную власть, которая состоит из Верховного суда, возглавляемого верховным судьёй Индии, 21-го Высшего суда и большого количества мелких судов.

Верховный суд является судом первой инстанции в процессах, касающихся основных прав человека, в спорных вопросах между штатами и центральной властью и обладает апелляционной юрисдикцией над высшими судами. Верховный суд является юридически независимым и имеет право провозглашать законы или отменять законы штатов и территорий в случае, если они противоречат Конституции. Одной из наиболее важных функций Верховного суда является конечная интерпретация Конституции.

Внешняя политика

Со времени своей независимости в 1947 году, Индия поддерживает дружественные отношения с большинством стран. В 1950-х годах Индия сыграла важную роль на международной арене, выступая за независимость европейских колоний в Африке и Азии. Индийская армия провела две непродолжительные миротворческие миссии в соседних странах — на Шри-Ланке (1987—1990) и Операцию «Кактус» на Мальдивских островах.

Индия является членом Содружества наций и членом-основателем Движения неприсоединения.

После Китайско-индийской пограничной войны и Второй индо-пакистанской войны 1965 года, Индия заметно сблизилась с Советским Союзом ценой разрыва связей с США и продолжила подобную политику вплоть до конца холодной войны. Индия участвовала в трёх военных конфликтах с Пакистаном, в основном из-за спорной территории Кашмира. Другие столкновения между двумя странами произошли в 1984 году из-за ледника Сиачен и Каргильская война 1999 года.

В последние годы Индия продолжает играть заметную роль в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии и Всемирной торговой организации. Индия является одним из членов-основателей Организации Объединённых Наций и активным участником в её миротворческих миссиях: более 55,000 индийских солдат приняло участие в тридцати пяти операциях по поддержанию мира на четырёх континентах. Несмотря на критику и военные санкции, Индия постоянно отказывается подписать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и Договор о нераспространении ядерного оружия, предпочитая взамен поддерживать полный контроль над своими ядерными программами. В последнее время, на внешнеполитической арене индийское правительство направило усилия на улучшение взаимоотношений с США, Китаем и Пакистаном. В экономической сфере, Индия имеет близкие взаимоотношения с другими развивающимися странами в Южной Америке, Азии, и Африке.

Отношения с Россией

На сегодняшний день между Индией и Россией поддерживаются прочные связи в сфере экономики и внешней торговли, в науке и технологии, культуре, обороне, космосе и атомной энергетике. Между двумя странами существует определённое единство подходов как к политическим, так и экономическим проблемам. Конкретными примерами успешного двустороннего сотрудничества в сфере энергетики могут служить индийские инвестиции в нефтяной проект «Сахалин-1» и содействие России в строительстве атомной электростанции в Куданкуламе в южноиндийском штате Тамил-Наду..(на конец апреля 2013 года велись последние приготовления для запуска первого энергоблока, второй энергоблок был готов к эксплуатации на 90 %, шли переговоры о строительстве третьего и четвёртого энергоблоков). Также как пример можно привести сотрудничество в области реализации космической программы. Две страны совместно разработали и теперь производят сверхзвуковые крылатые ракеты «Брамос». Россия совместно с Индией разрабатывает перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации — истребитель пятого поколения, доля индийской компании Hindustan Aeronautics (HAL) в разработке составит не менее 25 %. Есть и другие примеры успешного индийско-российского взаимодействия.

Индия гордится тем, что на её долю приходится часть наследия Николая и Святослава Рерихов. В качестве вклада в укрепление двусторонних культурных связей Индия в 2002 году выделила значительные средства для приведения в порядок и сохранения усадеб Рерихов в штатах Химачал-Прадеш и Карнатака.

В качестве политологической гипотезы нередко обсуждается возможность тесного стратегического партнёрства России, Индии и Китая — треугольника «Москва-Дели-Пекин». Многие соглашаются, что подобное сотрудничество способствовало бы созданию многополярного мира. Однако, планы создания такого «треугольника» (во главе с США) существуют и в госдепартаменте Соединённых Штатов, где Индию рассматривают как потенциальный противовес всё возрастающей роли КНР в современном мире.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.