Боги, от имени которых творится история — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Боги, от имени которых творится история

2021-01-31 78
Боги, от имени которых творится история 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В таблицах 2, 3, 6–8 использована астрономическая информация о наблюдаемом перемещении звезд Аль‑Нитак созвездия Орион, Сириус созвездия Большого Пса и Солнца. Согласно древнеегипетским языческим традициям, созвездие Орион связано с судьбой бога Осириса, звезда Сириус – с богиней Исидой, а Солнце (в данном контексте) – с богами Ра и Гором. Это означает, что мистерия, отдельными актами в которой стало основание столиц великих государств мира, воспроизводит в пространстве и во времени миф о пяти самых популярных египетских богах – родных братьях и сестрах: Осирисе, Горе Бехдетском, Сете, Исиде и Нефтиде, а также о сыне богини Исиды – боге Горе.

Наиболее связно миф был изложен в I веке до нашей эры в «Моралиях» Плутарха, посещавшего Египет. Дополненный уточнениями, ставшими возможными благодаря кропотливой работе исследователей египетской культуры, древняя легенда предстает перед современным читателем в следующем виде.

Пять богов были плодом любовной связи бога земли Геба с богиней неба Нут. Когда бог Солнца Ра узнал, что его жена Нут ему изменила, он разгневался и заявил: «Отныне и навеки я предаю проклятию все 360 дней года. Не будет такого дня, такого месяца, такого года, когда богиня неба Нут смогла бы разрешиться от бремени. Ни в один из 360 дней года богиня не сможет рожать детей и навсегда останется бездетной!»

В те далекие времена в Древнем Египте или, как называли страну сами египтяне, Та‑Кемет («черная земля»), год продолжался по воле управлявшей временем богини Маат именно 360 дней – по дню на каждый из 360° полного поворота небосвода вокруг небесной оси.

Могущество бога Солнца Ра не знало границ. И проклятие исполнилось бы. Но у богини Нут был еще один возлюбленный – бог мудрости Тот. И он ей помог. Бог Тот придумал, как обойти решение бога Ра, не нарушив его ни в самой малой степени. Наказание касалось 360 дней года. Достаточно было увеличить количество дней в году, и появлялся бы отрезок времени, на который проклятие бога Ра не распространялось. Но дополнительные дни изменили бы структуру времени, а она определялась циклом разлива реки Нил, нарушение которого было немыслимо, ибо от него зависела жизнь и людей, и всей фауны и флоры.

Бог Тот решил увеличить продолжительность года за счет времени ночи, наступавшей на несколько часов каждые сутки. «Утрата нескольких ночных минут от каждых суток в течение года останется либо вообще никем не замеченной, либо не станет большой трагедией, ибо египтяне ночью спят», – думал мудрый бог.

Помощницей богини Маат, следившей за правильностью следования часов друг за другом в ночное время, была Луна, заменявшая Солнце, когда светило заходило за горизонт на отдых. Бог Тот, перехитрив Луну – выиграв у нее в шашки одну семьдесят вторую часть каждых суток из числа ночных часов, сложил выигранное время в пять полных дней (1/72 × 360 = 5), прибавил их к календарному году и получил 365 дней в году. В течение дополнивших календарь года пяти дней, ставших прибавкой к законным двенадцати месяцам года, проклятие бога Ра не действовало. Ведь про эти дни бог Солнца ничего не говорил. Ра хотел поначалу вмешаться в произошедшее. Но узнав, что бог мудрости посвятил новые дни года ему – самому великому из богов, решил оставить все таким, как сложилось в результате интриг.

И вот в конце года, в те самые завоеванные Тотом пять дней, на которые не распространялось проклятие Ра, у Нут родились дети. В первый из дней на свет появился Осирис. Младенец заплакал так громко, что земная твердь задрожала, в небе вспыхнуло зарево, и казалось, сотни труб возвещают, что в мир пришел всемогущий бог. Во второй день Нут родила Гора Бехдетского, который особенно никак себя, если верить мифу, не проявил. В третий день родился Сет – будущий бог пустыни, войны и стихийных бедствий. У малыша была звериная морда, красные глаза, а волосы имели цвет горячего песка пустыни. Вот почему третий предновогодний день – день рождения Сета – считался у египтян несчастливым. Фараоны и государственные чиновники не занимались в этот день судьбоносными для страны делами, не принимали никаких важных решений и не допускали к себе иноземных посланников. В четвертый и пятый дни родились две сестры – добрые богини Исида и Нефтида. Позднее Исида стала женой Осириса, а Нефтида – женой Сета.

Описанные события произошли в те времена, когда бог Ра уже царствовал на небе, а на землях страны Та‑Кемет правил бог Геб.

Прошло какое‑то время, боги‑дети выросли, и бог Геб, решив отойти от дел на земле и присоединиться к богам небесным, передал трон царя земного достойнейшему из наследников – богу Осирису. И наступил Золотой век Египта. Царствуя, Осирис вывел египтян из состояния первозданной дикости и невежества, дал им письменность, законы, научил почитать богов. Сестра и жена Осириса Исида нашла дикорастущую пшеницу и ячмень, а Осирис передал людям тайны селекции и технологии обработки этих злаковых культур, положил начало сбору лекарственных растений, плодов с деревьев, первым начал подпирать виноградные лозы и давить виноград. При нем египтяне впервые начали строить плотины и оросительные каналы, чтобы в сезон Всходов, когда мелел Нил и свирепствовали суховей и жара, поля питались живительной влагой. Это избавило управляемую богом страну от неурожаев и принесло благополучие в египетские семьи. С помощью бога мудрости Тота и богини Исиды царь‑бог Осирис научил египтян ориентироваться в пространстве и во времени по звездам и планетам, наблюдая за небом, измерять расстояния, вес, объем, вычислять, лечить себя и своих детей.

Появились первые жрецы. Жречество стало той мудрой силой, которая взяла на себя управление Египтом в соответствии с желаниями и прямыми указаниями богов. Главным принципом жизни и деятельности жрецов стала сформулированная впервые богом Осирисом идея сохранения божественной гармонии мира: человек (человечество) – часть мироздания и в его высших интересах сохранять и сохранить существующий мир таким, каким его передали ему боги.

Бог Осирис был выдающимся царем, и египтяне не могли нарадоваться счастью, которое им подарило небо. Мечтая приобщить весь человеческий род к разумной и хорошо организованной жизни, какую узнал и так высоко оценил народ Египта, бог Осирис передал однажды бразды правления в стране богине Исиде и, став миссионером, отправился путешествовать по миру, распространяя всюду знания и даря людям плоды культуры. Когда Осирис возвратился в Египет, он был в ореоле славы благодетеля человечества. Успехи Бога‑Созидателя, как называли своего учителя люди, не понравились брату Осириса богу Сету.

Сет завидовал столь прекрасно складывающейся судьбе царя‑правителя Египта. Они были ровесниками, родными братьями, но Сет не успел сделать в своей жизни и тысячной доли того, чем славен был Осирис. Существование Сета было бедно событиями, и от этого жить ему было невыносимо скучно. Не находя себе применения в этом мире, Сет проводил дни праздно и бессмысленно. Он был богом пустыни, войны и стихийных бедствий. И ничего хорошего люди от него не знали и не ожидали.

Недовольство жизнью и братом достигла у Сета таких размеров, что сознание несчастного исказилось, и однажды Сет, вступив в сговор с 72 помощниками, разделявшими ненависть Сета к Осирису, решил отнять власть в Египте у брата. Тайком измерив рост брата, коварный Сет приказал изготовить украшенный серебром, золотом и драгоценными камнями ящик‑сундук того же, что и у брата, размера. Получив такой ящик, Сет организовал в своем дворце в столице Египта торжество по случаю какого‑то срочно придуманного им праздника и пригласил на него Осириса.

Ничего не подозревавший брат с благодарностью откликнулся на приглашение и посетил пиршество, устроенное исключительно для того, чтобы создать условия для совершения преступления. В самый разгар пира и веселья, восседавший во главе наполненного великолепными яствами и напитками стола хозяин хлопнул в ладоши и рабы внесли ящик. Сет объявил, что это его сюрприз, и пообещал подарить украшенный благородными металлами и сверкающими всеми цветами радуги драгоценными камнями сундук тому, кто сможет в него лечь и кому при этом сундук придется в пору.

Все было заранее продумано. Сундук не подходил никому из участников пира. Когда очередь дошла до Осириса и ничего не подозревавший бог, не стремясь получить подарок, но лишь из вежливости лег в сундук, заговорщики подбежали, захлопнули крышку ящика, спешно заколотили ее и не мешкая бросили сундук в воды Нила.

Это случилось на двадцать восьмом году правления Осириса, в семнадцатый день третьего месяца Разлива, в котором Солнце, совершая вечный путь среди двенадцати созвездий Зодиака, входит в созвездие Скорпион. Сет, погубив Осириса, не расправился с Исидой, считая ее безобидной для себя. Он только распорядился гнать ее из столицы, откуда решил отныне властвовать над страной Та‑Кемет.

Когда богиня Исида осознала, что произошло, она решила действовать: срезала пряди своих волос, облачилась в траурные одежды и в безутешном горе отправилась в долгий путь разыскивать тело мужа. Верными слугами в ее нелегких поисках стали только семь скорпионов. Люди не могли противиться деяниям богов и вынуждены были принять власть над собой Сета.

Исида нашла тело Осириса, унесенное рекой и Средиземным морем в Сирию, и привезла его в Египет – в район дельты реки Нил. Но бог Сет обнаружил его там и в ярости разрубил на четырнадцать кусков. 14 кусков тела Осириса Сет разбросал по всей стране Та‑Кемет.

Богиня Исида вновь стала искать останки своего мужа. Ей помогала чем могла сестра – богиня Нефтида. И в конце концов разбросанные куски были найдены. В каждом из тех мест, где отыскивалась очередная часть тела бога, по воле и при непосредственном участии богини Исиды возводилось святилище. Народам, согласившимся ухаживать за воздвигнутыми святилищами, богиня Исида пообещала и, когда стало возможно, передала в благодарность треть земель страны Та‑Кемет.

У богини Исиды родился сын, который, став взрослым, отомстил Сету, победив его в честной битве. Отцом ребенка миф называет бога Осириса. Но богиня зачала ребенка, оставаясь девой. Исида назвала сына Гором, видимо, в честь брата. Когда тело Осириса было собрано, бог некрополей и обрядов захоронения Анубис смазал его волшебными маслами и в присутствии Исиды и Нефтиды предал погребению. Бог Осирис воскрес. Но, восстав из мертвых, великий бог покинул земной мир. Он поднялся на небо в Ладье – Созвездии Орион и, пересев там на Ладью Вечности Бога Ра, занял достойное место среди небесных богов.

«Страдания Богини Исиды, посвятившей свою жизнь поискам тела мужа – бога Осириса», «рождение девой Исидой сына‑бога», «воскрешение и восхождение бога Осириса к небесным богам», «победа бога Гора над злом» – вот сюжетные линии Великой Мистерии. Именно мистерия стала причиной появления в определенных точках на земном шаре городов, одним из которых стал Санкт‑Петербург.

 

Измерения святилища

 

В мифе не сказано, что бог Сет разбросал куски тела брата по земле Та‑Кемет закономерным образом. Для жрецов Египта границ страна Та‑Кемет не имела, как не имеет границ Вселенная. Значит, святилище бога Осириса может оказаться воздвигнутым абсолютно в любой географической точке мира. А поскольку строительство святилищ велось в условиях непрекращавшегося противостояния богов, облик, композиционное решение, художественные достоинства, достижение эмоционально‑эстетического воздействия на людей не главное в культовых сооружениях, воздвигнутых в честь бога Осириса. То есть поиск святилищ затруднен принципиальной неполнотой и неопределенностью информации об объекте поиска: в любой точке планеты любой комплекс сооружений теоретически может оказаться выполняющим функцию святилища. Единственное, что жрецы обязаны были обеспечить, – это сохранение целыми и невредимыми святилищ по крайней мере до окончания мистерии.

Два вида объектов на Земле отвечают этому требованию:

а) город, который живет и развивается, особенно если ему выпала честь выполнять хотя бы на протяжении ограниченного периода истории функции столицы государства;

б) пирамиды, которые никто, кроме времени, не станет разрушать; даже если сознательно попытаться это сделать, на огромной территории будут разбросаны глыбы, продолжающие оставаться святилищем.

Если гипотеза о мистерии окажется верна, надо будет признать, что жрецы были мудры и до гениальности талантливы в своем деле.

Мемфисский некрополь близ Гизы, где стоят самые знаменитые пирамиды, – это, безусловно, святилище. И он входит в список объектов, их таблица 3 называет (указывая на год основания Мемфиса) в качестве одного из святилищ бога Осириса.

Осталось выяснить: великие пирамиды – это три отдельные, не связанные ничем, кроме общей территории, гробницы могущественных, управлявших Египтом, но все‑таки людей или единый ансамбль, с самого начала создававшийся как культовый для поклонения богу Осирису.

О том, что пирамиды – единый ансамбль, первыми заговорили астрономы. Три великие пирамиды Мемфисского некрополя представляют собой проекцию трех звезд Пояса созвездия Орион: пирамида Хеопса (Хуфу) – проекция звезды Аль‑Нитак, пирамида Хефрена (Хафра) – проекция звезды Аль‑Нилам, пирамида Микерина (Менкаура) – проекция звезды Минтака (рис. 4). И относительное положение звезд выглядело так, как воспроизведено пирамидами, в 10 500 году до нашей эры.

Древность даты не означает, что строительство некрополя началось за семь с лишним тысячелетий до дня основания Мемфиса. Просто египетские жрецы считали звездное небо вечными часами и рисунком из пирамид навсегда зафиксировали для потомков точное время наступления важного для них события. А само событие, как и его дату, называет астрономия и Мемфисский некрополь и таблица 3 зафиксировали одну и ту же точку на оси времени: в 10 500 году до нашей эры звезда Аль‑Нитак находилась в низшей точке траектории прецессионного «качания» над южным горизонтом площадки некрополя.

Итак, пирамиды взаимосвязаны расположением. Но этого недостаточно, чтобы утверждать, что они есть единое святилище, посвященное одному языческому богу. Исследование архитектуры пирамид позволяет сделать следующий шаг к пониманию замыслов жрецов.

Известны высота и геометрия пирамид Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Легко вычислить объемы каждого из сооружений. Располагая перечисленными знаниями, несложно представить себе пирамиду, имеющую геометрию великих пирамид (отношение периметра основания к высоте пирамиды равно 2×π;) и объем, равный сумме их объемов. «Построенную» силой воображения пирамиду, суммирующую три великих объема, можно назвать незримой. Незримая пирамида трехслойна (три составляющих ее объема образуют верхний, средний и лежащий у основания слои) и… полупогружена в песок; последнее превращает ее в храм (рис. 5).

Знаний жрецов было достаточно, чтобы вычислить расстояния между границами слоев. Древний Египет знал десятичную систему исчисления, элементарную математику, включая методы решения систем уравнений с неизвестными, геометрию, ее раздел стереометрию. У египтян был прекрасный календарь. Для построения прямых углов и прямоугольных треугольников египетские строители пользовались веревкой, разделенной узлами на 12 частей (12 частей – сумма трех чисел: 3 + 4 + 5; треугольник с размерами сторон 3, 4 и 5 является прямоугольным, согласно теореме ученика жрецов Пифагора).

 

 

В Москве, в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, хранится так называемый Московский математический папирус, на котором рукой древнего египетского писца начертаны расчеты объема усеченной пирамиды (то есть среднего или нижнего слоя незримой пирамиды). Дату написания папируса определяют как конец Среднего царства (около 2050 – около 1700 года до нашей эры).

В папирусе записано буквально следующее: «Форма вычисления пирамиды, не имеющей вершины.

Если тебе назовут пирамиду без вершины в 6 локтей в высоту, 4 локтя по нижней стороне и 2 по верхней стороне, вычисляй с этой 4, возведя в квадрат, получается 16; удвой 4, получается 8; вычисляй в этой 2, возводя в квадрат, получается 8; вычисляй с этой 2, возведя в квадрат, получается 4; сложи вместе эти 16 с этими 8 и с этими 4, получается 28; вычисли 1/3 от 6, получается 2; вычисли 28 два раза, получается 56. Смотри: она будет 56. Ты нашел правильно».

Папирус понимается специалистами как учебный (вместе с текстом в папирусе дан чертеж и вычислительная схема). Настоящие египетские «расчетчики» проделывали значительно более серьезные вычисления. Но сама решаемая задача говорит о многом. Вычисляется объем усеченной пирамиды – объем слоя.

Три пирамиды Мемфисского некрополя – это одна большая незримая трехслойная полупогруженная в песок пирамида, невидимая для «непосвященных». Доказывается сформулированное утверждение гармонией чисел, характеризующих геометрию незримой пирамиды и ее слоев.

Задача проектирования незримой трехслойной пирамиды, материальными следами которой в реальном мире являются три вполне осязаемые пирамиды, была в полной мере разрешима для жрецов, какие бы сложные методы анализа геометрических характеристик пирамид ни потребовались. Незримая пирамида составляется из трех слоев, подобно сборке детской пирамидки, когда ребенок три кольца разного цвета надевает на стерженек, перебирая возможные варианты: кольцо каждого цвета может занять место сверху, в середине и снизу. Комбинаций последовательного заполнения одного объема тремя объемами может быть шесть. Один из шести вариантов дает гармоничную картину (табл. 9).

Незримая пирамида имеет высоту 756 м, или 1440 локтей (при возведении культовых сооружений в Египте использовалась мера длины «царский локоть», равная 0,525 м), 415,8 м или 792 локтя из которых находятся ниже поверхности песка.

При вычислении составляющих ее трех объемов к высоте каждой из трех пирамид добавлялись те же 415,8 м, или 792 локтя.

«Погрузили» в песок незримую и реальные пирамиды жрецы ради согласования размеров трех сооружений, которые они были в состоянии воздвигнуть, с размером‑мечтой идеальной пирамиды – «1440 локтей» (144 – число Фибоначчи), а также чтобы записать информацию о масштабе шкалы времени календаря пирамиды (столбец 5 табл. 9); песок – символ бегущего времени.

Одно из «семи чудес света» – комплекс пирамид фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура) есть незримая полупогруженная в песок пирамида, красота и скрытый от «непосвященных» смысл которой заключается в геометрии трех ее слоев (возможно, слоев больше, ибо пирамид, отражающих небо, всего семь, но концепция Незримой пирамиды уже сформулирована).

 

 

Таблица 9. Характеристики Незримой пирамиды и ее календарь

Проблема движения

 

Все шесть вариантов вливания объемов реальных пирамид в объем незримой пирамиды могут содержать важную для понимания жрецов информацию и иметь ритуальное значение. Очень вероятно, что и другие пирамиды Египта участвуют в комплексе «Незримая пирамида». Но даже то, что удалось расшифровать, может подтвердить догадку о связи Мемфисского некрополя с культом бога Осириса.

В таблице 10 показаны размеры слоев незримой пирамиды при условном делении ее на части по высоте, и для каждого слоя вычислены высоты пирамид с объемом, равным объему слоя.

Сегодняшние высоты реальных пирамид, измеренные в египетских локтях (метрах): Хеопса (Хуфу) – 278 (146), Хефрена (Хафра) – 273 (143,5) и Микерина (Менкаура – 125 (65,5).

Если сравнить таблицы 3 и 10 (см. также рис. 5), обнаруживается заметная идентичность структуры информации, содержащейся в таблицах. Подобие объясняется просто.

Часть земного шара (небесной сферы) находится ниже экватора (небесного).

И часть незримой пирамиды скрыта под песком. Открывается простор для аналогий.

 

 

Таблица 10. Слои Незримой пирамиды

Таблица 10, полученная при исследовании пирамид Мемфисского некрополя, способна объяснить смысл таблицы 3, появившейся в результате изучения географии столиц великих государств и знакомства с проблемой наблюдения звезды Аль‑Нитак в зените южнее экватора Земли.

Действительно, столбцы 1 и 2 таблиц 3 и 10, имеющие названия соответственно «точки‑границы отрезков» и «точки на оси», «широты» и «высоты (глубины) точек», используют одинаковый масштаб 200 единиц. Это диапазон широт в 200° (табл. 3) и 200 условных единиц, которые получаются в результате деления высоты незримой пирамиды в 14 400 локтей или продолжительности календаря пирамиды в 14 400 лет на цифру 72 (табл. 10, а также 9).

Структура и календарь незримой пирамиды моделируют (описывают) поток каких‑то событий, непрерывно развивающихся в пространстве‑времени со скоростью 72 условные единицы пространства (например, градуса широты) за один год. Это очень похоже на описание истории городов Александрии, Константинополя, Киева, Санкт‑Петербурга.

Вывод о том, что время и место основания столицы Российской империи Санкт‑Петербурга, как и других перечисленных столиц, было определено еще до начала строительства Мемфисского некрополя близ Гизы и запечатлено в геометрии комплекса великих пирамид, напрашивается… Но он непосредственно не следует из таблицы 9, да и пока из всей совокупности результатов, полученных в результате комплексного исследования проблемы.

Но некоторые параллели между закономерностями следования друг за другом исторических событий, законами прецессионного перемещения звезд и «математической моделью», использованной (предположительно) при выборе архитектурных решений комплекса пирамид близ Гизы, позволяют сделать следующий логический шаг на пути к постижению тайны.

Что объединяет все то, что сопоставлялось и о чем говорилось до сих пор?

Ответ на вопрос: созвездие Орион и дата «10 500 год до нашей эры». Пирамиды – «отражение на Земле» звезд созвездия Орион. 10 500 год до нашей эры – запечатленная в комплексе пирамид дата начала прецессионного подъема созвездия Орион над южным горизонтом площадки Мемфисского некрополя.

Почему, говоря о том, что карта Древнего Египта повторяет карту звездного неба, приходится называть дату совпадения земного и космического? Потому что картина, наблюдаемая на небосводе, постоянно меняется. Меняется со скоростью, близкой к скорости 72 угловых градуса прецессионного смещения за один год.

На небе все меняется… а на Земле?

А на Земле смещать вслед за уходящим на Север созвездием Орион (прецессионный подъем созвездия над южным горизонтом означает смещение на Север)… три великие (в буквальном смысле великие) пирамиды люди не в состоянии.

А как же быть с принципом «на Земле и во Вселенной все подобно»? Гармония нарушается?!

Созвездие Орион – это плывущая с Юга на Север по небосводу (на встречу с богом Ра) Ладья Бога Осириса. Если бы египетские жрецы имели возможность, они время от времени разрушали и перетаскивали бы святилище бога Осириса все севернее и севернее вслед за созвездием Орион, чтобы Земля правильно отражала небо. Их действия в этом случае напоминали бы перестройку храмов в Японии. И не пошли они на это не потому, что пожалели рабов, не были уверены в своей решимости довести дело до конца или посчитали неразумным тратить ресурсы на безумную мистерию. Они не могли перенести… Нил. Точнее, когда жрецы задумались о масштабах полотна, на котором им предстояло воспроизводить небо, им показалось более правильным считать земным отражением Млечного Пути не одну только реку Нил, а весь «Меридиан Нила» (который в первом приближении и в философском смысле как раз и есть то, что называется «Пулковским Меридианом»).

А для того чтобы непрерывное смещение созвездия Орион можно было «аппроксимировать» дискретным процессом – серией периодически организовываемых событий религиозного значения во все более и более удаленных на север от Мемфиса районах Земли – в мифах Древнего Египта появилась сюжетная линия со зверским убийством бога Осириса и поисками 14 фрагментов его тела. Бог Сет стал плохим братом и жестоким богом. Богине Исиде предстояло восстанавливать «гармонию».

Эта история повторилась в мифах и легендах других народов [118]: «Если верить одному мифу, первый римский царь, Ромул, был разорван на куски сенаторами, которые затем зарыли части его тела в землю.

…Существует предание о том, как царь Фив Пентей и царь фракийских эдонян Ликург оказали сопротивление богу виноградной лозы Дионису и как оба нечестивых правителя были разорваны на куски (один – обезумевшими вакханками, а другой – конями).

…То же самое относится к фракийцу Орфею, растерзанному вакханками.

…До нас, кроме того, дошло предание о норвежском короле Гальфдане Черном, чье тело было разрезано на куски и захоронено в разных частях его королевства для того, чтобы сделать плодородной землю».

Древнескандинавский историк Снорри Стурлусона так рассказывает легенду [118]: «Это был самый процветающий (буквально: благословенный изобилием) король. Подданные ценили его столь высоко, что, когда пришло известие о его гибели и тело его было перевезено в Грингарики для погребения, пришли нотабли Раумарики, Вестфольда и Гейтмерка и попросили дать им возможность забрать тело, чтобы похоронить в своей провинции. Они полагали, что это принесет изобилие их краю.

В конце концов было принято решение захоронить тело короля в четырех местах. Голову его захоронили в Грингариках, в кургане близ Стейнна, а три остальные части нотабли забрали с собой и, возвратившись домой, предали земле.

С тех пор все четыре кургана носят имя Гальфдановых».

Миф о Сете, Осирисе, Исиде и Горе фундаментально повлиял на культуру человечества [118]: «…древние…считали однотипными культы Осириса, Адониса, Аттиса, Диониса и Деметры и относящиеся к ним мифы.

…Обряды Осириса имели такое разительное сходство с обрядами Адониса в Библе, что некоторые из жителей этого города полагали, будто оплакивают не смерть Адониса, а смерть Осириса.

Такое убеждение могло возникнуть лишь по одной причине: культы этих богов были до неразличимости схожи между собой.

…Сходство между культом Осириса и культом Диониса показалось Геродоту столь значительным, что он отрицал независимое происхождение последнего. Культ Диониса, полагал историк, греки в недавнем прошлом с несущественными изменениями позаимствовали у египтян.

На детальном сходстве культа Осириса с культом Диониса настаивает и Плутарх, питавший весьма глубокий интерес к сравнительному религиоведению». Богиня Исида [118]…завоевала себе множество приверженцев далеко за пределами своей родины.

В сумбурном нагромождении религиозных систем, сопровождавших упадок античной государственности, ее культ был одним из самых популярных в…Римской империи.

…В период упадка Рима, когда традиционные системы верований шатались, когда в душах людей царило смятение, когда в здании империи, ранее казавшемся монолитным, стали появляться зловещие трещины, многим безмятежный образ богини Исиды с ее душевной уравновешенностью и милосердным обещанием бессмертия казался путеводной звездой в бурном море и вызывал…религиозный экстаз, подобный тому, который в средние века вызывала у верующих Дева Мария.

Величественный ритуал Исиды – это жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой, торжественные шествия и ювелирные изображения божьей матери – и действительно во многих отношениях напоминает пышную обрядовость католицизма.

Сходство не случайно.

Просто Древний Египет внес свой самостоятельный вклад в разработку пышной символики католицизма, равно как и в бедные абстракции католической теологии.

Например, изображение Исиды, кормящей грудью младенца Гора, столь сходно с изображением Мадонны с младенцем, что некоторые невежественные христиане молились на него.

И не исключено, что прекрасным эпитетом stella Maris – «Морская звезда» (так обращались к ней застигнутые бурей моряки) Дева Мария обязана покровительнице мореплавателей Исиде.

Чертами морской богини Исиду, вероятно, наделили греческие мореплаватели из Александрии.

…Настоящей stella Maris, если принять эту гипотезу, будет Сириус, яркая звезда Исиды, которая июльским утром поднимается на востоке Средиземного моря над зеркальными водами, предвещая морякам хорошую погоду.

 

5. Предначертанное станет географической и исторической реальностью, во что бы это ни обошлось… человечеству

 

Если египетские мифы органично вошли в ткань религиозных «абстракций» и ритуалы более поздних верований, включая христианство, если от сюжетных поворотов придуманных жрецами легенд зависит судьба городов, государств, народов, надо подробно и с предельной серьезностью изучить и попытаться объяснить мифы и легенды Древнего Египта.

Истории бурной жизни богов содержат подробности, которые нельзя упускать. Наиболее важными для нас представляются судьбы простых смертных, оказавшихся участниками или свидетелями событий, инициируемых богами. Ведь при попытках «постановки» мифа в мистерии описанное может быть воплощено в реальной жизни.

И таких несколько сцен в древних текстах встречаются, например, [118]: начав первые поиски своего мужа, богиня Исида «по совету бога мудрости Тота нашла прибежище в зарослях папируса в дельте Нила. Однажды вечером усталая богиня пришла в дом одной женщины, которая захлопнула перед ней дверь, придя в ужас при виде скорпионов. Один из скорпионов тут же пролез под дверь и смертельно ужалил сына этой женщины. Причитания матери тронули сердце Исиды, она возложила руки на ребенка и произнесла заклинания, яд вышел из ребенка, и он ожил».

Интересно, что для воскрешения бога Гора, также пострадавшего от скорпиона, чар богини Исиды было недостаточно [118]: «…когда однажды Исида возвратилась в укрытие, она застала своего маленького сына распростертым на земле, безжизненным и недвижимым. Мальчика ужалил скорпион. Исида обратилась с молитвой о помощи к богу Солнца Ра.

Тот, вняв ее мольбам, остановил свой небесный корабль и послал на землю бога Тота, чтобы он научил ее заклинанию, с помощью которого можно было возвратить к жизни ее сына. Исида произнесла могучие заклинания, яд тут же покинул тело Гора, в него вошел воздух, он ожил.

После этого Тот вознесся на небо, занял свое место на корабле Солнца, и блестящий кортеж богов с криками ликования понесся дальше».

Благополучное завершение историй (как это имеет место в русских сказках) нехарактерно для египетского мифотворчества, особенно если речь идет о людях.

Боги Древнего Египта – государства рабовладельческого – решали свои задачи, не обращая внимания на случайные жертвы, как в отрывке мифа, описывающем момент, когда Исида нашла ящик с телом бога Осириса и пыталась его забрать у людей [118]: «Тем временем ящик с телом Осириса проплыл вниз по течению реки в море и плавал до тех пор, пока наконец не был выброшен на берег Сирии в районе города Библ.

На том месте, где он причалил, мигом выросло дерево эрика, скрывшее сундук в своем стволе.

Местный царь, пораженный величиной дерева, приказал срубить его и сделать из него опорную балку для своего дома. Он и не подозревал о том, что дерево заключает в себе сундук с телом покойного Осириса.

Слух об этом дошел до Исиды. Она отправилась в Библ и в бедной одежде села у колодца с мокрым от слез лицом.

Исида ни с кем не заговаривала до тех пор, пока не пришли царские служанки.

Она приветливо поздоровалась с ними и расчесала им волосы, обдав их чудесным запахом…

Когда царица увидела косы служанок и почувствовала исходящее от них благоухание, она послала за чужестранкой, приняла ее у себя в доме и сделала кормилицей своего ребенка.

Исида…ночью принялась сжигать все, что в ребенке было смертного, одновременно в виде ласточки порхая вокруг столба с телом мертвого мужа и брата и жалобно щебеча.

Но царица подсматривала за ней и при виде объятого пламенем ребенка испустила крик, который и помешал ему обрести бессмертие.

Тогда богиня открылась и попросила отдать ей балку, поддерживающую крышу.

Когда ее желание было удовлетворено, она вырезала из ствола сундук, упала на него и, обняв, стала так громко причитать, что младший ребенок царя от страха умер на месте.

Ствол дерева богиня завернула в тонкое полотно и, умастив его, передала царю и царице.

Дерево и поныне стоит в храме Исиды и до сих пор является для жителей города Библ предметом культа.

А сама Исида погрузила сундук в лодку и отплыла вместе со старшим сыном царя.

Как только они остались одни, она открыла сундук и, припав лицом к лицу мужа, стала целовать его и рыдать.

Ребенок осторожно подкрался к ней сзади и увидел, что она делала.

Богиня повернулась к нему и бросила такой гневный взгляд, что мальчик не смог его выдержать и умер».

Существуют и менее страшные описания неудавшейся попытки Исиды сделать бессмертным сына царя страны, находящейся за морем. В варианте, изложенном в работе [3], отпрыск царской фамилии умирает собственной смертью, но жизнь его после общения с Исидой не продолжается долго.

Вспоминая о мистерии, нельзя не задать вопрос: а не является ли судьба сына царя находящейся за Средиземным морем Македонии Филиппа II «постановкой» только что процитированного фрагмента мифа? Ведь Александр Македонский приобщился к «бессмертию» (войдя в историю), но, процарствовав всего лишь 12 лет, умер от неизвестной болезни.

Вот как об этом сказано в Библии: «После того как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Киттим, поразил Дария, царя Персидского и Мидийского, и воцарился вместо него прежде над Елладою, – он произвел много войн и овладел многими укрепленными местами, и убивал царей земли. И прошел до пределов земли, и взял добычу от множества народов; и умолкла земля пред ним, и он возвысился, и вознеслось сердце его. Он собрал весьма сильное войско и господствовал над областями, и народами, и властителями, и они сделались его данниками. После этого он слег в постель и, почувствовав, что умирает, призвал знатных из слуг своих, которые были воспитаны с ним от юности, и разделил им свое царство еще при жизни своей.

Александр царствовал двенадцать лет и умер. И владычествовали слуги его каждый в своем месте. И по смерти его все они возложили на себя венцы, а после них и сыновья их в течение многих лет; и умножили зло на земле» (Первая Книга Маккавейская, Вступление: Эллинизация Востока 1. 1–9).

Если жрецы ставили исторический «спектакль», они должны были следовать тексту пьесы скрупулезно и до конца. А есть ли в мифе что‑нибудь, что можно интерпретировать как касающееся России, находящейся от египетских пустынь за многими морями и долами?

В тексте древней легенды сообщаются весьма противоречивые факты [2, 138]: «Исида родила сына среди нильских топей. Она зачала его, обратившись в ястреба и пролетая над трупом своего супруга. Но в детстве новорожденного Гора‑младшего звали Гарпократом, что значит ребенок гор. И от ярости коварного Сета его скрыла богиня Севера (!) Буто».

Сказанное может означать только одно: отражение на Земле небесной реки Млечного Пути простирается с Юга на Север, и богу Гору суждено родиться на Севере, возможно, среди северных гор, которые в мифе и в сложно построенном мировосприятии египетских жрецов одновременно являются и нильскими топями.

Когда жрецам приходилось объяснять смысл мифа простым верующим, они обращались к географическим знаниям египтян, и тут оказывался полезным насыщенный конкретностью образ «нильские топи». Когда же разговор велся с посвященными в тайны, да к тому же о будущем, самым выразительным и нагл


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.