Илиада» Гомера об оскорблении Хриса в начале Троянской войны — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Илиада» Гомера об оскорблении Хриса в начале Троянской войны

2021-01-31 89
Илиада» Гомера об оскорблении Хриса в начале Троянской войны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как мы уже поняли, Троянская война (она же – Крестовые походы конца XII – XIII веков) произошла вскоре после распятия Христа в Царь‑Граде = Трое. Естественно ожидать, что подробные «античные» описания Троянской войны должны в каком‑то виде, быть может искажённом, упомянуть о казни Христа. Казнь Христа была одной из основных причин Крестовых походов. Наша мысль подтверждается.

Откроем знаменитый эпос Гомера «Илиада», подробно описывающий все перипетии Троянской войны. Считается, что «Двадцать четыре песни «Илиады» выросли из поэмы «Гнев Ахилла»» [40], с. 326.

Первая песня «Илиады» начинается с того, что был смертельно оскорблён ХРИС – жрец Аполлона. Хриса якобы оскорбляют сами греки, прибывшие под стены Трои. Но во время Крестовых походов летописцы обеих сторон обвиняли друг друга, А кроме того, противоборствующие стороны были тесно переплетены. Среди крестоносцев плыл племянник действующего византийского императора. Византийцы обвиняли крестоносцев в оскорблении святынь. Крестоносцы обвиняли византийцев и т.д. Здесь нам важно, что рассказ о Троянской войне начинается у Гомера именно с ОСКОРБЛЕНИЯ ХРИСА. О чём говорится буквально в первых стихах поэмы.

«Сын Громовержца и Леты – Феб, царём прогневлённый, язву на воинство злую навёл; погибали народы в казнь, что Атрид обесчестил ЖРЕЦА НЕПОРОЧНОГО ХРИСА» [36], с. 7, Песнь 1:10‑11.

Само имя ХРИС почти совпадает со словом ХРИСТОС. Конечно, описание того, как именно и почему обесчестили Хриса (Христа?), появилось в современной редакции «Илиады», вероятно, достаточно поздно. Дескать, дочь Хриса – Хрисида – попала в плен в Агамемнону. Жрец Хрис хотел её выкупить, но Агамемнон отказался и прогнал Хриса. Боги были настолько возмущены нанесённым Хрису оскорблением, что наслали на всё войско страшную язву, от которой «погибали пароды».

 

6. ПЛАВАНИЕ КРЕСТОНОСЦЕВ К ЦАРЬ‑ГРАДУ И ПЛАВАНИЕ ГРЕКОВ К ТРОЕ. НАЧАЛО ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ

 

Подготовка флота крестоносцев

 

Крестовый поход (ошибочно именуемый сегодня «Четвёртым», см. главу 1), завершившийся взятием Царь‑Града в 1204 году, произошёл, согласно византийским хроникам, по следующей причине. После убийства Андроника‑Христа в 1185 году власть перешла к Исааку Ангелу – основателю новой, хотя и кратковременной царской династии. У Исаака Ангела был брат Алексей и сын – тоже Алексей. Через некоторое время Алексей, брат Исаака, захватывает престол и ослепляет Исаака, то есть похищает у него царскую власть.

«Царь Алексей сверг с престола брата своего Исаака и потом, вместо того, чтобы позаботиться о присмотре за ним, оставил его жить на полной воле… забывши о том, что… мщение никогда не дремлет, но всегда готово воспользоваться благоприятными обстоятельствами… Равным образом сыну Исаака Алексею, по освобождению его из заключения, царь предоставил полную свободу… Между тем Алексей, без сомнения, по мысли своего отца, условился бежать с одним пизанцем, который командовал большим купеческим КОРАБЛЁМ, и только ожидал удобного времени УСКОЛЬЗНУТЬ МОРЕМ» [142], с. 211 – 212.

Алексею удалось бежать в Сицилию. Там он начал собирать войска, чтобы отомстить дяде и вернуть себе престол. Ему оказывает поддержку венецианский дож Генрих Дандуло (Энрико Дандоло). Он был «человек уже слепой и преклонный старик, но в высшей степени вооружённый и озлобленный против римлян… Он не хотел умереть… до тех пор, пока не ОТОМСТИТ РИМЛЯНАМ ЗА ВСЕ ОБИДЫ, НАНЕСЁННЫЕ ИМИ ЕГО НАРОДУ» [142], с. 213 – 214. На рис. 2.32 приведена картина А. М. Vicentino «Алексей Комнин просит помощи у дожа Венеции».

 

Рис. 2.32. Картина A. M. Vicentino, изображающая Алексея Комнина, просящего помощи у дожа Венеции. Взято из [157], с. 112.

 

Никита Хониат сообщает, что венецианцы горели жаждой мести. «ВЕНЕЦИАНЦЫ ЯВНО БЫЛИ НЕДОВОЛЬНЫ РИМЛЯНАМИ И ВЫИСКИВАЛИ УДОБНЫЙ СЛУЧАЙ ОТОМСТИТЬ ИМ, особенно с того времени, когда Алексей (действующий царь в Царь‑Граде. – Авт.) по скряжничеству отказался уплатить им двести мин золота, следовавших в остальную уплату всего ДОЛГА В ПЯТНАДЦАТЬ ЦЕНТЕНАРИЕВ ЗОЛОТА, которые обязался уплатить Венецианской республике царь Мануил в вознаграждение за имущества, конфискованные им у венецианцев» [142], с. 213.

Дандуло начинает создавать военный союз, привлекая различных правителей. «Он действительно успел склонить на своё предложение и привлечь с собой против римлян несколько благородных топархов… То были: Бонифатий, маркиз монферратский; Балдуин, граф фландрский; Генрих, граф Сен‑Поль; Людовик, граф блуазский, и значительное число других отважных воинов и богатырей, равнявшихся ростом с громадной длиной своих копий. В течение трёх лет было построено в Венеции СТО ДЕСЯТЬ ДРОМОНОВ для перевозки КОННИЦЫ, ШЕСТЬДЕСЯТ ДОЛГИХ КОРАБЛЕЙ, и СВЕРХ ТОГО, СОБРАНО БОЛЕЕ СЕМИДЕСЯТИ КОРАБЛЕЙ КРУГЛЫХ, из которых один, превосходящий все другие величиной, назывался «Космос». НЕМЕДЛЕННО ПО ИЗГОТОВЛЕНИИ ВСЕХ СУДОВ ПОСАЖЕНЫ БЫЛИ НА НИХ ТЫСЯЧА ЧЕЛОВЕК ТЯЖЁЛОЙ, ЗАКОВАННОЙ В ЖЕЛЕЗО КОННИЦЫ И ТРИДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ПЕХОТЫ… Перед самым ОТПЛЫТИЕМ ФЛОТА явился в Венецию сын Исаака Ангела Алексей, снабжённый грамотами папы Древнего Рима и Филиппа короля аллеманского, которые обещали величайшие выгоды всем членам этой разбойнической шайки, если они примут Алексея под своё покровительство и возведут его на отцовский трон. Само собой разумеется, что они с величайшей охотой весьма скоро приняли его… Эти опытные и искусившиеся в делах мужи заставили его клятвенно согласиться на такие условия, которых он никогда не в состоянии был исполнить» [142], с. 214 – 215.

 

6.2. Император Исаак в Царь‑Граде и Эсак, ясновидящий сын Царя Приама в Трое

 

В Царь‑Граде, в эпоху Крестовых походов XII – XIII веков, находится царь ИСААК Ангел. Сначала он – царь, потом лишён власти, но всё равно живёт в столице и оказывает влияние на дела государства.

В Трое, перед Троянской войной, правит царь Приам, у которого есть ясновидящий сын ЭСАК. К словам ЭСАКА все прислушиваются, в том числе и Приам. Так например, Эсак заставляет Приама убить свою сестру и её новорождённого сына, что Приам и исполняет. Эсак также предсказывает, что новорождённый Парис «станет погибелью для всей страны» [40], с. 282.

Таким образом, в обоих случаях мы видим в царской семье осаждённого города влиятельного ИСААКА‑ЭСАКА.

 

6.3. Золотое яблоко раздора как причина Троянской войны и раздор из‑за золота как причина Крестового похода

 

Согласно мифам, причиной Троянской войны было золотое яблоко раздора. «Почему, спрашивается, Зевс и Фемида устроили Троянскую войну?… Какой бы ни была причина, но решение о войне было принято, когда Ирида бросила ЗОЛОТОЕ ЯБЛОКО» [40], с. 282. Другими словами, причиной войны было знаменитое золотое яблоко раздора. Посмотрим теперь, какую причину называют для Крестового похода 1204 года. Причин, как всегда, было несколько, но главное, по мнению византийских хронистов, был РАЗДОР ПО ПОВОДУ ДЕНЕГ между венецианцами и царь‑градцами. Сообщается, что ещё за несколько десятков лет до похода венецианцы прогневали царя Мануила и он, «узнавая то о том их наглом поступке, то о другом ещё худшем преступлении… взволновался гневом… И как их наглости, по его мнению, превзошли всякое терпение, то разосланы были по всей Римской империи граматы, в которых повелевалось задержать Венециан… а равно и КОНФИСКОВАТЬ ИХ ИМУЩЕСТВО. В назначенный день… все они были схвачены, а их имущество частью отовсюду было внесено в царскую сокровищехранительницу, большей же частью присвоено себе местными начальниками» [140], т. 1, с. 220.

После этого «Венециане, жившие в столице и преимущественно неженатые, задумали бежать» [140], т. 1, с. 220. Царь отправляет в погоню Андроника Контостефана с кораблями. Однако «дошедший до самой Малеи, Андроник увидел… что он ГОНИТСЯ ЗА КОРАБЛЁМ АРГОНАВТОВ, и потому, повернув корму, прибыл в городскую гавань» [140], т. 1, с. 220 – 222.

Эта история и послужила одной из причин вражды, приведшей к Крестовому походу (якобы «Четвёртому»), затем к взятию и разграблению Царь‑Града.

Итак, и Троянская война якобы XIII века ДО н.э. и Крестовый поход 1204 года н.э., НАЧАЛИСЬ ИЗ‑ЗА ЗОЛОТА. Выскажем, кстати, следующее предположение. Вероятно, слово ЯБЛОКО, – то есть МЭЛОН, по‑гречески, и МАЛУМ (MALUM), по‑латински, – появилось в «античных» мифах о Трое в результате искажения греческого слова МИЛИОН (см. [26], столбец 818), которое соответствует латинскому МИЛЛИАРИУМ, означающему меру длины в тысячу шагов. «Лат. MILLIARIUM… мера длины в Древнем Риме, равная 1000 двойных римских шагов… В точке Форума, откуда вёлся отсчёт, Август Октавиан… приказал поставить позолоченную колонну – «золотой МИЛЛИАРИЙ»… При Константине Великом был установлен «золотой Миллиарий» в Константинополе» [19].

Другими словами, «античное» ЗОЛОТОЕ ЯБЛОКО раздора надо, по‑видимому, понимать как большое количество ЗОЛОТА, исчисляемое тысячами единиц, из‑за которого вспыхнул раздор. Также в этом образе мог отразиться и золотой (позолоченный) путевой столб, стоявший в центре Царь‑Града. Его название – ЗОЛОТОЙ МИЛИАРИЙ или ЗОЛОТОЙ МИЛОН, по‑гречески, – лёгким искажением могло перейти в ЗОЛОТОЙ МЭЛОН, то есть в ЗОЛОТОЕ ЯБЛОКО. Так, скорее всего, и возникла знаменитая легенда о золотом яблоке раздора, суде Париса и т.д.

На «античном» золотом яблоке раздора была, оказывается, некая греческая надпись. «Некое чудесное яблоко, искусно сделанное из драгоценного металла, на нём же было написано по‑гречески, что оно должно принадлежать прекраснейшей» [135], с. 93. Если имелся в виду золотой столб в центре столицы, то, ясное дело, на нём было что‑то написано. Тем более, что столб считался путевым, начальной точкой отсчёта путей из столицы.

Выскажем следующую мысль. Крестовый поход (якобы «Четвёртый») начался, – как и описывается к старинных хрониках, – с целью отомстить за распятие Христа [30], с. 9. Многие крестоносцы участвовали в походе именно с такой целью. Однако было много и таких, которые хотели поживиться за счёт военной добычи. Тем более что Царь‑Град был в те времена богатейшим городом, сосредоточением, по свидетельству современников, мировых богатств [30], [116]. Как показали дальнейшие события, вопрос наживы вскоре вышел на первое место. Город был разграблен. Вожди перессорились. Началась длительная смута. Она закончилась лишь в конце XIII – начале XIV века, с созданием Великой = «Монгольской» Империи. Поэтому неудивительно, что некоторые хронисты назвали главной причиной раздора «золотое яблоко».

Потом суть дела была в значительной степени подзабыта. Поздние западноевропейские художники и скульпторы, названные затем «очень античными», стали изображать суд Париса в сказочно‑лубочном виде (см., например, рис. 2.33, рис. 2.34, рис. 2.35).

 

Рис. 2.33. Меркурий, ведущий за собой трёх богинь на суд Париса. Рисунок на «античной» вазе. Взято из [90], с. 582, илл.643.

 

Рис. 2.34. Суд Париса. «Античная» картина из гробницы Назонов. Взято из с. 585, илл.647.

 

Рис. 2.35. Парис с яблоком раздора в руке. «Античная» статуя. Взято из [90], с. 588, илл. 649.

 

6.4. Создание военного союза против Царь‑Града и против «античной» Трои

 

В «античной» версии Троянская война начинается с того, что троянский царевич Парис совершает морское путешествие в Грецию и увозит (похищает) в Трою Елену, жену греческого царя Менелая. Менелай обращается к Агамемнону, своему брату, с просьбой начать поход на Трою. Он «стал упрашивать своего брата Агамемнона собрать причитавшуюся дань и отправить войско против Трои. Агамемнон согласился на эти просьбы при том условии, что послы, которых он отправит в Трою с требованием возвратить Елену и возместить нанесённый Менелаю ущерб, вернутся ни с чем» [40], с. 290 – 291. Царь Трои Приам отказывается вернуть Елену и деньги. Менелай с Агамемноном понимают, что своими силами покорить Трою им не удастся. Тогда Агамемнон с Менелаем создают военный союз для похода на Трою и пытаются привлечь к нему многих знаменитых героев. Что оказывается не так уж просто. Герои поначалу не хотят по разным причинам присоединяться к союзу. Так например, Одиссей, пытается обмануть Агамемнона с Менелаем, «представ перед ними в войлочной крестьянской шапке… пахавшим свои поля» [40], с. 292. От них долго прятали Ахилла, нарядив его женщиной. И лишь с помощью хитрости Одиссея Ахилла удалось найти и уговорить отправиться к Трое [40], с. 293. И так далее.

В византийской версии поход собирает герцог Дандуло. И тоже с большими трудностями. Как и в троянской версии, Дандуло понимает, что не может взять Царь‑Град своими силами. «Так как он знал, что не снесёт своей головы, если пойдёт против римлян с одними своими силами, то высматривал союзников и входил в тайные сношения с теми народами, которых знал, что они питают непримиримую ненависть к римлянам и смотрят с завистью и жадностью на их богатства» [142], с. 214.

А в «античной» версии сообщается, что «Менелай отправил глашатая ко всем царевичам… с напоминанием о том, что поступок Париса оскорбил всю Грецию… Забрав в Пилосе старого Нестора, Менелай вместе с ним стал путешествовать по всей Греции, созывая предводителей похода» [40], с. 291.

 

6.5. «Античный» Парис‑Александр и византийский царевич Алексей Ангел

 

В походе на Константинополь участвует АЛЕКСЕЙ, царь‑градский царевич из рода Ангелов, его цель – отомстить дяде, тоже, кстати, АЛЕКСЕЮ АНГЕЛУ, за то, что тот отобрал престол у его отца.

А в походе греков участвует сын Париса – Кориф. Сам Парис находится в Трое [40], с. 288. То есть СЫН ВЕДЁТ ВОЙСКО «НА ОТЦА». А в византийской версии – ПЛЕМЯННИК ВЕДЁТ ВОЙСКА НА ДЯДЮ. Перед нами, скорее всего, путаница. Поместив Париса в Трою, «античная» версия, вероятно, перепутала АЛЕКСЕЯ АНГЕЛА в войске крестоносцев с АЛЕКСЕЕМ АНГЕЛОМ, находящемся на царь‑градском престоле.

Между прочим, обратим внимание на имя Париса – АЛЕКСАНДР [135], с. 71. В русских источниках его называли Александр Фариж [135], с. 71. Имя АЛЕКСАНДР = АЛЕКС+АНДР, то есть АЛЕКС+ЧЕЛОВЕК, почти совпадает именем АЛЕКСЕЙ (Алексей Ангел).

Подчеркнём, что в троянских мифах войну возбуждают действия Париса, а в византийской версии – действия Алексея Ангела. Причём в обоих случаях сам Парис (Алексей Ангел) в военных действиях особо не участвует. Выступает как бы «на вторых ролях». Хотя великая война началась именно из‑за него. Ситуация практически одинаковая в обоих случаях.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.