Взаимоотношения коммерческих предприятий и организаций с банками. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Взаимоотношения коммерческих предприятий и организаций с банками.

2021-04-19 53
Взаимоотношения коммерческих предприятий и организаций с банками. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение_________________________________________________________3

1. Взаимоотношения коммерческих организаций и предприятий с банками_6

1.1. Требования при выборе банка____________________________________6

1.2. Порядок открытия и ведения расчетных и прочих счетов в банках_____7

1.3. Порядок безналичных расчетов и кассовых операций_______________14

1.4. Кредитные услуги банков______________________________________18

1.5. Новые виды услуг банков______________________________________30

2. Муниципальное предприятие «Теплосеть» г.Батайск_________________39

2.1. Общая характеристика_________________________________________39

2.2. Организация отношений предприятия с банком____________________44

2.3. Анализ существующих отношений и разработка рекомендаций_______56

Заключение______________________________________________________57

Список использованной литературы_________________________________61

 


ВВЕДЕНИЕ.

В современной России осуществление любой фирмой своей осно­вополагающей финансовой функции – обслуживание платежей и рас­четов – невозможно без участия коммерческих банков. Даже элемен­тарные финансовые трансакции по осуществлению движения налич­ных денег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассации сдачи наличности в обслуживающий фирму банк. С точки зрения по­вышения степени надежности перемещения денежных средств в лю­бой форме между субъектами экономических отношений такой поря­док в известной мере оправдан.

С появлением банков как специальных институтов профессиональ­ного управления денежными ресурсами резко возросли гарантии пере­мещения денежных средств в экономике. Банки как финансовые по­средники, обслуживающие платежи и расчеты в экономике, играют исключительно важную роль в организации и функционировании пла­тежной системы любой страны. Известны случаи, когда банкротство нескольких крупных банков страны становилось причиной сильней­ших потрясении всей ее финансовой системы.

В России к началу рыночных реформ функционировали десятки новых негосударственных банков, а с началом реформ их количество начало расти в геометрической прогрессии. Никаких серьезных пре­пятствий для образования новых банков и должного контроля за их работой со стороны Центробанка России не существовало. В началь­ный период рыночных реформ многие из коммерческих банков актив­но включились в новый, весьма выгодный, но грязный бизнес по вре­менному присвоению чужих денежных средств, и фирм прежде всего. Все чаще деньги клиентов терялись по пути от банка плательщика до банка получателя. Эти явления приняли массовый характер, и банки начали быстро терять доверие клиентов. В результате страна получила систему коммерческих банков, которую даже по прошествии шести лет реформ специалисты в области определения рейтингов, отказыва­ются оценивать на этот предмет. В очередной раз подтвердилось, что рейтинг банков не может быть выше рейтинга страны. Эти обстоятель­ства позволяют сделать вывод: современная отечественная банковская система должна быть реформирована, чтобы надежно выполнять свою ключевую функцию - обслуживание платежей и расчетов.

Столь сложное положение и банковской среде требует от фирм предельной осторожности при выборе обслуживающих банков. Чтобы подчеркнуть сложность и ответственность решений фирмы при выбо­ре обслуживающего банка, некоторые финансисты этот выбор сравнивают с выбором партнера в браке.    

Международная финансовая практика содержит множество рекомендаций на этот счет. Типичные требования, которые фирмаобычно предъявляет к потенциальному обслуживающему банку, предполагают:

- знание банком фирмы, особенностей ее бизнеса, отрасли, в кото­рой она функционирует;     

- способность давать полезные деловые рекомендации;

- предложение различных способов получения денежных средствкакналичных (кассовое обслуживание фирмы), так и безналичных с низкими трансакционными издержками;

- закрепление за фирмой постоянного банковского служащего, занимающегося вопросами кредитования фирмы; способность оценивать реальные финансовые потребности фирмы;

- удобное для фирмы месторасположение банка; обеспечение простоты доступа к ведающему ссудами должностному лицу банка;

- стремление банка к совершенствованию обслуживания клиентов;

- широкий спектр банковских услуг.

Данная тема является актуальной, так как зачастую выбор банка является для фирмы основополагающим фактором, влияющим на будущую финансовую стабильность. Также необходимо отметить, что взаимоотношения организации и банка нужно исследовать, чтобы как можно полнее пользоваться услугами, предоставляемыми банком. Для этого необходимо знать суть данных услуг, а также представлять для себя сравнительные характеристики предоставляемых услуг для как можно более точного выбора.

В данной работе будут кратко рассмотрены требования, которые фирма предъявляет при выборе банка, также рассмотрены основные положения законодательства, которые необходимо выполнять при открытии счета и его ведении. Также обращено внимание на новые услуги банков, которые начали предоставляться не так давно, однако уже получили распространение в Российской Федерации.

Во второй части работы рассмотрено Муниципальное предприятие «Теплосеть» г. Батайск и проанализированы его отношения с банком.


ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ БАНКА.

Оценка фирмой наде­жности банка в современных отечественных условиях – задача весьма сложная. Существует множество способов оценки надежности банка как специалистами самой фирмы, так и специалистами со стороны. При этом следует иметь в виду, что «независимый аудитор нейтрален по отношению к любой интерпретации финансовых отчетов. Его мнение не является окончательным решением с точки зрения целесооб­разности предоставления кредита или инвестирования (вложения) средств, и его никогда не следует принимать за таковое».

Если фирма активно осуществляет экспортно-импортные операции, то при выборе обслу­живающего банка необходимо учитывать его способность эффективно осуществлять наиболее важные валютные операции. Следует прове­рить наличие у него генеральной лицензии на ведение валютных опе­раций, которую выдает Центральный банк РФ (далее — Банк России). Сегодня в России около 300 коммерческих банков имеют генеральную лицензию, немногим более 800 — валютную лицензию, т. е. на закон­ных основаниях обслуживать валютные трансакции фирм способны менее половины всех российских коммерческих банков. Очень важ­ное значение имеет коммуникационная система, используемая бан­ком для обслуживания международных расчетов. Включение банка в систему СВИФТ – Международную систему межбанковских расчетов (либо подобную ей) – значительно повышает качество и скорость рас­четов.

Следовательно, выбор надежного банка – это проблема фирмы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Столь высокая ответственность фирмы за успешный выбор банка требует от ее специалистов знания элементарных способов оценки надежности банка, его рейтинга.


КРЕДИТНЫЕ УСЛУГИ БАНКОВ.

 

«Кредит – (от латинского – creditum – ссуда, долг; от credere – верить) ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента».[8]

Кредитные отношения юристы характеризуют как денежный заем, да­ваемый, как правило, на условиях уплаты процента. «По кредитному договору банк или иная кредит­ная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кре­дит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заем­щик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее».[9]

«Банковский кредит предоставляется денежным капиталом, банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями предпринимателям и другим заемщикам в виде денежной ссуды».[10]

«В традиционном понимании к принципам кредитования относятся: возвратность, сроч­ность, дифференцированность, обеспеченность, платность, целевой характер».[11]

Принцип возвратности существенно отличает кредит как экономиче­скую категорию от других экономических категорий товарно-денежных отно­шений. Без возвратности кредит не может существовать. Возвратность является неотъемлемой чертой кредита.

Принцип срочности означает, что кредит предоставляется на определен­ный срок.

Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам, претендующим на его получение. Кредит должен предоставляться только тем клиентам, которые в состоянии его своевременно вернуть.

Поскольку цель кредита имеет важное значение, в настоящее время целе­вой характер выделяется в самостоятельный принцип кредитования.

Сейчас обеспеченность перестала играть роль принципа кредитования, но не утратила своего веса как способа снижения риска невозврата кредитов. С точки зрения ЦБ РФ кредиты без обес­печения («необеспеченные ссуды»[12]) имеют право на существование. Но их наличие невыгодно для кредитных организаций.  

Принцип платности кредита означает, что каждый заемщик должен вне­сти банку определенную плату за временное заимствование у него для своих нужд денежных средств. Платность кредита стиму­лирует заемщика к его наибо­лее продуктивному использова­нию.

«Банковский кредит обслуживает обращение товаров и накопление капитала, превращая в капитал часть денежных доходов и сбережений всех слоев общества».[13]

Можно выделить три следующие важнейшие особенности банковского кредитования. «Во-первых, эти отношения характеризуются тем, что предостав­ление кредита осуществляются банками, которые регулярно, профессионально, на основе специальной лицензии, выданной Банком России, занимаются этим важнейшим видом деятельности. Во-вторых, банковский кредит предоставля­ется исключительно в денежной форме в отличие от обычного кредитного до­говора или договора-займа, объектом которого могут быть не только деньги, но и иные ценности и вещи. В-третьих, кредитные отношения, где участвуют банки, обычно носят возмездный, т. е. платный характер, в то время как кре­диты небанковские чаще, чем банковские, могут даваться бесплатно».[14]

Основной проблемой кредитных отношений являлся раньше и является сегодня вопрос возврата денежных средств (кредита) и процентов за пользова­ние кредитом. Современное гражданское законодательство предоставляет участ­никам оборота достаточно широкий спектр выбора способов обеспечения исполнения обязательств. Коммерческие банки могут использо­вать все способы обеспечения исполнения обязательств, предусмотренные дейст­вующим законодательством. «Исполнение обязательств может обеспечиваться следующими спосо­бами: неустойкой; залогом; удержанием имущества должника; поручи­тельством; банковской гарантией; задатком и другими способами, пре­дусмотренными законом, и не противоречащими принципам гражданского за­конодательства».[15] Наиболее характерно использование та­ких институтов, как залог, поручительство и банковская гарантия. «Ранее в банковском деле удержание имело широкое применение и было одним из немногих слу­чаев использования этого гражданско-правового института в советском праве».[16]Банки могут использовать иные способы, «учитывая открытость способов обеспечения обязательств».[17]

ЦБ РФ считает, что только обеспеченные залогом кредиты могут от­носиться к менее рискованным («под обеспечением (по ссу­дам) понимается залог»[18]). Таким образом, Банк России заведомо преувеличивает значимость одного из видов обеспечения и занижает значимость других.     

«Залог – способ обеспечения обязательства, при кото­ром кредитор (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должни­ком этого обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имуще­ства преимущественно перед другими кредиторами. Залогодателем может быть как сам должник, так и третье лицо, как сам собственник вещи, так и лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения. Залог без основного обязатель­ства существовать не может. Он возникает в силу договора или закона при на­ступлении указанных в нем обстоятельств, если в законе предусмотрено, какое имущество и для обеспечения исполнения какого обязательства признается на­ходящимся в залоге».[19] «Договор о залоге заключается только в письменной форме, простой либо нотариально удостоверенной. При заключении договора залога очень важно соблюсти его форму, а при необходимости и процедуру регистрации».[20] Их нарушение влечет за собой недействительность договора. «Договор залога объектов недвижимости требует дополнительной госу­дарственной регистрации в соответствующих органах».[21] «Предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью креди­тора, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом».[22]

«Залогодержатель может передать свои права по договору о залоге дру­гому лицу с соблюдением правил передачи прав кредитора путем уступки тре­бования (цессии) – при уступке прав требования кредитором другому лицу по основному обязательству».[23] «С переводом на другое лицо долга по обязательству, обеспеченному залогом, залог прекращается, если зало­годатель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника».[24] «При любой форме перехода права собственности или права хозяйственного ведения на заложенное имущество от залогодателя к другому лицу право залогового кредита сохраняется, поскольку оно закреплено не в личности залогодержателя, а в заложенном имуществе. Ис­ключение возможно в отношении конкретного объема прав и обязанностей по взаимному соглашению нового залогодателя и залогового кредитора».[25]

Залог возникает в силу договора или закона и сам по себе существовать не может, поскольку им обеспечивается только действительное требование, вы­текающее, в частности, из кредитного и иных договоров. Таким образом, зало­говые обязательства являются дополнительными по отношению к основному обязательству.

Конструкция залога состоит в том, что залогодержатель в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обеспеченного залогом обязательства получает не предмет залога, а «право на удовлетворение своих требований из стоимости заложенного имущества».[26]

В настоящее время развиты следующие формы залога:

1. Залог прав – предметом залога могут быть принадлежащие залогодателю права владе­ния и пользования, в том числе права арендатора, другие права (требование), вытекающие из обязательств, и иные имущественные права. Право с определенным сроком действия может быть предметом залога только до истечения срока его действия.

2. Твердый залог – имущество, передаваемое в твердый залог, как правило, опечатывается залого­держателем и находится под замком последнего, но на территории залогода­теля. Данные условия о способе сохранности заложенного имущества оговариваются сторонами в договоре залога. Более того, на залогодателя могут быть возложены дополнительные обязанности по сохранности заложенного имущества, в том числе страхование данного имуще­ства от рисков его утраты или повреждения.

3. Залог товаров в обороте- предмет залога может оставаться во владе­нии, пользовании и распоряжении залогодателя. В этом случае последний вправе заменять товары другими экземплярами подобного же рода, но таким образом, чтобы масса стоимости товаров не стала меньше указанной в дого­воре. Другими словами, предметом залога здесь оказывается не товарная масса, а некая сумма стоимостей.

4. Залог ценных бумаг – предметом заклада могут быть облигации, акции, сертификаты, векселя и другие ценные бумаги в форме абсолютных документов, котирующиеся на фондовых биржах или выпущенных эмитентами, финансовая солидность и на­дежность которых не вызывает сомнений. Эти ценные бумаги должны принадлежать заемщику на праве собствен­ности. Только в этом случае, в соответствии с действующим законодательством РФ, ценные бумаги могут быть отчуждены в пользу банка, в случае неисполне­ния заемщиком обязательств. Заложенные ценные бумаги передаются заемщиком на хранение банку. Возврат заемщику с хранения принятых от него в заклад ценных бумаг произ­водится банком только после полного погашения задолженности по кредиту, процентов за его использование и неустойки (штрафы, пени). Частичная выдача ценных бумаг не допускается. Если на период заклада ценных бумаг приходится срок получения дохода по ним, то порядок получения и использования дохода по заложенным ценным бумагам определяется договором о закладе ценных бумаг, где может быть пре­дусмотрено, что банк засчитывает эти доходы в счет погашения процентов по кредиту и (или) самого кредита, обеспеченного закладом. Банк несет ответст­венность перед заемщиками за целостность и сохранность ценных бумаг, при­нятых в заклад. В случае невыполнения заемщиком обязательств в установлен­ные сроки банк вправе обратить взыскание на предмет заклада.

Если денежные средства, полученные при реализации заклада, превышают размер обязательств заемщика, то разница возвращается заемщику.

Для получения кредита заемщик кроме документов, определенных поло­жением о кредитовании, представляет банку на рассмотрение ценные бумаги, под заклад которых он желает получить кредит. Банк проверяет их подлинность и платежеспособность. По именным ценным бумагам убеждается, что заемщик является их владельцем.

Передаваемые для проведения анализа ценные бумаги оцениваются по номиналу.

Для получения кредита заемщик предоставляет в банк заявление на вы­дачу кредита под ценные бумаги с приложением реестра закладываемых в банк бумаг по следующей примерной форме.

При положительном решении вопроса о выдаче кредита составляется кредитный договор и договор о залоге. Заклад именных ценных бумаг оформ­ляется на предъявителя – актом приемки - передачи. Если ценные бумаги, под которые выдается кредит, принимаются банком на хранение и на управление, то между заемщиком и банком заключается и договор на оказание трастовых услуг.

Размер кредита, выдаваемого под залог ценных бумаг, устанавливается в определенном проценте от их залоговой стоимости. Этот процент определяется степенью риска для банка по каждой ценной бумаге, выступающей в качестве обеспечения кредита.

Поручительство традиционно выступает в качестве одного из основных, поименованных в законе способов обеспечения гражданско-правовых обяза­тельств. Свои корни этот институт питает из римского частного права. Сущ­ность поручительства заключается в том, что «поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части».[27] А поручитель, исполнивший обязательство за должника, приобретает по отношению к по­следнему права кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю.

Гражданский кодекс установил, что поручительством может обеспечи­ваться обязательство, которое возникнет в будущем. В связи с этим возникает вопрос о содержании договора в таких случаях. Здесь необходимо ориентиро­ваться на арбитражную практику, которая показывает, что договор поручи­тельства может быть признан недействительным, если обстоятельства дела не позволяют уяснить, какое конкретно обязательство должника обеспечивается поручительством. Иными словами, «обеспечиваемое обязательство должно быть индивидуализировано».[28]

«Поручитель несет ответственность и по возмещению кредитору судебных издержек, связанных со взысканием долга и других убытков».[29]

Договор поручительства является: 1) односторонне обязывающим («В главе «Поручительство» Гражданского кодекса РФ общественные правоотно­шения урегулированы между тремя лицами. Во-первых, это поручитель, который обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение обязательства. Поручитель имеет право выдвигать против тре­бования кредитора возражения, которые мог бы представить должник. Во-вторых, кредитор, который выступает в качестве управомоченной стороны. И, в-третьих, должник по основному обязательству. Соответственно должник обя­зан возместить поручителю по исполнению основного обязательства его сумму, сумму про­центов и иных убытков. Таким образом, договор поручительства весьма условно можно отнести к договорам, односторонне обязывающим. В той или иной мере имеют права и несут обязанности все три участвующих в поручительстве лица».[30]); 2) консенсуальным и 3) возмездным («если в возмездном дого­воре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, ис­полнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельст­вах обычно взимается за аналогичные услуги»[31], «безвозмездным может считаться лишь тот договор, который содержит на этот счет прямое указание».[32]).

«Для избежания двойного исполнения кредитору на должника, исполнив­шего обязательство, возлагается обязанность немедленного извещения об этом поручителя»[33].

«Изменение основного обязательства, влекущее увеличение ответственно­сти или иные неблагоприятные последствия без согласия поручителя, равно как и перевод долга по основному обязательству, являются основанием для прекра­щения поручительства»[34]. Такое же последствие вызывает и отказ кредитора от принятия надлежащего исполнения, предложенного долж­ником или поручителем (п. 3 там же).

«В качестве дополнительных гарантий выполнения поручителем обяза­тельств за должника в договор поручительства могут быть включены условия, предоставляющие кредитору право безакцептного списания с банковского счета поручителя денежных средств в размере суммы обеспеченного поручи­тельством обязательства. Такая возможность установлена п. 2 ст. 847 ГК РФ и судебной практикой».[35]  

Современный институт банковской гарантии выступает в гражданском праве как «специфический способ обеспечения исполнения обязательств»[36] (пункт 1 статьи 368 ГК), «прототипом для разработки которого послужили Унифициро­ванные правила для гарантий по требованию 1992 г., разработанные Междуна­родной торговой палатой (г. Париж)».[37] «Помещение норм о банковской гарантии в раздел спо­собов обеспечения обязательств Гражданского кодекса несколько нетрадици­онно для отечественного правопорядка».[38]

«Банковская гарантия представляет собой письменное обязательство банка, иного кредитного учреждения или страховой компании, выдаваемое кредитору принципала (бенефициару) и заключающееся в уплате определенной денежной суммы в соответствии с ее условиями и по письменному требованию последнего».[39]

Таким образом, при реализации норм о банковской гарантии в правоот­ношение вступают всегда три лица:

- гарант, т.е. банк, иное кредитное учреждение или страховая организация, ко­торый и выдает гарантию;

- принципал, т.е. лицо, по просьбе которого выдается гарантия;

- и бенефициар, т.е. выгодоприобретатель, получающий указанную денежную сумму.

Существенное отличие банковской гарантии от всех других способов обеспечения обязательств заключается в «независимости гарантии от обязатель­ства, которое она обеспечивает»[40], т.е. в отсутствии акцессорного принципа. Что означает, если основное обязательство прекратится, будет при­знано недействительным или по нему истечет срок исковой давности, гарантия сохранит свое действие.

«Важное значение имеет установление в гарантии срока ее действия»[41], так как «с истечением срока возможность предъявления требова­ний бенефициаром нейтрализуется правомочием гаранта по отказу в удовле­творении таких просроченных требований».[42]

«При получении требования гарант обязан без промедления передать принципалу все полученные от бенефициара документы, включая само требо­вание. Одновременно он должен рассмотреть требование бенефициара в разум­ный срок и с разумной заботливостью».[43]

Еще одна крайне специфическая черта банковской гарантии – «гарант обязан испол­нить свое обязательство, даже если ему стало известно, что основное обязатель­ство исполнено (полностью или частично), прекратилось или недействительно, но он, уведомив об этом бенефициара, получил повторное требование».[44]

Одной из возможных форм обеспечения по кредитам является складское свидетельство. Складское свидетельство представляет собой ценную бумагу, подтверждающую факт хранения товара на складе. Пока он там находится, держатель ценных бумаг может им распоряжаться по своему усмотрению.

Нa сегодня не подготовлены специальные нормативные акты, регулирующие порядок бухгалтерского учета и налогооб­ложения сделок. Не установлен окончательный статус такого документа, как реестр товарного склада. Именно вследствие пробелов законодательства сегодня нет возможности запускать складские свидетельства в обращение, с тем чтобы упростить оборот товара. Значение складских свидетельств для российского рынка ценных бумаг может быть весьма велико, поскольку их применение позволяет оперативно решать разнообразные финансовые задачи. Например, можно применить складские свидетельства для целей развязки неплатежей между предприятиями региона. Не следует забывать о складском свидетельстве как о еще одном способе продажи товара. Воплотив реальный товар в права на него, удостоверенные ценной бумагой, можно предложить этот «товар» на совершенно иных рынках, в среде иных участников, которые не имеют права покупать реальный товар — в среде банков, страховых и инвестиционных компаний.  

«Несмотря на то, что действующий ГК РФ содержит ряд пробелов и про­тиворечий в отношении обращения складских свидетельств, Санкт-Петербург­ский «Картель-банк» нашел варианты их применения».[45]

Кредитование клиентов с применением складских свидетельств осущест­вляется намного проще, чем обычно. Отпадает необходимость в открытии счета кредита, составлении технико-экономического обоснования и т. д. Кроме того, упрощается и процедура пролонгации. Клиент может выкупить одно складское свидетельство и вновь открыть следующее (под тот же товар).

Складские свидетельства как товарные обязательства явились своего рода дополнением к денежным обязательствам-векселям. Поэтому совместное при­менение этих ценных бумаг открывает широкие возможности для мобилизации финансовых ресурсов коммерческих банков и привлечения этих ресурсов в ре­альный сектор экономики.

Операции по предоставлению кредитов характеризуются высоким риском невозврата кредитов, что вызывает потребность в разработке системы управле­ния кредитными рисками. Данная система может включать в себя как меры, применяемые самим кредитором для снижения вероятности непогашения кре­дита (оценка кредитоспособности заемщика, прибыльности операции, под ко­торую выдается кредит, получение ликвидного залога и т. д.), так и внешние способы уменьшения потерь, связанных с проведением кредитных операций. К одним из них можно отнести заключение договоров страхования.

Специалистам в области страхования хорошо известен ряд видов страхо­вания, связанных с выдачей банками кредитов, которые давно и успешно про­водятся в развитых странах. Особенность данных видов страхования состоит в том, что, защищая интересы заемщиков, они одновременно гарантируют воз­вратность выданных кредитов. Такими видами, в частности, являются

- страхование взятого банками под залог в качестве обеспечения выдан­ных кредитов имущества;

- страхование жизни и здоровья клиентов банка, получивших кредиты;

- страхование коммерческих кредитов.  

 

НОВЫЕ ВИДЫ УСЛУГ БАНКОВ.

В настоящее время получили распространение новые виды услуг банков, к числу которых относятся:

- факторинговые услуги;

- финансовый лизинг;

- форфейтинг;

- трастовые операции;

- Интернет-банкинг и др.

Факторинговые услуги – приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получением платежей по ним. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Другими словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма-посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.

В Российском законодательстве под факторингом понимают договор финансирования под уступку денежного требования. Договор, по которому одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки. В качестве финансового агента данный договор могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.

Предметом уступки, под которую предоставляется финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование). Денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определено в договоре клиента с финансовым агентом таким образом, который позволяет идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование - не позднее чем в момент его возникновения. Этот тип договора, широко применяемый в международной практике под названием «факторинг», в РФ впервые получил закрепление в части второй нового ГК РФ.

Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности. Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.

«Операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков: 1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований; 2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации; 3) инкассирование его задолженности; 4) страхование поставщика от кредитного риска»[46]. Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят и учет счетов-фактур - операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков.

Финансовые институты, которые предоставляют факторинговые услуги называются фактор - фирмами. Они создаются крупнейшими банками (или сами банки выполняют функции фактор - фирм), что обеспечивает высокую надежность факторинговых сделок и минимальные издержки для клиентов. Разветвленная сеть специализированных филиалов для факторингового обслуживания предприятий в различных странах создана крупными транснациональными корпорациями. На международном уровне действует ассоциация "Фэкторз чейн интернэшл", членами которой являются 95% факторинговых компаний из 40 стран мира.

В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (банк) - покупатель требования, первоначальный кредитор (клиент) и должник, получивший от клиента товары с отсрочкой платежа.

Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета факторинга, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.

Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться услугами факторинговой компании. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:

- предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

- предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

- строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;

- предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;

- предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях факторинговой компании достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств.

Помимо этого, поставщик должен производить товары или оказывать услуги высокого качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли (только в этом случае предприятию будет выгодно оплачивать достаточно высокую стоимость услуг факторинговой компании) и сугубо временные причины нехватки денежных средств — из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных производственным процессом.

«Финансовый лизинг – (аренда) покупка коммерческими банками по просьбе предприятия (оборудования, машин, и др.) и передача их в аренду этим предприятиям на определенный срок»[47]. Предприятие не расходует собственные ресурсы на покупку оборудования, а этим занимается банк за счет своих средств. В то же время банки получают доходы в виде арендной платы, которые в конечном счете должны превышать первоначальные расходы.

«В мировой практике термин «лизинг» используется для обозначения различного рода сделок, основанных на аренде товаров длительного пользования. В зависимости от срока, на который заключается договор аренды, различают три вида арендных операц


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.