Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста

2021-04-19 168
Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях

1.1.      Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста

1.2.      Динамика анатомо-физиологического развития детей раннего возраста

1.3.      Развитие речи и мышления детей раннего возраста

Глава 2. Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста

2.1.      Задачи и методы воспитания детей раннего возраста

2.2.      Сенсорное развитие детей раннего возраста

2.3.      Развитие речи детей раннего возраста

2.4.      Развитие игровой деятельности детей раннего возраста

2.5.      Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Глава 3. Взаимодействие персонала дошкольного образовательного учреждения с детьми раннего возраста

3.1.      Методическая деятельность в воспитании и обучении детей раннего возраста в ДОУ

3.2.      Педагогическо-воспитательная деятельность

3.3.      Особенности работы персонала в период адаптации детей раннего возраста к детскому учреждению

Выводы

Список литературы

Приложения


Введение

 

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.

В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Период от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребенка. Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка. Обучение погружает ребёнка в мир информации по всем разделам человеческих знаний в оптимальный возрастной период (от 1 года до 3 лет). Только в результате непосредственного обучения в период от 1 года до 3 лет возникает возможность гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря занятиям по следующим направлениям:

сенсорное развитие,

развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи),

формирование элементарных математических представлений,

формирование развития речи,

развитие мелкой и крупной моторики,

физическое развитие,

музыкальное развитие,

творческое развитие (обучение лепке, рисованию, конструированию).

У детей, с раннего возраста занимающихся в ДОУ по образовательной программе, формируются эстетические мерки в результате усвоения норм и правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе ДОУ у детей возникает важное новообразование - осознание своего социального «Я». Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво с раннего возраста учатся организованности, что ведёт к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Правильно построенная воспитательно-образовательная программа учит детей самоорганизованности -формируется предпосылка на всю жизнь к организации своей деятельности, учёбы, работы. Параллельно с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе.

Актуальность исследуемой темы связана еще и с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающихся на новых технологиях обучения. Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей. Вместе с тем значительное сокращение ясельных групп в дошкольных учреждениях в 90-е годы ХХ века сказалось на практике работы с детьми раннего возраста. Например, значительно уменьшилось количество научной и методической литературы, раскрывающей специфику организации педагогического процесса с детьми до 3 лет; не обогащалась материальная база дошкольных учреждений пособиями и необходимым оборудованием для работы в ясельных группах. Подавляющая часть развивающих программ, разработанных в последние годы, рассчитана на работу с детьми 4 лет и старше. Поэтому сегодня следует говорить не о развитии системы раннего образования, а о его возрождении, необходимости создания новых программ, методических пособий, подготовки квалифицированных кадров, способных за короткое время решить проблему научной организации процесса развития и обучения детей раннего возраста с учетом новых направлений в педагогической теории и практике.

Целью дипломной работы является изучение воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Объект исследования – процесс воспитания и обучения детей раннего возраста.

Задачи исследования:

- Рассмотреть психолого-педагогические, методические аспекты воспитания и обучаемости детей раннего возраста;

- Изучить возрастную периодизацию и характеристику раннего возраста детей;

- Рассмотреть динамику анатомо-физиологического развития детей раннего возраста;

- Проанализировать педагогические условия воспитания и обучения детей раннего возраста в ДОУ.

В ходе работы были применены следующие методы исследования:

анализ психолого-педагогических, методических трудов;

подбор и составление методик для воспитательно-образовательного процесса.

Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.

В работе использованы книги, учебники и учебные пособия, методическая литература, статьи и публикации по исследуемой теме.


1. Теоретические аспекты воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях

Выводы

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

Цели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем обучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития, формировании у детей социальных контактов и способности к совместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания.

Полноценное развитие ребёнка раннего возраста требует адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающих соответствующей квалификацией. Однако, в настоящее время наблюдается острый дефицит соответствующих специалистов (психологов и педагогов) по работе с маленькими детьми. В ясельных группах работают специалисты по дошкольному воспитанию или кадры вообще без специального образования (медперсонал, родители или родственники детей и пр.). В результате, дети раннего возраста (1-3-х лет) либо остаются вообще без психолого-педагогического обеспечения (работа воспитателя ограничивается гигиеническим обслуживанием и соблюдением режима дня), либо получают воздействия, не соответствующие их возрастным особенностям.

Между тем, данный возрастной этап имеет существенную качественную специфику. К нему неприменимы методы и приёмы работы, адекватные для дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми. Всё это делает крайне актуальным исследование особенностей воспитания и обучения детей раннего возраста..

Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее время, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. В последние десятилетия, после того, как матери получили возможность воспитывать детей до трёх лет дома, не теряя места работы и получая пособие по уходу за ребёнком, система детских яслей фактически распалась. Воспитатели, имеющие опыт работы с детьми до 3-х лет, либо переквалифицировались на работу с дошкольниками, либо ушли из системы образования. Однако в настоящее время происходит обратный процесс: в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией всё больше молодых матерей вынуждены отдавать своих малолетних детей в ясли. В связи с этим возникает настоятельная необходимость разработки методик педагогических занятий с детьми раннего возраста.

В период от 1 года до 4 лет понятие «обучение» для ребёнка неотделимо от понятия «жизнь». Дети учатся всему: слушать, видеть, говорить, сидеть, стоять, ходить и т.д. Малыши не задумываются: научиться мне ходить или нет? Они стремятся узнать весь мир и научиться всему, так как в период от 1 года до 4 лет стремление к познанию достигает своего пика. Причём познание в этот период протекает естественно, как бы само собой. Дети, играя, познают мир и познают мир, играя. Образовательная программа ДОУ, исходя из потребностей ребёнка, расширяет жизненный опыт детей.

В играх ребенок формирует нейронные пути. Если через какое-то время не вернуться к полученной связи, то она исчезнет, ребёнок забудет полученную информацию, потеряет приобретённые навыки. Во избежание этого следует проигрывать учебный материал в различных ситуациях, в различных видах деятельности и на разном оборудовании, тем самым нейронные пути закрепляются, связи становятся работающими, то есть переходят на другой качественный уровень.

Центральным моментом обучения и воспитания является возможность перехода от того, что ребенок умеет, к тому, что он не умеет, с помощью подражания. Подражание - это главная форма, в которой осуществляется влияние обучения на развитие. В ДОУ ребенок обучается не тому, что он уже умеет делать самостоятельно, а тому, что он еще не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с педагогом и под его руководством. В сотрудничестве с педагогом с помощью подражания ребенок всегда может сделать в интеллектуальной области больше, чем, то, на что он способен, действуя только самостоятельно.

Говоря о подражании, имеется в виду не механическое, автоматическое, бессмысленное, а разумное, основанное на понимании подражательное выполнение какой-либо интеллектуальной операции. К области подражания относится то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или выполнить под руководством, или в сотрудничестве, или с помощью наводящих вопросов. Из этого следует, что обучение возможно там, где есть возможность интеллектуального подражания. Ребенок может подражать только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей. Следовательно, в сотрудничестве ребенок может сделать всегда больше, чем самостоятельно. В сотрудничестве ребенок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, решаемых им. То, что ребенок умеет в сотрудничестве сегодня, завтра он сумеет самостоятельно.

Область несозревших, но созревающих процессов и составляет зону ближайшего развития. Это и является основополагающей задачей детского развития в программе ДОУ.

В каждом задании, которое дается ребенку на занятии, перед ребенком всегда ставится конкретная интеллектуальная задача, затрагивающая зону ближайшего развития. Это означает то, что, выясняя способности ребенка при работе в сотрудничестве, определяется тем самым область созревающих интеллектуальных функций, которые в ближайшей стадии развития должны принести плоды и, следовательно, переместиться на уровень реального умственного развития ребенка.

А обучение опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько на созревающие. Период созревания соответствующих функций является самым благоприятным, или оптимальным периодом для соответствующего вида обучения.

Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста.


Список литературы

 

1. Алямовская В. Г. Как воспитывать здорового ребёнка. – М., 1993.

2. Алямовская В. Г. Ясли – это серьёзно. – М., 1999.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.

4. Вавилова Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад. – М., 1983.

5. Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 1999 - № 3.

6. Воспитание детей раннего возраста. Москва, «Просвещение», 1996

7. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. – 2006.

8. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981.

9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996.

10. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.

11. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.

12. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад//Дошкольное воспитание. – 1998 - № 4.

13. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972. –143с.

14. Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике. – М. ДиС. – 2004.

15. Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии, 2003

16. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под редакцией О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной; М., "Владос", 2003.

17. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006.

18. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

19. Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000.

20. Радуга. Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада. – М., 1993

21. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

22. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.

23. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.

24. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Изд-во МГППУ, 2003

25. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.

26. Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. – М., 1992.

27. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.

28. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – 237 с.

29. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977. –239с.

Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.

Приложения

 

Ориентировочные показатели оптимального развития речи детей 1-3 лет (по Н.М. Аксариной и Н.Ф. Ладыгиной)

Возраст (годы)

Понимание речи

Активная речь

Подражание звукам и словам Объем словаря Грамматический строй речи Пользование речью
1 Без помощи жестов понимает несколько заученных имен окружающих, названий предметов и действий Легко подражает знакомым слогам, произносимым взрослым. Можно вызвать подражание и новым элементарным звукосочетаниям. Произносит в пределах 10 слов осмысленно, т.е. обозначая ими определенные лица, предметы, действия Грамматический строй речи пока не сформирован Много лепечет, будучи в хорошем настроении или выражая просьбу. Лепет эмоционально выразителен.
1-1,5 Запас понимаемых слов быстро растет, легко устанавливается связь между предметами, действиями и их словесным обозначением. Понимает имена многих часто называемых окружающих людей, названий предметов и действий. Выполняет сначала простые, а потом и более сложные словесные поручения Легко подражает часто слышимым звукосочетаниям. Характерна игра-подражание речи взрослых в форме лепета («монологи») Запас слов – около 30-40. Слова начинают приобретать обобщенный характер. Много облегченных слов («би-би», «ту-ту»). Задает вопрос «что это?». Словарь состоит в основном из существительных и глаголов Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Продолжает много лепетать, эмоционально общаясь со взрослыми и во время своей деятельности. Словами пользуется, в основном общаясь с близкими людьми в момент большой заинтересованности, удивления, радости. Отдельные слова и предложения дополняются эмоционально-выразительными жестами, мимикой и интонацией.
1,5-2 Понимает смысл целых высказываний о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте ребенка. Словом можно изменить состояние ребенка, разнообразить его действия. Легко повторяет произносимые окружающими взрослыми слова и простые фразы. Запас употребляемых слов быстро растет, к концу периода – до 300; облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять простые двух- и трехсловные предложения, к 2 годам – четырех- и пятисловные. В словах появляются грамматические изменения. Речь становится средством общения со взрослыми. Просьба, желание, впечатления передаются словами. Много говорит во время игры и других действий. Речь эмоционально выразительна.
2-2,5 Развивается понимание содержания речи окружающих: можно говорить не только о событиях, явлениях, воспринимаемых в данный момент, но и о прошлых и будущих; необходимо, чтобы то, о чем говорят, уже было в предшествующем опыте ребенка. Увеличивается роль слова взрослого как средства воспитания. Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы «где?», «почему?» и «куда?» Высказывания становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные. Начинает употреблять союзы и предлоги. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Много говорит по самым различным поводам, инициативно и в ответ. При соответствующей ситуации может заранее определять свои действия и намерения словом.
2,5-3 Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится средством познания. Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки, сказки. В словарный состав входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Словарь быстро увеличивается до 1200-1500 слов. Появляются вопросы «зачем?», «когда?». Говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически высказывания остаются не всегда правильными. Рассказывает о виденном несколькими предложениями, хотя и отрывистыми. По вопросам может передать содержание ранее рассказанной сказки или истории (по картинкам и без них)

 


[1][1] Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии, 2003

[2][2] Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960

[3] Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии, 2003

[4] Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001

[5][5] Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000

[6] Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. – 2006

[7] Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001

[8] Алямовская В. Г. Как воспитывать здорового ребёнка. – М., 1993.

[9] Вавилова Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад. – М., 1983.

[10] Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 1999 - № 3

[11] Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000

[12] Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Изд-во МГППУ, 2003

[13] Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Изд-во МГППУ, 2003

[14] Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977

[15] Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. – М., 1992

[16] Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. – М., 1992

[17] Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006

[18] Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

[19] Методика развития речи детей дошкольного возраста / под редакцией О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной; М., "Владос", 2003

[20][20] Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001

[21] Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996

[22][22] Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 1999 - № 3

[23] Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000 

[24] Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006

[25] Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике. – М. ДиС. – 2004

[26] Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006

[27] Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. – 2006

[28] Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996

[29] Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике. – М. ДиС. – 2004

[30] Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад//Дошкольное воспитание. – 1998 - № 4

[31] Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001

[32] Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996

[33] Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006

[34] Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001

[35] Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

[36] Методика развития речи детей дошкольного возраста / под редакцией О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной; М., "Владос", 2003

[37] Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001

[38] Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике. – М. ДиС. – 2004

[39] Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

[40] Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006

[41] Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006

[42] Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

[43] Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000

[44] Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006

[45] Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006

[46] Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006

[47] Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 1999 - № 3

[48] Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001.

[49][49] Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 1999 - № 3

[50] Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. – 2006

[51] Вавилова Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад. – М., 1983.

[52] Алямовская В. Г. Ясли – это серьёзно. – М., 1999.

[53] Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 1999 - № 3

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях

1.1.      Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста

1.2.      Динамика анатомо-физиологического развития детей раннего возраста

1.3.      Развитие речи и мышления детей раннего возраста

Глава 2. Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста

2.1.      Задачи и методы воспитания детей раннего возраста

2.2.      Сенсорное развитие детей раннего возраста

2.3.      Развитие речи детей раннего возраста

2.4.      Развитие игровой деятельности детей раннего возраста

2.5.      Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Глава 3. Взаимодействие персонала дошкольного образовательного учреждения с детьми раннего возраста

3.1.      Методическая деятельность в воспитании и обучении детей раннего возраста в ДОУ

3.2.      Педагогическо-воспитательная деятельность

3.3.      Особенности работы персонала в период адаптации детей раннего возраста к детскому учреждению

Выводы

Список литературы

Приложения


Введение

 

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.

В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Период от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребенка. Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка. Обучение погружает ребёнка в мир информации по всем разделам человеческих знаний в оптимальный возрастной период (от 1 года до 3 лет). Только в результате непосредственного обучения в период от 1 года до 3 лет возникает возможность гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря занятиям по следующим направлениям:

сенсорное развитие,

развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи),

формирование элементарных математических представлений,

формирование развития речи,

развитие мелкой и крупной моторики,

физическое развитие,

музыкальное развитие,

творческое развитие (обучение лепке, рисованию, конструированию).

У детей, с раннего возраста занимающихся в ДОУ по образовательной программе, формируются эстетические мерки в результате усвоения норм и правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе ДОУ у детей возникает важное новообразование - осознание своего социального «Я». Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво с раннего возраста учатся организованности, что ведёт к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Правильно построенная воспитательно-образовательная программа учит детей самоорганизованности -формируется предпосылка на всю жизнь к организации своей деятельности, учёбы, работы. Параллельно с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе.

Актуальность исследуемой темы связана еще и с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающихся на новых технологиях обучения. Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей. Вместе с тем значительное сокращение ясельных групп в дошкольных учреждениях в 90-е годы ХХ века сказалось на практике работы с детьми раннего возраста. Например, значительно уменьшилось количество научной и методической литературы, раскрывающей специфику организации педагогического процесса с детьми до 3 лет; не обогащалась материальная база дошкольных учреждений пособиями и необходимым оборудованием для работы в ясельных группах. Подавляющая часть развивающих программ, разработанных в последние годы, рассчитана на работу с детьми 4 лет и старше. Поэтому сегодня следует говорить не о развитии системы раннего образования, а о его возрождении, необходимости создания новых программ, методических пособий, подготовки квалифицированных кадров, способных за короткое время решить проблему научной организации процесса развития и обучения детей раннего возраста с учетом новых направлений в педагогической теории и практике.

Целью дипломной работы является изучение воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Объект исследования – процесс воспитания и обучения детей раннего возраста.

Задачи исследования:

- Рассмотреть психолого-педагогические, методические аспекты воспитания и обучаемости детей раннего возраста;

- Изучить возрастную периодизацию и характеристику раннего возраста детей;

- Рассмотреть динамику анатомо-физиологического развития детей раннего возраста;

- Проанализировать педагогические условия воспитания и обучения детей раннего возраста в ДОУ.

В ходе работы были применены следующие методы исследования:

анализ психолого-педагогических, методических трудов;

подбор и составление методик для воспитательно-образовательного процесса.

Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.

В работе использованы книги, учебники и учебные пособия, методическая литература, статьи и публикации по исследуемой теме.


1. Теоретические аспекты воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных у<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.