Венская классическая школа. Й. Гайдн — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Венская классическая школа. Й. Гайдн

2021-01-31 148
Венская классическая школа. Й. Гайдн 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Венская классическая школа. Й. Гайдн

- назовите фамилии композиторов, представителей Венской классической школы:

Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен

- перечислите творческое наследие Й. Гайдна:

Композитор создал 24 оперы, написал 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию). Среди сочинений 3 оратории («Сотворение мира», «Времена года» и «Семь слов Спасителя на кресте»), 14 месс и другие духовные произведения.

Список произведений содержится в Каталоге Хобокена.

Камерная музыка

· 12 сонат для скрипки и фортепиано

· 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели

· 7 дуэтов для скрипки и альта

· 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели

· 21 трио для 2 скрипок и виолончели

· 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели

· 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Концерты

36 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

· 4 концерта для скрипки с оркестром (один утрачен)

· 3 концерта для виолончели с оркестром

· 3 концерта для кларнета с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)

· 4 концерта для валторны с оркестром (два утрачены)

· концерт для 2 валторн с оркестром (утрачен)

· концерт для гобоя с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)

· 11 концертов для фортепиано с оркестром

· 6 органных концертов

· 5 концертов для двух колёсных лир

· 4 концерта для баритона с оркестром

· концерт для контрабаса с оркестром (утрачен)

· концерт для флейты с оркестром (утрачен)

· концерт для трубы с оркестром

· 13 дивертисментов с клавиром

Вокальные произведения

Оперы Всего 24 оперы, в том числе: · 1751 — «Асмодей, или Новый хромой бес[en]» (Der krumme Teufel, утрачена, переписана в 1757 году) · 1762 — «Ацис и Галатея» (Acide e Galatea, переписана в 1773/1774) · 1763? — «Мечта маркизы» (La marchesa nespola) · 1766 — La canterina[en] · 1768 — «Аптекарь» (Lo speziale) · 1770 — «Рыбачки]» (Le pescatrici) · 1773 — «Обманутая неверность[en]» (L’Infedeltà delusa) · 1773 — «Филемон и Бавкида» (Philemon und Baucis) · 1775 — «Непредвиденная встреча» (L’incontro improvviso) · 1777 — «Лунный мир[en]» (II Mondo della luna) · 1779 — «Истинное постоянство[en]» (La vera costanza, переписана в 1785) · 1779 — «Необитаемый остров[en]» (L’isola disabitata) · 1781 — «Вознаграждённая верности[en]» (La fedeltà premiata) · 1782 — «Роланд-паладин[en]» (Orlando paladino, героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд») · 1783 — «Армида[en]» · 1791 — «Орфей и Эвридика, или Душа философа[en]» (L’anima del filosofo, ossia Orfeo ed Euridice) Оратории 14 ораторий, в том числе: · «Сотворение мира[de]» · «Времена года[de]» · «Семь слов Спасителя на кресте» · «Возвращение Товия» · Аллегорическая кантата-оратория«Рукоплескания» · ораториальный гимн Stabat Mater Мессы 14 месс, среди которых: · малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750) · большая органная месса Es-dur (1766) · месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772) · месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773) · малая органная месса (В-dur, 1778) · Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782) · месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796) · месса Heiligmesse (B-dur, 1796) · Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798) · месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799) · месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801) · месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802)

Симфоническая музыка - 104 симфонии, в том числе:

· «Прощальная симфония»

· «Оксфордская симфония»

· «Траурная симфония»

· 6 Парижских симфоний (1785—1786)

· 12 Лондонских симфоний (1791—1792, 1794—1795), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»

· 66 дивертисментов и кассаций

Трёхчастный цикл

· в сонате,

· в концерте для солиста (солистов) с оркестром,

· в камерной музыке с участием фортепиано

в классических симфониях трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы — см. некоторые симфонии Гайдна и Моцарта ранних периодов творчества

Четырёхчастный цикл

· в симфонии (со времён К.Ф.Э. Баха и Гайдна),

· в камерной музыке без участия фортепиано (прежде всего — в квартетах, квинтетах и т. п.).

· В некоторых сонатах Гайдна, Моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей. (Например сонаты для скрипки и фортепиано Моцарта K 301-305.)

· У Бетховена структура начинает «размываться». Например, четырёхчастное строение ряда его сонат (фортепианных, скрипичных, виолончельных) или фортепианных трио становится нормой наряду с трёхчастностью.

· Уже Бетховен не раз отклонялся от классического стандарта в своих произведениях — особенно в поздних. Среди его музыки встречаются и двухчастные циклы (Фортепианные сонаты № 19, 20, 22, 24, 27, 32), и многочастные. В последних фортепианных сонатах и струнных квартетах Бетховена речь идёт о строго индивидуальных драматургических решениях. Его многочастные поздние квартеты лишь отдалённо — «рудиментарно» — напоминают собой старинные «дивертисментные» формы:

· Струнный квартет № 13 (6 частей),

· Струнный квартет № 14 (7 частей, следующих друг за другом без перерыва),

· Струнный квартет № 15 (5 частей).

· (Такие решения цикла в поздних квартетах Бетховена оказали впоследствии влияние и на струнные квартеты композиторов XX века — прежде всего, Берга и Шостаковича.)

· Композиторы издавна также пользовались приёмом перехода от одной части к другой без перерыва (attacca) — при этом «прилегающая» часть может быть «разомкнутой», как бы «не доведённой до конца» (приём, известный ещё из концертов и увертюр времён барокко). В XVIII веке им нередко пользуется Карл Филипп Эммануил Бах в своих инструментальных произведениях (переход от медленной второй части к быстрому финалу).

· Вслед за К.Ф.Э. Бахом к этому приёму неоднократно прибегает Гайдн. У Бетховена подобная «двух-с-половиной-частность» (благодаря которой весь цикл разделяется на две более крупные фазы — см. выше) становится излюбленной формой в целом ряде произведений:

· Концерты для фортепиано с оркестром № 4, № 5,

· Концерт для скрипки с оркестром,

· Сонаты для фортепиано № 21 («Вальдштейновская», она же «Аврора»), № 23 («Аппассионата») и др.

· Есть у Бетховена и другие способы стирания границ между частями. (Например — между двумя средними частями 4-частного цикла: Соната для скрипки и фортепиано № 10). Особый новаторский приём Бетховена — стирание границ между частями в симфониях:

· в Симфонии № 5 (4-частной) третья часть переходит в четвёртую без перерыва,

· в Симфонии № 6 (5-частной) без перерыва сменяют друг друга три последние части.

· Отчасти и под влиянием «свободной» формы фантазии (известной ещё со времён раннего барокко) формируется также особый тип сонатно-циклической формы, где все части или разделы переплетены между собой самыми разными, порой весьма причудливыми способами в единое целое. Примеры:

· Бетховен — Опус 27: Сонаты для фортепиано № 13 и № 14 («Лунная») (обе — Сонаты-фантазии),

Темповое соотношение части

· Темповое (и жанровое) соотношение частей достаточно свободно, но всегда подчиняется определённой логике чередования медленных и подвижных частей (без такой логики нарушится единство цикла).

· Наиболее разнообразен в жанровом отношении четырёхчастный цикл. В нормативном четырёхчастном цикле присутствуют следующие жанровые аспекты:

1. Напряжённо-действенный (1-я часть в сонатной форме)

2. Лирический (вторая, медленная часть)

3. Танцевальный (менуэт или скерцо)

4. Обобщенно-жанровый (подвижный финал).

· В трёхчастном цикле при сохранении функций крайних частей средняя обычно медленная, реже — менуэт или скерцо.

· В двухчастном цикле соотношение частей может быть любым.

Форма частей

· Форма частей цикла может быть весьма разнообразной, но, так как форма той или иной части сильно связана с жанром этой части (а жанровые функции частей имеют свои нормативные соотношения, см. выше), существуют некоторые устоявшиеся формы.

· Наиболее стабильны формы первой части (сонатная форма) и скерцо или менуэта (сложная трёхчастная). Гораздо менее стабильна форма финала (наиболее употребимые формы: большое рондо и его разновидности, рондо-соната, вариации), наибольшую свободу допускает медленная часть (здесь наиболее типично малое рондо, но нередки другие формы рондо, сложная трёхчастная форма, вариации, сонатная форма).

· Однако существует множество нетипичных случаев. Например, первая часть может быть написана в форме вариаций (Бетховен. Соната для фортепиано № 12), финал в форме фуги (Бетховен. Соната для фортепиано № 29). В крайне редких случаях сонатно-симфонический цикл может вообще не содержать сонатной формы (Моцарт ― Соната A-dur).

Единство цикла

· При таких разных и контрастных частях единству цикла способствуют тональные, жанровые соотношения, соподчиненность частей, формальная дифференциация.

· Также ради укрепления единства цикла нередко встречается перенесение темы (тем) первой части в финал (например, звучание тем всех частей в финале (Симфонии № 9 Бетховена).

Сонатная форма

Как говорилось выше, обычно единственная часть (в большинстве случаев первая) создается в форме сонаты – высшей музыкальной форме, по мнению большинства музыкантов, ведь именно она позволяет автору описать сложные жизненные ситуации, события. Если говорить о том, какая часть сонатно-симфонического цикла является определяющей, то, скорее всего, это будет непосредственно часть, написанная в сонатной форме.

Говоря о СОНАТЕ, можно провести аналогию с драмой. Это литературные произведения, предназначенные для театральной постановки. Строится она по следующему принципу:

завязка (знакомство с героями, зарождение основного конфликта);

развитие (события, которые более глубоко раскрывают личности героев, изменяют их);

развязка (разрешение главного конфликта, результат, к которому приходят герои).

Сонатная форма, от которой напрямую зависит строение сонатно-симфонического цикла, состоит из:

экспозиции – изложение основных тем музыкального произведения;

разработки – развитие уже знакомых тем, их изменение;

репризы – возвращение изначальных тем в измененном виде.

Состав и применение сонатной формы

Сфера использования:

Первая часть или финал концертов, сонат и симфоний.

Симфоническая пьеса или увертюра.

Хоровые произведения, хотя такое происходит довольно редко.

Экспозиция. Главная партия (основная линия, пишется обычно в основной тональности). Связующая (призвана соединить главную и побочную партии, обеспечить переход из одной тональности в другую). Побочная партия (тема, которая противопоставляется главной, пишется обычно в тональности V ступени – доминанты тональности главной партии для мажора и III ступени для минора); Заключительная (завершающая часть экспозиции, обычно закрепляет тональность побочной партии. При этом стоит отметить, что заключительная и связующая партии медленной части сонатно-симфонического цикла не являются самостоятельными, основаны на музыкальном материале главной и побочной тем и не влияют на развитие идеи. Это закономерность, а не строгое правило, может варьироваться в зависимости от желания автора. Ведь для композитора главное – передать суть содержания, а не соблюсти все тональные и тактовые закономерности. Например, это касается творчества В. А. Моцарта (сонаты №11 и №14).

Разработка. В этой части произведение может развиваться по нескольким сценариям. Использование только главной и побочной партий для достижения художественных задач не всегда позволяет сделать соблюсти все музыкальные нормы. В качестве примера музыкальных произведений с наиболее простой разработкой можно назвать Й. Гайдна (соната №37), С. С. Прокофьева (симфония №1). Иногда вступление в произведении сонатной формы играет особенную роль. Оно контролирует скорость развития (Л. Бетховен, симфония №5, соната №8; Франц Шуберт, симфония №8). Сонаты ХХ века имеют активное развитие тем в разработке (С. С. Прокофьев, соната №2; Н. К. Метнер «Соната-фантазия»). Концепция автора может подразумевать следующие варианты развития: будущее развитие главной и побочной партий; возникновение новой темы; созревание связующей и заключительной партий.

Реприза. Задача этой части – вернуться к темам экспозиции, преобразовав тональность побочной темы в основную, а не доминантовую. Здесь также возможны отклонения. Реприза может продолжить развитие средней части или же появиться на пике кульминации. Например, как в симфонии №4 П. И. Чайковского.

Также есть музыкальные произведения в сонатной форме, которые не заканчиваются на репризе, а имеют дополнительную часть под названием «кода». Это итоговый раздел, который звучит после репризы. Помогает дополнить или расширить структуру формы. Может содержать в себе общие темы или только одну, которой композитор по важности в драматургии отвел первое место (И. Брамс, рапсодия си минор; В. А. Моцарт, соната №14).

Анализируя сонатную форму, важно определить основные темы и тональности, в которых они написаны. А также постараться выявить закономерности появлений таких партий и замысел их взаимодействия в произведении. Интересно отметить, что сочиняется сонатная форма обычно для сольного инструмента. Симфония может преобразовываться в иные, смешанные произведения с помощью других музыкальных жанров. А именно: симфония – фантазия; симфония – сюита; симфония – поэма; симфония – кантата.

СОНАТНАЯ ФОРМА

История сонатной формы

Сонатная форма кристаллизовалась в устойчивую структуру во второй половине XVIII в. и достигла своей зрелости в творчестве Бетховена. Её непосредственные предшественники — старинная сонатная и старинная концертная формы.

Структура сонатной формы кристаллизовалась в творчестве Гайдна и композиторов Мангеймской школы. В творчестве Моцарта уже наблюдается индивидуализация каждого конкретного произведения. Для сонатных форм клавирных сонат Моцарта характерно обилие тем (до 6 тем в экспозиции), серии дополнений вместо заключительных партий. Напротив, в камерном и симфоническом творчестве Моцарта сонатная форма как правило очень четко кристаллизована, а по масштабам она не уступает бетховенской.

Творчество Бетховена стало непревзойдённой кульминацией в истории сонатной формы. Композиторы следующей исторической эпохи понимали, что Бетховен довёл саму идею сонатной формы до своего абсолюта, и были вынуждены искать пути обновления формы. Условно говоря, сонатная форма в чистом виде разрушается, приобретая изначально чуждые ей признаки.

Разные композиторы решали задачу обновления формы по-разному. Однако, все они искали способ соединения сонатной формы с иными принципами формообразования. Иногда это были принципы, противоположные идее сонатности (то есть непрерывного обновления и развития). Так, Шуберт внёс в сонатную форму песенное начало, Шуман соединил сонатную форму с принципом сюиты. Берлиоз соединил сонатную форму с подробной литературной программой. Лист шёл по пути объединения сонатной формы и сонатно-симфонического цикла.

Сона́тная фо́рма — музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (Экспозиция) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (Реприза) повторяется экспозиция

Венская классическая школа. Й. Гайдн

- назовите фамилии композиторов, представителей Венской классической школы:

Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен

- перечислите творческое наследие Й. Гайдна:

Композитор создал 24 оперы, написал 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию). Среди сочинений 3 оратории («Сотворение мира», «Времена года» и «Семь слов Спасителя на кресте»), 14 месс и другие духовные произведения.

Список произведений содержится в Каталоге Хобокена.

Камерная музыка

· 12 сонат для скрипки и фортепиано

· 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели

· 7 дуэтов для скрипки и альта

· 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели

· 21 трио для 2 скрипок и виолончели

· 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели

· 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Концерты

36 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

· 4 концерта для скрипки с оркестром (один утрачен)

· 3 концерта для виолончели с оркестром

· 3 концерта для кларнета с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)

· 4 концерта для валторны с оркестром (два утрачены)

· концерт для 2 валторн с оркестром (утрачен)

· концерт для гобоя с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)

· 11 концертов для фортепиано с оркестром

· 6 органных концертов

· 5 концертов для двух колёсных лир

· 4 концерта для баритона с оркестром

· концерт для контрабаса с оркестром (утрачен)

· концерт для флейты с оркестром (утрачен)

· концерт для трубы с оркестром

· 13 дивертисментов с клавиром

Вокальные произведения

Оперы Всего 24 оперы, в том числе: · 1751 — «Асмодей, или Новый хромой бес[en]» (Der krumme Teufel, утрачена, переписана в 1757 году) · 1762 — «Ацис и Галатея» (Acide e Galatea, переписана в 1773/1774) · 1763? — «Мечта маркизы» (La marchesa nespola) · 1766 — La canterina[en] · 1768 — «Аптекарь» (Lo speziale) · 1770 — «Рыбачки]» (Le pescatrici) · 1773 — «Обманутая неверность[en]» (L’Infedeltà delusa) · 1773 — «Филемон и Бавкида» (Philemon und Baucis) · 1775 — «Непредвиденная встреча» (L’incontro improvviso) · 1777 — «Лунный мир[en]» (II Mondo della luna) · 1779 — «Истинное постоянство[en]» (La vera costanza, переписана в 1785) · 1779 — «Необитаемый остров[en]» (L’isola disabitata) · 1781 — «Вознаграждённая верности[en]» (La fedeltà premiata) · 1782 — «Роланд-паладин[en]» (Orlando paladino, героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд») · 1783 — «Армида[en]» · 1791 — «Орфей и Эвридика, или Душа философа[en]» (L’anima del filosofo, ossia Orfeo ed Euridice) Оратории 14 ораторий, в том числе: · «Сотворение мира[de]» · «Времена года[de]» · «Семь слов Спасителя на кресте» · «Возвращение Товия» · Аллегорическая кантата-оратория«Рукоплескания» · ораториальный гимн Stabat Mater Мессы 14 месс, среди которых: · малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750) · большая органная месса Es-dur (1766) · месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772) · месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773) · малая органная месса (В-dur, 1778) · Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782) · месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796) · месса Heiligmesse (B-dur, 1796) · Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798) · месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799) · месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801) · месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802)

Симфоническая музыка - 104 симфонии, в том числе:

· «Прощальная симфония»

· «Оксфордская симфония»

· «Траурная симфония»

· 6 Парижских симфоний (1785—1786)

· 12 Лондонских симфоний (1791—1792, 1794—1795), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»

· 66 дивертисментов и кассаций


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.