Влияние родительского воспитания на формирование мировоззрения их детей — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Влияние родительского воспитания на формирование мировоззрения их детей

2021-04-19 74
Влияние родительского воспитания на формирование мировоззрения их детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Влияние РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ИХ ДЕТЕЙ


ВВЕДЕНИЕ

 

Рассуждая о становлении мировоззрения ребенка и влияния родителя на него, хотелось бы обратить внимание на статью Зиновьевой М.В. «Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста». [1]

В соответствии с идеями Д.Б. Эльконина можно утверждать, что у детей наблюдается в дошкольном возрасте интенсивное развитие предпосылок мировоззрения.

Лев Семенович Выготский утверждал, что в раннем онтогенезе мировоззрению предшествует «миродействие». Под «миродействием» он понимал способ выражения ребенком своего отношения к окружающему миру. В работе «Развитие личности и мировоззрения ребенка» Л.С. Выготский пишет: «Таким образом, мы вкладываем в термин «мировоззрение» чисто объективное значение того способа отношения к миру, который есть у ребенка» [2, с. 315]. Наиболее значимой предпосылкой мировоззрения в дошкольном возрасте является предпочитаемый образ «миродействия» ребенка. Ребенок переживает свое «миродействие» в аффективно-образном плане. По мере накопления этого опыта у него складываются предпочтения в образе «миродействия». В дальнейшем развитии предпочитаемый образ «миродействия» делается более осознанным, обобщенным и, наконец, становится мировоззрением.[1]

Вслед за Л.С. Выготским Д.Б. Эльконин показал, что «миродействие» ребенка по своей природе является совместным действием со значимым взрослым [3]. Действия ребенка, выражающие его отношение к миру, чаще всего осуществляются либо вместе со взрослым, либо через него.

Исходя из вышеизложенных представлений, авторы статьи сформулировали гипотезу о том, что стиль родительского воспитания оказывает существенное влияние на характер предпосылок мировоззрения ребенка дошкольного возраста. Нам же хотелось бы так же уделить внимание, на то, что задатки мировоззрения ребенка, заложенные в основе родительского воспитания напрямую влияют на его взрослую жизнь.

Далее рассмотрим осуществление влияния родителя на процесс формирования мировоззрения у детей.

У ребенка отношение к миру существует, развернуто, в виде «миродействия» и поэтому доступно для участия и влияния со стороны взрослого. Принимая участие в этом «миродействии», взрослый обогащает его и пытается повлиять на него с надеждой, что при этом изменится отношение ребенка к миру. Воспитательная деятельность направлена на согласование «миродействия» ребенка с нормативным образом отношения к миру, существующим в сознании родителя. В процессе этого совместного «миродействия» согласуются два источника активности: активность ребенка и активность родителя. [1]

Данная статья позволяет нам сделать вывод о том, что теоретически российские ученые подтверждают, то, что зарождение мировоззрения ребенка напрямую зависит от воспитания родителей.

Таким образом, исследование родительско-детских отношений является актуальной научной и исследовательской проблемой.

Объектом исследования являются семейные отношения и их поведенческий аспект. Предметом исследования является отношения родителей и их взрослых детей. Объектом исследовательской части выступили семейные пары в возрасте от 20 до 70 лет в количестве 22 человек. Каждая пара проживает совместно в независимости от регистрации брака.

Цель исследования - изучить влияние родительской семьи на стиль общения и воспитания ребенка в своей семье.

Задачи:

теоретически обосновать поставленную проблематику.

раскрыть основные понятия семейной психологии (семья, стиль семейного воспитания и т.д.)

провести сопоставление шкал ролевых ожиданий и притязаний в браке и шкал оценки родителей их взрослыми детьми.

экспериментально обосновать выдвинутые ниже гипотезы.

В соответствии прошлыми нашими исследованиями и полученными новыми теоретическими данными мы выдвигаем следующие гипотезы, которые попытаемся доказать или опровергнуть экспериментально:

. Отношение детей к родителям влияет на ролевые ожидания и притязания в браке.

. Мировоззрение родителей влияет на формирование предпосылок поведения в семье и в обществе их детей.

. Фактор отношения к отцу и матери влияет на степень выраженности ориентации их ребенка к инициативе воспитания собственных детей.

. Профессиональные потребности связанны с деятельностью, контактами и отношениями с родителями.

. Отношение к родителям влияет на отношение ребенка к своему брачному партнеру на уровне моральной и эмоциональной стороны.

Методы исследования:

В работе использовались следующие методы: анализ научной литературы по исследуемой теме, анализ документации, эмпирические исследования, включающие анкетные опросы и тестирование.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы и приложений.


Глава 1. Основные понятия семьи и семейных отношений

Функции семьи

 

Функции семьи - сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов.

. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу она обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении социальных и материальных потребностей членов семьи (в пище, крове), содействует сохранению их здоровья.

. Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья.

. Функция духовная (культурная) общественная - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимное духовное обогащение.

. Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членов семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.

. Сексуально-эротические функции - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, как семья при этом регулирует сексуально-эротическое поведение членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизведение общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.

В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища - места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучного психологического климата в семье является залогом дальнейшей успешной семейной жизни.

Стадии развития семьи

В первый "медовый" год супружества, как показывают исследования психологов, 37% супружеских пар утверждают: отношение к спутнику (спутнице) жизни стало более строгим, 29% отмечают возросшее число разногласий. Изменяется восприятие друг друга, происходит переоценка. Супружество представляет собой динамическую картину, начинается с идеализации своего партнера, отношений с ним. На смену этому приходит разочарование (тем больше, чем большим было очарование), затем только наступает улаживание отношений. Почти половина обследованных заявила, что подобная динамика оказалась для них неожиданной и намного сложнее, чем они предполагали.[5]

Итак, жизнь семьи естественным образом распадается, по мнению Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич - Куземкиной и Т.Ф. Веленты [6], на несколько стадий. На каждой из них перед семьей встают специфические задачи, а их решение требует объединенных, согласованных усилий.

. А-стадия. Молодая семья без детей в период становления взаимоотношений. Она начинается в день заключения брака и оканчивается, когда жена известит мужа о том, что готовиться стать матерью. Основная задача семьи сформировать образ "МЫ", научиться жить как нечто единое целое, приспособиться друг к другу в условиях ограниченной свободы, уметь выражать свои чувства на языке семейного бытия.

Б-стадия. Молодая супружеская пара в период ожидания первенца. Главное здесь приспособиться к новым обязанностям и чувствам, связанным с беременностью.

стадия. Формирование семьи.

Основная задача - приспособление супругов к роли родителей, реорганизация семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника.

стадия. Стабилизация или воспитание детей.

Задача супругов - воспитание детей дошкольного и подросткового возраста, подготовка их к самостоятельной жизни.

стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.

Начало её - отъезд из родительского дома последнего из детей, а окончание - смерть одного из супругов. В этот день данная семья заканчивает свой жизненный цикл.

Естественно описание стадии является лишь схемой, так как разделение возможно лишь в однодетной семье. При наличии двух и более детей происходит наложение стадий.

В.А. Сысенко [7, с. 45] сгруппировал все браки следующим образом:

. Совсем молодые: от 0 до 4 лет.

. Молодые: 5-9 лет.

. Средние: 10-19 лет.

. Пожилые: 20 и более.

Для совсем молодых браков характерны первоначальные вхождения в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение финансовых, жилищных и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождения в роли мужа и жены, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Молодым бракам присущи проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей напряженность бюджета времени, резкое ограничение досуга, возрастание физической и нервной усталости. Все это накладывается на любовь и формирование супружеской дружбы.[7, с. 56-58]

В психологическом плане сущность этих двух стадий сводится к сложному и многообразному процессу адаптации супругов друг к другу и к совместному образу жизни. Известно, к сожалению, что 65% разводов приходятся на первые 10 лет супружества. А согласно классификации В.А. Сысенко, это характерно для "совсем молодых" браков. [7, с. 61]

Поэтому особенно важна адаптация супругов в нравственном плане, это предполагает обсуждение и осмысление взаимных действий супругов в плане "для семьи - против семьи", а также последовательное и целеустремленное слияние двух "я" в одно "мы", слияние, при качественном улучшении "мы" идет на пользу каждому из "я".

 

Кризисы жизни семьи

 

Э.Г. Эйдемиллер считает, что через этапы жизни проходят, так называемые, «нормативные стрессоры», т.е. обычные трудности, которые в острой форме переживаются всеми семьями, например, труд взаимного приспособления, формирование взаимоотношений с родственниками, воспитание и уход за ребенком, ведение домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла приводит к семейным кризисам. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших два «критических» момента в семейной жизни.

А). Между 3-м и 7-м годами развития семьи.

Критический момент наибольшей остроты достигает в периоде между 4-м и 6-м годами. Ведущую роль приобретают изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявления трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других трудностей).

Б). Между 17-м и 25-м годами.

Ведущую роль играет нарастание соматических жалоб, тревожности, пустоты жизни, связанных с отделением от семьи детей.

Выявление кризисных периодов в жизни семьи имеет важное значение, особенно для того, чтобы предупреждать появления кризиса.


Типы родительской любви

В психологии и педагогике выделяют типы родительской любви (А.С. Спиваковская, 1986; В.А. Сухомлинский, 1988).

А.С. Спиваковская (1986) описывает восемь типов родительской любви на основании выделения отношений, составляющих родительскую любовь, таких как симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность.

. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Для родителя характерно теплое эмоциональное отношение к ребенку. Родитель принимает его личность, поведение, уделяет внимание интересам ребенка, уважает его права и признает обязанности, оказывает помощь при разумной требовательности. Формула воспитания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). Для родителя характерна высокая оценка ребенка, его внешнего облика, его успехов, способностей. Мягкое общение с ребенком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением помочь ему в его проблемах. Формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Для родителя характерно признание действительных, а иногда и мнимых отклонений в умственном или физическом развитии ребенка. В результате родитель приходит к идее об исключительности своего ребенка: «Мой ребенок не такой как все, он не так хорош». Родитель предоставляет ребенку особые привилегии, излишне опекает. Родитель внимателен к ребенку, его интересы сосредоточены на нем, но он не доверяет ребенку, не верит в его способности и возможности. Формула воспитания: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно - это мой ребенок и я его люблю».

. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для родителя характерно не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения и личностных свойств ребенка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. Неблагополучие ребенка, негласно, признается его правом. Родитель не вмешивается в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, он недостаточно хорошо ориентируется в душевном мире ребенка. Формула воспитания: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для родителя характерны попытки уменьшения общения с ребенком. Он старается не замечать присутствия ребенка, становится холодно-неприступным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в поддержке и помощи. Формула воспитания: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

. Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). Для родителя характерно игнорирование всего положительного, что есть в ребенке, его достижений. Родитель переживает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребенком. Их общение наполнено понуканиями, назиданиями, одергиванием, требовательностью. Формула воспитания: «Я страдаю, мучаюсь оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив и неприятен другим людям».

. Преследование (антипатия, близость). Характерно присутствие твердой убежденности родителя в том, что его ребенок - законченный мерзавец и негодяй. Во всех поведенческих проявлениях ребенка родитель, постоянно, видит его «злую волю». Родитель пытается строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступает инициатором привлечения к воспитанию общественности, нередко склонен к вынесению излишне строгих мер воздействия. Формула воспитания: «Мой ребенок негодяй, и я докажу это!».

. Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дистанция) Характерно отстранение от проблем ребенка, но родитель как бы издали следит за ним, при этом признает силу, ценность некоторых личностных качеств ребенка. При обострении отношений такой родитель охотно прибегает к помощи общественности, стремится передоверить ребенка школе, другим воспитательным учреждениям, обращается к врачам. В поведении родителя просматривается неосознанный призыв к тому, чтобы его оградили от ребенка, от «этого чудовища». Формула воспитания: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

В процессе развития ребенка, под воздействием изменений социальной ситуации изменяется и отношение родителя к ребенку, приобретая при этом черты того или иного типа родительской любви или их сочетания.

В.А. Сухомлинский (1988) выделяет разновидности уродливой родительской любви, это:

. Любовь умиления. Это инстинктивная, неразумная любовь. Родитель радуется каждому шагу ребенка, не задумываясь, к каким последствиям он может привести. Любовь умиления «развращает» душу ребенка, так как он не знает меры своим желаниям. Ребенок не знает понятий «можно», «нельзя», «надо». В результате ребенок вырастает капризным, болезненным и эгоистичным.

. Любовь деспотическая. Родитель постоянно упрекает ребенка, создавая при этом невыносимую обстановку. Все это родитель делает, как он говорит, только потому, что любит ребенка, желает ему добра, учит жить - чтобы был умнее и уважал родителей. Результат такой любви - у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человечность и ожесточается.

З. Любовь откупа. Родитель обеспечивает все материальные потребности ребенка, выполняя тем самым свой родительский долг. Такая родительская любовь измеряется материальными затратами. При этом ребенка окружает атмосфера духовной пустоты и убожества. Ему становятся недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие. В результате ребенок может вырасти эмоционально невежественным человеком.

Теоретический анализ показывает, что понятием «родительская любовь» обозначается сложная и многогранная психологическая реальность, которая охватывает родителей и детей, их отношения, личностные позиции, эмоции, установки и многое другое.

Таким образом, родительская любовь - это базовое человеческое чувство, формирующееся в процессе ожидания и воспитания ребенка. Она является сложным структурным образованием.

В научном знании существуют следующие взгляды на проблему детерминированности родительской любви причинами природного, социального и психологического характера.

К природным детерминантам относятся органические потребности родителя: половое побуждение, потребность в продолжение рода (побуждение к зачатию, вынашиванию, рождению ребенка, заботе о нем - для женщины; побуждение к зачатию ребенка и к заботе о жене и детях - для мужчины); телесный контакт и психофизиологическое взаимодействие родителя и ребенка.

К социальным детерминантам относятся социокультурное развитие общества; социальное и жизненное пространство личности родителя; опыт родительской любви, приобретаемый человеком при взаимодействии с собственными родителями.

К психологическим детерминантам относятся личностные особенности родителя, способствующие возникновению и проявлению родительской любви (положительное отношение к себе: самооценка, самопринятие; темперамент; экстраверсия; характер; нравственность; объективность; вера; плодотворность личности во многих жизненных сферах и другие).

Теоретический анализ проблемы детерминированности родительской любви показал, что развитие родительской любви обусловлено комплексным воздействием причин природного, социального и психологического характера.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное нами исследование позволяет нам сделать следующие выводы.

отношение к матери связанно со шкалой значимости сексуальных отношений в супружестве и шкалой социальной активности, включающей подшкалу «ролевые ожидания» (измеряющую степень ориентации на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль) и подшкалу «ролевые притязания» (иллюстрирующую выраженность собственных профессиональных потребностей супруга(и)).

Подшкала «ролевые притязания» социальной активности связанна самоидентификацией испытуемых с отцом, фактором МЫ (отношение родителей к окружающему миру), фактором ТЫ (отношение к родителям).

У мужчин сфера профессиональной деятельности напрямую зависит от их идентификации с отцом, а у женщин интимно - сексуальная сфера напрямую зависят от самоидентификации с матерью.

Супруг ради социальной активности брачного партнера проявляет деятельность, в то время как собственная активность зависит от мировоззрения родителей, о чем уже неоднократно говорилось в теоретической части.

Тем самым мы подтвердили и опровергли некоторые гипотезы, заявленные в работе.

Воспитание семьянина - это сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные отношения один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, тоже имеют сложную структуру. Формирование личностных качеств детей проходит под влиянием ряда факторов: отношение родителей (как супружеские, так и родительско-детские), психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества родителей и самих детей.

Сопоставив результаты исследований можно сделать заключение о том, что наша гипотеза о роли родительско - детских отношений в формировании у детей адекватных представлений о семье получила свое подтверждение. Следовательно, можно говорить о влиянии родительского воспитания на тип его поведения и эмоциональное состояние его в своей собственной семье. Так как наши результаты не всегда оказывались подтвержденными на 100%, то можно предположить, что существуют сопутствующие факторы, для воспитания в каждой семье, которые и отличают каждый стиль воспитания в любой семье. Возможно, что в следующей работе мы охватим эти недостающие факторы и попытаемся более конкретно разобраться в проблеме родителей и семей их взрослых детей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

семейный воспитание личность ребенок

1. Зиновьева М.В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. -2001. -№1. -C. 37-46.

. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.

. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995.

. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога. - М.: Эксмо, 2008.

. Андреева Т.В. Семейная психология. - Спб., 2004.

. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - Спб.: Речь, 2007.

. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Финансы и статистика, 1983.

. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1990.

. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен - МПСИ, 2006.

. Минияров В.М. Основы психологического консультирования. - Спб., 2000.

. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2005.


Приложение 1

 

Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре

Вопросы теста

 

Женский вариант Мужской вариант
1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей. 1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей
2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов. 2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.
3. Сексуальные отношения - главное в отношениях мужа и жены. 3. Сексуальные отношения - главное в отношениях мужа и жены.
4. Главное в браке - чтобы у мужа и жены было много общих интересов. 4. Главное в браке - чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
5. Муж - это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения. 5. Жена - это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.
6. Муж - это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах. 6. Жена - это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.
7. Самая главная забота мужа - обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи. 7. Самая главная забота жены - чтобы в семье все были накормлены и ухожены.
8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой. 8. Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.
9. Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем. 9. Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка своего дома.
10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена. 10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью.
11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей. 11. Женщина, которая тяготится материнством, неполноценная женщина.
12. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям. 12. Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моим детям.
13. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины. 13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины.
14. Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченных своим делом. 14. Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом.
15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа. 15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены.
16. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу. 16. Жена должна, прежде всего, создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу в семье.
17. Для меня главное - чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть. 17. Для меня главное - чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, каков я есть.
18. Муж - это, прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию. 18. Жена - это, прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.
19. Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет. 19. Мне очень нравится, когда моя жена красиво и модно одета.
20. Мне нравятся видные, рослые мужчины. 20. Я очень ценю женщин, умеющих красиво одеваться.
21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно посмотреть. 21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание.
22. Самая главная забота женщины, чтобы в семье все были обихожены. 22. Я всегда знаю, что нужно купить для нашего дома.
23. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи. 23. Я люблю заниматься домашними делами.
24. Я собираю полезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты. 24. Я могу сделать ремонт и отделку квартиры, починку бытовой техники.
25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать. 25. Дети любят играть со мной, охотно общаются, идут на руки.
26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка. 26. Я очень люблю детей и умею с ними заниматься.
27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними. 27. Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решили расстаться.
28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни. 28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.
29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела. 29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.
30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу. 30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.
31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой. 31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.
32. Окружающие часто доверяют мне свои беды. 32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.
33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей. 33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.
34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу. 34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.
35. Я люблю красивую одежду, ношу украшения, употребляю косметику. 35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет.
36. Я придаю большое значение своему внешнему виду. 36. Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука.

1.2 Протокол

 

Шкала семейных ценностей № карт. Баллы № карт. Баллы Общий показатель
Интимно-сексуальная 1  

 

 
  2  

 

 
  3  

 

 
  ∑ =  

 

 
Личностная идентификация с супругом 4  

 

 
  5  

 

 
  6  

 

 
  ∑ =  

 

 
Хозяйственно-бытовая

Ожидание

Притязание

 
  7   22    
  8   23    
  9   24    
  ∑ =   ∑ =    
Родительско-воспитательная 10   25    
  11   26    
  12   27    
  ∑ =   ∑ =    
Социальная активность 13   28    
  14   29    
  15   30    
  ∑ =   ∑ =    
Эмоционально-психотерапевтическая 16   31    
  17   32    
  18   33    
  ∑ =   ∑ =    
Внешняя привлекательность 19   34    
  20   35    
  21   36    
  ∑ =   ∑ =    

Приложение 2

Влияние РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ИХ ДЕТЕЙ


ВВЕДЕНИЕ

 

Рассуждая о становлении мировоззрения ребенка и влияния родителя на него, хотелось бы обратить внимание на статью Зиновьевой М.В. «Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста». [1]

В соответствии с идеями Д.Б. Эльконина можно утверждать, что у детей наблюдается в дошкольном возрасте интенсивное развитие предпосылок мировоззрения.

Лев Семенович Выготский утверждал, что в раннем онтогенезе мировоззрению предшествует «миродействие». Под «миродействием» он понимал способ выражения ребенком своего отношения к окружающему миру. В работе «Развитие личности и мировоззрения ребенка» Л.С. Выготский пишет: «Таким образом, мы вкладываем в термин «мировоззрение» чисто объективное значение того способа отношения к миру, который есть у ребенка» [2, с. 315]. Наиболее значимой предпосылкой мировоззрения в дошкольном возрасте является предпочитаемый образ «миродействия» ребенка. Ребенок переживает свое «миродействие» в аффективно-образном плане. По мере накопления этого опыта у него складываются предпочтения в образе «миродействия». В дальнейшем развитии предпочитаемый образ «миродействия» делается более осознанным, обобщенным и, наконец, становится мировоззрением.[1]

Вслед за Л.С. Выготским Д.Б. Эльконин показал, что «миродействие» ребенка по своей природе является совместным действием со значимым взрослым [3]. Действия ребенка, выражающие его отношение к миру, чаще всего осуществляются либо вместе со взрослым, либо через него.

Исходя из вышеизложенных представлений, авторы статьи сформулировали гипотезу о том, что стиль родительского воспитания оказывает существенное влияние на характер предпосылок мировоззрения ребенка дошкольного возраста. Нам же хотелось бы так же уделить внимание, на то, что задатки мировоззрения ребенка, заложенные в основе родительского воспитания напрямую влияют на его взрослую жизнь.

Далее рассмотрим осуществление влияния родителя на процесс формирования мировоззрения у детей.

У ребенка отношение к миру существует, развернуто, в виде «миродействия» и поэтому доступно для участия и влияния со стороны взрослого. Принимая участие в этом «миродействии», взрослый обогащает его и пытается повлиять на него с надеждой, что при этом изменится отношение ребенка к миру. Воспитательная деятельность направлена на согласование «миродействия» ребенка с нормативным образом отношения к миру, существующим в сознании родителя. В процессе этого совместного «миродействия» согласуются два источника активности: активность ребенка и активность родителя. [1]

Данная статья позволяет нам сделать вывод о том, что теоретически российские ученые подтверждают, то, что зарождение мировоззрения ребенка напрямую зависит от воспитания родителей.

Таким образом, исследование родительско-детских отношений является актуальной научной и исследовательской проблемой.

Объектом исследования являются семейные отношения и их поведенческий аспект. Предметом исследования является отношения родителей и их взрослых детей. Объектом исследовательской части выступили семейные пары в возрасте от 20 до 70 лет в количестве 22 человек. Каждая пара проживает совместно в независимости от регистрации брака.

Цель исследования - изучить влияние родительской семьи на стиль общения и воспитания ребенка в своей семье.

Задачи:

теоретически обосновать поставленную проблематику.

раскрыть основные понятия семейной психологии (семья, стиль семейного воспитания и т.д.)

провести сопоставление шкал ролевых ожиданий и притязаний в браке и шкал оценки родителей их взрослыми детьми.

экспериментально обосновать выдвинутые ниже гипотезы.

В соответствии прошлыми нашими исследованиями и полученными новыми теоретическими данными мы выдвигаем следующие гипотезы, которые попытаемся доказать или опровергнуть экспериментально:

. Отношение детей к родителям влияет на ролевые ожидания и притязания в браке.

. Мировоззрение родителей влияет на формирование предпосылок поведения в семье и в обществе их детей.

. Фактор отношения к отцу и матери влияет на степень выраженности ориентации их ребенка к инициативе воспитания с


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.