Влияние вида спорта на проявления агрессии — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Влияние вида спорта на проявления агрессии

2021-04-19 106
Влияние вида спорта на проявления агрессии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема взаимосвязи агрессии и спорта вызывала интерес психологов во все времена. Ученые-теоретики до сих пор выдвигают различные гипотезы, нередко противоречащие друг другу. Особое место в полемике по данной теме занимают спортивные единоборства, которые в наши дни пользуются особой популярностью, как у взрослой части населения, так и в молодежной среде. Так, по мнению одних психологов занятия боевыми видами спорта, такими как вольная борьба, бокс, русские стили рукопашного боя, каратэ, самбо и др. формируют у спортсмена уверенность в себе и способность контролировать свои эмоции. Другие же утверждают, что подобные занятия ведут к постепенному росту подсознательной, а потом и сознательной агрессии, причем агрессия приобретается путём наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется действиями, тем вероятнее её проявление. В связи с существованием столь различных точек зрения несомненный интерес представляют практические исследования, посвященные изучению влияния занятий спортивными единоборствами на агрессию детей.

В исследованиях В.А.Кабачкова о влиянии занятий различными видами спорта на психическую устойчивость и физическую подготовленность младших школьников и подростков было эмпирически доказано, что занятия спортом нормализуют уровень агрессивности детей с асоциальным поведением. Из общего числа 74,3% мальчиков - из группы атлетической гимнастики, 64,7% - волейбола и 43,5% - спортивные единоборства стали положительно относиться к учебе; в группе мальчиков, занимающихся атлетической гимнастикой сократилось число учащихся, имеющих различные степени педагогической запущенности, повысилось качество успеваемости с 28% до 20,9%. В группе спортивных единоборств также произошли положительные изменения, но они несущественны - с 28,4 до 25,7%. В ходе проведенного исследования изменилось отношение занимающихся к разрешению конфликтных ситуаций. В начале эксперимента 32,6% боксеров и 31,3% мальчиков из секции атлетической гимнастики при разрешении конфликтов предпочитали прибегнуть к жестким словесным угрозам и делать ставку на силу. К концу исследования число таких детей в этих группах несколько возросло.

Изучая эмоциональные состояния борцов, Н.Б.Кутергин обнаружил, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, борцам присуща большая агрессивность как в поведенческих реакциях (физическая, вербальная агрессия), так и в эмоциональных состояниях (негативизм, раздражение) Однако по сравнению со спортсменами не борцовских специализаций борцы не являются более агрессивными. Также выявлено, что изначально начинают заниматься борьбой более агрессивные дети, однако занятия борьбой приводят к снижению показателей агрессивности.

В работе А.Р.Ротенберга, посвященной исследованию спортсменов-единоборцев, отмечается, что изначально в спортивные секции заниматься борьбой идут те мальчики, для которых характерна более выраженная значимость физического развития и разнообразия жизненных впечатлений; они более агрессивны в общении, более склонны к самоутверждению за счет физической силы, что служит компенсацией их тревожности. В процессе занятий единоборствами агрессия мальчиков трансформируется из словесной формы и немотивированного дискомфорта в физические действия, под влиянием занятий спортом у них повышается адаптированность к ведущей и профессиональной деятельности, улучшается социализация, формируются жизненные перспективы и планы на будущее. В итоге занимаясь единоборствами, спортсмены приобретают большую нервно-психическую устойчивость.

Влияние практики единоборств на социальное самочувствие молодежи исследовала тульский социолог, исполнительный директор Тульской региональной федерации Киокушинкай каратэ-до С.Н. Шашкова. В ее исследовании приняли участие младшие школьники и подростки, занимающиеся жестким спортивным видом единоборств - киокушинкай, каратэ-до. С.Н.Шашкова отмечает, что для них занятия спортивными единоборствами являются одной из форм социальной адаптации. На основании эмпирического исследования автор утверждает, что мнение о том, что спортивные единоборства развивают агрессивность, что единоборства - это жестокий и агрессивный вид спорта, ошибочно. Однако далее исследователем приводятся результаты экспертного опроса, где сказано, что "агрессия играет ведущую роль лишь на начальном этапе спортивной карьеры, а на последующих только мешает". Этими данными автор несколько противоречит своим же тезисам об отсутствии агрессии в спортивных единоборствах.

Результаты исследования, полученные В.А.Хо-шу-де показывают что агрессия, имеющая место на начальных этапах практики спортивных единоборств, связана с такими ценностями, как спортивный результат, победа на соревнованиях, непримиримость к недостаткам, стремление самоутвердиться за счет других людей. По мере увеличения стажа занятий уровень агрессии снижается, т.к. происходят изменения в системе ценностей практиков, обусловливая смещение ценностной направленности личности с результата практики на ее процесс.

Вызывает интерес исследование кандидата философских наук, президента федерации традиционного ушу "Золотой цветок" г. Воронежа В.В.Скороходова "Боевые искусства Востока в контексте межкультурных взаимодействий и досуговых интересов молодежи", в котором установлен факт влияния практики традиционных восточных единоборств на личностные характеристики молодежи. На основании эмпирических данных исследователь утверждает, что первоначальные мотивы к занятиям восточными единоборствами у молодежи - научиться защищаться, приобрести уверенность в себе, самоутвердиться, совершенствоваться физически и духовно. Со стажем занятий акцент мотивации смещается на ценности физического и духовного совершенствования. В процессе занятий у молодых людей, как правило, снижается агрессивность, возрастает уверенность в себе, расширяется кругозор.

Иные результаты были получены при проведении Н.Ю.Шумаковой исследований о взаимосвязи физических упражнений и агрессивного поведения детей, обучающихся школах со спортивным уклоном. По результатам опроса различных категорий младших школьников до начала занятий в секциях единоборств они были более миролюбивы. Мотивом же для занятия боевыми видами искусств для них послужила необходимость научиться защищаться, давать отпор при возможной агрессии со стороны. У занимающихся боевыми искусствами самоощущения проявляются следующим образом: агрессивность - 20 %, гордость - 12,7 %, радость - 9, 2 %, ярость - 8,2 % и, что самое опасное, чувство жестокости проявляется у 15,3 % детей, при этом чувство вдохновения и расслабления не отметил ни один из них. Автор делает вывод о том, что у занимающихся боевыми искусствами отсутствует восприятие духовной стороны, которое делает школьников жестокими и агрессивными.

Из рассмотренных выше исследований мы видим, что они довольно противоречивы и нет единого мнения о влиянии спортивных единоборств на агрессию детей. Таким образом, вопрос о влиянии занятий спортом на коррекцию детской агрессии является открытым и имеет большое значение для современного общества. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе, оказывающей значительное воздействие на рост агрессивных тенденций в подростковой среде является одной из острейших социальных проблем. Жестокость, агрессивность детей и подростков, рост молодежной преступности, увеличение числа преступлений против личности с причинением тяжких телесных повреждений, ожесточенный характер групповых драк вызывают особую тревогу.

Изучение, своевременная диагностика, предупреждение и коррекция повышенного уровня агрессии детей является одной из острых и актуальных задач современности. Одним из путей решения данного вопроса является вовлечение школьников в активную деятельность. Так как занятия спортом способствуют психической устойчивости, влияют на деятельность гормональной сферы, при этом в организме резко сокращается выделение адреналина и "стрессовых" гормонов, а двигательная активность снижает чрезмерное эмоциональное напряжение, можно предположить, что именно активные занятия спортом могут являться способом коррекции агрессии подростка.

Психологи, исследуя социальное поведение, пришли к выводу о том, что необходимо популяризировать спорт, но, при этом, спортсменам необходимо самим соблюдать спортивное поведение, в котором отсутствовали бы агрессивные импульсы. Кроме того, необходимо учитывать наличие социальной фасилитации. Наблюдая за эмоциональной игрой спортсменов, которая включает сцены грубого поведения, зрители "заражаются" негативными эмоциями, что в последствии проявляется в их агрессивном поведении. В целом, специфика спорта обусловливает выполнение, спортсменами норм спортивного поведения, контролируя свои действия и эмоции. Спорт создает условия сохранения душевного равновесия через управляемое эмоциональное реагирование. Спорт может служить и способом эмоциональной разрядки как форма катарсиса (дословно - "очищение").

Родители, зная психофизиологические особенности развития своего ребенка, должны сами определить, какую секцию он будет посещать. Необходимо определить социальный характер ребенка - как он ладит с другими детьми, готов ли добиваться результатов и разделить радость победы со сверстниками.

Любые командные виды спорта лучше всего подойдут ребятишкам, у которых развиты навыки общения. Так что, если у детей много друзей и они легко заводят знакомства, то игра в команде, где победа достигается усилиями всех участников, укрепит их коммуникабельность и обеспечит их социальную устойчивость во взрослой жизни.

Если же ребенок - выраженный лидер и не готов "делиться победой" с другими участниками, подойдет спортивная или художественная гимнастика, большой или настольный теннис. Все эти виды спорта требуют личных усилий маленького человечка. А родители могут акцентировать лидерские качества сына или дочери, закалить силу воли и воспитать целеустремленность, дав понять ребенку, что лишь от его усердия и готовности тренироваться не только на занятиях, но и дома зависит будущий успех. В этом смысле даже групповые упражнения в художественной гимнастике или парное фигурное катание и спортивные бальные танцы, где результат зависит и от партнера, все равно по своей специфике делают ставку на личные усилия спортсмена. В частности, на его артистизм и умение преподнести себя публике и жюри.

Не менее важную роль при выборе секции играет темперамент. Гиперактивным детям, драчунам и задирам помогут выплеснуть чрезмерную энергию и заодно избавиться от агрессии секции единоборств. Бои по строгим правилам и этика уважительного отношения к бойцу-сопернику позволят мальчишкам и девчонкам в будущем сознательно отказаться от уличных жестоких развлечений без правил. Детям застенчивым, тихоням и замкнутым в командные игры, особенно в хоккей с его жесткими правилами игры, идти не стоит. Иначе ребенок может замкнуться среди "боевых" сверстников. Единоборства, где требуется "спортивная злость", или виды спорта с ярко выраженными чертами индивидуального успеха, лидерства таким ребятам тоже не подойдут. Для ранимых и тонко чувствующих натур оптимальны индивидуальные занятия. На первом месте в этом случае плавание и конный спорт.

Бассейн и верховая езда хороши и для проблемных детей, с чересчур резкими эмоциональными реакциями, чья повышенная возбудимость и гиперактивность вызваны неврологическими трудностями. Вода, как и общение с лошадьми, успокаивает и одновременно раскрепощает маленького спортсмена, дает ребенку чувство комфорта, снимает стресс. А правильная осанка и гармоничное развитие всех групп мышц служат оздоровлению основных систем организма. Например, конный спорт врачи даже рекомендуют как возможность излечить ДЦП.

 

2.2 Определение понятия "Рукопашный бой"

 

Не нужно много говорить о том, какое значение приобретает в сегодняшнее время проблема формирования у школьников морально-волевых качеств, составляющих своеобразный стержень, позволяющий не сгибаться в сложных жизненных ситуациях, стать личностью. Собственно эта проблема всегда была для общества одной из самых серьезных.

Традиционными методами и средствами из арсенала народного образования, с успехом решать выше изложенные задачи малоэффективно. Следовательно, необходимо искать дополнительные способы решения воспитательных задач вне школьных стен или стен профессионально-педагогических учебных заведений. Наиболее благоприятным для этого являются занятия в группах, секциях, клубах и т.п. спортивного направления.

Вполне закономерен вопрос: "Почему именно рукопашный бой?"

Дело в том, что рукопашный бой выгодно отличается от иных игровых видов и видов единоборств, благодаря своим особенностям:

·         популярность;

·         широкий выбор средств и методов тренировки;

·         относительная доступность в техническом и материальном обеспечении;

·         большой арсенал формирующихся в процессе занятий физических качеств и навыков;

·         философский подход к взаимоотношениям с природой и обществом;

·         военно-прикладная подготовка; и т. д.

Речь идет о спортивном варианте рукопашного боя, практикуемом в Федерации рукопашного боя и традиционного каратэ России, а не об армейской или милицейской версиях рукопашного боя.

Несмотря на то, что четко сформулированного определения не существует, рукопашный бой можно охарактеризовать как совокупность всевозможных видов единоборств (спортивных и военно-прикладных).

Смысл же любого поединка состоит в достижении победы над противником при помощи физического, тактического, технического и психического совершенствования ведения боя.

Если под рукопашным боем, применительно к воинскому искусству понимать всевозможные системы ведения боя без применения огнестрельного оружия, но с использованием всевозможных других видов вооружения (мечи, ножи, дротики и т.п.), то совершенно очевидно, что рукопашный бой, как вид спорта значительно уже.

В спорте произошла дифференциация. Многие разделы рукопашного боя стали самостоятельными дисциплинами со своими правилами и условностями: метание копья, фехтование, бокс, различные виды борьбы и т.д. Спортивный вариант рукопашного боя стал ограниченным правилами видом спорта, но вместе с тем, быстро развивающимся, не застывшим на уровне догм и жестких канонов. Он впитал в себя и ударную технику каратэ, и бросковые приемы самбо, и хитросплетения ушу, и болевые воздействия джиу-джитсу и многое, многое другое. Но самое главное преимущество заключается в том, что спортивный рукопашный бой строится на крепком фундаменте здоровых общечеловеческих моральных принципов, жесткой дисциплине и уважении к старшим, природе, обществу и самому себе, как единой и неделимой части этой природы.

Как упоминалось выше, в настоящее время, в связи с низким уровнем развития у школьников морально-волевых качеств, возникает острая необходимость поиска новых, более действенных путей (средств и методов), воспитания личности, закалки характера, подготовки мальчиков к будущей службе в армии и к жизни в целом.

Любая физическая нагрузка, спортивная она или нет, уже сама по себе оказывает воспитательное воздействие, т.к., заставляет человека мобилизовывать свои волевые качества на ее преодоление, и чем выше и продолжительнее эта нагрузка - тем выше уровень появления волевых качеств. А, если (как в спортивной тренировке) преодоление физических нагрузок становится регулярным, это влияет не только на развитие чисто физических качеств, но и на характер человека.

В процессе воспитания и самовоспитания происходят изменения психических процессов и состояний, которые определяют развитие только в том случае, если они постоянно закрепляются. Все изложенное выше раскрывает основную задачу психологической подготовки занимающегося рукопашным боем: формирование и совершенствование свойств личности, определяющих успех не только спортивной тренировки или соревнования, но и поведения спортсмена в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях, связанных с необходимостью яркого проявления тех или иных морально - волевых качеств и черт характера.

Для воспитания эмоциональной устойчивости необходимо, прежде всего, научить детей контролировать свое поведение, наблюдать за проявлением своих эмоций, переживаний, добиваться целесообразности и расчетливости действий.

Этот процесс протекает как косвенно, через различные знания связанные с выработкой физических качеств, элементов техники и тактики, так и непосредственно с помощью специального обучения приемам саморегуляции. Для этого используются упражнения так называемой аутогенной тренировки. Эти упражнения сочетаются с дыхательными (успокаивающими или возбуждающими, в зависимости от состояния и ситуации). Наряду с этим применяются психические приемы саморегуляции. Отвлечение от постороннего шума, от мыслей о сильном противнике, возможной неудаче, сосредоточение внимания на предстоящем действии.

Поэтому у детей, которые имеют за плечами большой опыт соревнований, и в обыденной жизни более серьезные рассуждения и взгляды на жизнь, чем у их сверстников. Но, разумеется, такое "взросление" - результат не одного месяца тренировок

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.