Понятие промышленной собственности — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Понятие промышленной собственности

2021-04-19 247
Понятие промышленной собственности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

История развития промышленного производства и торговли свидетельствует о том, что общество всегда нуждалось и продолжает нуждаться в существовании управляемой системы материализации информации о более эффективных средствах производства, предметах потребления, новых материалах и источниках энергии, технологиях и др. Поэтому вполне естественно, что любое государство, заинтересованное в своем развитии и развитии промышленности и торговли должно уделять известное внимание не только созданию такой системы, но и поддерживанию ее на уровне, отвечающем требованиям своего времени.

Ключевым, но разумеется не единственным элементом системы материализации технической, технологической и иной информации, имеющей значение для промышленного прогресса и торговли, выступает специальное законодательство, которое призвано к регламентации отношений, складывающихся в обществе по поводу технических, технологических новшеств и средств их индивидуализации. Это специальное законодательство составляет основу комплексного института промышленной собственности, в современном его понимании и который в свою очередь является субинститутом более широкого по спектру регулируемых отношений института интеллектуальной собственности.

Промышленная собственность охватывает широкий пласт научно-технической информации, обеспечивающей обновление технологий и развитие научно-технического прогресса. Развитие промышленной собственности в Украине определено как основной путь развития и укрепления экономики, поэтому данная тема является актуальной для рассмотрения. Поэтому целью данного реферата является рассмотрение зарождения, сущности и путей международного регулирования охраны прав промышленной собственности. При этом задачами реферату будут:

· определение понятия промышленной собственности и её объектов;

· изучение понятия и форм международного сотрудничества в сфере промышленной собственности;

· рассмотрение Парижской конвенции по охране промышленной собственности


ПАРИЖСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

 

Парижская конвенция является наиболее многосторонним универсальным международным соглашением в области охраны промышленной собственности.

В Конвенции не содержится единых правовых норм, касающихся охраны промышленной собственности в странах-участницах. Она исходит из того, что основные вопросы охраны объектов промышленной собственности регулируются исключительно внутренним законодательством государств-участников, тем самым участие в Конвенции не устраняет необходимости патентования этих объектов в других странах-участницах.

Универсальность Конвенции заключается в том, что она предоставляет присоединившимся к ней странам полную свободу действий в отношении национальных законодательств по охране промышленной собственности, за исключением немногочисленных положений, которые в обязательном порядке должны соблюдаться странами-участниками. В наибольшей степени ее универсальность проявляется в создании льготных условий для получения охраны объектов промышленной собственности иностранцами.

20 марта 1883 г. одиннадцатью государствами была подписана Парижская конвенция по охране промышленной собственности, основные положения которой действуют по настоящее время. На 1 января 1990 г. членами парижского союза по охране промышленной собственности являются 100 государств.

Более чем за 100-летний период существования парижской конвенции она неоднократно пересматривалась, и в ее текст вносились изменения. В настоящее время сохраняют правовое значения различия между ее последующими редакциями: Брюссельской (1900г.). Вашингтонской (1911г.). Гаагской (1925г.). Лондонской (1934г.). Лиссабонской (1958г.). Стокгольмской (1967г.). Каждая страна связана с другими условиями той редакции, которую она ратифицировала. СССР присоединился к Парижской конвенции в 1965г. и ратифицировал все редакции, действующие на этот период, а в последствии - и Стокгольмскую редакцию.

Подавляющее большинство стран ратифицировало Стокгольмскую редакцию, но в некоторых еще действуют Лондонская и Лиссабонская редакции.

Конвенция открыта для всех государств. Присоединение к Конвенции влечет за собой признание ряда ее положений и получение устанавливаемых ею преимуществ.

Рассмотрим общие положения Парижской конвенции, относящиеся к охране промышленной собственности.

Одним из основополагающих принципов Парижской конвенций является принцип национального режима. Он означает, что иностранные граждане и фирмы пользуются теми же правами, которые национальный закон предоставляет в отношении охраны промышленной собственности отечественным заявителям. Такой же национальный режим должен быть предоставлен гражданам государств, не являющихся участниками Конвенции, но имеющим постоянное местожительства или "действительное серьезное" промышленной или торговое предприятие на территории одной из стран-участниц Конвенции.

Важнейшее преимущество, которое предоставляется странам-участницам Конвенции – право приоритета (конвенционный приоритет). Оно предусматривает, что любой заявитель или его правопреемник, подавший правильно оформленную заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной стране, может в течение определенного срока истребовать охрану во всех остальных странах-участницах с сохранением приоритета первой заявки. Для патентов на изобретения и полезные модели этот срок равен 12 месяцам со дня подачи первоначальной заявки, для промышленных образцов и товарных знаков – 6 мес.

Правило о конвенционном приоритете позволяет заявителю оформить заявочную документацию для подачи ее в патентные ведомства стран-участниц без опасения в течение установленного срока утратить новизну предмета заявки, так как любые действия, совершаемые в период между датами подачи первой и более поздних заявок в пределах оговоренного срока, не лишают заявителя права на получение охранного документа по более поздней заявке.

Согласно конвенции первая и последующие заявки могут быть поданы разными лицами, однако, совпадение предмета первой и последующих заявок обязательно. Конвенцией допускается подача заявок с «множественным» и «частичным» приоритетом. Множественный приоритет возникает в отношении двух или более заявок на патенты, относящихся к одному и тому же техническому решению, поданных в одной или нескольких странах, а затем объединенных в одну общую заявку для подачи в другую страну - участницу Конвенции. Право приоритета при этом возникает для отдельных частей заявки, которые могут иметь и разные даты приоритета.

В целях сохранения новизны страны-участницы в соответствии со своим законодательством предоставляют временную охрану изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, а также товарным знакам для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран Временная охрана перечисленных объектов может осуществляться национальными законодательствами различными способами: в одних странах она обеспечивается установлением льготы по приоритету, в других - льготы по новизне. (В большинстве промышленно развитых стран действует льгота по новизне).

Согласно Конвенции патенты, выданные на одно и то же изобретение в разных странах-участницах Конвенции независимы друг от друга. Основной причиной введения принципа независимости патентов являются значительные различия национальных законов: если патент, выданный в одной стране затем будет признан в ней недействительным, то это вовсе не означает, что он может быть признан таковым на основании патентных законодательств других стран. Даже если приоритет патентов в других странах был установлен на основании этого признанного впоследствии недействительным патента.

В Конвенции также содержится правило, согласно которому каждой стране - участнице предоставляется право включать в патентные законы нормы, предусматривающие санкции за неиспользование или недостаточное использование изобретения. Такими санкциями могут быть выдача принудительной лицензии или аннулирование патента.

Требование о выдаче принудительной лицензии вследствие не использования может быть удовлетворено лишь по истечении определенного срока: 4 лет с момента подачи заявки или 3 лет с момента выдачи патента, в зависимости от того, какой срок истекает позднее. Принудительные лицензии могут выдаваться по мотивам «общественных интересов», когда патент признается имеющим особо важное социальное, экономическое или оборонное значение для страны. Принудительные лицензии являются неисключительными и не лишают патентообладателя права самому использовать данные изобретение или выдать лицензию на добровольных началах другому лицу. Патент может быть аннулирован только в тех случаях, когда выдачи принудительной лицензии недостаточно для предупреждения злоупотребления его обладателем. При этом процедура по аннулированию патента не может быть начата до истечения 2 лет с момента выдачи принудительной лицензии.

Использование охраняемых объектов на транспортных средствах, согласно Конвенции не считается нарушением патента – на водном, воздушном или сухопутном транспорте, если транспортное средство, принадлежащее одной из стран Союза, временно или случайно находится на территории страны, где действует патент, при условии, что изобретения применяются исключительно для нужд транспортного средства.

В некоторых странах, где предусмотрена регистрация товарных знаков, требуется также, чтобы знак, будучи зарегистрированным, обязательно использовался в течение определенного периода. В противном случае товарный знак может быть исключен из регистра. При этом под использованием обычно понимается продажа товаров, маркированных данным знаком, хотя национальное законодательство может более широко интерпретировать термин "использование".

Статья 5С(1) устанавливает, что если требуется обязательное использование, то регистрация товарного знака может быть аннулирована на основании неиспользования только по истечении достаточного периода времени и только в случае, если владелец знака не представит доказательств, оправдывающих причины своего бездействия. Решение об аннулировании регистрации знака может быть принято, если владелец знака оправдает его неиспользование. Оправдание принимается, если оно обосновано юридическими и экономическими причинами, не зависящими от владельца, например если ввоз товаров был запрещен по решению правительства.

Статья 6bis обязывает страны – участницы конвенции отказать в регистрации или аннулировать регистрацию и запретить использование товарного знака, который может вступить в конфликт с другим, уже «общеизвестным» в этих странах. Является ли знак общеизвестным в той или иной стране, решают ее компетентные административные или юридические органы. Товарный знак мог не использоваться в данной стране в том смысле, что маркированные им товары в ней не продавались, хотя в то же время знак может быть здесь общеизвестен благодаря рекламе как в этой стране, так и в других.

Государственная символика, официальные названия и эмблемы международных организаций рассмотрена в статье 6ter, которая требует, чтобы страны-участницы в определенных обстоятельствах отказывали в регистрации или аннулировали ее и запрещали использование в качестве товарных знаков либо их элементов перечисленных в этой статье отличительных знаков самих стран-участниц и некоторых международных межправительственных организаций. Отличительными знаками государств, согласно этой статье, являются герб, флаг и другие символы, официальные знаки и печати, а также любая имитация подобных знаков.

Охрана товарных знаков, зарегистрированных в одной стране союза, в других странах-участницах также определена Конвенцией. Одновременно с принципом независимости заявок и регистрации знаков, включенным в положения ст. 6, конвенция устанавливает, что каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в другой стране союза и охраняться таким, каков он есть, за некоторыми исключениями.

Cтраны-участницы гарантируют охрану знаков обслуживания, но не обязаны предусматривать их регистрацию. Это положение не означает требования разрабатывать специальное законодательство по знакам обслуживания. Страна-участница может подчиняться положению о гарантиях охраны не только путем введения специального законодательства, направленного на защиту знаков обслуживания, но и предоставлением подобной охраны другим способом, например с помощью законов о недобросовестной конкуренции.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основным международным соглашением, регулирующим вопросы охраны прав на изобретения, товарные знаки и иные объекты промышленной собственности, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года. Она неоднократно пересматривалась и дополнялась на международных конференциях. Участники Конвенции образовали Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз). СССР присоединился к Конвенции в 1965 году. В Парижский союз входит более ста государств.

Одним из основных принципов Парижской конвенции является принцип национального режима. Конвенция предусматривает предоставление физическим и юридическим лицам любой страны-участницы такой же охраны их промышленной собственности, какая предоставляется или будет предоставляться в будущем своим гражданам законодательством данного государства. Целью Конвенции является не только устранение любой дискриминации в отношении иностранных заявителей, но и облегчение иностранным физическим и юридическим лицам приобретения, использования и защиты прав промышленной собственности.

Промышленная собственность охраняет права авторов и патентовладельцев на такие объекты интеллектуальной деятельности, как изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Охрана прав на эти объекты является неотъемлемым элементом института интеллектуальной собственности и несёт в себе большое значение для развития техники, технологии и научно-технического прогресса в странах мира.


ВВЕДЕНИЕ

 

История развития промышленного производства и торговли свидетельствует о том, что общество всегда нуждалось и продолжает нуждаться в существовании управляемой системы материализации информации о более эффективных средствах производства, предметах потребления, новых материалах и источниках энергии, технологиях и др. Поэтому вполне естественно, что любое государство, заинтересованное в своем развитии и развитии промышленности и торговли должно уделять известное внимание не только созданию такой системы, но и поддерживанию ее на уровне, отвечающем требованиям своего времени.

Ключевым, но разумеется не единственным элементом системы материализации технической, технологической и иной информации, имеющей значение для промышленного прогресса и торговли, выступает специальное законодательство, которое призвано к регламентации отношений, складывающихся в обществе по поводу технических, технологических новшеств и средств их индивидуализации. Это специальное законодательство составляет основу комплексного института промышленной собственности, в современном его понимании и который в свою очередь является субинститутом более широкого по спектру регулируемых отношений института интеллектуальной собственности.

Промышленная собственность охватывает широкий пласт научно-технической информации, обеспечивающей обновление технологий и развитие научно-технического прогресса. Развитие промышленной собственности в Украине определено как основной путь развития и укрепления экономики, поэтому данная тема является актуальной для рассмотрения. Поэтому целью данного реферата является рассмотрение зарождения, сущности и путей международного регулирования охраны прав промышленной собственности. При этом задачами реферату будут:

· определение понятия промышленной собственности и её объектов;

· изучение понятия и форм международного сотрудничества в сфере промышленной собственности;

· рассмотрение Парижской конвенции по охране промышленной собственности


ПОНЯТИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

Термин «промышленная собственность», широко используемый в научном обиходе, заимствован из французского законодательства 19 века, которое рассматривало право на изобретение, равно как и право на товарный знак как особый вид собственности. Название указанному термину дала теория промышленной собственности, которая родилась во Франции в 1791 году как средство борьбы за реализацию облигаторного принципа выдачи патентов. В ее основу положена концепция, согласно которой все то, что является продуктом труда, есть собственность лица трудившегося. Изобретение обретает свое существование только благодаря деятельности его создателя и поэтому он как собственник вправе поступать со своим детищем как ему угодно. При этом техническое решение является продуктом труда в большей степени, чем предметы вещественные, ибо «они чище, яснее реализуют творческую силу человека, независимо от условий материального мира».

Легальное закрепление термин «промышленная собственность» обрел в результате заключения 20 марта 1883 года Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

К промышленной собственности относятся права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товаров.

Таким образом, промышленная собственность это исторически сложившееся понятие, которое обозначает систему отношений, складывающихся в связи с принадлежностью нематериальных благ, существующих в форме технических, художественно-конструкторских и биологических решений, обозначений, индивидуализирующих участников гражданского оборота и производимую ими продукцию.

Данное определение отражает экономическое содержание промышленной собственности, которое должно иметь юридическое закрепление в форме права промышленной собственности. Однако единого права промышленной собственности как юридического института, призванного опосредовать экономические отношения промышленной собственности, в действующем законодательстве не существует, т.е. право промышленной собственности в объективном смысле не выражено в системе норм действующего законодательства образующих наподобие вещного права собственности самостоятельный институт гражданского законодательства. Оно представлено рядом обособленных институтов, круг которых образуют: институт патентного законодательства, институт законодательства о средствах индивидуализации, институт законодательства о недобросовестной конкуренции.

Законодательства всех стран четко оговаривают условия, соблюдение которых необходимо для получения правовой охраны объектов ПС. Для предоставления правовой охраны объектам ПС необходимо оформление и подача заявок в специализированный правительственный орган (в Украине – это Государственный департамент интеллектуальной собственности). При этом требования к содержанию и форме представления заявок строго регламентированы. Оформленные заявки на получение правовой охраны подлежат экспертизе на соответствие условиям патентоспособности (охраноспособности). При положительных результатах от имени государства осуществляется выдача охранных документов (патентов или свидетельств).

Патент – документ, выданный уполномоченным патентным ведомством страны и удостоверяющий право его владельца в течение определенного срока использовать предмет своего патента, и в том числе право отстранять (исключать) третьих лиц от любой формы использования запатентованного объекта без разрешения патентовладельца.

Во всех случаях о факте возникновения правовой охраны изобретения, промышленного образца, товарного знака производится публикация в официальных бюллетенях.

Таким образом, специфика объектов ПС требует строгой регламентации формы и содержания их изложения и обуславливает официальный (государственный) порядок регистрации государственным органом. В Украине – это Закон Украины «Об изобретениях и полезных моделях», а также «О знаках на товары и услуги». Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного или кабельного вещания, регулируются в Украине Законом «Об авторском праве и смежных правах».



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.