Глава 1. Карл Роджерс – основоположник гуманитарной психологии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 1. Карл Роджерс – основоположник гуманитарной психологии

2021-04-19 80
Глава 1. Карл Роджерс – основоположник гуманитарной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава 1. Карл Роджерс – основоположник гуманитарной психологии

1.1 Биографическая справка

1.2 К. Роджерс – и гуманистическая психологии

Глава 2. Основные положения теории «клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии»

2.1 Моменты, характерные и для человекоцентрированного подхода к психотерапии, и для любого помогающего взаимоотношения

2.2 Свойства отношений, которые способствуют личностному росту

2.3 Четыре качества, необходимые для развивающего общения

Глава 3. О групповой психотерапии

3.1 Стадии группового развития

3.2 Терапевтические возможности группы

3.3 Использование концепции развития личности

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Карл Роджерс — один из патриархов психологической науки XX столетия. Вместе с тем, его философия, воплотившись в личностном подходе в психотерапии, для многих его современников, коллег и людей профессионально далеких от психологии, приобрела метафизическое звучание и значимость системы моральных принципов.

Вся научная деятельность и практика Карла Роджерса как психотерапевта на протяжении шести десятилетий, начиная с середины 1920-х годов и вплоть до его смерти в 1987 году в возрасте 85 лет, была всецело посвящена проблемам человеческого общения и понимания, утверждению принципов, на которых должно строиться совершенно особое "терапевтическое отношение", выходящее, однако, за пределы сугубо терапевтической ситуации, поскольку здесь речь идет об универсальной модели распределения ответственности, компетенции, инициативы в рамках подлинного партнерства.

Карл Роджерс был пионером в разработке нового парадигмально значимого подхода в области психотерапии, известного и признанного сегодня как "недирективный", "клиентоцентрированный" и "личностноцентрированный" подход. Ему принадлежит безусловное лидерство в развитии и распространении метода интенсивной групповой терапии, основанного на взаимодействии индивидуального опыта в групповом общении. Он был одним из ведущих деятелей движения гуманистической психологии 60-80-х годов, которое и сегодня не утратило своего влияния, затрагивая самые широкие сферы общественной жизни.

Тема данного реферата выбрана нами в связи с тем, что клиентоцентрированный подход К. Роджерса интересовал автора данной работы давно, и теперь появилась возможность подробно рассмотреть труды и результаты исследований известного психотерапевта.


Глава 2 Основные положения теории клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии

 

В начале данной главы мы бы хотели сделать оговорку. В связи с тем, что большинство работ К. Роджерса написаны от первого лица, и мы не преследуем цель сделать анализ литературы, а только излагаем его концепцию, то приведённый далее материал будет изложен так, как он взят из источников, без изменений.

 

Моменты, характерные и для человекоцентрированного подхода к психотерапии, и для любого помогающего взаимоотношения

1. Безоценочное принятие каждого чувства, каждой мысли, каждого смысла, каждого изменения направленности.

2. Глубокое понимание чувств и личностных смыслов, обнаруживаемых в своем опыте, требует от партнера а общении всей сензитивности, на которую он только способен.

3. Дружеское общение в ходе поиска самого себя.

4. Доверие к «мудрости организма», ведущей к ядру проблем.

5. Помощь клиенту в том, чтобы он полно ощутил свои чувства.

Указание на все эти моменты, возможно, прояснит то обстоятельство, что человекоцентрированный подход в психотерапии приводит к весьма неуловимому, зачастую запутанному процессу, обладающему своим собственным органичным течением. Чтобы сделать этот процесс возможным, психотерапевту крайне важно быть полностью присутствующим в качестве понимающего и проявляющего заботу человека, однако наиболее решающие события происходят в чувствах и ощущениях клиента.

 


Стадии группового развития

 

К. Роджерс, в результате многолетней практики в области групповой психотерапии, пришел к выводу, что каждая группа проходит несколько стадий своего развития.

1. Замешательство. Лидер или посредник группы объявляет участникам в самом начале, что не собирается управлять группой и что всем предоставляется полная свобода действий. Вполне естественно, что люди поначалу теряются, смущаются, наступают неловкие паузы, разговор почти не поддерживается, общение носит поверхностный характер.

2. Нежелание раскрыться или высказаться. Обычно участники сначала показывают друг другу лишь свою «оболочку», а то, что спрятано за ней. проявляется не сразу, со страхами и опасениями.

3. Описание пережитого. Люди рассказывают о фактах из своей биографии.

4. Выражение отрицательных эмоций. Первые важные непосредственные эмоции носят отрицательный характер и относятся к другим членам группы или к посреднику.

5. Выражение и исследование важного для личности материала. Участник понял: эта группа частично принадлежит ему. И он может помочь развитию группы. Отрицательные эмоции были выражены и приняты, или не совсем приняты, в любом случае без катастрофических последствий. А значит здесь есть, хотя и рискованная, но свобода. Затем в группе устанавливается атмосфера доверия, и участник решает рискнуть - раскрыть хоть немного для других свое «я».

6. Выражение спонтанных чувств между участниками группы. Включение участника в жизнь группы отмечено открытым выражением его непосредственных чувств и переживаний по отношению к окружающим.

7. Развитие в группе способности исцелять. Одна из наиболее удивительных сторон жизни любой группы психотерапии – проявляющаяся естественная и спонтанная способность многих участников облегчать и исцелять боль и страдание окружающих. (2,. 30)

 

Заключение

 

Подход, получивший название "клиентоцентрированная психотерапия" был основан Карлом Р. Роджерсом (1902-1987) - выдающимся психологом, исследователем и психотерапевтом. На сегодняшний день клиентоценрированный подход является одним из наиболее влиятельных и широко распространенных, наряду с психоанализом и поведенческой психологией. В своем самоопределении люди опираются на собственный опыт. Каждый человек имеет уникальное поле опыта или “феноменальное поле”, которое содержит “все, происходящее в любой данный момент внутри оболочки организма, и потенциально может быть осознано”. Поле опыта ограничено биологически и психологически. Подход в значительно большей степени опирается на стремление человека к развитию, здоровью и адаптации.

Терапия – это обретение клиентом свободы расти и развиваться. Опора на чувства, в меньшей степени – на интеллектуальное осознание ситуации; занимается непосредственно ситуацией, а не прошлым человека. Предпочтение отдается термину “клиент”, а не “пациент”, так как пациент – больной человек, нуждающийся в помощи и обращающийся за ней к специально обученным специалистам. Клиент же – человек. Который просит об определенной услуге, полагая, что он не может чего-то сделать один. Здесь есть равенство клиента и терапевта, которое исключается в случае пациент – врач.

Психотерапия – реализация существующих у потенциального клиента способностей, а не искусная манипуляция более или менее пассивной личностью. Клиент здесь способен понимать свои собственные трудности и проблемы, продолжает направлять процесс. Формировать цели терапии, инициирует изменение поведения, которые хочет.

Ключи к исцелению находятся у клиента, терапевт должен обладать определенными личными качествами, чтобы оказать клиенту помощь в том, как научиться использовать эти ключи. Способности клиента придут в действие, если терапевт установит с ним достаточно теплые, принимающие и понимающие отношения. Терапевт сам должен обрести личность, а не играть роль. То есть он должен быть готов выражать своими словами и свои поведением различные чувства и отношения, которые существуют в нем. Терапевт служит моделью подлинной личности. Он предлагает клиенту отношения, в которых можно проверить и испытать собственную реальность. Клиент может научиться ожидать реальной (а не задержанной или искаженной) обратной связи в своих внутренних поисках – клиент может пережить непосредственный опыт самого себя, отказавшись от его искажения. Терапевт полезен клиенту тем, что принимает его и способен поддерживать “необусловленное позитивное внимание” - это “забота, которая не является собственнической и не требует ответной благодарности”. Это можно выразить через формулировку “Мне есть до Вас дело”, а не “Я буду заботиться о Вас, если Вы будете вести себя так-то и так-то”. Это – обещание принимать человека таким, каким он кажется. Для этого терапевт должен быть в состоянии все время видеть самоактуализирующуюся сущность клиента, а не его деструктивное, агрессивное или оскорбительное поведение. Если удается удерживать сознавание позитивной сущности человека, можно быть с ним подлинным и искренним, не скучать, не возбуждаться, не сердиться на определенные проявления его личности. Терапевт поддерживает уверенность, что внутренняя, может быть неразвитая личность клиента способна понять себя. Необусловленное позитивное внимание должно включать “эмпатическое понимание”, нужно чувствовать мир клиента как бы как собственный, но ни на мгновение не теряя этого “как будто”. Тогда клиент уверен, что терапевт не только принимает его, но активно старается почувствовать сходную ситуацию внутри себя. Терапевту необходимо уметь передать свое понимание клиенту, чтобы тот мог почувствовать его подлинность и заботу, его заинтересованность и понимание. Необходимо, чтобы клиент воспринимал терапевта поверх своих искажений, защит и предчувствий угрозы.

Термин "клиентоцентрированная психотерапия" избран Роджерсом не случайно. Он определяет этот подход как "терапию, ориентированную на человека" и подразумевает, что:

Þ Центром психотерапевтического процесса является человек как неделимое целое, во всем многообразии его личного опыта.

Þ Каждый человек обладает внутренним ресурсом и стремлением изменять себя и свою жизнь к лучшему

Þ Доступ к этому ресурсу может быть ограничен или заблокирован вследствие пережитого ранее негативного опыта

Þ В общении, наполненном уважением, доверием и пониманием человек обретает доступ к своим ранее заблокированным возможностям, становится более открытым и осознанными и личностно растет.

Как работает клиентоцентрированная психотерапия?

Главной задачей клиентоцентрированного психотерапевта является создание и поддержание подобной атмосферы общения, в которой устанавливаются и развиваются продуктивные отношения, способствующие изменению и личностному росту клиента.

В психотерапии условиями построения таких отношений являются: искренние реакции и проявления психотерапевта, глубина понимания психотерапевтом личностных смыслов и переживаний клиента и его способность независимо от течения процесса сохранять теплое и уважительное отношение к личности клиента.

Испытывая на себе подобное отношение терапевта, клиент убеждается, что его мир и переживания (как бы они ни оценивались самим клиентом) всегда воспринимаются психотерапевтом как безусловно ценные и значимые.

Такое отношение укрепляет доверие, чувство самоценности клиента и создает безопасные условия для его дальнейшего продвижения в самопознании.

С точки зрения клиентоцентрированного подхода, перечисленные выше качества психотерапевта являются основными "исцеляющими условиями" психотерапии, но не в смысле техники, которую психотерапевт может произвольно применять в процессе работы, а в том смысле, что они являются характеристиками личности самого психотерапевта.

Человек с точки зрения клиентоцентрированного психотерапевта:

Þ Внутренне конструктивен, созидателен, и потому не только стремится, но и реально способен находить для себя позитивные способы существования в мире.

Þ Сложен и многогранен и поэтому не сводим к каким-либо определенным атрибутам или наборам свойств. Невозможно глубоко и полно понять человека, если все внимание сконцентрировано только на части его личности, опыта, жизни. Невозможно понять настоящее через анализ прошлого. Невозможно постигнуть уникальность данной личности, если смотреть на него через призму типологических характеристик "усредненного человека". В восприятии психотерапевта должно найтись место для каждого нюанса личности клиента, его актуального опыта и жизни в целом.

Þ Находится в становлении, постоянном развитии и движении. Человек не статичен, он не есть нечто законченное, застывшее, раз и навсегда определенное. В каждый момент времени у нас есть свобода изменять себя и свою жизнь, избирая направления движения в сторону большей целостности, большей внутренней гармонии. Эти слова утверждают не только творческие ресурсы человека изменять и направлять собственную жизнь, но и его ответственность перед самим собой за то, что он делает со своей жизнью. Поэтому терапевт воспринимает своего клиента как равного себе, то есть как ответственного за свою жизнь и способного определять для себя пути наилучшего развития.

В чем помогает клиентоцентрированная психотерапия?

Þ Следовать своим внутренним ресурсам и опираться на свои собственные силы

Þ Уменьшать и избавляться от страхов

Þ Находить выход из жизненных кризисов и ситуаций, сопровождающихся отчаянием

Þ Находить баланс и способы саморегуляции в ситуациях повышенного стресса, чрезмерных требований, напряжения и нагрузки

Þ Возродить надежду и способность строить новые жизненные планы в ситуации расставания и тяжелых потерь

Þ Найти выход из депрессивного состояния

Þ Избавиться от психосоматических недугов

Þ Обрести стабильное чувство самоценности и самоуважения

Þ Научиться лучше понимать себя, осознавать свои переживания и аутентично выражать их другим людям

Þ Не бояться быть открытым в общении с другими людьми

Þ Не вступать в отношения зависимости

Þ Уметь строить открытые и искренние взаимоотношения и научиться их поддерживать и сохранять

И еще во многом-многом другом...


Список литературы

1. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной – М. 1994г, Прогресс.

2. Роджерс К. Р. О групповой психотерапии./Пер. с англ. - М. 1993г, Гиль-Эстель.

3. Роджерс К. Р. Клиентоцентрированная психотерапия. - М., 1993г, Рефл-бук.

4. Рудестам К. Групповая психотерапия - СПб: Питер. 1999г.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди./Пер. с англ. Общ. ред. М.С. Мацковсого. – М., 1997г, Лист-Нью;Центр общечеловеческих ценностей.

6. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия \ электронный вариант [http://rogers.on.ufanet.ru/index.htm].

Содержание

Введение

Глава 1. Карл Роджерс – основоположник гуманитарной психологии

1.1 Биографическая справка

1.2 К. Роджерс – и гуманистическая психологии

Глава 2. Основные положения теории «клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии»

2.1 Моменты, характерные и для человекоцентрированного подхода к психотерапии, и для любого помогающего взаимоотношения

2.2 Свойства отношений, которые способствуют личностному росту

2.3 Четыре качества, необходимые для развивающего общения

Глава 3. О групповой психотерапии

3.1 Стадии группового развития

3.2 Терапевтические возможности группы

3.3 Использование концепции развития личности

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Карл Роджерс — один из патриархов психологической науки XX столетия. Вместе с тем, его философия, воплотившись в личностном подходе в психотерапии, для многих его современников, коллег и людей профессионально далеких от психологии, приобрела метафизическое звучание и значимость системы моральных принципов.

Вся научная деятельность и практика Карла Роджерса как психотерапевта на протяжении шести десятилетий, начиная с середины 1920-х годов и вплоть до его смерти в 1987 году в возрасте 85 лет, была всецело посвящена проблемам человеческого общения и понимания, утверждению принципов, на которых должно строиться совершенно особое "терапевтическое отношение", выходящее, однако, за пределы сугубо терапевтической ситуации, поскольку здесь речь идет об универсальной модели распределения ответственности, компетенции, инициативы в рамках подлинного партнерства.

Карл Роджерс был пионером в разработке нового парадигмально значимого подхода в области психотерапии, известного и признанного сегодня как "недирективный", "клиентоцентрированный" и "личностноцентрированный" подход. Ему принадлежит безусловное лидерство в развитии и распространении метода интенсивной групповой терапии, основанного на взаимодействии индивидуального опыта в групповом общении. Он был одним из ведущих деятелей движения гуманистической психологии 60-80-х годов, которое и сегодня не утратило своего влияния, затрагивая самые широкие сферы общественной жизни.

Тема данного реферата выбрана нами в связи с тем, что клиентоцентрированный подход К. Роджерса интересовал автора данной работы давно, и теперь появилась возможность подробно рассмотреть труды и результаты исследований известного психотерапевта.


Глава 1. Карл Роджерс – основоположник гуманитарной психологии

1.1 Биографическая справка

 

РОДЖЕРС, КАРЛ (Rogers, Carl) (1902–1987), американский психолог и педагог. Родился в Оук-Парке (шт. Иллинойс) 8 января 1902. Учился в Висконсинском университете, готовился к карьере священника в Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. В семинарии заинтересовался психологией и поступил в педагогический колледж Колумбийского университета. В 1928 получил магистерскую степень по психологии, а в 1931 – степень доктора.

Первоначально Роджерса интересовали проблемы детской психологии, что нашло отражение в его книге «Клиническая работа с проблемными детьми» (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Позднее интересы ученого переместились на психотерапию и разработку подхода, известного как «недирективное консультирование» и описанного в вызвавшей полемику работе «Консультирование и психотерапия» (Counseling and Psychotherapy, 1942). Роджерс утверждал, что «клиент» (он использовал это слово вместо слова «пациент») знает лучше, чем кто-либо, в чем заключается его проблема, и вместе с консультантом может сам найти ее решение. Консультант не направляет, не дает советов, не интерпретирует, не хвалит, не высказывает неодобрения, не выдвигает предложений. Основная применяемая им техника – «отражение чувств»: каждый раз, когда клиент говорит, реакция консультанта заключается в сообщении клиенту, как он понимает его мысль или чувство. С помощью такого психологического зеркала клиент лучше понимает собственные проблемы.

Роджерс пришел к выводу, обсуждаемому в работе «Центрированная на клиенте терапия» (Client-Centered Therapy, 1952), что установки консультанта имеют большее значение, чем его техника. Условия, необходимые для «психотерапевтического изменения личности», создаются, если консультант способен продемонстрировать три существенных качества: «конгруэнтность», т.е. подлинность, реальность, свободу от фасада; «эмпатию», т.е. понимание мира, как его видит клиент, и возможность донести это понимание до клиента; и «безусловное позитивное отношение», т.е. признание личности клиента и уважение к нему, независимо от его проблем или степени антисоциальности.

Книги Роджерса «Психотерапия и личностное изменение» (Psychotherapy and Personality Change, 1954) и «Терапевтические отношения с больными шизофренией» (Therapeutic Relationship with Schizophrenics, 1967) представляют собой исследования терапевтического процесса. Хотя достижения Роджерса приветствовались коллегами, только после публикации его избранных эссе в книге «Взгляд на психотерапию. Становление человека» (On becoming a person, 1961; рус. перевод 1994) труды ученого привлекли внимание широкого круга читателей-неспециалистов.

В 1960-е годы Роджерс стал лидером движения, получившего название «групп встреч» (групповой психотерапии), заинтересовался движением молодежи конца 1960-х и начала 1970-х годов за альтернативные жизненные стили. Среди основных работ этого периода – «Свобода учиться: взгляд на то, чем может стать образование» (Freedom to Learn: A View of What Education Might Become, 1969); «O группах встреч» (On Encounter Groups, 1970); и «Стать партнерами: брак и его альтернативы» (Becoming Partners: Marriage and Its Alternatives, 1973). Умер Роджерс в Ла-Джолле (шт. Калифорния) 4 февраля 1987г.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.