Счет происхождения только по мужской линии — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Счет происхождения только по мужской линии

2021-04-19 72
Счет происхождения только по мужской линии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАН

Введение............................................................................................ 3

I. Права, привилегии и обязанности членов греческого рода 5

Счет происхождения только по мужской линии................................. 6

Обязанность не вступать в брак в пределах рода, за исключением особых случаев 6

Право усыновлять в род чужих.......................................................... 7

Право избирать и смещать вождей..................................................... 7

Наследование имущества и взаимная обязанность отмщения обид.. 8

Близкородственные и кровные связи членов одного рода................ 9

В доме афинянина (в V в до н.э.)......................................................... 9

II. Семейное право в древнем Риме (на примере Институции Гая) 12

О законности брака............................................................................ 13

Браки с иностранцами........................................................................ 14

Дети, рожденные в смешанных браках............................................. 15

Правила усыновления и права усыновленных................................. 16

Случаи установления опеки и отстранения от опеки........................ 17

Заключение................................................................................... 22

Список использованной литературы:........................ 23

Введение

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма про­изводства. Общей, конечно со своими особенностями, была их цивилизация с похожим историко-культурным комплексом (религия и мифология, наука и художественная культура и т.д.). 

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.

Важную роль в жизни каждого античного государства играло законодательство, которое регламентировало практически все стороны общественной жизни. В предлагаемой работе я попытаюсь рассмотреть один из важных и основных аспектов жизни античного общества, регулируемого законами: институт семьи. Невозможно в одной работе рассмотреть и сравнить условия существования семьи во всех античных государствах. Поэтому я ограничусь рассмотрением семейных обычаев в условиях древнегреческого и древнеримского государств.

I. Права, привилегии и обязанности членов греческого рода

 

Основной единицей социальной системы древней Греции был род.

В качестве такового род, естественно, должен был стать центром общественной жизни и деятельности. Он был организован в виде общественной единицы с архонтом, или вождем и казначеем, владел, в известной мере, общими землями, общим кладбищем и общими религиозными обрядами. Помимо того, существовали права, привилегии и обязанности, которые род давал или налагал на всех своих членов. В роде получила свое происхождение религиозная деятельность греков, распространившаяся затем на фратрии и достигшая своего высшего развития в периодических празднествах, общих всем племенам.

Права, привилегии и обязанности членов греческого рода могут быть сформулированы следующим образом:

1. Общие религиозные обряды.

2. Общее кладбище.

3. Взаимное право наследования в имуществе умерших членов.

4. Взаимная обязанность помощи, защиты и отмщения обид.

5. Право вступать в брак в пределах рода с осиротевшими дочерьми и наследницами.

6. Владение общей собственностью, с собственным архонтом и казначеем.

7. Счет происхождения только по мужской линии.

8. Обязанность не вступать в брак в пределах рода, за исключением особых случаев.

9. Право усыновлять в род чужих.

10. Право избирать и смещать своих вождей.

Рассмотрим подробнее лишь некоторые пункты.

О законности брака

 

Ст. 56 провозглашала брак законным и действительным лишь тогда, когда римские граждане женаты на римских гражданках, или даже латинках и иностранках, с которыми существовало jus connubii (т.е. признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями); а так как connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делались римскими гражданами, но также подпадали под власть отца.

Ст. 58 гласила: "Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключать настоящего брака".

Ст. 59 запрещала заключать брак между близкими родственниками, "…как, например, между отцом и дочерью, между сыном и матерью, или дедом и внучкою; и если такие лица соединятся, то брак, ими заключенный, считается преступным и кровосмесительным". Этот же запрет распространялся и на брак с усыновленными или удочеренными родственниками и даже по прекращении усыновления. "Таким образом мы не можем жениться на той, которая в силу усыновления стала нашей дочерью или внучкою, хотя бы мы освободили ее из-под отеческой власти".

Ст. 61 рассматривала частный случай женитьбы сводных родственников (братьев и сестер): брак разрешался лишь тогда, когда оба вступающих в брак освобождались от отеческой власти: "В самом деле, брак между братом и сестрою, безусловно, запрещен, рождены ли они от одного и того же отца и одной и той же матери, или от одного из них. Но, если какая-либо женщина чрез усыновление сделается моею сестрою, то, пока усыновление существует, конечно, не может быть брака между мною и ею; когда же чрез освобождение из-под отеческой власти усыновление прекратится, то я могу на ней жениться; но и в том случае, когда и я буду освобожден из-под отеческой власти, нет препятствия к браку".

Ст. 62 позволяла жениться на дочери брата, но не на дочери сестры: "Брат может жениться на дочери брата; это вошло в обычай с тех пор, как блаженной памяти Клавдий женился на Агриппине, дочери своего брата. Не позволяется, однако жениться на дочери сестры: так постановляют указы императоров".

Ст. 63 запрещала также жениться на теще, невестке, падчерице, мачехе: "…брак не возможен уже по той причине, что одна и та же женщина не может быть замужем за двоими, и мужчина не может иметь разом двух жен". Т.е. эта статья запрещала и многоженство.

Браки с иностранцами

 

Ст. 67: "…если римский гражданин по неведению вступил в супружество с латинской гражданкой или с иностранкой, считая ее римскою гражданкою, то он не имеет над родившимся от этого брака сыном прав отеческой власти, так как сын этот не считается даже римским гражданином, только латинянином или иностранцем, т.е. причисляется к состоянию матери: сын ведь лишь в том случае наследует состояние отца, когда между отцом и его матерью состояло connubium".

Но следует заметить, что эта же статья разрешала установить власть отца через суд.

Ст. 68 трактовала подобный случай замужества римской гражданки с иностранцем: "Равным образом, если римская гражданка по ошибке выйдет замуж за иностранца, считая его римлянином, то ей разрешается судебным порядком доказать и поправить ошибку: тогда сын и супруг приобретают римское гражданство, и, конечно, сын вместе с тем переходит под власть отца".

Ст. 72: "Все сказанное о сыне имеет силу и по отношению к дочери".

Ст. 75 подводила итог сказанному: "Из сказанного видно, что женится ли римлянин на иностранке или иностранец на римской гражданке, сын их родится иностранцем; но если такой брак совершен по ошибке, то, на основании сенатского постановления, можно ошибку эту исправить согласно тому, что мы прежде сказали". Если же вступившие в брак хорошо знали свое положение и никакой ошибки не было, то недостаток этого брачного союза не мог быть исправлен.

Ст. 76 подтверждает сказанное в статье 56: "Не подлежит сомнению, что брак, заключенный между римским гражданином и такою иностранкой, с которою существовало jus connubii, как мы это и прежде сказали, считался законным, и тогда дитя от этого брака было римским гражданином и находилось во власти отца".

Заключение

 

В данной работе я намеренно рассмотрела разные исторические периоды: более ранний в истории древней Греции (архаический период VIII – VI вв. до н.э.) и более поздний в истории древнего Рима (период в истории Римской империи I в до н.э – II в н.э.). для того чтобы сравнить, как изменялся статус семьи с течением времени, с развитием человеческой цивилизации.

Итак, какие выводы можно сделать из такого краткого обзора института семьи в античную эпоху? Главный вывод тот, что уже в ранние времена человеческой истории признавалась огромная роль семьи, как основы общества, уклад и существование которой в условиях общества необходимо регулировать законами. И - следующий вывод - законы эти совершенствовались и усложнялись по мере развития цивилизации и изменения общественного устройства.

Общественное устройство Греции – рабовладельческая демократия, и для неё характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в качестве единственного источника власти. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а человеком.

Древний Рим - во многом продолжатель античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение во многих областях человеческой деятельности, в том числе и в юриспруденции. Одним из ярких достижений в законотворчестве является семейное законодательство. Как в целом культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе, так и семейное законодательство той эпохи сумело определить основные положения института семьи на многие века вперед.

Список использованной литературы:

1. Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону, "Феникс", 1994.

2. История древнего Рима / Под ред. Бокщанина А. Г. — М., Высшая школа, 1971.

3. Древние цивилизации / Под общей ред. Бонгард-Левина Г. М. — М., Мысль, 1989.

4. Древняя Греция / Под редакцией Каллистова Д.П. и Утченко С.Л. – Ленинград, Государственное Учебно – педагогическое издательство, 1958.

5. Интернет – ресурсы:

a. http://ellada.spb.ru/?p=102

b. http://www.portalus.ru/modules/theoryoflaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1129563514&archive=&start_from=&ucat=17&

 

 

 

 

ПЛАН

Введение............................................................................................ 3

I. Права, привилегии и обязанности членов греческого рода 5

Счет происхождения только по мужской линии................................. 6

Обязанность не вступать в брак в пределах рода, за исключением особых случаев 6

Право усыновлять в род чужих.......................................................... 7

Право избирать и смещать вождей..................................................... 7

Наследование имущества и взаимная обязанность отмщения обид.. 8

Близкородственные и кровные связи членов одного рода................ 9

В доме афинянина (в V в до н.э.)......................................................... 9

II. Семейное право в древнем Риме (на примере Институции Гая) 12

О законности брака............................................................................ 13

Браки с иностранцами........................................................................ 14

Дети, рожденные в смешанных браках............................................. 15

Правила усыновления и права усыновленных................................. 16

Случаи установления опеки и отстранения от опеки........................ 17

Заключение................................................................................... 22

Список использованной литературы:........................ 23

Введение

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма про­изводства. Общей, конечно со своими особенностями, была их цивилизация с похожим историко-культурным комплексом (религия и мифология, наука и художественная культура и т.д.). 

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.

Важную роль в жизни каждого античного государства играло законодательство, которое регламентировало практически все стороны общественной жизни. В предлагаемой работе я попытаюсь рассмотреть один из важных и основных аспектов жизни античного общества, регулируемого законами: институт семьи. Невозможно в одной работе рассмотреть и сравнить условия существования семьи во всех античных государствах. Поэтому я ограничусь рассмотрением семейных обычаев в условиях древнегреческого и древнеримского государств.

I. Права, привилегии и обязанности членов греческого рода

 

Основной единицей социальной системы древней Греции был род.

В качестве такового род, естественно, должен был стать центром общественной жизни и деятельности. Он был организован в виде общественной единицы с архонтом, или вождем и казначеем, владел, в известной мере, общими землями, общим кладбищем и общими религиозными обрядами. Помимо того, существовали права, привилегии и обязанности, которые род давал или налагал на всех своих членов. В роде получила свое происхождение религиозная деятельность греков, распространившаяся затем на фратрии и достигшая своего высшего развития в периодических празднествах, общих всем племенам.

Права, привилегии и обязанности членов греческого рода могут быть сформулированы следующим образом:

1. Общие религиозные обряды.

2. Общее кладбище.

3. Взаимное право наследования в имуществе умерших членов.

4. Взаимная обязанность помощи, защиты и отмщения обид.

5. Право вступать в брак в пределах рода с осиротевшими дочерьми и наследницами.

6. Владение общей собственностью, с собственным архонтом и казначеем.

7. Счет происхождения только по мужской линии.

8. Обязанность не вступать в брак в пределах рода, за исключением особых случаев.

9. Право усыновлять в род чужих.

10. Право избирать и смещать своих вождей.

Рассмотрим подробнее лишь некоторые пункты.

Счет происхождения только по мужской линии

Нет никакого сомнения, что порядок был действительно таков, ибо это доказывается их генеалогиями. Потомки по мужской линии носят фамильное имя и образуют род в полном смысле этого слова, но род разрозненный, так что связаны между собой только ближайшие родственники. Женщины теряют с замужеством фамильное имя и переходят со своими детьми в другую семью. Например, Диоген Лаертский говорит, что "Аристотель был сыном Никомаха... а Никомах происходил от Никомаха, сына Махаона, сына Эскулапа". Если даже высшие члены этого ряда были мифическими, то все же самый способ обозначения происхождения показывает род данного лица. Сюда же относится следующее указание Германца, основанное на авторитете Исея: "Каждый новорожденный зачислялся во фратрию и клан своего отца". Зачисление в род отца показывает, что дети принадлежали к его роду.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.