Глава 1 Теоретические аспекты проблемы общего недоразвития речи — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы общего недоразвития речи

2021-04-19 113
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы общего недоразвития речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1 Теоретико-методологические аспекты проблемы общего недоразвития речи

1.1 Исследование особенностей онтогенетического и дизонтогенетического развития речи

1.2 Исследование особенностей лексико-семантического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

Выводы по 1 главе

Глава 2 Современные взгляды об общем недоразвитии речи

2.1 Состояние проблемы развития речи детей

2.2 Характеристика детей с общим недоразвитием речи.

2.3 Причины общего недоразвития речи

Выводы по 2 главе

Глава 3 Экспериментальная логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР

3.1Выявление особенностей лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень)

3.2Логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР (III уровень)

3.3 Анализ результатов экспериментальной работы

Выводы по 3 главе

Заключение

Список литературы

Приложение


 

Введение

 

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Логопеду необходимо иметь ясное представление о структуре дефекта при общем недоразвитии речи, о системе коррекционной работы в логопедической группе, о взаимодействии в процессе работы всех специалистов ДОУ, а также о роли родителей в этой работе.

Дети с общим недоразвитием речи, являясь основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта, по природе его возникновения, по проявлениям речевых и неречевых нарушений.

При общем недоразвитии речи, как указывают отечественные исследователи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие), нарушенными являются все компоненты и стороны речи. Под лексико-грамматической стороной речи исследователи понимают словарь (слова как основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности), а также грамматически правильное его использование.

Применительно к детям нормальным речевым развитием и к детям с ОНР принято различать словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным — возможность употребления их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что грамматический строй рассматривается исследователями как система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Развитие словаря и грамматического строя в онтогенезе рассматривает А. Н. Гвоздев в книге «Вопросы изучения детской речи» (М., 1961).

В онтогенезе к первому году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова-корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации как действия, так и предметы.

К двум годам жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.

Грамматическая структура предложения усваивается ребенком поэтапно. Первыми появляются следующие формы слов: именительный падеж единственного и множественного числа, винительный падеж имен существительных; повелительное наклонение, форма 3-го лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложение включает до трех-четырех слов.

К трем годам уточняются значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, общения с окружающими взрослыми. Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5 —6 слов, лексико-грамматические отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

К четырем годам словарный запас возрастает до 1600 —1900 слов. Из них, по данным А.Н.Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% — глаголы, 11,8% — прилагательные, 5,8% — наречия. На данном этапе формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляется согласование прилагательного с существительным. Предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что, который.

К пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных. Отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа. К этому времени дети усваивают основные формы согласования слов. После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.

Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети с нормальным речевым развитием имеют довольно разнообразный словарь, в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка, что, характеризует лексико-семантическую сторону как соответствующую возрастной норме. У детей с ОНР к моменту школьного обучения эта сторона речи является недостаточно сформированной, что сказывается на их успеваемости в школе по различным предметам. Важность сформированности этой стороны речи для дальнейшего обучения в школе определила актуальность темы исследования.

Объектом данного исследования является процесс коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

Предметом данного исследования являются особенности формирования и развития лексико-семантической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель данного исследования – изучение системы логопедической работы по формированию лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР (III уровень).

Задачи:

1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблемам онтогенетического и дизонтогенетического развития речи.

2. Выявить особенности лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР (III уровня).

3. Систематизировать задания и упражнения, направленные на формирование лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР и проверить эффективность их использования в логопедической работе.

Гипотезой данного исследования является предположение о том, что использование специальных заданий и упражнений, направленных на совершенстовование количественных и качественных характеристик словарного запаса старших дошкольников с ОНР, обеспечит формирование лексико-семантической стороны их речи.

Методы исследования: анализ теоретических источников, анализ анамнестических данных, наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

База исследования: ДОУ «Огонек» пос. Тума Рязанской области.


 

Выводы по 1 главе

 

Известно, что для осуществления речевого общения необходимо умение выражать и передавать мысли, правильно отбирать слова для построения из них лексико-синтаксических конструкций. При общем недоразвитии речи трудности отбора слов и оперирования ими в процессе речевой коммуникации выступают достаточно отчетливо.

Исследования В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской и др. позволяют говорить также о том, что речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей лексико-семантической и структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. С затруднениями в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев.

Спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.


 

Выводы по 2 главе

 

По мере развития словарного запаса значение слова постепенно уточняется. Это связано с усвоением детьми новых слов, уточнением их значения и дифференцированным употреблением известных слов. Изменение значения слова отражает развитие представлений ребенка об окружающем мире, тесно связано с его когнитивным развитием.

По мере развития слово начинает обозначать отдельные признаки предмета или стороны явления. Слово постепенно приобретает функцию обобщения и начинает выступать в качестве средства формирования понятий. Значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.

Овладение ребенком средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность его в речевом общении стимулирует его к овладению языковыми средствами. Развитие грамматических и лексических особенностей речи ребенка связано с его коммуникативной деятельностью. Период раннего детства является решающим в речевом развитии ребенка.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

Посредством аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвитая.

У детей с III уровнем речевого развития наблюдается нарушение слуховой дифференциации звуков. Наблюдаются трудности фонематического анализа и синтеза, нарушение слоговой структуры слова.

Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, затруднен подбор однокоренных слов.

Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с общим недоразвитием речи имеют особенности развития психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.


 

Выводы по 3 главе

 

Анализ полученных данных показывает рост словарного запаса детей: объем их пассивного словаря близок к норме, а вот употребление слов в экспрессивной речи, то есть актуализация словаря вызывает еще некоторые затруднения.

Но видно, что лексический строй речи испытуемой группы претерпел существенные положительные изменения, так как у всех детей выросли проценты успеваемости по всем предложенным заданиям.

Так, они без труда стали называть детенышей животных, образовывать относительные и качественные прилагательные, но затруднялись еще в образовании притяжательных прилагательных. Назвали больше предметов и действий по картинкам.

Эта положительная динамика в формировании лексики связана с использованием большого количества специальных игр и заданий, направленных на развитие словаря и формирование словообразовательных навыков.

Сопоставляя результаты констатирующего и контрольного эксперимента, можно сделать выводы:

1. Специально организованная логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие лексико-семантической стороны речи, была эффективной, так как привела к получению значимых результатов

2. Значимыми результатами являются:

- значительное расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;

- уточнение значения слов;

- уменьшение количества часто встречающихся ошибок;

- улучшение ориентировки в морфемном составе слова, необходимой для прочности навыков словообразования;

- возрастание активности использования различных способов словообразования.

3.Проведенная работа способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей и формированию письменной речи.


 

Заключение

 

Анализ литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с ОНР показывает, что изучение особенностей нарушений лексико-семантической стороны речи является актуальным для логопедии.    

Целью исследования было выявление особенностей коррекционно-логопедической работы по формированию лексико-семантического строя речи у старших дошкольников с ОНР (3 уровень речевого развития).

Для решения задач исследования было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 10 детей с ОНР ДОУ «Огонек».

По результатам констатирующего эксперимента было видно, что дети с ОНР имеют нарушения лексико-семантической стороны речи, которые проявляются в ограниченности словарного запаса, расхождении объёма активного и пассивного словаря, в неточном употреблении слов, в многочисленных вербальных парафазиях.

Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику развития словаря у детей экспериментальной группы по количественным и качественным показателям.

Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, так как в специально организованной коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР использовались специальные задания и упражнения, направленные на обогащение словаря, развитие словообразовательных умений и навыков, что обеспечило формирование лексико-семантической стороны речи этих детей.


 

Список литературы

 

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1972.

2.Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. — В кн.: Нарушение речи у дошкольников. М., 1972, с. 32-81.

3. Бородин А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.

4. Борякова И.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. «Практикум по коррекционно – развивающим занятиям». – М., 1994

5. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1992.

6. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995

7.Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению. – СПб., 1993.

8. Волина В. В. Веселая грамматика. М., 1995.

9. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.

10. Волина В. В. Учимся, играя. М., 1994.

11.Волкова Г.А. «Методика обследования нарушений речи у детей». – М., 1993

12.Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. М., 1975.

13. Воротина Л. М. Творческое рассказывание.// Дошкольное воспитание, № 9, 1982.

14. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч. М., 1982.

15.Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., 2001

16. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., АПН РСФСР, 1949

17.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

18.Генинг М.Г., Герман Н.Н. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1990.

19. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М., 1979.

20. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе д/с. М., 1978.

21. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1993

22. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию.//Дефектология, 1994, №2.

23. Горбушина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М., 1983.

24. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1992.

25. Грибова О.Е., Носкова Т.А. Формирование словообразовательных навыков у учащихся общеобразовательной школы в условиях логопедического пункта.// «Воспитание и обучение детей с нарушением развития». М., 2003. - №1

26. Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. — В кн.: Нарушения речи и голоса у детей. М., 1975,с. 71-80.

27. Еремина В.Н. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Автореферат. Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. М., 2002.

28. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). М., 1985.

29.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2004

30. Жукова И. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. М., 1994.

31. Жукова Н.С. Формирование устной речи. М., 1994.

32.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1999.

33.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1995.

34.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

35.Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте //Дошкольное воспитание. – 1973. - №3.

36. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. — М., 1978.

37.Игнатьева С. А. Социально-логопедический аспект семейного воспитания и обучения детей с наследственными и приобретенными дефектами // Основы региональной модели социального обслуживания семей, имеющих детей с наследственными и приобретенными дефектами: Научно-методическое пособие. — Курск: КГМУ, 1999. — С. 79-124.

38. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985

39.Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М., 2002.

40.Лалаева Р.И., Серебрякова М.В. Коррекция ОНР у дошкольников. СПб., 2001

41. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1968 Лопатина Л.В., Серебрякова М.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольн. СПб., 2001

42. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., 1999.

43. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М.,1992

44. Морозова Т.Н. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме // Дефектология. — 1990. — № 5. — С. 59-66.

45. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР. СПб., 2001.

46. Основы теории и практики логопедии.//Под ред. Левиной Р.Е. М., 2001.

47. Поваляева М.А., Беденко Г.В. и др. Педагогическая диагностика коррекция речи. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1997

48. Преодоление ОНР у дошкольников. Под общ. ред. Волосовец Т.В. М., 2002

49. Преснова О.В. Логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР.// «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».- 2003.- №3

50. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.//Под ред. Дубровиной И.В. М., 2001

51. Пузанова В.П. Коррекционная педагогика. М., 1968

52.Селиверстов В.Л. Заикание у детей. М., 2004.

53.Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи. М., 2002

54.Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». СПб., 2000

55.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., 2002

56.Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. М., 2001

57.Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР. //«Дефектология».- 2001. -№4

58.Туманова Т.В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с ОНР. //«Дефектология». 2004. - №4

59.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М., 2001

60.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. М., 1994

61.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987

62.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989

63.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. М., 2000

64.Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.

65. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. М., 1996

66. Шаховская С.Н. и др. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушением речи. М., 1992

67.Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003

68.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1998

Содержание

 

Введение

Глава 1 Теоретико-методологические аспекты проблемы общего недоразвития речи

1.1 Исследование особенностей онтогенетического и дизонтогенетического развития речи

1.2 Исследование особенностей лексико-семантического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

Выводы по 1 главе

Глава 2 Современные взгляды об общем недоразвитии речи

2.1 Состояние проблемы развития речи детей

2.2 Характеристика детей с общим недоразвитием речи.

2.3 Причины общего недоразвития речи

Выводы по 2 главе

Глава 3 Экспериментальная логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР

3.1Выявление особенностей лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень)

3.2Логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР (III уровень)

3.3 Анализ результатов экспериментальной работы

Выводы по 3 главе

Заключение

Список литературы

Приложение


 

Введение

 

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Логопеду необходимо иметь ясное представление о структуре дефекта при общем недоразвитии речи, о системе коррекционной работы в логопедической группе, о взаимодействии в процессе работы всех специалистов ДОУ, а также о роли родителей в этой работе.

Дети с общим недоразвитием речи, являясь основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта, по природе его возникновения, по проявлениям речевых и неречевых нарушений.

При общем недоразвитии речи, как указывают отечественные исследователи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие), нарушенными являются все компоненты и стороны речи. Под лексико-грамматической стороной речи исследователи понимают словарь (слова как основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности), а также грамматически правильное его использование.

Применительно к детям нормальным речевым развитием и к детям с ОНР принято различать словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным — возможность употребления их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что грамматический строй рассматривается исследователями как система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Развитие словаря и грамматического строя в онтогенезе рассматривает А. Н. Гвоздев в книге «Вопросы изучения детской речи» (М., 1961).

В онтогенезе к первому году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова-корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации как действия, так и предметы.

К двум годам жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.

Грамматическая структура предложения усваивается ребенком поэтапно. Первыми появляются следующие формы слов: именительный падеж единственного и множественного числа, винительный падеж имен существительных; повелительное наклонение, форма 3-го лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложение включает до трех-четырех слов.

К трем годам уточняются значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, общения с окружающими взрослыми. Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5 —6 слов, лексико-грамматические отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

К четырем годам словарный запас возрастает до 1600 —1900 слов. Из них, по данным А.Н.Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% — глаголы, 11,8% — прилагательные, 5,8% — наречия. На данном этапе формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляется согласование прилагательного с существительным. Предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что, который.

К пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных. Отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа. К этому времени дети усваивают основные формы согласования слов. После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.

Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети с нормальным речевым развитием имеют довольно разнообразный словарь, в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка, что, характеризует лексико-семантическую сторону как соответствующую возрастной норме. У детей с ОНР к моменту школьного обучения эта сторона речи является недостаточно сформированной, что сказывается на их успеваемости в школе по различным предметам. Важность сформированности этой стороны речи для дальнейшего обучения в школе определила актуальность темы исследования.

Объектом данного исследования является процесс коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

Предметом данного исследования являются особенности формирования и развития лексико-семантической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель данного исследования – изучение системы логопедической работы по формированию лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР (III уровень).

Задачи:

1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблемам онтогенетического и дизонтогенетического развития речи.

2. Выявить особенности лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР (III уровня).

3. Систематизировать задания и упражнения, направленные на формирование лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР и проверить эффективность их использования в логопедической работе.

Гипотезой данного исследования является предположение о том, что использование специальных заданий и упражнений, направленных на совершенстовование количественных и качественных характеристик словарного запаса старших дошкольников с ОНР, обеспечит формирование лексико-семантической стороны их речи.

Методы исследования: анализ теоретических источников, анализ анамнестических данных, наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

База исследования: ДОУ «Огонек» пос. Тума Рязанской области.


 

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы общего недоразвития речи


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.