Причины революции. «Кровавое воскресенье» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Причины революции. «Кровавое воскресенье»

2021-04-19 60
Причины революции. «Кровавое воскресенье» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Введение

1. Крещение Руси

2. Значение Крещения Руси

3. Причины революции. «Кровавое воскресенье»

4. Подъем революционного движения и Октябрьский манифест

5. Политико-правовые изменения 1906-1907 годов

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Государство и право в России в начале XX века развивается под знаком революции. В связи с созданием некого подобия конституции встает вопрос о форме правления в послереволюционной России. В науке существуют различные взгляды на данный вопрос. Некоторые авторы полагают, что самодержавие осталось, другие утверждают, что теперь можно говорить об ограниченной, конституционной монархии, то есть о ликвидации абсолютизма.

Целью данной работы является анализ революции 1905-1907 гг. и ее значения для России, а также определить значение крещения Руси.

Задачами данной работы являются следующие:

. Определить предпосылки возникновения революции;

. Проанализировать подъем революционного движения и Октябрьский манифест;

. Выявить события революции 1905-1907гг.

. Охарактеризовать значения и итоги революции.

. Выявить особенности крещения Руси и определить значения и уроки для истории.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.


Крещение Руси

Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к миру христианских ценностей. У славян христианство пробивало себе дорогу довольно медленно.

Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных миграций в первом тысячелетии нашей эры создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований. Христианство на Руси распространялось как длительная работа по внедрению религии, где добровольно, где насильственно в течение нескольких веков. Можно предположить, что еще в первом веке нашей эры славянские земли посетил апостол Андрей с миссией распространения христианства. Создатель славянской письменности святой Кирилл в одном из славянских племен обратил в христианство около 200 семейств, видимо, в пером веке было не так уж много ярых ревнителей язычества.

Договор, заключенный Игорем с Византией подписали и воины-язычники и «Крещеная Русь», т.е. христиане занимавшее высокое положений в Киевском обществе.

Ольга, управлявшая государством после смерти своего мужа, также приняла крещение, что считается историками тактическим ходом в сложной дипломатической игре с Византией.

Время правления Святослава было периодом относительно мирного сосуществования двух религиозных систем, среди горожан и обитателей княжеских дворов было немало христиан. В целом городское население было готово к восприятию новой веры, но степень приверженности к язычеству сельских жителей определить сложнее.

Постепенно христианство приобретало статус религии. Распространение христианства в придворной и дружинной среде создавало предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Это суждено было реализовать при князе Владимире. Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. Через несколько лет после вокняжения, Владимир отказался от былой приверженности к язычеству, принял крещение и привлек в христианство своих подданных. Религиозная реформа сильно изменившая жизнь всех других людей, была вызвана к жизни политическими причинами, так как став христианином, Владимир через христианство, решил упрочить внешне-политическое положение Руси, потому что в любых отношениях с христианскими государствами языческая Русь оказывалась неравноправным партнером.

Владимир рассматривал христианство, как государственную религию, поэтому отказ от крещения расценивался как нелоялность к власти. Киевляне и жители южных и западных городов отнеслись к крещению спокойно. Северные и восточные города взбунтовались. Новгородцы были против епископа Иоакима, жители Мурома не пустили в город сына Владимира князя Глеба. Многие историки считают, что враждебность христианства на севере и востоке были вызваны приверженностью населения к традиционным обрядам. Другой причиной сопротивления новгородцев и ростовчан была угроза, как им казалось, их политической атономии.

Владимир, бывший князь Новгородский, в глазах новгородцев был отступником, попиравшим долголетние традиции. Земледельцы и охотники пошли по пути двоеверия, двоеверие существовало достаточно длительное время, что объяснялось малым количеством священников. На первых порах Владимир отказался от применения уголовных наказаний. Он устраивал регулярные трапезы, куда мог прийти всякий голодный, раздавал пропитание неимущим, но период правления Владимира нельзя считать «золотым веком».

Историческое значение Крещения Руси заключается в приобщении славяно-финского мира к ценностям христианства, создание условий для сотрудничества Руси с другими христианскими государствами.

Русcкая церковь стала силой, объединяющей разные земли Руси, культурную и политическую общность.

Связь церкви и государства не раз становились существенным фактором общественного развития иногда благотворным, иногда опасным. С помощью миссионерской деятельности финоугорские и тюрские племена вовлекались в орбиту христианской цивилизации. Как утверждает автор Головатенко - Русь развивалась не как национальное государство и было не столько русским сколько православным. Приобщение к 1000-летней христианской традиции ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывала путь их решения. Имеется ввиду освоение наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытной литературы, искусства, освоение каменного зодчества, иконописи, фресковой росписи, житейской литературы, летописания, школы и переписки книг.

Крещение Руси - это не кратковременное действие, а длительный процесс постепенной христианизации восточных славян. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни и новые формы взаимодействия о окружающим миром. Гумилев сказал: «Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника - Византию, но и примирил его с населением собственной столицы. Некоторое сопротивлении крещению оказывали на первых порах, предпочитая язычество, Новгород и Чернигов Но язычники Новгорода были сломлены военной силой, а через некоторое время Чернигов вместе со Смоленском также приняли христианство. Теперь перед киевским князем оставались лишь внешнеполитические проблемы. Принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращенных, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла.

 

Значение Крещения Руси

 

В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства - города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата - 989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси. Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками - почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Белеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов - каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза.

К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей.

Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела. В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства - православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключе- ние брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни.

Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия - мирно или насильственно - в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа - епископства, строились церкви, создавались монастыри.

Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси-России. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору - духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности.

Постепенно складывалось общерусское самосознание - важный элемент единства древнерусской народности.

христианство революция октябрьский манифест


Черносотенные организации

В начале XX века «черной сотней» стали называть приверженцев самодержавия, участников патриотических манифестаций и погромов, а затем под черносотенцами стали подразумевать определенные политические партии. Революционные события 1905 года дали новый импульс черносотенному движению: в ноябре в Санкт- Петербурге была создана самая крупная из черносотенных партий - «Союз русского народа». Его официальным печатным органом стала газета «Русское знамя».

Общие принципы движения нашли свое отражение в лозунгах: «Россия для русских!», «За веру, царя и отечество!», «За православие, Самодержавие, Народность!», «Долой революцию!».[3. C. 928]/

Образование социал-демократической рабочей партии

-3 марта 1898 года в Минске состоялся первый съезд социал-демократических организаций. На съезде было принято решение об образовании Российской социал-демократической партии (РСДРП). Официальным органом партии была объявлена «Рабочая газета». ЦК (совместно с П.Б. Струве) подготовил «Манифест РСДРП».

Новая попытка создания социал-демократической партии связана с изданием общероссийской нелегальной газеты «Искра», основанной по инициативе В.И. Ульянова. Первый номер «Искры» вышел в декабре 1900 года в Лейпциге. II съезд РСДРП проходил в июле-августе 1903 года сначала в Брюсселе, а затем в Лондоне. Съезд принял подготовленную «Искрой» программу, содержавшую задачи на этапе буржуазно-демократической революции (свержение самодержавия, установление демократической республики, провозглашение политических свобод) и на этапе социалистической революции (установление диктатуры пролетариата). Был утвержден устав партии. Председателем Совета партии (органа, координирующего деятельность ЦО и ЦК) являлся Г.В. Плеханов.

На съезде произошел раскол социал-демократов на большевиков и меньшевиков. Сторонники Ленина, получившие большинство при выборе центральных партийных органов на II съезде РСДРП, стали именоваться большевиками, а их оппоненты- марксисты, сторонники Мартова - меньшевиками.

Программа партии РСДРП содержала в себе требования: передачи власти Революционному Правительству, переход к государственной собственности на землю. 

Образование либеральных партий

Исходной точкой возникновения легальных политических партий в России стало 17 октября 1905 года - дата появления манифеста о даровании политических свобод.

Анархистские организации

Развитие российского анархизма тесно связано с именами М.А. Бакунина и князя П.А. Кропоткина. Бакунин стал автором концепции насильственного революционного переустройства мира; Кропоткин обосновал теорию анархо - коммунизма (безгосударственного коммунизма), основанную на идее равенства, взаимопомощи и солидарности всех людей.

Основными направлениями анархизма в России в годы первой русской революции стали: анархо - коммунизм, анархо - синдикализм, анархо - индивидуализм.

Целью анархистов-коммунистов («хлебовольцев» - по названию их печатного органа «Хлеб и воля») была «социальная революция» - полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом. Главными способами борьбы они считали восстание и террористические акты. Анархо-коммунисты выступали за передачу земли во владение общины.

Анархо - синдикалисты (главные идеологи и руководители Б.Н. Кричевский, В.А. Поссе) основной целью своей деятельности считали полное освобождение от труда от всех форм эксплуатации и власти, создание свободных профессиональных объединений труда как высшей формы их организации.

Анархо - индивидуалисты (А.А. Боровой, Н. Бронский) выступали за абсолютную свободу личности как отправную точку и конечную цель анархизма.

Социальную основу анархистского движения в целом составляли преимущественно ремесленники, торговцы, крестьяне, часть интеллигенции, незначительная часть рабочих.

4. Подъем революционного движения и Октябрьский манифест

 

Это время высшего подъема революции. Основными событиями второго этапа революции является всеобщая Всероссийская Октябрьская стачка и в результате издания манифеста 17 октября 1905 года, бунты крестьян, приведшие к отмене выкупных платежей. Первыми забастовали типографические рабочие Москвы, потребовавшие пересмотра тарифных ставок. Троцкий писал по этому поводу, что «… это маленькое событие открыло собой не более и не менее, как всероссийскую политическую стачку, возникшую из-за знаков препинания и сбившую с ног абсолютизм».[2. C. 752]. В течение нескольких дней забастовки охватили многие московские предприятия, а затем распространился слух о том, что делегаты Союза железнодорожников арестованы. Тогда Союз призвал к стачке все железные дороги страны. С 12 октября забастовка полностью парализовала всю железнодорожную сеть империи. Она охватила промышленность, сферу обслуживания, банки и даже страховые общества и торговлю. Совет рабочих депутатов 17 октября опубликовал свой первый информационный бюллетень (газету «Известия») с призывом ко всем бастующим вступить в контакт с ним - «единственным полноправным представителем трудящихся Санкт - Петербурга». К середине октября обстановка в стране настолько накалилась, что правительство уже теряло контроль над ситуацией. Повсюду проходили митинги и демонстрации с требованием конституции.

Правительство вынуждено было пойти на уступки. Знаменитый манифест 17 октября 1905 года, обещавший созыв Государственной Думы, явился актом монархической власти, знаменовавшим ее отречение от начал неограниченности. Он заключал в себе четыре главных пункта: дарование населению гражданской свободы, привлечение к участию в Государственной Думе по возможности представителей всех слоев населения и предоставление дальнейшего развития начала общего избирательного права вновь созданным законодательным учреждением; установление в качестве незыблемого правила, чтобы никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной Думы. Манифест внес раскол в революционное движение. Либералы, получившие возможность легально организовать свои силы, создав политические партии, призвали прекратить революционную борьбу и возложить все надежды на парламент. Подавляющее большинство эсеров и меньшевиков склонны были считать, что отныне Россия стала конституционной страной и все усилия надо направить на создание гарантий для выполнений обещаний правительства. Большевики призывали к продолжению вооруженной борьбы. У значительной части рабочих и демократической интеллигенции манифест вызвал конституционные надежды. Буржуазные слои приветствовали публикацию Манифеста и нового избирательного закона, считая, что это означает ослабление самодержавия и начало парламентаризма в России.

Манифестом от 3 ноября 1905 г ода были отменены выкупные платежи с 1 января 1906 года наполовину, а с 1 января 1907 года - полностью.

Заключение

 

Таким образом, государственный переворот от 3 июня 1907 года знаменовал собой поражение революции 1905 года и явное возрождение самодержавия, которому удалось отказаться от большинства уступок, предоставленных под давлением оппозиции по Манифесту от 17 октября 1905 года. Однако 1907 год никоим образом не был возвратом к 1904 году. По словам Витте, «революция в умах» свершилась, и сила ее превосходила силу существующего режима. Идеи, раньше волновавшие только отдельные слои, распространились в самых широких кругах общественности. Самодержавие не предоставлялось теперь единственно возможной формой правления. Поначалу, в 1905 году казалось, что от политического пробуждения широких кругов общественности выиграли либералы. Они лучше других выражали требования низших слоев населения, но в 1907 году их время было упущено, и попытка укоренить Думу на новой государственной законности провалилась. Концепция либеральной парламентской революции, которая могла бы привести мирным путем к конституционной демократии, потерпела поражение. Народное движение все больше подпадало под влияние других идей, в особенности социалистических, которые провозглашали изымание капиталистической собственности и реорганизацию производства и всего общественного строя на социалистических началах.

В итоге события 1905-1907 годов не привели Россию к политической интеграции с демократическими режимами остальных европейских стран. Произошел провал либеральной мысли, и усилилась конфронтация между представителями крайних течений.

Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.


Список использованной литературы

 

1. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. Л. 1994г.

2. Графский Б.Г. Всеобщая история права и государства. - М.: Норма, 2005.

.   Зуев М.Н. История России. - М.: Дрофа, 2005.

.   История отечественного государства и права/ Под ред. О.И. Чистякова. - М.: Юристъ, 2003.

.   Максимов Ю.И. История Отечества. - М.: Дрофа, 2005.

.   Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. - М.: Высш. шк., 1988. - 416с.

.   Хрестоматия по Истории России/ авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, И.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Изд-во Проспект, 2006.

Оглавление

 

Введение

1. Крещение Руси

2. Значение Крещения Руси

3. Причины революции. «Кровавое воскресенье»

4. Подъем революционного движения и Октябрьский манифест

5. Политико-правовые изменения 1906-1907 годов

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Государство и право в России в начале XX века развивается под знаком революции. В связи с созданием некого подобия конституции встает вопрос о форме правления в послереволюционной России. В науке существуют различные взгляды на данный вопрос. Некоторые авторы полагают, что самодержавие осталось, другие утверждают, что теперь можно говорить об ограниченной, конституционной монархии, то есть о ликвидации абсолютизма.

Целью данной работы является анализ революции 1905-1907 гг. и ее значения для России, а также определить значение крещения Руси.

Задачами данной работы являются следующие:

. Определить предпосылки возникновения революции;

. Проанализировать подъем революционного движения и Октябрьский манифест;

. Выявить события революции 1905-1907гг.

. Охарактеризовать значения и итоги революции.

. Выявить особенности крещения Руси и определить значения и уроки для истории.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.


Крещение Руси

Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к миру христианских ценностей. У славян христианство пробивало себе дорогу довольно медленно.

Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных миграций в первом тысячелетии нашей эры создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований. Христианство на Руси распространялось как длительная работа по внедрению религии, где добровольно, где насильственно в течение нескольких веков. Можно предположить, что еще в первом веке нашей эры славянские земли посетил апостол Андрей с миссией распространения христианства. Создатель славянской письменности святой Кирилл в одном из славянских племен обратил в христианство около 200 семейств, видимо, в пером веке было не так уж много ярых ревнителей язычества.

Договор, заключенный Игорем с Византией подписали и воины-язычники и «Крещеная Русь», т.е. христиане занимавшее высокое положений в Киевском обществе.

Ольга, управлявшая государством после смерти своего мужа, также приняла крещение, что считается историками тактическим ходом в сложной дипломатической игре с Византией.

Время правления Святослава было периодом относительно мирного сосуществования двух религиозных систем, среди горожан и обитателей княжеских дворов было немало христиан. В целом городское население было готово к восприятию новой веры, но степень приверженности к язычеству сельских жителей определить сложнее.

Постепенно христианство приобретало статус религии. Распространение христианства в придворной и дружинной среде создавало предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Это суждено было реализовать при князе Владимире. Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. Через несколько лет после вокняжения, Владимир отказался от былой приверженности к язычеству, принял крещение и привлек в христианство своих подданных. Религиозная реформа сильно изменившая жизнь всех других людей, была вызвана к жизни политическими причинами, так как став христианином, Владимир через христианство, решил упрочить внешне-политическое положение Руси, потому что в любых отношениях с христианскими государствами языческая Русь оказывалась неравноправным партнером.

Владимир рассматривал христианство, как государственную религию, поэтому отказ от крещения расценивался как нелоялность к власти. Киевляне и жители южных и западных городов отнеслись к крещению спокойно. Северные и восточные города взбунтовались. Новгородцы были против епископа Иоакима, жители Мурома не пустили в город сына Владимира князя Глеба. Многие историки считают, что враждебность христианства на севере и востоке были вызваны приверженностью населения к традиционным обрядам. Другой причиной сопротивления новгородцев и ростовчан была угроза, как им казалось, их политической атономии.

Владимир, бывший князь Новгородский, в глазах новгородцев был отступником, попиравшим долголетние традиции. Земледельцы и охотники пошли по пути двоеверия, двоеверие существовало достаточно длительное время, что объяснялось малым количеством священников. На первых порах Владимир отказался от применения уголовных наказаний. Он устраивал регулярные трапезы, куда мог прийти всякий голодный, раздавал пропитание неимущим, но период правления Владимира нельзя считать «золотым веком».

Историческое значение Крещения Руси заключается в приобщении славяно-финского мира к ценностям христианства, создание условий для сотрудничества Руси с другими христианскими государствами.

Русcкая церковь стала силой, объединяющей разные земли Руси, культурную и политическую общность.

Связь церкви и государства не раз становились существенным фактором общественного развития иногда благотворным, иногда опасным. С помощью миссионерской деятельности финоугорские и тюрские племена вовлекались в орбиту христианской цивилизации. Как утверждает автор Головатенко - Русь развивалась не как национальное государство и было не столько русским сколько православным. Приобщение к 1000-летней христианской традиции ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывала путь их решения. Имеется ввиду освоение наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытной литературы, искусства, освоение каменного зодчества, иконописи, фресковой росписи, житейской литературы, летописания, школы и переписки книг.

Крещение Руси - это не кратковременное действие, а длительный процесс постепенной христианизации восточных славян. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни и новые формы взаимодействия о окружающим миром. Гумилев сказал: «Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника - Византию, но и примирил его с населением собственной столицы. Некоторое сопротивлении крещению оказывали на первых порах, предпочитая язычество, Новгород и Чернигов Но язычники Новгорода были сломлены военной силой, а через некоторое время Чернигов вместе со Смоленском также приняли христианство. Теперь перед киевским князем оставались лишь внешнеполитические проблемы. Принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращенных, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла.

 

Значение Крещения Руси

 

В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства - города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата - 989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси. Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками - почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Белеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов - каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза.

К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей.

Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела. В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства - православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключе- ние брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни.

Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия - мирно или насильственно - в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа - епископства, строились церкви, создавались монастыри.

Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси-России. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору - духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности.

Постепенно складывалось общерусское самосознание - важный элемент единства древнерусской народности.

христианство революция октябрьский манифест


Причины революции. «Кровавое воскресенье»

 

В 1900 году разыгрался мировой экономический кризис, который распространился и на Россию. Кризис промышленности 1900-1903 годов, безысходное положение российской деревни, деградация центральной власти- все это привело к резкому обострению социальной и политической обстановки в стране в начале XX века, а затем к революции 1905-1907 годов. Таким образом, кризис 1900-1903 годов явился переломным моментом в жизни страны.

На рубеже XIX и XXвеков верховная власть в России по-прежнему принадлежала «монарху самодержавному и неограниченному». [3. C. 328] Вступивший на престол в 1894 году Николай II был убежден в том, что ограничение прав самодержца, внедрение представительных институтов и конституции приведет Россию к краху. «Я буду охранять начала самодержавия» [5. C. 321], - обещал он в начале царствования.

Причины революции многообразны, но все они, так или иначе, связаны с процессами модернизации. Реалиям начала XX века не соответствовали самодержавный принцип правления, сословное неравенство и негарантированность основных гражданских прав, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья. К старым социальным конфликтам, определяющим характер отношений власти и общества, добавились новые, порожденные модернизацией. Особенно острым стал рабочий вопрос, усугублявшийся отсутствием трудового законодательства, низким уровнем заработной платы, высокой продолжительностью рабочего дня.

Наиболее полно обстановку в России в начале XX века характеризуют слова М. Бомпара - посла Франции в России в 1904 году, которые он писал в своих донесениях: «Все классы общества пришли в смятение, в стране совершаются политические убийства, идут забастовки, крестьянские бунты, новые слои общества, охваченные идеями радикализма и обновленного народничества, превратились в оппозицию государству» 2. C. 752].

3 января 1905 года рабочие Путиловского Завода прекратили работу в знак протеста против увольнения своих товарищей. Стачка распространилась на все предприятия Санкт - Петербурга. Собрание русских фабрично- заводских рабочих в 1904 году возглавил священник пересыльной тюрьмы- Г.Гапон, который активно участвовал в его создании. Противник стачек как формы борьбы, после начала забастовки рабочих Путиловского завода, Г.Гапон обратился с петицией к Николаю II, пытаясь погасить конфликт между Собранием русских фабрично- заводских рабочих и администрации. В разгар всеобщей стачки в Петербурге, (в ней участвовало до 111 тысяч человек) Г.Гапон предложил устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. Петиция отражала коллективное сознание рабочих, верящих во всемогущество царя: «Не откажи же в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия и невежества, … а не повелишь - мы умрем здесь на этой площади перед тво


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.