Земельные отношения и рынок земли в России — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Земельные отношения и рынок земли в России

2021-04-19 63
Земельные отношения и рынок земли в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Земельная реформа в России началась в 1990 году, когда были приняты первые законы «О земельной реформе», «О плате за землю», «О КФХ».

Задачами земельного законодательства является регулирование земельных отношений, в целях рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития условий для различных форм хозяйствования. Важная задача реформы состояла в определении размера земельной ренты, в обосновании ставок земельного налога, выявлении цены земли, а также в ее сохранении.

В 1997 году завершился первый этап земельной реформы, который сводился к перераспределению государственной земельной собственности в пользу частного и кооперативного секторов, а также в ведении платы за пользование землей. В стране были созданы предпосылки для земельного оборота и формировании вторичного рынка земли. [25]

Земельные отношения включают отношения собственности на землю, а также отношения, возникающие в ходе ее оборота, распределения и использования платы за землю. Земельный оборот представляет собой систему перераспределения земель, различного целевого назначения между собственниками, владельцами и пользователями земельных участков. Эта система включает в себя следующие операции с землей: аренду, куплю-продажу, наследование, дарение, залог, обмен. [3]

Землевладение и землепользование в Российской федерации является платным. Целью введения платы является стимулирование рационального землепользования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества. Плата за землю существует в трех формах: земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. [18]

Формирование и развитие рынка земли несет как положительные так и отрицательные последствия. К положительным относят следующие:

- продажа и аренда земли позволяет зарабатывать средства для дальнейшего расширения производства и интенсивнее использовать оставшиеся земли;

-  внутрихозяйственный оборот земельных долей дает возможность увеличить размеры крестьянских и личных подсобных хозяйств;

-  прекращается бесплатное изъятие земель.

Негативные последствия:

- из-за низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию сельские жители неспособны конкурировать с городскими, что приведет к части изъятия земель из сельскохозяйственного оборота;

-  часть сельскохозяйственных жителей быстро распродают свои земельные доли и в результате из собственников превратятся в наемных работников с соответствующим отношением к земле;

-  в России могут вновь появится крупные землевладельцы. [18]

Проблема земельных отношений является ключевой в государственной аграрной политике, а по своим экономическим, социальным и общественно-политическим последствиям формы и методы ее решения оказывают влияние на социально-экономические процессы в обществе. [20]

Рассмотрим, какие проблемы земельных отношений в России существуют сейчас.

В ходе проведения в 1990-е годы земельной реформы в стране появилось свыше 12,5 млн владельцев земельных паев. Это послужило основой для перехода к многоукладной экономике в аграрном секторе страны и к появлению новых институциональных форма организации сельскохозяйственного производства, в свою очередь, обусловливающих появление и развитие новых механизмов организации экономических отношений между землевладельцами и землепользователями. [15]

Реформа существенно изменила земельные отношения в стране, однако главная ее задача - повышение эффективности использования земельных ресурсов в аграрном производстве - решена не была. Неоправленная поспешность привела к плачевным результатам - катастрофическому сокращению сельскохозяйственного производства, резкому снижению его товарности, росту импортной продовольственной зависимости. [19]

В результате проведения земельной реформы сформировалась сложная система земельных отношений, которая в настоящее время препятствует как эффективному использованию земель, так и развитию цивилизованного земельного рынка, во многом это связано с отсутствием комплексного решения конкретных проблем. [27]

Рыночный механизм хозяйствования в аграрном секторе еще не сложился. Деятельность хозяйствующих субъектов - и сельскохозяйственных предприятий, и крестьянских (фермерских) хозяйств - нередко завершается их банкротством и ликвидацией.

В целом по Российской федерации не используются огромные площади земель сельскохозяйственного назначения. По данным Роснедвижимости, за15 лет площадь пашни сократилась на более чем 10 млн. га, свыше 10 млн. сельхозугодий не используются по целевому назначению.

В стране отсутствуют адекватные организационно-экономические механизмы реализации права собственности на землю, что приводит к неэффективному использованию земель, ухудшению их качественного состояния, снижению плодородия. Особенно острые проблемы имеют место при формировании земельных отношений, связанных с использованием земельных долей. [27]

Приходится констатировать, что действующее законодательство не способствует созданию устойчивых сельскохозяйственных предприятий с долгосрочным землепользованием. Вообще несовершенство законодательной базы земельных отношений дает почву для многочисленных правонарушений. В стране сложилась парадоксальная ситуация: свыше 30 млн. га земель сельхозугодий не используется, а за последние десятилетия посевная площадь в стране сократилась более чем на треть. И это при том, что в стране остро стоит проблема повышения продовольственной безопасности. [15]

Необходимо создание многоуровневой системы наблюдений за состоянием и использованием земель, а также обязательное проведение полных почвенных и агрохимических обследований на всей территории сельскохозяйственных угодий, в первую очередь - на землях фонда перераспределения с целью составления паспортов земельных участков. Землепользователи или собственники земли должны иметь материалы обследования земель и проектную документацию, обосновывающую наиболее экономически эффективный и экологически целесообразный комплекс мероприятий ведения сельскохозяйственного производства.

Современное сельскохозяйственное производство осуществляется в основном на землях, оформленных в самом начале земельной реформы как земельные доли. От того, насколько эффективно используются эти земельные доли в аграрном производстве, зависит в целом эффективность сельского хозяйства как отрасли АПК. В настоящее время земельные доли могут быть выкуплены сельскохозяйственной организацией как юридическим лицом, внесены в качестве вклада в уставный капитал сельскохозяйственной организации, переданы сельскохозяйственной организации на праве аренды. Кроме того, около 10% земельных долей используются самими собственниками. Имеются земельные доли, до настоящего времени не востребованные их владельцами.

К сожалению, функции контроля оптимальности размещения земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, не осуществляются органами исполнительной власти ни на федеральном, ни на региональном уровне. Имеют место факты хаотического размещения земельных участков, выделяемых в счет земельных долей. Это усложняет условия для обработки земельных участков, оставшихся в долевой собственности, нарушает компактность сложившегося землепользования.

Также длительное время с нарушением законодательства осуществлялось использование невостребованных земельных долей в сельскохозяйственном производстве, они не могли участвовать в обороте, с их площади не выплачивались налоги и арендная плата. Федеральным законом №87-ФЗ от 18 июля 2005г. были внесены изменения в федеральные законы «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и «О землеустройстве», которые обеспечили правовое обоснование работ по образованию земельных участков в счет невостребованных земельных долей. Это, несомненно, повышает эффективность их дальнейшего использования, обеспечивает сбор земельных платежей, вовлекает в оборот, способствует развитию цивилизованного земельного рынка.

В условиях капитализма в России неизбежно формирование класса крупных земельных собственников. Наиболее оптимистичный вариант - если они будут заниматься сельскохозяйственным производством, инвестировать капитал в мелиорацию земель, предотвращение процессов эрозии, современные технологии.

Большой проблемой является то, что на федеральном уровне нет единого органа управления земельными ресурсами, не разработана стратегия управления ими, нет поэтапной программы завершения земельной и аграрной реформы. [19]

Указом Президента РФ от 12 мая 2008г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Министерству сельского хозяйства РФ переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений в части использования земель сельскохозяйственного назначения, по государственному мониторингу таких земель. Реализация данного указа должна обеспечить условия для реализации цивилизованного оборота земель, совершенствования земельного рынка, передачи земель более эффективным собственникам, повышения эффективности использования сельскохозяйственных угодий. [2]

Таким образом, земельные отношения включают в себя отношения собственности на землю, а также отношения, возникающие в ходе ее оборота и в процессе взимания, распределения и использования платы на землю.

В последние годы в этой сфере произошли существенные изменения. Земельная реформа в России, во-первых, устранила государственные монополизм; во-вторых, было введено плановое землепользование; в-третьих, начал формироваться рынок земли. Но хотя земельные отношения в России постепенно приобретают рыночный характер, земельный рынок пока еще недостаточно развит и не подкреплен в полном объеме законодательной базой и для введения полномасштабного рынка земли еще необходимо решить ряд проблем.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.