Теоретические аспекты учета денежных средств в организации — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Теоретические аспекты учета денежных средств в организации

2021-04-19 616
Теоретические аспекты учета денежных средств в организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Денежные средства представляют собой    аккумулированные в денежной форме активы организации, находящиеся в ее кассе в виде наличных денег и денежных документов, на банковских расчетных, валютных и специальных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводов в пути и др. Объемом имеющихся у организации денег, как важнейшего средства платежа по обязательствам, определяется платежеспособность организации - одна из важнейших характеристик ее финансового положения.

Денежные средства находятся в постоянном движении. Ими рассчитываются с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с бюджетом и внебюджетными фондами, с банками, с работниками, с различными физическими и юридическими лицами. Платежеспособными считаются организации, обладающие достаточным количеством денежных средств для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам. Но всякие излишние запасы денежных средств приводят к замедлению их оборота, а в условиях инфляции - и к прямым потерям за счет их обесценивания. Поэтому эффективное управление денежными потоками имеет важное значение для предпринимательской деятельности организации.

Все это придает особое значение учету денежных средств как важнейшему инструменту управления денежными потоками, контроля сохранности, законности и эффективности использования денежных средств, поддержания повседневной платежеспособности организации.

Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, чековых книжках и т.д.

Основными функциями бухгалтерского аппарата по учету денежных средств является обеспечение контроля за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины, эффективностью использования собственных и заемных средств, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе. Поэтому основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:

контроль правильности документального оформления, законности и целесообразности операций с наличными и безналичными денежными средствами, полное и своевременное отражение их в учете;

обеспечение сохранности денежных средств и документов в кассе, регулярное проведение инвентаризаций, выявление их результатов и организация своевременного взыскания с виновников недостач;

обеспечение своевременности, полноты и достоверности расчетов по всем видам платежей и поступлений, взыскание дебиторской и погашение кредиторской задолженностей;

выявление возможностей более реального использования и вложения свободных денежных средств.

В процессе предпринимательской деятельности организации постоянно ведут взаимные денежные расчеты. «Порядок ведения кассовых операций в РФ», утвержденный решением Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №40 и сообщенный письмом Банка России от 04 октября 1993 года №18 применяется в полном объеме.

Каждая организация для осуществления расчетов наличными деньгами и хранения денежных документов должна иметь кассу. Помещение кассы должно быть специально оборудовано для обеспечения необходимых условий сохранности денежных средств. Руководитель организации несет ответственность за создание таких условий.

Выполняет кассовые операции кассир, который при принятии на работу должен быть под расписку ознакомлен с правилами ведения кассовых операций, и с ним заключается договор о материальной ответственности. Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей (денежных средств, денежных документов).

Наличные деньги поступают в кассу с расчетного, валютного счетов в банке, в виде платежей за материальные ценности и услуги, при возврате авансов и неиспользованных сумм и т.п.

Деньги с валютного или расчетного счета получает кассир организации по чеку. Чековую книжку организация по заявлению получает в обслуживающем банке. На лицевой стороне чека на получение денег указывается требуемая сумма, а на оборотной - ее название (на оплату труда, хозяйственные расходы и т.п.). Отрывная часть чека остается в банке с указанием полученной суммы - у организации в чековой книжке.

При приеме выручки от продажи продукции (работ, услуг) организации обязаны в момент оплаты выдавать покупателю (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт отпечатанные ККТ кассовые чеки; в остальных случаях прием наличных денег кассами организации ведется по приходным кассовым ордерам (форма №КО-1) (образец заполнения приведен в Приложении 1); выдача наличных денег - по расходным кассовым ордерам (форма №КО-2) (образец заполнения приведен в Приложении 2) или надлежаще оформленным другим документам (платежные ведомости, заявления на выдачу денег, счета и др.); сдача наличных денег в банк - по объявлениям на взнос наличными.

Для контроля движения наличных денежных средств используются контрольно-кассовые техники (ККТ). Контрольно-кассовую технику применяют при осуществлении денежных расчетов с юридическими и физическими лицами по товарным операциям или по оказанию бытовых услуг, так как эти сферы деятельности связаны с массовым наличным денежным оборотом. Исключение составляют только те организации, которые в силу специфики своей работы используют документы строгой отчетности, заменяющие чеки ККТ.

Так же законодательством РФ, а именно Центральным Банком России регулярно устанавливается лимит наличных расчетов между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем сто тысяч рублей (Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 года №1843-У).

Организации обязывают хранить все свободные денежные средства в кредитных учреждениях. Банк, обслуживающий организацию контролирует проведение кассовых операций. По договору, заключенному между организацией и обслуживающим банком, устанавливается лимит, ограничивающий остаток денег, которые могут оставаться в кассе в конце дня. Сверх этого лимита могут находиться наличные денежные средства в кассе организации только в дни выплаты заработной платы, пособий и подотчетных сумм в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. Расчет лимита наличных средств зависит от размера организации и объема ее оборота.

Порядок ведения кассовых операций следующий:

) оформление первичных документов по приходу и расходу (денежных средств);

Все кассовые операции должны оформляться унифицированными формами первичной учетной документации.

Факт любого получения наличных денежных средств оформляются приходным кассовым ордерам - ПКО (форма №КО-1) (Приложение 1). Ордер выписывается на основании соответствующих оправдательных документов.

Наличные деньги из кассы выдаются по расходным кассовым ордерам РКО (форма №КО-2) (Приложение 2) или по другим документам (платежным ведомостям, счетам, заявлениям на выдачу денег и др.) с наложением на них специального штампа «оплачено» с целью исключения повторного проведения документа. Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится только в день их составления.

) регистрация первичных документов в журнале регистрации;

Журнал регистрации построен таким образом, что по его данным контролируются целевое назначение полученных и израсходованных денежных средств организацией, по нему присваиваются номера кассовым документам, проверяется полнота произведенных кассиром операций.

) Заполнение кассовой книги (2 экз.), ежедневное подведение остатка по кассовой книге;

Учет и движение денег в кассе ведется кассиром в кассовой книге (форма №КО-4) (Приложение 3). Каждая организация ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью организации. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.

) сдача в бухгалтерию отчета кассира (2-ой экземпляр кассовой книги) с приходными и расходными документами под расписку бухгалтера в кассовой книге.

Заработную плату, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, премии, стипендии выдают из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером. При получении денег рабочие и служащие расписываются в платежной ведомости. Если деньги выдаются по доверенности, то в тексте расходного ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег.

Для учета денег, выданных из кассы доверенным лицам (раздатчикам) по выплате заработной платы, и возврата остатка наличных денег и оплаченных документов кассир должен вести Книгу учета принятых и выданных кассиром денег (форма №КО-5) (Приложение 4), в ООО «Континент Сервис Групп» данная книга не ведется в связи с чем в работе приведена унифицированная форма без заполнения.

В сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяют с данными учета по кассовой книге. Для осуществления ревизии кассы приказом руководителя организации назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывают их сумму и обстоятельства возникновения.

В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна проводится проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки (не реже одного раза в два года).

Денежные средства, хранящиеся в кассе, учитывают на активном синтетическом счете 50 «Касса». В дебет этого счета записывают поступление денежных средств в кассу, в кредит - выбытие денежных средств из кассы. Счета, корреспондирующие со счетом 50, бухгалтер указывает в первичных кассовых документах до совершения самой кассовой операции, а затем их переносят из документов в кассовую книгу.

К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

«Касса организации»;

«Операционная касса»;

«Денежные документы» и др.

На субсчете 50-1 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе организации. Когда организация совершает кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.

На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитывают наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Этот субсчет открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.

На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы отражаются на счете 50 в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по видам.

В том случае, когда денежные документы приобретает кассир (весьма распространенная практика), в учете делают проводку:

Дт 50-3 «Денежные документы» Кт 50 «Касса» - на сумму денежных документов, приобретенных за наличный расчет.

При выбытии денежных документов кредитуется счет 50 и дебетуется счет учета источников возмещения затрат, например:

Дт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кт 50 «Касса» - на сумму стоимости путевок в оздоровительные учреждения, оплачиваемых за счет чистой прибыли организации;

Дт 26 «Общехозяйственные расходы» Кт 50 «Касса» - на сумму стоимости почтовых марок, использованных для пересылки корреспонденции.

Если почтовые марки выдаются должностным лицам (например, секретарю или офис-менеджеру) для постепенного использования, то в учете такая выдача оформляется как выдача подотчетных сумм:

Дт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кт 50 «Касса».

На общехозяйственные расходы стоимость марок списывается по мере использования:

Дт 26 «Общехозяйственные расходы» Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Кассовые операции записывают по кредиту счета 50 и отражают в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета проставляют в разных журналах-ордерах, и, кроме того, эти обороты контролируются ведомостью №1. Основанием для заполнения журнала-ордера №1 и ведомости №1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере и ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.

Аналитический учет кассовых операций ведется по каждой операционной кассе с открытием отдельной кассовой книги.

Денежные средства сельскохозяйственного предприятия, хранящиеся на расчетных и валютных счетах, учитывают соответственно на активных синтетических счетах 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета».

Счет 51 предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях.

Счет 52 служит для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами.

По дебету счетов 51 и 52 показывают поступление денежных средств на расчетные и валютные счета организации. По кредиту счетов 51 и 52 отражают списание денежных средств с расчетных и валютных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного и валютного счетов организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».

Операции по расчетному и валютному счетам отражают в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

Аналитический учет по счету 51 ведется по каждому расчетному счету.

К счету 52 «Валютные счета» могут быть открыты субсчета:

«Валютные счета внутри страны»;

«Валютные счета за рубежом».

Аналитический учет по счету 52 ведется по каждому счету, открытому для хранения денежных средств в иностранной валюте.

Счет 55 «Специальные счета в банках» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей) на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:

«Аккредитивы»;

«Чековые книжки»;

«Депозитные счета» и др.

На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах.

Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов.

Принятые на учет по счету 55 средства в аккредитивах списывают по мере их использования (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления кредитной организацией на тот счет, с которого они были перечислены, отражают по кредиту счета 55 в корреспонденции со счетом 51 или 52.

Аналитический учет по субсчету 55-1 ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву.

На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывают движение средств, находящихся в чековых книжках. Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражают по дебету счета 55 и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов. Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списывают по мере оплаты выданных организацией чеков, т.е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков (согласно выпискам кредитной организации), с кредита счета 55 в дебет счетов учета расчетов (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.). Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55; сальдо по субсчету 55-2 должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации. Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимся неиспользованными) отражают по кредиту счета 55 в корреспонденции со счетом 51 или 52.

Аналитический учет по субсчету 55-2 ведется по каждой полученной чековой книжке.

На субсчете 55-3 «Депозитные счета» учитывают движение средств, внесенных организацией в банковские и другие вклады.

Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 в корреспонденции со счетом 51 или 52. При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи.

Аналитический учет по субсчету 55-3 ведется по каждому вкладу.

На отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 «Специальные счета в банках», учитывается движение обособленно хранящихся в кредитной организации средств целевого финансирования, в частности, поступивших бюджетных средств, средств на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета.

Ниже приведена таблица 1 типовых корреспонденции счетов по учету денежных средств.

Учет поступления и выбытия денежных документов оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами, а эти данные, в свою очередь кассир записывает в книгу движения денежных документов, которая является регистром аналитического учета. Аналитический учет денежных документов ведут по их видам.

Синтетический учет денежных документов осуществляется в журнале-ордере №1. По окончании отчетного периода остатки по журналу-ордеру сверяют с данными книги движения денежных документов.

Наличные деньги, полученные с расчетного счета в кассу организации, расходуются по строго целевому назначению (цели, на которые расходуются деньги, указываются на оборотной стороне чека).

Иногда в предпринимательской деятельности организации возникает разрыв во времени между зачислением денег на расчетный счет в учреждении банка и списанием их из кассы (инкассация, сдача денег в кассы почтовых отделений для зачисления на счета организации). Для этих целей используют счет 57 «Переводы в пути». Основанием для принятия этих сумм по этому счету являются квитанции учреждений банков и почтовых отделений, вторые экземпляры препроводительной ведомости к сумме с денежной выручкой.

Не реже одного раза в месяц (в соответствии с приказом №49 Минфина РФ от 13 июня 1995 года «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» и «Порядком ведения кассовых операций») должна проводиться инвентаризация кассы. Результаты инвентаризации оформляются актом. Излишки, выявленные в кассе, зачисляются в доход предприятия: Дт 50 «Касса» Кт 91/1 «Прочие доходы».

Недостача относится на материально-ответственное лицо (кассира).

В учете составляются следующие проводки:

. При обнаружении недостачи: Дт 94 «Недостачи, потери от порчи ценностей» Кт 50 «Касса».

. Выявленная недостача относится на материально-ответственное лицо: Дт73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кт 94 «Недостачи, потери от порчи ценностей».

. Внесено наличными в кассу в погашение задолженности по недостаче: Дт 50 «Касса» Кт 73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

. Удержано из заработной платы в погашение недостачи: Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

 

Таблица 1. Типовая корреспонденция счетов по учету денежных средств

№ п/п Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

    Дт Кт
1 Принята и оприходована по кассе предприятия выручка из операционной кассы по справке-отчету кассира-операциониста и приходному кассовому ордеру 50-1 50-2
2 Поступили в кассу предприятия наличные деньги из соответствующих счетов в банках на оплату труда, командировочные, операционно-хозяйственные и прочие расходы 50-1 51
3 Поступили в кассу предприятия денежные средства, числившиеся, как денежные средства в пути 50-1 57
4 Возвращены поставщикам ранее полученные и не использованные платежи 50 60
5 Оприходованы наличные денежные средства, поступившие в кассу предприятия от покупателей и заказчиков 50 62
6 Поступили в кассу предприятия от персонала организации в погашении переплат по заработной плате 50 70
7 Внесены в кассу предприятия подотчетными лицами неизрасходованные подотчетные суммы 50 71
8 Сданы из кассы предприятия и зачислены на расчетные и специальные счета в банках денежные средства 51 50
9 Оплачена задолженность поставщиками подрядчикам наличными денежными средствами, а также выдан аванс 50 60
10 Погашена задолженность наличными денежными средствами перед бюджетом, внебюджетными фондами 68,69 50
11 Выплачены из кассы предприятия суммы заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности и т.п. 70 50
12 Выявлена при инвентаризации недостача денежных средств 94 50
13 Выданы под отчет денежные средства 71 50

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации каждая организация вправе открывать в любом банке по своему усмотрению расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления через эти счета расчетных, кредитных и кассовых операций. Основным нормативным документом, регулирующим совершение и учет операций с безналичными денежными средствами, является Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденное Центральным Банком РФ от 03.10.2002 г. №2-П (с изменениями и дополнениями). Для открытия расчетного счета организации предоставляют в банк заверенные установленным порядком копии учредительных документов, заявление об открытии расчетного счета, копию свидетельства о государственной регистрации, копию свидетельства о постановке на учет в налоговый орган, карточку с образцами подписей распорядителей средств и оттиска печати.

Открытому счету присваивается номер, который затем указывается во всех документах, отражающих движение средств по расчетному счету.

Порядок оформления и совершения операций по расчетному счету регулируется действующим законодательством и правилами, инструкциями и положениями Центрального Банка Российской Федерации.

Взаимоотношения между банком и организацией строятся на основании договора, в котором фиксируется перечень услуг банка, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных документов, условия размещения средств, права, обязанности и ответственность сторон и др. Все операции по расчетному счету банк производит с согласия и по поручению владельца счета.

Средства списываются с расчетного счета организации в порядке календарной очередности поступления расчетно-платежных документов. Но существуют некоторые приоритеты, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ ст. 855 ч. 2., всего 6 очередей: в первую очередь осуществляется списание денежных средств по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о возмещении алиментов; во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования; в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей части; в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Движение средств на расчетном счете оформляется банковскими платежными документами. К таким документам относятся: объявление на взнос наличными, платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения, чеки и аккредитивы.        

Во всех платежных банковских документах, кроме обязательных реквизитов, указывается назначение платежа.

Основными формами безналичных расчетов являются: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо.

Платежное поручение (форма №0401060) (Приложение 5) представляет собой поручение организации банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другой организации. Платежными поручениями оплачиваются товары, работы и услуги; перечисляются налоги и отчисления; удержания из заработной платы работников физическим и юридическим лицам; заработная плата работников через кредитные учреждения; переводы через организации связи.

При равномерных и постоянных поставках между поставщиками и покупателями расчеты между ними могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании договоров (соглашений) с использованием в расчетах платежных поручений.

По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Срочный платеж совершается в следующих вариантах:

авансовый платеж, т.е. до отгрузки товаров;

после отгрузки товаров, т.е. путем прямого акцепта счета;

частичные платежи при крупных сделках.

Аккредитив (форма №0401063) (Приложение 6) представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку осуществлять такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. В ООО «Континент Сервис Групп» аккредитив не оформляется в связи с чем в работе приведена унифицированная форма без заполнения.

Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанный в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются частью второй Гражданского кодекса РФ, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Расчеты по инкассо осуществляются на основе платежных требований и инкассовых поручений.

Платежное требование (форма №0401061) (Приложение7) представляет собой требование поставщика к покупателю произвести оплату на основании расчетных и отгрузочных документов поставляемой продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

Платежное требование выписывает поставщик продукции (работ, услуг) и сдает в банк на инкассо при реестре. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться как с предварительным акцептом, так и без него.

Инкассовое поручение (форма №0401071) (Приложение 8) является расчетным документом, на основании которого списываются денежные средства со счетов плательщиков в бесспорном порядке. В ООО «Континент Сервис Групп» не используют в расчетах инкассовые поручения в связи с чем приведена унифицированная форма без заполнения.

Инкассовые поручения применяются:

в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе органами, выполняющими контрольные функции;

для взыскания по исполнительным документам;

в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Организация должна контролировать обоснованность операций по своему расчетному счету. Учреждение банка выдает владельцу счета выписки об остатках и движении средств на расчетном счете с приложением к ним всех первичных расчетных документов. Записи в выписке банка по дебету означают выдачу наличных денег по чекам или списание (уменьшение) по счету по безналичным расчетам, а по кредиту - взносы наличных денег по объявлениям или зачисление (увеличение) счета по безналичным расчетам.

В бухгалтерском учете организации для учета этих операций открывают самостоятельный активный синтетический счет 51 «Расчетные счета», в котором указанные в выписке банка операции записываются наоборот: поступления (увеличение количества денежных средств) - в дебет счета, а выбытие (уменьшение) - в кредит счета. Это вытекает из того, что для банка «Расчетные счета» имеет не денежный, а расчетный характер (банк по этому счету учитывает свои обязательства перед клиентами).

При получении банковской выписки в первую очередь проверяют тождество остатка средств, указанных в выписке, остатку по счету 51 «Расчетные счета». Затем проверяют приложенные к выписке платежные документы (основание их предъявления и суммы), полноту их отражения в выписке и отсутствие арифметических ошибок - суммы, ошибочно отраженные по дебету или кредиту счета «Расчетные счета» и обнаруженные при проверке выписок банка, относят до выяснения причин на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям». Обо всех обнаруженных ошибках необходимо письменно сообщить в учреждение банка.

Порядок дальнейшей обработки банковской выписки зависит от частоты операций по расчетному счету в течение месяца. При малом количестве операций суммы записываются непосредственно в учетный регистр по счету 51. Если выписки поступают каждый день, то к счету 51 открывается оборотно-сальдовая ведомость. По окончании месяца в ведомости подводятся итоги, которые переносятся в учетный регистр счета 51 и одновременно в регистры корреспондирующих счетов.

Наряду с расчетными счетами организации могут иметь счета для учета денежных средств целевого назначения, находящихся в аккредитивах, платежных чековых книжках и иных платежных документах (кроме векселей) и предназначенных для финансирования капитального строительства и других текущих расходов.

Учет данных средств ведется в порядке, аналогичном порядку отражению операций по расчетному счету, но на активном синтетическом счете 55 «Специальные счета в банках». Этот счет имеет несколько субсчетов, открываемых для учета движения отдельных видов платежных документов.

Для совершения операций по специальным счетам в банке применяются те же первичные документы, что и по расчетному счету.



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.