Социальные проблемы и пути их решения в деревне — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Социальные проблемы и пути их решения в деревне

2021-04-18 65
Социальные проблемы и пути их решения в деревне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подавляющее большинство населения современного Китая - крестьяне. Поэтому главные проблемы страны - это проблемы китайского крестьянства или, как их иной раз называют в Китае, «три проблемы села»: проблемы крестьян, сельского хозяйства и деревни.

Ситуация в китайской деревне в начале ХХI века осложняется. Именно она определит будущее Китая на многие десятилетия вперед.

Правительство Китая в настоящее время постоянно утверждая, что «сельское хозяйство — основа», власти на деле применяли различные способы изъятия ресурсов из аграрного сектора и направляли их на модернизацию и индустриализацию городов. Развитие деревни преследовало исторически утилитарные цели и занимало одно из последних мест среду экономических приоритетов. В социальном плане оно закрепляло подчиненное положение крестьян как граждан «второго сорта», лишенных многих прав, гарантированных городским жителям. Наконец, система регистрации служила барьером, сдерживающим наплыв крестьян в города.

За десятилетия существования системы регистрации в китайском обществе сформировались, можно сказать, кастовые барьеры между основными социальными группами. Для крестьян были предельно ограничены возможности смены сельской регистрации на городскую. Фактически возможностей такой смены было всего три[85] - через службу в армии, получение высшего образования и направление на работу в город, а также через продвижение в рамках системы кадровых работников. Воспользоваться любым из перечисленных способов могло лишь ограниченное число граждан. Существовал даже запрет предоставлять городскую прописку супруга если у одного из них была сельская регистрация; сельская регистрация закреплялась И за детьми, рожденными в браке. Эти меры привели к тому, что практически не заключались браки между горожанами и селянами.

Система регистрации закрепляла и усиливала социальное и экономическое неравенство. Горожанам гарантировались более высокий уровень жизни, а также рабочее место плюс социальные гарантии и льготы. За жителями села закреплялись обязанности работать на земле, обеспечивать город продовольствием, а промышленность – сырьем.

Правительство субсидировало потребление горожан через гарантированные цены на продовольственное зерно и растительное масло и нормирование потребления других продуктов питания. Крестьяне же вплоть до последнего времени были обязаны выполнять задания по обязательным государственным закупкам, то есть поставлять продукцию в города по заниженным цена[86].

В 2004 г. правительство разработало политику о частичном или полном освобождении крестьян от уплаты сельскохозяйственных налогов, а в конце 2005 г. Постоянный Комитет ВСНП принял решение об отмене Положения об обложении сельскохозяйственными налогами, действовавшего в стране около полувека[87]. Окончательная отмена сельхозналогов нацелена на облегчение материального бремени крестьян, укрепление базисного положения аграрного сектора в национальной экономике и сокращение разрыва между городом и деревней.

Прикрепление крестьян к земле резко сужает их возможности занятости. По расчетам китайских демографов, в деревне сконцентрировано от 80 до 250 миллионов человек избыточной для земледелия рабочей силы. В то же время в городе за счет государства создаются новые рабочие места, а для повышения квалификации работников финансируются курсы по профессиональной переподготовке. Примечательно, что, государственное статистическое управление КНР ведет учет безработных только среди городского населения.

Действующие в настоящее время системы страхования по старости, по безработице, временной нетрудоспособности и тому подобное, распространяются главным образом на городское население. Что касается крестьян, то все расходы, например, в случае той же временной нетрудоспособности, они полностью оплачивают самостоятельно.

Социальная незащищенность сельского населения вынуждает крестьян ограничивать текущее потребление и делать сбережения[88].

Расходы на образование в городах финансируются главным образом за счет средств центрального и местного бюджетов, детям горожан гарантировано получение обязательного девятилетнего обучения. В сельской местности охват людей школьным образованием значительно меньше и гораздо больше неграмотных и малограмотных. Из-за низкого образовательного уровня у молодых крестьян ограничены возможности трудоустройства вне земледелия. (Образ жизни горожан и крестьян коренным образом отличается). По китайским данным, более 70 процентов крестьян живут в условиях натуральной (естественной) экономики[89].

Одним из приоритетных направлений соц. политики китайского руководства на современном этапе является искоренение бедности в деревне. В сент. 2001г. китайские СМИ опубликовали выступление Цзян Цзэминя и принятую тогда же Программу преодоления бедности в деревне на 2001-10гг. В преддверии установленного ООН всемирного дня искоренения бедности (17 окт.) Канцелярия информации Госсовета КНР распространила Белую книгу о работе по преодолению бедности в сельских районах Китая[90].

Повышенное внимание Пекина к борьбе с сельской бедностью объясняется рядом причин. Как очевидные успехи КНР на данном направлении с начала 80гг. численность жителей деревни, находящихся за национальной черной бедности, сократилась с 250 млн. чел. до 30 млн., или с 30% до 3% сельского населения страны[91]. Само по себе постоянное обсуждение этой проблемы, в том. числе на самом высоком уровне, призваны наглядно проиллюстрировать справедливость утверждений китайского руководства о представительстве правящей компартией коренных интересов народа.

Объявив наступление на сельскую бедность, Пекин руководствуется и вполне практическими социально-экономическими соображениями – интересами обеспечения социально-политической стабильности в деревне, стремлением сдержать рост плохо контролируемой сельской миграции в города, необходимостью реально повышать покупательную способность крестьян для стимулирования внутреннего спроса, который в условиях ухудшения экономической ситуации в мире вносит основной вклад в поддержание приемлемых темпов экономического роста.

Как известно, ООН, объявившая период 1997-2006 гг. Десятилетием искоренения бедности в мире, установила в качестве критерия бедности уровень среднедушевых доходов в 1 доллар в день. В Китае критерий сельской бедности был впервые установлен в 1986г. на основе обследования потребит. расходов 67 тысяч крестьянских семей и определен в 206 юаней чистого среднедушевого дохода на жителя деревни. В 1990г. он был повышен до 300 юаней, а в 2000г. – до 625 юаней (76 долл.)[92]. Формально это значительно ниже критерия ООН, но в случае пересчета юаней в доллары по паритету покупательной способности валют приближается к нему. В сегодняшнем К. на такие средства можно существовать физически, а о каком-либо развитии человека говорить не приходится.

В качестве основного объекта оказания помощи в 90гг. были выделены 592 уезда, где проживало 72% беднейшего крестьянства. Главные усилия были направлены на улучшение производств. условий в р-нах проживания беднейшего населения и повышение его способности к саморазвитию. В то же время, проводилось и переселение крестьян из р-нов с особо тяжелыми природными условиями (переселено около 2,5 млн.чел.). Наряду с бюджетным финансированием относительно крупных проектов (ирригация, водоснабжение, ремонт и строительство дорог) широко применялось адресное кредитование крестьянских дворов и предоставление им льгот по уплате сельхозналога. На цели борьбы с бедностью привлекались кредиты Мирового банка. Определенная помощь на реализацию конкретных проектов была получена от ряда зарубежных правительств, банков и фондов.

На фоне постепенного и существенного роста доходов крестьян за годы реформы (хотя и неравномерного), особенно определенного замедления темпов их роста со второй половины 90-х годов, налицо развитие З негативных тенденций в социально-экономическом положении преимущественно сельского населения страны: чрезмерное усиление дифференциации в доходах внутри деревни; углубление диспропорции в уровне доходов населения деревни и города; увеличение региональных различий в уровне доходов и жизни населения[93].

а) Замедление темпов роста доходов крестьян, усиление дифференциации доходов внутри деревни, процесс поляризации..

С началом реформы в характере распределения доходов в деревне произошли глубокие изменения. В результате перехода к системе семейного подряда ликвидирована уравниловка, введена система распределения по многим источникам доходов при главенстве принципа распределения по труду. С переходом к рынку начался процесс дифференциации доходов крестьян внутри деревни, усилившийся в 90-е годы.

Определяющий фактор, от которого зависят социальный статус и экономическое положение человека в Китае сегодня – наличие стартовых ресурсов в условиях перехода к рынку – экономических, организационных, культурных. В силу того, что в руках у крестьянина оказалось очень мало таких ресурсов, или вообще не было, это лишает равных прав горожан и крестьян.

б) Увеличение разрыва в уровне доходов и жизненного уровня населения деревни и города.

Низкий уровень производительности труда в сельском хозяйстве как результат хронической и углубляющейся диспропорции между людскими и земельными ресурсами – коренная причина низкого уровня дохода крестьян, занятых в сельском хозяйстве, по сравнению с уровнем дохода горожан.

Таким образом в Китае существует двухосновная социальная структура (город и деревня)

1. Отсутствие социального страхования в деревне.

2. Серьезное различие в уровне доходов, потребления, общего благосостояния сельского и городского населения

3. Наличие поляризации

4. Острая нехватка средств на производственные и жизненные нужды

5. Серьезные различия в условиях труда крестьян и горожан.

в) Увеличение регионального разрыва в уровне темпов роста, доходов и жизненного уровня крестьян

Следствием различных исходных условий и уровней производительных сил разных регионов, а также политики наибольшего благоприятствования в отношении ряда избранных провинций и зон, явилось то, что приморские провинции Восточного Китая в процессе реформ значительно опередили остальные районы страны[94].

Основными целями при осуществлении реформы налогообложения сельских районах КНР являются: уменьшение расходов крестьян, нормализация системы налогообложения в деревне, упорядочивание прибыли и расходов. Основным содержанием реформы является: ликвидация единого планирования в уездах, ликвидация налога с убоя скота; ликвидация единого положения об общественно-полезной работе, а также упорядочивание действующей политики по налогообложению сельского хозяйства и налогообложения отдельных видов продукции сельского хозяйства.

Для изучения влияния реформы налогообложения на финансовую ситуацию в сельском хозяйстве было выбрано 6 уездов и 37 поселков[95].

После начала проведения реформы налогообложения в 6 уездах налоговые поступления составил 107 млн. юаней, в то время, как до реформы данные показатели составляли 49 млн. юаней. Чистое увеличение составило 57 млн. юаней или 2,15 раза. В 37 поселках общие налоговые поступления – 34 млн. юаней; до реформы составляли 18 млн. юаней, чистое увеличение составило 15 млн. юаней, рост 85,2%. Одновременно с ростом налоговых поступлений в связи с ликвидацией налога на убой свиней, единого планирования и положения о выполнении общественно полезных работ и других положений, в совокупном объеме составлявшие 101 млн. юаней, практическое уменьшение расходов составило 43 млн. юаней, или в среднем на каждый уезд на 7280 тыс. юаней. В 37 поселках соответствующие расходы ранее составляли 31 млн. юаней, а после начала проведения реформ практически уменьшилось 15 млн. юаней, в среднем на каждый поселок уменьшение составило по 410 тыс. юаней.

Практическими результатами осуществления реформ являлось уменьшение расходов крестьян: до осуществления реформы расходы крестьянина, в среднем, составляли 77,12 юаней, или 5,75% от совокупных доходов, с каждого му (1/15 га) расходы составляли 75,51 юань. После осуществления реформ, в среднем на каждого крестьянина пришлось 53,64 юаня расходов. В сравнении с дореформенными временами расходы крестьян снизились на 29%[96].

В 37 поселках до реформы, в среднем на человека расходы составляли 68,51 юань, или с 1 му в среднем 73,74 юаня, что составляет 5,1% от чистого дохода крестьян. После осуществления реформ расходы с каждого крестьянина составили в среднем 47,59 юаней, с каждого му в среднем 51,22 юаня, или уменьшились с дореформенными временами на 30,5%., что составило 3,6% от чистого дохода крестьян[97].

В среднем доходы каждого крестьянина в 6 уездах увеличился на 22,34 юаня в год, с каждого му оплата упала на 21,87 юаней, или в среднем доход каждого крестьянина в 37 поселках увеличился на 20,92 юаня в год, с каждого му затраты снизились на 22,52 юаня[98].

В 2008 году Китай значительно увеличит бюджетные расходы[99] на социальное обеспечение, здравоохранение, образование и обеспечение населения жильем. Планируется всесторонне ввести обязательное образование в городских и сельских районах Китая на бесплатной основе и обеспечить реализацию мер по оказанию материальной помощи студентам из малоимущих семей. Предстоит углубить реформу медицинской системы и совершенствовать систему обеспечения прожиточного минимума городского и сельского населения. Правительство также выделит целевые средства на решение жилищного вопроса горожан с низкими доходами.

В печати подчеркивается как огромнейшее достижение реформ рост среднедушевых доходов крестьян. Но в официальных документах признается, что все еще остающиеся низкими доходы сельских жителей стали серьезным ограничителем темпов социально-экономического развития страны. Низкая покупательная способность крестьян сдерживает становление общенационального внутреннего рынка и развитие национальной промышленности, а в ряде случаев сдерживает также развитие региональных рынков и промышленных комплексов.

По сути дела, на рубеже двух веков Китаю предстояло сделать выбор общенациональной модели развития: ориентироваться на внешние рынки или добиваться становления единого общенационального внутреннего рынка. Выбор был сделан в пользу модели внешнеэкономической экспансии. Он предопределил неизбежность принятия ряда решений в аграрной политике, включая эксперименты с системой регистрации населения.

По расчетам китайских демографов, через 30 лет численность населения страны достигнет 1,6 миллиарда. Для поддержания нынешнего уровня потребления Китаю необходимо будет получать ежегодно 640 миллионов тонн зерновых[100]. Между тем в 2003 и 2004 годах валовые сборы составляли соответственно 460 и 452 миллиона тонн. Важнейшей предпосылкой увеличения сборов зерна считается значительное укрупнение земельных уделов. Концентрация земель в руках «мастеров урожая», а также кооперативов нового типа, способных применять современные агротехнологии, должна завершиться в течение ближайших нескольких лет. В противном случае китайская аграрная продукция не сможет конкурировать с импортной, более высококачественной и дешевой. Этот процесс потребует продолжительного времени, поскольку даже мельчайший земельный надел дает пока подавляющему большинству крестьян последнюю гарантию физического выживания, и добровольно расставаться с землей находится мало желающих. Это означает, что в КНР будут искать способы «выталкивания миллионов крестьян из земледелия»[101].

В то же время Китай не может допустить бесконтрольной миграции сельского населения в города. Пока во внутренней миграции преобладают переезды крестьян в рамках «родной» провинции. От того, удастся ли китайскому руководству сделать процессы миграции управляемыми, будет во многом зависеть не только стабильность внутриполитической ситуации, но и привлекательность Китая для иностранных инвесторов.

Под угрозой оказались и традиционные институты китайского общества. Вплоть до последнего времени, социальное устройство жизни в городах (закрепление городского населения за определенным местом работы - данвэй) мало чем по сути отличалось от клановой структуры деревни. Ломка системы данвэй одновременно с ликвидацией материальных основ кланов в деревне способна кардинальным образом изменить многие основополагающие представления, бытующие в китайском обществе. Ведь на протяжении столетий для китайцев самым страшным наказанием было исключение из клана.

Даже частичные изменения в системе регистрации для КНР имеют огромное значение и далеко идущие последствия. Если властям не удастся предотвратить наплыв миллионов обездоленных крестьян в города, страна может столкнуться с реальной угрозой серьезных социальных беспорядков и потрясений, а соседние страны — с увеличением потока иммигрантов, которых, кстати говоря, и сейчас немало.

В результате более чем 20-летних реформ и развития китайское сельское хозяйство и сельская экономика вышли на новый этап. Особенностями этого этапа являются: большие изменения в соотношении снабжения и потребностей сельхозпродукции. Более одной трети трудовых ресурсов деревни переместились в несельскохозяйственные отрасли, около половины доходов крестьян имеют источником несельскохозяйственные производства, все более тесной становится зависимость развития деревни от городов и всей национальной экономики, все более явной становится связь китайского сельского хозяйства с мировым аграрным производством.

Приоритетное развитие получило образование. В 2007 году на нужды обязательного обучения на селе финансы страны отпустили 184 млрд. юаней. Это позволило полностью освободить от всех школьных расходов 52 млн. деревенских учеников на стадии обязательного обучения, проживающих в западных и частично в центральных регионах страны, выдать бесплатные учебники 37,3 млн. учеников из бедствующих семей и дотации 7,8 млн. школьников школ-интернатов. Из 410 уездов страны, занимавшихся введением в основном всеобщего обязательного 9-летнего образования и ликвидацией в основном неграмотности среди молодежи и лиц зрелого возраста, 317 уже достигли цели, и охват населения в западных регионах по обеим этим программам поднялся с 77% в 2003 году до 96 в 2007[102].

Центральные финансы за 2004 - 2007 года выделили в общей сложности 9 млрд. юаней на строительство в деревне школьных интернатов. На нужды Проекта современного дистанционного обучения в сельских начальных и средних школах уже вложено 8 млрд. юаней. Это позволило охватить свыше 80 процентов сельских начальных и средних школ в центральных и западных регионах страны и дать 100 с лишним млн. учеников доступ к высококлассным образовательным ресурсам. Средние профессиональные учебные заведения увеличили прием до 7,41 млн. человек. В них обучается в общей сложности 18,09 млн. учащихся. В высшей школе число обучающихся достигло 25 млн. человек, а брутто- коэффициент вузовского приема возрос до 22 процентов[103].

Усилилась работа медицины и здравоохранения в целом. Уже в основном созданы покрывающие город и село функционально относительно совершенные системы - система профилактики и локализации заболеваний и система медицинской помощи на случай ЧП в сфере общественной гигиены.

Положено начало созданию системы медобслуживания на селе, притом центральные финансы выделили 2,7 млрд. юаней госзаймовых средств на строительство лечебно- санитарной инфраструктуры трех уровней - уездной, волостной и сельской. Эксперимент с переходом на новую систему сельской кооперативной медпомощи охватил 1 451 уезд (включая города и районы уездного уровня), что составляет 50,7 процента их общего числа в стране и охватывает 410 млн. крестьян. 4,27 млрд. юаней, выделенные центральными финансами, и соответственно возросшие ассигнования местных финансов позволили довольно намного увеличить нормы дотаций крестьянам, включившимся в систему кооперативного медобслуживания. Несколько улучшилась сама медицинская помощь в городе и на селе. Центральные финансы отпустили 5,1 млрд. юаней местам на усиление службы общественной гигиены и санитарии[104].

Конец 1990-х годов оказался периодом достижения наивысших успехов в решении проблем сельского населения. Задача 7-летней программы борьбы с бедностью к 2001 г. в основном решена. В мае 2001 г. на всекитайском рабочем совещании по вопросам помощи бедным был представлен разработанный правительством новый документ «Основные положения помощи сельской бедноте Китая в 2001- 2010 гг.». Эта программа предполагает «укрепить, развить, повысить» результаты работы по ликвидации бедности.

В тоже время разрыв между городом и деревней, несмотря на тенденцию к сокращению, остается на высоком уровне.

Миграция сельского населения в город, в поисках работы, только увеличивает уровень безработицы в городе, создавая таким образом напряженную социальную ситуацию.

В 2000 году начался новый этап социальных реформ, призванный решить наиболее острые социальные проблемы общества, и снизить поляризацию на региональном уровне, и между городом и деревней.

 


Заключение

В результате проделанной работы автор считает возможным сделать следующий вывод.

На рубеже тысячелетий, Китай достиг немалых экономических высот.

В основном уже сложился каркас системы социального обеспечения. Сделаны крупные шаги в создании системы основного страхования по старости и системы основного медицинского страхования в городах. Создана система обеспечения основных жизненных потребностей сокращенного персонала госпредприятий, система страхования по безработице и система обеспечения прожиточного минимума для городского населения. Охват соцобеспечением непрерывно расширяется. Выросло число людей в городах, включенных в основное страхование по старости, основное медицинское страхование и страхование по безработице, а нуждающееся городское население, которое отвечает условиям, постепенно вошло в сферу обеспечения прожиточного минимума. Важные сдвиги произошли в реформе системы основного медицинского страхования городских рабочих и служащих, системы медицинского обслуживания и системы производства и обращения медикаментов. Начат эксперимент с введением в деревне кооперативной системы медобслуживания нового типа. Ускоренное формирование системы соцобеспечения создало действенные гарантии для поддержания социальной стабильности, углубления реформы, структурного урегулирования и ускорения развития.

В Китайской Народной Республике существует несколько основных документов которые регулируют трудовые отношения. В первую очередь это высший закон страны – Конституция, а также «Трудовой кодекс Китайской Народной Республики», закон «О содействии трудоустройству» основной целью принятия которого является содействие увеличению рабочих мест в частном секторе при помощи государственной поддержки, снижению уровня безработицы и установлению равных условий для разных категорий граждан при приеме на работу. Законами КНР установлено, что при трудоустройстве запрещена дискриминация из-за различий нации, расы, пола и вероисповедания. Ими также строго запрещено нанимать на работу лиц моложе 16 лет, строго ведется проверка незаконных действий по использованию труда детей и найму их на работу.

Правительство Китая проводит политику сокращения числа людей, находящихся за чертой прожиточного минимума. Однако не смотря на то, что доля бедного населения постоянно сокращается, естественное увеличение населения Китайской Народной Республики еще не скоро позволит решить этот вопрос.

В октябре 1987 года, на 13-м съезде КПК "сяокан" был официально сформулирован как "второй шаг" стратегии социалистической модернизации. В соответствии с этой стратегией Китай должен был решить проблему обеспечения народа питанием и одеждой, а к 1990 году удвоить ВНП против уровня 1980 года. Это первый шаг. Второй шаг: удвоение показателя ВНП 1990 года к концу 20-го века, дальнейшее повышение уровня жизни на основе достаточного обеспечения народа питанием и одеждой - до уровня средней зажиточности. Третий шаг: увеличение среднедушевого ВНП к середине 21-го века до уровня среднеразвитых стран, обеспечение народу уровня жизни выше среднезажиточного и в основе осуществления модернизации.

Хотя экономическое развитие КНР в конце ХХ - начале XXI ве-ка поднялось до уровня средней или малой зажиточности – «сяокан», однако задача полного построения среднезажиточного общества остается пока нерешенной. Примерно половина провинций Китая до сих пор не достигла критерия среднезажиточного общества - среднего уровня потребления на одного человека 1 тыс. долларов в год. Однако высокие темпы развития китайской экономики, когда в 2006 году ВВП Китая превысил 21 трлн. юаней (1 долл. = 7,52 юаня), а в течение последних четырех лет сохраняется более чем десятипроцентный рост, позволяют китайским руководителям заявлять о возможности полного построения среднезажиточного общества к 2020 году. Придерживаясь этих темпов, Китай сможет к 2020 году довести среднедушевой ВВП более чем до 4 тыс. долларов по сравнению с 2 тыс. долларов в 2002 году.

«Старость необходимо обеспечить материально, пожилые должны получать необходимую медицинскую помощь, передавать свои знания, продолжать учиться, иметь сферы приложения своих сил и места досуга» – таковы основные цели, поставленные Китаем в благородном деле обеспечения достойной старости. Исходя из этих установок правительство КНР усилило законодательно-правовое строительство, нацеленное на защиту прав и интересов людей преклонного возраста, разработало соответствующую программу, усовершенствовало ведомственную структуру органов, работающих с пожилыми и престарелыми, поощряет широкое участие общественности в деле повышения уровня благосостояния старшего поколения, расширяет международные обмены и сотрудничество в этой области.

Очевидны достижения Китая в социальной поддержке пожилым и престарелым. Однако Китай как развивающаяся страна с 1,3-миллиардным населением все еще не избавлен от проблем и недостатков в этой сфере. В частности, система законов и правовых актов, касающихся пожилых и престарелых, оставляет желать лучшего, система социального обеспечения нуждается в дальнейшем совершенствовании. В настоящее время доля пожилого и престарелого населения в стране ежегодно растет на 3%.

Государственными пенсиями в Китае обеспечивается ничтожный процент населения — главным образом, госслужащие. Накопления на старость большинство китайцев сделать не успевают, так как среднего заработка в стране хватает только на обеспечение собственных нужд. Программа «Одна семья - один ребенок» привела не только к положительному эффекту сдерживанию роста населения, но и к тому, что китайская нация начала очень быстро стареть. Если правительство не сможет решить эту проблему, большое количество нетрудоспособных людей, лишенных средств к существованию, могут создать серьезную социальную напряженность, особенно в крупных городах.

Исходя из реалий страны, правительство КНР посредством практических исследований и заимствования международного опыта разработало и реализовало ряд активных политических установок в сфере занятости. К настоящему времени в Китае уже создан рыночно ориентируемый механизм трудоустройства, проблема излишка рабочей силы, возникшая в период плановой экономики, в основном решена, масштабы занятости в процессе развития экономики и регулирования экономической структуры все более растут, структура трудоустройства постепенно оптимизируется, его каналы непрерывно ширятся, формы трудоустройства становятся все гибче, благодаря чему, оценивая в целом, положение с занятостью сохраняется в основном стабильным.

Правительство КНР неизменно уделяет большое внимание проблеме занятости женщин, молодежи и инвалидов, обеспечивает правовые гарантии равноправного трудоустройства мужчин и женщин, активно применяет льготную политику в защите трудоустройства инвалидов.

В мае 2001 г. Правительство обнародовало «Программу развития женщин Китая в 2001 – 2010 гг.», в которой намечены цели развития способствующие трудоустройству женщин.

Масштабы численности молодого населения в Китае огромны, ежегодно подрастающая новая трудовая сила исчисляется миллионами, день ото дня обостряется проблема занятости молодежи. Чтобы стимулировать трудоустройство учащихся, всемерно усиливаются профессиональное ориентирование, сервис по трудоустройству и обучение открытия своего бизнеса. Для орешения проблемы занятости выпускников вузов правительство ввело ряд мер стимулирования, суть которых состоит в следующем: поощрять выпускников вузов к работе в низах и в трудных районах, укреплять учреждения и предприятия в городских микрорайонах, поселках иволостях сельской местности, поощрять предприятия к приглашению на работу выпускников вузов, предоставлять им льготы в налогах, и небольших кредитах.

Со времени проведения в Китае политики реформ и открытости в сфере стимулирования трудоустройства инвалидов активно выделяется ведущая роль правительства и общества, прилагаются усилия в создании хорошей среды равноправного участия инвалидов в социальной жизни. Государство гарантирует трудовые права инвалидов, правительство в рамках единого планирования занятости инвалидов создает инвалидам условия для трудоустройства.

Одной из основных задач социальной политики Китая является уменьшение разрыва в доходах между городом и деревней, регионами и отраслями экономики.

Большая часть населения Китая - крестьяне, поэтому решению социальных проблем этой части населения уделяется большое внимание.

На фоне постепенного и существенного роста доходов крестьян (по сравнению с доходами горожан) за годы реформы, налицо развитие трех негативных тенденций в социально-экономическом положении преимущественно сельского населения страны: чрезмерное усиление дифференциации в доходах внутри деревни; углубление диспропорции в уровне доходов населения деревни и города; увеличение региональных различий в уровне доходов и жизни населения.

Низкие доходы крестьян и препятствия для их роста являются следствиями дисбаланса в развитии сельского хозяйства и промышленности, а также обстоятельствами, способными серьезно осложнить весь ход реформ. На начальном этапе развития промышленности сельское хозяйство поддержало ее, в т.ч. предоставив свои накопления городу.

В настоящее время в Китае в основном уже сформирована промышленная база, которая позволяет оказывать сельскому хозяйству соответствующую помощь. Однако сельское хозяйство не получает от города должной поддержки. Огромные средства продолжают перетекать из сельской местности в города.

На протяжении всей истории урбанизации КНР существенную роль играло государство. Наряду с прямым воздействием на процесс (системой "хукоу", препятствовавшей свободным миграциям, переселением крупных контингентов крестьян в города и горожан в сельскую местность и т.д.) государство регулировало и продолжает регулировать процессы урбанизации косвенным образом (через цены на землю и недвижимость, систему городского планирования, рынок рабочей силы и т.д.). Среди факторов урбанизации Китая выделяются экономические, социальные, миграционные и демографические, административные и внешние факторы. Государством и КПК была сформулирована задача превращения традиционно сельского Китая в «городскую страну» с уровнем урбанизации около 60% к 2020 г.

Система регистрации закрепляла и усиливала социальное и экономическое неравенство. Горожанам гарантировались более высокий уровень жизни, а также рабочее место плюс социальные гарантии и льготы. За жителями села закреплялись обязанности работать на земле, обеспечивать город продовольствием, а промышленность – сырьем. За десятилетия существования системы регистрации в китайском обществе сформировались, можно сказать, непреодолимые барьеры между основными социальными группами. Для крестьян были предельно ограничены возможности смены сельской регистрации на городскую. Фактически возможностей такой смены было всего три: через службу в армии, получение высшего образования и направление на работу в город, а также через продвижение в рамках системы кадровых работников. В действительности это было возможно только для ограниченного числа населения.

В деревне сконцентрировано большое количество избыточной для земледелия рабочей силы. В сельской местности охват людей школьным образованием значительно меньше и гораздо больше неграмотных и малограмотных. Из-за низкого образовательного уровня у молодых крестьян ограничены возможности трудоустройства вне земледелия. В то же время, учет безработных ведется в городе, официальная статистика не учитывает сельскую безработицу.

Можно выделить шесть основных проявлений разрыва между городом и деревней в Китае:

1. Разрыв доходов горожан и крестьян.

2. Разница в сфере образования.

3. Разница в уровне медицинского обслуживания в городах и селах. В настоящее время коэффициент охвата селян системой сельского кооперативного медицинского обеспечения составляет лишь 10% с лишним, свыше 80% крестьян обеспечиваются медуслугами за свой счет.

4. Разница в уровне потребления в городах и селах. Уровень потребления у сельского населения в настоящее время приблизительно равен уровню потребления у городского населения в начале 90-х гг. прошлого века, т. е. отстает примерно на десять лет.

5. Разница в сфере трудоустройства. В городах коэффициент зарегистрированной безработицы составляет 5% трудоспособного населения, на селе пока нет точной статистики.

6. Разница в объемах государственных инвестиций в социальную сферу. Доля выделяемых на сельское хозяйство средств от общего размера государственных финансов непрерывно снижается.

Экономическое могущество Китая строится на дешевой рабочей силе, так как из – за большого количества населения уровень безработицы постоянно повышается, следовательно люди согласны работать за маленькую зарплату.

Неравномерное экономическое и социальное развитие провинций, а так же большое количество безработных, бедных крестьян, низкий уровень доходов, приводит к большому числу мигрантов: как легальных «Хуацяо» так и нелегальных, в том числе и в Россию. Эти беднейшие и порой бесправные (не имеющие легальных документов) мигранты создают серьезную угрозу безопасному и стабильному развитию КНР и соседних стран.

Китайское правительство планирует в дальнейшем укреплять политику социального обеспечения, в частности:

¾ Приоритетно развивать образование, создавать державу людских ресурсов.

¾ Осуществлять стратегию развития с расширением занятости, стимулировать трудоустройство за счет предпринимательства.

¾ Углублять реформу системы распределения доходов, увеличивать доходы городского и сельского населения.

¾ Ускорять создание системы социального обеспечения с охватом городского и сельского населения, гарантировать основные жизненные потребности народа.

¾ Создавать систему основного медицинского обслуживания и здравоохранения в целом, улучшать здоровье всего населения.

¾ Совершенствовать социальное управление, поддерживать стабильность и сплоченность общества.

¾ Форсировать создание системы жилищного обеспечения

Социальные проблемы Китая еще очень глубоки, и законов, которые принимает правительство не достаточно для решения всех социальных вопросов. И оттого, сможет ли Китай решить все свои проблемы зависит, станет ли он мировым лидером или останется в числе развивающихся стран.

 



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.