Двунадесятые праздники и их особые песнопения — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двунадесятые праздники и их особые песнопения

2021-04-18 57
Двунадесятые праздники и их особые песнопения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рождество Богородицы

(8/21 сентября)

Тропарь, гласъ 4:

Рождество Твое, Богородице Дhво, радость возвhсти всей вселеннhй: изъ Тебе бо возсiя Солнце правды Христосъ Богъ нашъ, и разрушивъ клятву, даде благословенiе: и упразднивъ смерть, дарова намъ животъ вhчный.

Кондак, гласъ 4:

Iоакимъ и Анна поношенiя безчадства, и Адамъ и Ева отъ тли смертныя свбодистася, Пречистая, во святhмъ рождествh Твоемъ. То празднуют и людiе Твои, вины прегрhшений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждаетъ Богородицу и питательницу жизни нашея.

Первый двунадесятый праздник церковного года установлен в IV веке. Он посвящен "началу нашего спасения", Рождеству Девы Марии, уготованной многими предшествующими поколениями стать Сосудом Божиим и вместить Невместимого Бога.

Этот праздник был наложен Церковью на древний аграрный цикл празднеств, посвященный Богине - Матери и рождению нового урожая.

Христианский праздник, воцерковляя народную традицию, сообщил ей иную высшую направленность, уводя от земли к небу, от урожая плодов земных к будущему Рождеству Вечной Жизни.

Содержание праздника взято из апокрифа II века, который сохранялся Церковью как предание, пользующееся авторитетом и любовью у народа:

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведный Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, но не теряли надежду на милость Божию, твердо веря, что Бог может разрешить неплодство Анны даже в ее старости. Они горячо молились и со слезами просили Господа даровать им дитя, которое они обещали посвятить Богу для служения в Храме. И Господь исполнил их прошение. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть о том, что их молитвы услышаны Богом, и у них родится Дочь Мария, через которую будет даровано спасение всему миру.

Праздник Рождества Богородицы был одним из самых почитаемых Богородичных праздников в домонгольской Руси. Об этом свидетельствует тот факт, что сразу же после крещения Новгорода на центральном языческом святилище ильменских славян - Перыни, где постоянно - день и ночь - горели ритуальные костры, где стояли идолы и приносились жертвы Ильмень-озеру, и где, вероятно, главный жрец Богомил, (прозванный Соловьем за свой голос) - который, как описано в Лаврентьевской летописи, поднял восстание новгородцев против крещения в 989 г., - играл на гуслях во время языческих обрядов - там, после свержения идолов был поставлен храм Рождества Богородицы. Это был третий храм, построенный в Новгороде первым епископом Иоакимом-корсунянином, после Софии и церкви Иоакима и Анны.

Сейчас на месте древнего храма на Перыни сохранилась каменная церковь XIII века в честь Рождества Богородицы.

Также и св.Антоний Римлянин, прибывший в Новгород в конце XI века, основал близ города свой монастырь с главным храмом Рождества Богородицы. Богородице-Рождественские храмы в это же время строились и в других русских городах - например, в Суздале и Пскове.

Из авторских духовных сочинений, посвященных данному празднику, в церкви поются тропарь и кондак А.Архангельского, ирмосы А.Ф.Львова, задостойник П.Турчанинова.

Воздвижение Креста Господня

(14/27 сентября)

Тропарь, гласъ 1:

Спаси Господи, люди Твоя, и благослови достоянiе Твое, побhды православнымъ христiаномъ на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестомъ Твоимъ жительство.

Кондак, гласъ 4:

Вознесыйся на крестъ волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй Христе Боже: возвесели силою Твоею православныя христiаны, побhды дая имъ на сопостаты, пособiе имущимъ Твое оружiе мира, непобhдимую побhду.

Праздник, посвященный Кресту Христову, стоит также в начале церковного года. Он возвещает нам об искупительной жертве Христа.

Знак креста с глубокой дохристианской древности был солярным знаком, являясь символом Божественной и вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы он стал реальным знамением спасения. Крест в христианском сознании разросся до размеров Вселенной и стал Символом Самого Бога (очень ярко это дает увидеть картина Сальвадора Дали "Христос на кресте").

Песнопения и священные тексты праздника Воздвижения говорят нам, что только Крестом можно спастись - то есть, через страдание прийти к радости, через смерть - к победе, через жертву - к единению с Богом. Таков путь Христа - таков и путь всех, идущих за Ним.

Происхождение праздника связано с торжеством христианства и обретением подлинного Креста Господня при Константине Великом (IV в.):

Святой Константин, одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе знамение - крест с надписью "Hoc vince"("Сим победишь").

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, святую царицу Елену. После долгих поисков она узнала, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и стали копать землю. Вскоре был обнаружен Гроб Господень и три креста. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возлагал кресты на умершего, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Таким образом все убедились, что найден Животворящий Крест и с благоговением целовали великую святыню. Многие из-за большого стечения народа не имели возможности подойти к Кресту и просили патриарха поднять Крест над толпой, чтобы издали поклониться ему. Тогда патриарх Макарий стал медленно поднимать (воздвигать) Святой Крест, а народ со словами "Господи, помилуй" благоговейно поклонялся Честному Древу. Это событие произошло в 326 г.

К особенностям богослужения на данный праздник относится вынос Креста и поклонение ему. На Всенощном бдении, совершаемом накануне праздника, в конце "Великого Славословия" поется "Трисвятое на вынос Креста". В это время священник выносит на главе своей увитый цветами Крест, являя собой образ Христа, несущего Свой Крест на Голгофу. Под пение погребального "Святый Боже" священник медленно идет с крестом, затем останавливается перед Царскими Вратами и поднимает Крест вверх над головой, произнося: "Премудрость, прости!" - этим возгласом призывая народ к особому вниманию. Хор трижды поет тропарь Креста. Затем Крест полагается на аналое посреди храма и совершается поклонение Кресту с земными поклонами. В это время поется тропарь: "Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим".

В соборных храмах совершается чин Воздвижения Креста: священник, стоя посреди храма, медленно поднимает (воздвигает) Крест, творит им крестное знамение и медленно опускает его. Такое "воздвижение" совершается на все четыре стороны храма. Во время "воздвижения" Крест поливают благовониями и осыпают цветами. Хор при каждом "воздвижении" поет 100 раз "Господи, помилуй". Это пение называется "сотницей". Таких сотниц - 4, так как на четыре стороны "воздвигают" Крест. Это пение начинается с низких звуков и, по мере подъема Креста, все возвышается, а затем опять спадает.

Таким образом воздается поклонение Кресту Христову. Это очень красивый чин.

Почитание Креста у русского народа нашло выражение в вере, что каждому человеку от рождения дается личный крест (т.е. какое-то страдание, испытание, скорбь), который он должен нести терпеливо в течение своей жизни, не "перекладывая" его на других, а наоборот, помогая ближним "нести" свой крест - разделяя их скорби. На эту тему существует много народно-церковных сказаний.

Церковь хранит еще одно предание о Кресте: Крест Христов был сделан из древесины райского древа познания добра и зла, через которое, вкусив запретный плод, человек (Адам) был изгнан из рая. Древом же крестным через искупительную жертву Христа - Нового Адама,- человек опять вводится в рай - примиряется с Богом. [У подножия Креста на Голгофе находится могила Адама. Так соединяются начало и конец - Ветхий Адам (человек) и Новый Адам (Христос).] Об этом предании напоминает изображение черепа и костей (Адама) у подножия Распятия.

Форма креста также имеет значение:

- четырехконечный крест;

- шестиконечный крест;

- восьмиконечный крест.

По некоторым толкованиям, крест - это якорь спасения в бурном море жизни. И крест с двумя перекладинами - вверху с надписью Пилата "Иисус Назареянин Царь Иудейский" и внизу - как бы для опоры ног Распятого. Нижняя перекладина, повернутая одним концом вниз, а другим вверх, раскрывает еще одно предание Церкви о двух разбойниках, распятых рядом с Христом. Разбойник, распятый справа от Христа, был "благоразумный", он сказал: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Поднятый конец перекладины с этой стороны говорит о пути этого разбойника на небо, в рай. Опущенный же конец перекладины по левую сторону от Христа говорит о судьбе второго разбойника, злословящего Господа, - путь в землю, т.е. в ад.

Четырехконечный крест принят Католической Церковью, Православная Церковь допускает все три формы креста.

Праздник Воздвижения Креста имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства, причем суббота и неделя (воскресенье) перед праздником и после него называются субботою и неделею перед Воздвижением и после Воздвижения и имеют некоторые чтения и пения, относящиеся к Кресту. В день Воздвижения Креста установлен пост.

Авторские песнопения праздника: концерт "Крест - хранитель всея Вселенныя" А.Архангельского, концерт "Предстоящи Кресту" А.Львова, ирмосы канона А.Львова, задостойник П.Турчанинова.

Тропарь Креста в России одновременно является и молитвой за Отечество. При пении этого тропаря "Спаси, Господи, люди Твоя..." идут с крестным ходом, совершают водоосвящение и кропление святой водой.

Сретение Господне

(2/15 февраля)

Тропарь, гласъ 1:

Радуйся, благодатная Богородице, Дhво, изъ Тебе бо возсiя Солнце правды, Христосъ Богъ нашъ, просвhщаяй сущiя во тьме: веселися и ты старче праведный, прiемый во объятiя Свободителя душъ нашихъ, дарующаго намъ воскресенiе.

Кондак, гласъ 1:

Утробу Дhвичу освятивый рождествомъ Твоимъ, и руцh Симeонh благословивый, якоже подобаше, предваривъ и нынh спаслh еси насъ, Христе Боже: но умири во бранhхъ жительство, и укрhпи православныя христiаны, ихже возлюбилъ еси, едине Человhколюбче.

Праздник Сретения Господня приходится на 40-й день после Рождества. Он был введен Иерусалимской церковью в IV в., а с V-го стал повсеместным.

Славянское слово "сретение" означает "встречу". В евангельской истории это как бы встреча Ветхого и Нового Заветов. Согласно повествованию св.Луки, произошла она в Иерусалимском храме:

В 40-й день по рождении, по иудейскому обычаю, Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью и Иосифом Обручником в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу и принести предписываемому ветхозаветным законом очистительную жертву. В то время в Иерусалиме жил праведный старец Симеон. Ему было возвещено от Бога, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм, когда Матерь Божия и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса. Взяв Его на руки, Симеон Богоприимец сказал: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля." (Лк. 2, 29-32). В храме находилась и 84-летняя пророчица Анна, она также прославляла Господа. Так, в лице последних ветхозаветных праведников Симеона и Анны произошла встреча (сретение) уходящего Ветхого Завета с более совершенным Новым Заветом Иисуса Христа.

Богослужение в праздник Сретения по уставу относится к Богородичным двунадесятым праздникам, хотя по содержанию является праздником в честь Христа и Божией Матери одновременно.

Служба праздника состоит из Всенощного бдения накануне и Литургии в сам день праздника.

Заключительное песнопение вечерни "Ныне отпущаеши", которое поется или читается в Церкви ежедневно, в данном празднике становится центральным песнопением, так как его слова - это вдохновенная молитва старца Симеона Богоприимца. Поэтому в этот праздник песнопение "Ныне отпущаеши" поется очень торжественно, часто с солистом, который как бы изображает взволнованную речь Симеона. Также особо торжественно поются припевы на 9-й песни канона, в которых раскрывается смысл праздника, воздается хвала Младенцу Христу, Божией Матери, старцу Симеону и пророчице Анне.

Авторские песнопения: ирмосы и припевы на 9-й песне канона А.Ф.Львова, "Ныне отпущаеши" Н.Никольского, А.Архангельского, С.Рахманинова, П.Турчанинова, задостойник П.Турчанинова и мн.др.

Вход Господень в Иерусалим

(Вербное воскресенье) (за неделю до Пасхи)

Тропарь, гласъ 1:

Общее воскресенiе прежде Твоея страсти увhряя, изъ мертвыхъ воздвиглъ еси Лазаря, Хрисnnnntntте Боже. Тhмже и мы, яко отроцы побhды знаменiя носяще, Тебh Побhдителю смерти вопiемъ: осанна в вышнихъ, благословенъ грядый во имя Господне.

Кондак, гласъ 6:

На престолh на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангеловъ хваленiе и детей воспеванiе прiялъ еси, зовущихъ Ти: благословенъ еси, грядый Адама воззвати.

Начало этого праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на него встречается в поучении на этот день Мефодия Патарского (III в.). Само событие Входа в Иерусалим описано у всех четырех евангелистов:

"Осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" - такими радостными восклицаниями встречал народ Спасителя, когда Он въезжал в Иерусалим, сидя на молодом осле. Накануне Иисус воскресил в Вифании умершего четверодневного Лазаря, тело которого уже начало подвергаться тлению, чтобы уверить мир во Всеобщем Воскресении. Ликованию народа не было предела: многие снимали свои одежды и постилали перед Иисусом на землю, другие срезали пальмовые ветви и бросали их на по пути шествия Господа. Но сердце Иисуса было исполнено глубокой печали. По Божественному предвидению Он знал, что всего через два дня восторженные гласы сменятся неистовыми криками: "Распни, распни Его!" Торжественный вход Господень в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Впереди были Голгофа, Крест, Гроб и Воскресение.

Среди дней Великого поста праздник Входа в Иерусалим поражает особой красочностью и праздничностью. В этот день Церковь особенно вспоминает царское прославление Иисуса Христа. От обычая употреблять в этот день вайи (ветви финиковой пальмы) он и называется Неделею "Ваий" или "Цветоносною". На Руси он получил название "Вербного воскресенья", потому что у нас на севере верба ранее других древесных ветвей дает почку. Молящиеся приходят в храм с вербами, вспоминая как галилейские паломники встретили Христа цветущими пальмовыми ветвями, так и они встречают невидимо грядущего Господа букетиками вербы с зажженными свечами.

На Всенощной после чтения Евангелия совершается каждение верб, читается молитва на благословение верб, затем они кропятся святой водой. Во время елеопомазания священник раздает верующим пучки освященной вербы, которую прихожане несут домой и хранят в течение года, украшая ею иконы.

Праздник Входа в Иерусалим вместе с торжественностью несет на себе печать трагизма, так как сразу же за ним следует Страстная седмица.

Окруженный праздничной толпой, но одинокий, идет Христос навстречу смерти...

Этот праздник не имеет ни предпразднства, ни попразднства, потому что находится среди дней поста.

Из авторских песнопений праздника: стихира "Днесь благодать Святаго Духа" Д.Аллеманова, ирмосы канона А.Архангельского, задостойник П.Турчанинова.

Вознесенiе Господне

(в 40-й день после Пасхи)

Тропарь, гласъ 4:

Вознеслся еси во славh, Христе Боже нашъ, радость сотворивый ученикомъ, обhтованиемъ Святаго Духа, извhщеннымъ имъ бывшимъ благословенiемъ: яко Ты еси Сынъ Божiй, Избавитель мiра.

Кондак, гласъ 6:

Еже о насъ исполнивъ смотрhнiе, и яже на земли соединивъ небеснымъ, вознеслся еси во славh, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопiя любящим Тя: Азъ есмь съ вами, и никтоже на вы.

Праздник Вознесения относится к древнейшим христианским праздникам. Уже апостольские постановления предписывают совершать его в 40-й день по Пасхе. Св.Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, несомненно установленных апостолами - Пасхи и Пятидесятницы.

Этот праздник всегда приходится в четверг 6-й недели по Пасхе. Содержание праздника описано в Евангелиях:

В продолжение сорока дней после Своего Воскресения Господь неоднократно являлся Своим ученикам, беседуя с ними о Царствии Божием. В сороковой день Он вывел учеников из Иерусалима на гору Елеонскую, простился с ним и повелел не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного Утешителя - Святого Духа. Подняв руки, Он благословил их, и когда благословлял, стал отдаляться от них, поднимаясь над землей, и облако скрыло Его из вида учеников. Так Господь вознесся на Небо и сел одесную Бога Отца, чтобы ходатайствовать об искупленном Им роде человеческом.

Этот праздник по своему настроению и радостный, и грустный одновременно, так как говорит о земном расставании с Воскресшим Господом, который в течение 40 дней после Своего Воскресения пребывал с учениками. Но в то же время этот праздник удостоверяет нас в исполнении Божественного домостроительства о спасении человека и всего мира. Теперь людям в лице апостолов, а затем и всех верующих во Христа, надлежит самим продолжать дело Божие - свидетельствовать о Христе и Воскресении, проповедовать Царствие Божие и строить земную Церковь.

В то же время праздник этот напоминает на и о втором пришествии Христа, которое произойдет таким же образом - с неба.

Но несмотря на то, что Христос покинул землю, вознесясь на небо, Он не расстается с нами. Об этом свидетельствуют Его слова: "И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. аминь" (Мф. 28, 20).

Авторские песнопения праздника: ирмосы А.Львова, задостойник П.Турчанинова, концерт "Взыде Бог в воскликновении" С.Дегтярева.

Святая Троица

(Пятидесятница) (в 50-й день после Пасхи)

Тропарь, гласъ 8:

Благословенъ еси, Христе Боже нашъ, Иже премудры ловцы явлей, ниспославъ имъ Духа Святаго, и тhми уловлей вселенную: Человhколюбче, слава Тебh.

Кондак, гласъ 8:

Егда снизшедъ языки слiя, раздhляше языки Вышнiй: егда же огненныя языки раздаяше, в соединенiе вся призва: и согласно славимъ Всесвятаго Духа.

День святой Троицы - великий христианский праздник в память сошествия Святого Духа на апостолов, которое произошло в 50-й день по Воскресении Христовом. Поэтому праздник этот называется также Пятидесятницей. При сошествии Святого Духа в виде огненных языков видимым образом было явлено Третье Лицо Св.Троицы, и таким образом Бог - Троица - был полностью явлен миру.

Этот праздник является также днем рождения Церкви Христовой, так как именно после этого дня, исполнившись Духа Святого и получив дар говорения на различных языках, апостолы пошли проповедовать учение Христа во все концы света.

О событии этого праздника рассказано в Деяниях Св.Апостолов:

В ожидании Утешителя Духа Святого апостолы вместе с Божией Матерью пребывали единодушно в молитве в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно сделался шум с неба, как бы от сильного ветра, и явились огненные языки, которые опустились на каждого из апостолов. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на разных языках, не ведомых им ранее, проповедуя о великих делах Божиих. Святой Дух, сойдя на апостолов, укрепил в них веру в Святую Троицу, напомнил им все, что они слышали от Господа Иисуса Христа. Исполненные Духа Святого, апостолы пронесли учение Христово по всему миру и своими подвигами утвердили Церковь Христову.

Начало праздника Пятидесятницы современно началу самой Церкви.

В русской народной традиции праздник Троицы связывали с проводами весны и встречей лета. В народе праздник Троицы назывался "зелеными святками". На Руси этот христианский праздник наложился на древнеславянский аграрный цикл праздников под названием "семик" и "русалии". Эти древние праздники были связаны с поклонением священному дереву - березе и жертвоприношением у воды. Отголоски этих обрядов сохранились в обычае украшать березу лентами и венками, гадать на венках о девичьей судьбе, бросая их в воду.

Церковь выделила из этого языческого празднества некоторые обычаи, связанные с березой и благословила их. В день Св.Троицы повсеместно украшают храмы и дома ветвями березы, весь пол в храмах усыпают травой, а прихожане стоят на службе с букетами луговых цветов.

В русской православной обрядности образ березы являет собою символический образ библейского Древа Жизни. Через него как бы замыкается круг Библейской Истории и Божественного Замысла о мире и о человеке - от Древа Жизни в Раю и начале трагической истории человека после изгнания из Рая - затем, через воплощение Сына Божия на земле и его смерть на Древе Крестном ради искупления человека - и воскресение, и возвращение Иисуса Христа к Богу-Отцу, чтобы послать Святого Духа на землю и основать Церковь. Таким образом, береза в христианской Церкви от смутного языческого поклонения таинству вечной Жизни ведет нас к воспоминанию о Райском Древе и Древе Крестном, говорит о исполнении древних пророчеств и завершении великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос, принесший в Себе Вечную Жизнь.

Еще более древний обряд поминовения предков, совершавшийся на Руси в языческие времена, был также воцерковлен христианством, и поэтому накануне дня Св.Троицы Церковь поминает всех усопших. Этот день называют Троицкой родительской субботой. (Таких родительских суббот, т.е. дней поминовения усопших, в церковном году имеется несколько, все они приурочены к большим христианским праздникам и несут на себе следы древнего культа предков).

В родительскую субботу и в сам день Св.Троицы люди идут на кладбище с березовыми ветками и поминают своих усопших родных, возвещая им радостную весть спасения.

Праздник в честь Святой Троицы и Святого Духа продолжается всю "пятидесятную" седмицу.

Все песнопения, посвященные этому празднику, направлены на то, чтобы полнее раскрыть христианское учение о Св.Троице - один из самых трудных для понимания догматов христианского богословия. Это стихиры, тропарь, кондак, величание, антифоны, ирмосы канона, задостойник, молитва Св.Духу.

Из авторских сочинений: концерт "Видеша вси языцы" С.Дегтярева, ирмосы канона А.Львова, задостойник П.Турчанинова и др.

Преображенiе Господне

(Яблочный Спас) (6/19 августа)

Тропарь, гласъ 7:

Преобразился еси на горh, Христе Боже, показавый ученикомъ Твоимъ славу Твою, якоже можаху: да возсiяетъ и намъ грhшнымъ свhтъ Твой присносущный, молитвами Богородицы, Свhтодавче, слава Тебh.

Кондак, гласъ 7:

На горh преобразился еси, и якоже вмhщаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видhша: да егда Тя узрятъ распинаема, страданiе убо уразумеютъ вольное, мiрови же пропoвhдятъ, яко Ты еси воистину Отчее сiянiе.

Праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век. Это праздник невещественного Фаворского Света, источником которого является Сам Бог.

Первые свидетельства о праздновании Преображения относится к V веку (слово на этот праздник патриарха Прокла). О всеобщем праздновании Преображения в VIII и последующих веках на Востоке единогласно свидетельствуют все богослужебные памятники, дошедшие до нас с того времени.

Содержание праздника описано в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки.

Вскоре после того, как Спаситель открыл Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор и преобразился перед ними: во время молитвы лицо Его просияло как солнце, а одежды сделались белы как снег. Два ветхозаветных пророка - Моисей и Илия - беседовали с Господом о Его предстоящих страданиях и смерти. Вдруг светлое облако осенило всех и из него послышался голос: "Се есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте", Ученики в страхе упали на землю, а когда очнулись, то увидели Иисуса одного в обычном Его виде.

Когда они спускались с горы, Господь запретил им рассказывать об этом видении, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Своим преображением Спаситель явил ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его страданий и смерти, которые он добровольно примет за грехи мира, не поколебались в вере и проповедовали всем Христа - Единородного Сына Божия.

Отцы Церкви установили праздник Преображения в конце церковного года, соотнеся его с праздником Воздвижения Креста.

В древнем Израиле на конец лета приходился "праздник Кущей", который был "днем урожая".

По сложившейся древней традиции и на праздник Преображения христиане стали приносить плоды нового урожая в церковь для освящения.

В Греции на Преображение освящают виноград и колосья пшеницы, а в России освящают яблоки, поспевающие здесь к этому времени. В русском народе этот праздник известен под именем "яблочного Спаса". В русских монастырях существует благочестивый обычай есть яблоки первый раз в году только после их освящения.

В этот праздник люди приносят Богу благодарение за все труды, которые Он помог завершить. Преображение - это праздник нового урожая здесь на земле и новой жизни будущего века, озаренной светом Фавора.

Праздник Спаса Преображения был очень почитаем в Древней Руси, о чем свидетельствуют множество храмов, построенных в честь этого праздника. В одном только Новгороде и окрестностях сохранились до сих пор 4 Спасо-Преображенских храма: церковь Спаса-на-Нередице, XII в., собор Преображения Хутынского монастыря (XII-XVIвв.), церковь Спаса-на-Ковалеве,XIV в. и церковь Спаса-на-Ильине, XIV в.

Авторские песнопения праздника: ирмосы А.Львова, задостойник П.Турчанинова и др.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mediaterra.ru

Двунадесятые праздники и их особые песнопения

Двунадесятые праздники делятся на Господские, посвященные Иисусу Христу или другим Лицам Святой Троицы, и на Богородичные, посвященные Богоматери.

Господских двунадесятых праздников 7: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Преображение.

Богородичных двунадесятых праздников 4: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение.

И один двунадесятый праздник - Сретенье Господне - в церковной традиции считается не только праздником в честь Христа, но и Богородичным, хотя по особенностям богослужения тяготеет больше к Богородичным двунадесятым праздникам.

Господские двунадесятые праздники стоят выше Богородичных, и в особенностях богослужения в эти праздники, и это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поется одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники, случившиеся в воскресенье, первенствует воскресная служба. Кроме того, все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны (начальные песнопения Литургии), которые поются на Литургии в сам день праздника, в Богородичные же праздники поются обычные воскресные антифоны.

Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни: предпразднство, попразднство и отдание праздника.

Предпразднство - это дни, подготавливающие праздник, попразднство - продолжение праздника и отдание - это как бы снова сам праздник, своего рода заключительная точка в праздновании праздника.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.

Можно лучше представить структуру двунадесятого праздника в следующей схеме:

 

 

Таким образом, в этой структуре праздника является древнее восприятие времени как живой, пульсирующей сущности, в которой каждое событие постепенно подготавливается, постепенно убывает и перед тем как исчезнуть, еще раз вспыхивает яркой точкой. И чем важнее событие, чем больше праздник - тем более развернутой бывает эта структура.

В музыкальном плане эта праздничная структура проявляется особенно ярко и выпукло.

В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеет и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

Среди особых песнопений двунадесятых праздников следует отметить праздничные ирмосы канонов, которые, перемежаясь с чтением тропарей канона, раскрывают смысл и место данного праздника в Священной Истории и жизни человека. На Литургии вместо песнопения "Достойно есть" поется особый Задостойник (т.е. "за" (вместо) "Достойно..."), который также, как и "Достойно есть" прославляет Божию Матерь, но уже в свете данного праздника. Текстом задостойника является ирмос 9-й песни праздничного Канона.

Эти песнопения по своей музыке чаще всего являются авторскими сочинениями или обработками духовных композиторов. Кроме того, каждый двунадесятый праздник имеет свои особые стихиры, тропари, кондаки и величания, которые, даже если поются на указанный глас, имеют всегда праздничный вариант звучания.

На все двунадесятые праздники имеются так называемые "Запричастные концерты" - это авторские музыкальные сочинения разного времени и стиля на тексты стихир, тропарей, молитв праздника. Эти запричастные концерты поются в конце Литургии во время причащения священников в алтаре.

На праздничной Всенощной всех двунадесятых праздников служится лития (что значит "усиленное моление"). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поется особая ектения с многократным "Господи, помилуй". Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о Евангельском чуде насыщения 5 000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея (масла). Этот обычай идет с глубокой древности - это освящение "плодов земли", во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поется тропарь праздника.

В древности, когда Всенощное бдение продолжалось всю ночь, благословение хлебов совершалось для подкрепления сил молящихся на братской трапезе в конце вечерни перед утреней. Этот обычай сохраняется и ныне в некоторых монастырях, например, на Афоне. В наших храмах раздробленные кусочки хлебов, политые вином, раздают молящимся во время елеопомазания.

Лития совершается не только на двунадесятые праздники, но и праздники великих святых и чтимых Богородичных икон, а также престольные (праздник храма). По церковному уставу лития совершается на каждый воскресный день, но в современной приходской практике РПЦ оан опускается.

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Всех Миней 12 - по числу месяцев в году. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения Пасхального цикла.

Рождество Богородицы

(8/21 сентября)

Тропарь, гласъ 4:

Рождество Твое, Богородице Дhво, радость возвhсти всей вселеннhй: изъ Тебе бо возсiя Солнце правды Христосъ Богъ нашъ, и разрушивъ клятву, даде благословенiе: и упразднивъ смерть, дарова намъ животъ вhчный.

Кондак, гласъ 4:

Iоакимъ и Анна поношенiя безчадства, и Адамъ и Ева отъ тли смертныя свбодистася, Пречистая, во святhмъ рождествh Твоемъ. То празднуют и людiе Твои, вины прегрhшений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждаетъ Богородицу и питательницу жизни нашея.

Первый двунадесятый праздник церковного года установлен в IV веке. Он посвящен "началу нашего спасения", Рождеству Девы Марии, уготованной многими предшествующими поколениями стать Сосудом Божиим и вместить Невместимого Бога.

Этот праздник был наложен Церковью на древний аграрный цикл празднеств, посвященный Богине - Матери и рождению нового урожая.

Христианский праздник, воцерковляя народную традицию, сообщил ей иную высшую направленность, уводя от земли к небу, от урожая плодов земных к будущему Рождеству Вечной Жизни.

Содержание праздника взято из апокрифа II века, который сохранялся Церковью как предание, пользующееся авторитетом и любовью у народа:

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведный Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, но не теряли надежду на милость Божию, твердо веря, что Бог может разрешить неплодство Анны даже в ее старости. Они горячо молились и со слезами просили Господа даровать им дитя, которое они обещали посвятить Богу для служения в Храме. И Господь исполнил их прошение. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть о том, что их молитвы услышаны Богом, и у них родится Дочь Мария, через которую будет даровано спасение всему миру.

Праздник Рождества Богородицы был одним из самых почитаемых Богородичных праздников в домонгольской Руси. Об этом свидетельствует тот факт, что сразу же после крещения Новгорода на центральном языческом святилище ильменских славян - Перыни, где постоянно - день и ночь - горели ритуальные костры, где стояли идолы и приносились жертвы Ильмень-озеру, и где, вероятно, главный жрец Богомил, (прозванный Соловьем за свой голос) - который, как описано в Лаврентьевской летописи, поднял восстание новгородцев против крещения в 989 г., - играл на гуслях во время языческих обрядов - там, после свержения идолов был поставлен храм Рождества Богородицы. Это был третий храм, построенный в Новгороде первым епископом Иоакимом-корсунянином, после Софии и церкви Иоакима и Анны.

Сейчас на месте древнего храма на Перыни сохранилась каменная церковь XIII века в честь Рождества Богородицы.

Также и св.Антоний Римлянин, прибывший в Новгород в конце XI века, основал близ города свой монастырь с главным храмом Рождества Богородицы. Богородице-Рождественские храмы в это же время строились и в других русских городах - например, в Суздале и Пскове.

Из авторских духовных сочинений, посвященных данному празднику, в церкви поются тропарь и кондак А.Архангельского, ирмосы А.Ф.Львова, задостойник П.Турчанинова.

Воздвижение Креста Господня

(14/27 сентября)

Тропарь, гласъ 1:

Спаси Господи, люди Твоя, и благослови достоян


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.