Инка и король всего материка — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Инка и король всего материка

2021-01-31 94
Инка и король всего материка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 1777, 1778, 1779 годах в Лиму непрерывно поступали тревожные донесения с мест. «Индейцы что‑то замышляют, у них появилось оружие», – писал коррехидор из селения Пуна. «Участились тайные сходки, в кузницах куют копья и ножи», – докладывал коррехидор из Уаманги. «На дороги вышли банды разбойников, сборщики податей не могут спокойно работать», – жаловался коррехидор из Тинты.

Пуна, Уаманга, Тинта – все эти очаги смуты лежали на караванных путях Хосе‑Габриеля. К счастью для него, испанские власти этого не знали…

Между тем дон Хосе‑Антонио‑де‑Арече разослал во все концы строгие наказы: «Собирайте все недоимки, выколачивайте все налоги».

Ответом на это был бунт в Арекипе, торговом городе близ чилийских рубежей, и мятеж в Верхнем Перу. Повсеместно против испанских властей поднимались индейцы и креолы.

Хосе‑Габриель вызвал в Тунгасуку индейских старейшин из ближних и дальних селений.

«Час пробил, – сказал он, – после весенней страды, в самом начале ноября, мы возьмемся за оружие».

4 ноября 1780 года Хосе‑Габриель дал сигнал ко всеобщему восстанию. По его приказу на дороге, ведущей из сельца Янаоки в город Тинту, был схвачен местный коррехидор Аррьяга, вымогатель и взяточник, от которого давно стонала вся округа.

10 ноября Аррьяга был повешен на Главной площади Тунгасу‑ки. В тот же день шестидесятитысячное ополчение под командой Хосе‑Габриеля двинулось на Куско.

Хосе‑Габриель знал: последнего инку, Тупака‑Амару, свято чтит перуанский народ. Его имя – символ надежды. И Хосе‑Габриель назвал себя Тупаком‑Амару Вторым.

Тупак‑Амару Второй!..

Вставайте, братья! Царство Солнца не погибло. Оно вновь возродилось, оно живет, оно борется. Долой испанского короля, долой испанских наместников и коррехидоров! Перуанской землей должны владеть перуанцы!

Восстание ширилось с каждым днем. Все теплые долины к северу от Куско присоединились к Тупаку‑Амару Второму. Повстанцы захватили и сожгли мастерские в нескольких селениях, взяли городок Кикихану и обратили в бегство кикиханского коррехидора Кабреру.

Вести о первых успехах мятежников не застали, однако, врасплох испанские власти в Куско. Старый солдат Тибурсио Ланда призвал под королевские знамена всех, кто способен был держать в руках оружие, и двинулся к Тунгасуке.

18 ноября у селения Сангарара Ланда встретил ополчение Ту‑пака‑Амару. Испанцы пришли в ужас, когда убедились, что против них сражается несметная рать индейцев, и обратились в бегство. Они заперлись в сангарарской церкви, но повстанцы взяли этот редут штурмом. Шестьсот испанцев пало в бою, сложил свою голову и их командир Ланда.

Тупак‑Амару освободил всех пленных креолов. «Вы такие же перуанцы, как и я, – сказал он. – У нас общий враг – король Испании. Если мы объединимся, никто не в силах будет сломить нас».

К северу от Куско, в верховьях Апуримака и Урубамбы, возникло мятежное царство. Оно не было тенью тауантинсуйской империи. Тупак‑Амару Второй отлично понимал, что древняя держава Пачакути не может возродиться в XVIII веке. От испанского ига надо было освобождать не только индейцев. В Перу и соседних странах страдали от колониального гнета сотни тысяч креолов, метисов, негров, мулатов.

На языке рума‑сими Тупак‑Амару Второй назывался инкой. Но в своих манифестах, обращенных ко всем народом Испанской Америки, он именовал себя доном Хосе‑Габриелем Первым, милостью божьей инкой и королем Перу… Кито, Буэнос‑Айреса, Южного моря и всего материка. Король Хосе‑Габриель желал отобрать у испанских захватчиков рудники и плантации, раздать землю тем, кто трудится на ней в поте лица, отменить несправедливые законы, обуздать алчную банду попов, дать детям букварь.

Быстроногие часки побежали из Тунгасуки во все концы перуанской земли. Несли они в своих сумках не разноцветные шнуры кипу, а манифесты инки и короля.

Увы, мала была империя Хосе‑Габриеля Первого. Далеко от ее рубежей лежало Южное море – Тихий океан, тысячи миль отделяли Тунгасуку и Тинту от Кито и Буэнос‑Айреса…

Но, обгоняя курьеров из Тунгасуки, по всему Перу катилась волна радостных вестей. И с каждым днем раздвигались границы империи Хосе‑Габриеля – Тупака‑Амару, с каждым днем разрасталась армия восстания.

Декабрь 1780 года был для повстанцев медовым месяцем. Порой казалось, что перуанскими землями правит не король Испании, а Тупак‑Амару Второй. Коррехидоры либо убегали в Лиму и Куско, либо прятались за спину солдат из местных гарнизонов. Никто не взимал постылых податей, повсюду читали манифесты инки‑короля, повсеместно индейцы вооружались. В косте происходили волнения негров‑рабов, в долинах севера горели усадьбы плантаторов, неспокойно было в Потоси и Оруро, где копали руду десятки тысяч подневольных индейцев митайо.

У Тупака‑Амару было к началу декабря восемьдесят тысяч бойцов – сила внушительная и грозная. Но его воины сражались копьями и пращами, у них не было ни ружей, ни пушек, ни пороха.

Если бы Тупак‑Амару сразу после битвы у Сангарары пошел на Куско, ему, бесспорно, удалось бы захватить этот город и овладеть здешним арсеналом.

Но армия восстания весь декабрь кружила вокруг Куско, переходя из одной теплой долины в другую, а между тем Арече, сидевший в Лиме, не терял даром время. В день сангарарского сражения он отправил в Куско сильный отряд, который в середине декабря вступил в древнюю тауантинсуйскую столицу.

И когда 2 января 1781 года Тупак‑Амару подошел к Куско, он с горечью убедился, что со своим многочисленным, но очень плохо вооруженным войском ему не удастся взять город.

Спустя восемь дней он снял осаду и отошел на север.

Пагубным был этот просчет вождя восстания, но хуже было другое. Арече отлично понимал, что если Тупак‑Амару привлечет на свою сторону креолов, то восстание примет крайне неблагоприятный для испанцев оборот. И он сделал все возможное, чтобы натравить креолов на индейцев и руками креолов подавить мятеж в теплых долинах. К Тупаку‑Амару сходились все нити восстания, его имя пользовалось огромным уважением во всем Перу, но в этой горной стране очаги народного бунта занимались в бесчисленных, изолированных друг от друга долинах и ущельях.

Уследить за ними он не мог. Не мог он и обуздать ярость людей, у которых ненависть к чужеземцам копилась веками. Темному индейцу, спустившемуся в долину Куско с поднебесных андийских высот, любой белый, будь то креол или испанец, жалкий бедняк или богатый плантатор, казался исчадием ада, лютым врагом. И нередко вопреки строжайшим приказам вождя индейцы жестоко расправлялись с креолами и камня на камне не оставляли от их селений и жилищ.

Естественно, что Арече воспользовался этим и поспешил натравить креолов на повстанцев. «Вы недовольны управлением его величества, – говорил он им, – вас оно гнетет и раздражает. Но поверьте мне, вам будет куда хуже, если индейцы одержат победу. Из двух зол выбирайте меньшее: сражайтесь на нашей стороне, иначе вы будете обречены на гибель».

Далеко не все креолы поддались уговорам Арече, но ему все же удалось посеять рознь между этими пасынками Испании и индейцами. Дружины креолов‑добровольцев, подавляя отдельные очаги восстания, двинулись к Куско под испанскими знаменами, и уже в начале марта 1781 года Арече перешел в наступление. Его войска окружили временную резиденцию Тупака‑Амару, город Тинту. Тупак‑Амару тайно покинул Тинту. С Микаэлой и двумя своими сыновьями он ушел в горы, чтобы собрать там новое ополчение.

 

Бейтесь до конца!

 

Арече понимал: в стране, развращенной многовековым испанским господством, злато сильней булата. И он объявил щедрую награду за голову Тупака‑Амару. За двадцать тысяч песо, сумму, в семьсот раз большую тридцати иудиных сребреников, метис Вентура Лан‑даэти выдал испанцам великого вождя и всю его семью. Случилось это 6 апреля 1781 года в горном селении Ланги.

14 апреля Тупак‑Амару Второй доставлен был в Куско. На милость и снисхождение испанцев он не рассчитывал. Ему достаточно хорошо известна была печальная судьба Тупака‑Амару Первого. И из подвала бывшей иезуитской коллегии, превращенной в тюрьму, он отправил Арече письмо‑пощечину: «Мы оба, – писал он, – заслуживаем смерти: я – как освободитель, ты – как угнетатель».

Судье Матео Линаресу Арече приказал подготовить приговор вождям восстания.

В отличие от Лоарте и Вальверде, «праведных» судей, которые два с лишним века назад так ловко состряпали «процессы» Тупака‑Амару Первого и Атауальпы, Линарес не нуждался в иудах‑толмачах: и Тупак‑Амару Второй, и Микаэла, и захваченные в плен «мятежные» военачальники великолепно говорили по‑испански. Но с Матео Линаресом они говорить не желали. Чтобы развязать узникам язык, Линарес подверг их жесточайшим пыткам, но все его усилия пропали даром.

Молчал Тупак‑Амару Второй, молчала Микаэла, молчали боевые соратники великого вождя. Арече торопил судью‑палача. Слухи о восстании Тупака‑Амару дошли до Европы. Времена Филиппа Второго и Франсиско де Толедо отошли в далекое прошлое, и в Мадриде не могли не считаться с общественным мнением.

Министры его католического величества величали себя гуманистами и реформаторами, они переписывались с учениками Вольтера и Руссо, переводили статьи из дерзновенной французской «Энциклопедии», вели в мадридских салонах изящные философические беседы.

«Разумеется, – говорили они, – мы обязаны сохранить наши американские колонии – ведь мы, как просвещенные цивилизаторы, несем ответственность за все дикие народы Нового Света. Разумеется, смутьянов, отвергающих нашу опеку, следует наказывать, но варварские времена конкисты – это давнее и забытое прошлое, и, применяя строгие меры наказания, мы всегда помним, что строгость должна быть разумной, что злоумышленники – это дурные и несмышленые дети, а мы – мудрые и снисходительные отцы».

Говоря иными словами, в Мадриде желали, чтобы Арече самочинно расправился с мятежниками и сделал бы это как можно быстрее.

Сеньоры Хосе‑Антонио‑де‑Арече и Матео Линарес были люди предприимчивые и изобретательные. Даже железному вице‑королю Франсиско де Толедо, даже старому тигру Писарро не пришли бы на ум дьявольские способы казни, которые решили применить эти Гиммлеры XVIII века.

13 мая 1781 года они вынесли такой приговор:

«Надлежит вывести Хосе Тупака‑Амару на Главную площадь города Куско и там пусть присутствует он на выполнении приговора, который вынесен жене его Микаэле, сыновьям Ипполиту и Фернандо, шурину его Антонио Бастидасу и прочим главным капитанам и вожакам подлого и гнусного заговора и мятежа. Все они должны умереть, и, после того, как они умрут, палач урежет язык вышеупомянутому Хосе‑Габриелю, а затем за руки и за ноги привяжут его крепкими веревками к четырем коням. Коней тех пустят в карьер, дабы разорвали на части они тело преступника… А голову его отправить в Тинту и там держать три дня на виселице, а затем посадить ее на кол. Одну руку выставить в Тунгасуке, другую – в Кабарайе, одну ногу – в Ливитоке, другую – в Санта‑Роса‑де‑Лампе».

Урезать язык, разорвать живое тело конной упряжкой – спору нет, страшная казнь. Но эти палачи обрекли Тупака‑Амару на муки пострашнее четвертования. О! Они отлично знали, что Тупак‑Ама‑ру любит свою верную подругу Микаэлу, что он души не чает в своих сыновьях. И именно на его глазах палач должен был вырвать язык у Микаэлы, Ипполита и Фернандо, а затем вздернуть их на виселицу.

Впрочем, Арече в последний момент смягчил приговор. Младшего сына Тупака‑Амару, Фернандо, семилетнего мальчика, он помиловал. «Не будем его вешать, – распорядился Арече, – пошлем его в африканскую каторжную колонию на галеры».

Первый министр его величества граф Флоридабланка, просвещенный европеец, вольнодумец и любомудр, с сокрушением жаловался своим друзьям, что он слишком поздно узнал об этом приговоре…

 

 

Они победят

(вместо послесловия)

 

В 1533 году горстка испанцев разгромила пятидесятитысячное войско Атауальпы, в 1572 году был стерт с лица земли последний обломок тауантинсуйской империи – царство Тупака‑Амару Первого, в 1781 году испанцы снова одержали горькую победу и рассеяли огромную армию восстания.

Так неужели неуязвим испанский режим, неужели заранее обречены на провал все попытки свергнуть ненавистное иго?

Нет, час скорой гибели испанского владычества пришел в ту пору, когда свежа еще была память о дикой расправе на Главной площади Куско, когда еще живы были многие соратники Тупака‑Амару Второго.

В 1810 году не только Перу, но и многие другие страны испанской Америки начали освободительную войну против испанских захватчиков.

В 1825 году Испания вынуждена была уйти из Нового Света[11].

Однако трехвековое иноземное господство оставило в Перу неизгладимые следы.

В 1949 году чешские путешественники Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд писали:

 

«Мы все время движемся по кладбищу высокой культуры инков. Ее задушили те, кто пришел сюда прививать цивилизацию во имя Рима и Мадрида, во имя веры и короля. Разум наталкивается на стену неведения, на плотину неразгаданных или чуть приоткрытых загадок. Первые в этой стране европейцы и их потомки вскоре после завоевания Американского материка держали в руках золотой ключ. Но ключ им был не нужен, им нужно было золото.

Они пробивали дорогу огнем и мечом, оружием и распятием, силой и предательством. Ведь горизонт их и совесть их застлало страшное слово „золото“.

Они не хотели ни читать, ни писать. Они лишь жаждали золота.

Они не хотели познавать культуру порабощенных инков. Им нужно было только их золото.

Образованные инки, приветствуя их, протянули им руку. Испанцы отрубили ее и содрали с нее золото.

Достаточно пробыть всего несколько дней в глубине Перу, чтобы тебя охватило чувство бессильной ненависти ко всем именам прославленных завоевателей. Чувство стыда душит за их варварскую ненасытность».

 

«Варварская ненасытность»…

От ее пагубных последствий за сто с лишним лет перуанский народ легко бы излечился, если бы на смену испанским конкистадорам в теплые долины и на холодные нагорья Анд не явились новые захватчики. Они вторглись в Перу не на боевых скакунах, а на пароходах, автомашинах и самолетах.

Они овладели недрами Перу, они стали хозяевами ее медных, серебряных, свинцовых и цинковых гор.

В Вилькапампе величественные развалины священного города на горе Мачу‑Пикчу соседствуют с нищими селениями, затерянными в холодных почти пустынях.

По узкоколейке и шоссейной дороге везут из Вилькапампы сахар, прессованные листья коки – зеленый дурман, который страшнее опиума. В поте лица чужую землю, землю плантаторов, рыхлят потомки воинов Манко и Тупака‑Амару. В горах, там, где некогда последние бойцы последнего инки сражались с солдатами Лойолы и Абрието, рассеяны редкие хижины.

Но героическая Вилькапампа не сдалась, она ждет своего часа, когда возродятся ее сказочные города и засверкает Царство Солнца – Перу.

1964 г.

 

 

 


[1] Испанская лига – примерно шесть километров.

 

[2] Конкиста (исп.) – завоевание. Так испанцы называли захватнические походы в Новом Свете.

 

[3] Гватемала – страна в Латинской Америке, завоеванная и опустошенная испанцами за 10 лет до похода Писарро в Куско

 

[4] Лима

 

[5] Так в буквальном смысле звучит титул коронного чиновника – коррехидора, который ведал индейскими делами.

 

[6] Вара – старинная испанская мера, приблизительно равна нашему аршину.

 

[7] камзолы

 

[8] куртки

 

[9] тонкая шерсть

 

[10] Лхасса – столица Тибета. До начала XX века доступ европейцам в Лхас‑су был запрещен.

 

[11] Испания удержала за собой только Кубу и Пуэрто‑Рико, но и этих последних своих американских владений она лишилась в 1898 году.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.