Г л а в а д е в я т н а д ц а т а я — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Г л а в а д е в я т н а д ц а т а я

2021-04-18 214
Г л а в а д е в я т н а д ц а т а я 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

П р о щ а л ь н о е паломничество Пророка

 

После того как исламский призыв был услышан на всём Аравийском полуострове и по воле Аллаха возникла община верующих, взявшая на себя заботы о защите этого призыва и его распространении по всей земле, Аллаху стало угодно показать Своему Посланнику  плоды его непрерывных  усилий  ещё  при жизни,  и  Он дал  ему возможность совершить хаджж к Своему дому в месяце зу-ль-хиджжа 10 года хиджры.

Когда  Пророк  пожелал  отправиться  в хаджж,  он оповестил  об этом людей, и в Медине собралось множество мусульман. В субботу, за четыре дня до конца месяца зу-ль-ка'да, Пророк  стал готовиться к отъезду. Он причесался, умастился благовониями, надел изар и накидку, пометил своих жертвенных верблюдов, двинулся в путь после полудня и добрался до Зу-ль-Хуляйфы ещё до наступления времени послеполуденной молитвы. Там Посланник Аллаха    совершил послеполуденную молитву в два ракяата и остался в Зу-ль- Хуляйфе до утра, а утром сказал своим сподвижникам:

— Сегодня ночью ко мне явился посланник от Господа моего и сказал:  «Соверши  молитву  в  этом  благословенном  вади 153  и  скажи:

" ' У м ра т а н фи хаджжатин"» 154.

Это означало, что отныне разрешается совершать умру в период совершения хаджжа, в  то время как в  доисламские времена арабы считали это тягчайшим грехом.

Затем Посланник Аллаха  совершил полное омовение, умастил голову и тело благовониями, в составе которых был мускус, облачился в

изар  и накидку и  совершил полуденную молитву в  два  ра- кяата. Оставаясь на месте совершения молитвы, он объявил о начале хаджжа и умры, которые объединил друг с другом, и начал произносить слова тальбии   «Аллахумма, ляббай-кя  'умратан  ва хаджжан»   («О Аллах,

вот я перед Тобой, совершая умру и хаджж!»). Потом он стал говорить:

«Ляббай-кя, Аллаху  мма, ляббай-кя, ля  шарикя ля-кя, ляббай-кя; инна-ль-хамда, ва-н-ни'мата ля-кя ва-лъ-мулька, ля  шарикя ля-кя» («Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища,

вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!»). Иногда же он говорил: «Вот я перед Тобой, о Бог истины!»

 

153  Имеется в виду вади аль-'Акик.

154  То есть облачись в ихрам и скажи: «Вот я перед тобой, о Аллах, вот я перед тобой, совершая умру и хаджж».


 

 
Затем Пророк  покинул место молитвы, сел на свою верблюдицу и объявил о начале хаджжа и умры во второй раз. Выехав за пределы Зу-ль-Хуляйфы, он сделал это в третий раз, после чего двинулся в путь, а когда приблизился к Мекке, остановился на ночь в долине Зу Тува, где на следующий день совершил утреннюю молитву. Потом он совершил полное омовение и направился к Священной Мечети. Всё это происходило в воскресенье утром. Пророк  совершил обход Каабы и ритуальный бег (са'й) между холмами ас-Сафа и аль-Марва, после чего поставил свою палатку в верхней части города у горы аль-Хаджун. При этом он не вышел из состояния ихрама, поскольку совершал хаджж аль-киран 155 и гнал с собой жертвенный скот. В связи с этим Пророк  велел всем, кто, подобно ему, гнал с собой скот, оставаться в ихраме. Тем же, кто пришёл в Мекку без жертвенного скота, он велел укоротить волосы после совершения обхода Каабы и ритуального бега и полностью  выйти из  состояния  ихрама.  На  этом совершение  умры паломниками считалось законченным независимо от того, каким было намерение человека при вхождении в состояние ихрама, то есть независимо от того, хотел ли он совершить только хаджж, или только умру, или объединить их друг с другом.

В день am т а р в и я, то есть 8 зу-ль-хиджжа, Пророк  направился в Мину, и в этот же день в состояние ихрама для совершения хаджжа вошли все люди, которые вышли из него после совершения умры. В Мине  Пророк    совершил  в  общей  сложности  пять  молитв: полуденную, послеполуденную, закатную, вечернюю и утреннюю, сокращая те молитвы, которые состоят из четырёх ракяатов, до двух. После восхода солнца Пророк  направился из Мины  к 'Арафату и пробыл там до захода  солнца, после чего сел на свою верблюдицу, добрался до  близлежащего вади и обратился к собравшимся вокруг него людям с проповедью.

Сначала  Пророк  воздал  хвалу  Аллаху  в восславил  Его,  потом произнёс слова свидетельства и заповедал людям не отступать от благочестия, а  потом обратился к ним с  такими словами: «О люди, послушайте меня! Поистине, не знаю я, может быть, я больше никогда не встречу вас на этом месте после этого года! Поистине, ваша жизнь, ваше имущество и ваша честь должны быть для вас столь же священными, сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этой вашей стране. Поистине, отменяется всё, что было во времена джахилии, и отменяется месть за кровь, пролитую во времена джахилии, и прежде всего я отменяю месть за кровь Ибн Раби'а бин

 

15 5 Х аджж  аль-киран — совершение  хаджжа  и умры,  когда  паломник  сначала  совершает умру,  а  потом  дожидается  времени совершения хаджжа, не выходя из состояния ихрама и избегая всего, что запрещается делать паломникам.


аль-Хариса, искавшего кормилицу в племени бану са'д и убитого Хузайлем. И отменяется ростовщичество времён джахилии, как и все расчёты по взятому у ростовщиков в долг, и прежде всего я отменяю всё, что люди задолжали 'Аббасу бин 'Абд аль-Мутталибу! И бойтесь Аллаха  в  том, что касается женщин, ибо  взяли вы  их  как то, что доверено вам Аллахом, и сделали их дозволенными для себя по слову Аллаха. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится, а если они сделают это, то бейте их, но  не  жестоко; они же вправе требовать от вас, чтобы вы достойно кормили и одевали их. Я оставил вам Книгу Аллаха, благодаря которой вы никогда не собьётесь с пути, если будете крепко держаться её. О люди, поистине, не будет пророка после меня и не будет  общины  после  вас 156,  так  поклоняйтесь  же  вашему  Господу, совершайте пять ваших молитв, поститесь в ваш месяц, по своей воле выплачивайте закят с вашего имущества, совершайте хаджж к дому вашего Господа, подчиняйтесь вашим правителям, и вы войдёте в рай вашего Господа! А теперь скажите, что вы будете отвечать, когда вас спросят обо мне?» Люди сказали: «Мы засвидетельствуем, что ты довёл, выполнил  и дал добрые  наставления» 157, и тогда  Пророк  трижды воскликнул: «О Аллах, засвидетельствуй это!»

Кроме  того,  Посланник  Аллаха  коснулся  некоторых  других вещей, а когда он закончил говорить, Аллах Всевышний ниспослал ему аят, в котором говорилось: «Сегодня Я довёл для вас вашу религию до совершенства, завершил  для  вас Свою милость  и одобрил 158 дл я  вас ислам в качестве религии» (5:3), и этот день стал днём милости, счастья и благодарности.

После  завершения  проповеди  Билял призвал  людей  на молитву

(азан), а потом объявил о её начале (и к а м а), и Посланник Аллаха  совершил с людьми полуденную молитву, а потом было объявлено о начале послеполуденной молитвы, которая также была совершена Пророком  , не  совершившим  между  этими  двумя  молитвами никаких иных молитв. После этого он  вернулся к месту стояния на

'Арафате и оставался там до захода солнца, а потом перешёл в Муздалифу, где совершил закатную и вечернюю молитвы, которым предшествовал один азан, в то время как о  начале каждой из этих молитв объявлялось отдельно. После завершения этих молитв Пророк   остался  в  Муздалифе  до  утра  и  там  же  очень  рано  совершил

 

156 То есть не будет после вас иной общины, исповедующей религию Аллаха.

157 То есть довёл до сведения людей послание Аллаха, выполнил возложенную на тебя миссию и дал членам своей общины добрые

наставления.

158 То есть избрал.


утреннюю молитву, после которой в течение определённого времени обращался к Аллаху с мольбами, возвеличивая и прославляя Его.

Затем,  ещё до  восхода  солнца,  он перешёл  в Мину, где  бросил  в

первого  идола  семь  камешков,  каждый  раз  произнося  слова  «Аллах

велик!». При этом Пророк  не прекращал повторять слова тальбии, закончив произносить их после побивания камнями этого идола и сказав: «Учитесь у меня совершать обряды, ведь, может быть, после этого года мне больше не доведётся совершить хаджж!»

После этого Пророк  вернулся к месту своей остановки в Мине и собственноручно принёс в жертву 36 верблюдов, а 'Али принёс в жертву остальных из той сотни, которую пригнал с собой из Медины Посланник Аллаха , который велел сварить часть мяса и накормить людей.

После завершения жертвоприношения Пророк  призвал к себе цирюльника, обрившего ему правую часть головы, волосы которой он раздал людям, отдавая им по одному или по два волоска, что же касается волос с левой половины головы, то все они достались Абу Тальхе.

Затем Посланник Аллаха  облачился в свои одежды, умастился благовониями и верхом отправился к Каабе, вокруг которой он совершил обход и где совершил полуденную молитву, после чего напился воды из Замзама.

После  этого  Пророк  вернулся  в Мину и провёл  там  дни таш- рика, то есть 11-й, 12-й и 13-й день месяца зу-ль-хиджжа, ежедневно бросая по семь камешков после захода солнца в наименьшего из трёх идолов со словами «Аллах велик!», затем переходя к среднему, а затем

— к самому большому.

Посланник Аллаха  обращался к людям с  речами также в день жертвоприношения и во второй из дней ташрика, повторив то же, что он говорил им на 'Арафате, и что-то добавив к этому, а перед тем как он обратился к людям во второй день ташрика, ему была ниспослана сура

«Помощь».

В 13-й день месяца зу-ль-хиджжа после побивания идолов

камнями Пророк  покинул Мину, добрался до Абтаха159, остановился там  и  совершил  на  этом месте  полуденную,  послеполуденную, закатную и вечернюю молитвы. Затем он отправил 'Аишу в сопровождении её брата 'Абд-ур-Рахмана бин Абу Бакра в ат- Тан'им, чтобы  оттуда  она  смогла  вернуться  в  Мекку  для совершения  умры.

'Аиша  вошла  в  состояние  ихрама  и  совершила  умру,  а  на  заре

 

159 Абтах — название вади.


 

 
вернулась обратно. После возвращения 'Аиши Пророк дал сигнал трогаться в путь, вернулся к Каабе и совершил вокруг неё прощальный обход, совершив там и утреннюю молитву, а затем он двинулся обратно в Медину, выехав из Мекки со стороны нижней части города. Когда же Посланник Аллаха  приблизился к Медине, он трижды воскликнул:

«Аллах  велик!»  — и произнёс  такие  слова:  «Нет  бога,  кроме  одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, хвала Ему, всё принадлежит Ему,  и  Он всё может!  Мы  возвращаемся,  каемся,  Господу  нашему поклоняемся и Ему воздаём хвалу! Аллах сдержал Своё обещание, помог Своему рабу и один сокрушил племена!»

 

 

П охо д Усамы бин Зейда

 

Итак,  Пророк   вернулся  в  Медину  и  оставался  там,  прославляя Господа своего за то, что Он дал ему увидеть, как люди присоединяются к религии Аллаха толпами, и порадоваться успеху своего призыва, распространению которого он посвятил около 23 лет своей жизни. В этот период  в Медине побывали несколько делегаций, а  Усаме бин Зейду было велено готовить в поход 700 всадников, которых ему предстояло повести на Балку и Дарум, что находятся на территории Палестины. Отряд двинулся в путь и через некоторое время сделал остановку в аль-Джурфе в трёх милях от Медины, где Усама получил тревожные сведения о болезни Пророка^. Усама остался там, ожидая его выздоровления, но Господу было угодно забрать Посланника Аллаха  к Себе, а этому походу было суждено стать первым военным походом мусульман, совершённым в период правления Абу Бакра

 

 

В о п р о с ы и задания

 

 
1. В каком году состоялось прощальное паломничество Пророка

2. Какие напутствия сделал Пророк  мусульманам при совершении прощального хаджжа?

 
3. Расскажите  об  обрядах  паломничества,  которые  совершал  Пророк

.

4. Что  означают  слова  Всевышнего   «Сегодня привёл  Я к  совер- шенству вашу религию, довёл до конца милость Свою и одобрил Ислам как религию для  вас»? (5:3). Можно ли после этих слов Всевышнего вводить новшества в исламе?


Г л а в а д в а д ц а т а я

 

Н а к а н у н е к о н ч и н ы П р о р о к а

 

После того как Посланник Аллаха  передал людям послание свыше, выполнил свою миссию и дал своей общине все необходимые наставления, некоторые его слова и дела стали указывать на то, что скоро он покинет этот мир.

Так, например, в рамадане 10 года хиджры он уединился в мечети

на 20 дней160,  в течение  которых  Джибрил  и Пророк  дважды сверили текст Корана. После этого Посланник Аллаха  сказал своей дочери Фатиме: «Я думаю, что это может означать, что срок мой уже близок». А когда Пророк  провожал Му'аза  в  Йемен, он  дал  ему необходимые наставления и сказал ему перед расставанием: «О Му'аз, возможно, в этом году видишь ты меня в последний раз и, возможно, в следующий раз придёшь ты уже на мою могилу в моей мечети», и Му'аз заплакал,  не желая расставаться с Посланником Аллаха .

Мы упоминали  также, что во  время  прощального паломничества

Пророк   несколько  раз  говорил  людям:  «Может  быть,  я уже  не встречусь  с вами  после  этого  года  и  никогда  больше  не  совершу хаджж». Кроме того, указанием на то, что он выполнил свою миссию в этом мире, послужило ниспослание слов Всевышнего «Сегодня Я довёл для вас вашу религию до совершенства» (5:3), и всей суры

«Помощь» (110). Что же касается хаджжа Пророка , то он был назван

«прощальным паломничеством» по той причине, что совершая его, он прощался с людьми перед тем, как отойти к своему Господу.

В начале  месяца  сафар  11 года  хиджры Пророк  покинул  пре- делы  Медины  и  совершил  около  горы  Ухуд  молитву  по  погибшим

воинам  подобно  тому,  как  это  сделал  бы  человек,  прощающийся  с

живыми и мёртвыми. После этого Посланник Аллаха  поднялся в мечети на  минбар и сказал: «Поистине, я опережу  вас и буду сви- детельствовать о  вас. И, поистине, клянусь Аллахом, сейчас я будто вижу свой водоём (хауд)161, и, поистине, были дарованы мне ключи от сокровищниц земли (или: ключи земли) и, поистине, клянусь Аллахом, не того я боюсь, что после моей смерти вы  впадёте в многобожие, а боюсь я для вас того, что из-за этого162 вы станете соперничать друг с другом!»

 

 

160 Обычно Пророк 36 проводил в мечети последние 10 дней рамадана.

16 1 Х ауд — водоём Пророка , куда впадает райская река аль-Каусар. Водой из этого водоёма верующие будут утолять жажду в День воскресения.

162 То есть из-за мирских благ.


 

 
А  в  конце  этого  месяца  Пророк   вышел  посреди  ночи  на кладбище аль-Баки', обратился к Аллаху с мольбами о прощении  для тех, кто был там похоронен, и сказал: «Мир вам, о лежащие в могилах! Радуйтесь тому, что вы  уже умерли  и не увидите того, что увидят другие, ибо приблизились смуты, подобные частям тёмной ночи, которые будут следовать одна за другой, и каждая последующая окажется  хуже  предыдущей!»  Кроме  того,  Пророк   порадовал  их благой вестью, сказав: «Поистине, мы присоединимся к вам!»

 

 

Н а ч а л о б о л е з н и Пророка

 

В понедельник  29-го  числа  месяца  сафар  Пророк  проводил  в пос- ледний путь одного из усопших. Когда он вернулся домой, 'Аиша,  да будет доволен ею Аллах, пожаловалась ему на головную боль, он же сказал ей, что и у него тоже очень сильно болит голова.

Так началась  болезнь Пророка , однако, несмотря  на  это,  он соблюдал очерёдность посещения своих жён. Это продолжалось до тех пор, пока, находясь в доме Маймуны,  он не почувствовал себя совсем плохо.  Там  Посланник  Аллаха  начал  спрашивать:  «Где  я буду завтра?» желая, чтобы поскорее наступил день 'Аиши, и тогда его жёны согласились, чтобы отныне он находился там, где пожелает, после чего аль-Фадль бин 'Аббас и 'Али бин Абу Талиб помогли Пророку  перебраться в дом 'Аиши.

 

 

З а в е щ а н и е П р о р о к а

 

'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

 

Когда Пророк , перебрался ко мне и его болезнь усилилась, он сказал: «Облейте меня водой из семи бурдюков, верёвки которых ещё

не развязывались, и, может быть, я смогу обратиться к людям». Тогда

мы усадили его в таз, принадлежавший жене Посланника Аллаха , Хафсе, и обливали его водой из этих бурдюков, пока он не дал нам понять, что больше этого делать не нужно, а потом он вышел к людям, совершил с ними молитву и обратился к собравшимся с проповедью. Среди прочего посланник Аллаха , сказал: «Поистине, жившие до вас превращали могилы своих пророков и праведников в места для молений, вы  же не поступайте  так,  ибо, поистине, я запрещаю  вам это!» Посланник Аллаха  также сказал: «Проклятие Аллаха лежит на  иудеях  и христианах,  превративших  могилы  своих  пророков  в


 

 
места для Поклонения!» И Посланник Аллаха также сказал: «Не превращайте мою могилу в идола, которому вы станете поклоняться!» Кроме  того,  Посланник  Аллаха  объявил,  что  каждый  имеет  воз- можность воздать ему равным, и сказал: «Тому, кого я бил по спине, я подставлю свою спину, и пусть он сделает то же самое, и тому, честь кого я задел, я предоставляю возможность ответить мне тем же». И он завещал  людям  хорошо относиться к  ансарам, после чего сказал:

«Поистине, предоставил Аллах одному из рабов Своих право выбора между любыми благами мира этого и тем, что есть у Него, и выбрал он

то, что есть у Него».

 

Абу Са'ид аль-Худри сказал:

 

Услышав это, Абу Бакр заплакал и воскликнул: «Да станут наши отцы и матери выкупом за тебя!» — люди же стали говорить: «Пос- мотрите на этого старца — Посланник Аллаха  говорит, что Аллах предоставил какому-то рабу право выбора между всеми благами мира и тем, что у Него есть, а он говорит: «Да станут наши отцы и матери выкупом за тебя!» — но дело было в том, что право выбора в данном случае было предоставлено Пророку , а Абу Бакр оказался самым понятливым из нас.

После этого Посланник Аллаха  воздал хвалу Абу Бакру и распорядился закрыть в мечети все двери, кроме дверей Абу Бакра163.

Всё это происходило в  среду, а  в четверг состояние Пророка  ухудшилось, и он  сказал: «Подойдите, и я продиктую  вам  то, благодаря чему после моей смерти вы уже не собьётесь с пути». В

это время в доме находились мужчины, среди которых был и 'Умар,

который сказал:  «Он испытывает невыносимую боль,  а у вас есть

Коран,  и  достаточно  вам  Книги  Аллаха!»  После  этого  мнения

членов  семьи  Пророка   разделились.  Они  стали  пререкаться между собой, и одни сказали: «Принесите [всё, что нужно], чтобы Посланник Аллаха  продиктовал вам [это]!» — а другие говорили то  же, что  и  'Умар  когда  же поднялся  шум  и  разногласия усилились, Посланник Аллаха  велел: «Оставьте меня!»

В этот  день  он  распорядился  выселить  иудеев,  христиан  и многобожников за пределы Аравийского полуострова, одарить находившиеся в Медине делегации так же, как он обычно одаривал приезжавших к нему людей, и подтвердил свои веления относительно совершения молитв и проявления заботы о рабах, а

 

163 Комната Абу Бакра 4ь, как и комнаты жён Пророка , примыкала непосредственно к мечети. Эти слова толкуются как указание на то, что после смерти Посланника Аллаха  халифом должен был стать именно Абу Бакр


потом сказал: «Оставил я вам две вещи: Книгу Аллаха и мою сунну, и никогда не собьётесь вы с пути, если будете держаться их!»

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.