Последней из Матерей Всех Правоверных — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Последней из Матерей Всех Правоверных

2021-04-18 101
Последней из Матерей Всех Правоверных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Покинувшая Этот Мир

Умму Саляма

(радыйаллаху ‘анха)

 

Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) была женой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), которая пережила всех остальных его жен… Приняв Ислам в доме Аркама, она стала одной из первых мусульманок… Мусульманка, перенесшая много трудностей, став из числа первых переселенцев в Эфиопию, а затем в Медину… Ставшая известной всем как умная и проницательная женщина после того, как во время соглашения при Худайбии подсказала Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), как ему лучше поступить… За свой ум, происхождение, красоту, скромность, утонченность и непорочность удостоившаяся счастья стать женой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)… Стойкая женщина, которая после стольких трудностей, наконец, обрела счастье… Мать правоверных…

Она родилась в Мекке за пятнадцать лет до начала пророческой миссии. Ее звали Хинд. «Умму Саляма» – ее прозвище. Она принадлежала к роду Махзума. Ее первым мужем был сын ее тети Абдуллах ибн Абдульасад. После переезда в Эфиопию у них родился сын, которого назвали Саляма. Поэтому она и получила прозвище «Умму Саляма». Ее отцом был Сухайль ибн Му’ийр из рода Абу Умаййя племени Курайш, известный всем как «Заду’р-Ракб», то есть «Провизиант». Так его называли потому, что, отправляясь в долгий путь, он всегда брал с собой много провизии, которой хватало и на всех его спутников. Матерью Умму Салямы была Атика бинт Амир.

Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) приняла Ислам вместе со своим мужем в доме Аркама. Потом было полное драматизма переселение в Эфиопию и, после возвращения в Мекку, переселение в Медину. На этом пути им пришлось претерпеть множество трудностей и страданий. Родственники Умму Салямы, которые были многобожниками, поклялись, что не выпустят ее из Мекки. Так на их пути возникла преграда. Умму Саляму (радыйаллаху ‘анха) разлучили с ее мужем и ребенком. Абу Саляма (радыйаллаху ‘анху) в силу сложившихся обстоятельств один отправился в Медину, оставив сына Саляму и жену Умму Саляму в Мекке.

 

٭

О том, что произошло, когда они захотели оставить Мекку и переселиться в Медину, Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) рассказывала:

«Когда моя родня разлучила нас с Абу Салямой, его родственники решили забрать у меня ребенка. Та и другая сторона стали оспаривать право взять его себе. В пылу этих разбирательств и ссор меня насильно разлучили с ребенком. Так, мать осталась по одну сторону, а ребенок – по другую».

От горя я проплакала весь год. Наконец, они, сжалившись надо мной, сказали: «Если хочешь, можешь отправляться к своему мужу». А родственники Абу Салямы вернули мне сына. Я, забрав сына, направилась в Медину».

Проделав долгий, изнурительный путь, Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) достигла Медины, где воссоединилась со своим мужем. Наконец, их мукам и страданиям пришел конец. Семья снова была вместе. Они были довольны и счастливы.

 

٭

Как-то ее муж вернулся домой в веселом расположении духа. Когда она спросила его о причине этого, он ответил:

«Я услышал сегодня от Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) то, что очень меня обрадовало. Он сказал, что если мусульманина постигнет какая-то беда и он скажет: «Инна лилляхи ва инна илейхи раджи’ун», а затем сделает такую ду’а: «О Аллах! Возмести мне то, что постигло меня, и даруй мне вместо этого лучшее», Аллах непременно примет его ду’а.

Их семья, которая прошла через такие трудности, стала жить счастливо, и любовь их день ото дня только крепла. Даже если бы муж ее умер, любовь Умму Салямы (радыйаллаху ‘анха) была настолько крепкой, что она уже никогда не смогла бы выйти за другого. Это навело ее на мысль, о которой она сказала Абу Саляме:

«О Абу Саляма! Если у женщины, которая жила со своим мужем как в раю, умрет муж, который жил с ней как в раю, Аллах непременно воссоединит их в раю и после смерти. Если у мужчины, который жил со своей женой как в раю, умрет жена, которая жила с ним как в раю, Аллах непременно воссоединит их в раю и после смерти. Так давай дадим друг другу слово, что ни ты не женишься после меня, ни я не выйду замуж после тебя».

Но Абу Саляма не согласился с предложением жены. Он сказал: «Полушай, что я тебе скажу! Если я умру, выходи замуж за другого». И сделал ду’а за свою любимую жену:

«О Аллах! Даруй после меня Умму Саляме мужа лучшего, чем я, который не будет плохо обращаться с ней и причинять ей страдания». Она ничего не ответила, и они больше не говорили на эту тему.

Прошло не много времени после этого разговора, как в битве при Бадре геройски сражавшийся Абу Саляма (радыйаллаху ‘анху) получил несколько ранений. И хотя раны его были залечены, но продолжали болеть. Потом он был назначен командиром в походе на племя Бани Асад. Когда армия вернулась в Медину из этого похода, который был также известен как поход Катан, старые раны Абу Салямы открылись. Он слег в постель. Его болезнь продолжалась пять месяцев.

Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) никогда не заставляла мужа повторять сказанное дважды. В сострадании к нему она была самоотверженна, проявляя любовь и уважение, готова была сделать все для него.

Проходили дни, но раны Абу Салямы (радыйаллаху ‘анху) не заживали, и он уже больше никогда не поднялся на ноги. После долгой мучительной болезни он испил чашу шахида. Узнав о смерти Абу Салямы (радыйаллаху ‘анху), Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел в дом Умму Салямы (радыйаллаху ‘анха). Он сел у изголовья умершего, лежавшего посреди комнаты, зарыл ладонью его глаза и сказал: «Когда душа выходит из тела, глаза видят ее».

Потом он повернулся к рыдающим рядом женщинам и велел им: «Не просите сейчас в своих ду’а ничего, кроме благого. Ибо сейчас вас слышат ангелы и говорят всему, что вы скажете «Аминь». И сам совершил ду’а за Абу Саляму (радыйаллаху ‘анху):

«О Аллах! Прости Абу Саляму… Возвысь его вместе с теми, которые нашли истинный путь. И будь вместо него с теми, кого он оставил! Прости нас и его. О Господь миров! Сделай его могилу просторной для него и наполни ее Своим светом».

После смерти мужа Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) спросила Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), как ей следует сделать ду’а. Посланник Аллах (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Скажи: «О Господь мой! Прости меня и его. И даруй мне после него еще лучшего, чем он».

Она стала делать ду’а, ища утешения в этих словах, и одновременно думая о том, кто же мог быть для нее лучше, чем Абу Саляма?

За свою веру Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) претерпела много страданий. Но во всех испытаниях она проявила великую стойкость, ни на шаг не отступив от своей веры. Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) не мог остаться безучастным к положению этой жены сахабы, оставшейся одной с четырьмя детьми. Когда истек срок ‘идда, т.е. необходимый после развода или смерти супруга, к ней посватались некоторые из асхабы-кирам. Но Умму Саляма отказала им. Благородные Абу Бакр и ‘Умар (радыйаллаху ‘анхума) тоже предлагали ей замужество, но им она также ответила отказом.

Спустя некоторое время Умму Саляме (радыйаллаху ‘анха) предложил выйти за него замуж сам Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Чтобы объявить ей об этом, он послал к ней Хатиба ибн Балту (радыйаллаху ‘анху).

Когда к ней пришел поверенный человек от Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), Умму Саляма поняла, что ее ду’а принята Аллахом. Она очень обрадовалась этому. Но некоторые обстоятельства не давали ей покоя. У нее было четверо детей, и она боялась, что они станут обузой для Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Поэтому, извинившись перед Хатибом ибн Балтой (радыйаллаху ‘анху), она не приняла предложения, с которым он пришел.

Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям), почувствовав, что Умму Саляму что-то беспокоит, пошел к ней сам. Придя к ней, он теперь уже лично сделал ей предложение.

Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) очень обрадовалась, но в то же время не знала, что ей ответить. Тогда она решила признаться в том, что мучило ее все это время:

«О Расулюллах! Я уже не так молода. И у меня есть дети. А еще я ревнива. И боюсь, что если я сделаю то, что вам не понравится, навлеку на себя гнев Аллаха. У меня, к тому же, нет никого, кто бы мог стать поверенным с моей стороны».

Тогда Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) стал по одному отвечать на ее вопросы, избавляя ее от всего того, что ее беспокоило. Он сказал:

«Ты говоришь, что не молода. То, что пережила ты, пережил и я. И нет ничего постыдного в том, что немолодая женщина выходит замуж за мужчину, который старше ее.

Ты говоришь о своих детях. Твои дети – и мои дети. И обеспечение их всем необходимым принадлежит Аллаху и Его Посланнику.

Ты говоришь, что ревнива. Я стану просить Аллаха о том, чтобы Он избавил тебя от этого.

Ты говоришь, что у тебя нет никого, кто бы мог стать поверенным с твоей стороны. Но из всех, кто способен сделать это, присутствует ли он тут сейчас или отсутствует, нет никого, кто отказался бы выдать тебя за меня».

Тогда в сердце Умму Салямы (радыйаллаху ‘анха) не осталось ничего, что прежде беспокоило ее. Тревожные мысли, что не давали ей покоя, оставили ее. Удовлетворенная таким ясным и точным ответом Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), она тут же приняла предложение, и, обращаясь к находящемуся там ее сыну ‘Умару, сказала: «Вставай, о ‘Умар! Будь нашим с Расулюллах свидетелем».

В четвертом году хиджры, в месяце Шавваль состоялось их бракосочетание. Умму Саляме (радыйаллаху ‘анха), которая удостоилась чести стать матерью всех правоверных, была отведена отдельная комната. По случаю свадьбы было приготовлено угощение. О том, что происходило в тот день, Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) рассказывала:

«Я поселилась в комнате Зайнаб. В ней я нашла кое-какую утварь, кувшины для воды, жернов и подушку с одеялом, набитые пальмовыми волокнами. Был также кувшин топленого масла и сосуд с ячменем. Тогда я размолола ячмень в жернове, добавила воды и масла, и сделала из этого похлебку. Это и было свадебным угощением».

Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) обладала благородством. Она всегда и в любой ситуации самым лучшим образом обходилась с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Была с ним рядом и во время Прощального хаджа. Она была свидетельницей многих других событий. Хорошо запомнила и передала многое из того, что делал и говорил Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям).

 

٭

Однажды, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был у Умму Салямы, к нему пришла его дочь Фатыма с благородным Али и детьми Хасаном и Хусейном (радыйаллаху ‘анхум). Они все вместе пообедали. И тогда Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) снизошел 33 аят суры «аль-Ахзаб».

«…Аллах желает только охранить вас от скверны, о члены дома [Пророка], очистить вас всецело».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сразу подозвал дочь, зятя и внуков к себе, и, охватив их всех своей хыркой (накидкой), сказал: «О Господь! Это моя семья и мои близкие. Прости же им их грехи и очисти их».

Не желая упустить такую возможность, Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) тоже подбежала к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и воскликнула: «О Расулюллах! Я тоже твоя семья». Он ответил: «Да! Если будет угодно Аллаху!», обрадовав ее.

 

٭

Мать всех правоверных Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) отличалась богобоязненностью и отстраненностью от мирского (зухд), проводила жизнь свою в поклонении. Среди женщин-сахабов она лучше всех разбиралась в вопросах фикха и была одной из самых сведущих в вопросах Ислама, касающихся женщин. Она обладает также большими заслугами в области передачи хадисов. Она передала 378 хадисов – больше всех других жен Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) после Айши (радыйаллаху ‘анха). Вот некоторые из них:

«Если умирает женщина, которой был доволен муж, она попадает в рай».

«О Аллах, обращающий наши сердца из одного состояния в другое! Сделай наши сердца твердыми в нашей религии».

«Намаз, намаз, не оставляйте намаз. И не возлагайте на тех, кто подвластен вам, непосильное. В том, что касается жен ваших, – страшитесь Аллаха. Ведь вы заключили с ними договор с именем Аллаха, и взяли их себе в законные супруги с именем Аллаха».

 

٭

Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) была проницательна, умна, умела находить выход из самых трудных ситуаций. Случалось, она подсказывала самому Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) решения некоторых сложных задач. Так после заключения соглашения при Худайбии, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел сахабам резать курбан и обривать головы наголо. Но они, будучи не вполне довольными условиями соглашения, старались сделать вид, что не слышали его повеления. Несмотря на то, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повторил свои слова трижды, никто не спешил делать это. Тогда Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям) вошел в шатер Умму Салямы (радыйаллаху ‘анха) и сказал:

«Возможно ли такое! Не видят нужды выполнять мой приказ».

Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) очень расстроило такое поведение сахабов. Тогда умная и находчивая Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) посоветовала ему:

«О Расулюллах! Хочешь, чтобы они сделали то, что ты им велишь? Пойди и сам сделай курбан, а затем обрей свою голову. И не говори сахабам ничего!»

Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) понравилась эта идея, и он решил последовать ее совету. Он вышел из шатра и, не говоря ничего ни одному из своих сахабов, стал делать курбан. Закончив, он обрил свою голову. Увидев, что делает Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сахабы сразу же стали делать то же самое.

Какая проницательность… Какое доверие!.. Какая благодарность!.. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) прислушивается к совету своей жены… Поступает так, как она ему советует… А вслед за Гордостью вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) его сахабы совершили предписанные обряды хаджа… Не было ни одного сахабы, который не подчинился бы приказу… По примеру Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) они принесли курбаны и обрили головы… Таким образом, холод, который уже было прокрался в сердца, опять был растоплен теплотой взаимной любви и дружеских отношений… Какой умный шаг!.. Пусть такую проницательность Аллах дарует каждому из нас!.. И пусть каждый шаг в нашей жизни будет таким же мудрым…

 

٭

Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) была свидетельницей и некоторых необычных явлений. Передается, что однажды она увидела, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил с каким-то незнакомцем. Ей показалось, что это был Дихья (радыйаллаху ‘анху). Но потом Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил ей, то это был Джибриль. От счастья, что она видела передачу вахи (божественного откровения), Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) воздала хвалу Аллаху.

 

٭

В другой раз Джибриль (алейхиссалям) явился Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), когда с ним была Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха). Он велел ей: «Запри дверь и никого не впускай». В этот момент в дверях появился внук Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) Хусейн (радыйаллаху ‘анху) и захотел войти внутрь. Несмотря на то, что Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) попыталась помешать этому, Хусейн успел забежать в дом и забрался на колени к деду. Тот обнял его и поцеловал. Джибриль (алейхиссалям) спросил Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Неужели ты так сильно его любишь?» Он ответил: «Да, я очень сильно его люблю». И между ними произошел такой разговор:

― Тогда знай, что он примет смерть шахида от рук последователей твоей уммы.

― Значит, его убьют верующие?

― Да!.. Если хочешь, я покажу тебе место, где он будет убит, – сказал Джибриль и, удалившись на некоторое время, вернулся с горстью красной и мокрой земли Кербелы. На глаза Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) навернулись слезы. И он велел Умму Саляме (радыйаллаху ‘анха) сохранить эту горсть благословенной земли.

 

٭

После смерти Солнца обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям) каждый раз, когда Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) видела его внуков, на ее глаза набегали слезы. Она прилагала все свои усилия, чтобы их не коснулась никакая беда. Прошли годы, и то, что предсказал ангел Джибриль (алейхиссалям), все-таки сбылось. В 61 году хиджры благородный Хусейн (радыйаллаху ‘анху) был убит в Кербеле людьми Йазида. Утром этого дня люди увидели Умму Саляму (радыйаллаху ‘анха) плачущей. Ее спросили, что с ней, она сказала:

«Во сне я видела Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). В его волосах и бороде была земля. Я спросила его: «Что случилось с вами, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Только что Хусейн стал шахидом. Поэтому я явился плачущим в твоем сне».

Смерть благородного Хусейна (радыйаллаху ‘анху) оплакивали не только люди, но и джинны. Со времени смерти Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) не слышала, чтобы плакали джинны. Когда она вновь услышала их плач, поняла, что благородный Хусейн убит.

Мать всех правоверных Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) пережила всех жен Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Она прожила долгие благословенные 84 года и умерла в Лучезарной Медине в 61 году хиджры. Ее похоронили на кладбище Джаннат аль-Баки. Джаназа-намаз для нее совершал Абу Хурайра (радыйаллаху ‘анху). Пусть же Всевышний Аллах удостоит нас ее заступничества. Аминь.

 

 

 

 

 

Образец Преданности Вере

Умму Хабиба

(радыйаллаху ‘анха)

 

Умму Хабиба (радыйаллаху ‘анха) стала прекрасным примером непревзойденного терпения в вере, преданности и непоколебимости… Ее жизнь полна назидания… Женщина, которая перенесла из-за своей веры бедность и одиночество, не покорившись своим родственникам-многобожникам и мужу-муртаду (вероотступнику)… Счастливица, удостоившаяся чести заочно стать женой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), когда, спасая свою веру, находилась в Эфиопии… Женщина, ставшая причиной потепления отношений мусульман с Курайшитами…

Она родилась в Мекке за семнадцать лет до начала пророческой миссии. Ее звали Рамла. Ее отцом был старейшина Курайшитов Абу Суфйан ибн Харб, а матерью Сафийа бинт Абу аль-‘Ас. Умму Хабиба – дочь тети благородного ‘Усмана, сестра Муавийи (радыйаллаху ‘анхума).

Она была из числа первых мусульман. Когда она приняла Ислам, ее отец и мать оставались многобожниками. Поэтому ей приходилось вести непримиримую борьбу в своей семье, сохраняя свою веру. Она в одиночку противостояла всем притеснениям и угрозам со стороны родственников, но ни на шаг не отступала от своей веры.

Ее первым мужем стал сын дяди Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Убейдуллах ибн Джахш. Он принял Ислам вместе с ней. Когда же гонения Курайшитов стали невыносимыми, они вместе со второй волной переселенцев уехали в Эфиопию. В этой стране, которой правил Наджаши, они смогли обрести свободу веры. Вскоре у них родилась дочь, которую назвали Хабиба. Теперь вместо «Рамла» ее стали звать «Умму Хабиба». Под этим именем она и стала известной.

Однажды во сне Умму Хабиба (радыйаллаху ‘анха) увидела своего мужа, лицо которого было черным. Она не хотела искать толкование этого сна, но поняла, что с ее мужем скоро что-то произойдет. Когда наутро она встала, муж сказал ей:

«О Умму Хабиба! Я глубоко изучил все религии и стал христианином. И ты тоже стань христианкой, как и я!» И добавил, что если она сделает, как он велит, они скоро разбогатеют.

Но Умму Хабиба (радыйаллаху ‘анха) не придала его словам никакого значения, ответив, что не отступит от своей религии, даже если на всю жизнь останется нищей или ей станут угрожать смертью. Потом она рассказала ему о своем сне и сделала заключение: «Клянусь Аллахом, с тобой нет блага». Не испытывая ни малейшего сомнения, Умму Хабиба потребовала у мужа, променявшего веру на материальное благополучие, немедленный развод.

Так Умму Хабиба (радыйаллаху ‘анха) осталась с ребенком одна, в тысячах километрах от своей родины. Муж дал ей развод и теперь с жестокостью наблюдал, когда она умрет от нищеты. Но этот глупец не понимал, что Всевышний Аллах не оставляет в беде никого, кто уповает на него и ищет Его поддержки. Аллах, Милостивый и Милосердный, не оставил Умму Хабибу (радыйаллаху ‘анха) в беде. А ее муж умер раньше нее.

Умму Хабиба (радыйаллаху ‘анха) так и жила одна. Однажды во сне она услышала голос, который звал ее: «О Мать Правоверных!» Проснувшись, она поняла, что ей суждено стать женой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Она стала ждать, пока пройдет необходимый после развода срок, и никому ни о чем не говорила.

Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) проявлял искреннюю заинтересованность жизнью и положением своих сахабов. Получая сведения от них, он старался оказать каждому посильную помощь, беря под свое крыло каждого, кто в ней нуждался. Ему стала известна история этой женщины. Обрадованный тем, что она не отступила от веры перед соблазном материальных благ, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) захотел вознаградить ее за победу в этой борьбе за веру, сделав матерью всех правоверных и своей женой. Он написал Эфиопскому правителю Наджаши два письма и в седьмом году хиджры отправил их с Амром ибн Умаййа.

В одном письме он призывал Наджаши к вере, в другом сообщал о женщине по имени Умму Хабиба, которая переселилась в его страну, и на которой он собирался жениться. Он просил заключить этот брачный союз заочно и отправить Умму Хабибу с возвращающимися мусульманами в Медину.

Вот посол, направлявшийся из Медины в Эфиопию, вышел в путь. Он добрался до дворца Наджаши и передал ему оба письма. Наджаши принял посла, взял письма и начал читать. Его лицо озарилось светом. Ведь он уже встречался с Джафаром ибн Абу Талибом, который говорил с ним о мусульманах и об Исламе. Произнеся слова свидетельства единобожия, он стал мусульманином.

Выполнив первую просьбу Солнца обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям), Наджаши приступил к выполнению второй. Он послал к Умму Хабибе (радыйаллаху ‘анха) свою служанку с письмом, в котором говорилось: «Мне велено выдать вас замуж за Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Назначьте человека, который мог бы стать вашим поручителем». Эта весть очень обрадовала Умму Хабибу (радыйаллаху ‘анха). Она сняла со своих рук серебряные браслеты и подарила их служанке, которая принесла письмо. Она сразу забыла о тех невзгодах, которые пережила за это время, воздала хвалу Всевышнему Аллаху и назначила Халида ибн Саида своим поручителем.

Наджаши собрал к себе мусульман и обратился к ним с речью, выполняя возложенное на него Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поручение. Потом они заключили соглашение с Халидом ибн Саидом (радыйаллаху ‘анху) и объявили, что Умму Хабиба (радыйаллаху ‘анха) выдается замуж за Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с условием выплаты махра в четыре сотни дирхемов.

Этот счастливый брак был заключен в седьмом году хиджры. Наджаши приготовил для Умму Хабибы (радыйаллаху ‘анха) приданое и на следующий день, усадив ее вместе с остальными мусульманами на корабль, проводил в путь. Достигнув суши, мухаджиры пересели на верблюдов и вскоре добрались до Лучезарной Медины. Их встретили радостно и восторженно. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сразу же разместил Умму Хабибу (радыйаллаху ‘анха) в отведенной для нее комнате.

Воздаяние за свое терпение, честность и непоколебимость в вере Умму Хабиба (радыйаллаху ‘анха) получила еще при жизни. Она стала матерью всех правоверных. Обрела счастье, которое заставило ее забыть все пережитые беды и невзгоды. Став женой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), она прожила с ним в мире и счастье четыре года.

Желая быть достойной и благодарной за такое великое благо, Умму Хабиба (радыйаллаху ‘анха) старалась во всем угодить Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), быть с ним внимательной и предупредительной. Всю себя отдала любви и служению ему. Старалась стать лучше и совершеннее, чтобы заслужить его любовь и расположение, касалось ли это ее мировоззрения, поведения, манер или даже тона. Трепетно относилась к тому, что нравилось ему, проявляя уважение даже к вещам, которыми он пользовался. И это проявлялось во всех ее поступках и словах. Старалась не делать ничего, что могло бы нарушить его покой или не понравиться ему, присутствовал ли он при этом или нет, касалось ли это его самого или того, что принадлежало ему. Разговор, который произошел у нее с отцом, раскрывает всю тонкость ее понимания этого и является для нас назидательным примером. А произошло вот что.

После договора в Худайбийе, заключенного с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), многобожники Мекки преступили против одного его пункта. Но потом их объял страх, ибо они не ожидали, что это может стать причиной, по которой мусульмане могут начать войну. Поэтому они захотели обновить соглашение. И послали для этого в Медину своего старейшину Абу Суфйана.

Тогда он еще не был мусульманином, но являлся Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) тестем. Он был отцом Умму Хабибы (радыйаллаху ‘анха), а потому надеялся, что если в этом вопросе его никто не поддержит, то дочь поможет ему встретиться с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). С таким расчетом он прибыл в Медину.

Прежде всего, он встретился с Абу Бакром и ‘Умаром (радыйаллаху ‘анхума). Но они отказались поддержать его. Опечаленный, он постучался в дверь своей дочери. Увидев перед собой отца, Умму Хабиба (радыйаллаху ‘анху) на мгновенье растерялась. Она не знала, впускать ли его в дом или нет. Она вдруг вспомнила все зло, что причинил ее отец мусульманам. Как она должна была вести себя с отцом, который был врагом Ислама? Ведь все это имело место. Он был ее отцом, но был многобожником. Пока эти мысли вертелись в ее голове, чувства взяли над ними верх, и она пригласила отца войти. Ведь, как бы то ни было, он был ее отцом.

Абу Суфйан очень устал. Ведь он проделал долгий и изнурительный путь. Он захотел сесть на тюфяк, лежащий на полу, но его дочь не позволила ему сделать это. Так как на этом тюфяке всегда сидел Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), она не могла позволить, чтобы на него садился язычник, пусть даже ее отец. Абу Суфйан не мог понять, что означает ее поведение, и даже немного разозлился на дочь:

«Я не понял, доченька. Ты что, тюфяк от меня охраняешь или меня – от тюфяка?»

Умму Хабиба (радыйаллаху ‘анха), доказывая, что прекрасно осознает свои действия, дала ему полный назидания ответ:

«Отец! Это тюфяк Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Ты не заслуживаешь сидеть на этом благословенном месте. И я не могу позволить многобожнику сидеть на тюфяке, на котором сидит Посланник Аллаха».

Абу Суфйан был крайне удивлен преданности дочери ее религии, ее любви к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и уважению даже к его вещам. Что же это была за любовь? Проявление уважения даже к его вещам… Что все это могло означать? Как такое могло быть возможным?.. Он не мог понять, как можно проявлять уважение даже к вещам Посланника. Это обидело его, и он сказал:

― Ты очень изменилась, доченька. Похоже, что тебя коснулось какое-то зло.

― Нет, отец, зло не коснулось меня, напротив, Аллах вывел меня к свету Ислама. Ты же продолжаешь поклоняться высеченным из камня и дерева идолам, которые не слышат и не видят тебя. И как только такой дальновидный и умный человек как ты может до сих пор пребывать в мраке неведения, оставаясь вдали от света Ислама, – ответила она.

Абу Суфйан еще больше рассердился на эти слова дочери:

― Неужели ты считаешь, что я оставлю религию своих отцов и последую за религией Мухаммада? – и в гневе удалился из ее жилища. Но в будущем ему было суждено признать ее правоту. Поверить в истинность этих чувств. И ему, когда он удостоился озарения светом Ислама, предстояло радоваться преданности своей дочери и тому уважению, с которым она относилась даже к вещам Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Какая преданность вере в Аллаха и Его Посланника!.. Какая любовь!.. Какое уважение!.. Не признание равным раба Аллаха многобожнику, пусть он даже будет отцом или близким родственником – это и есть самый назидательный пример преданности в вере…

 

٭

Умму Хабиба (радыйаллаху ‘анха) обладала характером возвышенным и благородным. Ее любовь, преданность и привязанность к Гордости вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) проявлялась везде, всегда и во всем. Она вела жизнь истинно верующей женщины. Ее замужество стало причиной потепления отношений Абу Суфйана и его народа к Исламу.

В день их свадьбы Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям) прочитал ей следующий аят:

«Быть может, Аллах решит установить дружбу меж вами и теми, с кем вы враждуете. Ведь Аллах – могущественный, Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Мумтахина, 60/7).

Замужество Умму Хабибы (радыйаллаху ‘анха) стало семенем любви, которое было заронено в сердце Абу Суфйана и среду Курайшитов. Благодаря ему между мусульманами и Курайшитами была протянута сближающая нить.

А в день взятия Мекки пришло время пожинать плоды этой любви и близости. В мыслях и настроениях Курайшитов, в которых всегда преобладала грубость и жестокость, почувствовалось некоторое смягчение. Лед раскололся и тронулся. Злоба, ненависть и холодность уступили место любви. В отношениях начали возникать близость и теплота. Мекка была взята без кровопролития. Абу Суфйан и самые авторитетные люди из Курайшитов приняли Ислам. Таким вот было терпение Умму Хабибы (радыйаллаху ‘анха) во имя ее веры, такой была ее непоколебимость и преданность, и такими прекрасными – плоды.

Известно, что она заучивала и передавала хадисы Досточтимого Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям). Говорится, что она передала от 30 до 65 хадисов. Вот три из них:

* «Если бы я не боялся обременить свою умму, то повелел бы чистить зубы мисваком перед каждым намазом».

* «Любая речь человека, обернется против него, если только он не повелевает благое, или не остерегает от пагубного, или не поминает Аллаха».

* «Для каждого, кто, кроме обязательных намазов, совершает в день двенадцать рак’атов нафиле-намазов, в Раю будет построен дом».

 

٭

Умму Хабибе (радыйаллаху ‘анха) были свойственны мягкость и деликатность. В 44 году хиджры, когда у власти был Муавия, она заболела. Она позвала к себе Умму Саляму и Айшу (радыйаллаху ‘анхума), которые тогда еще были живы, и обратилась к ним:

«Быть может, между нами происходило что-то, что случается между любыми женщинами. И если что-то было не так, прошу вас простить меня и делать ду’а о моем помиловании».

Айша (радыйаллаху ‘анха) ответила на это, что все простила и непременно будет молиться за нее. Тогда Умму Хабиба (радыйаллаху ‘анха) сказала: «Ты успокоила меня, пусть же Аллах успокоит и тебя».

Она оставалась такой же любящей, искренней и учтивой даже в самые последние мгновения своей жизни. Она стремилась быть тактичной и благонравной всегда. И, уходя в мир иной, сохранила эту глубину восприятия и тонкость обхождения.

Умму Хабиба (радыйаллаху ‘анха) умерла в Медине в 664 году в возрасте семидесяти трех лет. Она была похоронена на кладбище Джаннат аль-Баки. Пусть же Всевышний Аллах удостоит нас ее заступничества. Аминь.

 

 

 

 

От Плена к Счастью

Джувейрийа бинт Харис

(радыйаллаху ‘анха)

 

Джувейрийа бинт Харис (радыйаллаху ‘анха) – молодая женщина, которая обрела свое счастье, благополучие и настоящую свободу, побывав в плену… Счастливица, которая сама попросила Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) выкупить ее из плена, и потом, приняв Ислам, удостоилась чести стать его женой, матерью всех правоверных… Проявившая отвагу, когда отказалась, чтобы из плена ее вызволил отец, сказав ему: «Я выбираю Посланника Аллаха»… Уважаемая женщина-мусульманка, раба Аллаха, отдающая себя поклонению и зикру, намазам, посту, занимающаяся благотворительностью, пребывающая в зухд (отстраненности от мирских благ)… Мать всех правоверных…

Она была дочерью главы рода Бани Мусталик Хариса ибн Абу Дирара. Ее настоящее имя Барра. Первым ее мужем был сын ее дяди Мусафи ибн Сафуан. Он погиб в пятом году хиджры во время сражения Бани Мусталик. А Джувейрийа (радыйаллаху ‘анха) попала в плен. О том, как она удостоилась чести принять Ислам и стать женой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) она рассказывала так:

Государство, которое было основано в Медине, день ото дня росло и крепло. Число мусульман увеличивалось. Мушрики (многобожники), совершенно потеряв над мусульманами контроль, искали все новые возможности, чтобы погасить свет Ислама.

Такие же планы вынашивал и глава племени Бани Мусталик Харис ибн Абу Дирар. Собрав иудеев своего племени, он подготовил военный план нападения на мусульман. Чтобы осуществить этот план, он начал закупать лошадей и оружие.

Узнав о готовящемся нападении, Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям) созвал своих сахабов на совет. Было решено напасть на племя Бани Мусталик первыми. Собрав войско из 700 человек, тридцать из которых были верхом, а остальные – пешие, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вышел в поход.

Чтобы успеть загасить пламя раздора там, где оно разгорелось, войско мусульман продвигалось быстро и очень скоро достигло территории, принадлежащей Бани Мусталик. Они разбили свои палатки у колодца Мурейси. Увидев перед собой внезапно появившееся войско мусульман, Бани Мусталик не смогли предпринять никаких действий, так как были застигнуты врасплох.

Если бы только Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям) пожелал, то по его команде войско мусульман атаковало бы врага и перебило всех до одного. Но он был пророком милости. Наставление их на праведный путь, было для него намного предпочтительнее их гибели. Ведь сутью священной войны в Исламе был призыв людей к спасению, а не кровопролитие. Препятствование злу, а не насилие. Поэтому Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) велел ‘Умару (радыйаллаху ‘анху) призвать их к вере. Тот встал и громким голосом стал призывать Бани Мусталик к Исламу. Но вместо ответа в сторону мусульман полетели стрелы. Так они сами начали войну.

Мусульмане, вынужденные защищаться, перешли в наступление. И после не долгого, но ожесточенного сражения, одержали победу. Им досталось множество трофеев. Много иудеев из Бани Мусталик попали в плен. Только их предводителю Харису ибн Дирару удалось спастись. А его дочь Барра попала в плен.

Барра была дочерью главы целого рода. Она заботилась о том, как спасти свою честь. Спустя некоторое время начали делить трофеи между теми, кто принимал участие в сражении. Пленная Барра досталась Сабиту ибн Кайсу ибн Шаммасу. Между ними был заключен договор, что за определенный выкуп Барра может получить свободу. Но она была не в состоянии выплатить необходимую сумму. Тогда ей в голову пришла мысль попросить эти деньги у Гордости вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям). И в один день, представ перед ним, она сказала:

«О Мухаммад! Я дочь Хариса ибн Дирара, главы рода Бани Мусталик. Насколько тебе известно, я попала в плен и являюсь пленницей Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса. Мы заключили договор, что я буду отпущена на свободу, если выплачу ему девять мер золота. И я, будучи вынуждена выплатить эту сумму, пришла к тебе за помощью».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда желал найти путь, чтобы расположить это враждебное племя к Исламу. Он п<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.