Попытки либерально-демократической модернизации России — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Попытки либерально-демократической модернизации России

2021-04-18 74
Попытки либерально-демократической модернизации России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Попытки либерально-демократической модернизации России

(февраль – октябрь 1917 г.)

Вопросы для дискуссии

1. Февральская революция 1917 г.: причины, ход, итоги.

2. Общественно-политическая жизнь страны и деятельность Временного правительства в марте – октябре 1917 г.

3. Победа партии большевиков в октябре 1917 г. и ее причины.

Темы докладов (по желанию)

1. Николай II как государственный деятель.

2. Триумф и крах А.Ф. Керенского.

3. Л.Г. Корнилов – спаситель Отечества или диктатор?

4. Октябрь 1917 г.: революция или переворот?

Индивидуальное письменное задание

Составить хронологию основных событий в России в феврале – октябре 1917 г.

Методические рекомендации

1. При изучении первого вопроса необходимо выявить причины и характер Февральской революции 1917 г., проследить хронику событий во второй половине февраля – начале марта 1917 г., проанализировать деятельность различных политических партий в этот период, причины отречения Николая II от престола, образование Советов рабочих и солдатских депутатов и Временного правительства.

2. Содержание второго вопроса включает в себя анализ основных проблем, волновавших россиян в 1917 г. (вопрос о власти, войне и мире, аграрный, национальный и другие вопросы), а также изучение деятельности Временного правительства и различных политических сил по решению задач, стоящих перед страной. Правительственные кризисы, окончание «двоевластия» 3-4 июля 1917 г., выступление генерала Л.Г. Корнилова в августе 1917 г., попытки различных политических сил в сентябре – октябре 1917 г. объединить усилия с целью вывода страны из кризиса – таковы сюжеты второго вопроса.

3. Вопросы о характере событий в октябре 1917 г. (революция, переворот?), о причинах победы партии большевиков являются остро дискуссионными. Для ответа на данные вопросы студенты должны хорошо знать фактический материал о социально-экономической и политической ситуации в стране осенью 1917 г., о деятельности большевиков в сентябре – октябре 1917 г.. первые декреты советской власти (О мире, о Земле и др.). Среди других важно разобраться в следующих вопросах. Страну из кризиса можно вывести с помощью демократии или только с помощью диктатуры? Для выхода из кризиса необходимо общенациональное согласие, или часть общества имеет право навязать свое мнение остальным? Рекомендуется выйти за хронологические рамки изучаемой темы и проанализировать итоги выборов в Учредительное собрание в ноябре 1917 г. Почему партия большевиков, дав мир народам, землю крестьянам, заводы рабочим, получила всего четверть голосов избирателей? Объективный подход предполагает изучение различных точек зрения на поставленные вопросы.

 

Источники и литература

Источники

1. Блок А. Последние дни императорской власти. Петербург: Алконост, 1921. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/10803-blok-a-a-poslednie-dni-imperatorskoy-vlasti-pb-1921-168-s#page/171/mode/grid/zoom/1

2. Глобачев К.И. Правда о русской революции: Воспоминания бывшего начальника Петроградского охранного отделения. М.: РОССПЭН, 2009. - 519 с, ил. http://www.fedy-diary.ru/html/072009/glo01.html  

3. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т.1. Крушение власти и армии (Февраль - сентябрь 1917 г.). М.: Наука, 1991. http://www.rusrevolution.info/books/index.shtml?11

4. Журналы заседаний Временного правительства. Март - октябрь 1917 г. В 4-х томах. / Отв. ред. Б.Ф. Додонов; Сост.: Е.Д. Гринько, О.В. Лавинская. - М., 2001-2004.

Т. 1. Март – апрель 1917 года.

http://www.padaread.com/?book=48967&pg=1

5. Набоков В.Д. Временное правительство (Воспоминания). М., 1991.

   http://www.krotov.info/library/14_n/ab/okov_1932.htm

6. Отречение Николая II: Воспоминания очевидцев, документы. 2-е изд., доп. / Ред. П.Е. Щеголев. Репринтное издание. М.: Советский писатель, 1990. http://www.e-reading.me/book.php?book=43

7. Родзянко М.В. Крушение империи. М., 1990.

8. Суханов Н.Н. Записки о революции. М.,1991. http://www.magister.msk.ru/library/history/xx/suhanov/suhan000.htm

Литература

9. Анфимов А. М. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах // Отечественная история. 1994. № 3. С. 58 – 76. http://scepsis.net/library/id_2748.html

10. Архипов И.Л. Российская политическая элита в феврале 1917: психология надежды и отчаяния. СПб., 2000.

11. Архипов И. «В министрах мученик – работник» // Нева. 2006. № 2. http://magazines.russ.ru/neva/2006/2/ar8.html О Керенском.

12. Архипов И.Л. Шингарев – обходительный либерал // Звезда. 2007. № 9. http://magazines.russ.ru/zvezda/2007/9/ar8.html

13. Бахурин Ю. «Наш царь – убожество слепое» http://actualhistory.ru/polemics-niki-ubozhestvo 

14. Бахурин Ю. Николай II – конец мифологии (Рецензия на книгу П.В. Мультатули «Николай II. Отречение, которого не было»). Часть 1 http://actualhistory.ru/antimultatuli-1

15. Бахурин Ю. Николай II – конец мифологии (Рецензия на книгу П.В. Мультатули «Николай II. Отречение, которого не было»). Часть 2. http://actualhistory.ru/antimultatuli-1_2

16. Бахурин Ю. Полковник Романов: К вопросу о военном профессионализме Николая II http://actualhistory.ru/oberst_romanoff или http://scepsis.net/library/id_2851.html

17. Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории. 1996. № 3. С. 31–45. http://historystudies.org/2012/07/gajda-f-a-fevral-1917-goda-revolyuciya-vlast-burzhuaziya/

18. Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства (март – апрель 1917 г.) // Отечественная история. 2001. № 2.

19. Измозик B.C. Временное правительство. Люди и судьбы // Вопросы истории. 1994. № 6.

20. Иоффе Г.3. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995.

21. Иоффе Г.З. «Долой Временное правительство!» (Судьбы «временных» после падения Зимнего) // Отечественная история. 2006. № 5.

22. Касвинов М. Двадцать три ступени вниз. http://lib.ru/HIST/KASWINOW/dwadcattri.txt

23. Медведев Р. 1917. Русская революция: победа и поражение большевиков. М., 1997.

24. Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997.

25. Радциг Е. Николай II в воспоминаниях приближенных // Новая и новейшая история. 1999. № 2 http://scepsis.net/library/id_2077.html

26. Солженицын А.И. Царь. Столыпин. Ленин. М. 2008.

27. Солженицын А.И. Красное колесо. Узел III. Март Семнадцатого. Кн. 1 – 4. Узел IV. Апрель Семнадцатого. Кн. 1 – 2. М.: Время, 2008 – 2009.

28. Тайна Октябрьского переворота. Ленин и немецко-большевистский заговор. СПб., 2001.

 

2-е семинарское занятие

проводится в форме ролевой игры (по желанию, если выберет группа)

Концепция игры.

Студенты должны уяснить, что существуют разные критерии оценки деятельности политика: степень развития производительных сил, расширение территории страны, рост промышленного производства, степень свободы, которую государство предоставляет личности для саморазвития и др. В зависимости от выбора критерия оценки исторической личности могут быть прямо противоположными.

Политика – это искусство возможного. Она определяется конкретными историческими условиями и имеющимися у главы государства возможностями и ресурсами.

Помимо «государственных интересов» существуют интересы миллионов «простых людей».

Сторонники И.В. Сталина аргументируют с помощью фактов и статистических данных его эффективную деятельность на благо СССР. Их оппоненты на большом фактическом материале доказывают многочисленные ошибки и даже преступления И.В. Сталина, упущенные им благоприятные возможности, чрезмерную цену, которую заплатило советское общество за его политику.

Участники ролевой игры.

Ролевая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на 2 команды: сторонки и противники политики И.В. Сталина. Способ формирования команд: по желанию самих студентов.

 

1. Материалы сайта «Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы» http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/

2. Сталин И.В. Сочинения. Т. 1 – 18. http://grachev62.narod.ru/stalin/

 

Литература

1. Волкогонов Д. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Сталина.  – любое издание.

2. Данилов В.П. Сталинизм и советское общество // Вопросы истории. 2004. № 2.

3. Жуков Ю.Н. Так был ли «Заговор Тухачевского?» // Отечественная история. 1999. № 1.

4. Жуков Ю.Н. Тайны Кремля. Сталин, Молотов, Берия, Маленков. М., 2000.

5. Жуков Ю.Н. Иной Сталин: Политические реформы в СССР в 1933 – 1937 гг. М., 2003.

6. Зеленин И.Е. «Революция сверху»: завершение и трагические последствия // Вопросы истории. 1994. № 10.

7. Кан А.С. Постсоветские исследования о политических репрессиях в России и СССР // Отечественная история. 2003. № 1.

8. Павлова И.В. 1937: выборы, как мистификация, террор, как реальность // Вопросы истории. 2003. № 1.

9. Печенкин А.А. 1937 год: Сталин и военный совет // Отечественная история. 2003. № 1.

10. Симонов Н.Э. Термидор, брюмер или фрюктидор? Эволюция сталинского режима власти: прогнозы и реальность // Отечественная история. 1993. № 4.

11. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. – любое издание.

12. Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М., 2010.

13. Хлевнюк О.В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. М., 1992.

14. Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. – любое издание.

 

3-е семинарское занятие.

Распад СССР.

Вопросы для обсуждения

1. Политические и социально-экономические преобразования в СССР в 1985 – 1991 гг.

2. «Гласность» и духовная жизнь общества.

3. Распад СССР. Причины, последствия, уроки.

4. События 1989 – 1991 гг. в Европе.

Темы докладов

1. М.С. Горбачев как государственный деятель.

2. А.Д. Сахаров: человек, ученый, политик.

3. Август 1991 г.: характер, последствия, уроки.

Методические рекомендации

1. Обсуждение первого вопроса семинарского занятия включает в себя анализ следующих сюжетов: концепция «ускорения социально-экономического развития СССР», выдвинутая новым советским руководством в 1985 – 1986 гг., процесс трансформации данной концепции в концепцию «перестройки» всех сторон жизни общества; политическая реформа в СССР; создание новых органов государственной власти (съезд народных депутатов СССР); президентские выборы в СССР в 1990 г. и РСФСР в 1991 г.; августовские события 1991 г. и создание ГКЧП; преобразования в экономике.

2. Второй вопрос включает в себя изучение трансформации сознания части советских людей в 1985 – 1991 гг. Она происходила вследствие процессов, имевших место в стране в эти годы, а также под влиянием выхода в свет ранее запрещенных философских и литературных произведений, художественных фильмов, театральных постановок, журналистских публикаций дореволюционных мыслителей, русских и советских эмигрантов 20-х, 60 – 70-х годов XX в., советских писателей, поэтов, режиссеров, публицистов. Без изменения сознания части советских людей была невозможна трансформация советской системы.

3. Характер взаимоотношений между союзным центром и союзными республиками (федеративный или унитарный) по Конституции СССР 1977 г. и в реальной действительности, вооруженные конфликты в некоторых союзных республиках в 1988 – 1991 гг., усилия советского руководства по подготовке нового союзного договора («новоогаревский процесс»), срыв его подписания в августе 1991 г., неуправляемый выход союзных республик из СССР в августе – декабре 1991 г., Беловежское соглашение и Алма-атинская Декларация о создании СНГ, причины и уроки распада СССР – таковы сюжеты третьего вопроса данного семинарского занятия.

4. При изучении четвертого вопроса важно проанализировать смену политического строя в странах Восточной Европы (бывшие социалистические страны), распад Чехословакии и Югославии: причины этих процессов, ход, уроки. Объединение Германии и ее геополитические последствия – еще один важный сюжет дл анализа.

Литература

1. Акопов С., Гуреев Н. История России 1953 – 1996. Личности и эпохи. М., 1997.

2. Горбачев М.С. Августовский путч. – любое издание.

3. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. В 2 книгах. – любое издание.

4. Островский А.В. Глупость или измена? Расследование гибели СССР. М., 2011.

5. Пихоя Р.Г. СССР: История власти. 1945 – 1991. М., 1998.

6. Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России. Кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х – 1991 гг. М., 2008.

7. Пихоя Р.Г., Журавлев С.В., Соколов А.К. История современной России. Десятилетие либеральных реформ: 1991–1999 гг. М., 2011.

8. Реформирование России: мифы и реальность. I989 – I994. М., 1995.

9. Россия, которую мы не знали. 1939 – 1993. Хрестоматия. Челябинск, 1995.

10. Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 6.

11. Согрин В. Политическая история современной России. I985 – I994. – любое издание.

12. Советский Союз: прощальный статистический портрет 15 бывших советских республик // МЭ и МО. 1993. № 1.

13. Степанков В.Г., Лисов Е.К. Кремлевский заговор. Версия следствия. М., 1992.

Темы контрольных работ

1. Восточные славяне в древности: проблема этногенеза.

2. Особенности социального строя Древней Руси.

3. Становление и эволюция русской государственности в ХI-ХII вв.: этнокультурные и социально-политические процессы.

4. Принятие христианства и его последствия.

5. Распространение ислама в русских землях.

6. Византийско-древнерусские связи в IX – XIII вв.

7. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII – ХV вв.

8. Русь и Орда: система господства ханов и трагедия народа.

9. Специфика формирования единого Российского государства (ХIV – ХV вв.)

10. Реформы Избранной Рады: итоги, последствия, уроки.

11. Опричнина Ивана IV и ее последствия.

12. Иван Грозный как государственный деятель.

13. Введение крепостного права в России: причины, этапы, последствия.

14. Великая смута на рубеже ХVI – ХVII вв.: причины и уроки.

15. Казачество России в период Смуты.

16. Крестьянская война под руководством С. Разина: причины, особенности, последствия.

17. Петр I как государственный деятель.

18. Российское просветительство конца XVIII в.

19. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.: цели и итоги.

20. Крестьянская война под руководством Е. Пугачева: причины, ход, итоги, последствия.

21. Движение декабристов: исторические корни, сущность, значение.

22. Александр I как государственный деятель.

23. Внешняя политика России в первой четверти XIX в.: цели и результаты.

24. Русская культура в первой половине XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

25. Реформы и реформаторы 60-70-х гг. XIX в. в России.

26. Достижения русской культуры второй половины XIX в.

27. Достижения русской науки во второй половине XIX в.

28. Народничество: истоки, течения, итоги.

29. Внешняя политика России во второй половине XIX в.: достижения или просчеты?

30. Уроки Революцию 1905-1907 гг. в России.

31. Политические партии России в начале ХХ в.: генезис, классификация, программы, тактика.

32. I и II Государственные думы: деятельность и результаты.

33. Россия в первой мировой войне: трагедия народа, кризис монархии.

34. Николай II как государственный деятель.

35. Причины Февральской революции 1917 г.

36. А.Ф. Керенский как государственный деятель.

37. Октябрьская революция 1917 г. или переворот?

38. Нэповские реформы: итоги, причины свертывания.

39. В.И. Ленин как государственный дяетель.

40. Образование СССР 1922 г.: федеративный или унитарный характер?

41. И.В. Сталин как государственный деятель.

42. Сопротивление сталинизму: причины, формы, масштабы, последствия, уроки..

43. Роль СССР в победе над фашизмом во II-й мировой войне.

44. Последствия разгрома фашизма для мирового сообщества.

45. Реформы в середине 50-60-х гг. ХХ в.: реалии и утопии.

46. Достижения советской науки в 50 – 60-е годы XX в.

47. М.С. Горбачев как государственный деятель.

48. Августовские события 1991 г.: версии, оценки.

 

Требования к написанию контрольных работ.

1. Объем 10 – 12 машинописных страниц.

2. Обязательны ссылки на используемые источники и литературу.

3. Необходимо раскрыть тему выбранной курсовой работы. В большинстве тем курсовых работ есть термины – «причины», «особенности», «последствия», «уроки» и т.д. Необходимо раскрыть, в чем заключаются «причины», «особенности», «последствия», «уроки» и т.д., а не просто механически скачать из интернета или переписать хотя бы какой-то текст.

4. Контрольные работы по теме «Иван Грозный, Петр I, И.В. Сталин и другие как государственный деятель» должны включать себя не биографию конкретного политика, не его деятельность по годам, а характеристику его как государственного деятеля, присущие ему сильные и слабые стороны.

 

 

Вопросы для к экзамену

1. Восточные славяне, условия становления их цивилизации (VI – VIII вв.).

2. Возникновение древнерусского государства (VIII-IX вв.).

3. Киевская Русь в Х – начале ХII вв.

4. Политическое и социально-экономическое развитие русских земель в ХII – ХIII вв.

5. Культура Руси до монголо-татарского нашествия.

6. Русь и Орда: трагедия Руси в условиях господства Орды, борьба против власти Золотой Орды (XIII – XV вв.), проблемы взаимовлияния.

7. Формирование единого Российского государства (XIV–XV вв.).

8. Духовное развитие Московской Руси в XIV–XVI вв. Идея «Москва – Третий Рим».

9. Внутренняя политика Ивана IV Грозного.

10. Внешняя политика Ивана Грозного.

11. Великая «Смута» на рубеже XVI – XVII вв.: причины, ход, последствия и уроки.

12. Народные движения в начале ХVII в.

13. Борьба русского народа против польской и шведской интервенции в начале ХVII в

14. Политическое развитие России в XVII в. (после окончания «Смуты»).

15. Развитие культуры России в ХVII в.

16. Реформы Петра I. Общие черты и особенности европейского и российского абсолютизма.

17. Внешняя политика Петра I. Северная война.

18. Духовное, культурное развитие России в первой четверти ХVIII в.

19. Дворцовые перевороты. Развитие абсолютизма.

20. Внутренняя политика Екатерины II.

21. Внешняя политика России во 2-й половине XVIII в.

22. Борьба казаков и крестьян во 2-й половине ХVIII в.

23. А.Н. Радищев, А.Н. Новиков. Оппозиционная самодержавию и крепостничеству общественно-политическая мысль.

24. Культура России во 2-й половине ХVIII в.

25. Внутренняя политика Александра I.

26. Внешняя политика России в первой четверти ХIХ в.

27. Движение декабристов: программы, действия, значение.

28. Общественное движение в России в 30-40-е годы ХIХ в.

29. Внешняя политика Николая I. Крымская война, ее последствия.

30. Культура России в первой половине XIX в.

31. Крестьянская реформа 1861 г.: причины, содержание, последствия.

32. Либеральные реформы в России в 60-70-е годы ХIХ в.

33. Народничество 70-80-х годов ХIХ в.: теория и практика.

34. Рабочее движение и развитие марксизма в России во 2-й половине ХIХ в.

35. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

36. Русская культура второй половины ХIХ века и ее вклад в мировую культуру.

37. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг.

38. Революция 1905 – 1907 гг. в России: причины, ход, итоги.

39. Аграрная реформа П.А. Столыпина: причины, ход, итоги.

40. Участие России в первой мировой войне.

41. Развитие культуры России в 1900-1917 гг.

42. Февральская революция 1917 г. в России: причины, ход, итоги.

43. Общественно-политическая жизнь страны в марте – октябре 1917 г.

44. Решения II съезда Советов. Начало советской модернизации России (ноябрь 1917 г. – июль 1918 г.). Созыв и роспуск Учредительного собрания. Конституция РСФСР.

45. Борьба за выход России из мировой войны. Брестский мир.

46. Обострение гражданской войны в России (1918–1920 гг.), трагедия социального раскола, его последствия, причины победы советской власти.

47. Декларация и Договор об образовании СССР. Конституция СССР 1924 г.

48. Новая экономическая политика: цели и итоги.

49. Социально-экономическое развитие СССР во второй половине 20-х –30-е гг. ХХ в.

50. Внешняя политика России, СССР в 20-е гг. ХХ в.

51. Формирование тоталитарного режима в СССР в 20 – 30-е гг. ХХ в. Конституция 1936 г.

52. Внешняя политика СССР в 30-е гг. – июнь 1941 гг.

53. Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30-е гг. XX в.

54. Советский Союз в Великой Отечественной войне и Второй мировой войне. Последствия разгрома фашизма для мирового сообщества.

55. СССР в послевоенные годы: социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура (1946 – 1953 гг.).

56. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война (1946 – 1953 гг.).

57. Попытки осуществления политических и экономических реформ в 1953 – 1964 гг.: реалии и утопии.

58. Развитие науки и культуры в СССР в 50-е – первой половине 80-х гг. ХХ в.

59. Внешняя политика СССР в 50-е – первой половине 80-х гг. ХХ в.

60. Попытка «перестройки» советского общества в 1985 – 1991 гг. Причины ее неудачи.

61. Распад СССР. Причины, последствия, уроки

62. Общественно-политическая жизнь и политические преобразования в России в 1992 г. – начале XXI в. Конституция РФ 1993 г.

 

Примечание:

Вопросы к экзамену включают вопросы к зачету, который студенты сдали на 1 курсе.

 

1.1. Основная литература

1. Любой учебник по курсу «История России» для вузов.

2. Политическая история России. Хрестоматия. М., 2000.

3. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. М., 2001-2002.

4. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / А. С. Орлов и др. М., 2010.

***

5. Данилов А.Г. Россия на перекрестках истории XIV–XIX вв. СПб., Алетейя, 2014.

6. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1–12. Кн. 1–4. Ростов-на-Дону, 1989–1990.

7. Карацуба И.В., Курукин И.В., Соколов Н.П. Выбирая свою историю. «Развилки» на пути России: от Рюриковичей до олигархов. М., 2014.

8. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. I–V / Сочинения. Т. 1–5. М., 1987–1989.

9. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 1–26 / Сочинения. Кн. I–XIII. М., 1988–1994.

 

1.2. Дополнительная литература

2. Великие государственные деятели России / Под ред. А.Ф. Киселева. М., 1996.

3. Государственность России (конец XV в. – февраль 1917 г.): Словарь-справочник. Кн. 1–4. М.: Наука, 1996–2001.

4. Горский А.А., Кучкин В.А., Лукин П.В., Стефанович П.С. Древняя Русь: очерки политического и социального строя. М., 2008.

5. Горский А.А. Москва и Орда: Конец XIII – начало XVI вв. М., 2003.

6. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 2010.

7. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII – XIV вв.): Курск лекций. М., 2001.

8. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. М., 2010.

9. Зайончковский А. М. Первая мировая война. СПб., 2000.

10. Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М., 2011.

11. История внешней политики России. (Конец XV–1917 г.). В 5 т. М., 1998–1999.

12. История Отечества: люди, идеи, свершения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 2001.

13. История России в лицах. С древности до наших дней. Биографический словарь. М., 2005.

14. История России в новейшее время (1945 – 1999): Учебник для вузов. М., 1999.

15. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. М., 2002.

16. Общественная мысль России XVIII – начала XX века. Энциклопедия. М., 2005.

17. Островский А.В. Глупость или измена? Расследование гибели СССР. М., 2011.

18. Память о войне 60 лет спустя – Россия, Германия, Европа. М., 2005.

19. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти 1945–1991. М., 1998.

20. Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России. Кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х – 1991 гг. М., 2008.

21. Пихоя Р.Г., Журавлев С.В., Соколов А.К. История современной России. Десятилетие либеральных реформ: 1991–1999 гг. М., 2011.

22. Правящая элита Русского государства IX – начала XVIII в.: Очерки истории / Отв. ред. А.П. Павлов. 2004.

23. Проблемы истории казачества XVI – XX вв. Ростов-на-Дону, 2005.

24. Российские либералы. М., 2001.

25. Сокольский М.М. Неверная память (Герои и антигерои России). М., 1990.

26. Стариков Н.В. История России IX – начала XX в. Тематический словарь – справочник. Ростов-на-Дону, 2006. 

27. Федорченко В.И. Императорский дом. Выдающиеся сановники: Энциклопедия биографий. В 2 т. Красноярск. – М., 2003

28. Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М., 2010.

29. Чулков Г. Императоры: Психологические портреты. М., 1991.

30. Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. 1802 – 1917. Библиографический справочник. СПб., 2001.

31. Шубин А. 10 мифов советской страны. М., 2006.

32. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России: IX – XX вв. М., 1996.

33. Эйдельман Н.Я. Революция «сверху» в России. М., 1990.

 

Попытки либерально-демократической модернизации России

(февраль – октябрь 1917 г.)

Вопросы для дискуссии

1. Февральская революция 1917 г.: причины, ход, итоги.

2. Общественно-политическая жизнь страны и деятельность Временного правительства в марте – октябре 1917 г.

3. Победа партии большевиков в октябре 1917 г. и ее причины.

Темы докладов (по желанию)

1. Николай II как государственный деятель.

2. Триумф и крах А.Ф. Керенского.

3. Л.Г. Корнилов – спаситель Отечества или диктатор?

4. Октябрь 1917 г.: революция или переворот?

Индивидуальное письменное задание

Составить хронологию основных событий в России в феврале – октябре 1917 г.

Методические рекомендации

1. При изучении первого вопроса необходимо выявить причины и характер Февральской революции 1917 г., проследить хронику событий во второй половине февраля – начале марта 1917 г., проанализировать деятельность различных политических партий в этот период, причины отречения Николая II от престола, образование Советов рабочих и солдатских депутатов и Временного правительства.

2. Содержание второго вопроса включает в себя анализ основных проблем, волновавших россиян в 1917 г. (вопрос о власти, войне и мире, аграрный, национальный и другие вопросы), а также изучение деятельности Временного правительства и различных политических сил по решению задач, стоящих перед страной. Правительственные кризисы, окончание «двоевластия» 3-4 июля 1917 г., выступление генерала Л.Г. Корнилова в августе 1917 г., попытки различных политических сил в сентябре – октябре 1917 г. объединить усилия с целью вывода страны из кризиса – таковы сюжеты второго вопроса.

3. Вопросы о характере событий в октябре 1917 г. (революция, переворот?), о причинах победы партии большевиков являются остро дискуссионными. Для ответа на данные вопросы студенты должны хорошо знать фактический материал о социально-экономической и политической ситуации в стране осенью 1917 г., о деятельности большевиков в сентябре – октябре 1917 г.. первые декреты советской власти (О мире, о Земле и др.). Среди других важно разобраться в следующих вопросах. Страну из кризиса можно вывести с помощью демократии или только с помощью диктатуры? Для выхода из кризиса необходимо общенациональное согласие, или часть общества имеет право навязать свое мнение остальным? Рекомендуется выйти за хронологические рамки изучаемой темы и проанализировать итоги выборов в Учредительное собрание в ноябре 1917 г. Почему партия большевиков, дав мир народам, землю крестьянам, заводы рабочим, получила всего четверть голосов избирателей? Объективный подход предполагает изучение различных точек зрения на поставленные вопросы.

 

Источники и литература

Источники

1. Блок А. Последние дни императорской власти. Петербург: Алконост, 1921. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/10803-blok-a-a-poslednie-dni-imperatorskoy-vlasti-pb-1921-168-s#page/171/mode/grid/zoom/1

2. Глобачев К.И. Правда о русской революции: Воспоминания бывшего начальника Петроградского охранного отделения. М.: РОССПЭН, 2009. - 519 с, ил. http://www.fedy-diary.ru/html/072009/glo01.html  

3. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т.1. Крушение власти и армии (Февраль - сентябрь 1917 г.). М.: Наука, 1991. http://www.rusrevolution.info/books/index.shtml?11

4. Журналы заседаний Временного правительства. Март - октябрь 1917 г. В 4-х томах. / Отв. ред. Б.Ф. Додонов; Сост.: Е.Д. Гринько, О.В. Лавинская. - М., 2001-2004.

Т. 1. Март – апрель 1917 года.

http://www.padaread.com/?book=48967&pg=1

5. Набоков В.Д. Временное правительство (Воспоминания). М., 1991.

   http://www.krotov.info/library/14_n/ab/okov_1932.htm

6. Отречение Николая II: Воспоминания очевидцев, документы. 2-е изд., доп. / Ред. П.Е. Щеголев. Репринтное издание. М.: Советский писатель, 1990. http://www.e-reading.me/book.php?book=43

7. Родзянко М.В. Крушение империи. М., 1990.

8. Суханов Н.Н. Записки о революции. М.,1991. http://www.magister.msk.ru/library/history/xx/suhanov/suhan000.htm

Литература

9. Анфимов А. М. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах // Отечественная история. 1994. № 3. С. 58 – 76. http://scepsis.net/library/id_2748.html

10. Архипов И.Л. Российская политическая элита в феврале 1917: психология надежды и отчаяния. СПб., 2000.

11. Архипов И. «В министрах мученик – работник» // Нева. 2006. № 2. http://magazines.russ.ru/neva/2006/2/ar8.html О Керенском.

12. Архипов И.Л. Шингарев – обходительный либерал // Звезда. 2007. № 9. http://magazines.russ.ru/zvezda/2007/9/ar8.html

13. Бахурин Ю. «Наш царь – убожество слепое» http://actualhistory.ru/polemics-niki-ubozhestvo 

14. Бахурин Ю. Николай II – конец мифологии (Рецензия на книгу П.В. Мультатули «Николай II. Отречение, которого не было»). Часть 1 http://actualhistory.ru/antimultatuli-1

15. Бахурин Ю. Николай II – конец мифологии (Рецензия на книгу П.В. Мультатули «Николай II. Отречение, которого не было»). Часть 2. http://actualhistory.ru/antimultatuli-1_2

16. Бахурин Ю. Полковник Романов: К вопросу о военном профессионализме Николая II http://actualhistory.ru/oberst_romanoff или http://scepsis.net/library/id_2851.html

17. Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории. 1996. № 3. С. 31–45. http://historystudies.org/2012/07/gajda-f-a-fevral-1917-goda-revolyuciya-vlast-burzhuaziya/

18. Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства (март – апрель 1917 г.) // Отечественная история. 2001. № 2.

19. Измозик B.C. Временное правительство. Люди и судьбы // Вопросы истории. 1994. № 6.

20. Иоффе Г.3. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995.

21. Иоффе Г.З. «Долой Временное правительство!» (Судьбы «временных» после падения Зимнего) // Отечественная история. 2006. № 5.

22. Касвинов М. Двадцать три ступени вниз. http://lib.ru/HIST/KASWINOW/dwadcattri.txt

23. Медведев Р. 1917. Русская революция: победа и поражение большевиков. М., 1997.

24. Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997.

25. Радциг Е. Николай II в воспоминаниях приближенных // Новая и новейшая история. 1999. № 2 http://scepsis.net/library/id_2077.html

26. Солженицын А.И. Царь. Столыпин. Ленин. М. 2008.

27. Солженицын А.И. Красное колесо. Узел III. Март Семнадцатого. Кн. 1 – 4. Узел IV. Апрель Семнадцатого. Кн. 1 – 2. М.: Время, 2008 – 2009.

28. Тайна Октябрьского переворота. Ленин и немецко-большевистский заговор. СПб., 2001.

 

2-е семинарское занятие

проводится в форме ролевой игры (по желанию, если выберет группа)


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.212 с.