Ситуация, в которой идёт составление одного предметного множества из двух данных. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Ситуация, в которой идёт составление одного предметного множества из двух данных.

2021-04-18 286
Ситуация, в которой идёт составление одного предметного множества из двух данных. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие

Тема: «Смысл действий сложения и вычитания.

Приемы сложения и вычитания в пределах 10 и 20»

План.

Вопрос 1. Какие виды предметных действий может использовать учитель для того, чтобы раскрыть смысл действия сложения?

При изучении смысла сложения рассматривают 3 вида предметных действий:

Ситуация, в которой идёт составление одного предметного множества из двух данных.

Приводим математический рассказ, который составляется по жизненной ситуации, по картинке. Рассказ может содержать несуществующие подробности.

При работе с математическим рассказом происходит переход от модели к модели.

Вербальная модель или словесная модель ситуации -это рассказ.

Реальная модель или рисунок, в ней используют предметы, их изображения. Графическая модель - эта модель составляется с помощью условных обозначений.

Условно- символическая -это модель на отрезках.

Знаковая модель составляется при помощи цифр и знаков действий.

Задача: На дереве сидели 2 воробья  и 3 синицы.

 


 

                   ?

Модель или схема может быть выполнена по-другому, но главное обосновать, что она подходит к данной ситуации.

м
ммм
м
ммм
ммм
м

 


Постепенно переходим к схемам с отрезками, который соответствует данному числу.

?
3
2

 


После этого составляем знаково-символическую модель, т.е. выражение и равенство. Обсуждаем: сколько воробьёв сидело(2), выставляем карточку на доску; сколько синиц(3), выставляем карточку. Они сидели на одном дереве, птицы объединились. В этом случае в математике говорят, что числа складываем. Сложение обозначаем знаком «+», и показываем карточку. Только в последнюю очередь учитель вместе с детьми уточняют общее количество (5).           2+3=5.

Ситуация, в котором происходит увеличение данного множества на несколько предметов.

Рассказ должен содержать понятия «стало больше на …», «увеличилось на …»

Задача: На дереве сидели 2 воробья, прилетело ещё несколько, и их стало больше на 3.

Обсуждаем: сколько было(2), прилетело несколько, и их стало больше на 3, сколько их прилетело (3).

Эту ситуацию можно пересказать по-другому.(приём переформулировки, т.е. возвращаемся к рассказу 1 вида, и в этом случае нужно ставить «+».

Составляем запись 2+3=5.

К этой ситуации составляем такие же схемы, как и к первой, т.к. рассказ 2-го вида можно заменить первым.

Ситуация, в котором происходит увеличение множества, равночисленного данному на несколько предметов.

Задача: На дереве сидели 2 воробья, а синиц на 3 больше. (Было 2 воробья, а синиц на 3 больше, стало быть столько же да ещё 3).

 

 

м

 


Столько же да ещё 3

               ?

Показываем, что т.к. синиц столько же да ещё 3, следовательно, к 2 прибавляем 3.

Составляем запись 2+3=5

Вопрос 2. Раскройте последовательность изучения различных видов предметных действий на сложение, предложенную в учебниках математики для первого класса по программам М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, И.И. Аргинской, Л. Г. Петерсон и др.

При изучении смысла сложения рассмотрим 1 ситуация, в которой идёт составление одного предметного множества из двух данных, на примере учебников математики.

Программа Истоминой Н.Б.

 М1И 1ч. 55-56 с. (упр. 115,117)

           М1И 1ч. 80с.

М1И 1ч. 80с.                                М1А 1ч. 97с.

Программа Истоминой Н.Б.

М1И ч.1 стр. 55

М1И ч.1 стр. 80-81

М1И ч.2 стр. 19-20
Вводится понятие «Увеличить на …»

М1И ч.2 стр. 37-38

                                    

3 ситуация, в котором происходит увеличение множества, равночисленного данному на несколько предметов.

 

М1Ч ч.2 стр. 44

М1Ч ч.2 стр. 95


УМК "Учусь учиться» Петерсон Л.Г.

 

М1П  3 ч. 18с                   М1П  3ч. 23

Программа Истоминой Н.Б.

М1И ч.2 стр. 35

Вопрос 3. Какие виды предметных действий может использовать учитель для того, чтобы раскрыть смысл действий вычитания?

     Для разъяснения смысла вычитания выполняют действия с предметными множествами следующих видов:

Программа Истоминой Н.Б

 

 

М1И 1ч. 3, 4с

М1И 1ч. 5, 6с

М1И 2ч. 19, 20с

М1И 2ч. 30с

 

Вопрос 5. Методика работы с математическими рассказами, раскрывающими смысл арифметических действий. Составьте фрагмент урока, посвященного работе с математическим рассказом, цель которого научить младших школьников переводить жизненные ситуации на язык математики.

Задачи урока:

1)Организационный момент

2) Повторение изученного материала

3)Развивать навык составления математических рассказов, опираясь на жизненный опыт.

4)Закрепление новых знаний

                                                                                                                            

Задачи: Образовательная задача. Обучить детей новому числу, его образованию.

воспитательная: - учить воспитанности, аккуратности.

развивающая: - развивать речь, мышление, совершенствовать

вычислительные навыки

 

Оборудование:

Дляучителя – конспект урока, иллюстративный материал,

Длядетей – рабочие тетради, учебник..

 

                                                         Выполнила: студентка 2 курса группы          

                                НОЛ-119 Ёлкина С.Ю.

                                        Проверил: преподаватель по методике преподавания математики Болотова Т.В.

 

Ход урока

1)Организационный момент

Организовать учащихся к работе на уроке

У: Прозвенел звонок, начинается урок. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Что мы учимся делать на уроках математики?

Д: Сравнивать; рассуждать; решать; считать; делать выводы, чертить

 

2) Повторение изученного материала.

У: Ребята, я буду читать стихи, а вы внимательно слушайте, в конце нужно будет ответить на вопросы.

Пять щенков в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет?

 

Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?

Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней.
Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят у наседки моей?

 

Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку
- Сколько неживых предметов дама сдавала в багаж?

 

Дядя ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам
- Сколько груш дядя ежик дал зайчатам?

Ответы появляются на слайдах

Д: (4 8 5 6 3)

 

3)Развивать навык составления математических рассказов, опираясь на жизненный опыт.

У: Сегодня на уроке мы с вами будем учиться составлять математические рассказы по выражениям. Ребята, послушайте внимательно. Я прочитаю вам задачу:

На скамейке сидело 5 детей. Из них 3 мальчика, а остальные девочки. Сколько девочек сидело на скамейке?

Прочитайте еще раз задачу и подумайте, что в задаче известно, а что неизвестно.

Д: читают про себя.

У: сколько сидело мальчиков на скамейке?

Д: 3

У: Запишем это на доске и в тетрадях в краткой записи.

У: Известно ли нам, сколько сидело девочек на скамейке?

Д: Нет

У: А сколько всего сидело детей на скамейке?

Д: 5

У:Что нужно узнать в задаче?

Д: Сколько сидело девочек на скамейке.

У:Давайте запишем графическую схему к этой задаче (с помощью учителя)

 

Учитель демонстрирует как сделать запись к задаче с помощью графической схемы, а дети это повторяют.

 

Расскажите еще раз задачу с помощью схемы.

У: Давайте отметим на нашей схеме «целое» и «части целого».

- Что является «целым» в нашей задаче?

- Обведём его в кружочек.

Д: Сколько всего детей (5).

У: А что является «частями»?

- Обведем части в треугольники.

Д: Количество мальчиков и количество девочек

У: - Определите, чем является неизвестное число – «частью» или «целым»?

Д: Частью.

У: Как найти «часть»?

Д: Чтобы найти «часть», нужно из «целого» вычесть другую «часть»

У: Верно. Так с помощью какого действия мы узнаем, сколько девочек сидело на скамейке?

Д: Вычитанием. Надо из общего количества детей вычесть количество мальчиков.

Учитель показывает на доске запись, а они фиксируют это в тетради.

(5-3=2)

У: Итак, ребята, сколько девочек сидело на скамейке?

Д:2

У: запишем ответ.

Ответ: 2 девочки сидело на скамейке.

4) Закрепление новых знаний

 

У:Ребята, а теперь откроем учебник на странице 25.

 

 

У: Смотрим на рисунки, изображённые в верху. Кого вы видите?

Д: котов.

У: Давайте, каждый самостоятельно попробует составить математический рассказ по картинкам.

Ребята выполняют самостоятельно работу. После этого учитель просит выйти к доске любого ученика, чтобы он рассказал, какой математический рассказ у него получился. Остальные ученики слушают и сравнивают свои работы.

Если же у детей не получилось составить рассказ по картинкам или допущены ошибки, учитель оговаривает верную версию, которая должна получится у каждого ученика.

У: Ребята, давайте тогда вместе разберём задание. Сколько изображено котов на 1 картинке?

Д: 1

У: Верно. А на второй картинке что-то изменилось?

Д: Да. Стало 2 кота.

У: Получается, что сначала сидел и умывался 1 кот, а потом к нему подошёл ещё один, и тогда стало два кота. Так, ребята?

Д: Да.

У: Молодцы, вот мы с вами и составили математический рассказ. А теперь на доске я вам напишу запись к этому рассказу, написание которой нужно запомнить.

1+1=2.

 

Задачи: Образовательная задача. Обучить детей новому числу, его образованию.

воспитательная: - учить воспитанности, аккуратности.

развивающая: - развивать речь, мышление, совершенствовать

вычислительные навыки

Практическое занятие

Тема: «Смысл действий сложения и вычитания.

Приемы сложения и вычитания в пределах 10 и 20»

План.

Вопрос 1. Какие виды предметных действий может использовать учитель для того, чтобы раскрыть смысл действия сложения?

При изучении смысла сложения рассматривают 3 вида предметных действий:

ситуация, в которой идёт составление одного предметного множества из двух данных.

Приводим математический рассказ, который составляется по жизненной ситуации, по картинке. Рассказ может содержать несуществующие подробности.

При работе с математическим рассказом происходит переход от модели к модели.

Вербальная модель или словесная модель ситуации -это рассказ.

Реальная модель или рисунок, в ней используют предметы, их изображения. Графическая модель - эта модель составляется с помощью условных обозначений.

Условно- символическая -это модель на отрезках.

Знаковая модель составляется при помощи цифр и знаков действий.

Задача: На дереве сидели 2 воробья  и 3 синицы.

 


 

                   ?

Модель или схема может быть выполнена по-другому, но главное обосновать, что она подходит к данной ситуации.

м
ммм
м
ммм
ммм
м

 


Постепенно переходим к схемам с отрезками, который соответствует данному числу.

?
3
2

 


После этого составляем знаково-символическую модель, т.е. выражение и равенство. Обсуждаем: сколько воробьёв сидело(2), выставляем карточку на доску; сколько синиц(3), выставляем карточку. Они сидели на одном дереве, птицы объединились. В этом случае в математике говорят, что числа складываем. Сложение обозначаем знаком «+», и показываем карточку. Только в последнюю очередь учитель вместе с детьми уточняют общее количество (5).           2+3=5.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.