Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-04-18 | 106 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Этика и эстетика
Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Профиль подготовки: «Начальное образование»
Квалификация выпускника: бакалавр
Пермь
ПГПУ
2011
УДК 17 +18
ББК Ю 7+8
Э 901
Р е ц е н з е н т ы:
кандидат философских наук, доцент кафедры философии
Пермского государственного педагогического университета
Сыпачева Т.А.
Автор-составитель: ст. преподаватель Л.Е. Зиновьева
Л694 | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и эстетика» / автор Л.Е. Зиновьева; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – с. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине Этика и эстетика составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 050100 «Педагогическое образование». Дисциплина входит в факультативный блок учебного плана ООП. Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации.
Адресовано студентам, обучающимся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».
УДК 161/162 (075.8)
ББК Ю 4я73
|
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
© Зиновьева Л.Е., составление, 2011
© ГОУ ВПО «Пермский государственный
педагогический университет», 2011
Содержание
I. Общие положения
II. Порядок разработки учебно-методического комплекса
III. Структура и содержание учебно-методического комплекса
3. Требования к результатам освоения дисциплины
3.1. Принятая структура компетенций
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и
формируемых компетенций
4. Объем дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
5. Содержание дисциплины
5.1. Программа дисциплины
5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины
5.3. Содержание семинарских и практических занятий
5.4. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
Формы и методы обучения
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
7.2. План - график самостоятельной работы студентов
|
7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
7.4. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
Учебно-методическое, информационное и
материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Основная литература
8.2. Дополнительная литература
8.3. Учебно-методические материалы
8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
8.5. Материально-техническое обеспечение
Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
9.1. Содержание и форма проведения входного контроля
9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний
9.2.1. Формы текущего контроля знаний
9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов
9.3 Содержание и форма промежуточной аттестации
10. Глоссарий по курсу дисциплины
III. Структура и содержание учебно-методического комплекса
1. Цель изучения дисциплины: формирование у студентов целостного представления о морали, эстетическом и искусстве, о фундаментальных понятиях, основных теориях и методах современной этики и эстетики, а также системы представлений о теоретических основах их практической деятельности по нравственному, эстетическому и художественному воспитанию, о фундаментальных условиях и требованиях профессиональной этики. Дисциплина призвана формировать у студентов представления о системе основных понятий этики и эстетики, она знакомит с этическими и эстетическими концепциями прошлого и настоящего, с современными теоретическими основами этих наук. Она направлена на изучение истории становления и развития морали, эстетического и искусства, формирует представления о современной моральной, эстетической и художественной культуре, закладывает понимание основ нравственного, эстетического и художественного воспитания, укрепляет общегуманистические установки и принципы студентов, их этическую толерантность, формирует убеждения студентов в безусловной значимости профессиональной этики как необходимого условия их профессиональной компетенции.
|
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического профессионального цикла (указать шифр дисциплины по учебному плану ООП).
Для освоения дисциплины Этика и эстетика студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:
1. Философия
2. История
3. История и культура Прикамья
Освоение дисциплины Этика и эстетика является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
1. Культурология
2. Социология
3. История религии
4. Миф в системе культуры
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Знать
- историю возникновения и этапы развития этики и эстетики, основные этические и эстетические концепции;
- современные теории происхождения и сущности морали и искусства, структуру морали, эстетического, художественного;
- этические концепции сущности, назначения и смысла жизни человека;
- специфику морали и искусства традиционных и современных обществ;
- особенности нравственных, эстетических, художественных ценностей, их роль в формировании личности, в поведении и общении, в практической и профессиональной деятельности;
- моральные и эстетические условия формирования личности, ее свободы и ответственности,
- основы методологии теорий нравственного, эстетического и художественного воспитания.
|
- специфику и структуру этического и эстетического знания, природу морали, эстетического и искусства, их социальные функции и о причины их развития;
- основные категории обеих наук;
- о равноценности всех конкретных типов культур, исторической определенности конкретных типов личности и моральных (а также эстетических) норм;
- о безусловной ценности личности каждого ребенка, необходимости уважения к его моральному достоинству, эстетическому и художественному вкусу и индивидуальной свободе;
- о моральной ответственности за выбор средств и результаты будущей профессиональной деятельности, потребности в моральной рефлексии и самосовершенствовании как необходимом условии такой деятельности;
Уметь
- сопоставлять различные варианты постановки и решения этических и эстетических проблем в их исторической эволюции,
- обнаруживать связи между общемировоззренческими представлениями и решениями практических профессиональных проблем,
- видеть внутреннюю связь этических, эстетических и педагогических концепций.
Владеть
- навыками работы с основными источниками этического и эстетического знания, самостоятельной работы со специальной литературой;
- навыками теоретического анализа произведений искусства;
- навыками совершенствования нравственного, эстетического и художественного опыта;
- навыками прикладного использования изучаемых теорий в профессиональной деятельности.
3.2 Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
№ |
П/п
Наименование раздела/темы дисциплины
Кол-во часов
Вид учебной работы
Количество часов по профилям
Номера семестров:
Аудиторные занятия (всего):
В том числе:
Самостоятельная работа (СРС) (всего)
В том числе:
Общая трудоемкость:
часы/ зачетные единицы
Входной контроль (вид, № семестра)
Текущий контроль (вид, № семестра)
Физическая культура
№ |
П/п
Раздел/ тема
Неде-ля сем
|
Всего час.
Виды учебной работы студентов
И трудоемкость (в часах)
Аудиторная работа
Сам. Работа
Начальное образование
№ П/п |
Раздел/ тема |
Неде-ля сем-ра |
Всего час. | Виды учебной работы студентов И трудоемкость (в часах) | |||||
Аудиторная работа |
Сам. Работа | ||||||||
Лек. | Сем. | Пр. | Лаб. | Обяз. | Доп. | ||||
Этика и эстетика как научные дисциплины | |||||||||
1 | Предмет этики и эстетики. | 1 | 5 | 1 | 4 | ||||
Этика | |||||||||
2 | Сущность морали. | 2 | 5 | 1 | 2 | 2 | |||
3 | Основные категории этики. | 3 | 4 | 2 | 2 | ||||
4 | Исторические формы нравственности. | 4 5 | 8 | 4 | 4 | ||||
Прикладная этика | |||||||||
5 | Основные проблемы прикладной этики | 6 | 4 | 2 | 2 | ||||
6 | Профессиональная этика | 7 | 8 | 2 | 4 | 2 | |||
Эстетика | |||||||||
7 | Сущность эстетического. | 8 | 4 | 2 | 2 | ||||
8 | Основные категории эстетики. | 9 | 4 | 2 | 2 | ||||
Теория искусства | |||||||||
9 | Искусство в системе культуры. | 10 | 3 | 1 | 2 | ||||
10 | Художественный образ. | 11 | 3 | 1 | 2 | ||||
11 | Морфология искусства. | 12 | 6 | 2 | 4 | ||||
12 | Видовая структура искусства | 13 | 4 | 2 | 2 | ||||
13 | Эстетика постмодернизма | 14 | 6 | 2 | 2 | 2 | |||
14 | Эстетическое и художественное воспитание. | 15 | 8 | 2 | 4 | 2 | |||
ИТОГО | 72 | 10 | 18 | 38 | 6 |
5. Содержание дисциплины
5.1. Программа дисциплины.
Раздел 1. Этика и эстетика как научные дисциплины.
Тема 1.Предмет этики и эстетики.
Основные понятия: предмет этики, предмет эстетики, культура, мировоззренческий уровень культуры, мораль, нравственность, этика, эстетическое, искусство, эстетика, функции этики и эстетики.
Эстетика и этика как науки. Мораль - предмет этики, эстетическое и искусство - предмет эстетики. Основные этапы становления и развития этики и эстетики, историческое развитие предмета, категориальной структуры и проблематики этики и эстетики.
Основные этические и эстетические концепции современности.
Культурологический подход в этике и эстетике. Понятие культуры, как обобщающее по отношению к морали, эстетическому и искусству. Структура культуры. Практический, теоретический и мировоззренческий уровни культуры, их специфика и функции.
Место морали, эстетического и искусства в структуре культуры. Сложность определения предмета эстетики. Единство и различие эстетического и художественного.
Функции этики и эстетики. Взаимодействие этики и эстетики с дисциплинами педагогического блока. Этика, эстетика и психология.
Раздел 2. Этика.
Тема 2.Сущность морали.
Основные понятия: мораль, субъект и объект морали, нравственная потребность, императивность, неинституциональность, нравственная норма, саморегуляция, должное и сущее, общественное мнение, уровни нравственной мотивации, этикет.
Сущностная функция морали. Определение морали. Сфера действия морали, ее субъект и объект. Специфика нравственных отношений. Мораль как форма и как содержание общественных отношений.
Социальные противоречия и общественная потребность в морали. Основные виды нравственных противоречий и нравственные способы их разрешения. Специфика средств нравственной регуляции. Общественное мнение и самосознание. Неинституциональность нравственности. Понятие и специфика нравственной нормы. Противоречивость норм. Императивность морали. Функции морали. Мораль и право. Мораль и эстетика. Этикет.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое мораль и зачем она нужна в обществе.
2. Специфика нравственных отношений.
3. Основные виды нравственных противоречий и нравственные способы их разрешения.
4. Нравственная норма: сущность, особенности, функции.
Базовый учебник
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учеб. для студ. вузов / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. – М.: Гардарики, 2005. С. 241-295
Список литературы
1. Этика: учеб. для студ. вузов / Под ред. Гусейнова А.А. и Дубко Е.Л. – М.: Гардарики, 2007.
2. Этика: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Мишаткина Т. В., Яскевич Я.С. – Мн.: Новое знание, 2002.
3. Основы этических знаний: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Росенко М. Н. – 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2002.
4. Разин А. В. Нравственный мир человека / А.В.Разин - М.: Акад. Проект, 2003.
5. Разин А.В. Этика / А.В.Разин - М.: Классический университетский учебник. 2010
6. Скрипник А.П. Этика. Учебник / А.П.Скрипник. – М.: Проект, 2004.
7. Зиновьева Л. Е. Проблема ценностей. Нравственные и эстетические ценности // Философия: Учебное пособие для студентов педвузов заочной формы обучения. – Пермь, 2003.
8. Зиновьева Л. Е. Костюм как пространственно-телесный образ человека // Философские и социально-психологические проблемы современной антропологии. Учебное пособие. Пермь, 2002.
Тема 3. Основные категории этики
Основные понятия: благо, добро, зло, справедливость, долг, ответственность, свобода, честь, достоинство, совесть, счастье, смысл жизни.
Моральный релятивизм, вера в абсолютную справедливость, моральная автономия, гедонизм, эвдемонизм, деонтология.
(дискуссия по фильму А.Куросава «Расемон»)
Вопросы для обсуждения
5. Проблема добра и зла в этике.
6. Категории чести и достоинства в различных этических системах.
7. Моральный релятивизм и его альтернативы.
Базовый учебник
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учеб. для студ. вузов / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. – М.: Гардарики, 2005. С. 241-295
Вопросы для обсуждения
1. Происхождение морали. Нравы архаического общества. Нравы традиционных обществ.
2. Античная мораль. Особенности морали древних греков и римлян.
3. Мораль переходного общества (Возрождение и Реформация).
4. Этические основания капитализма. Мораль модернизированного общества.
5. Нравы авторитарных обществ. «Советский» человек.
6. Постмодернизм и мораль. Особенности нравственного мира современного человека.
Базовый учебник
Этика: учеб. для студ. вузов / Под ред. Гусейнова А.А. и Дубко Е.Л. – М.: Гардарики, 2007. С. 157-288.
Список литературы
Базовый учебник
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учеб. для студ. вузов / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. – М.: Гардарики, 2005. С.391 - 461
Дополнительная литература
1. Введение в биоэтику: учеб. пособие / А.Я.Иванюшкин, В.Н.Игнатьев, Р.В.Коротких. – М.: Прогресс-Традиция, 1998.
2. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти / С.Гроф, Дж.Хэлифакс. – Пер. с англ. А. И. Неклесса - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.
3. Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности. // Философские науки, №5, 1990.
4. Ламонт К. Иллюзия бессмертия / К.Ламонт. – М.: Политиздат, 1984.
5. Мень А. Тайна жизни и смерти / А.Мень. – М.: Фонд им. Александра Меня, 2003.
6. Павлова Т. Н. Биоэтика в высшей школе: Уч. пос. / Т. Н.Павлова. – Киев: КЭКЦ, 1998.
7. Пряжников Н. С. Этические проблемы психологии: учеб.-метод. пособие / Н. С. Пряжников. – М.: РАО МСПИ; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2002.
8. Справедливость и ненасилие: российский контекст / М-во образования и науки РФ, "ИНОЦЕНТР (Информация. Наука. Образование)", ин-т им. Кеннана Центра Вудро Вильсона (США) [и др.]; ред. Девяткин С. В., Луковицкая Е. Г. – Вел. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005.
Тема 11. Морфология искусства.
Основные понятия: художественное содержание, художественная форма, внутренняя форма произведения, внешняя форма произведения, художественный язык, сюжет, тема, идея, мироотношение, художественное пространство и время, хронотоп, ритм, композиция произведения искусства, художественный материал, художественно-выразительные средства.
Семинар может быть проведен в форме анализа произведения искусства
(по выбору).
План Э стетического анализа художественного произведения.
1. Общие впечатления от произведения.
2. Сюжет произведения (основные события и их логика, герои, отношения, связи).
3. Пространство и время произведения (структура хронотопа, темп, ритм и т.д.).
4. Композиция произведения (последовательность и взаиморасположение частей, целостность, основные аспекты и т.д.).
5. Материал произведения (эстетическая выразительность материала).
6. Художественный язык произведения (приемы художественной обработки материала, средства выразительности, богатство художественного языка и индивидуальность стиля и т.д.).
7. Контексты произведения (художественные, общекультурные, исторические, социальные, индивидуальные и т.д.) и зрительские ассоциации.
8. Тема произведения (основные проблемы, поставленные автором).
9. Идея произведения искусства (авторское мироотношение, выраженное через тему).
Базовый учебник
Бычков В.В. Эстетика / В.В.Бычков. – М.: Гардарики, 2005. С. 275-316.
Вопросы для обсуждения
1. Синкретизм первобытного искусства. Народное и профессиональное искусство.
2. Система видов искусства. Проблема классификации видов искусства в истории эстетики.
3. Пространственно-временная структура видов. Образная структура видов. Функциональная структура видов.
4. Синтез искусств и синтетические искусства.
Базовый учебник
Бычков В.В. Эстетика / В.В.Бычков. – М.: Гардарики, 2005. С. 275-316.
Вопросы для обсуждения
5. Модерн и постмодерн. Общество в состоянии постмодерна.
6. Основные проблемы и категории постмодернистской эстетики.
3. Автор, зритель и произведение искусства в состоянии постмодерна.
Семинар может включать в себя эстетический анализ какого-либо постмодернистского художественного текста (например, фильма З.Рыбчински «Оркестр», П.Гринуэя «Книги Просперо» и т.п.).
Базовый учебник
Бычков В.В. Эстетика / В.В.Бычков. – М.: Гардарики, 2005. С.430 – 523.
Вопросы для обсуждения
1. Эстетическое как освоение и как самовыражение. Цель эстетического воспитания.
2. Воспитательная функция искусства. Воспитание художника и воспитание зрителя.
3. Понятие зрительской квалификации и уровни восприятия искусства.
4. Воспитательные возможности искусства и их реализация в современной школе.
Базовый учебник
Бычков В.В. Эстетика / В.В.Бычков. – М.: Гардарики, 2005. С. 180-193.
Формы и методы обучения
Аудиторной работы:
Традиционные формы и методы
· лекции
· семинарские занятия
Общая трудоемкость
(ак. час. / зач. ед.)
Подготовка презентаций
Подготовка доклада
Работа с монографией
Написание эссе
Подготовка базы данных
Поготовка к микроконтролю
7.3 План-график самостоятельной работы студентов
№ П/п |
Формы самостоятельной работы |
Раздел/ тема дисциплины курса |
Вид сам. Работы |
Сроки (неделя семестра) |
Форма Контроля | |
Обязат. | Допол. | |||||
1. | Доклад | Профессиональная этика | + | 15 | Балльно-рейтинговая | |
2. | Подготовка презентаций | Предмет этики и эстетики. | + | 4 | Балльно-рейтинговая | |
3. | Эссе | На выбор: Профессиональная этика. Эстетическое и художественное воспитание. | + | 15 | Балльно-рейтинговая | |
4. | Работа с монографиями | Все разделы | + | + | 14 | Балльно-рейтинговая |
5. | Подготовка базы данных | Все разделы | + | + | 14 | Балльно-рейтинговая |
6. | Подготовка к микроконтролю | Сущность морали. Основные категории этики. Исторические формы нравственности. Основные проблемы прикладной этики. Морфология искусства. Видовая структура искусства Эстетика постмодернизма. Эстетическое и художественное воспитание. | + + + + + + + + | 2 3 4 5 6 12 13 14 15 | Балльно-рейтинговая |
8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Основная литература:
№ п/п | Автор и название литературного источника | Выходные данные С указанием шифра библиотеки (указание шифра по усмотрению кафедры) | Краткая аннотация |
1 | Бычков В.В. Эстетика / В.В.Бычков. – М.: Гардарики, 2005. | Книга одного из главных отечественных специалистов в области эстетики, ученого с мировым именем проф. В.В. Бычкова вляется учебником нового поколения, основываю-щимся на последних достиже-ниях современного гуманитар-ного знания и ориентированным на менталитет молодежи XXI в. Представляет собой полный курс эстетики. В Разделе первом дается краткий очерк истории эстетической мысли и современное понима-ние основ, главных идей, про-блем и категорий классической эстетики, фундаментально под-крепленное ярким историко-эс-тетическим материалом от античности до ХХ в. Второй раздел содержит уникальный материал новейшей неклассической эстетики, воз-никшей на основе авангардно-модернистско-постмодернист-ского художественно-эстетичес-кого опыта ХХ в. и актуального философско-эстетического дис-курса. В приложении представ-лены темы основных семинар-ских занятий по курсу и широ-кий спектр рекомендуемых тем рефератов, курсовых и диплом-ных работ с соответствующей библиографией. Учебник снабжен именным и предметным указателями. | |
2 | Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учеб. для студ. вузов / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. – М.: Гардарики, 2005. | Структура и подбор тем позво-ляют преподавателю моделиро-вать общие и специальные кур-сы по этике (истории этики и моральных учений, моральной философии, нормативной и при-кладной этике) сообразно объе-му учебного времени, профилю учебного заведения и степени подготовленности студентов. Благодаря характеру предлага-емого материала, доступности изложения и прозрачности языка учебник может быть интересен в качестве книги для широкого круга читателя. Учебник являет-ся базовым для высших учебных заведений. | |
3 | Этика: учеб. для студ. вузов / Под ред. Гусейнова А.А. и Дубко Е.Л. – М.: Гардарики, 2007. | Предлагаемый учебник под-готовлен кафедрой этики фило-софского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В нем полу-чили отражение научные дос-тижения и педагогический опыт, накопленные за последние годы. Своеобразие нового учебника состоит в том, что он имеет, на наш взгляд, недоктринальный характер. Его основная задача - систематизировать этические знания в их объективном обще-значимом содержании. Преи-мущественный акцент сделан не на сопоставлении и внутренних спорах различных философских направлений, а на самих мораль-ных понятиях, проблемах, идеях, коллизиях. При этом авторы, разумеется, опирались на исто-рию европейской этики, нравст-венной культуры, современные дискуссии по вопросам морали |
8.2. Дополнительная литература:
№ п/п | Автор и название литературного источника | Выходные данные с указанием шифра библиотеки (указание шифра по усмотрению кафедры) | Краткая аннотация | ||||
1 | Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики / К.Э.Гилберт, Г.Кун. – СПб.: Алетейя; 2000. | Книга К. Гилберт и Г. Куна "История эстетики" является од-ной из наиболее интересных в зарубежной литературе моногра-фий по предмету эстетики. Здесь собран и систематизирован об-ширный теоретический и факти-ческий материал из истории эсте-тики, которую авторы толкуют зачастую расширительно. Хроно-логически их книга охватывает развитие эстетических представ-лений, начиная от зарождения древнегреческой мысли до осно-вных направлений в зарубежной эстетики ХХ века. | |||||
2 | Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. Учебник для вузов / Е.В.Золотухина-Аболина. – ИКЦ "МарТ", 2000 | Это учебник этики, написанный в соответствии с государствен-ным образовательным стандар-том. Однако он во многом отличается от традиционных учебников по данной дисцип-лине. Автор стремится увести читателя от скучного мора-лизаторства, показывает связь морали и
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций... Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых... История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м... Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |