Лекция 4. Профессиональное становление и развитие педагога. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Лекция 4. Профессиональное становление и развитие педагога.

2021-04-18 175
Лекция 4. Профессиональное становление и развитие педагога. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План:

1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.

2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования.

3. Профессиональное самовоспитание учителя.

4. Понятие непрерывного образования и творческого саморазвития педагога

Тезисы:

Мотив — побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Мотивация педагогической деятельности подчиняется общему механизму мотивации деятельности и образования новых мотивов. Он получил название механизма превращения цели в мотив или «сдвига мотива на цель» (А.Н. Леонтьев). Его суть состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом.

Педагогическая деятельность является полимотивированной, т.е. вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости.

Цели многоуровневой структуры педагогического образования – расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.

Процесс профессионального самовоспитания представлен взаимосвязанными этапами: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.

Послевузовское образование учителя – это повышение эффективности профессионально-личностной подготовки учителя, дальнейшее формирование профессионально-педагогических умений, переподготовка и повышение квалификации с целью удовлетворения личных образовательных запросов учителя.

Творческое саморазвитие учителя – это интегративная характеристика его процессов «самости», среди которых системообразующими компонентами выступают самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности учителя в его профессионально-творческом становлении. Стратегии творческого саморазвития определяются, с одной стороны, потребностями в профессиональном самосовершенствовании, а с другой – степенью осознания и самопознания своих сильных и слабых профессионально-личностных качеств.

Примерный перечень вопросов для устного контроля/самоконтроля усвоения лекционного материала:

1. Что такое мотив?

2. Назовите основные мотивы выбора педагогической профессии.

3. Как связаны между собой мотив педагогической деятельности и цель педагогической деятельности?

4. Раскройте процесс становления учителя в процессе педагогического образования.

5. Каковы цель и задачи современного педагогического образования?

6. Дайте определение понятию «творческое саморазвития учителя».

7. Каков сегодня идеальный образ учителя?

8. Назовите факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания учителя.

Перечень понятий для диктанта: мотив, мотив достижения, идеал, послевузовское образование учителя, творческое саморазвитие учителя.

Лекция 5. Педагогика как наука.

План:

1. Эволюция научно-педагогического знания.

2. Объект и предмет педагогики.

3. Базовые категории педагогики.

4. Система педагогических наук.

5. Взаимодействие педагогики с другими науками.

Тезисы:

Этапы развития научно-педагогического знания: 1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений (Китай, Индия, Египет, Древняя Греция).2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. 3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

Объект познания в педагогике — человек, развивающийся в результате педагогической деятельности и отношений, складывающихся в ходе этой деятельности. Предметом педагогики выступает педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем.

Воспитание -сознательное, целенаправленное, систематически и планомерно организованное воздействие на индивида, взаимодействие с ним, которое должно привести к заранее предполагаемым результатам, отвечающим социальному заказу, сформулированному в виде цели.

Обучение как целенаправленный, специально организованный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, навыков, умений во взаимодействии педагога и учащегося.

Образование как целенаправленно организованный процесс и результат интеллектуального развития индивида, усвоения им опыта поколений в виде определенной системы знаний, навыков, умений.

Система педагогических наук: общая педагогика, история образования и педагогической мысли, сравнительная педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика (дефектология), методики преподавания, профессиональная педагогика, социальная педагогика, исправительно-трудовая педагогика, лечебная педагогика.

Взаимодействие педагогики с другими науками: философией, психологией, физиологией, социологией, информатикой и кибернетикой.

Примерный перечень вопросов для устного контроля/самоконтроля усвоения лекционного материала:

1. Определите предмет педагогики как науки.

2. Какие функции выполняет педагогическая наука?

3. Назовите основные категории педагогической науки и дайте им общую характеристику.

4. Какое значение имеют связи педагогики с другими науками и в чем они выражаются?

5. Какие социальные задачи решает педагогика?

6. Какое место занимает педагогика в системе человекознания?

7. Какую ценность педагогического знания и опыта вы видите в общекультурном развитии современного человека?

8. Может ли «педагогика» рассматриваться как элемент общечеловеческой культуры?

Перечень понятий для диктанта: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, теоретическая функция педагогики, технологическая функция педагогики, обучение, воспитание, развитие, образование

Лекция 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс

План:

1. Социокультурные функции образования.

2. Образование как целостный педагогический процесс

3. Возникновение и развитие социального института образования.

4. Становление и развитие системы образования в России. Образовательная система современной России

5. Современные тенденции в образовании

Тезисы:

Образование – один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки. Образования – практика социализации человека и преемственности поколений. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства, способ трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности. Образование выполняет функцию развития региональных систем и национальных традиций. Образование является тем социальным институтом, который позволяет передать и воплотить базовые культурные ценности и цели развития общества.

Образование - единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Возникновение и развитие социального института образования. Становление и развитие системы образования в России

В современной России социальный институт образования функционирует в рамках образовательных учреждений следующих типов: 1) дошкольные, 2) общеобразовательные, 3) учреждения профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования; 5) коррекционные ОУ; 6) учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Современные тенденции развития образования: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариативность, фундаментализация, информатизация и компьютеризация, индивидуализация, непрерывность.

Примерный перечень вопросов для устного контроля/самоконтроля усвоения лекционного материала:

1. Дайте определение понятия «образование».

2. Чем обусловлено появление социального и6ститута образования в обществе?

3. Чем обусловлено появление института образования в обществе?

4. Каковы отличительные признаки института образования?

5. Раскройте содержание концепции непрерывного образования, осуществляющейся в современной России.

6. Каково место в образовательной системе современной России общеобразовательной школы?

7. Как вы понимаете современную тенденцию стандартизации в образовании?

8. Что такое стандарт образования?

9. Каковы основные принципы отбора содержания образования.

Перечень понятий для диктанта: принципы содержания образования, образование, образовательная система, образовательное учреждение, содержание образование, социальные функции образования, стандарт образования.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.