Сожетно-композиционный центр. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Сожетно-композиционный центр.

2021-04-18 94
Сожетно-композиционный центр. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Создавая композицию, необходимо выделить сюжетно-композиционный центр (его называют также смысловым или зрительным центром) картины, который будет привлекать внимание в первую очередь. Выделить центр можно освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами. На одной картине может быть использовано сразу несколько способов выделения главного. Например, показывая главный объект в группе предметов, выделяют его размером и цветом.

Если хотят показать несколько событий, происходящих одновременно и равных по значимости, то используют в картине два и более композиционных центра. Сюжетно-композиционный центр не обязательно должен находиться в центре изображения. Он может быть смещен в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет произведения. Такой прием используют для передачи движения.

Ритм.

Ритм это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть: равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая.

Статические ряды могут быть простыми (а) и сложными (б). Простой статический ряд основан на повторе одного и того же элемента с одним и тем же интервалом, а сложный образован сочетанием равных или неравных элементов через равные или неравные интервалы.

Развитие динамических рядов может происходить в арифметической прогрессии (постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами) или по геометрической (величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего, умноженной на постоянное число). Построение прогрессии размеров элементов осуществляют по такому же принципу.

Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных к светлым, от малых интервалов к большим. Ритм передает движение благодаря особенности зрения. Например, когда мы смотрим на изображение волнообразных линий, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения, т.е. изображение будет казаться движущимся, если его части воссоздают не один какой-либо момент движения, а последовательные его фазы.

Контраст и нюанс.

В целях создания целостной внешней формы часто требуется усилить или сгладить различия элементов формы. Средством художественной выразительности в создании единства композиции являются контрастные и нюансные отношения элементов.

Контраст делает форму заметной, выделяет ее среди других. Различают контрасты:

  • направления - горизонтальное противопоставляется вертикальному, наклон слева направо - наклону справа налево и т.д.;
  • размера - высокое противопоставляется низкому, длинное - короткому, широкое - узкому;
  • массы - визуально тяжелый элемент композиции располагается вблизи от легкого;
  • формы - грубые угловатые формы противопоставляются плавным, скругленным;
  • света и цвета - светлые поверхности противопоставляются темным;
  • структуры и фактуры поверхности.

Необходимо учитывать, что очень сильный контраст может зрительно разрушить композиционный строй, чрезмерно резкие контрасты вызывают утомление, а полное отсутствие контраста создает ощущение монотонности, притупляет внимание. Выбор степени контраста зависит от назначения и места применения изделия. При умелом использовании контраст может сыграть решающую роль в композиции, так как подчеркивает форму.

Нюансные отношения - это незначительные, слабо выраженные различия предметов по величине, рисунку, фактуре, цвету, расположению в пространстве. Использование нюанса обычно обусловливается наличием контраста и необходимостью его смягчения. Кроме того, внешний вид изделий с одинаковыми по назначению элементами может быть обогащен за счет использования нюансных отношений между этими элементами (градация по форме, размеру, цвету, фактуре, положению в пространстве).

С нюансом можно связать динамический ритм, где соседние элементы лишь слегка различаются по размерам, интервалам между осями симметрии и т.д. Нюанс позволяет ощущать плавность переходов между деталями, сходство и различие их характеристик. Использование нюанса важно при проектировании мебели и разработке интерьеров. При этом нюансная проработка формы во многом связана с технологией производства изделия и применяемым материалом. Смягчая контрасты, нюансы придают изделиям и среде необходимую теплоту, что для жилой среды особенно важно. Прибегают к нюансу, как правило, на завершающей стадии работы.

     
 

 


                                                                                        Нюанс по форме, размеру и тону

 

 

Тождество.

Это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон...). Требования к тождественной композиции: 1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый. 2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству.

Цвет.

Цвет – это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения.
Все цвета подразделяются на: хромотические, ахромотические, полухромотические.

Ахромотические - Белый, черный, и все оттенки серого. В этот спектр входят лучи всех длин волн в равной степени, причем энергия отдельных лучей составляющих эту смесь одинакова.

Хромотические цвета - все спектральные и многие природные. В этот спектр входят все лучи, но есть преобладание какой-либо волны (максимум). Например, в спектре красного цвета, красные лучи (760-620 н.м.) несут большую часть энергии всего потока.

Полухромотические цвета - земляные цвета, т.е. цвета смешаны с ахромотическими цветами.

Психофизические характеристики цвета:

1) Цветовой тон. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хромотических) и дать ему название.

2) Светлота. Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием "яркость".

3) Насыщенность. Это степень отличия данного хромотического цвета от равномерного по энергонасыщенности светового потока ахромотического. Измеряется тоже числом порогов различия от цвета до серого. Заменяется понятием чистота. Чистота - это доля чистого спектрального цвета в общей смеси данного цвета или это доля чистого пигмента в красочной смеси.

Температура цвета. Это его относительная теплота или холодность.

Теплые: Красный, Красно-Оранжевый, Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый.
Холодные: Голубой (Сине-Зеленый), Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый.
Самый горячий: Красно-Оранжевый.
Самый холодный: Голубой (Сине-Зеленый).
Нейтральные (Зеленый и Пурпурный).

Цветовые круги.

Принято выделять две группы цветовых кругов: физические (за основу взят 7-ступенчатый цветовой круг Ньютона) и физиологические (за основу взят цветовой круг 6-ступенчатый круг Гете).

 

На основе 6-ступенчатого круга был создан 12-ступенчатый, путем добавления промежуточных цветов. На рисунке можно проследить весь процесс получения 12-ступнчатого круга из трех основных цветов. В круг входят следующие цвета: Красный, Красно-Оранжевый, Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый, Зеленый, Голубой, Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый, Пурпурный.

Смешение цветов.

Существует два различных типа смешения цветов.

1) Слагательное смешение (или аддитивное). Физическая сущность этого типа смешения заключается в суммировании световых потоков (лучей) тем или иным способом. Виды слагательного смешения:
- пространственное. Это совмещение в одном пространстве различно-окрашенных световых лучей (мониторы, театральные рампы).
- оптическое смешение. Это образование суммарного цвета в органе зрения человека, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены (поинтилистическая живопись).
- временное. Это особый вид смешения. Его можно наблюдать при смешивании цветов дисков, помещенных на спецприбор "вертушка" Максвела.
- бинокулярное. Это эффект разноцветных очков (одна линза одного цвета, вторая - другого).

Основные цвета смешения: Красный, Зеленый. Синий.

 

2) Вычитательное смешение (или субтрактивное). Его сущность заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения, например при смешении красок, при наложении полупрозрачных слоев друг на друга, при всех видах наложения или пропускания.

Основные цвета при вычитательном смешении: Красный, Желтый, Синий.

Цветовая композиция.

Цветовая композиция - это совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной форме или в пространстве) организованных по какой-либо закономерности и рассчитанных на эстетическое впечатление. В зависимости от количества цветов и оттенков входящих в цветовую композицию, выделяют следующие виды композиции.

1) Монохромия. В этой композиции доминирует один цветовой тон (+ несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного). Варианты монохромия: цвет + сдвиг по тону (на чуть-чуть); цвет + ахромотический цвет (Белый, Черный, Серый); цвет + зачернение или забеление.

2) Полярная композиция. Доминантой служит пара контрастирующих цветов противоположных (полярных в цветовом круге): взаимодополнительных из 10-ступенчатого круга или пара контрастных цветов из 6-, 12-ступенчатого. Полярную композицию составляют только 2 цвета.

 

3) Трехцветная композиция. Основу трехцветной композиции могут составлять:
- триада основных цветов при их слагательном смешении. Это Красный, Зеленый, Синий.
- триада основных цветов при их вычитательном смешении. Красный, Желтый, Синий.
- любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника вписанного в 12-ступенчатый круг. Пример: Красно-Оранжевый, Желто-Зеленый, Сине-Фиолетовый.

4) Многоцветие. В данной цветовой композиции доминирует 4 и более хроматических цвета. Обычно: Красный, Желтый, Зеленый, Синий. Или две основные пары из 12-ступенчатого круга взятые крест-накрест.

5) Ахромотическая композиция. Состоит из Белого, Черного, и промежуточных серых оттенков. В нее могут быть включены небольшие пятна хромотического цвета. Используется для выявления формы, т.е. когда есть желание сделать акцент на форме.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.