Тема 1. Менеджмент как социально-экономический процесс — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 1. Менеджмент как социально-экономический процесс

2021-04-18 85
Тема 1. Менеджмент как социально-экономический процесс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Часть 1

 

Воронеж

ВГТУ 2013

 
 


Воронежский государственный технический

университет

Н.М. ПАРШИН

 

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное пособие

ЧАСТЬ I

Рекомендовано: студентам направления 080400.62 «Управление персоналом»

 

 

Издание третье, переработанное и дополненное

 

Воронежский государственный технический университет

2013

 
 


ББК 65.9(2)21-65.9(2)-21.8     Ж 68  

 

Автор:

Паршин Николай Михайлович, доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом Воронежского государственного технического университета.

 

Рецензенты:

Колесникова О.А., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и основ управления Воронежского государственного университета.

Вандышева С.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом Воронежского государственного технического университета.

 

     Паршин Н.М. Основы менеджмента и управленческой деятельности: Учебное пособие. – Воронеж ВГТУ, 2013. Ч-I. 159с.   ISBN S-8231-0051- S

 

Учебное пособие состоит из двух частей. В первой части рассматриваются: сущность менеджмента, развитие его теории и практики, методы управления, организация управления и связующие процессы управления. Во второй части рассматриваются: трудовой коллектив как объект управления, личность в трудовом коллективе, лидерство и стиль руководства, управление конфликтами и стрессами, эффективность менеджмента организации.

 

Учебное пособие рекомендовано для студентов технических вузов специальности «Управление персоналом».

 

                                                ББК65.9(2)21-65.9(2)-21.8      © Издательство ВГТУ 2013г.

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночный механизм хозяйствования, основанный на свободном предпринимательстве и конкуренции, борьбе за рынки, требует необходимости овладения управленческими работниками секретами управления как  экономическими, так  и социальными процессами в организациях. Это может быть достигнуто путем постижения науки и искусства менеджмента.

Менеджмент – сложное социально-экономическое явление. Это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей. Менеджмент – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Менеджмент и менеджеры присущи рыночной экономике. Хорошим менеджером считается специалист, который для своей организации создает новые рынки, который не только пассивно реагирует на изменения на рынке, но и сам меняет рынок. Задача менеджмента состоит в том, чтобы вначале сделать желаемое возможным, а потом и реальным при рациональном использовании ресурсов.

Настоящее учебное пособие ознакомит с современными методами управления и спецификой  принятия управленческих решений в сфере управления персоналом организации, научит использовать  знания применительно к конкретной экономической ситуации. Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения высшего профессионального образования направления  080400.62 «Управление персоналом».

Тема 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

 

Принципы менеджмента

 

Принципы в менеджменте – это общие правила, в рамках которых реализуются связи между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражающиеся при постановке практических задач менеджмента. Анри Файоль сформулировал следующие 14 принципов, которые до настоящего времени в той или иной степени для менеджмента полезны.

Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

Полномочия и ответственность. Полномочия – это право отдавать приказы, а ответственность – ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность.

Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит наилучшие возможные результаты.

Скалярная цепь. Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, – вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

Порядок. Место для всего, и все – на своем месте.

Справедливость. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия.

Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за место.

Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

Корпоративный труд. Союз – это сила. Она является результатом гармонии персонала.

Содержание управленческой деятельности

 

Содержание работы, состоящей из обязанностей, роли и функций, которые выполняет менеджер, представляет суть управленческой деятельности менеджера и сущность менеджмента.

Менеджер выполняет две специфические обязанности, которых в процессе управления нет ни у кого из других работников предприятия.

Первая состоит в том, чтобы создать из имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, трудовых) “производственное единство”. В этом отношении менеджер подобен дирижеру. Но дирижер имеет перед собой партитуру, написанную композитором. Менеджер же является одновременно и композитором и дирижером.

Задача создания “производственного единства” требует от менеджера усилий по устранению всех слабых мест и обеспечению максимального развития и использования резервов предприятия, и прежде всего людских ресурсов. Менеджер должен всегда иметь в поле зрения повседневную деятельность предприятия и достигнутые результаты, его рынок, для того чтобы добиться синхронности в деятельности предприятия. Для этого необходимо постоянно обозревать предприятие как в целом, так и по частям.

Вторая обязанность менеджера состоит в том, чтобы в каждом решении и действии помнить о будущем, о перспективах функционирования предприятия; укреплять рынок, создавать новый рынок товаров и услуг.

Каждому менеджеру приходится выполнять различные функции, которые не являются собственно управлением. Однако для всех менеджеров существуют общие обязательные функции.

 Во-первых, менеджер определяет цели предприятия, решает, что необходимо сделать для их достижения, и обеспечивает их реализацию путем постановки конкретных задач перед людьми.

Во-вторых, менеджер организует производственный процесс. Он классифицирует работу, распределяет ее по исполнителям, создает организационную структуру предприятия и комплектует трудовой коллектив.

В-третьих, менеджер обеспечивает побудительные мотивации и связи. Он создает коллектив из лиц, отвечающих за результаты работы, достигает необходимой согласованности в работе всего коллектива предприятия.

В-четвертых, менеджер обеспечивает профессиональный и деловой рост людей; он или способствует росту людей, либо задерживает его, либо укрепляет единство, либо его разрушает.

В-пятых, менеджер анализирует результаты работы предприятия и прогнозирует его развитие, оценивает деятельность всех работающих на предприятии.

В-шестых, менеджер выполняет функцию маркетинга – разрабатывает маркетинговую концепцию развития предприятия. Он выполняет функцию инновации – разработку новых товаров и услуг. Главное действующее лицо здесь – клиенты предприятия: потребитель и рынок.

Менеджеры делают очень много: они планируют, управляют и контролируют, выявляют проблемы, решают их, находят удачные возможности.

Таким образом, работа менеджера представляет собой сложный комплекс, и выполнение каждой категории функций требует различных качеств, квалификации, специальных навыков и умений. Функции предопределяют роли менеджера в управлении предприятием.

Роль руководителя заключается в наборе им определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному предприятию или конкретной должности. Точно также как герои в пьесе имеют свои роли, которые заставляют их вести себя определенным образом, менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных организационных подразделений, и именно это определяет их служебное поведение.

Принято выделять следующие роли, которые принимают на себя менеджеры в процессе управленческой деятельности. Они классифицируются в рамках трех крупных групп: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений.

Межличностная роль. Так как основной задачей менеджеров является организация совместной деятельности людей по поводу производства (или обмена), поэтому менеджеры проводят большую часть времени в межличностных контактах. Менеджеры наделены властью и ответственностью для организации работы и достижения высокой трудовой, производственной и технологической дисциплины. Выделяются три основных задачи менеджера в работе с людьми и среди людей: представительскую, направляющую и неформального общения.

1. Представительская роль: каждый менеджер выполняет представительские функции в вышестоящем органе управления или в трудовом коллективе возглавляемого им предприятия.

2. Направляющая роль: эта роль проявляется через такую деятельность, как убеждение, показ примера, воодушевление, выражение удовлетворения действиями подчиненных.

3. Неформальное общение: контакты с подчиненными и другими коллективами, с потребителями и поставщиками.

Информационная роль. Из-за своих широких контактов менеджеры являются наиболее информированными людьми в своей деятельности. Они служат своеобразными информационными центрами. Информационная роль менеджеров подразделяется на следующие три вида.

1. Поиск информации: менеджеры изучают деловой мир в поисках информации всех типов; подчиненные питают их информацией типа коммерческих показателей.

2. Распространение информации: внешняя и внутренняя информация направляется в экономические службы предприятия или в отдел маркетинга для быстрого реагирования.

3. Выступления: речи, интервью, беседы в трудовом коллективе предприятия и вне его.

Принятие решений. Менеджеры затрачивают большое количество времени и усилий на принятие решений, и при этом они выступают в самых различных ролях: предпринимателя, распределителя ресурсов, участника переговоров.

Все роли менеджера взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя на предприятии и охватывают сферу его взаимодействия с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для расширения объемов хозяйственной деятельности предприятия, ведение переговоров от имени предприятия.

 

Среда прямого

Воздействия

 

   

Поставщики

 

 

 

Потребители

   

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

   

 

Предприятие

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

   

Профсоюзы

 

 

 

 

Конкуренты

   

 

 

 

   

 

 

Законы и государственные органы

 

 

 

Среда косвенного

 воздействия

 

   

Международ­ные события

 

Состояние экономики

   

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

   

 

 

Предприятие

 

   

 

 

 

 

 

   

Научно-технический прогресс

 

 

 

 

Социально-культурные факторы

   

 

 

   

 

Политические

факторы

 

                                                           

 

Рис. 2. Внешнее окружение предприятия

На результаты функционирования предприятия влияет внешняя среда. К внешней среде предприятия относятся такие элементы, как потребители, конкуренты, финансовые организации и источники трудовых ресурсов. Все эти внешние факторы состоят из двух групп: факторы прямого и факторы косвенного воздействия на функционирование предприятия. Под влиянием этого формируется среда прямого и среда косвенного воздействия на предприятие (рис.2).

К факторам прямого воздействия на функционирование предприятия относятся: поставщики, законы и государственные органы, потребители и конкуренты.

Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на функционирование предприятия так заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководству необходимо учитывать их.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предложения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для предприятия.

К основным факторам среды косвенного воздействия на функционирование предприятия относятся: технология, состояние экономики, политические факторы.

 

Управленческой деятельности

 

Существует две различные точки зрения на то, как следует вести себя предприятию (организации) и руководителю в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одной из них, предприятие социально ответственно, когда максимально получает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования.  Поступая таким образом, предприятие выполняет экономическую функцию производства (или реализации) товаров и услуг, обеспечивая одновременно работу граждан и максимальную прибыль для предприятия, его акционеров.

Согласно другой точки зрения, предприятие, в дополнение к ответственности экономического характера, обязано учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников и потребителей, в которых происходит его деятельность. С этой точки зрения предприятию приходится уравновешивать экономические цели с экономическими и социальными интересами. Предприятия обязаны жертвовать на благо и совершенствование общества, ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасности, гражданских прав, защиты интересов потребителей.

Кроме социальной ответственности предприятия, их менеджеры должны нести и юридическую ответственность, т.е. следовать конкретным законам и нормам госрегулирования, определяющим, что может, а что не может делать предприятие и, соответственно, его руководитель.

Между социальной и экономической ответственностью имеется тесная связь и взаимообусловленность: экономическая эффективность функционирования предприятия повышает социальную эффективность, и наоборот. Задача состоит в нахождении и обеспечении оптимальной экономической эффективности предприятия и социальной ответственности перед обществом, коллективом и личностью, законами и нормативами.

В сердцевине проблемы социальной ответственности находятся личные ценности как общие убеждения относительно добра и зла. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь представление об этике, имеющей дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение, этика в управлении имеет особое значение в условиях рынка, бизнеса.

Этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых, в основе чего лежит закон, нормативы, культура поведения. В хозяйственной практике применяются разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов, проведение социальных ревизий и обучение этическому поведению.

Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которыми должны руководствоваться работники и менеджеры. Этические нормативы разрабатываются для описания целей предприятия, создания нормальной этической атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия и реализации решений. К вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими нормативами, относятся взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику части незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов, мошенничество, противоправное поведение. Этические нормативы необходимо доводить до сведения членов трудового коллектива в виде печатных материалов.

Обучение этическому поведению – это обучение, при котором работников необходимо знакомить с этикой бизнеса и повышать их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Руководители должны служить ролевыми моделями надлежащего этического поведения для членов трудового коллектива предприятия или организации.

 

МЕНЕДЖМЕНТА

В управлении

 

Процессный подход, при котором управление рассматривается как процесс, потому, что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха предприятия. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция также представляет собой процесс. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Это четыре первичные функции управления, объединенные связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) есть самостоятельная деятельность.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели предприятия (организации) и что нужно сделать, чтобы достичь этих целей. По сути своей, эта функция отвечает на следующие основные вопросы: где мы находимся, куда мы хотим двигаться и как мы собираемся сделать это? Планирование – один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов предприятия к достижению его общих целей.

Функция организации. Организовать, значит создать некую структуру для достижения цели предприятия. Сюда входит распределение работ между работниками, делегирование заданий и полномочий. При помощи функции организации достигается организованность, дисциплина и ответственность в трудовом коллективе предприятия.

Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленный план и самая совершенная структура предприятия не имеют никакого смысла, если работники не выполняют фактическую работу или выполняют ее некачественно, безынициативно. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы работники предприятия выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями. Для этого необходимо создать на предприятии условия материальной и моральной заинтересованности работников в выполнении работ. Созданию на предприятиях условий для внутреннего побуждения к действию служит функция мотивации.

Контроль – это процесс обеспечения того, что предприятие действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля: установление стандартов, измерение того, что было фактически достигнуто за соответствующий период, сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.

Четыре функции управления – планирование, организация, мотивация и контроль – имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация – обмен информацией для принятия решения. Поэтому принятие решений и коммуникация относятся к связующим процесса управления.

Системный подход. Система – это некоторая целостность, составленная из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Применение теории систем к управлению облегчило для руководства задачу увидеть предприятие (организацию) в единстве составляющих его частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.

Рис.3 представляет собой упрощенное изображение предприятия как открытой системы. На входе предприятие получает от окружающей среды информацию, капитал, материалы и трудовые ресурсы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования предприятие обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами предприятия. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость. В этих условиях растет прибыль, увеличивается объем продаж, удовлетворение работников.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для достижения целей предприятия при рациональном использовании ресурсов.

 

 

Входы   Преобразования   Выходы

Информация Материалы Капитал

Трудовые ресурсы

 

Обработка и преобразование входов (зависит от эффективности управления)

 

Продукция или услуги, прибыль

   

 

Рис. 3. Предприятие “ открытая система”

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность предприятия.

 

Тема 3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Управления

 

В управлении хозяйственной деятельностью предприятий наряду с экономическими методами важную роль играют методы организационно-распорядительного воздействия. На их основе обеспечивается четкое распределение обязанностей в аппарате управления, соблюдение правовых норм и полномочий в решении вопросов хозяйственной деятельности, а также применение мер принуждения и дисциплинарной ответственности. Так, с помощью организационно-распорядительных методов достигается поддержание организованности в работе и высокой дисциплины труда, осуществляется координирование трудовых усилий работников путем прямого (административного) побуждения их к действию, а также контроль за работой предприятий, организаций и отдельных работников.

Применение организационно-распорядительных воздействий должно исключать субъективизм и увлечение администрированием. Иначе говоря, руководитель, работники аппарата управления, решая разнообразные вопросы хозяйственной и иной деятельности, не должны полагаться только на силу распоряжений и приказов.

Организационно-распорядительные методы находят широкое применение в управлении текущими делами. Они тесно связаны с другими методами. Так, выполнение плановых заданий обеспечивается в результате организационно-распорядительного воздействия аппарата управления на коллективы людей. Структура данной группы методов показана на рис. 4.

Методы организационного воздействия базируются

 Методы организационного воздействия отражают статику управления, т.е. организационные аспекты системы. Действенность этих методов проявляется в наибольшей степени в период создания новых организаций и предприятий, а также в ходе их реорганизации.

В процессе текущего управления методы организационного воздействия используются и как организационное стимулирование, которое включает: перемещение в должности, наделение работников дополнительными правами, предоставление им большей самостоятельности в работе и другие виды стимулирования.

 

 

Организационно-распорядительные методы управления

 

 

 

 

 

Организационные методы

управления

 

Распорядительные

методы управления

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационное регла­ментирование

 

 

Организационное норми­рование

 

 

Организацион­ное стимули­рование

 

 

 

 

Текущее распорядительство

       

 

 

 

 

 

 

Форма их воздействия на

объект управления

Форма распорядительства

 

 

   

 

 

 

 

 

Законодательство

 

 

Правила внутреннего распорядка

 

 

Внедрение бри­гадной формы организации труда

 

 

Постановления, приказы, распоряжения

       
 

 

   

 

   

 

   

 

 

Уставы кооператив­ных органи­заций

 

 

Нормы и нормативы

 

 

Перемещение в должности

 

 

Инструктирова­ние

       
 

 

   

 

   

 

   

 

 

Другие регламенти­рующие документы

 

 

Технологические схемы и графики

 

 

Расширение прав и функций

 

 

Указания, разъяснения

       
                                                         

            

 
Рис. 4. Организационно-распорядительные методы управления.

 

 


Повышение в должности является одним из эффективных средств воздействия на работников, налагающих на них ответственность хорошо трудиться и вызывающих чувство долга за оказанное доверие. Понижение в должности работника также во многих случаях служит действенным стимулятором, обязывающим его улучшить работу.

Расширение прав и самостоятельности оказывает организующее воздействие на работников, если оно вызвано объективной необходимостью.

Таким образом, методы организационного воздействия обеспечивают, прежде всего, регламентирование организационных основ управления. На предприятиях оно заключается в соблюдении различных правовых и других административных актов и требований уставов. Методы организационного воздействия представляют собой и форму организационного нормирования, предполагающую разработку различных нормативов, используемых в системе управления, – правил внутреннего распорядка предприятий, организаций, нормативов времени на выполнение отдельных управленческих работ и т.д.

Совокупность организационных регламентов вносит порядок в деятельность предприятия, который в значительной мере зависит от того, насколько эффективно осуществляется распорядительное воздействие, дополняющее организационное регламентирование.

Методы распорядительного воздействия отражают динамику процесса управления и представляют собой текущее распорядительство. Оно направлено на решение многообразных вопросов оперативного характера, возникающих в процессе управления.

Распорядительное воздействие совершается путем отдачи приказов и распоряжений, постановки задач, установления ответственности, инструктажа подчиненных, координации работ и контроля за их исполнением.

Приказы и распоряжения могут быть устными или письменными. Это зависит от важности задачи, условий деятельности и других факторов. Но существуют общие рекомендации этой формы распорядительства. Приказы необходимо отдавать в четкой краткой форме. Во многих случаях приказ целесообразно излагать в виде просьбы. Следует стремиться больше учить, чем приказывать. Основные требования, предъявляемые к распоряжениям, состоят в следующем: распоряжения должны быть понятными и объективными; они не должны наносить ущерб авторитету руководителя среди подчиненных; распоряжения следует отдавать с учетом индивидуальных качеств работников; распоряжения приносят большую пользу, если они развивают инициативу и самостоятельность у подчиненных; степень детализации распоряжения зависит от сложившихся условий и способностей работников.

Прежде чем ставить задачу подчиненным, руководитель сам должен хорошо усвоить суть и цель этой задачи. Если ее выполняют многие работники, каждый из них также должен знать основную цель задания.

Возложение ответственности – один из компонентов распорядительства. Возлагая ответственность на работника, руководитель должен точно сформулировать порученное ему дело, указать, за что он отвечает и кому подчинен по данному вопросу.

Инструктаж подчиненных должен включать подробное разъяснение порядка выполнения работы, разделение ее между участниками, назначение ответственного за выполнение работы.

Координация и контроль работы предполагают непрерывный учет, сравнение результатов и правильную расстановку работников. Последнее особенно важно, так как зачастую работник оказывается плохим только потому, что ему поручили не его дело.

 

Тема 4. ПРОЦЕСС МЕНЕДЖМЕНТА

 

Содержание и структура процесса менеджмента

 

Процесс управления – это функционирование принятой организационной структуры, которая отражает ход выполнения функций управления и характеризует его динамику. Этот процесс имеет свое особенное (специфическое) содержание, обусловленное его сущностью; свои стадии и внутренние этапы осуществления, предполагающие определенную последовательность действий в пространстве и его времени.

На схематичном изображении процесса управления (рис.5) нетрудно заметить, что этот процесс базируется на достижении и постановке цели.

 

<
 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.21 с.