Тема 3. Общая характеристика международного предпринимательства. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 3. Общая характеристика международного предпринимательства.

2021-04-18 131
Тема 3. Общая характеристика международного предпринимательства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Международный институт финансов, управления и бизнеса

 

 

 


Е.М.Черкашов

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС

Учебно-методический комплекс

 

 

Т ю м е н ь

2007 г.

 

УДК

ББК

 

Черкашов Е.М. Международный бизнес: Учебно-методический комплекс по магистерской программе «Международный бизнес» направления «Менеджмент». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. - 57 с.

 

 

Учебно-методический комплекс разработан в рамках инновационной образовательной программы Центра компетенций в области экономического и правового сопровождения приоритетных проектов Западно-Сибирского региона на основании учебного плана магистерской программы «Международный бизнес» направления «Менеджмент». Наряду с Учебным пособием и Учебно-практическим изданием является составной частью целостного пакета методического обеспечения дисциплины «Международный бизнес», содержит рекомендации для слушателей и преподавателей по использованию материалов, содержащихся в учебном пособии и учебно-практическом издании. Включает: цель, задачи, тематический план изучения дисциплины, основные вопросы теоретического курса, вопросы для обсуждения по темам, вопросы к экзамену/ зачету, темы рефератов и курсовых работ, методические указания по их выполнению, рекомендации для слушателей и преподавателей,  список рекомендуемой литературы, в том числе Интернет – ресурсы.

Комплекс разработан с учетом современных тенденций функционирования и развтия мировой экономики. Рассчитан на магистрантов программы «Международный бизнес» направления «Менеджмент». Рекомендуется к использованию магистрантами по программе «Маркетинг», студентами специальностей «Мировая экономика», «Финансы и кредит» по соответствующим спецкурсам.  

 

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Международного института финансов, управления и бизнеса Тюменского государственного университета.

 

 

© Тюменский государственный университет, 2007.

© Международный институт финансов, управления и бизнеса ТюмГу, 2007.

© Издательство ТюмГУ, 2007.

© Е.М. Черкашов, 2007.

 

                        О Г Л А В Л Е Н И Е

1. Цель и задачи изучения дисциплины 4
2. Тематический план изучения дисциплины 5
3. Содержание теоретического курса (основные вопросы темы) 6
4. Темы рефератов, вопросы к экзамену/ зачету 25
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса 32
6. Рекомендации для слушателей и преподавателей по использованию материалов учебного пособия и учебно-практического издания 44
7. Рекомендации по выполнению групповой курсовой работы 52
8. Приложения 56

1. Цель и задачи изучения дисциплины

1. Целью изучения дисциплины «Международный бизнес» является формирование у магистрантов(слушателей, студентов) целостной  системы экономического мышления и знаний в области международного бизнеса, развитие необходимых навыков и компетенций, позволяющих эффективно оценивать возможности ведения международного бизнеса.  

2. Задачи преподавания дисциплины:

- сформировать у слушателей(студентов) концептуальное представление о функционировании и развитии системы международного бизнеса;

- предоставить слушателям(студентам)   теоретические и методические знания в области анализа, оценки, обоснования возможных путей и способов интернационализации бизнеса в условиях глобализации мировой экономики и международной конкуренции;

- ознакомить с проблемами современного международного бизнеса и предпринимательства, особенностями его конкурентной, экономико-правовой, финансовой и социально-культурной среды, с моделями и способами ведения бизнеса на международной арене;

- сформировать у слушателей(студентов) практические навыки анализа внешней среды международного бизнеса, выбора стран, рынков для ведения международного бизнеса и обоснования метода интернационализации фирмой своего бизнеса;

- сформировать у слушателей(студентов) практические навыки командной работы по анализу, оценке ситуации и принятию решения об организации и ведению бизнеса за рубежом.

 

 

2. Тематический план изучения дисциплины

Таблица.

Наименование тем курса лекций  

Занятий, час

 
п/п   лек-ции практич. самос. Ито-го
1 2 3 4 6 7
  Раздел 1. Концептуальная модель функционирования и развития системы международного бизнеса 7 7 14 28
1. Сущность, этапы развития, цели, виды и внешняя среда международного бизнеса 2 2 4 8
2. Особенности международной конкуренции 2 2 4 8
3. Общая характеристика международного предпринимательства 3 3 6 12
  Раздел 2. Условия, средства, методы и способы ведения международного бизнеса 11 11 22 44
4 Выбор стран, рынков и способа интернационализации бизнеса 2 2 4 8
5  Выбор иностранных партнеров и оценка конкурентов - 2 2 4
6 Международные контракты, базисные условия поставки, расчеты и гарантии, таможенные режимы и процедуры. 3 3 6 12
7 Валютно-финансовая среда и источники финансирования международного бизнеса 2 2 4 8
8 Международная торговля товарами, услугами и контрактные модели ведения международного бизнеса. 2 2 4 8
9 Инвестиционные модели интернационализации бизнеса 2 2 4 8
  Всего 18 18 36 72

 

3. Содержание теоретического курса (основные вопросы темы)

Раздел 1. Концептуальная модель функционирования и развития системы международного бизнеса

Тема 1. Сущность, этапы развития, цели, виды и внешняя среда международного бизнеса

Основные вопросы темы

Сущность и этапы развития международного бизнеса. Основные теории международной торговли и международного инвестирования.

Цели международного бизнеса: выход на новые рынки сбыта; доступ к ресурсам; диверсификация; удобное географическое положение; выгодные правовые и налоговые условия деятельности.

Виды международного бизнеса: экспорт и импорт товаров (торговля топливно-сырьевыми и сельскохозяйственными товарами, торговля предметами потребления, торговля машинами и оборудованием, встречные поставки.); экспорт и импорт услуг (лицензирование, управленческие контракты, строительство объектов “под ключ”, международный инжиниринг, международный лизинг, международные страховые и банковские операции, транспортные услуги и международные перевозки, международный туризм); портфельные инвестиции, прямые инвестиции.

Общая внешняя среда международного бизнеса: географическая, историческая, политическая, правовая, экономическая, культурная. Факторы конкурентной среды.

                      Вопросы для обсуждения

 

1. Какие тенденции можно обнаружить при анализе этапов развития международного бизнеса?

2. В чем заключаются существенные отличия теорий международной торговли ХХ века от предшествующих столетий?

3. В объяснении каких вопросов международного движения капиталов теории международного инвестирования дополняют друг друга?

4. В чем отличие целей от мотивов международного бизнеса?

5. По каким критериям можно сгруппировать основные виды международного бизнеса?

6. В чем отличие подходов туриста и бизнесмена к зарубежному географическому, историческому, политическому, правовому, экономическому и культурному окружению?

7. Назовите основные параметры, позволяющие описать каждую из составных частей общей внешней среды международного бизнеса(географическую, историческую, политическую, правовую, экономическую, технологическую и культурную)

                     

                    Основная рекомендуемая литература

1. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя cреда и деловые операции. Пер.с англ., 6-е изд. - М.: “Дело Лтд” 1993. Гл.1-3.

2. Международный менеджмент. Учебник для вузов/Под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И. Баркана, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля.- СПб: Издательство «Питер», 2000. Гл.1 с.10-28; Гл.2 с.41-86.

3. Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес, 4-е изд./Пер. с англ. Под ред. А.Г. Медведева.-СПб.: Питер, 2006.Гл.1, 3, 4, 5,6.

4. Кратко И.Г. Международное предпринимательство: Учеб. Пособие.- М.: «ИНФРА-М», 2001. с. 18-20

5. Современная внешнеэкономическая деятельность/ Под ред. д.э.н., профессора Б.М. Смитиенко – М.: МГУП, 2000. Гл. 6

 

Тема 2. Особенности международной конкуренции

                         Основные вопросы темы

1. Понятие международной конкуренции

     2. Конкурентоспособность, конкурентные преимущества, конкурентные стратегии фирмы. Отрасль как группа конкурентов и пять конкурентных сил М.Портера. «Цепочка создания ценности»- источник конкурентоспособности фирмы. Постоянная инновационная деятельность – источник долгосрочной конкурентоспособности фирмы(виды инновационной деятельности и долгосрочная конкурентоспособность компании; главное направление инновационного развития, обеспечивающее долгосрочное конкурентное преимущество компании; основные конкурентные преимущества высокого порядка; факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества высокого порядка).

3. Теория международной конкуренции М. Портера.

  3.1. Применение концепции конкурентных сил и конкурентоспособности фирмы к сфере международного бизнеса (основные признаки и примеры глобальных отраслей; глобальная конкурентная стратегия- способ достижения конкурентного преимущества фирмой в глобальной отрасли; конфигурация и координация -основные методы глобальной конкурентной стратегии;        система глобального конкурентного преимущества фирмы).    

     3.2. Детерминанты конкурентного преимущества стран и регионов(         детерминанты «национального ромба» М. Портера;факторы региональных(местных) конкурентных преимуществ; кластеры и конкурентные преимущества региона)

4. Перспективы формирования кластеров в Тюменском регионе

                             Вопросы для обсуждения

1. В чем особенности основных факторов  международной конкуренции  и каковы механизмы взаимосвязей между ними.

2. Каким образом в теории конкурентоспособности фирмы М. Портера сочетаются его модели пяти конкурентных сил и цепочки создания ценности?

3. Что собой представляют основные виды инновационной деятельности и как они влияют на долгосрочную конкурентоспособность фирмы?

4. Сильные и слабые стороны основных элементов теории международной конкуренции М. Портера.

5. Каковы особенности применения теории конкурентоспособности фирмы М. Портера к сфере международного бизнеса?

6. Назовите основные взаимодополняющие методы глобальной конкурентной стратегии фирмы и приведите примеры их конкретного применения

7. Каковы основные элементы и взаимосвязи системы глобального конкурентного преимущества фирмы?

8. Охарактеризуйте основные детерминанты «национального ромба» М. Портера. В каких рейтингах международной конкурентоспособности применяется модель «национального ромба»?

9. В чем особенности факторов региональных(местных) конкурентных преимуществ?

10.  Что такое кластер, какова его структура и каково влияние на конкурентные преимущества региона?

11.  Приведите примеры кластеров из зарубежной и российской практики.

12.  Существуют ли перспективы формирования эффективных, конкурентоспособных кластеров в Западно-Сибирском регионе?

                                                                   

                              Основная рекомендуемая литература.

1. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. Под ред. И с предисловием В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. Гл.2-4; 11,12.

2. Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ.: Учеб.пособие – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. с.31-84; 205-278; 314-353.

3. Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес, 4-е изд./Пер. с англ. Под ред. А.Г. Медведева.-СПб.: Питер, 2006.Гл.2,

4.Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы// Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - №5(25).

5.Дементьева А. Конкурентоспособность международных компаний// Маркетинг.-1999.-№ 3. - с.6-64.

6.Конкурентоспособность России в 90-е годы: Межстрановой макроэкон. анализ / Гельвановский М.И., Бушмарин И.В., Жуковская В.М., Малышев В.Л. - М., 2000. - 125с.

7.Дерябина М. Конкурентоспособность российской экономики в условиях глобализации / Дерябина М., Колчин С. // Власть. - 2005. - N 2. - с.12-20.

8.Дынкин А.А., Куренков Ю.В., Адно Ю.Л. и др. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. – М.: Изд-во «Международные отношения». – 2003. – 374 с.

9.Емельянов С. Международная конкурентоспособность американских производителей //Финансовый бизнес.-1999.-№ 7-с.3-20.

9.Емельянов С.В. Американский опыт повышения национальной конкурентоспособности // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2002. - N 11. - с.64-77.

10.Жуковская В.М. Конкурентные позиции России на сырьевых рынках Европы / В.М.Жуковская, И.Н.Трофимова, Н.Т.Чертко // Вопросы статистики. - 2006. - N 5. - с.33-41.

11.Жуковская В.М. Конкурентоспособность России в оценках Всемирного экономического форума / В.М.Жуковская, И.Н.Трофимова, Н.Т.Чертко // Вопр. статистики. - 2001. - N 3. - с.21-29.

12.Кондратьев В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2001. - N 3. - с.54-60. Конкурентоспособность России в глобальной экономике / Под ред. А.А.Дынкина, Ю.В. Куренкова. – М.: Международные отношения, 2003.

13.Кормнов Ю. О повышении конкурентоспособности экономики // Экономист. - 2006. - N 8. - с.13-20.

14.Кудров В.М. К оценке конкурентных позиций стран в современном мире // Вопросы статистики. - 2006. - N 5. - с.3-13

15.Мартынова М.А. Конкурентоспособность российских предприятий: возможности и угрозы при вступлении в ВТО. – М.: Научная книга, 2003. – 126 стр.

16.Повышение конкурентоспособности российской экономики // Общество и экономика. - 2006. - N 11-12. - с.118-124.

17.Сальников В.А. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности - текущее состояние и перспективы / В.А.Сальников, Д.И.Галимов // Пробл. прогнозирования. - 2006. - N 2. - с.55-83.

18.Субботина Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности // Вопросы экономики. - 2006. - N 2. - с.46-64.

19.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир, 1992-2015. - М.: Экономика, 2005. - 606с.

Темы рефератов

Тема 1. Сущность, этапы развития, цели, виды и внешняя среда международного бизнеса.

 

  1.Основные теории международной торговли и международного инвестирования.

2. Мотивы ведения международного бизнеса компаниями развитых стран.

3. Мотивы ведения международного бизнеса российскими компаниями.  

4. Мотивы ведения международного бизнеса компаниями стран Юго-Восточной Азии.

5. Основные виды международного бизнеса.

6. Особенности анализа и оценки правовой среды международного бизнеса.

7. Анализ и оценка страновых рисков ведения международного бизнеса.  

8. Особенности анализа и оценки экономической среды международного бизнеса.

9. Особенности анализа и оценки социально-культурной среды международного бизнеса.

       Тема 2. Особенности международной конкуренции.

10. Особенности международных конкурентных преимуществ компаний развитых стран.

11. Особенности международных конкурентных преимуществ российских компаний.

12.Особенности международных конкурентных преимуществ компаний новых индустриальных стран.

13.Основные виды конкурентных стратегий компаний, ведущих международный бизнес.

14. Основные факторы международной конкурентоспособности   компаний.

15. Основные факторы, обеспечивающие ТНК конкурентные преимущества высокого порядка.

16. Оценка конкурентных преимуществ России.

17.Кластеры и конкурентные преимущества региона.

18. Особенности международной конкуренции стран в условиях глобализации.

19. Особенности международной конкуренции компаний в условиях глобализации.

         Тема 3. Общая характеристика международного предпринимательства.                   

20. Сущность и основные факторы развития международного предпринимательства.

21. Мотивы и модели международного предпринимательства.

22. Методы интернационализации предпринимательства и степени риска.

23. Основные организационные формы международного предпринимательства.

24. Особенности совместного предпринимательства в России.

25. Особенности совместного предпринимательства в развитых странах.

26. Особенности совместного предпринимательства в новых индустриальных странах.

27. Особенности совместного предпринимательства в странах Юго-Восточной Азии.

28. Особенности международного предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса.

29. Международная экономическая интеграция и развитие международного предпринимательства.

30. Основные субъекты международного предпринимательства.

31. Влияние прогресса в информационных технологиях на развитие международного предпринимательства.

32. Электронный бизнес в условиях глобализации.

33. Международное предпринимательство в сфере высоких технологий.

34. Международное предпринимательство в сфере услуг.

       Тема 4. Выбор стран, рынков и способа интернационализации бизнеса                     

35. Методы оценки преимуществ и рисков, связанных с выходом компании на внешние рынки.

36. Анализ и оценка общехозяйственной и рыночной конъюнктуры стран.

37. Анализ, оценка и выбор принимающих стран для ведения бизнеса.

38. Анализ, оценка и выбор внешних рынков для ведения бизнеса.

39. Обоснование способа ведения бизнеса в принимающей стране.

40. Методы и процедуры исследования международных рынков.

41. Процедуры и методы  выбора зарубежного рынка. 

           Тема 5. Выбор иностранных партнеров и оценка конкурентов.             

42. Источники информации и способы оценки надежности потенциального иностранного партнера.

43.Основные источники информации о фирмах в Интернете.

44. Организация работы по изучению партнеров (контрагентов).

45. Особенности учета и отчетности в различных странах.

46. Основные методы изучения и оценки конкурентов.

Тема 6. Международные контракты, базисные условия поставок, расчеты и гарантии, таможенные процедуры

 47. Основные виды международных контрактов

 48. Основные таможенные режимы.

 49.Таможенная оценка и оформление товара.

 50. Базисные условия поставки в контрактах купли-продажи.

 51. Транспортные условия контрактов купли-продажи.

 52.Цены в международной торговле. 

 52. Виды внешнеторговой документации.

 53.Переговоры с зарубежными партнерами, деловая переписка и деловой протокол.

 54. Способы платежа и методы международных расчетов.              

 55.Поручительства и гарантии в международном бизнесе.

                             Тема 7. Валютно-финансовая среда и источники финансирования международного бизнеса.

56. Современные валютные рынки.

57. Международные организации, регулирующие валютную деятельность стран.

58. Инструменты срочного валютного рынка.

59. Валютный риск и стратегии его хеджирования.

60. Транзакционный риск и контрактные методы его страхования.      

61. Условия и теории паритетов международного финансового рынка

62. Внутренние и внешние источники краткосрочного финансирования международной фирмы.

63. Нетрадиционные методы финансирования внешней торговли.   

64. Долгосрочное финансирование международной фирмы.                       

65. Участие российских компаний в международных инвестиционных проектах.

Тема 8. Международная торговля товарами, услугами и кооперационное сотрудничество.                           

66.Международные сделки по купле-продаже товаров.

67.Виды международных посредников.

68.Структура и содержание посреднических соглашений.

69. Внешнеторговые сделки по купле-продаже услуг. 

70. Внешнеторговые сделки по купле-продаже объектов интеллектуальной собственности.

71.Виды нематериальных активов.

 72. Виды лицензий в международной торговле объектами интеллектуальной собственности.

 73. Методика расчета лицензионных платежей.

 74.Международная регистрация патентов и товарных знаков.

 76.Основные виды коллективных контрактов: контрактные совместные предприятия; международные стратегические альянсы; концессионные соглашения.

Тема 9. Инвестиционные модели интернационализации бизнеса.                        

77. Цели и способы прямого инвестирования. 

78. Факторы, влияющие на выбор способа прямого инвестирования. 

79.Регулирование иностранных инвестиций в принимающей стране.

80. Порядок создания предприятия с иностранными инвестициями в принимающей стране.

81.Выбор формы и страны регистрации зарубежной фирмы.

82. Региональные формы привлечения иностранных инвестиций.       

83.Оффшорная зона: сущность, формы и функции.

84. Выгоды и риски оффшорного бизнеса.

85. Признаки и механизмы функционирования оффшорной компании. 

86. Роль прямых инвестиций в деятельности ТНК.

87. Роль оффшорных зон в международном движении финансовых потоков.                                   

 

Вопросы к экзамену/зачету

1. Цели и виды международного бизнеса.

2. Основные виды экспорта и импорта товаров.

3. Основные виды экспорта и импорта услуг.

4. Портфельные и прямые инвестиции.

5. Международное совместное предпринимательство.

6. Особенности международной правовой среды.

7. Особенности международной экономической среды.

8. Международное предпринимательство и международный бизнес.

9. Основные факторы развития международного предпринимательства.

10. Методы интернационализации предпринимательства и степени риска.

11. Организационные формы и субъекты международного предпринимательства и бизнеса.

12. Особенности совместного предпринимательства.

13. Основные факторы,воздействующие на развитие современной среды международного предпринимательства.   

14. Отрасль как группа конкурентов и пять конкурентных сил М.Портера.

15. Цепочка ценности фирмы и ее конкурентоспособность. Конкурентные стратегии фирмы.

16.  Типы отраслей и формы международной конкуренции. 

17. Глобальная отрасль и глобальная стратегия фирмы.

18. Конкурентное преимущество в международном соперничестве.

19. Детерминанты конкурентного преимущества стран.

20. Правительственная политика и национальное конкурентное  

   преимущество.

21.Местоположение и его роль в глобальной конкуренции. Кластеры и конкурентные преимущества.

22. Показатели оценки общехозяйственной и рыночной конъюнктуры.  

23. Инструменты, используемые для сравнения стран: индекс БЕРИ; упрощенная сетка параметров; матрицы «возможности-риск» и «привлекательность страны-конкурентоспособность компании».

24.Факторы привлекательности зарубежного рынка.

25. Составление обзора и прогноза развития рынка.

26. Источники информации и способы оценки надежности потенциального иностранного партнера.

27. Организация работы по изучению контрагентов, структура характеристик информационной карты на фирму-партнера или фирму-конкурента.

28. Оценка конкурентоспособности и финансового положения партнера.

29. Изучение международных конкурентов и предугадывание их поведения.

30. Основные виды и структура международных контрактов.

31.Таможенные режимы. Порядок осуществления экспортных и импортных операций.

32.Базисные условия поставок. Правила толкования международных торговых требований – «ИНКОТЕРМС».

33. Цены в международной торговле. 

34.Способы платежа и методы международных расчетов.     35.Поручительства и гарантии в международной торговле.

36.Особенности функционирования современной валютной системы: способы установления валютного курса; валютные рынки; международные организации, регулирующие валютную деятельность стран.

37. Внутренние и внешние источники краткосрочного финансирования международной фирмы. Виды банковского финансирования.

 38. Нетрадиционные методы финансирования внешней торговли: встречная торговля; международный лизинг. Факторинг и форфейтинг.

 39. Долгосрочное финансирование международной фирмы. Международные инвестиционные проекты.

 40.Современные формы и методы международной торговли.   

 41. Международные посреднические операции.Виды международных посредников. Структура и содержание посреднических соглашений.

 42.Особенности международной торговли результатами интеллектуальной собственности. Виды нематериальных активов.

 43. Виды лицензий. Методика расчета лицензионных платежей и международная регистрация патентов и товарных знаков.

44.Основные виды коллективных контрактов.               

45.Основные теории прямых иностранных инвестиций и их практическое применение.

46.Логика принятия решения о прямом иностранном инвестировании.

47. Мотивы, обусловливающие прямое инвестирование как способ интернационализации бизнеса.

48. Факторы, влияющие на выбор способа прямого инвестирования.

49. Выбор формы и страны регистрации зарубежной фирмы.

50. Региональные формы привлечения иностранных инвестиций.

51. Оффшорная зона. Признаки и механизмы функционирования оффшорной компании.  

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

 

Учебники и учебные пособия

1.Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес, 4-е изд./Пер. с англ. Под ред. А.Г. Медведева.-СПб.: Питер, 2006.

2.Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя cреда и деловые операции. Пер.с англ., 6-е изд. - М.: “Дело Лтд”, 784 с.

3. Международный менеджмент. Учебник для вузов/Под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И. Баркана, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля.- СПб: Издательство «Питер», 2000.- 624.

4.Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. Под ред. И с предисловием В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993.- 896 с.

5.Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ.: Учеб.пособие – М.: Издательский

6.Кратко И.Г. Международное предпринимательство: Учеб. Пособие.- М.: «ИНФРА-М», 2001.-272 с. дом «Вильямс», 2001. - 495с.

 7. Михайлов Д.М. Международные расчеты и гарантии.- М.: ФБК-ПРЕСС,1998.-368 с.

 8. Ноздрева Р.Б. и др. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 10.- М.: «ИНФРА-М», 1999.- 432 с.

 9.Основы международного бизнеса: Словарь-справочник/Научн.ред. С.И.Долгов, отв. Состав. В.В.Васильев.- М.: Изд-во БЕК, 1997.-474с.

 10.Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений.Учебник. Под ред.В.В. Круглова –М.: ИНФРА-М,1998.-432 с.

11. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник.- М.: Юристъ, 1998. С.343-375; 396-477.

 12.Современная внешнеэкономическая деятельность/ Под ред. д.э.н., профессора Б.М. Смитиенко – М.: МГУП, 2000.-234с.

 13.Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. Э.Э. Батизи.- М.: «ИНФРА-М», 1998.-284с.

 14. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник.-М.: «ИНФРА-М», 1998.- 496 с.

 15.Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие.-3-е издан, испр. и доп.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.-304с.

 16.Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.Е. Стровского.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 1999.

Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: Учебник. Под ред. С.И.Долгова, И.И. Кретова. – М.: Изд-во БЕК, 1997.

17.Skinner S., Ivancevich J. Business for 21st Century – Richard D. Irvin, inc., 1992.

18.Czinkota M., Ronkainen I., Moffettt M., Moynihan E. Global Business, Second Edition. The Dryden Press. – 1998. 

Монографии

 

1. Аакер Д. Создание сильных брендов/Дэвид А. Аакер-М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003.-440 с.

2. Аакер Д.А. Брэнд-лидерство: новая концепция брэндинга / Дэвид Аакер, Эрик Йохимштайлер. – М.: Изд. дом Гребенникова, 2003. - 380 с.

3.Братимов О., Горский Ю., Делягин М., Коваленко А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи- М.: ИНФРА-М, 2000.- 344 с.

4.Безналичные расчеты с использование пластиковых карточек. Информационно-аналитический обзор. RosBusiness Consulting, 1995.

5. Булатов А.С. Как основать компанию на Западе. Практические советы российскому предпринимателю. – М.: «Международные отношения»,1993 

6. Булатов А.С. Вывоз капитала: своя компания за рубежом.-М.:Изд-во «Бек»,1996

7. Вознесенская Н.М. Совместные предприятия как форма международного сотрудничества. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1989.

8. Гарантии и аккредитивы в своременной банковкой практике. - Под ред.А.Д.Голубовича. - “Менатеп-Форум”, 1995.

9.  Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность.Очерки развития российских предприятий.-М.:ТЕИС,2003.-236с.

10. Гэд Т. 4D Брэндинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики.-СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003.-230 с.

11. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. Пособие.-3-е изд., перераб. и доп._М.: Дело,2002.-424с.

12. Джон Пеппер. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования.-М.: ИНФРА-М,1998,- 228 с.

13. Джонсон Д. Международный нефтяной бизнес: налоговые системы и соглашения о разделе продукции /Пер. с англ.-М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000.- 352 с.

14. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке./Пер. с англ.: Уч. пос.-М.: Издательский дом «Вильямс»,2000.-272 с.

15. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство/Пер. с англ.под ред. проф. А.Н.Романова.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-239с.

16. Крюков В.А. Институциональная структура нефтегазового сектора: проблемы и направления трансформации. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998.- 280 с.

17. Масленников В.В. Деловое партнерство: хозяйственные связи предпринимателей. - М., 1993.

18. Международные расчеты по коммерческим операциям. Под ред. А.П.Носко, группа авторов. В 3 т. - М., 1992.

19. Минс Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке/ Пер. с англ.- Альпина Паблишер,2001.- 280 с.

20.   Молчанов А.Н., Ключников И.К. Кредитный механизм транснациональных корпораций. - М., 1986.

21. Нордстрем К., Риддерстрале Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта.-СПб.: Стокгольмская школа экономики в С-петербурге,2003.-280с.

22. Платонова И. Валютное регулирование в современной мировой экономике. М.: ФА, 1999. 256 с.

23. Риддерстрале Й., Нордстрем К. Караоке-капитализм. Менеджмент для человечества/Пер. с англ. В. Мишучкова.- СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.-328 с.

24. Розенберг М.Г. Заключение договора международной купли-продажи товаров. - М., 1991.

25. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник - М.: Юристъ, 1998.- 659с.

26. Совместные предприятия в практике международных экономических отношений. - М.: Внешторгиздат, 1989. - 120 с.

27. Совместные предприятия в практике международных экономических отношений. - М., 1993.

28. Томсинов В.А. Внешнеторговые сделки: практические рекомендации по составлению конктрактов. - М., 1994.

29.Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: Стратегия возрождения промышленности.- М.: Финансы и статистика, 1999. –512с.

30. Хойер В. Как делать бизнес в Европе.- М.: Прогресс, 1992.-253с.

31.Черкашов Е.М., Черкашов А.Е. Брэндинг- путь к успешному и конкурентоспособному бизнесу. Монография. Тюмень. Изд-во ТюмГУ. -2005, 232 с.

32.Шмиттгофф К. Экспорт: право и политика международной торговли. - М., 1993.

33.Экономическая социология:Новые подходы к институциональному и сетевому анализу.-М.: «Российская политическая энциклопедия»(РОССПЭН),2002.-280с.

34.Яковлев Г.И., Леонтьев Б.Н., Шереметьева Е.Н. Конкурентоспособность предприятий: проблемы маркетинга, менеджмента и внешнеэкономической деятельности. Монография. – М.: Изд-во «КноРус», 2005. – 380с.

                          5.4. Сайты Интернета

 5.4.1. Международные организации

Конференция ООН по торговле и развитию(ЮНКТАД)- United Nations Conference on Trade and Development(UNCTAD)

http://www.unctad.org/

 Международный валютный фонд(МВФ)- International Monetary Fund -- IMF

http://www.imf.org

Североамериканская ассоциация свободной торговли(НАФТА)- North American Free Trade Agreement(NAFTA)

http://www.yahoo.com/business and economy/north american free trade agreement-nafta

 Ассоциация стран Юго-Восточной Азии(АСЕАН)- Association of Southeast Asian Nations(ASEAN)

http://www.asean.or.id

Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество(АТЭС) -Asia-Pacific Economic Cooperation(APEC)

 http://www.apec.org

Страны

Российская Федерация(РФ)

Министерство иностранных дел (МИД)

http://www.mid.ru

США

Министерство Финансов США - U. S. Department of the Treasury

http://www.ustreas.gov/press

U.S. Department of Labor

http://www.dol.gov

Customs Service

http://www.customs.ustreas.gov

U.S. Business Advisor

http://www.business.gov

National Trade Data Bank

http://www.stat-usa.gov

Central Intelligence Agency

http://www.cia.gov

U.S. Library of Congress

http://lcweb.loc.gov/copyright

Рекомендации для преподавателей

      А) Рекомендации по чтению лекций

1).В лекциях рекомендуется сочетать теоретические материалы и практические примеры, методики, ситуации, изложенные в учебном пособии  и учебно-практическом издании данного курса.

2).Для облегчения ориентации слушателей  лекциионный теоретический материал необходимо разбить на укрупненные темы, отражающие поставленные в учебном курсе проблемы в порядке от общих к частным.

3). С учетом того, что тематика международного бизнеса  многопланова  в лекциях желательно достаточно широко освещать зарубежный опыт изучения поставленных проблем, постоянно, однако, сопоставляя их с российскими реалиями. 

4). При рассмотрении российского опыта, нужно учитывать специфику и особенности  российских регионов.

5). В заключении лекции целесообразно выделить ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание слушателям для закрепления лекционного материала, подготовки к семинарам и выполнения самостоятельных работ.

6). Желательно использование на лекции  наглядного материала, возможности мультимедийной техники.

Б). Рекомендации по проведению практ


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.287 с.