И обеспечения экологической безопасности — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

И обеспечения экологической безопасности

2021-04-18 77
И обеспечения экологической безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основам управления в области охраны окружающей среды посвящена одноименная гл. II Федерального закона "Об охране окружающей среды". Законодатель выделяет полномочия: для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а также основы управления в области охраны окружающей среды, осуществляемые органами местного самоуправления.

Государственное управление в области охраны окружающей среды является частью социального управления и должно рассматриваться как одна из функций Российской Федерации.

Главным государственным органом, исполняющим объем федеральных полномочий в области охраны окружающей среды, является Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России).

Действующее Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. N 370 с изм. от 30 июля 2004 г. N 400. Весна и лето 2004 г. в Российской Федерации ознаменовались проведением административной реформы, в результате которой были реорганизованы, упразднены действующие органы федеральной власти и сформированы новые федеральные органы исполнительной власти и утверждены положения о них. МПР России сегодня подведомственны: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400), Федеральное агентство водных ресурсов (Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 с измен. от 30 июля 2004 г. N 401), Федеральное агентство лесного хозяйства (Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283), Федеральное агентство по недропользованию (Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293).

МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Данная служба осуществляет контроль и надзор:

в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);

в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;

за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

за использованием и охраной водных объектов;

за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;

за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;

за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений.

Эта служба осуществляет государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий, а также:

выдает установленные Положением лицензии в области использования природных ресурсов;

организует и проводит государственную экологическую экспертизу;

осуществляет ведение Красной книги Российской Федерации;

осуществляет ведение кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения и т.д.

Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Федеральное агентство водных ресурсов организует:

перераспределение водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности;

подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;

подготовку и осуществление в установленном порядке противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также мероприятий по предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод;

проведение в установленном порядке государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.

Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет ведение:

государственного реестра договоров пользования водными объектами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

государственного водного кадастра в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Российского регистра гидротехнических сооружений.

Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет:

владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом;

выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами;

государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и их использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) по бассейнам рек, для субъектов Российской Федерации и водопользователей по водным объектам, находящимся в федеральной собственности и др.

Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства.

Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:

организует предоставление гражданам и юридическим лицам в установленном порядке информации о лесном фонде Российской Федерации (далее - лесной фонд).

Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет:

государственный мониторинг лесов;

государственный учет лесного фонда;

владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде, полученной за счет средств федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию на основании и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и о переводе земель лесного фонда в земли других категорий;

ведение государственного лесного кадастра.

Агентство также организует:

проведение лесоустройства;

деятельность государственной лесной охраны Российской Федерации, за исключением функции государственного контроля и надзора;

в установленном порядке проведение лесных конкурсов и лесных аукционов, предоставление участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование, заключение соответствующих договоров и т.д.

Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Федеральное агентство по недропользованию организует:

государственное геологическое изучение недр;

экспертизу проектов геологического изучения недр;

проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;

проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами.

Федеральное агентство по недропользованию осуществляет:

отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов;

предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр;

выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений;

организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;

принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами;

осуществляет ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечение в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса и т.д.

Существует еще один федеральный орган, имеющий прямое отношение к вопросам экологии и природопользования. Это Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

органом государственного горного надзора;

специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

органом государственного энергетического надзора;

специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации.

Учитывая нормы Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", среди полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ на сегодняшний день в области охраны окружающей среды следует отметить следующие:

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;

принятие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;

проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;

осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;

информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;

проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

разработка и реализация региональных целевых программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;

государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, памятников природы, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения;

участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов;

участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с РФ участков недр федерального, регионального и местного значения;

установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;

тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации;

осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство. В том числе к этим полномочиям относятся: принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование; организация и проведение лесных конкурсов и аукционов; определение ставок лесных податей; выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета; разрешение проведения в лесном фонде строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесного фонда в земли других категорий; обеспечение проведения лесоустройства; обеспечение воспроизводства лесов; обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней леса; проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству;

иные полномочия, предусмотренные законодательством.

 

     
Основные методы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды
 

 


 
  1. Экологическая экспертиза и ОВОС
  2. Лицензирование природопользования
  3. Экологический аудит
  4. Экологическое страхование
  5. Нормирование в области природопользования
  6. Экономический механизм природопользования
  7. Экологический мониторинг
  8. Экологический контроль
  9. Экологическая стандартизация и сертификация
  10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения


Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной иной деятельности техническим и экологическим требованиям, и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Процедура экологической экспертизы регламентируется ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон №174 «Об экологической экспертизе», Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698; Регламентом проведения государственной экологической экспертизы, утвержденный приказом Госкомэкологии России от 17.06.1997 № 280, иные подзаконные акты.

 

 

 

 

     
 

 

     
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ. ГЭЭ проводится на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
 
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.

 

 


Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) пред­ставляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Обязательность ОВОС при принятии решений об осуществлении хозяй­ственной и иной деятельности является одним из законо­дательно закрепленных принципов охраны окружающей среды. Предписание об обязательно­сти представления в составе материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, документов об ОВОС было установлено в 1995 г. Федеральным зако­ном «Об экологической экспертизе».

Цели ОВОС: 1) выявление и анализ всех воз­можных воздействий намечаемой деятельности на окру­жающую среду; 2) прогнозирование и оценка измене­ний окружающей среды, которые произойдут в результате оказанных на нее воздействий после осуществления наме­чаемой деятельности.    

Проведение ОВОС необходимо на всех этапах подго­товки проектной документации. Оценку проводит либо сам субъект намечаемой хозяйственной деятельности (за­казчик), либо для ее проведения может привлекаться тре­тье лицо (исполнитель). Объектами являются проекты хо­зяйственной и иной деятельности, которые в соответствии с законодательством подлежат представлению на государ­ственную экологическую экспертизу.

Правовое регулирование оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду осуществляется Законом «Об охране окружающей среды» (ст. 32), где зафиксированы общие нормы об обязательности ее проведения, а также Положением «Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду», утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 №372.

Под экологическим лицензированием следует понимать деятельность уполномоченных государственных органов, связанную с выдачей лицензий (иных разрешительных документов) на природопользование, негативное воздействие на окружающую среду, или осуществление иной деятельности, в процессе осуществления которой оказывается воздействие на окружающую среду.

В ст. 30 ФЗ №7 от 2002 г. «Об охране окружающей среды» содержится требование о необходимости лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, а также предусмотрено императивное предписание, согласно которому перечень указанных лицензируемых видов деятельности устанавливается федеральными законами. Требования в сфере лицензирования природопользования устанавливаются природоресурсным законодательством (ЛК, ВК, Законом РФ «О недрах», Федеральным законом «О животном мире»). Предписания в области лицензирования видов деятельности, при осуществлении которой оказывается вредное воздействие на окружающую среду, устанавливаются также иными законами (например, Федеральным законом «Об использовании атомной энергии»).

 

  

 

     
 

 


 

Экологический аудит. В соответствии с ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» и стандартами серии ИСО 14000 экологическим аудитом является независимая комплексная документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

В настоящее время правовое регулирование экологического аудита на федеральном уровне осуществляется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и рядом ведомственных актов: приказами Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 № 436 «О проведении практических работ по ведению экологического аудирования в Российской Федерации», от 30.03.1998 № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России», приказом МПР России от 02.04.1998 «О создании системы аудита недропользования» и др.

Экологический аудит вправе проводить организации, имеющие лицензию на осуществление соответствующей деятельности, а также физические лица, прошедшие в установленном порядке обучение и аттестацию. Экологический аудит проводят в виде проверок. Результаты проверки оформляют заключением, составляемым и подписываемым аудитором, группой аудиторов, а в случае проведения аудита организацией — также руководителем организации, и скрепляют печатью.

 

Контрольные вопросы

1. Какие полномочия предоставляются гражданам и общественным объединениям при проведении общественной экологической экспертизы?

2. Какова роль оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы в обеспечении охраны окружающей среды?

3. На какую деятельность в области природопользования необходимо получение лицензии (общие критерии)?

4. Что такое экологический аудит?

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.