Использование логоритмики при исправлении нарушений у детей в группе ОНР. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Использование логоритмики при исправлении нарушений у детей в группе ОНР.

2021-01-29 62
Использование логоритмики при исправлении нарушений у детей в группе ОНР. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

1.  ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ …………………………………………….3

2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА …………………………………………………..5

2.1  Использование логоритмики при исправлении нарушений у детей

в группе ОНР……………………………………………………………………...5

2.2. Формирование общей моторики, координации физинструктором под руководством логопеда………………………………………………………….12

3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА ………………………………………...15

3.1. Анализ результатов опыта  работы………………..……………………….15

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………...17

5. ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………..……………………………18

Приложение №1 Нарушения психических процессов и двигательных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи ……………………19.

5.2. Приложение №2. Перспективный план работы по развитию двигательных функций дошкольников………………………………………...21

5.3. Приложение №3Упражнения на развитие и активизацию различных функций. Общая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве……………………………………………………………………..39

5.4. Приложение №4.  Упражнения по коррекции мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), упражнения на координацию речи с движением……………………………………………………………………......44

 

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Актуальность опыта. Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей. Общее недоразвитие речи является наиболее распространенной речевой патологией. Дети с этим диагнозом составляют основной контингент логопедических групп.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или от­стает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Речевая недостаточность у дошкольников может варьиро­ваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недо­развития.

В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития можно проанализировать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

Наряду с перечисленными особенностями детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики и развитием речи. У значительной части детей имеется двигательная недостаточность, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. 

У некоторых детей с общим недоразвитием речи при нарушении общей моторики встречается противоположных процесс, – повышенная двигательная активность. Так же заметна выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний. У таких детей присутствует моторная напряженность, скованность, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта. Однако, в процентном соотношении при общем недоразвитии речи преобладают нарушения общей моторики в виде двигательной недостаточности.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. У значительного большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.  

Наличие особенностей моторного развития у детей с общим недоразвитием речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной воспитательно-образовательной  работы по развитию всех компонентов двигательной сферы (общая моторика, мелкая моторика рук). Эта работа, включенная органичным элементом в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты детского учреждения, должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией..

Логоритмическая направленность коррекции общего недоразвития речи освещена фрагментарно в работах лишь некоторых ученых-исследователей: В. А. Гринер, Н. А. Рычковой, Е. В. Оганесян, Г. А. Волковой, а так же в методических пособиях современных авторов Е. В. Кузнецовой, М. Ю. Картушиной.

Тщательный анализ имеющейся литературы по данному направлению показал, что проблема разработки методов и принципов логопедического воздействия на общую моторику в комплексе с индивидуальными логоритмическими приемами при коррекции общего недоразвития речи мало освещена, хотя требует постоянного применения в работе специалистов при реализации мультидисциплинарного подхода. В этом актуальность данной работы.

Цель работы. Раскрыть необходимость использования логоритмических средств в формировании общей  и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

Методы педагогической работы При написании опыта работы были использованы теоретические, практические и эмпирические методы, которые тесно взаимосвязаны между собой. Посредством теоретических методов были изучены методологические основы значения логоритмики в процессе коррекционной работы и её влияние на состояние общей и мелкой моторики. Приведен анализ прошлого опыта использования логоритмики при коррекции речевых нарушений, так же были обобщены материалы, полученные эмпирическим путем. В основе эмпирического метода лежит наблюдение за процессом логопедической работы.

Новизна работы состоит в том, что было подробно рассмотрено влияние логопедической ритмики на коррекцию общей моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и подробно изучены дефицитарные речевые функции, несформированные темпо – ритмические способности, слабо развитые моторные процессы, необходимые для дифференцированного логоритмического воздействия.

Практическая значимость заключается в возможности использования разработанной системы дифференцированного логоритмического воздействия в деятельности логопеда в логопедических группах дошкольных учреждений, физинструктора, музыкального руководителя.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Приложение 2

Перспективный план работы по развитию двигательных функций дошкольников.

Цели:

· обучающая: Помочь ребенку в усвоении знаний, соответствующих его возрасту и программе его обучения,

· развивающая: Формировать у детей мелкую моторику, внимание, ориентацию в пространстве, координацию движений,,навыки общения в группе,

· коррекционная: Логопедическая коррекция имеющихся дефектов речи.

Задачи:

· коррекция общей и мелкой моторики;  

·  развитие координации движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

· освоение графических умений, подготовка руки ребенка к письму;

· воспитание выдержки и усидчивости;

· развитие пространственной ориентировки, чувства ритма;

· развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания;

·  развитие умения согласовывать слова и жесты.     

 

Тематический план занятий

Тема Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний)  
1  

Диагностика уровня развития речи и мелкой моторики

 

2 Знакомство со способами штриховки. Части тела Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Учить определять схему собственного тела, пространственные взаимоотношения объектов Уточнять графическое обозначение направлений.   Кинезиологическая гимнастика Знакомство с геометрическими фигурами и с приёмами штриховки Загадывание загадок о частях тела и составление фигуры человека Упражнение «Муха»  
3 Буква А Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений. Учить определять схему собственного тела, пространственные взаимоотношения объектов Развивать внимание   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы А Построение предметов, штриховка д/и «Чего не хватает»
4 Буква Я Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Я Построение предметов, штриховка Д/и «Топни-хлопни»
5 Дифференциация Букв и звуков А-Я   Закрепить навыки различения звуков А-Я в слогах, словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах. Развитие фонематического слуха Формировать навыки анализа, синтеза слогов и слов   1.Речевая зарядка 2.Выделение заданных звуков из ряда других звуков 3.Выделение заданных звуков из ряда слов 4. Анализа, синтеза слогов и слов
6 Буква О Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы О Построение предметов, штриховка Упражнение «Муха»
7 Буква Ё Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений Учить определять схему собственного тела, пространственные взаимоотношения объектов Развитие внимания   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Ё Построение предметов, штриховка Д/и «Что лишнее»
8 Дифференциация Букв и звуков О-Ё   Закрепить навыки различения звуков А-Я в слогах, словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах. Развитие фонематического слуха Формировать навыки анализа, синтеза слогов и слов   1.Речевая зарядка 2.Выделение заданных звуков из ряда других звуков 3.Выделение заданных звуков из ряда слов 4. Анализа, синтеза слогов и слов
9 Буква У Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений Развитие зрительно-пространственного гнозиса и зрительно-моторной координации   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы У Построение предметов, штриховка Д/и «Что перепутал художник»
10 Буква Ю Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Ю Построение предметов, штриховка Упражнение «Муха»
  11 Дифференциация Букв и звуков У-Ю   Закрепить навыки различения звуков А-Я в слогах, словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах. Развитие фонематического слуха Формировать навыки анализа, синтеза слогов и слов   1.Речевая зарядка 2.Выделение заданных звуков из ряда других звуков 3.Выделение заданных звуков из ряда слов 4. Анализа, синтеза слогов и слов
12 Буква Э Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений Формирование представлений о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Э Построение предметов, штриховка Д/и «Запомни и найди»
13 Буква Е Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений Уточнение понятий об основных единицах времени   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Е Построение предметов, штриховка Д/и «Когда это бывает»
14 Дифференциация Букв и звуков Э-Е   Закрепить навыки различения звуков А-Я в слогах, словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах. Развитие фонематического слуха Формировать навыки анализа, синтеза слогов и слов   1.Речевая зарядка 2.Выделение заданных звуков из ряда других звуков 3.Выделение заданных звуков из ряда слов 4. Анализа, синтеза слогов и слов
15 Буква Ы Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Ы Построение предметов, штриховка Упражнение «Муха»
16 Буква И Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений Учить определять схему собственного тела, пространственные взаимоотношения объектов   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы И Построение предметов, штриховка Д/и «Чего не хватает»
17 Закрепление пройденного Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений   1. Кинезиологическая гимнастика  2.Пальчиковая гимнастика 3.Графический диктант
18 контроль Диагностика уровня развития фонематического слуха, мелкой моторики, пространственно-зрительных функций.   1.Графический диктант 2.слуховой диктант.
19 Закрепление пройденного Формирование аналитичности и критичности восприятия   1.Анализ работ 2.Работа над ошибками
20         Буква М Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы М Построение предметов, штриховка Д/и «Топни-хлопни»
21 Буква Н Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Н Построение предметов, штриховка Упражнение «Муха»
22 Дифференциация Букв и звуков М-Н Закрепить навыки различения звуков А-Я в слогах, словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах. Развитие фонематического слуха Формировать навыки анализа, синтеза слогов и слов   1.Речевая зарядка 2.Выделение заданных звуков из ряда других звуков 3.Выделение заданных звуков из ряда слов 4. Анализа, синтеза слогов и слов
23 Буква Л Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений Учить определять схему собственного тела, пространственные взаимоотношения объектов   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Л Построение предметов, штриховка Д/и «Что лишнее»
24 Буква Р Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений Развитие зрительно-пространственного гнозиса и зрительно-моторной координации   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Р Построение предметов, штриховка Д/и «Что перепутал художник»
25 Дифференциация Букв и звуков Р-Л Закрепить навыки различения звуков А-Я в слогах, словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах. Развитие фонематического слуха Формировать навыки анализа, синтеза слогов и слов 1.Речевая зарядка 2.Выделение заданных звуков из ряда других звуков 3.Выделение заданных звуков из ряда слов 4. Анализа, синтеза слогов и слов
26 Буква Г Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Г Построение предметов, штриховка Упражнение «Муха»
27 Буква К Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений Формирование представлений о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы К Построение предметов, штриховка Д/и «Запомни и найди»
28 Дифференциация Букв и звуков Г-К Закрепить навыки различения звуков А-Я в слогах, словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах. Развитие фонематического слуха Формировать навыки анализа, синтеза слогов и слов   1.Речевая зарядка 2.Выделение заданных звуков из ряда других звуков 3.Выделение заданных звуков из ряда слов 4. Анализа, синтеза слогов и слов
29 Буква З Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений Уточнение понятий об основных единицах времени   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы З Построение предметов, штриховка Д/и «Когда это бывает»
30 Буква С Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы С Построение предметов, штриховка Упражнение «Муха»
31 Дифференциация Букв и звуков З-С Закрепить навыки различения звуков А-Я в слогах, словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах. Развитие фонематического слуха Формировать навыки анализа, синтеза слогов и слов   1.Речевая зарядка 2.Выделение заданных звуков из ряда других звуков 3.Выделение заданных звуков из ряда слов 4. Анализа, синтеза слогов и слов
32 Закрепление пройденного Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений    1. Кинезиологическая гимнастика  2.Пальчиковая гимнастика  3.Графический диктант
33 контроль Диагностика уровня развития фонематического слуха, мелкой моторики, пространственно-зрительных функций.   1.Графический диктант 2.слуховой диктант.
34 Закрепление пройденного Формирование аналитичности и критичности восприятия   1.Анализ работ 2.Работа над ошибками
35 Буква Д Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений Закрепление знаний о разном времени суток   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Д Построение предметов, штриховка Д/и «Не ошибись»  
36 Буква Т Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений Активизация словаря Воспитание гибкости и быстроты мышления   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Т Построение предметов, штриховка Д/и «Отвечай быстро»  
37 Дифференциация Букв и звуков Д-Т Закрепить навыки различения звуков А-Я в слогах, словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах. Развитие фонематического слуха Формировать навыки анализа, синтеза слогов и слов   1.Речевая зарядка 2.Выделение заданных звуков из ряда других звуков 3.Выделение заданных звуков из ряда слов 4. Анализа, синтеза слогов и слов
38 Буква Б Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Б Построение предметов, штриховка Упражнение «Муха»  
39 Буква П  Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений Воспитание умения сравнивать предметы по представлению, находить признаки сходства и различия   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы П Построение предметов, штриховка Д/и «Похож не похож»  
40 Дифференциация Букв и звуков Б-П Закрепить навыки различения звуков А-Я в слогах, словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах. Развитие фонематического слуха Формировать навыки анализа, синтеза слогов и слов   1.Речевая зарядка 2.Выделение заданных звуков из ряда других звуков 3.Выделение заданных звуков из ряда слов 4. Анализа, синтеза слогов и слов
41 Буква В Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы В Построение предметов, штриховка Д/и «Разноцветные точки»  
42 Буква Ф Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Ф Построение предметов, штриховка Упражнение «Муха»  
43 Дифференциация Букв и звуков В-Ф Закрепить навыки различения звуков А-Я в слогах, словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах. Развитие фонематического слуха Формировать навыки анализа, синтеза слогов и слов   1.Речевая зарядка 2.Выделение заданных звуков из ряда других звуков 3.Выделение заданных звуков из ряда слов 4. Анализа, синтеза слогов и слов
44 Буква Ж Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений Активизация словаря, развитие сообразительности   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Ж Построение предметов, штриховка Д/и «Кто больше назовёт действий»  
45 Буква Ш Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений Воспитание слухового внимания, быстроты реакции на слово   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Ш Построение предметов, штриховка Д/и «Только на эту букву»  
46 Дифференциация Букв и звуков Ж-Ш Закрепить навыки различения звуков А-Я в слогах, словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах. Развитие фонематического слуха Формировать навыки анализа, синтеза слогов и слов   1.Речевая зарядка 2.Выделение заданных звуков из ряда других звуков 3.Выделение заданных звуков из ряда слов 4. Анализа, синтеза слогов и слов
47 Закрепление пройденного Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений 1. Кинезиологическая гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика 3.Графический диктант
48 контроль Диагностика уровня развития фонематического слуха, мелкой моторики, пространственно-зрительных функций. 1.Графический диктант 2.слуховой диктант.
49 Закрепление пройденного Формирование аналитичности и критичности восприятия 1.Анализ работ 2.Работа над ошибками
50 Буква Щ Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Щ Построение предметов, штриховка Упражнение «Муха»  
51 Буква Ч Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений Развитие восприятия, воображения   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Ч Построение предметов, штриховка Д/и «Чей силуэт»  
52 Дифференциация Букв и звуков Ч-Щ Закрепить навыки различения звуков А-Я в слогах, словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах. Развитие фонематического слуха Формировать навыки анализа, синтеза слогов и слов   1.Речевая зарядка 2.Выделение заданных звуков из ряда других звуков 3.Выделение заданных звуков из ряда слов 4. Анализа, синтеза слогов и слов
53 Буква Х Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Х Построение предметов, штриховка Д/и «Разноцветные точки»  
54 Буква Ц Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений   Кинезиологическая гимнастика Создание в памяти ребёнка образа буквы Ц Построение предметов, штриховка Упражнение «Муха»  
55   Закрепление пройденного Формирование межполушарных связей Развитие функций зрительного и двигательного контроля Развитие мускульной памяти Развитие тактильной памяти Уточнять графическое обозначение направлений 1. Кинезиологическая гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика 3.Графический диктант
56 контроль Диагностика уровня развития фонематического слуха, мелкой моторики, пространственно-зрительных функций. 1.Графический диктант 2.слуховой диктант.
57 Заключительное занятие Формирование аналитичности и критичности восприятия 1.Анализ работ 2.Работа над ошибками

 

                                    

 

 

Приложение 3

Упражнения на развитие и активизацию различных функций
Общая моторика, координациядвижений, ориентировка
в пространстве

Игра «Помощники».
Дети стоят и держатся за обруч одной рукой. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение. Детям необходимо передвигаться по кругу под стихи, которые читает логопед.
Мы по солнышку идем -
Ножки укрепляем,
Чтоб игрушки убирать -
Маме помогаем.
Если дети не могут самостоятельно передвигаться, им помогает взрослый (тип помощи зависит от тяжести нарушения). Упражнение усложняется увеличением количества кругов.

Слуховое восприятие

Упражнение «Колокольчики».
Дети сидят на стульчиках, каждому даются две карточки: на одной изображен большой колокольчик, на другой - маленький. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение. На громкий звук нужно поднять карточку с большим колокольчиком, на тихий - с маленьким.
Перед выполнением упражнения логопед проводит беседу о звуках, которые нас окружают в жизни. Он обращает внимание детей на то, что звуки разные по силе, и демонстрирует это на музыкальном инструменте.

Моторика рук, мимика
Игра «Погреем руки».
Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения.
Логопед. Какое сейчас время года?
Дети. Зима.
Логопед. Зимой на морозе мерзнут руки, давайте их погреем. Для этого нужно потереть ладошку одной руки о другую, сжать кулачки.
Ах ты, зимушка-зима!
Не боимся мы тебя.
Мы ладошки «замочком»
сожмем,
Их погреем и дальше пойдем.
Во время упражнения внимание обращается на то, чтобы каждая рука по возможности активно участвовала. Предварительные беседы способствуют активизации речи детей.
Игра «Дети умываются».
Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Дети должны имитировать движения умывания.
Логопед. Что делают люди утром в ванной?
Дети. Умываются.
Логопед. Покажите глазки, щечки, нос. Теперь давайте покажем, как все умеют хорошо умываться. (Показывает соответствующие движения.)
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Внимание обращается на то, как активно дети двигаются. Предварительная беседа способствует расширению словаря, укреплению знаний о гигиене, повторению названий частей лица.
Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Дети на определенный сигнал должны выполнять мимические движения и проговаривать междометия.
Логопед. Выглянуло солнышко, стало тепло.
Дети (улыбаются). Ах! Ах! Ах!
Логопед. Показалась туча, скоро будет дождь.
Дети (хмурятся). Ух! Ух! Ух!
Логопед. Когда мы болеем, нам делают уколы, это больно.
Дети (морщатся). Ой! Ой! Ой!
Для более эмоционального выполнения упражнения используется специальное оборудование в виде картинок или предметов. Обращается внимание на то, чтобы дети одновременно выполняли мимические движения и проговаривали междометия.
Мышечная система, координация движений, слуховое внимание
Упражнение с мячом.

Дети сидят на стульчиках или на ковре. Упражнение выполняется под музыку, сигналом к началу выполнения движения является аккорд. Дети должны передать мяч соседу и назвать его имя. Если они находятся на низком уровне развития речи, то произносят на или вот.
Мячик я в руках несу.
Ой, боюсь не удержу.
Мой сосед мне помогал
И другому передал.
Если дети плохо удерживают мяч, можно перекатывать его. Логопед обращает внимание, чтобы каждый ребенок как мог проговаривал имя или слова.
Упражнение с кубиками.
Дети сидят на стульчиках, каждому выдаются кубики. Упражнение выполняется несколько раз под музыкальное сопровождение, смена его отрывков и аккорд служат сигналом к началу различных движений. Дети должны поднять кубики вперед, вверх и покачать руками из стороны в сторону над головой.
Аналогично можно выполнять упражнение с другими предметами - лентами, веточками и т.д.
Движения с речевым сопровождением
Упражнение с платочком.

Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение. Дети должны передать платочек соседу и при этом пропеть Тебе дарю.
Обращается внимание на то, чтобы каждый ребенок пропел фразу в силу своих возможностей. В качестве предмета можно использовать цветок, букетик и др.
Дыхание
Игра «Задуй свечку».
Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Дети должны расположить перед собой раскрытые ладошки, подуть на каждый пальчик и собрать ладошки в кулачки.
Логопед следит за тем, чтобы дети загибали пальчик только после того, как подули на него.
Игра «Ветерок».
Дети сидят на стульчиках, каждому выдаются султанчики или вертушки. Упражнение выполняется несколько раз, без музыкального сопровождения. Дети должны подуть на предметы под стихи, которые читает логопед. Нужно стараться дуть сильно, чтобы фигурки двигались.
Ветер, ветер, ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море.
Гордо веешь на просторе.
А.С. Пушкин
Голос
Дети сидят на стульчиках.
Логопед рассказывает им, что можно говорить громко, тихо. Затем предлагает стать действующими лицами в предложенных ситуациях. Дети должны произносить звуки громко или тихо. В качестве наглядности можно использовать предметы, картинки.
Логопед. Мы укачиваем куклу.
Дети. А-а-а…
Логопед. Мы потерялись в лесу.
Дети. Ау-ау-ау!
Логопед. Гудит пароход.
Дети. У-у-у!
Логопед. Мышка пищит.
Дети. Пи-пи-пи…
Упражнение «Лесенка».
Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется с одновременным дирижированием: на каждую строчку дети поднимают кисть руки и опускают. Песенку поет логопед, а дети поют выделенные гласные с постепенным повышением и понижением голоса.
5. Как антенна погуди(и)м
4. Дотянулись мы до кры(ы)ши.
3. Поднимаемся все вы(ы)ше,
2. Дружно песенку пое(е)м.
1. Мы по лесенке иде(е)м, 6. И обратно побежи(и)м!
Активизация речи
Дети сидят на стульчиках.
Логопед начинает стихотворение, дети должны закончить его.
Водят пчелы хоровод -
Тум, тум.
В барабан ударил кот -
Бум, бум.
Стали мышки танцевать -
Та, та, та.
Так, что начала дрожать
Вся земля.
Шведская песенка
Пылесос, пылесос
Ты


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.