Попытка на мысль #18: Литературный опыт — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Попытка на мысль #18: Литературный опыт

2021-01-29 86
Попытка на мысль #18: Литературный опыт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Необходимый теоретический материал: Структура художественного произведения и роль автора

По обыкновению заглянем в словарик:

Структура литературного произведения (композиция) — строение произведения словесного искусства, его внутренняя и внешняя организация, способ связи составляющих его элементов. Наличие определённой структуры обеспечивает целостность произведения, его способность воплощать и передавать выражаемое в нём содержание.

Затем в популярную (упрощённую) статью:

1. Экспозиция — часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия.
2. Завязка — часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего развития сюжета.
3. Развитие действия — часть, в которой конфликт углубляется, обрастает подробностями.
4. Кульминация — наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострен и требует немедленного разрешения.
5. Развязка — часть, в которой конфликт подходит к своему логическому разрешению.
6. Заключение — часть, завершающая произведение, сообщающая дополнительные сведения о героях произведения, рисующая пейзаж и т. п.

Один из идеальных вариантов. Зелёная область — экспозиция, жёлтая область — завязка, оранжевая область — развитие действия, красная область — кульминация, фиолетовая область — развязка, ярко-фиолетовая область — заключение.

Как видно из рисунка (с точки зрения уровня воздействия на читателя), знакомство с текстом произведения представляет собой восхождение на гору.

Так выглядит один из идеальных вариантов. В случае, если произведение (проблематика, форма подачи, позиция автора и пр.) не способно заинтересовать нас, то уровень воздействия окажется следующим:

Другими словами, нам будет безразлично, скучно, утомительно («параллельно», как видно из рисунка), потому что статичная (неизменная) напряжённость не способна долго удерживать внимание. Разумеется, если произведение написано нашим любимым автором либо нашим дружком, то мы можем заставить себя «через силу» знакомиться с произведением, но в этом случае внимание наше окажется прикованным искусственным образом (любовью к автору, боязнью обидеть и пр., тогда как естественным образом внимание может удерживать лишь динамика напряжённости).

Имея в виду вышесказанное, мы можем сделать следующий вывод: роль автора (одна из множества обязанностей автора) — грамотно сопроводить читателя к наивысшей точке, а затем обеспечить комфортный спуск.

Очевидно, что перед автором произведения стоит множество задач, а значит и графиков можно нарисовать массу. Но для работы в данной попытке на мысль мне достаточно одного, поэтому им и ограничимся.

II. Основное содержание попытки на мысль

Просматривая записи своего дорогого друга, я наткнулся на выписку из романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Благо, она небольшая, поэтому безбоязненно помещаю её здесь:

Однажды ему почудились человеческие голоса где-то совсем близко и он упал духом, решив, что это начало помешательства. В слезах от жалости к себе, он беззвучным шёпотом роптал на небо, зачем оно отвернулось от него, и оставило его. "Вскую отринул мяеси от лица Твоего, свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаянного!" И вдруг он понял, что он не грезит и это полнейшая правда, что он раздет, и умыт, и лежит в чистой рубашке не на диване, а на свеже постланной постели, и что, мешая свои волосы с его волосами и его слёзы со своими, с ним вместе плачет, и сидит около кровати и нагибается к нему Лара. И он потерял сознание от счастья.

Я не давал себе удовольствия прочесть этот замечательный роман, поэтому понятия не имею, о чём в этом отрывке идёт речь. С одинаковым успехом он может находиться в любой из обозначенных двенадцати точек либо где угодно ещё.

Важно понимать, что значимость этого отрывка в случае, если он находится в первой точке, будет несопоставима со значимостью его в восьмой точке. А в восьмой точке несопоставима с двенадцатой. Так, к примеру, если наш батюшка пролепечет во сне слова «три букета роз», мы отнесёмся к ним одним образом. Если он произнесёт эти же слова, отправляя нас на базар, то мы отнесёмся другим образом. А если слова «три букета роз» окажется его последним наставлением, то мы отнесёмся к ним третьим образом.

Поэтому в глазах человека, который не читал всего произведения, приведённый отрывок ценности не имеет, а если и имеет, то весьма сомнительную (по крайней мере ко взгляду автора отношения не имеющую).

Но.

Но тем не менее этот отрывок закрепился у меня в памяти и время от времени вспоминался с каким-то особенным чувством. Даже несмотря на то, что я понятия не имею, о чём он. В конечном итоге мне удалось разобраться, в чём же дело, по этому поводу я и составил попытку на мысль.

Будучи оторванным от произведения, отрывок приобрёл статус (перешёл в категорию) самостоятельного художественного произведения. Разумеется, объективно он так и остался всего лишь неприкаянным отчленённым кусочком без конца и начала, но субъективно (в глазах опытного читателя, привыкшего невольно отыскивать композицию) он стал полноценным, самодостаточным произведением.

Если мы положим перед глазами композиционную схему (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение) и ещё раз прочтём отрывок, то без труда выделим точку кульминации:

Она находится на стыке двух частей: развития действия (усиливающимся роптанием обращённым ко Господу) и развязкой (благополучным разрешением ситуации). Отталкиваясь от точки кульминации, на приведённый отрывок мы набрасываем стандартную маску и видим следующее: экспозиция — однажды ему почудились человеческие голоса, завязка — он упал духом, решив, что это помешательство, развитие действия — роптание, кульминация — и вдруг он понял, развязка — любовные потехи с переплетением волос и пр, заключение — потерял сознание от счастья.

Получилось интересно. В этот момент меня одолевают сомнения — удастся ли читателю проникнуться моей находкой и вместе со мной подивиться, как же интересно получилось. Должно быть, необходимо обладать определённым литературным чутьём. Говоря вообще, получилось достаточно курьёзное действо, производящее эффект сопоставимый с эффектом от выступления Чарли Чаплина. Всё равно, если бы в вечерних новостях Старший Брат появился с курицей на голове либо с туфлями на ушах.

Тем не менее, здесь не только смешное. К примеру, если наш батюшка, на смертном одре отходя в мир иной, попросит нас наклониться к нему и слабым голосом произнесёт свой завет: «лукошко с горошком видать из окошка», то мы вряд ли станем смеяться. Наоборот, эту нелепую фразу мы запомним на всю жизнь и будем с различных сторон искать в этой откровенной галиматье скрытые смыслы.

Так и я потрудился над фабулой нашего коротенького квазипроизведения. Кое-что доработал, кое-что подправил, кое-что расширил. Стоит признаться, что получилось интересно и даже в какой-то мере оригинально. Приглашаю к знакомству! Сам на этом откланиваюсь. Будьте здоровы.

Домой.

Он кричал, исступлённо размахивая мечом, и голос его терялся в буре из ужасных воплей, отчаянных стонов, обезумевшего ржания и лязга доспехов. Закрыв глаза, с лицом, залитым горячей вражеской кровью, он рубил орды демонов, явившихся под чёрными знамёнами, чтобы уничтожить род человеческий. Смертельно израненный он вдруг почувствовал, что жизнь покидает его и меч предательски тяжелеет. Вложив в последний круговой удар все оставшиеся силы, он рухнул на гору поверженных иродов и, проклиная оставивших его богов, приготовился принять смерть.

Внезапно на смену адскому содому побоища пришла абсолютная тишина. Он подумал, что умер, и боялся открыть глаза. Немного спустя поднялся и стал недоумённо оглядываться – он стоял в высокой траве посреди зелёного поля, на востоке белело пасущееся стадо, а за ним, вдалеке, виднелись маленькие домики и крохотные фигурки крестьян в светлых одеждах. Взглянув на свои чистые белые руки, он увидел нетронутый блестящий меч, а в его отражении своё свежее лицо, на котором не было ни капли крови.

Придя в поселение, он вглядывался в загоревшие добродушные лица сельчан, пытаясь в счастливых глазах их найти ответ – чем закончилась битва? была ли она? Люди, собравшиеся вокруг него, мягко шептались «ещё один древний воин»... «несмолкающее эхо великой битвы»... «истерзанная душа, ищущая покой». Затем толпа расступилась, и к нему вышла прелестная белокурая девушка. В руках её был кувшин полный прохладной родниковой водой, с которой бликами играло солнце. «Пей, Избавитель». Сладкий животворящий напиток возродил его.

И вдруг он вспомнил, что у него есть жена, и сын, и дом, и что они давно ждут его. Тотчас отбросил исполинский меч, который до сих пор сжимал в своей могучей руке, и тот, лишь коснувшись земли, обратился в прах. Серьёзным, сосредоточенным взглядом обвёл он собравшихся, поклонился угостившей его красавице и скорым твёрдым шагом отправился к себе, домой.

 

Пояснения.

Про битву героя в рассказе можно придумать очень много всего. В этом и прелесть. Своего собственного смысла в рассказик "Домой" я не вкладывал. Составляя его, я руководился заранее определённой формой, был поставлен в строгие рамки.
К примеру, в стихосложении есть строго определённый размер - хорей - когда ударными являются второй, четвёртый, шестой слоги. Поэт, берущийся писать хореем, поставлен в строгие рамки. И поэтому мысль свою вынужден вливать в определённую форму.
Так и я, при написании "Домой" был вынужден строго следовать форме (фабуле), изъятой из Живаговского отрывка:

1. Мнимое помешательство
2. Падение духом.
3. Роптание (в своём рассказе я смягчил его до растерянности)
4. Кульминация - осознание реального положения вещей
5. Закономерный исход

В Живаговском отрывке переживания направлены внутрь. Если пройтись по этим пяти пунктам с переживаниями направленными внутрь (руководясь эгоистическим духом), тогда картина получается нелепой - малодушный персонаж пугается сам себя, жалуется на мир, потом вдруг ни с того ни с сего оказывается у него всё хорошо, потом "всё хорошо", достигая апогея, переходит в любовные игры, потом потеря сознания.

Я заметил, что сама по себе конструкция - 5 пунктов - неплохая и что она испорчена исключительно эгоистическим духом. Поэтому эгоистический дух я заменил на противоположный - альтруистический и прошёлся по этим пяти пунктам.

1. (помешательство) было - человеческие голоса; стало - звук битвы
2. (падение) было - малодушное отчаяние, стало - героический финальный рывок
3. (роптание) было - упрёки к богу, стало - заискивающие взгляды в глаза селян
4. (кульминация.осознание) было - обретение любовницы, удовлетворение своего личного желания; стало - обретение семьи, осознание своей ответственности
5. (закономерный исход) было - потеря сознания, "выход из игры" стало - начало пути домой, к семье, "вход в новую игру".

Пять шагов в эгоистическом направлении привели нас к сопляку, шуту; пять этих же шагов, но в направлении противоположном - альтруистическом - привели нас к герою, образцу для подражания.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.