Попытка на мысль #14: Учебник — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Попытка на мысль #14: Учебник

2021-01-29 86
Попытка на мысль #14: Учебник 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время мне всё как-то не удавалось выпустить добротную классическую попытку на мысль — хлесткую, обличительную, реакционную, воинственную (50% здравый смысл, 25% возмущение, 15% неприязнь, 10% агрессия, приправленные злобным юмором). То якобы тема неудачная, то будто бы настроение неподходящее, то так называемое «художественное произведение» всё место займёт. Поэтому к четырнадцатой попытке я приступил с твёрдым намерением ни на шажок не отклониться — только пунктуальные, заносчивые, снобские, неудовлетворённые мыслишки с претензией на особое видение и возвышенное направление. Из перечня запасённых тем выбрал более-менее животрепещущую — Счастье. Давно хотелось о счастье словцо-другое оставить. Первым делом заглянул в словарик, чтобы подсмотреть, что такое «счастье»: Счастье — состояние абсолютной удовлетворённости жизнью. Прекрасно. Все слова определения оказались с большего понятны. Оставалось уточнить, какие именно сферы жизни принято выделять, чтобы затем с методической сухостью по ним пройтись, обличая нецелесообрзаность, неумелость, глупость, увечность представлений о том, в чём заключается счастье. Раз-два, прошёлся, попытка на мысль готова, можно выдавать. Но не тут-то было. Популярные статьи, показываемые по запросу «сферы жизни человека», не смогли дать мне удовлетворительного ответа на вопрос о количестве сфер жизни. Статьи эти разделились на два лагеря. Первые обескураживающие, вторые возмутительные. Во время знакомства с первыми возникало странное ощущение — будто бы автор не просто глупый человек, а человек безумный или (позволю себе выразиться нелитературно) «человек в край обдолбавшийся». В таких статьях можно прочесть о «горловом энергетическом центре», о «Друзьях Души», о «глубинной связи с Родом», с «матерью-Землёй» и пр. Про таких автором с лёгким удивлением думаешь: «И как только у них хватило способностей навыком письма овладеть?». Вторые статьи, возмутительные, были не в пример приятнее. Только вот как-то странно было читать их, возникало чувство, будто бы в них всё наизнанку вывернуто. Сферы жизни человека в них перечислялись в следующем порядке: 1. Карьера, 2. Финансы, 3. Здравоохранение, 4. Досуг, 5. Быт, 6. Взаимоотношения, 7. Духовное развитие. Выглядит по меньшей мере странно. Так же странно выглядят слова: «Когда случился пожар, я первым делом спас свой ежедневник, затем кошелёк, затем витамины, затем велосипед, затем кухонную утварь, потом разбудил свою подругу, а потом стал разбираться, почему дымом пахнет и понял, что дымом пахнет от костра, который соседи развели на своём участке». При всём желании не удаётся поверить во вменяемость рассказчика, как и во вменяемость статьи, подобный перечень предлагающей. Что делать? Решил обратиться к учебнику. Всё-таки больше доверия имеешь, когда знаешь, что автором работы является академик, а не гадалка, недоучившийся студент или болван. Рука потянулась к советскому учебнику по психологии 1954 года за авторством заслуженного деятеля науки, доктора педагогических наук Бориса Михайловича Теплова. Несмотря на весьма сдержанное отношение к советскому периоду, я с большим уважением отношусь к советской системе образования. Да и к истинному советскому гражданину я отношусь с большим уважением. Летом мне посчастливилось отдыхать в доме человека, тридцать лет проработавшего шахтёром в советском союзе. Это принципиальный, последовательный, честный, дисциплинированный, активный, общительный, откровенный, вежливый, обладающий чувством собственного достоинства, скромный, инициативный, настойчивый, трудолюбивый, с любовью относящийся к трудностям, добросовестный и аккуратный человек. Его я считаю идеальным представителем советского человека. Нужно думать, что в Союзе было не только плохое, раз он был способен создавать подобных людей. Но, впрочем, я не о Союзе здесь пишу, вернёмся. В руках у меня оказался учебник по психологии для средней школы. С увлечением, практически не отрываясь, я прочёл его. И хоть ни слова не нашёл в нём о сферах жизни человека, но остался доволен, что мне в руки попало это пособие. Уже на середине книги я решил, что четырнадцатая попытка на мысль будет вовсе не о счастье, а об этой книге. По ходу чтения я делал выписки, который намеревался пронумеровать и сопроводить некоторыми комментариями, а когда закончил знакомство с учебником, то оказалось, что выписок сделано на 55 листов формата А4. От многих выписок пришлось отказаться, конспект сократился до девяти листов. Приглашаю с этими выписками вместе со мной познакомиться и над содержанием этих выписок подумать. В этом месте хотелось бы попрощаться с тем, кто уверен, что ему незачем с этими выписками знакомиться, и пожелать ему хорошего отдыха и всего доброго. А тому, кто думает, что можно было бы и познакомиться, хотелось бы предложить устроиться поудобнее, запастись кружечкой чего-нибудь горячего и приготовиться к увлекательному путешествию в себя. (да, именно в себя, ведь психология это наука о человеке, о каждом из нас)

Борис Теплов: Психология. Учебник для средней школы

Сделанные мною выписки, не связаны между собой (за малым исключением). Каждая из них представляет собой законченную мысль, которая может стать предметом нелишних рассуждений либо полезной беседы. Некоторые выписки будут сопровождаться моими краткими комментариями. Предлагаю знакомиться с материалом небольшими порциями. Вряд ли сорок три мысли, прочитанные за десять минут, принесут какую-нибудь пользу. Для наилучшего понимания не обойтись без перерывов на отдых.

По представлениям, возникшим ещё в древние времена и сохраняющимся до сего времени в религиозных верованиях и во взглядах некоторых буржуазных философов, душа — это нематериальное, бесплотное существо, живущее в теле человека и в момент смерти покидающее его. Согласно этим представлениям душа является носителем и причиной всей психической жизни человека: его чувств, мыслей, желаний. Такое понимание психики является идеалистическим. Противоположное ему и единственно научное понимание психики — материалистическое. Мозг, а не бесплотная душа, есть орган нашей психической жизни, носитель всех наших психических процессов: мышления, чувств, воли. Отражательная деятельность мозга и составляет нашу психическую жизнь.

Не правда ли, в подобном контексте идеалистический звучит совсем как идиотический? Но, может быть, это и к лучшему, ведь холодный анализ это необходимый научный инструмент. Отбросили душу, обратили внимание к мозгу.

2. Известно, что идеалистическое учение о душе является опорой для всякого рода суеверий и предрассудков. Знание психологии, подлинно научное понимание физиологических основ психики, служит сильным оружием в борьбе с этими суевериями и предрассудками.

3. Изучение психологии помогает разбираться в своей психической жизни. Каждый человек знает по себе, как нелегко бывает иногда обозначить словом, описать своё собственное переживание. В то же время уменье назвать, описать своё переживание очень ценно: оно даёт возможность осознать это переживание, понять его и благодаря этому до известной степени овладеть им. Психология даёт возможность понимать самого себя, знать свои сильные и слабые стороны. А знать себя необходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием своих способностей.

К сожалению, знание себя это скорее редкость. Обыкновенно знание себя ограничивается умением выделить любимый цвет, пору года, вкус мороженного и т.д. А вот когда дело доходит до переживаний, тогда человек предпочитает с головой им отдаться, замкнуться в самосозерцании, отказаться от внутренней работы. Как итог — отсутствие движения, невозможность самовоспитания, укоренение недостатков, ослабление способностей.

4. Знания не только дают человеку возможность глубже и содержательнее мыслить; они дают ему также возможность глубже и содержательнее воспринимать вещи. Кто много знает, тот умеет и многое видеть в вещах.

И следовательно жизнь того полнее, ярче, осмысленнее, увлекательнее.

5. Иногда субъективность восприятия выражается в том, что внимание человека направляется на те чувства, которые он переживает под влиянием воспринимаемых фактов, и эти чувства заслоняют от него самые факты. Нередко приходится встречать людей, которые, о чём бы они ни рассказывали, больше всего говорят о собственных переживаниях, о том, как они взволновались, испугались, растрогались, а о самых событиях, которые вызвали все эти чувства, могут сказать очень мало. В других случаях субъективность восприятия проявляется в стремлении как можно скорее составить себе общее впечатление о наблюдаемом факте, хотя бы для этого и не было достаточных данных.

6. Большое значение имеет отношение человека к отвлекающим раздражениям. Шум в соседней комнате раздражает, сердит, и сплошь да рядом досада и гнев, возникающие при этом, отвлекают от работы гораздо сильнее, чем самый шум. Если нельзя устранить помеху, нужно относиться к ней спокойно; это единственный способ бороться с её отвлекающим действием.

Казалось бы, что может быть проще: «Если нельзя устранить помеху, нужно относиться к ней спокойно». Ан-нет.

7. Одной из причин малой продуктивности некоторых незаурядных по своим способностям людей является изнеженное, избалованное внимание, не умеющее справляться с действием отвлекающих раздражений. Вся жизнь таких людей проходит в тщетном ожидании момента, когда ничто не будет отвлекать их от работы.

8. Чтение художественной литературы — лучшая школа воображения, самое мощное средство воспитания его. Но не всякое чтение художественной литературы является такой школой. Беглое просматривание произведения, преследующее одну цель — узнать, «про что здесь говорится» и «что случится дальше»,— не только не развивает воображения, а, наоборот, приучает его бездействовать. Искусству читать художественную литературу надо учиться, а овладевая этим искусством, в то же время развиваешь и совершенствуешь своё воображение.

9. Искусство является не только школой воображения, но и школой чувства. Давая возможность человеку пережить мир глубоких и значительных чувств, аккумулятором которых являются великие произведения литературы, музыки, живописи, оно раздвигает границы эмоционального опыта человека и тем самым обогащает содержание его душевной жизни. Без воображения невозможна богатая и разносторонняя эмоциональная жизнь. Человек, лишённый воображения, неизбежно замкнут в тесном кругу узко личных чувств. Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям предполагает живое воображение.

10. По большей части нам трудно «выразить словами» такую мысль, которая и для нас самих является смутной, не вполне ясной. Лучший способ до конца уяснить самому себе свою мысль — попытаться передать ее другому. Если это не удаётся, значит в самой мысли имеются какие-то пробелы, неясности, неопределённости. Полную четкость и законченность мысль получает лишь тогда, когда она находит чёткую и законченную словесную формулировку. Если человек и говорит, и пишет не иначе, как смутно и сбивчиво, то и ход мыслей его не может иметь полной чёткости и ясности. Находя себе выражение во внешней речи, наша мысль совершенствуется, развивается, уясняется. Речь — средство общения между людьми и орудие их мышления. Обе эти функции речи теснейшим образом друг с другом связаны. Развиваясь и совершенствуясь как средство общения, речь становится тем самым более тонким и совершенным орудием мысли.

Вспоминаются слова Монтеня: «Мне приходилось слышать, как некоторые уверяют, будто их голова полна всяких прекрасных мыслей, да только выразить их они не умеют: во всем, мол, виновато отсутствие у них красноречия. Но это – пустые отговорки! На мой взгляд, дело обстоит так. В головах у этих людей носятся какие-то бесформенные образы и обрывки мыслей, которые они не в состоянии привести в порядок и уяснить себе, а стало быть, и передать другим: они еще не научились понимать самих себя. И хотя они лепечут что-то как будто бы уже готовое родиться, вы ясно видите, что это скорей похоже на зачатие, чем на роды, и что они только подбираются издали к смутно мелькающей перед ними мысли. Я полагаю,– и в этом я могу опереться на Сократа,– что тот, у кого в голове сложилось о чем-либо живое и ясное представление, сумеет передать его на любом, хотя бы на тарабарском наречии, а если он немой, то с помощью мимики.»

11. Процесс мышления обычно начинается с того, что у человека возникает потребность справиться с каким-нибудь затруднением, что-либо понять, разрешить какую-нибудь задачу. Иначе говоря, мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя вызвать активную работу мысли тем, что просто рекомендовать — себе или другому — «подумать». Нужно, чтобы перед человеком встал вопрос, для разрешения которого необходимо «думать», и чтобы человек испытывал потребность разрешить этот вопрос.

А зачем же думать, когда и без того в рекламе всё показано, на сцене всё рассказано, а в новостях всё объяснено.

12. Первый признак мыслящего человека — уменье видеть вопросы там, где они действительно имеются. Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует вопросов, и всё представляется само собой разумеющимся. Всякое расширение знания открывает нам новые проблемы там, где раньше всё казалось очевидным, и тем самым будит мысль, толкает её к самостоятельной работе.

13. Недостаточно, однако, «увидеть» вопрос. Необходимо с полной отчётливостью осознать, в чём именно этот вопрос заключается. Успех в решении задачи в первую очередь зависит от того, насколько правильно сформулирован вопрос. Понять задачу — это прежде всего значит правильно поставить вопрос, для чего иногда требуется немалая мыслительная работа. Но когда это сделано, тем самым уже осуществлён первый шаг на пути решения задачи.

С другой стороны, нет задачи — нет вопроса. С боку на бок ворочаешься себе спокойно да каналы перелистываешь.

14. Наличие знаний и уменье владеть ими — необходимые предпосылки продуктивной работы мысли и развития ума.

15. Мы знаем уже, что наша мысль достигает полной чёткости и ясности только тогда, когда она получает выражение во внешней речи. Мы знаем, что невозможность сделать свою мысль понятной для другого свидетельствует о том, что она не до конца уяснилась и для нас самих. Отсюда следует, что развитие мышления теснейшим образом связано с развитием речи. Трудно достигнуть высокой культуры ума при низкой культуре речи.

И хотя они лепечут что-то как будто бы уже готовое родиться, вы ясно видите, что это скорей похоже на зачатие, чем на роды..

16. Владеть речью — это значит уметь передать свою мысль возможно более совершенным образом, передать, не только основное содержание, но и тончайшие оттенки её. Иначе говоря, владеть речью — значит уметь быть до конца понятным для другого.

Ну там это как его.. короче такое себе..

17. В целом диалог предъявляет сравнительно мало требований к уменью строить связную и развернутую речь.

-спсок
-пжпок

18. Богатство чувств — необходимое условие высокого и разностороннего развития внутренней жизни. Скудость и бледность чувств налагают на жизнь печать серости и скуки, делают человека бездейственным и незначительным.

19. К числу важнейших интеллектуальных чувств относятся наряду с чувством удивления, или изумления, ещё чувство сомнения и чувство уверенности. Чувство сомнения, возникающее при отсутствии твёрдого доказательства и не позволяющее успокоиться на любом внешне подходящем решении вопроса, заставляет доводить до конца мыслительную работу, несмотря ни на какие трудности, стоящие на её пути. Чувство уверенности даёт человеку силы бороться за свои убеждения, твёрдо и мужественно отстаивать правоту своих взглядов. Одного бесстрастного знания, что такие-то мысли правильны, недостаточно, чтобы стать подлинным борцом за идею.

Необходимые пояснения, не вошедшие в краткий конспект:
а) Философы древности Платон и Аристотель высказали одну замечательную мысль: начало философии есть удивление. Это значит, что активная, творческая работа мышления начинается тогда, когда человек не просто столкнётся с чем-то непонятным, рождающим вопрос, но когда он «удивится», т. е. эмоционально загорится этим вопросом, когда непонятное вызовет в нём чувство удивления. Мысль эта подчёркивает роль в процессе познания интеллектуальных чувств, т. е. чувств, непосредственно связанных с мыслительными.
б) Высокое развитие у обезьян получает ориентировочно-исследовательский рефлекс, о котором И. П. Павлов пишет: «Едва ли достаточно оценивается рефлекс, который можно было бы назвать исследовательским рефлексом, или, как я его называю, рефлекс «что такое?», тоже один из фундаментальных рефлексов. И мы и животное при малейшем колебании окружающей среды устанавливаем соответствующий рецепторный аппарат по направлению к агенту этого колебания. Биологический смысл этого рефлекса огромен». На основе развития ориентировочно-исследовательского рефлекса возникает характерное для обезьян «любопытство» — стремление всматриваться во всякий новый предмет, хватать его и манипулировать с ним.

20. В жизни всегда возможны ситуации, когда «доводы сердца» оказываются в противоречии с доводами разума, когда, по выражению Чацкого, «ум с сердцем не в ладу». Правильный выход из таких положений никогда не может заключаться в том, чтобы заглушить «голос разума». В последнем счёте решение вопроса всегда должно принадлежать разуму.

21. Нередко говорят, что в состоянии аффекта человек «теряет голову», «сам себя не помнит», «не сознаёт, что он делает». Это неверно. Только психически больной человек может в припадке бешеного гнева или ярости действительно ничего не сознавать и впоследствии не помнить того, что он в это время сделал. Здоровый человек никогда не теряет сознания и памяти от гнева или другого какого-либо аффекта. Столь же ошибочно думать, что в состоянии аффекта человек не может владеть собой и потому не должен нести ответственность за те действия, которые он совершил в это время. Действительно, при сильном аффекте человек иногда теряет власть над собой и совершает поступки, в которых он впоследствии горько раскаивается. Однако причиной этого является не столько сам аффект, сколько недостаток воли, недостаток самообладания. Аффекты вовсе не имеют непреодолимой власти над человеком.

22. Не следует думать, что настроение является пассивным отражением тех внешних условий, в которых находится человек. Люди с богатым содержанием душевной жизни и с сильным характером могут в самых тяжёлых условиях сохранять бодрое, приподнятое и даже радостное настроение. В известной мере сам человек является «хозяином своего настроения».

23. Богатство и содержательность эмоциональной жизни человека зависят не столько от силы, сколько от глубины его чувств. Бывают люди, склонные очень сильно увлекаться и людьми и делами. Но всякое сильное увлечение только тогда получает жизненно важное значение, когда оно переходит в глубокую любовь. Люди, способные увлекаться, но не способные любить, неизбежно остаются поверхностными и пустыми.

Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло (Матф. 13:5,6) <…> Посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. (Матф. 13:20,21)

24. Потребность вызывает стремление к удовлетворению её, стремление может выражаться во влечении или желании. Влечением называется смутное стремление, не связанное с ясным представлением цели. Своеобразие влечения прекрасно передано в известных словах Пушкина: «Когда б не смутное влечение чего-то жаждущей души...» Желанием называется осознанное стремление к определенному объекту, к определённой цели. Превращение смутных влечений в осознанные желания является необходимым условием сознательной и целенаправленной деятельности, в которой проявляется воля человека.

Хочется мне чего-то… такого. Такого этакого. Пойти что ли вещь себе новую купить..

25. Потребности являются той предпосылкой, на основе которой формируются мотивы человеческой деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни развиваются чувства человека и в частности его общественные чувства, создаются его интересы, складываются взгляды и убеждения, наконец, формируется его мировоззрение. И в чувствах, и в интересах, и в убеждениях, и в мировоззрении человека, поскольку они становятся источником действенных желаний, выступают мотивы его деятельности.

«…Просыпайся, милая, тут это… пожар. За вещи не переживай, я уже всё вынес...»

26. Характеризуя волевые качества человека, мы выделим, во-первых, те, которые касаются мотивации волевого действия, во-вторых, те, которые проявляются в принятии решения, и, в-третьих, те, которые связаны с исполнением принятого решения.

27. Сознательный человек следует чужим советам, когда он уверен в правильности их, понимает, что они соответствуют его взглядам и убеждениям. Внушаемый человек поддаётся любому совету; при некотором старании его можно уговорить совершить поступок, который никак не согласуется ни с его взглядами, ни с его намерениями. Внешнюю противоположность внушаемости образует негативизм, т. е. немотивированное стремление действовать наперекор другим. Негативизм выражается в желании во что бы то ни стало поступать по-своему и во внутреннем противодействии тому, чтобы послушаться какого-либо совета или указания, исходящего от другого человека. Негативизм, так же как и внушаемость,— признак слабости, а не силы воли. В обоих случаях человек лишён подлинной сознательности поступков и руководствуется не оценкой по существу получаемых им советов и указаний, а слепой тенденцией слушаться их — при внушаемости — или противоречить им — при негативизме.

«Упс.» — доносится растерянное из уголка доморощенного нигилиста.

28. Воля выражается в преодолении трудностей, а преодолевать трудности человек может только в том случае, если он знает, во имя чего он это делает. Поэтому первым и решающим условием воспитания воли является формирование мировоззрения, развитие общественных чувств и на этой основе — воспитание в себе чувства долга. Вторым условием воспитания воли является овладение уменьем хотеть. Пока стремления человека выливаются в форму вялых, расплывчатых и бездейственных желаний, не может быть и речи о развитии сильной воли. Третье условие воспитания воли — не принимать решений неисполнимых и не вооружаться намерениями, которые не будут осуществлены. Никто так часто не принимает решений и не имеет так много добрых намерений, как люди слабовольные. Человек же, стремящийся воспитать в себе сильную волю, должен к каждому своему решению и намерению относиться, как к делу ответственному, помня, что неисполнение принятого решения развращает волю. Четвёртым условием воспитания воли является образование привычки оценивать свои действия, осознавать их последствия, смотреть на них со стороны. Не выработав критического отношения к себе и к своим поступкам, нельзя воспитать в себе сильную волю. Большая требовательность к себе — один из характерных признаков человека сильной воли. Наконец, последнее условие воспитания воли — постоянная тренировка себя в преодолении внутренних и внешних препятствий, постоянное упражнение волевого усилия. То своеобразное состояние внутреннего напряжения и активности, которое называется «волевым усилием», составляет характерную особенность всякого волевого действия. Там, где не требуется усилия, там нет основания говорить о серьёзной волевой задаче. Но «способность к волевому усилию», а следовательно, и уменье преодолевать препятствия развиваются в результате практики. «Уже и маленькая победа над собой,— писал Горький.— делает человека намного сильней». Воля формируется в действии. Только тот способен проявить сильную волю в больших делах, кто долгим упражнением закалил её на сотнях маленьких дел.

Где там, дядя, когда мы на первом пункте все повалились.

29. Творческой деятельностью в собственном смысле называется, как мы уже говорили, деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности.

Общественной ценности?.. *пересматривая сотни бесполезныхнедоподелок*

30. Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности — вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.

31. Никакая психическая особенность не может быть врождённой. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определённые способности или черты характера. Врождёнными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и — что особенно важно — мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врождённые различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т. е. на основе каких-либо определённых задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

32. Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов.

Мало того, что опять это незнакомое словечко «мировоззрение», так ещё теперь и странные «идеи», «теории», «взгляды». Не слыхали, дядя. Давай дальше.

33. В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, всё большее значение приобретает самовоспитание, т. е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.

34. Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его психической жизни. Отсутствие интересов или бедность, незначительность их делают жизнь человека серой и бессодержательной. Для такого человека самое характерное переживание — скука. Он постоянно нуждается в том, чтобы что-нибудь внешнее развлекало, забавляло его. Предоставленный самому себе, такой человек неизбежно начинает скучать, потому что нет такого предмета, такого дела, которое само по себе, независимо от внешней развлекательности, привлекало бы его, заполняло бы его мысли, зажигало бы его чувства. Человек с богатыми и глубокими интересами не знает скуки.

Самый скучный пункт.

35. Характеризуя направленность человека, мы прежде всего обращаем внимание на содержательность и широту его интересов. Если направленность человека ограничена одним лишь изолированным интересом, не имеющим опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всём богатстве её проявлений, то как бы ни был значителен сам по себе предмет этого интереса, невозможно ни нормальное развитие, ни полноценная жизнь личности.

Опять за старое.

36. Но и сами способности, как сказано выше, хотя и зависят от природных задатков, являются всегда результатом развития. Развитие способностей осуществляется в процессе той самой деятельности, для которой эти способности необходимы, и прежде всего в процессе обучения этой деятельности. В процессе обучения, во-первых, вырабатываются новые системы временных связей, т. е. образуются новые знания, уменья, навыки, во-вторых, совершенствуются основные свойства нервных процессов, т. е. развиваются соответствующие способности. При этом второй процесс — развитие способностей — происходит значительно медленнее, чем первый — образование знаний и умений.

Что-то ты, сынок, дал маху: дед твой не писал, я не писал, а ты тут свои так называемые художественные произведения просовываешь..

37. Очень сильная, действенная и устойчивая склонность к какому-нибудь делу, склонность, становящаяся подлинной любовью к этому делу, обычно говорит о наличии важнейших способностей, связанных с этим делом. В то же время такая любовь к делу сама является важнейшим фактором развития таланта. «Талант развивается из чувства любви к делу,— писал Горький,— возможно даже, что талант — в сущности его — и есть только любовь к делу, к процессу работы». Эти слова не надо, конечно, понимать в буквальном смысле — талант включает в себя многое другое, кроме любви к делу,— но в них выражена очень глубокая и верная мысль. При отсутствии некоторого основного ядра способностей большая, страстная любовь к делу и не может возникнуть, а если она возникла, человек всегда сумеет победить свои слабые стороны — «подогнать» отстающие способности и добиться полноценного развития своего таланта.

38. Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность очень широкой компенсации одних свойств другими, так что недостающая способность может быть в очень широких пределах замещена другими, высоко развитыми у данного человека. Иначе говоря, в основе одинаково успешного выполнения одной и той же деятельности могут лежать совершенно различные сочетания способностей. Это обстоятельство открывает действительно беспредельные возможности развития человека.

39. Характер человека прежде всего определяется его отношением к миру, к другим людям, к своему делу и, наконец, к самому себе. Это отношение находит своё сознательное выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах. Отсюда понятна тесная связь характера с мировоззрением и убеждениями человека. Из твёрдых убеждений рождается ясность целей, которые человек себе ставит, а ясность целей является необходимым условием последовательности действий.

Подшутить ещё раз о полной растерянности, граничащей с беспомощностью, в которой оказывается современный человек, когда речь заходит об убеждениях?

40. Люди без твёрдых убеждений никогда не могут иметь и твёрдого характера; их поведение будет определяться главным образом внешними обстоятельствами и случайными влияниями.

41. Характер ещё менее, чем какие-либо другие качества личности, является врождённым и неизменным свойством. Черты характера не только проявляются в действиях и поступках, они и образуются, формируются в них. Чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно, чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо. Мужество формируется в процессе совершения мужественных поступков, а чертой характера оно становится тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека и превращаются в привычный, нормальный для него образ действия.

42. Мировоззрение и убеждения человека создают у него стремление, тенденцию к выработке определённых черт характера. Но эти тенденции могут реализоваться только в том случае, если человек будет постоянно и неуклонно поступать соответствующим образом. Единственный способ сделать себя дисциплинированным — всегда и везде поступать дисциплинированно.

43. Нет такого характера, которого нельзя было бы переделать. Поэтому бессмысленно ссылаться в оправдание какого-либо дурного поступка на недостатки характера. Человек сам несёт ответственность за свой характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прошу обратить внимание на то, что всё вышеизложенное взято из учебника для средней школы. Другими словами: ни в одной из сорока трёх выписок нет ничего специфического, замысловатого, углубленного. Лишь базовые школьные знания. Тем не менее, как много людей, которые несчастны (которые сделали себя несчастными) по причине незнания элементарных психических правил, положений, закономерностей.

Хорошо понятно то, что в мире, где духовность относится к разряду низшей сферы, нет и не может быть любви, культуры, творчества (в истинном его понимании), взаимопонимания, заботы об образовании, воспитании и счастье ближнего. Но ведь даже и в этом, мёртвом, мире человек не обречён — он сам может тянуться к чему-то настоящему, возвышенному, осмысленному.

Одну коротенькую выписку я утаил, чтобы нам не стало стыдно, когда мы будем её перечитывать, но сейчас, кажется, неплохой момент, чтобы её всё-таки показать:

Не всякое желание ведёт, однако, к действию. Человек может желать и того, что совершенно не находится в его власти, что никак не зависит от его действий: человек может желать, чтобы завтра была хорошая погода, чтобы нужная ему книга оказалась в библиотеке незанятой, чтобы в спектакле участвовал интересующий его исполнитель…

Человек может желать, чтобы нужная ему книга оказалась в библиотеке незанятой. Интересно, правда? Современному человеку станет лень ногой подпихнуть книгу, которая будет валяться на его пути, не говоря уже о том, чтобы он был способен желать её.

Представим себе того человека, который мечтал, чтобы книга оказалась не занятой. Перенесёмся в его время и скажем: «Знаешь, парень, не пройдёт ста лет, как практически у каждого человека появится в руках устройство, умещающееся в ладонь, которое будет давать доступ ко всем книгам в мире.» Глаза у нашего парня заблестят, пронесётся мысль «коммунизм наступит, идеальный мир станет реальностью!», и он с дрожью в голосе спросит: «Должно быть в вашем новом, дивном, мире Человек поистине велик?». А мы ответим: «Ах, нет парень, что ты! Половина людей с помощью этих устройств играет в игру, в которой нужно управлять куском дерьма, ищущим путь домой, а другая половина с помощью этих устройств смотрит на кривляющихся шутов да голых баб». Юноша этот растеряется сперва, немножко постоит в задумчивости, а затем скажет тихим голосом: «Нет, ты говоришь неправду» и уйдёт.

Р.S.

Для красоты не станем останавливаться на 43 выписках и добавим ещё одну. Сорок четвёртую. Советскую. Последний красный штришок.

44. И. В. Сталин назвал писателей «инженерами человеческих д


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.