Обще-профилактические меры по предупреждению групповых преступлений осужденных в УИН. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Обще-профилактические меры по предупреждению групповых преступлений осужденных в УИН.

2021-01-29 77
Обще-профилактические меры по предупреждению групповых преступлений осужденных в УИН. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ законодательства и практической деятельности правоохранительных органов показал, что в современных условиях в Республике Узбекистан возрастает необходимость правового регулирования предупреждения преступлений, поскольку эта деятельность осуществляется в основном хаотично и в минимальном режиме. Ее правовая регламентация сводится к отдельным ведомственным нормативным актам, регулирующим деятельность служб и подразделений правоохранительных органов. Несмотря на серьезность ситуации с преступностью, в стране недостаточно разработана концепция развития, закона и структуры системы органов, осуществляющих предупредительную деятельность.

Отсутствие законодательного регулирования профилактической деятельности в современном Узбекистане порождает разнобой в реализации этой важной функции государства различными органами и организациями, а в ряде случаев приводит к отдельным нарушениям прав граждан, например, при осуществлении индивидуальной профилактической деятельности.

По нашему мнению разработка и принятие базового закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений», регулирующего деятельность по предупреждению преступлений, определено требованиями Конституции Республики Узбекистан. Поскольку ограничение прав и свобод человека может осуществляться только в случаях, предусмотренных законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях уважения прав и свобод других лиц, удовлетворения требований морали и нравственности, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Причем, допускается возможность ограничения прав и свобод в исключительных случаях.[28]

 Необходимость принятия закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений» определяется также процессом и существом глубокого реформирования общественных отношений в современном Узбекистане, обусловливающим кардинальные изменения в деятельности государства по предупреждению преступлений, серьезностью криминальной ситуации в стране. Что, в свою очередь, неизбежно ведет к необходимости правового регулирования предупредительной деятельности — одного из приоритетных направлений деятельности государства в сфере борьбы с преступностью. В настоящее же время оно носит фрагментарный характер и осуществляется в основном ведомственными нормативными актами. Результатом такого положения являются разрозненность, слабая скоординированность предупредительной деятельности и, в конечном счете, незначительная эффективность предупреждения преступлений.

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан и общепризнанными нормами международного права закон должен устанавливать основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью государственной системы предупреждения преступлений, направленные на выявление причин преступлений, условий, способствующих их совершению, оказание профилактического воздействия на лиц, склонных к совершению преступлений. Он должен содержать нормы, регламентирующие организационное, информационное и ресурсное обеспечение предупреждения преступлений, предоставляя возможность правоохранительным органам, органам местного самоуправления и другим государственным и негосударственным институтам с учетом их компетенции разрабатывать соответствующие нормативные правовые акты, детализирующие положения закона. Также в нем должны быть определены:

1) основные цели, задачи и принципы деятельности по предупреждению преступлений;

2) гарантии, формы и способы защиты прав и свобод лиц, в отношении которых применяются предупредительные меры;

3) система субъектов предупреждения преступлений, определяя субъекты государственной системы предупреждения преступлений и их общую компетенцию, дифференцировать их в зависимости от характера и содержания деятельности в указанной сфере: субъекты, непосредственно осуществляющие предупреждение преступлений (правоохранительные органы); и субъекты, участвующие в предупреждении преступлений (органы и учреждения социального обслуживания населения, общественные формирования и граждане).

Такой подход позволяет конкретизировать общую компетенцию субъектов предупреждения преступлений с учетом специфики их деятельности и объектов предупредительного воздействия в ведомственных нормативных правовых актах, базирующихся на положениях данного закона.

Именно в этой сфере недостаток правового регулирования ощущается более всего, поскольку здесь, как свидетельствует практика, наиболее существенно затрагиваются конституционные права граждан. Значительное внимание в законе должно уделяться основаниям для применения индивидуальных мер предупреждения преступлений. Это имеет существенное значение для соблюдения законности и обоснованности принятия соответствующих решений полномочными должностными лицами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в обществе давно назрела социальная потребность принятия базового закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений», согласно которому в дальнейшем могли бы приниматься соответствующие законы и подзаконные акты по отдельным направлениям предупредительной деятельности. Принятие такого закона устранит существующий пробел в законодательстве Республики Узбекистан в части правового регулирования предупреждения преступлений.

Предупреждение преступлений в местах лишения свободы имеет определенные особенности, которые обусловлены:

– ее местом и ролью в системе мер по исправлению осужденных;

– тенденцией и закономерностями преступности в местах лишения свободы;

– криминогенными факторами преступности в учреждениях по исполнению наказания, влияющими на ее состояние;

– причинами конкретных преступлений и особенностями их совершения в местах лишения свободы;

– личностью преступника;

– особой группой преступлений, составляющих ядро преступности в УИН;

– кругом участников и средствами, используемыми для этой цели.

Применение мер уголовно-исправительного воздействия, четкая организация режима отбывания наказания создают необходимые условия для исправления осужденных, предупреждения преступлений и иных правонарушений. Поэтому целенаправленное применение всех форм политико-воспитательной работы, надлежащая организация трудового воспитания, общеобразовательного и профессионального обучения, обеспечение выполнения требований режима, создают общие предпосылки для устранения правонарушений среди осужденных.

В деятельности администрации важное значение имеет и общая профилактическая работа обеспечивающая: устранение условий, способствующих возникновению конфликтов; укрепление режима и дисциплины среди осужденных; создание локальных жилых зон и изолированных производственных участков, обеспечение тщательного досмотра осужденных при переходе из производственной зоны в жилую; предупреждение проникновения на территорию колонии запрещенных предметов; борьбу с азартными играми; совершенствование надзора за осужденными на производстве, в жилых зонах; обеспечение порядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

В лекциях и беседах, проводимых с осужденными, необходимо предусматривать темы, содержание которых направлено на разоблачение «уголовной политики» традиционной преступной среды, неписаных правил поведения, распространяемых осужденными, ведущими паразитический образ жизни.

В системе общей профилактики преступлений необходимо выделить меры, направленные на устранение условий, способствующих возникновению конфликтов среди осужденных. В этой связи необходимо устанавливать и анализировать наиболее распространенные места и время возникновения конфликтов (в жилой зоне и на производстве), состав их участников, характер конфликтов (ситуативный или затяжной). Анализ указанных данных позволяет принимать организационные меры по устранению условий, способствующих возникновению конфликтов среди осужденных, и, соответственно, вытекающих из них правонарушений.

По итогам проведенного опроса работников колоний и управлений (отделов) ГУИН определены четыре группы наиболее значимых обстоятельств, способствующих возникновению конфликтов:

1) связанные со статусом осужденного в бригаде, отряде, колонии в целом;

2) связанные с формированием в местах лишения свободы общностей осужденных с поведением отрицательной направленности;

3) связанные с осуществлением неформальных групповых норм и правил поведения в среде осужденных;

4) связанные со склонностями, привычками и психическими отклонениями отдельных осужденных.

При обстоятельствах, связанных со статусом осужденного, отмечена отрицательная реакция определенной части осужденных на стремления некоторых из них к достижению авторитета у администрации КИН. Осужденные, склонные к антиобщественному образу жизни, нередко ведут постоянное наблюдение за подозреваемыми в связях с администрацией КИН. Особенно характерно это для колоний строгого и особого режима. Немаловажным обстоятельством, способствующим возникновению конфликтов между осужденными, является борьба за определенный статус в их среде, стремление осужденных к «лидерству», утверждению своего влияния над другими осужденными. Об этом мы подробно говорили в предыдущих параграфах.

Обстоятельства, связанные с формированием общности отрицательной направленности, весьма распространены, так как для осужденных характерно стремление объединяться в неформальные группы. Два обстоятельства – отрицательное отношение определенной части осужденных к участию других в самодеятельных организациях и стремление встать на путь исправления – определяют значительное количество конфликтов между осужденными с положительной и отрицательной направленностью поведения. Своевременный контроль за процессом формирования малой группы имеет большое значение для предупреждения возможных конфликтов и профилактики правонарушений в среде осужденных. Так как имеют место случаи, когда образование групп с отрицательной направленностью поведения приводило их в дальнейшем в преступные группировки.

Возникновению конфликтов среди осужденных в значительной мере способствуют обстоятельства, связанные с существованием в местах лишения свободы неформальных законов и правил поведения. Исследования показывают, что среди осужденных вырабатывается определенный «кодекс» групповых правил поведения, которыми руководствуются осужденные при выборе способов действия в тех или иных жизненных ситуациях. Удалось выявить ряд таких правил, основными из которых являются:

– культ физической силы, выражающийся в выделении среди осужденных «авторитетов» – как правило, физически сильных, могущих учинить расправу над другими осужденными;

– разделение осужденных в малых группах на лидеров, исполнителей воли лидеров, отвергнутых осужденных, независимых осужденных, придерживающихся самостоятельного мнения. Между ними устанавливается определенная система правил, которых придерживаются осужденные при общении друг с другом;

– последствия неотданного долга – когда за невыплаченный в срок или в полной сумме долг неминуема физическая расправа. Так например, осужденный Н. нанес несколько ударов бритвой по лицу осужденному С. за то, что тот не отдал ему во время чай, который брал в долг (оставив на его лице своеобразные шрамы, такие шрамы, как правило, ставят в случаях ритуального «опускания»);

– «требование» солидарности, проявляющееся чаще всего при создании малых групп, члены которых обязуются ни в чем не выдавать друг друга;

– участие осужденных в самодеятельных организациях или помощь администрации считаются компрометирующими для отрицательно направленных осужденных. Но здесь также следует сказать и о таких противоправных действиях со стороны некоторых членов СПП (секции профилактики правонарушений), как превышение своих полномочий, грубость и оскорбления в адрес осужденных, рукоприкладство. Кроме того, проникновение в самодеятельные организации приспособленцев, по существу, являющихся скрытыми нарушителями режима отбывания наказания, и наличие у них привилегированного, с точки зрения основной массы осужденных, положения порождает неприязненные отношения ко всем членам самодеятельных организаций и негативно сказывается на всем процессе исправления осужденных.

Активизация работы по подбору и расстановке членов самодеятельных организаций с целью недопущения проникновения в них приспособленцев, а также систематические занятия по обучению членов этих организаций тактике пресечения групповых противоправных действий повысят эффективность деятельности самодеятельных организаций в работе по профилактике групповых преступлений в колониях по исполнению наказания.

Имеются и другие правила и традиции, бытующие в среде осужденных. Все они основываются в большинстве случаев на неправильном, извращенном понимании чести, товарищества, долга. Важно своевременно развенчать ложные традиции, постоянно разъясняя их бессмысленность и порочность, особенно при работе с лицами, впервые осужденными.

Важное значение имеет группа обстоятельств, связанных со склонностями, привычками и психическими отклонениями отдельных осужденных. Так, большое значение в условиях отбывания наказания приобретает употребление осужденными в разговоре оскорбительных выражений, кличек. Следует учитывать обостренную реакцию на те или иные оттенки и обороты речи. Практика показывает, что значительное количество конфликтов между осужденными возникает в связи с употреблением кем-либо того или иного выражения, оскорбительной клички.

Причиной многих конфликтов остается проявление мужеложства у отдельных осужденных. Обвинение в мужеложстве – одно из самых серьезных в среде осужденных; подозреваемый в этом автоматически создает конфликтную ситуацию. Следует отметить одно весьма важное обстоятельство, в наибольшей степени проявляющееся в колониях строгого и особого режима. Это возможность знакомства отдельных осужденных друг с другом по местам предыдущего отбывания наказания. Между такими осужденными возможно проявление установившейся ранее вражды, перерастание которой в конфликт неизбежно при повторной встрече в местах отбывания наказания. Подобные конфликты на почве «сведения старых счетов» возможно своевременно предупреждать путем внимательного изучения личных дел осужденных, их возможных контактов с другими осужденными в прошлом.

В учреждениях по исполнению наказания отбывают наказание значительное число лиц с определенными психическими отклонениями: психопаты, олигофрены (умственно отсталые), осужденные, перенесшие психические болезни, имевшие физические травмы и т.д. – все, в той или иной степени, характеризующиеся конфликтным поведением. Поэтому при выявлении конфликтных ситуаций, устранении или пресечении конфликтов необходимо учитывать возможность участия в них такой категории осужденных. Психические отклонения можно установить из личного дела или путем направления осужденного на консультацию к психиатру. При подтверждении психического отклонения целесообразно согласовывать меры профилактического воздействия на таких осужденных со специалистами – психиатрами, психологами.

При проведении обще-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений среди осужденных, необходимо учитывать весь комплекс взаимоотношений факторов, характеризующих как уголовно-исполнительные учреждения в целом (вид режима, состояние и уровень организации политико-воспитательной и профилактической работы трудового воспитания, состояние материально-бытового обеспечения и т.д.). Так и среду осужденных, ее состав с точки зрения уголовно-правовых, криминологических, демографических, педагогических и социально-психологических признаков, а также взаимодействие осужденных в данной среде.

Не следует забывать, что преступный мир изобретателен и изощрен. Среди уголовников есть немало людей очень одаренных, которые без всяких компьютеров и социологических опросов безошибочно подсчитывают свое окружение и делают тончайшие прогнозы. Они прекрасные психологи, и поведение начальников отрядов, работников оперативных и режимных частей, сотрудников других служб и подразделений КИН для них ожидаемо, предсказуемо. Вместе с тем многие сотрудники учреждений по исполнению наказания до сих пор еще слабо владеют методами аудиовизуальной диагностики – изучения личности преступников, их особенностей по внешним признакам.[29] Такое положение вызывает серьезную тревогу. Наши наблюдения показывают, что профессиональным преступникам и рецидивистам присущи общие признаки, которые хорошо известны некоторым специалистам системы УИН. Прежде всего, это относится к их субкультуре: жаргону, татуировкам, жестам. Говоря о жаргонизмах и сквернословии, присущих преступному населению, следует отметить, что нельзя упрощенно все сводить к социальным или идеологическим причинам. Оскорбительная, непристойная лексика существует во многих языках и культурах. Именно из слов такого рода складывается лексический состав языка, свойственный определенной субкультуре, – сквернословие. Это относительно небольшая и замкнутая группа слов и выражений, на употребление которых в культурном сообществе налагается «табу». Привычный мат – это абсолютное и законченное проявление бескультурья. Основная причина его формирования – культурный вакуум преступных сообществ. Специалисты по лингвистике утверждают, что сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. Человек начинает смотреть на мир сквозь призму этой «культуры», и мир этот удручающе примитивен, поскольку все многообразие жизни низводится в нем до простейших отправлений. Следует отметить, что по части диалога преступная часть населения выглядит весьма примитивно, отличается обедненным лексиконом, в ее речи преобладают однообразные фразы-паразиты, характеризующие умственное развитие особого рода. Однако судить о человеке только по особенностям речи явно недостаточно. Прежде чем сделать вывод о характере человека, необходимо научиться анализировать целый комплекс его внешних проявлений, уметь определить особенности личности по внешним признакам: поведению, жаргону, позам, жестам, размеру зон общения («объем ауры»), татуировкам – то есть осуществлять визуальную диагностику личности. Жаргон в преступном мире более подвержен изменению и подвижен во времени и пространстве, чем татуировки. Татуировки более стабильны. В среде правонарушителей весьма распространены татуировки, обозначающие положение преступника в специфической среде. За каждой из татуировок стоит соответствующая социально-ролевая функция ее обладателя. Интерпретация изображения зависит от места и формы его расположения на теле. Умение определять значение татуировок необходимо каждому сотруднику правоохранительных органов.

Многих преступников отличают подвижность и активная жестикуляция. Жесты также имеют свой определенный смысл и конкретное содержание. Однако порой бывает сложно зафиксировать позы, выражающие основное содержание мыслей, намерений, отношений между людьми, настроения, а также подтверждающие подлинность слов, заявлений и действий осужденных.

Известно, что любые раса, нация, страна, класс и всякая профессия располагают определенным числом поз, которые им присущи, из которых они никогда не выходят и которые представляют собой стиль эпохи, расы или данной профессии. Каждый человек в соответствии со своим индивидуальным характером заимствует из этого стиля определенное число поз, и, как следствие, каждый индивид имеет весьма ограниченное их число. Более того, считается, что стиль движения и поз каждой эпохи, каждой расы и каждого класса неразрывно связан с некоторыми формами мышления и чувств. Они настолько связаны, что человек не может изменить ни форму своих мыслей, ни форму своих чувств, не изменив свои позы.

Таким образом, из всего вышеизложенного следует вывод, что эта форма аудиовизуальной диагностики преступников наиболее актуальна, но, к сожалению, меньше всего научно и методически проработана. Хотя наука управления давно обратила внимание на язык телодвижений, в системе УИН пока лишь делаются первые попытки такой диагностики. Поэтому мы считаем целесообразным, включить в программу обучения и подготовки сотрудников учреждений по исполнению наказания занятия по аудиовизуальной диагностике осужденных, с целью приобретения и совершенствования знаний в этой области. Те сотрудники, которые действительно умеют разбираться в людях, в том числе в осужденных, обучившись языку телодвижений, приобретают еще одно мощное средство воздействия на них. Знание специального жаргона и других средств невербального общения преступников помогает работникам правоохранительных органов своевременно пресекать преступные замыслы, недозволенные связи, препятствовать проникновению запрещенных предметов в УИН, глубже изучать личность осужденного и квалифицированнее строить воспитательный процесс.

Проблематичным также является такой вопрос, как основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы (установленные ст.97 УИК, в соответствии с ч.2 которой в учреждениях по исполнению наказания осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание) способствуют их исправлению. Сказанное нуждается, однако, в некоторых разъяснениях, ибо в Законе названы основные направления процесса исправления осужденных, что по существу относится к педагогическим понятиям.

Воспитательная работа, проводимая в настоящее время во многих колониях по исполнению наказания, не способна существенно влиять на исправление осужденных, так как в этой работе акцент в основном делается на массовые формы воздействия. А они далеко не всегда доходят до конкретного индивида, отсюда – их формализм и низкая эффективность. К тому же в учреждениях по исполнению наказания находится значительная часть осужденных, имеющих различные отклонения в психике, а на таких лиц массовые формы воздействия, как правило, положительного влияния не оказывают.[30]

Представляется, что воспитательную работу с осужденными следует более конкретизировать и направить ее, в первую очередь, на соблюдение требований законов и принятых в обществе правил поведения. Осуществляя воспитательную работу с осужденными, нужно активно использовать достижения науки и техники. В международных нормах рекомендуется в обращении с лицами, приговоренными к тюремному заключению или другой подобной мере наказания, стремиться, учитывая продолжительность отбываемого ими срока, прививать желание подчиняться законам и обеспечивать свое существование после освобождения. Обращение сними должно укреплять в них чувство собственного достоинства и сознание своей ответственности.

Одной из основных форм воспитательной работы должно быть разъяснение законодательства. То есть планомерное систематическое ознакомление с положениями Конституции Республики Узбекистан, например, ст.ст. 18-52 «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина»; Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан, ст.ст. 8-13 «Правовое положение осужденных»; Правил внутреннего распорядка в учреждениях по исполнению наказания, §22 «Правила поведения осужденных» и др.

Разъяснение законодательства представляет собой разновидность правового воспитания, преследует цель формирования у осужденных навыков правовой культуры, уважения к закону, к его точному и неукоснительному соблюдению. Правовое воспитание осужденных предполагает также формирование у них правосознания, включающее знание принципов и норм права, убеждения в необходимости следовать им.

Причинный комплекс рецидивной преступности в местах лишения свободы отражает противоречивость социального назначения и социально-психологических последствий лишения свободы. Наиболее опасные из них – криминальная субкультура с ее разлагающим влиянием на осужденных и противостоянием администрации учреждения по исполнению наказания, а также межличностные конфликты между осужденными. Во взаимодействии с общими факторами преступности, которые реализовались в личности осужденного и в совершенном им преступлении, указанные отрицательные последствия лишения свободы питают рецидивную преступность в местах лишения свободы. К этому следует добавить провоцирующее влияние на преступность фактов нарушения законности и прав осужденных отдельными сотрудниками учреждений по исполнению наказания. Сотрудник учреждения по исполнению наказания всегда должен держать себя в рамках предусмотренного законом поведения. В основе такого поведения должно лежать новое мышление в уголовно-исполнительной политике, согласно которому на осужденного нужно смотреть как на гражданина государства, как на человека – члена нашего общества, нуждающегося в сочувствии, с проявлением которого может начаться исправление преступника.

Работников учреждений по исполнению наказания нельзя заставить уважать убийцу, бандита, вора, но разумом они должны понять, что нужно быть человечными и милосердными. Следует требовать уважения установленного законом правового статуса осужденного. Для нейтрализации указанных фактов и функционирует система контроля за законностью и соблюдением прав осужденных.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.