Из царства льдов, из царства вьюг и снега — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

2021-01-29 285
Из царства льдов, из царства вьюг и снега 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной — и последней, может быть.


Прочитайте стихотворение. Каково его настроение?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажите композиционные части стихотворения.

Определите тип рифмы стихотворения

___________________________________________________________________

Выпишите из стихотворения

эпитеты__________________________________________________________________________________________________________________________________, олицетворения________________________________________________________________________________________________________________________________, восклицания_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, сравнения____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.   Как вы думаете, внезапное появление в финале эпитета «последняя песня» нарушает гармонию стихотворения, уничтожает его восторженную интонацию? Или «последняя песня» - это закономерный итог жизни лирического героя, растворяющегося в природе, приемлющего ее законы с благодарностью и благоговением?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Викторина по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

I. Биографический блок.

Какую деятельность Тютчев успешно сочетал с поэтическим творчеством в течение всей жизни?

____________________________________________________________________

Как связаны между собой два стихотворения Тютчева: «Я помню время золотое...» и «Я встретил вас – и все былое...»?

 ________________________________________

Политические убеждения Тютчева.

 ________________________________________

Кому посвящено стихотворение Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний...» 1842 г?

______________________________________________________________________

Какую роль сыграла Е.А. Денисьева в жизни Тютчева?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем состоит особенность общественного признания поэтического таланта Тютчева? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите темы лирики Тютчева.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему сын русского дворянина А.Н. Шеншина прославился в России под немецкой фамилией Фет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое высшее учебное заведение окончили Фет и Тютчев?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему несколько лет жизни Фета были связаны с армией?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

На каком поприще, кроме творчества, Фет достиг успеха?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему любовная лирика Фета пронизана мотивами грусти, воспоминаниями о невозвратимом былом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

С каким русским писателем был дружен Фет?

 _______________________________

Назовите циклы стихотворений Фета о связи человека и природы.

______________________________________________________________________

Какое стихотворение Фета вызвало наибольшее количество отрицательных откликов и стало предметом пародий?

______________________________________________________________________

II. Поэтический блок.

Задание: определить автора и (желательно) название стихотворения:

1 Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь.     9 Лениво дышит полдень мглистый; Лениво катится река; И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака.    
2 Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец...     10   Тут не одно воспоминанье, – Тут жизнь заговорила вновь...    
3 Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод…     11     Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить...    
4 О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней 12 Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы.
5 Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла!     13     Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней.    
6 В дымных тучах пурпур розы, Отблеск янтаря...     14   Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир.
7 Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути.     15     Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, – но только песня зреет.    
8 Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест…        

 

Николай Алексеевич Некрасов: жизнь и творчество (1821-1878)


Задание 1. Дополните таблицу.

Тематика стихов Название стихотворения Цитата- афоризм
Тема Родины и народа    
Тема поэта и назначения поэзии    
Тема матери    
Тема природы    
Тема города    
Тема истории    
Тема детства    
Тема любви    
Тема идеала общественного деятеля и гражданственного служения    

Задание 2. Прочитайте и проанализируйте стихотворения Н.А.Некрасова

«Еду ли ночью по улице темной…»

 

Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день -
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Сердце сожмется мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты - другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась - ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной...

Помнишь ли день, как, больной и голодный,
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки,
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал - и пронзительно звонок
Был его крик... Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребенок...
Бедная, слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба -
Вместе свезут и положат рядком...

В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоем совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.
Голод мучительный мы утолили,
В комнате темной зажгли огонек,
Сына одели и в гроб положили...
Случай нас выручил? Бог ли с помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
Я ничего не спросил,

Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был...

Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной

И роковая свершится судьба?
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебе назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья -
И бесполезно замрут!..

Каким настроением проникнуто это стихотворение?

______________________________________________________________________

Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, реквием, жанровая сцена, баллада)?

Докажите примерами из текста, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой единственный выход находит героиня из нищеты и горя?

______________________________________________________________________

Выпишите из стихотворения отрицания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какую семантическую функцию они выполняют?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

За что упрекает себя лирический герой стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как случай из «частной жизни» помогает понять драматизм мира, в котором живут люди? Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему мир беспощаден к ним?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найдите ключевые слова в каждой части стихотворения. Как они связаны с поздним прозрением лирического субъекта? Как он оценивает свою «неудачную» любовь? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Элегия»

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,


И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы -
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа

 

Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX века?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как поэт определяет тему стихотворения (подчеркните в тексте стихотворения)

Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите

восклицания_______________________________________________________________________риторические вопросы ______________________________________________

эпитеты_______________________________________________________________,

сравнения_____________________________________________________________, оксюморон____________________________________________________________,

антитезу_______________________________________________________________

Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как Некрасов и Пушкин решают для себя проблему предназначения поэта? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо»

Перечислите главы поэмы и годы их издания ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пользуясь литературоведческим словарем, дайте определение понятиям

Поэма –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпопея –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Докажите, что «Кому на Руси жить хорошо» — это поэма-эпопея.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ О ком из героев идет речь?

 

1.«Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле…»

 

2.«Мужик с одышкою,

расслабленный, худой

(Нос вострый, как у мертвого,

Как грабли руки тощие,

Как спицы ноги длинные,

Не человек – комар)».

 

3.«… был хрупок на ноги,

Высок и тощ до крайности;

На нем сюртук с медалями

Висел, как на шесте».

 

4.«Мужик сырой, особенный,

Головка не поклончива».

 

 

5.«… кругленький,

Усатенький, пузатенький,

С сигаркой во рту».

 

6.«Через леса дремучие,

Через болота топкие

Пешком пришел, шельмец!

Один, как перст: фуражечка

Да тросточка, а в тросточке

Для уженья снаряд.

И был сначала тихонькой…»

 

7.«Худой, как зайцы зимние…

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И – разные глаза…»

 

8.«Носил рубаху красную,

Поддевочку суконную,

Смазные сапоги;

Пел складно песни русские

И слушать их любил».

 

9.«К нему подходишь к первому,

А он и посоветует,

И справку наведет;

Где хватит силы – выручит,

Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмет!»

 

10.«С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет нестриженой,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал…»

 

11. «Осанистая женщина,
Широкая и плотная…
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла».

12. «Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красоты.
… кость широкая,
Но сильно исхудалое
Лицо…»

 

Какие лучшие и худшие черты русского национального характера изображает Некрасов в поэме? Что можно сказать о художественном методе изображения действительности в поэме?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова фольклорная основа поэмы? Проиллюстрируйте свои суждения текстом. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проанализируйте лексику, синтаксические обороты, поэтические интонации народной речи, воплощенные в поэме, ее ритмические особенности. Каковы смысловые функции этих художественных приемов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М.Е.Салтыков-Щедрин

 

Задание 1. Пользуясь литературоведческим словарем, дайте определение следующим понятиям:

Ирония ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, Сарказм_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, Гротеск__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, Иносказание_________________________________________________________________________________________________________________________________, Гипербола___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. «Общие и отличительные черты сказок Салтыкова-Щедрина и народных сказок»

Сказки Салтыкова-Щедрина Народные сказки

Общие черты

 

 

 

 

 

 

Отличительные черты

   
   
   
   
   

 «Сказки Салтыкова-Щедрина»

Проблематика Название сказок Художественные особенности
Самодержавие и угнетенный народ    
Отношения мужика и барина    
Положение народа    
Подлость буржуазии    
Трусость обывателя    
Правдоискательство    

Задание 3. Прочитайте любую сказку Салтыкова-Щедрина. Проанализируйте ее.

Название сказки

Основная тема сказки (о чем?).

 _______________________________________________

Главная мысль сказки (зачем?).

 _______________________________________________

Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности образов сказки:

А) образы-символы

__________________________________________________________________

Б) своеобразие животных

 __________________________________________________________________

В) близость к народным сказкам

 __________________________________________________________________

Выпишите из текста сказки примеры

иронии _____________________________________________________________,

гиперболы _____________________________________________________________, гротеска _______________________________________________________________

Каковы функции этих приемов в сказках?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соединение фольклорного, фантастического и реального.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите примеры смешения различных стилевых планов в пределах одной сказки (нейтральная лексика, просторечия, сказочные обороты, канцеляризмы и др.).для чего сатирик использует этот прием?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследователи творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина отмечают в его сказках сплав сказки и басни. Свободная форма подачи материала, сказочный сюжет, волшебные превращения, место и время действия (в некотором царстве…, некогда) – сказочная линия. Герои же не сказочные, а аллегорические. Это сатирические маски басен, где волки, зайцы, орлы, пескари и т.д. не принадлежат живому миру. Подтвердите (или опровергните) это примерами из сказки. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Работа с иллюстрациями к «Истории одного города»

Рассмотрите иллюстрации к роману «История одного города» - галерею градоначальников. Найдите в произведении описания изображенных градоначальников и выпишите их.

Кукрыниксы. «Органчик-Брудастый

и письмоводитель в кабинете».

Кукрыниксы.«Угрюм-Бурчеев марширует».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Кукрыниксы.

Бородавкин. Ре-ми. Майор Иван Пантелеевич Прыщ

Какое впечатление производят портреты градоначальников? Удалось ли художникам передать ощущение абсурдности и нелепости того, что к власти приходят подобные типы? Обоснуйте свой ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Можно ли назвать портреты градоначальников карикатурными? Почему? Присутствует ли карикатурность в щедринских описаниях градоначальников? Обоснуйте свой ответ.

__________________________________________________________________________________Присутствуют ли в иллюстрациях такие художественные приемы, как гипербола и гротеск? В чем они выражаются?

__________________________________________________________________________________

 

Фёдор Михайлович Достоевский:             жизнь и творчество (1821-1881)  

Задание1. Напишите, пользуясь словами и словосочетаниями, как повлияла на личность и творчество Ф.М. Достоевского казнь на Семеновском плацу.

Он был осужден на «смертную казнь расстрелянием»; холодный декабрьский день; Семеновский плац; «там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, преломили над головой шпаги … жить мне оставалось не более минуты…»; в последнюю минуту сообщили об отмене казни; они вынесли те «ужасные, безмерно страшные минуты ожидания смерти»; «жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла бы быть веком счастья…».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2.Выпишите из текста романа «Преступления и наказание» цитаты, характеризующие интерьеры, в которых живут герои, пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни.

Каморка Раскольникова

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Комната Сони Мармеладовой

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Комната Мармеладовых

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трактиры__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Катерина Ивановна с детьми на улице

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Описание улиц Петербурга

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Панорама Петербурга с Николаевского моста

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сцены уличной жизни

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. По портрету определите героя романа.

1. Молодой человек был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.

_______________________________

2.Она была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.

______________________________

3.Наружность его была выразительная - высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача.

______________________________

4.Она была замечательно хороша собой - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, не отнимало у её движений мягкости и грациозности.

___________________________
5. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом.

___________________________

6. Это был человек лет уж за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки.

___________________________

7. Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками... Глаза её блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо... Раскольникову она показалась лет тридцати.

__________________________

Девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмаках, и держала себя чистоплотно... Смуглая такая, точно солдат переряженный... У неё такое доброе лицо и глаза... А улыбка у ней даже очень хорошая.
__________________________

Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светло выбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчёсанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида...

____________________________

10. Лицо её всё ещё сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась моложе своих лет. Волосы ее уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щёки впали и высохли от заботы и горя, и всё-таки это лицо было прекрасно.

Задание 4. Решите кроссворд.

По горизонтали:

4. Имя Мармеладова.

5. Имя Лужина в переводе с греческого и, кроме того, деталь произведения, связанная и с Раскольниковым: именно туда он спрятал украденные вещи.

 7. Жанр «Преступления и наказания».

10. Принцип, согласно М.М. Бахтину, лежащий в основе «Преступления и наказания» (по М.М. Бахтину).

12. Одно из наименований комнаты Раскольникова.

14. Один из важнейших композиционных элементов «Преступления и наказания»: эпизод, играющий большую роль в раскрытии характера Раскольникова.

15. Книга, читаемая на каторге Раскольниковым и сыгравшая существенную роль в жизни самого Достоевского.

 19. Герой, противопоставленный другому, непримиримый противник.

 20. Орудие убийства Раскольникова.

По вертикали:

1. Один из «двойников» Раскольникова.

2. Площадь в Петербурге, одно из мест действия «Преступления и наказания».

 3. Элемент авторского повествования в произведении: описание помещения.

 6. Страна, в которую «собирался поехать» Свидригайлов.

8. Имя героя, который взял на себя вину Раскольникова.

9. Имя сестры старухи-процентщицы.

11. Имя следователя, занимавшегося делом об убийстве Алёны Ивановны.

13. Религиозная деталь, имеющая в романе символическое значение.

16. Время года, в которое происходит действие произведения.

17. Кумир Раскольникова.

18. Предмет, который Раскольников закладывал у Алёны Ивановны

Задание 5. Работа с иллюстрациями к роману.

Рассмотрите, как изобразили художники Д.А.Шмаринов и П.М.Боклевский Родиона Раскольникова. Какие черты характера героя и особенности его облика акцентированы в иллюстрациях? Найдите портретные характеристики героя в тексте романа и запишите их. Какой из портретов наиболее соответствует тому, как вы представляете себе Раскольникова? Обоснуйте свой ответ.       

Раскольников. Д.Шмаринов
Раскольников в своей комнате.П.М. Боклевский
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2.Как вы думаете, в какой момент развития действия изображен Раскольников на иллюстрацииД.А.Шмаринова? Подтвердите свой ответ текстом романа.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Соня Мармеладова. Художник Д. Шмаринов.
3.Рассмотрите, как изобразил Соню Мармеладову художник Д.А.Шмаринов. какие черты характера и особенности облика героини акцентировал художник? Найдите портретные характеристики героини в тексте романа и запишите их. Совпадает ли видение художника с вашим представлением о Соне? Обоснуйте свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.Рассмотрите иллюстрацию М.В.Добужинского «Раскольников и Соня». Какой эпизод романа нашел отражение в этой иллюстрации? Найдите и выпишите соответствующий фрагмент текста. На чем акцентировал внимание художник в этой сцене? Как изображены персонажи? Какие художественные средства использовал художник для передачи эмоциональной и смысловой сути эпизода?

. Раскольников у Сони. Художник М. Добужинский  
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

5.Можно ли, на ваш взгляд, говорить о том, что иллюстрации Д.А.Шмаринова и М.В.Добужинского передают драматизм и напряжение романа, надрыв в душах героев? Обоснуйте свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Лев Николаевич Толстой


Задание 1. Опираясь на знание фактов жизни Л.Н.Толстого, прокомментируйте слова великого человека и писателя: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. И той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

 Используйте тематический словарик: суть предназначения человека; нравственная сила человека; стремление к самосовершенствованию; пополнять знания; закалять волю; стремиться к идеалу; служение людям; жизненное кредо; преодоление слабостей; беспощадный анализ своего поведения; никогда не прекращающаяся внутренняя работа.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. «Структура романа «Война и мир»»

  Промежуток времени, описанный в каждой части
1 том  
2 том  
3 том  
4 том  
эпилог  

 

Задание 3. Пользуясь литературоведческим словарем, дайте определение понятию

Роман-эпопея ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. «Отличие романа от романа-эпопеи»

  «Отцы и дети» Тургенева «Война и мир» Толстого
Картины русской истории    
Количество  героев    
Герои вымышленные    
Исторические деятели    
Протяженность во времени    
Охват пространства    
Что лежит в основе сюжета    

 

Задание 5. «Система образов романа»

Лагерь «мира» Лагерь «войны» Спорные случаи
     
     
     
     
     
     
     

 

Задание 6. Из толкового словаря выпишите определение понятий

Мир_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Война_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объясните смысл названия романа.

_____________________________________________________


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.