Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-01-29 | 285 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.
Прочитайте стихотворение. Каково его настроение?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите композиционные части стихотворения.
Определите тип рифмы стихотворения
___________________________________________________________________
Выпишите из стихотворения
эпитеты__________________________________________________________________________________________________________________________________, олицетворения________________________________________________________________________________________________________________________________, восклицания_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, сравнения____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как вы думаете, внезапное появление в финале эпитета «последняя песня» нарушает гармонию стихотворения, уничтожает его восторженную интонацию? Или «последняя песня» - это закономерный итог жизни лирического героя, растворяющегося в природе, приемлющего ее законы с благодарностью и благоговением?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Викторина по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
I. Биографический блок.
Какую деятельность Тютчев успешно сочетал с поэтическим творчеством в течение всей жизни?
____________________________________________________________________
Как связаны между собой два стихотворения Тютчева: «Я помню время золотое...» и «Я встретил вас – и все былое...»?
________________________________________
Политические убеждения Тютчева.
________________________________________
Кому посвящено стихотворение Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний...» 1842 г?
______________________________________________________________________
Какую роль сыграла Е.А. Денисьева в жизни Тютчева?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем состоит особенность общественного признания поэтического таланта Тютчева? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите темы лирики Тютчева.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему сын русского дворянина А.Н. Шеншина прославился в России под немецкой фамилией Фет?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какое высшее учебное заведение окончили Фет и Тютчев?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему несколько лет жизни Фета были связаны с армией?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
На каком поприще, кроме творчества, Фет достиг успеха?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему любовная лирика Фета пронизана мотивами грусти, воспоминаниями о невозвратимом былом?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
С каким русским писателем был дружен Фет?
_______________________________
Назовите циклы стихотворений Фета о связи человека и природы.
______________________________________________________________________
Какое стихотворение Фета вызвало наибольшее количество отрицательных откликов и стало предметом пародий?
______________________________________________________________________
II. Поэтический блок.
Задание: определить автора и (желательно) название стихотворения:
1 | Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь. | 9 | Лениво дышит полдень мглистый; Лениво катится река; И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. |
2 | Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец... | 10 | Тут не одно воспоминанье, – Тут жизнь заговорила вновь... |
3 | Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод… | 11 | Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить... |
4 | О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней | 12 | Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы. |
5 | Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла! | 13 | Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. |
6 | В дымных тучах пурпур розы, Отблеск янтаря... | 14 | Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир. |
7 | Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути. | 15 | Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, – но только песня зреет. |
8 | Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест… |
Николай Алексеевич Некрасов: жизнь и творчество (1821-1878) |
Задание 1. Дополните таблицу.
Тематика стихов | Название стихотворения | Цитата- афоризм |
Тема Родины и народа | ||
Тема поэта и назначения поэзии | ||
Тема матери | ||
Тема природы | ||
Тема города | ||
Тема истории | ||
Тема детства | ||
Тема любви | ||
Тема идеала общественного деятеля и гражданственного служения |
Задание 2. Прочитайте и проанализируйте стихотворения Н.А.Некрасова
«Еду ли ночью по улице темной…»
Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день -
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Сердце сожмется мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты - другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась - ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной...
Помнишь ли день, как, больной и голодный,
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки,
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал - и пронзительно звонок
Был его крик... Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребенок...
Бедная, слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба -
Вместе свезут и положат рядком...
В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоем совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.
Голод мучительный мы утолили,
В комнате темной зажгли огонек,
Сына одели и в гроб положили...
Случай нас выручил? Бог ли с помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был...
Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной
И роковая свершится судьба?
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебе назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья -
И бесполезно замрут!..
Каким настроением проникнуто это стихотворение?
______________________________________________________________________
Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, реквием, жанровая сцена, баллада)?
Докажите примерами из текста, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой единственный выход находит героиня из нищеты и горя?
______________________________________________________________________
Выпишите из стихотворения отрицания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какую семантическую функцию они выполняют?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
За что упрекает себя лирический герой стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребенка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как случай из «частной жизни» помогает понять драматизм мира, в котором живут люди? Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему мир беспощаден к ним?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите ключевые слова в каждой части стихотворения. Как они связаны с поздним прозрением лирического субъекта? Как он оценивает свою «неудачную» любовь? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Элегия»
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?…
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..
Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы -
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»
Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа
Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX века?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как поэт определяет тему стихотворения (подчеркните в тексте стихотворения)
Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите
восклицания_______________________________________________________________________риторические вопросы ______________________________________________
эпитеты_______________________________________________________________,
сравнения_____________________________________________________________, оксюморон____________________________________________________________,
антитезу_______________________________________________________________
Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как Некрасов и Пушкин решают для себя проблему предназначения поэта? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо»
Перечислите главы поэмы и годы их издания ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пользуясь литературоведческим словарем, дайте определение понятиям
Поэма –
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпопея –
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Докажите, что «Кому на Руси жить хорошо» — это поэма-эпопея.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ О ком из героев идет речь?
1.«Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле…»
2.«Мужик с одышкою,
расслабленный, худой
(Нос вострый, как у мертвого,
Как грабли руки тощие,
Как спицы ноги длинные,
Не человек – комар)».
3.«… был хрупок на ноги,
Высок и тощ до крайности;
На нем сюртук с медалями
Висел, как на шесте».
4.«Мужик сырой, особенный,
Головка не поклончива».
5.«… кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигаркой во рту».
6.«Через леса дремучие,
Через болота топкие
Пешком пришел, шельмец!
Один, как перст: фуражечка
Да тросточка, а в тросточке
Для уженья снаряд.
И был сначала тихонькой…»
7.«Худой, как зайцы зимние…
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И – разные глаза…»
8.«Носил рубаху красную,
Поддевочку суконную,
Смазные сапоги;
Пел складно песни русские
И слушать их любил».
9.«К нему подходишь к первому,
А он и посоветует,
И справку наведет;
Где хватит силы – выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!»
10.«С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженой,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал…»
11. «Осанистая женщина,
Широкая и плотная…
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла».
12. «Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красоты.
… кость широкая,
Но сильно исхудалое
Лицо…»
Какие лучшие и худшие черты русского национального характера изображает Некрасов в поэме? Что можно сказать о художественном методе изображения действительности в поэме?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какова фольклорная основа поэмы? Проиллюстрируйте свои суждения текстом. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проанализируйте лексику, синтаксические обороты, поэтические интонации народной речи, воплощенные в поэме, ее ритмические особенности. Каковы смысловые функции этих художественных приемов?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
М.Е.Салтыков-Щедрин |
Задание 1. Пользуясь литературоведческим словарем, дайте определение следующим понятиям:
Ирония ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, Сарказм_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, Гротеск__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, Иносказание_________________________________________________________________________________________________________________________________, Гипербола___________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. «Общие и отличительные черты сказок Салтыкова-Щедрина и народных сказок»
Сказки Салтыкова-Щедрина | Народные сказки |
Общие черты | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Отличительные черты | |
«Сказки Салтыкова-Щедрина»
Проблематика | Название сказок | Художественные особенности |
Самодержавие и угнетенный народ | ||
Отношения мужика и барина | ||
Положение народа | ||
Подлость буржуазии | ||
Трусость обывателя | ||
Правдоискательство |
Задание 3. Прочитайте любую сказку Салтыкова-Щедрина. Проанализируйте ее.
Название сказки
Основная тема сказки (о чем?).
_______________________________________________
Главная мысль сказки (зачем?).
_______________________________________________
Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности образов сказки:
А) образы-символы
__________________________________________________________________
Б) своеобразие животных
__________________________________________________________________
В) близость к народным сказкам
__________________________________________________________________
Выпишите из текста сказки примеры
иронии _____________________________________________________________,
гиперболы _____________________________________________________________, гротеска _______________________________________________________________
Каковы функции этих приемов в сказках?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соединение фольклорного, фантастического и реального.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведите примеры смешения различных стилевых планов в пределах одной сказки (нейтральная лексика, просторечия, сказочные обороты, канцеляризмы и др.).для чего сатирик использует этот прием?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследователи творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина отмечают в его сказках сплав сказки и басни. Свободная форма подачи материала, сказочный сюжет, волшебные превращения, место и время действия (в некотором царстве…, некогда) – сказочная линия. Герои же не сказочные, а аллегорические. Это сатирические маски басен, где волки, зайцы, орлы, пескари и т.д. не принадлежат живому миру. Подтвердите (или опровергните) это примерами из сказки. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Работа с иллюстрациями к «Истории одного города»
Рассмотрите иллюстрации к роману «История одного города» - галерею градоначальников. Найдите в произведении описания изображенных градоначальников и выпишите их.
Кукрыниксы. «Органчик-Брудастый
и письмоводитель в кабинете».
Кукрыниксы.«Угрюм-Бурчеев марширует».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кукрыниксы.
Бородавкин. Ре-ми. Майор Иван Пантелеевич Прыщ
Какое впечатление производят портреты градоначальников? Удалось ли художникам передать ощущение абсурдности и нелепости того, что к власти приходят подобные типы? Обоснуйте свой ответ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли назвать портреты градоначальников карикатурными? Почему? Присутствует ли карикатурность в щедринских описаниях градоначальников? Обоснуйте свой ответ.
__________________________________________________________________________________Присутствуют ли в иллюстрациях такие художественные приемы, как гипербола и гротеск? В чем они выражаются?
__________________________________________________________________________________
Фёдор Михайлович Достоевский: жизнь и творчество (1821-1881) |
Задание1. Напишите, пользуясь словами и словосочетаниями, как повлияла на личность и творчество Ф.М. Достоевского казнь на Семеновском плацу.
Он был осужден на «смертную казнь расстрелянием»; холодный декабрьский день; Семеновский плац; «там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, преломили над головой шпаги … жить мне оставалось не более минуты…»; в последнюю минуту сообщили об отмене казни; они вынесли те «ужасные, безмерно страшные минуты ожидания смерти»; «жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла бы быть веком счастья…».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.Выпишите из текста романа «Преступления и наказание» цитаты, характеризующие интерьеры, в которых живут герои, пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни.
Каморка Раскольникова
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Комната Сони Мармеладовой
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комната Мармеладовых
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трактиры__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Катерина Ивановна с детьми на улице
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание улиц Петербурга
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Панорама Петербурга с Николаевского моста
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сцены уличной жизни
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. По портрету определите героя романа.
1. Молодой человек был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.
_______________________________
2.Она была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.
______________________________
3.Наружность его была выразительная - высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача.
______________________________
4.Она была замечательно хороша собой - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, не отнимало у её движений мягкости и грациозности.
___________________________
5. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом.
___________________________
6. Это был человек лет уж за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки.
___________________________
7. Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками... Глаза её блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо... Раскольникову она показалась лет тридцати.
__________________________
Девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмаках, и держала себя чистоплотно... Смуглая такая, точно солдат переряженный... У неё такое доброе лицо и глаза... А улыбка у ней даже очень хорошая.
__________________________
Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светло выбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчёсанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида...
____________________________
10. Лицо её всё ещё сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась моложе своих лет. Волосы ее уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щёки впали и высохли от заботы и горя, и всё-таки это лицо было прекрасно.
Задание 4. Решите кроссворд.
По горизонтали:
4. Имя Мармеладова.
5. Имя Лужина в переводе с греческого и, кроме того, деталь произведения, связанная и с Раскольниковым: именно туда он спрятал украденные вещи.
7. Жанр «Преступления и наказания».
10. Принцип, согласно М.М. Бахтину, лежащий в основе «Преступления и наказания» (по М.М. Бахтину).
12. Одно из наименований комнаты Раскольникова.
14. Один из важнейших композиционных элементов «Преступления и наказания»: эпизод, играющий большую роль в раскрытии характера Раскольникова.
15. Книга, читаемая на каторге Раскольниковым и сыгравшая существенную роль в жизни самого Достоевского.
19. Герой, противопоставленный другому, непримиримый противник.
20. Орудие убийства Раскольникова.
По вертикали:
1. Один из «двойников» Раскольникова.
2. Площадь в Петербурге, одно из мест действия «Преступления и наказания».
3. Элемент авторского повествования в произведении: описание помещения.
6. Страна, в которую «собирался поехать» Свидригайлов.
8. Имя героя, который взял на себя вину Раскольникова.
9. Имя сестры старухи-процентщицы.
11. Имя следователя, занимавшегося делом об убийстве Алёны Ивановны.
13. Религиозная деталь, имеющая в романе символическое значение.
16. Время года, в которое происходит действие произведения.
17. Кумир Раскольникова.
18. Предмет, который Раскольников закладывал у Алёны Ивановны
Задание 5. Работа с иллюстрациями к роману.
Рассмотрите, как изобразили художники Д.А.Шмаринов и П.М.Боклевский Родиона Раскольникова. Какие черты характера героя и особенности его облика акцентированы в иллюстрациях? Найдите портретные характеристики героя в тексте романа и запишите их. Какой из портретов наиболее соответствует тому, как вы представляете себе Раскольникова? Обоснуйте свой ответ.
Раскольников. Д.Шмаринов |
Раскольников в своей комнате.П.М. Боклевский |
2.Как вы думаете, в какой момент развития действия изображен Раскольников на иллюстрацииД.А.Шмаринова? Подтвердите свой ответ текстом романа.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соня Мармеладова. Художник Д. Шмаринов. |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Рассмотрите иллюстрацию М.В.Добужинского «Раскольников и Соня». Какой эпизод романа нашел отражение в этой иллюстрации? Найдите и выпишите соответствующий фрагмент текста. На чем акцентировал внимание художник в этой сцене? Как изображены персонажи? Какие художественные средства использовал художник для передачи эмоциональной и смысловой сути эпизода?
. Раскольников у Сони. Художник М. Добужинский |
5.Можно ли, на ваш взгляд, говорить о том, что иллюстрации Д.А.Шмаринова и М.В.Добужинского передают драматизм и напряжение романа, надрыв в душах героев? Обоснуйте свой ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лев Николаевич Толстой |
Задание 1. Опираясь на знание фактов жизни Л.Н.Толстого, прокомментируйте слова великого человека и писателя: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. И той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».
Используйте тематический словарик: суть предназначения человека; нравственная сила человека; стремление к самосовершенствованию; пополнять знания; закалять волю; стремиться к идеалу; служение людям; жизненное кредо; преодоление слабостей; беспощадный анализ своего поведения; никогда не прекращающаяся внутренняя работа.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. «Структура романа «Война и мир»»
Промежуток времени, описанный в каждой части | |
1 том | |
2 том | |
3 том | |
4 том | |
эпилог |
Задание 3. Пользуясь литературоведческим словарем, дайте определение понятию
Роман-эпопея ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. «Отличие романа от романа-эпопеи»
«Отцы и дети» Тургенева | «Война и мир» Толстого | |
Картины русской истории | ||
Количество героев | ||
Герои вымышленные | ||
Исторические деятели | ||
Протяженность во времени | ||
Охват пространства | ||
Что лежит в основе сюжета |
Задание 5. «Система образов романа»
Лагерь «мира» | Лагерь «войны» | Спорные случаи |
Задание 6. Из толкового словаря выпишите определение понятий
Мир_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Война_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясните смысл названия романа.
_____________________________________________________
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!