Работа над выразительностью речи: дикцией. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Работа над выразительностью речи: дикцией.

2021-01-29 76
Работа над выразительностью речи: дикцией. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выступление

«Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами».

 

 

(Семинар-практикум методического объединения школы молодого логопеда

ДОО Авиастроительного и Ново-Савиновского районов на тему: «Коррекционная работа над интонационной выразительностью речи

у детей с тяжелыми нарушениями речи»)

 

Биксон Ирина Георгиевна

Учитель-логопед

1 квалификационной

категории

МБДОУ «Детский сад 172

компенсирующего вида»

 

Казань – 2019

Работа над выразительностью речи: дикцией.


Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является.

Сл 1. Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки.

Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Однако, у дошкольников, имеющих различные речевые дефекты, наряду с нарушением фонетико-фонематической стороны речи, бедностью словаря, трудностью построения фразы, аграмматизмами, наблюдается нарушение целого ряда просодических компонентов речи недостаточное понимание значения слов, фразеологических оборотов речи Р ечевое дыхание, интонация, темп, ритм, мелодика, дикция, тембр, мимика, ударение, пауза, рифмовка.  Отсюда – монотонная невыразительная речь.

Сл 3. В процессе работы выявляются:

Причины этого могут быть различны: (на экране)

- вялые, не энергичные, неточные движения губ и языка,

- малая подвижность нижней челюсти, из-за чего у ребенка недостаточно открывается рот и не расчлененно звучат гласные.

- гнусавость, назализация речи,

- человек разговаривает сквозь зубы из-за гиперкинеза,

- следствия родовой или иной травмы, приводящей к зажиму нервных окончаний черепно-мозговых нервов и т. д.

- Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координации движений рече-двигательного аппарата при образовании согласных звуков.

- правильность речи окружающих, ее темпо-ритмической стороны.

Сл 4. Следует отметить, что нечетная дикция наблюдается у детей со следующими симптомами, которые видны на экране. (неустойчивым вниманием, легко возбудимых, которые не могут сосредоточиться на речи говорящих, у которых недостаточно развит самоконтроль.)

Речь таких детей недостаточно четкая, смазанная; они не всегда ясно произносят окончания слогов, фраз! Постепенное воспитание у ребенка умения внимательно слушать речь окружающих и свою, развитие речевого дыхания; артикуляции и овладение голосом улучшает у ребенка и дикцию.

Сл 5. Работа над дикцией должна вестись в 3 следующих направлениях:

- развитие слухового внимания и фонематического слуха

- развитие и укрепление артикуляционного аппарата

- формирование мимической пластики.

В коррекционных группах используются различные виды работ проводимые как специалистами., так и воспитателями (см.экран).

В структуру коррекционных занятий, включают игры с мячом, элементы логоритмики, физкультминутки с речью, которые вы наблюдали на просмотренных занятиях. Они дают возможность задействовать те участки их мозга, которые раньше не участвовали в обучении и решить проблему неуспешности. Работе по развитию артикуляционной мускулатуры предшествуют упражнения, направленные на формирование способности произвольно выполнять дифференцированные мимические движения и осуществлять за ними контроль.

В процессе работы используется различные приемы для устранения причин нарушения дикции.

Поставить голос, улучшить произношение возможно, регулярно, ежедневно выполняя упражнения в течение 1 – 2 месяцев.

Упражнения для выработки дикции выполняют только после отработки упражнений по постановке дыхания, которые ориентированы на исключение общераспространенных ошибок в произношении, вызванные малой развитостью аппарата речи.

У логопедов должна быть безупречная дикция. Поэтому предлагаем всем познакомиться с некоторыми упражнениями и проделать их вместе.

Сл.7. Податливое небо

Для улучшения работы небной занавески:

· Отклоните назад голову и ополаскивая гортань воздухом, произносим протяженно звук «М», но не выставляйте нижнюю челюсть.

· Постарайтесь сделать зевок с закрытым ртом.

· Вдохните воздух носом и втяните щеки, кроме того челюсть потуплена, а губы в сжатом состоянии, на выдохе вытягивайте звук «М».

Сл.12. Очень действенная техника получила название «голосовое распевание», которая помогает выработать полетность голоса, правильный экономический выдох и закрепить правильную артикуляцию. Выберите и пропойте любой понравившейся стих, используя сначала исключительно гласные буквы, а потом лишь согласные.

Для работы по укреплению и развитию голоса рекомендуется произнесение гласных звуков в различных сочетаниях. В этих упражнениях логопед должен следить за артикуляцией!!! Звуки распеваются на мягкой атаке:


1

· а, и, о, у, ы

· е, я, ё, ю

2

· и-э, и-а, и-о, и-у

· э-о, э-у, э-а, э-и

· а-о, а-у, а-и, а-ы

· о-ы, о-и, о-э, о-у

· у-о, у-и, у-ы, у-а

3

· а, э, и, о, у, ы

· э, и, о, у, ы, а

· и, о, у, ы, а, э

· о, у, ы, а, э, и

· у, ы, а, э, и, о

4

· и́эаоуы (под ударением первый звук)

· иэ́аоуы (под ударением второй звук)

· иэа́оуы (под ударением третий звук)

· иэао́уы (под ударением четвертый звук)

· иэаоу́ы (под ударением пятый звук)

· иэаоуы ́ (под ударением шестой звук


Найдя правильное голосовое и благозвучное начало (чистый, ясный звук без всякого напряжения), следует произносить эти сочетания в различном темпе, усиливая и ослабляя, повышая и понижая голос в процессе упражнения. Надо представить, что ваш голос бьется в купол черепа и летит далеко, как снежный комок, а вы его подталкиваете голосом.

Те же упражнения по технике речи можно проделывать, упражняя голос и дыхание на сонорных согласных звуках м, н, л, в сочетании с гласными и, э, а, о, у, ы, которые вы видите на экране.


Для выработки четкой и ясной дикции большую пользу могут принести упражнения по технике речи, смысл которых заключается в активном и отчетливом произнесении следующих таблиц. Их много.


Кроме того, для выработки четкой и ясной дикции могут быть использованы скороговорки и чистоговорки.

На занятиях логопеда по коррекции звуков, дикция отрабатывается с помощью специального речевого материала:

— шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы»),

- потешки,

- поговорки,

- фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»),

- упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).

Для совершенствования дикции используются чисто- и скороговорки.

Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки-чистоговорки с применением игрушек, картинок: «Му-му-му, молока кому?», «Ко-ко-ко, не ходите далеко!», «У зайки Бубы заболели зубы».

Скороговорка — труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах.

Например, полезны чистоговорки, построенные на дифференциации звуков: «Собака Том сторожит дом», «Цу-чу-цу-чу-чу, на ракете я лечу».

Цель использования чистоговорок и скороговорок - тренировка дикционного аппарата — определяет методику преподнесения ее детям на занятиях. Новую скороговорку произносим наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читаем ее несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями.

Логопед может поставить перед детьми учебную задачу — послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее (если текст очень легкий, этот момент можно опустить).

· Раз дрова, два дрова, три дрова.

· Проворонила ворона вороненка.

· От топота копыт пыль по полю летит.

· Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.

· «Расскажи мне про покупку».

— «Про какую про покупку?»

— «Про покупку, про покупку, про покупочку свою!»

Все приведенные таблицы, скороговорки и чистоговорки читаются сначала без участия голоса, при помощи одних лишь движений губ и языка, а затем вслух по нескольку раз подряд, в различном темпе.

Важно, чтобы упражнения в чтении таблиц и скороговорок сочетались с правильным дыханием. Для этого необходимо добирать воздух после каждой прочитанной строки или скороговорки.

Если текст легкий и дети сразу им овладели, можно разнообразить задания: предложить произнести заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, можно менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям — подгруппами.

Все эти приемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание.

Работа по формированию интонационной выразительности речи затрагивает всю деятельность дошкольников в детском саду, ведется на всех занятиях: учителя - логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях. Интегрированный подход к данной теме способствует сочетанию традиционных и нетрадиционных методов, стимулирующих речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Выступление

«Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами».

 

 

(Семинар-практикум методического объединения школы молодого логопеда

ДОО Авиастроительного и Ново-Савиновского районов на тему: «Коррекционная работа над интонационной выразительностью речи

у детей с тяжелыми нарушениями речи»)

 

Биксон Ирина Георгиевна

Учитель-логопед

1 квалификационной

категории

МБДОУ «Детский сад 172

компенсирующего вида»

 

Казань – 2019

Работа над выразительностью речи: дикцией.


Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является.

Сл 1. Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки.

Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Однако, у дошкольников, имеющих различные речевые дефекты, наряду с нарушением фонетико-фонематической стороны речи, бедностью словаря, трудностью построения фразы, аграмматизмами, наблюдается нарушение целого ряда просодических компонентов речи недостаточное понимание значения слов, фразеологических оборотов речи Р ечевое дыхание, интонация, темп, ритм, мелодика, дикция, тембр, мимика, ударение, пауза, рифмовка.  Отсюда – монотонная невыразительная речь.

Сл 3. В процессе работы выявляются:


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.