Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-01-29 | 76 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Выступление
«Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами».
(Семинар-практикум методического объединения школы молодого логопеда
ДОО Авиастроительного и Ново-Савиновского районов на тему: «Коррекционная работа над интонационной выразительностью речи
у детей с тяжелыми нарушениями речи»)
Биксон Ирина Георгиевна
Учитель-логопед
1 квалификационной
категории
МБДОУ «Детский сад 172
компенсирующего вида»
Казань – 2019
Работа над выразительностью речи: дикцией.
Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является.
Сл 1. Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки.
Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Однако, у дошкольников, имеющих различные речевые дефекты, наряду с нарушением фонетико-фонематической стороны речи, бедностью словаря, трудностью построения фразы, аграмматизмами, наблюдается нарушение целого ряда просодических компонентов речи недостаточное понимание значения слов, фразеологических оборотов речи Р ечевое дыхание, интонация, темп, ритм, мелодика, дикция, тембр, мимика, ударение, пауза, рифмовка. Отсюда – монотонная невыразительная речь.
Сл 3. В процессе работы выявляются:
Причины этого могут быть различны: (на экране)
- вялые, не энергичные, неточные движения губ и языка,
- малая подвижность нижней челюсти, из-за чего у ребенка недостаточно открывается рот и не расчлененно звучат гласные.
|
- гнусавость, назализация речи,
- человек разговаривает сквозь зубы из-за гиперкинеза,
- следствия родовой или иной травмы, приводящей к зажиму нервных окончаний черепно-мозговых нервов и т. д.
- Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координации движений рече-двигательного аппарата при образовании согласных звуков.
- правильность речи окружающих, ее темпо-ритмической стороны.
Сл 4. Следует отметить, что нечетная дикция наблюдается у детей со следующими симптомами, которые видны на экране. (неустойчивым вниманием, легко возбудимых, которые не могут сосредоточиться на речи говорящих, у которых недостаточно развит самоконтроль.)
Речь таких детей недостаточно четкая, смазанная; они не всегда ясно произносят окончания слогов, фраз! Постепенное воспитание у ребенка умения внимательно слушать речь окружающих и свою, развитие речевого дыхания; артикуляции и овладение голосом улучшает у ребенка и дикцию.
Сл 5. Работа над дикцией должна вестись в 3 следующих направлениях:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха
- развитие и укрепление артикуляционного аппарата
- формирование мимической пластики.
В коррекционных группах используются различные виды работ проводимые как специалистами., так и воспитателями (см.экран).
В структуру коррекционных занятий, включают игры с мячом, элементы логоритмики, физкультминутки с речью, которые вы наблюдали на просмотренных занятиях. Они дают возможность задействовать те участки их мозга, которые раньше не участвовали в обучении и решить проблему неуспешности. Работе по развитию артикуляционной мускулатуры предшествуют упражнения, направленные на формирование способности произвольно выполнять дифференцированные мимические движения и осуществлять за ними контроль.
В процессе работы используется различные приемы для устранения причин нарушения дикции.
|
Поставить голос, улучшить произношение возможно, регулярно, ежедневно выполняя упражнения в течение 1 – 2 месяцев.
Упражнения для выработки дикции выполняют только после отработки упражнений по постановке дыхания, которые ориентированы на исключение общераспространенных ошибок в произношении, вызванные малой развитостью аппарата речи.
У логопедов должна быть безупречная дикция. Поэтому предлагаем всем познакомиться с некоторыми упражнениями и проделать их вместе.
Сл.7. Податливое небо
Для улучшения работы небной занавески:
· Отклоните назад голову и ополаскивая гортань воздухом, произносим протяженно звук «М», но не выставляйте нижнюю челюсть.
· Постарайтесь сделать зевок с закрытым ртом.
· Вдохните воздух носом и втяните щеки, кроме того челюсть потуплена, а губы в сжатом состоянии, на выдохе вытягивайте звук «М».
Сл.12. Очень действенная техника получила название «голосовое распевание», которая помогает выработать полетность голоса, правильный экономический выдох и закрепить правильную артикуляцию. Выберите и пропойте любой понравившейся стих, используя сначала исключительно гласные буквы, а потом лишь согласные.
Для работы по укреплению и развитию голоса рекомендуется произнесение гласных звуков в различных сочетаниях. В этих упражнениях логопед должен следить за артикуляцией!!! Звуки распеваются на мягкой атаке:
1
· а, и, о, у, ы
· е, я, ё, ю
2
· и-э, и-а, и-о, и-у
· э-о, э-у, э-а, э-и
· а-о, а-у, а-и, а-ы
· о-ы, о-и, о-э, о-у
· у-о, у-и, у-ы, у-а
3
· а, э, и, о, у, ы
· э, и, о, у, ы, а
· и, о, у, ы, а, э
· о, у, ы, а, э, и
· у, ы, а, э, и, о
4
· и́эаоуы (под ударением первый звук)
· иэ́аоуы (под ударением второй звук)
· иэа́оуы (под ударением третий звук)
· иэао́уы (под ударением четвертый звук)
· иэаоу́ы (под ударением пятый звук)
· иэаоуы ́ (под ударением шестой звук
Найдя правильное голосовое и благозвучное начало (чистый, ясный звук без всякого напряжения), следует произносить эти сочетания в различном темпе, усиливая и ослабляя, повышая и понижая голос в процессе упражнения. Надо представить, что ваш голос бьется в купол черепа и летит далеко, как снежный комок, а вы его подталкиваете голосом.
Те же упражнения по технике речи можно проделывать, упражняя голос и дыхание на сонорных согласных звуках м, н, л, в сочетании с гласными и, э, а, о, у, ы, которые вы видите на экране.
|
Для выработки четкой и ясной дикции большую пользу могут принести упражнения по технике речи, смысл которых заключается в активном и отчетливом произнесении следующих таблиц. Их много.
Кроме того, для выработки четкой и ясной дикции могут быть использованы скороговорки и чистоговорки.
На занятиях логопеда по коррекции звуков, дикция отрабатывается с помощью специального речевого материала:
— шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы»),
- потешки,
- поговорки,
- фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»),
- упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).
Для совершенствования дикции используются чисто- и скороговорки.
Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки-чистоговорки с применением игрушек, картинок: «Му-му-му, молока кому?», «Ко-ко-ко, не ходите далеко!», «У зайки Бубы заболели зубы».
Скороговорка — труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах.
Например, полезны чистоговорки, построенные на дифференциации звуков: «Собака Том сторожит дом», «Цу-чу-цу-чу-чу, на ракете я лечу».
Цель использования чистоговорок и скороговорок - тренировка дикционного аппарата — определяет методику преподнесения ее детям на занятиях. Новую скороговорку произносим наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читаем ее несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями.
Логопед может поставить перед детьми учебную задачу — послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее (если текст очень легкий, этот момент можно опустить).
|
· Раз дрова, два дрова, три дрова.
· Проворонила ворона вороненка.
· От топота копыт пыль по полю летит.
· Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
· «Расскажи мне про покупку».
— «Про какую про покупку?»
— «Про покупку, про покупку, про покупочку свою!»
Все приведенные таблицы, скороговорки и чистоговорки читаются сначала без участия голоса, при помощи одних лишь движений губ и языка, а затем вслух по нескольку раз подряд, в различном темпе.
Важно, чтобы упражнения в чтении таблиц и скороговорок сочетались с правильным дыханием. Для этого необходимо добирать воздух после каждой прочитанной строки или скороговорки.
Если текст легкий и дети сразу им овладели, можно разнообразить задания: предложить произнести заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, можно менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям — подгруппами.
Все эти приемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание.
Работа по формированию интонационной выразительности речи затрагивает всю деятельность дошкольников в детском саду, ведется на всех занятиях: учителя - логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях. Интегрированный подход к данной теме способствует сочетанию традиционных и нетрадиционных методов, стимулирующих речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Выступление
«Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами».
(Семинар-практикум методического объединения школы молодого логопеда
ДОО Авиастроительного и Ново-Савиновского районов на тему: «Коррекционная работа над интонационной выразительностью речи
у детей с тяжелыми нарушениями речи»)
Биксон Ирина Георгиевна
Учитель-логопед
1 квалификационной
категории
МБДОУ «Детский сад 172
компенсирующего вида»
Казань – 2019
Работа над выразительностью речи: дикцией.
Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является.
Сл 1. Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки.
Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Однако, у дошкольников, имеющих различные речевые дефекты, наряду с нарушением фонетико-фонематической стороны речи, бедностью словаря, трудностью построения фразы, аграмматизмами, наблюдается нарушение целого ряда просодических компонентов речи недостаточное понимание значения слов, фразеологических оборотов речи Р ечевое дыхание, интонация, темп, ритм, мелодика, дикция, тембр, мимика, ударение, пауза, рифмовка. Отсюда – монотонная невыразительная речь.
Сл 3. В процессе работы выявляются:
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!